Портрет Актрисы Ермоловой

Портрет актрисы Ермоловой считается лучшим в наследии художника.

Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой

Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия». Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168. Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова.

Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. Глаза устремлены вдаль. Сама Мария Николаевна сказала как-то, что театр «выпил её всю». Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. Очень достоверно передана обстановка комнаты.

Судьбы пяти героев 
портретов Валентина 
Серова

Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова

Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале». В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. в зеркале у края холста). Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138.

Как, например, картина «Портрет актрисы М. Н. Ермоловой» (1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. вся ее стройная фигура как бы вырастала. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького.

Автор портрета актрисы 
Ермоловой 5 букв

Автор портрета актрисы Ермоловой 5 букв

Он чувствовал, что должен создать портрет великой актрисы, показать покоряющую силу ее искусства. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. Эта актерская семья ютилась в тесном подвале на окраине Москвы. При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог.

(Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни». Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года).

Портрет актрисы 
Марии Николаевны 
Ермоловой

Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой

В театре пожар. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Но было главное – талант, сила». на которые открывается душа».

Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. Однако общее настроение их картин— разное. Прочитав письмо мужа, говорит:«. В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького.

11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3. Роль артистки Негиной и пьеса «Таланты и поклонники» была написана, как предполагает С. Н. Дурылин, для Ермоловой. номер 28079). Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. От нее веет здоровьем, безмятежностью.

Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. Всех своих детей – четырех сыновей и двух дочерей – он отдал сцене. Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами».

При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Для Серова и его современников— деятелей Серебряного века— актуальной была тема маски: среди творческой интеллигенции того времени большую популярность имели карнавалы, балы-маскарады, театрализованные шоу. Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику». Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11.

Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать «всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной» (К. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. По сюжету, ее героиня отравилась. Это произошло 30 ноября 1870 года, когда внезапно заболевшую Федотову заменила в спектакле «Эмилия Галотти» никому не известная ученица Филармонического училища. Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры.

Серов 1987 Чистая 
Портрет актрисы 
Марии Николаевны

Серов 1987 Чистая Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой, Ермолова

Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Колорит решён всего на сочетании двух цветов: чёрного и серого, но во множестве оттенков. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого слова. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность.

Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. В 1884 году на сцене Малого театра в пьесе Шиллера «Орлеанская дева» роль Жанны д39Арк сыграла актриса, которую после представления вызывали шестьдесят четыре раза.

При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Портрет М. Н. Ермоловой— картина русского художника Валентина Серова, созданная в 1905 году. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. на которые открывается душа». Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.

Размер— 224120см. В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов.

Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. Лицо Ермоловой вдохновенно. Я — Серов. По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам.

По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете». » — а ей отвечают: «Нет, Марья Николаевна, это все вы. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. М. Н.

57-26 Серов 1987 
Портрет актрисы 
Ермоловой

57-26 Серов 1987 Портрет актрисы Ермоловой

Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». С. Станиславский). В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой».

На картине ей 52 года – по нынешним меркам совсем не старая женщина. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой. И. Немирович-Данченко). Серов видел ее словно стоящей на пьедестале.

Сочинение по картине 
Серова «Портрет 
актрисы Ермоловой»

Сочинение по картине Серова «Портрет актрисы Ермоловой»

И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Ее первый бенефис состоялся в 1876 году. Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи.

Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Все это верно, только произошло это не в начале ее сценической карьеры. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол.

Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника». Так рождался эскиз будущего платья. Ермолова была немного выше среднего роста.

Автор портрета актрисы 
Ермоловой 5 букв 
сканворд

Автор портрета актрисы Ермоловой 5 букв сканворд

В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч. Со временем супруги охладели друг к другу и расстались, сохранив дружеские отношения. По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. У его дочери Маши никогда не было букваря: она научилась читать по. Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50.

В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. Картина создает ощущение, что Ермолова стоит на сцене, что вот-вот услышишь ее «низкий грудной голос, проникнутый трепетом нарастающей страсти», «услышишь вопль страдания оскорбленной души или могучий призыв к свободе». По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты».

Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. «Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром». Талант ее заметила молодежь с галерки, когда двадцатилетняя актриса исполнила роль Катерины в «Грозе» – роль, в которой она будет неподражаема еще много лет. В 80-90-е годы XIX века актриса создала галерею образов своих современниц, которых стали называть «ермоловскими женщинами». Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста».

Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. когда дело касалось ее блестящего артистического будущего. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15. Но главным остаётся лицо— красивое, гордое, отрешённое от всего мелочного и суетного.

  1. Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
  2. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  3. Мария Ермолова: «Всё навыворот: порнография, безумие – вот литература и театр нашего времени»
  4. Звезда из прошлого – Мария Николаевна Ермолова (1853-1928)
  5. Критики о творчествеВалентина Серова
  6. Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
  7. Серов Валентин Александрович (художник)
  8. Добавить комментарий Отменить ответ

Его отставка была принята в мае 1905 года56.

В 1905 году картина была представлена на Таврической выставке, организованной Сергеем Дягилевым и проходившей с 6 марта по 26 сентября в Таврическом дворце17. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры. Знал, что сценические подмостки были для Ермоловой общественной трибуной, откуда она произносила слова, «палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету» (Вл. Но этот спектакль не принес ей успеха. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. 3.

  1. Литературный портфельчик Искуссницы
  2. Общееколичествопросмотровстраницы
  3. ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ АКТРИСА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА
  4. По московским местам Марии Ермоловой
  5. «Заслуга перед русским искусством»

По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. В образе актрисы художник стремился показать те черты, которые ему казались идеальными и были связаны с гуманистическими традициями русской культуры. А на сцене.

Портрет артистки 
Марии Николаевны 
Ермоловой

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти. К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. Это памятник Ермоловой. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». 4.

Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. А. Яблоч-кина). В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок.

С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке.

На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику». Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой».

Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Не замечая подлога, наивная Мария Николаевна вытирала счастливые слезы. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов».

Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы. С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв. Причиной ранней смерти Серова стал приступ стенокардии. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада».

Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. Отец Ермоловой попросил известного педагога Ивана Самарина позаниматься с девочкой. Руки совсем не слушались. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук.

Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было» (А. Это памятник Ермоловой. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл».

А это ему и нужно было: он задумал портрет торжественный, даже в некоторой степени символический, наподобие величественной скульптуры. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов». Монолог ледиМакбет волновал, мучил. И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил».

Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств». Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. Удивив зрителей редкой искренностью и темпераментом в трагедийной роли, Ермолова несколько лет оставалась в тени. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце».

Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке) они работали почти одновременно. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8.

Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Премьера «Эмилии Галотти» прошла в январе 1870 года. Архитектор Федор Шехтель, увидев работу, сказал, что: «Это памятник Ермоловой. ». В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке». В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.

Долгое время он имел в московской среде плохую репутацию— по одной из легенд, в его стенах произошло убийство на почве ревности. Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов». Не люблю выставляться напоказ. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя.

По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. Многое было очень плохо, – и не совсем понятно и некрасиво особенно жесты. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций.

Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). На сцене перед нами стояла артистка одухотворенная, вдохновенная. Эти годы Мария Ермолова в дальнейшем называла самыми тяжелыми в своей жизни. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344.

В этот день на русской сцене произошло рождение новой трагической артистки». Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Его отставка была принята в мае 1905 года. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде». Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца». Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой».

По настроению работы двух художников отличаются, но в них заметно использование одних и тех же приёмов. В 2015 году в Государственной Третьяковской галерее был организован специальный выставочный проект, приуроченный к 150-летию со дня рождения Валентина Александровича Серова. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса.

За картину художник получил 1000 рублей. За картину художник получил 1000 рублей. Каждая ваша роль – открытие новых сокровищ женской души». Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы.

Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серову. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона.

В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. Позже она вспоминала: «Боже. В 1920 году кружок прекратил своё существование и вместе с частью его собрания портрет стал собственностью Малого театра. На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы.

Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. Королем ты будешь. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118.

В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком. Вы насчет портрета. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном».

Она всегда умела выбрать себе костюм искусно подобрать его цветовую гамму. Портрет Лескова— не парадный, как у Ермоловой, а скорее, камерный тем не менее они объединены желанием художника раскрыть насыщенную внутреннюю жизнь своих героев. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов.

Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера».

Например, после своего любимого спектакля «Орлеанская дева», где Ермолова с блеском и страстью играла главную роль, она два дня лежала, не вставая. Скончался Николай Алексеевич в 1886 году от чахотки. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв». Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий.

Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля. «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». Ушла без страданий: просто впала в тихое забытье и, не приходя в сознание, умерла во сне. Работал напряженно. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62.

По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период. Он написан на фоне зеркала с отражением в нем интерьера и фрагмента потолка. За пятьдесят лет Мария Ермолова создала более трехсот сценических образов. Дед Марии Ермоловой, крепостной музыкант играл на скрипке в помещичьем оркестре. Но ее уделом все-таки явилась трагедия.

Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек. Колористическая гамма строится на тонких, рассчитанных на острый глаз зрителя, оттенках фиолетового цвета, который с разной интенсивностью звучит в фоне, в паркете пола, в цвете платья. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции.

Важную роль играет высота пола. В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. Появляясь в театре за два часа до спектакля, неторопливо гримировалась и долго настраивалась на «нужную тональность». В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским.

/ Нарядить— от Ламановой». В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым. Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее.

В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры». Так животом вперёд и стоит на портрете Серова».

Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости».

Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Заложенные им представления о ракурсах, цветах и фактуре оказали влияние на творчество художников следующего поколения77.

Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет. Шаляпин, с трудом сдерживая накопившиеся эмоции инстинктивно пытается освободить горло от душащего его концертного воротничка его глаза темны от избытка чувств. В девять лет Ермолову отдали в Московское театральное училище. В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Это произведение Серова вызывает чувство прекрасного. илл. ).

Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». Здесь девочка проучилась девять лет, не находя в себе ни малейшего призвания к танцу. Режиссёр никогда не наблюдал за игрой Марии Николаевны из зрительного зала, но, увидев портрет, согласился со слышанными им ранее оценками Станиславского. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции.

Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Он верен себе. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского».

Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя. В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда). Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». «Эмилия Галотти» вовсе не была ее актерским дебютом: поначалу Мария, понуждаемая к этому отцом, без всякого успеха пыталась играть в водевилях и комедиях. В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм.

Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. И вместе с тем этот портрет у Серова особый, здесь нет той аскетической суховатости, которая присуща многим его портретным работам. Это парадный портрет. Художник прибегает к декоративным аксессуарам — необычный ракурс, зеркала, углубляющий фон, черный бархат платья, падающий торжественными складками шлейф.

Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз.

Увидев ее на сцене, режиссер новой волны К. Станиславский с восхищением заметил, что искусство Ермоловой заключается в «абсолютной простоте». Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Губы сжаты. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей.

Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». театральной пьесе.

Приехал, позвонил. Для Серова написание платья, в которое была облачена Ермолова, оказалось отдельным и весьма сложным этапом: чтобы не утомлять и не отвлекать актрису, художник периодически работал без модели— во время некоторых сеансов её наряд надевался на схожий по пропорциям манекен. На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». В 1866 году отец Ермоловой поспособствовал тому, чтобы ее взяли на роль Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват».

Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. Портрет – станковое полотно 214х120см. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. Играя Офелию в «Гамлете» Шекспира или королеву Анну в «Стакане воды» Скриба, она завораживала нежным звучанием тайных струн женского сердца.

Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Там я не Ермолова. — думала я, — не перенесу, если меня не вызовут ни разу. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей.

Мария Николаевна призналась: «Я глубоко горжусь честью, которая мне оказана этим подношением. » За много лет до этого, в 1896-м, похожую фразу она произнесла на приеме у Николая II, когда благодарила молодого государя за врученную ей медаль. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята. Этим подчеркнута значительность личности Петра.

Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. / Нарядить— от Ламановой»33. Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада».

Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты». Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка). Возобновление работы произошло осенью того же года. 11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет.

«Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. Тот сказал, что способностей у его дочери не заметил и ее дело — «плясать у воды» (бесталанных балерин обычно ставили на задний план, ближе к декорациям), а не быть актрисой. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой».

5. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1.

Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников. В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой. Но на полотне она кажется гораздо старше Может быть, это и коробило Ермолову.

Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. Этот особняк, нижние своды которого возводились, вероятно, в конце XVII— начале XVIII века, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». Возникает ощущение, что актриса и певец готовы к выходу на сцену они уже настроены на определённую волну и напоминают сосуды, наполненные водой, которую важно не расплескать до срока. По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Он считал Марию Николаевну идеалом театральной актрисы.

Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными». Возобновление работы произошло осенью того же года.

Важную роль играет высота пола. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина. Мне Остроухов говорил. В этой должности он и прослужил всю жизнь, частенько заменяя заболевшего или запившего актера, – благо, что знал наизусть любые роли. Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой».

Ни к чему эта затея. Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания. Глаза серые. Актриса брала в ней верх и повелительно требовала себе прав для свободы своих действий. Дали занавес и тогда только Мария Николаевна очнулась и спросила: «Что случилось. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм.

Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз.

Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28.

Ермолова- русская актриса, родилась в семье суфлера Малого театра (1853-1928). С этого холста она продолжает жечь сердца». Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». В 1935 году Сергей Эйзенштейн увидел портрет Ермоловой на выставке в Третьяковской галерее. А сценическое ее рождение произошло задолго до памятного вечера.

Получился контрастный момент, но тона подобрались схожими – это тона черно-серые, цвет позднего периода В. Серова, близкий к графическому. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой. Этот спектакль стал настоящим триумфом Марии Николаевны Ермоловой. Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза.

Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Она исчезает, растворяется в другом образе. Здравствуйте, Валентин Александрович.

Работа шла в полной тишине лишь изредка в помещение входил Шубинский и его появление позволяло прервать сеанс на несколько минут910. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Искусствоведы обнаруживают определённую стилистическую близость между портретами Серова, появившимися на рубеже XIX—XX веков и работами его учителя— Ильи Репина.

Соглашаясь с Эйзенштейном во многих его конкретных соображениях, хочется обратить внимание на то, что монтажное рассмотрение портрета, вполне целесообразное на какой-то ступени его анализа, не должно создавать впечатление кинематографической, а не живописной природы холста. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Слава Богу. » – мурашки забегали у меня по спине. Часто художник писал символичные работы. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх.

Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Через три года для ее бенефиса перевели пьесу Лопе де Вега «Овечий источник» и играя юную Лауренсию, зовущую народ к восстанию, Ермолова, по словам современников, словно электрической цепью соединила свое сердце с сердцами тысяч зрителей. Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения». Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном». В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. 4.

В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось. В 1899 году Валентина Серова выбирают в состав Совета Третьяковской галереи, который был организован после смерти Павла Михайловича Третьякова. К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи.

Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий. Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка».

Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей. Портрет Ермоловой, созданный Серовым, сделал для нас живым образ гениальной артистки.

В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло. Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). О ее художественном вкусе можно написать отдельную книгу. Как и всякой женщине, тем более актрисе, ей хотелось быть молодой и красивой.

Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением». Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». если я провалюсь. Секретарь и сиделка в одном лице, она читала Марии Николаевне книги и заметив, что слушательница чересчур переживает в самых волнительных моментах, стала «исправлять» авторов: во время чтения воскресали умершие, соединялись влюбленные, отыскивались пропавшие без вести и прозревали слепые. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели.

Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось». Находясь в самом расцвете творчества, художник очень много работал. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет.

В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Там дело другое. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. 1. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.

С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. илл. ). Поза Ермоловой торжественна и величественна. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова.

Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника». Небольшие усы, эспаньолка. Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига».

Художник хорошо знал Ермолову. «И вдруг ей становится плохо. На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих.

Сначала определили ее в балетный класс. Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие». Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл». лично отнес на прочтение М. Н. Ермоловой и очень хотел, чтобы она поставила ее в свой бенефис».

Однако общее настроение их картин— разное. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. Позже писатель Сергей Дурылин вспоминал, что заметили молодую артистку на сцене Театрального училища: «Ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу». Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала.

Так рождался эскиз будущего платья. Портрет написан в связи с 35-летием со дня первого выхода на сцену актрисы Малого театра Марии Николаевны Ермоловой. Дебютантка произвела ошеломляющее впечатление и на зрителей и на коллег. На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника».

Это— произведение живописца. С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). Он, кстати, являлся автором нескольких водевилей, шедших в Малом театре.