Портрет Ермоловой Серов Описание
Художник Валентин Серов— портрет артистки Марии Ермоловой
Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать «всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной» (К. Художественные средства, применявшиеся для «монументализации образа» Ермоловой, вероятно, получили развитие в картине «Портрет О. М. Нестеровой» Михаила Нестерова. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года).
/ Нарядить— от Ламановой»33. Хлопки парусов, словно кто-то невидимый выбивает подушки. В момент написания портрета Ермолова находилась в расцвете творческих сил. Обычно так поступали в тех домах, где были маленькие дети, чтобы они не могли потянуть за конец скатерти и опрокинуть всё, что поставлено на стол. Работа над полотном проходила дома у актрисы— на Тверском бульваре, 11. – Северный вестник, 1890, 3, отд. Все «фигуры в чёрном» у Серова одиноки: изображения Шаляпина и Горького написаны на абсолютно пустынном фоне Леонид Андреев словно погружён во мрак графически точные линии стены и зеркал на портрете Ермоловой созданы для того, чтобы сосредоточить внимание на властном лице и силуэте актрисы60.
Важную роль играет высота пола. Обозреватель газеты «Гардиан» (англ. The Guardian) назвала портрет Ермоловой «виртуозным выступлением как актрисы, так и художника»81. Он должен впитать этот образ, постичь его. Таким образом достигается эффект «растущего озарения и одухотворения» образа актрисы4546. С. Станиславский). В итоговом варианте каждая подробность служит элементом для воплощения общего замысла. вся ее стройная фигура как бы вырастала.
сочинение-описание картины портрет Ермоловой
Вертикальная форма полотен, на которых актриса и певец написаны в полный рост, с ног до головы, превращают картины «в настоящие памятники исторической значимости артиста». Завзятый молчальник, Серов встретил в Ермоловой надежного товарища. (Для сравнения: портрет Николая II, написанный Серовым в 1900 году, был оценён заказчиком в 4000 рублей за изображение актрисы Иды Рубинштейн ему также заплатили 4000 рублей. ) Гонорар за портрет Ермоловой живописцу передал Илья Остроухов, принявший, согласно сохранившейся расписке, необходимую сумму от членов Литературно-художественного кружка 27 февраля 1905 года. Немирович-Данченко в своём выступлении, в частности, сказал: «Когда мы вспоминаем ваши сценические создания, сотканные из тончайших страданий, мы называем вас певцом женского подвига»15.
Хотя Серов выбрал такую позу певца, конечно, неслучайно. Директор Русского музея Владимир Леняшин, говоря об общей одухотворённости портрета Ермоловой, сравнил бушующий в актрисе трепет с «огнём, мерцающим в сосуде»29. При жизни Серова картина экспонировалась на Таврической выставке (1905), организованной Сергеем Дягилевым, на Русской художественной выставке в Париже (1906). Модельер упомянута в строчках Марины Цветаевой: «Та богиня— мраморная. Она уходила вся в жизнь тех, кого изображала, а личной жизни у нее почти не было» (А.
Иногда Серов и Коровин создавали изображения одной и той же модели (например, Мазини и Морозова), а над ранними портретами Шаляпина (знакомство с которым состоялось в мамонтовском кружке72) они работали почти одновременно73. 4. За картину художник получил 1000 рублей. Ермолова сама отказалась от проведения праздничных мероприятий1.
Актриса Мария Ермолова была властительницей дум для нескольких поколений зрителей. 3. Согласна. Ермолова была немного выше среднего роста. Добиться столь блистательного осуществления замысла помогли художнику не только дар глубокого проникновения в натуру и умение взять ее (Ермолова представлена в характерной для нее позе, лицо дано в наиболее выгодном для него ракурсе, отобраны лишь самые необходимые детали интерьера), но и точный выбор изобразительных средств – силуэтное начало, обобщенность и некоторая уплощенность объемов, опущенная линия горизонта, своеобразный аскетизм цвета.
Над её портретами ещё в XIX веке работали Виктор Быковский (1874), Сергей Ягужинский (1893), Леонид Пастернак (1895). Вот это все ермоловское и хочет найти Серов. Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Увидит его рабочий – хлоп в ноги.
Той же цели служат арки, которые по форме совпадают с линиями головы и рук Ермоловой. Так в портрете соединились настоящее лицо и маска как «суть творчества трагического актера»5254. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек.
Хотя я ничего против этого не имею, но почему-то эта тенденция просуществовала долго. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. font-family:Times New Roman CYRВ отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души.
Судьбы пяти героев портретов Валентина Серова
Мне Остроухов говорил. На его гроб, среди прочих, был возложен и венок от Марии Ермоловой с надписью: «Вечная память славному художнику»3435. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа.
Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. Актрисе и художнику для создания портрета потребовались тридцать два сеанса. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство. Работа Серова вызвала неоднозначные отклики среди современников художника диапазон их мнений варьировался от полного неприятия картины до утверждений о том, что портрет является «лучшим отражением творческой личности актрисы». Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет.
В контексте портретной живописи Серова
При этом выражение лица Марии Николаевны ещё не просматривалось8. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Нетрудно заметить, что в этой работе художник изменяет своей манере. Его отставка была принята в мае 1905 года56. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.
— Новое время, 1898, 18 января. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Он изучает каждое ее движение, следит за мимикой, прислушивается к тембру голоса. «Макбет» — одно из самых колоссальных и вместе с тем самых чудовищных произведений Шекспира, — писал Белинский, — где, с одной стороны, отразилась вся исполинская сила творческого его гения, а с другой — все варварство века, в котором он жил. »Серов размышляет над словами Александра Белинского о поучительном уроке, который должно усвоить человечество, чтобы спасти мир от жестокости, коварства, зла. В зале тишина.
- Портрет артистки Марии Николаевны Ермоловой
- Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой
- Критика Портрет Ермоловой Серова
- Описание Портрета Ермоловой Серов
- Сочинение по картине Серова «Портрет актрисы Ермоловой»
- Одна из самых известных картин Валентина Серова
Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Артист Малого театра Михаил Ленин рассказывал, что они «плавали среди бесконечно бушующего моря, это был такой взлёт могучего темперамента, что у меня дрожал каждый нерв»826. И вот этот самый момент ухватил талантливый художник.
Губы сжаты. И если не всё творчество Серова можно назвать «отрадным», то есть в этой картине то, с чем художник не расстанется – стремление проникнуть во внутренний мир изображаемого. Фигура трактована в живописной манере, но при этом линии силуэта строго определены. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Он бывал в её ателье, слушал там лекции о современной моде, делал эскизы моделей. Появление ряда картин, отражающих напряжённо-драматическое настроение живописца, связано, вероятно, с присущим Серову «чувством России». Газета «Русские ведомости», разместившая отчёт о мероприятии в номере от 13 марта 1907 года, писала, что портрет Ермоловой, «очень эффектно освещённый и окружённый лаврами», стал украшением зала13.
В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Искусствовед Игорь Грабарь в своей публикации в журнале «Весы» (1, 1908) назвал краски картины «тяжёлыми, тоскливо-серыми и бесцветно-чёрными»65. 15 И. Репин, указ. Ни к чему эта затея.
- Критики о творчествеВалентина Серова
- Портрет Ермоловой (Серов):взгляд с разныхракурсов
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Литературный портфельчик Искуссницы
Серов по-разному выбирал «точки съёмки» для всех кадров: нижнюю часть фигуры Ермоловой (первый кадр) он писал как бы при съёмке сверху, фигуру по колени— с прямого ракурса, фигуру по пояс— немного снизу, а крупный план головы— с самой нижней точки. По его мнению, художник сумел передать в удачном полотне голос Ермоловой70. Основная же работа над портретом Марии Николаевны проходила в её доме, на Тверском бульваре, 11. Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. Когда картина ещё была на выставке и Павел Михайлович Третьяков только высказал своё желание её приобрести, то его спросили: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис. » На что Третьяков ответил: «Спасибо, я ваше мнение выслушал».
Но что толковать — раз приехали, давайтепопробуем. Лесков в изображении Серова— это русский интеллигент, пребывающий в мучительных поисках ответов на «вечные вопросы» в его взгляде прочитывается непрестанный самоанализ. А. Яблоч-кина). Сперва молчала захваченная зала, потом разразилась бурей рукоплесканий, слез, приветствий.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Описание картины Валентина Серова «Портрет Ермоловой»
Ее первый бенефис состоялся в 1876 году. В жизни Валентин Серов и Константин Коровин были друзьями, которым за неразлучность дали прозвище «Коров и Серовин». По меньшей мере дважды художник пытался написать портрет Надежды Петровны. Искусствоведы отмечают, что, вероятно, это восприятие граничит с тем, что Серов писал Ермолову вне возраста, стремясь сохранить её внутреннюю сущность и «вечные черты»118.
Единственным украшением, гармонично вписывающимся в чёрный бархат, стали жемчужные серьги актрисы и нить жемчуга на её шее. На фоне этих традиций мировоззренческим «катализатором» при написании портрета Ермоловой стали события Первой русской революции. Возможно, вот таким образом в портрете Ермоловой оказались совмещёнными два различных культурологических пласта: с одной стороны, Серов снял маску с модели, представив публике подлинную сущность человека с другой— он создал образ трагической актрисы с культовой «маской жреца». Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни».
По словам Эйзенштейна, при знакомстве с картиной Серова им овладело «абсолютно особое чувство подъёма и вдохновения», которое он не смог себе сразу объяснить, ведь портрет был «предельно скромен по краскам. С этого холста она продолжает жечь сердца»6768. Эта вторая, правая половина и не дала Морозову растратить всё состояние. Схожими являются повороты головы (хоть и в разные стороны) и положение рук. 7 См.
Он же изъявил желание для защиты полотна оформить картину под стекло811. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). И Ермолова и Шаляпин изображены художником в тот момент, когда они находятся в «фазе творческого подъёма». Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Живописцу было важно обозначить границы «скульптурного» контура и одновременно показать фактуру тонкого бархата. Эта крепкая дружба продлилась до конца дней.
Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев. В 1889 году особняк был приобретён мужем Ермоловой— Николаем Шубинским. В 1935 году Сергей Эйзенштейн увидел портрет Ермоловой на выставке в Третьяковской галерее. Все стихло. На сцене идет трагедия Шекспира «Макбет». Серов пристально смотрит на сцену, чегото ждет.
А потом, вдруг – бремя славы, когда поклонники едва давали жить. Среди полотен художника, открывавших выставку и расположенных на главной экспозиционной линии, по инициативе организаторов были представлены портреты, «создавшие ему славу» одного из ведущих портретистов России. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Акцентированное внимание к контуру напоминает о работах 1903 года, входящих в так называемый «юсуповский цикл».
Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. Ге. Ещё одинпортретчлена семьи Морозовых, написанный Серовым, этоИван Абрамович.
Тогда же состоялось и своеобразное «открытие» портрета Ермоловой кисти Серова. По словам Владимира Леняшина, «репинские портреты бодрят, перед холстами Серова всегда чуточку щемит сердце»74. Он отмечал, что некоторые портреты Серова грубоваты и небрежны75. Небольшие усы, эспаньолка.
Это произведение, написанное в 1906 году имеет явную отсылку к «Ермоловой». По настроению работы двух художников отличаются, но в них заметно использование одних и тех же приёмов79. Мария Николаевна Ермолова также являлась для современников примером самоотверженного служения.
Архитектор и художник Фёдор Шехтель признавался, что при взгляде на портрет Ермоловой у него возникало ощущение «то холода, то жары»: «Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. Он младший брат Михаила.
: И. Э. Почитатели её таланта воспринимали М. Н. Ермолову так, как её написал художник. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. У нее было превосходное лицо с вдохновенными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метании и порывах, беспредельное обаяние и сценичность. Серов Валентин Портрет М. Н. Ермоловой. Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Стернин.
На стенах портреты Шекспира и Шиллера в овальных рамах. Такой мы ее и запомнили по картине Валентина Серова. Своей картиной Серов хотел подчеркнуть талант актрисы, создать ей памятник. В этом портрете Серов пробует себя в новой для него эстетике.
Монолог ледиМакбет волновал, мучил. Картины «Девочка с персиками» и «У балкона. Девочке было всего 12 лет, когда мастер взялся писать её портрет. Роль артистки Негиной и пьеса «Таланты и поклонники» была написана, как предполагает С. Н. Дурылин, для Ермоловой.
Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. Вот таким образом работа над заказанными портретами шла обычно в доме той или иной модели. Так рождался эскиз будущего платья. Мне Остроухов говорил. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. 5. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Тот, кто знаком с творчеством Коровина, сразу заметит «похожесть» этой работы Серова с работами изображенного коллеги художника. Он же сумел убедить Ермолову, не любившую «выставлять себя напоказ», дать согласие на совместную работу с Серовым2. Ермолова также пребывает в состоянии «неразряженной напряжённости», она уже находится вне обычной жизни, в другом измерении всем своим обликом актриса создаёт невидимую, но неприступную грань, которая отделяет артиста от рядового зрителя.
Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. Это памятник Ермоловой. Портрет Ермоловой, созданный Серовым, сделал для нас живым образ гениальной артистки. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной.
В работе Серова он увидел присущее ей «высокое благородство» и «спокойное величие»66. Эффект также подкрепляется пространственными и световыми решениями художника. Тот, говоря об артистических возможностях актрисы, отмечал её темперамент, чуткость, «большую нервность и неисчерпаемые душевные глубины». К моменту «открытия» портрет уже имел определённую известность. на которые открывается душа». Позже, сблизившись с Сергеем Дягилевым, он работал над плакатами для его «Русских сезонов», рисовал эскизы для занавеса к балету Михаила Фокина «Шахерезада». Вы насчет портрета.
Здесь В. Серов изобразил еще одну свою кузину – Машу. В январе 1914 года состоялась первая посмертная выставка работ Серова. Есть ее портрет работы В. Серова.
Сахарова. Художник Михаил Нестеров считал изображение Ермоловой «совершенным произведением»8.
Монолог ледиМакбет волновал, мучил. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. Поднялся занавес. Не исключено, что именно полотно Серова дало импульс к появлению картины Михаила Нестерова «Портрет О. М. Нестеровой».
«Портрет балерины Корсавиной»выполнен в необычной манере – балерина изображена спиной к зрителю. В своём творчестве, напоминавшем работу скульптора, Ламанова использовала «метод наколки», при котором длинный кусок ткани, задрапированный на фигуре клиентки, закалывался десятками булавок. Ермолова написана в ее московской квартире (у Никитских ворот), куда она возвращалась из театра, провожаемая возгласами благодарности и шумными рукоплесканиями громадной толпы зрителей, всегда ожидавших у театрального подъезда выхода Ермоловой. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого.
В 1907 году Ермолова, устав от интриг со стороны театрального начальства испытывая недовольство художественной жизнью Малого театра и чувствуя переутомление, решила оставить сцену (позже выяснилось, что не навсегда)14. Неудивительно, что художник пользуется языком архаики: это и живописный лаконизм (всего три цвета: синий, зеленый, коричневый) и плоскостность и обобщённость, декоративность, помогающие создать образ хрупкой, но притягательной балерины. Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые.
Серов видел ее словно стоящей на пьедестале. Ермолова была не единственной женщиной, вошедшей в историю русской живописи в платье «от Ламановой». Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Утром следующего дня 46-летний художник скончался. Демонстрация масштаба личности достигается— в том числе— за счёт формата холстов: портреты Ермоловой и Шаляпина (235133 см)— это «изображения в размер натуры».
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В 1905 году картина была представлена на Таврической выставке, организованной Сергеем Дягилевым и проходившей с 6 марта по 26 сентября в Таврическом дворце17. Вместе с тем абрис силуэта похож на контур возносящейся ввысь струи фонтана – Серов, по своему обыкновению, дал неожиданную, триумфально-патетическую интерпретацию излюбленной стилем модерн «льющейся, текучей линии», приспособленной выражать образы медлительно-заторможенных, полудремотных состояний. С этой картиной произошёл необыкновенный случай.
Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. А на сцене. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии.
Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. Иссиня – серая пелена неба, через которую не пробиться солнцу. Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Голова в гордом повороте чутьчуть приподнята.
Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Я — Серов. Как заметил Валерий Брюсов, «портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя и обличают сокровенный смысл лица». В 1920 году картина перешла в собственность Малого театра. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства».
Белый зал, в котором позировала актриса имеет строгие архитектурные формы, на полотно не попали никакие приметы «бытовизма», которые могли бы быть восприняты как что-то случайное, преходящее. Но это не безмолвие, а пауза, звучащая сильнее самых громких слов. Там дело другое. Он одет в простую рубашку-косоворотку, брюки заправлены в сапоги. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. В одном из писем художник объяснил причины нежелания писать портрет неизвестного лица так: «Как ленивый эгоист я выбираю то, что мне легче, что более по руке»3.
Ермолова- русская актриса, родилась в семье суфлера Малого театра (1853-1928). Чуть меньше, чем в три четверти, он стал органически связанным со всем силуэтом фигуры. Она была хорошо сложена, отличалась «строгой красотой» современники, обращавшие особое внимание на взгляд актрисы, писали про свет и глубину её «глубоко карьих» глаз. Важную роль играл и шлейф: благодаря стелющемуся по полу подолу и его отражению возник эффект «искусственного удлинения»— изображение Ермоловой зрительно увеличилось и силуэт актрисы приобрёл монументальность8. Даже поведенческие установки художника при написании этих картин разнились: работая с Юсуповой, Серов словно стремился избежать переоценки образа княгини, тогда как во время сеансов с актрисой он интуитивно ставил перед собой иную задачу: «Достаточно ли поднял, возвысил»50. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Их внутреннее родство проявлялось и в том, что в кругу близких они считались «великими молчальниками»: и художник и актриса отличались малоречивостью и склонностью даже во время многолюдных вечеринок погружаться в собственные размышления и переживания4.
К примеру, Сергей Дягилев считал, что в его творчестве совместились этическая («передвижники») и эстетическая («Мир искусства») эпохи. По воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, ей доводилось встречать Ермолову в концертных залах: «Она выезжала в чёрном бархатном платье с жемчужной ниткой на шее, как изобразил её на портрете Серов»8. Её лицо лучится счастьем и так же лучезарно всё вокруг неё. Я буду писать в те дни, когда вы свободны, на следующий день после спектакля, не так ли.
Серов выбрал формат 224120 см (высота почти вдвое превышает ширину). Серов, скрупулёзно изучавший мельчайшие нюансы в настроении актрисы, уловил «доминирующий» оттенок её взгляда— по мнению искусствоведа Наталии Радзимовской, «он состоит в необычайной просветлённости». Актриса брала в ней верх и повелительно требовала себе прав для свободы своих действий. Такая же глубокая духовная работа— «родственная античному катарсису»— видна в глазах Ермоловой29. Лицо Ермоловой вдохновенно. "Ее данные были исключительные. А листочки – импровизированные тарелочки для половинок фруктов.
В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. по: Е. Сахарова, указ. С. Станиславский).
На торжестве было прочитано большое количество адресов и речей в честь актрисы. Внешние данные Марии Николаевны были не менее значительны. Что ещё нам может поведать картина. У нее была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины. Освещённые складки платья создавались на чёрном фоне с помощью «жидких прописок» белилами.
Станковое полотно наделяется качествами монументального произведения. Нет того смирения и терпения, как в позе кузины на картине «Девушка, освещённая солнцем», когда Маша была готова сидеть и позировать часами и днями. Если одна из картин создаёт впечатление «светской любезности», то другая демонстрирует внутренний накал чувств если героиня одного из портретов включена— «почти на равных правах»— в мир окружающих вещей, то вторая явно отстранена от бытового пространства. Сделав несколько эскизов старших детей, он отпускал их играть и Ольга беспокоилась: «Не убежали ли далеко, не отправились бы на пруд, спит ли маленький, услышит ли она его пробуждение, не ушли бы старшие одни в лес», – и сотни других мыслей, которые только могут промелькнуть в голове матери, когда она не видит детей.
Однако общее настроение их картин— разное. К 10-летию Московского Художественного Театра Серов получил заказ написать серию портретов знаменитых актёров. — Новь, 1897, 18, с. 446. В дальнейшей работе Серов изменил поворот головы (на картине он дан больше, чем в три четверти) и сделал более изысканной линию плеч36. Для земских школ, гимназий и реальных училищ великолепно напечатанные хромолитографии большого формата (61, 0х83, 0 см) стали прекрасными наглядными пособиями по отечественной истории. «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо», – высказывался об образе сам художник. 1.
При этом оставаться в стороне от веяний времени художник не мог. Силуэт актрисы и общий фон требовали определённого размера и пропорций. Художник хорошо знал Ермолову. "Трибуном свободы, лозунгом истины была для нас эта прекрасная, в жизни такая молчаливая женщина, с лицом Сивиллы и фигурой Венеры Милосской", – писала Т. Л.
8 См. Здравствуйте, Валентин Александрович. Серов, редко хваливший себя, оценил работу над портретом Ермоловой фразой: «Но ничего, как будто что-то получилось»11. ". Ему нужно изучить каждый жест актрисы, модуляции ее голоса, а главное — лицо, глаза. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, если бы речь шла о портрете Ермоловой в преклонном возрасте, то «всего лучше написал бы её в это время Рембрандт, как раньше гениально изобразил Серов».
«Девочка с персиками» дарит зрителю ощущение радости и счастья. Репин, несмотря на тёплое отношение к своему ученику, не всегда принимал его картины. Портрет актрисы произвёл на художника большое впечатление. Серов осознал, что в системе Репина ему было удобно, привычно, спокойно, но неинтересно.
Глаза устремлены вдаль. 2, был впоследствии назван сотрудниками Музея Ермоловой «домом с привидениями». Оно стало первым в цикле портретов корифеев Малого театра, которые создал Серов. Портрет другого знаменитого тенора, Франческо Таманьо, где певец изображен в берете (артистический аксессуар), с гордо поднятой головой, вдохновенным взглядом, устремленным вдаль, мимо зрителя, выглядит этюдом для парадного портрета.
11 марта в помещении Литературно-художественного кружка в честь актрисы состоялся банкет. Он заказал массивную дубовую раму, портрет был покрыт стеклом. Портрет Ермоловой перешел от Литературнохудожественного кружка к Малому театру, а оттуда — в Третьяковскую галерею. Татьяна Львовна ЩепкинаКуперник, много писавшая о Ермоловой, рассказывала об одном выступлении артистки: «. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Лепные карнизы, в стены вделаны зеркала, на окнах, на дверях тяжелые портьеры. Но я боюсь: в твоей душе так многоЛюбви мелкой, что не изберешь тыПути кратчайшего.
Торжественное «открытие» портрета состоялось в 1907 году во время банкета, устроенного в честь Ермоловой. mw-parser-output. ts-Переход imgmargin-left:. 285714em. 4. Я — Серов. Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности.
В 1902-м году Серов пишет портрет Остроухова. соч., с. 345. Небольшие усы, эспаньолка. Живопись портрета почти монохромна, доминируют излюбленные Серовым в поздний период серый и черный изобразительный язык приближается к языку графики. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени.
Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх. Глаза серые. На нем красивый костюм, высокий воротничок с модным галстуком, завязанным широким узлом. В 1935 году благодаря Михаилу Нестерову, считавшему, что портрет является шедевром и должен быть доступен массовому зрителю, картина попала в Третьяковскую галерею на правах «временного хранения».
«Трагическая Россия как бы прислушивается в этих портретах к самой себе, прислушивается нутром»59. Это Валентин Александрович Серов. Он заметил: «Всегда играла животом вперёд. Для придания фигуре актрисы монументальности художник выбрал ракурс, при котором видно «основание для монумента», то есть высокий пол. Хочу писать ваш портрет, Мария Николаевна.
И логически выясняя, какую роль в нём играет динамическая организация «кадров», мы непосредственно ощущаем, как просто, свободно и безупречно поставлена в пространстве фигура, как точно найдены её отношения к холсту, как глубок и насыщен общий тон, лаконична и в то же время тонко разработана цветовая гамма, как внутри больших пятен цвет движется без вялости, свободно, связываясь в убедительную колористическую систему, то есть переживаем комплекс эмоций, который может быть вызван только предметной сутью живописи. М. Н. Художник хорошо знал Ермолову.
«Левитан жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы», – пишет о своем друге Коровин. Художник отразил её творческое состояние вне сцены— актриса, не пытающаяся играть какую-либо роль, выглядит человеком, в котором соединены спокойствие и напряжённость, темперамент и умение контролировать свои чувства8. – совсем неправильно. Верочка вроде бы сидит неподвижно, внимательно глядя на зрителя.
Работал напряженно. Люди из близкого окружения актрисы сочли, что на портрете Мария Николаевна выглядит старше своих лет и «не так красива, как в жизни»8. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств». Портрет – станковое полотно 214х120см. Хроника семьи художников. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Ермолова была немного выше среднего роста. В этюде (Гос. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. На сцене нет Марии Николаевны Ермоловой. Королем ты будешь. В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет.
Но публика приняла портрет любимой актрисы с восторгом. соч. ). Он должен впитать этот образ, постичь его. Серов готовился писать портрет Ермоловой.
Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Не люблю выставляться напоказ. Благодаря этому приему актриса казалась художнику выше, стройнее, «монументальнее». Идет такое страшилище с беспрестанно дергающейся головой.
Лишь некоторые из картин, в том числе портреты Ермоловой и Фёдора Шаляпина, художник дописывал в своём помещении именуемом «залой». Приехал, позвонил. М. — Л., 1937, с. 125. Ермолова выходила на сцену в образах Марии Стюарт в одноимённом спектакле по пьесе Шиллера, Жанны дАрк в «Орлеанской деве», Катерины в «Грозе» в постановках по произведениям Александра Островского она сыграла в общей сложности более двадцати ролей8комм. илл. ).
Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Актёрская убедительность Ермоловой была столь сильной, что, по воспоминаниям Татьяны Щепкиной-Куперник, во время премьеры спектакля «Татьяна Репина» по пьесе Алексея Суворина и партнёры по сцене и публика поверили в реальную смерть актрисы: «В зале творилось что-то неописуемое: истерики, вопли, вызывали докторов, выносили женщин без чувств»28. Эту группу произведений, а также написанный двумя годами позже портрет прозаика Леонида Андреева объединяет наличие тёмных, почти траурных силуэтов— искусствовед Глеб Поспелов назвал их «фигурами в чёрном».
Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками). номер 28079). Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. На сцене перед нами стояла артистка одухотворенная, вдохновенная.
На полотне отсутствуют какие бы то ни было яркие красочные пятна, но оно не монохромное цветовая гамма картины цельна, в ней удачно найдены сочетания различных оттенков серых и коричневых тонов и чёрного цвета: «в чёрном есть и тёмно-синее и зелёное и коричневое серая стена переливает фиолетовым пол написан охристыми, синеватыми, зеленоватыми мазками». Мне всегда бывает интересно, по каким критериям определяют ценность арт-объекта. Портрет Ермоловой вызвал неоднозначные оценки среди современников художника.
Если некоторые другие женские портреты Серова по стилистике сравнимы с тонкими, несущими лирическую историю новеллами, то, говоря об образе Ермоловой, художник Игорь Грабарь заметил, что «перед вами стоит сама Драма, даже Трагедия»30. При этом, несмотря на связь с предыдущим опытом Серова, портрет Ермоловой настолько своеобразен, что искусствовед Владимир Леняшин применил по отношению к нему слово «загадка». По утверждению Дмитрия Сарабьянова, «социальное измерение» стиля Серова приобрело монументальность и окончательно сложилось именно в этот период76. Взрыв аплодисментов был выражением горячей любви к актрисе и благодарности художнику»168.
Она исчезает, растворяется в другом образе. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Просветленные черты лица героини обрамлены деталями отраженного в зеркале интерьера. Лицо лишь слегка обозначено.
И. Немирович-Данченко). «Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз Грусть его изящна. Героини обоих полотен (у Нестерова позирует его дочь) изображены в полный рост их фигуры словно приподняты на пьедестале, чёрные силуэты прописаны очень чётко. Благодаря смене ракурсов взгляд зрителя постепенно перемещается по картине снизу вверх, как в замедленной съёмке, с одновременным впечатлением движения зрителя («камеры») сверху вниз, «к ногам» изображённой фигуры424344.
В следующем году полотно выставлялось в Париже на экспозиции Серова, участвующей в «Русской художественной выставке», организованной Обществом Осенних салонов18. Это— произведение живописца. Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать. Но «трезвая» реалистическая живопись «под Крамского», писавшего с протокольной прозаической точностью, призвана уверить, что это не сочиненный романтический «образ» разочарованного художника-мечтателя, а честно переданный характер конкретного человека, словно невзначай, помимо воли портретиста, совпавший с фигурой героя романтической эпохи. Тормозящему движение толпы придворных, в стремительном шаге Петра по берегу Невы навстречу мощному ветру, в ряби волн реки, не поспевающих за царем, в и холодных суровых красках северной природы – бодрый, созидательный дух петровского времени. Судя по всему, художника совсем не интересовали в данном портрете бытовые детали, хотя в других случаях он охотно привлекал их к раскрытию характера изображаемого человека (например, в портрете Г. Л. Гиршман, где эта светская красавица окружена дорогими вещами и безделушками).
К. С. Станиславский. Если в его ранних работах (например, в «Девочке с персиками») искусствоведы обнаруживают мажорное мироощущение автора, позитивно относящегося к «цветущему усадебному укладу», то полотна, написанные художником во время Первой русской революции, несут на себе печать «России омрачённой»55. За год до начала работы над портретом дочери Нестеров видел «Ермолову» на историко-художественной выставке. В доме на Тверском Мария Николаевна в феврале— марте 1905 года позировала Серовукомм. Гордой красотой и вдохновением отмечено ее уже немолодое лицо (Ермоловой тогда было пятьдесят два года). «Моделирование» фигуры актрисы происходило— в том числе— за счёт освещения: оно на картине распределено справа налево. По словам Татьяны Щепкиной-Куперник, родственники также говорили, что «непохожа», а сама Ермолова восприняла картину как слишком парадную: «Она хотела бы видеть в ней больше простоты»62.
Там я не Ермолова. Так животом вперёд и стоит на портрете Серова»63. Поза Ермоловой торжественна и величественна. Портрет был ему заказан Литературнохудожественным кружком.
когда дело касалось ее блестящего артистического будущего. А на сцене. Друзья так их и называли – не Коровин и Серов, а Серовин и Коров.
В московской квартире Серова не было мастерской в привычном понимании этого словакомм. Надо самозабвенно, яростно любить искусство, как любил его Серов, чтобы так написать портрет Ермоловой. Он писал его два месяца, тридцать два сеанса. Серов сам заказал для портрета Ермоловой дубовую раму, выполнив её эскиз. И, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете. Серов сел на маленькую скамеечку, чтобы смотреть на Ермолову снизу вверх.
Щепкина – Куперник, современница великой русской актрисы. В мае— июне 2016 года картина выставлялась в Лондоне на проходившей в Национальной портретной галерее выставке «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского». Есть ее портрет работы В. Серова. «Омрачённость», связанная с настроением Серова в ту пору, особенно явно проявляется в портретах артистов, души которых в минуты высокого напряжения Серов, согласно трактовке Поспелова, воспринимал как нечто родственное стихии России57. Илья Репин, считавшийся учителем Валентина Александровича, после знакомства с экспонатами Таврической выставки сообщил в письме историку искусств Владимиру Стасову, что Серов его «огорчил последними работами». На юбилейную экспозицию были отобраны «вершинные достижения творчества художника».
Например, в 1892 году Серов работал над портретами двух совершенно различных лиц. В их число вошёл и «Портрет М. Н. Ермоловой»80. «Портрет Николая» в коллекции ГТГ – авторское повторение так называемого портрета царя «в тужурке», которое Серов написал для Александры Фёдоровны. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. Прочитав письмо мужа, говорит:«.
В 1905 году Серов, помимо «Ермоловой», создал портреты Фёдора Шаляпина и Максима Горького. Он написан на фоне зеркала с отражением в нем интерьера и фрагмента потолка. По утверждению Ильи Репина, с той поры «его милый характер круто переменился». Изменение образа лирического героя шло у Серова постепенно— с годами для него стали более привлекательными не свежесть и обаяние юности, а «тонкие движения умудрённого жизнью сердца»51. Режиссёр Сергей Эйзенштейн, анализируя композицию холста, пришёл к выводу, что использовавшиеся Серовым «монтажные приёмы» являются предтечей кинематографической техники работы с кадром. Он, как и стены, написан «очень жидко», кое-где даже нет мазков кисти.
Это произведение Серова вызывает чувство прекрасного. В картинах «Октябрь. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Нерадовский.
В число людей, принявших картину, входил литературовед Сергей Дурылин— он, в частности, писал, что портрет Ермоловой является «лучшим отражением творческой личности» актрисы. Картина создает ощущение, что Ермолова стоит на сцене, что вот-вот услышишь ее «низкий грудной голос, проникнутый трепетом нарастающей страсти», «услышишь вопль страдания оскорбленной души или могучий призыв к свободе». Надежда Петровна, несмотря на просьбы заказчиц, никогда не шила сама, считая своей основной задачей создание образа придуманные Ламановой идеи воплощали в жизнь сотрудницы её салона32. Характер Марии Николаевны раскрывается не только во взгляде, но и в положении рук— их пластическая сцепленность, выдающая достоинство и непреклонность, сродни драматическому жесту одного из персонажей скульптуры Родена «Граждане Кале»25. В первом ряду сел в кресло среднего роста коренастый человек.
Творческое развитие Серова шло под мировоззренческим девизом «Ищу человека», что означало движение художника к некоему этическому идеалу50. Впоследствии Серов рассказывал живописцу и искусствоведу Игорю Грабарю, что писать «в этой скрюченной позе, без возможности не только отойти, но и пошевельнуться», ему было непросто. Здравствуйте, Валентин Александрович. Известная работа художника В. Серова – картина «Девочка с персиками» была написана летом 1887 года.
С ними не согласился художественный критик Николай Врангель, писавший о выставке в журнале «Искусство» (5—7, 1905). В тебе, я знаюИ гордость есть и жажда громкой славы. »Серов не сводит глаз с леди Макбет. В подобных творческих устремлениях признавался и Серов, который в ту пору был далёк от «тяжёлой» живописи: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Возобновление работы произошло осенью того же года. В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. 14 См. В 1905 году Мария Ермолова готовилась отметить 35-летие со дня своего первого выхода на сцену.
По его мнению, Серов был представлен на ней «как никогда, в блеске своего таланта», а портрет Ермоловой— «такая изумительная психология, такое виртуозное мастерство, такая простота и величие красок, которых он, может быть, не достигал ещё ни в одном портрете»64. «Девушка, освещённая солнцем»- это работа, вызвавшая весьма резкую реакцию критиков. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. Конечно, Валентин Серов затевал большой, основательный портрет певца в масле. Кроме того, портрет демонстрировался на коллективных выставках Союза русских художников.
Через несколько лет после завершения работы над портретом, в 1911 году, Шаляпин, выступая в Мариинском театре, вместе с хором опустился на колени во время исполнения «Боже, Царя храни. ». : П. И. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. Михаил Врубель ввёл Серова в Абрамцевский кружок, где Серова очень полюбили и сам Савва Иванович и его жена Елизавета Григорьевна и сестра Саввы Вера, которая была замужем за Павлом Михайловичем Третьяковым и Костя Алексеев (Станиславский), родственник жены Саввы Мамонтова. Серов готовился писать портрет Ермоловой.
Сама Мария Николаевна была крайне недовольна своим портретом, в нём Серов несколько «состарил» Ермолову. Знал, что сценические подмостки были для Ермоловой общественной трибуной, откуда она произносила слова, «палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету» (Вл. Каждое слово, произнесенное на сцене, звучало как набат. Он верен себе. Вечером 21 ноября Серов, по словам драматурга Сергея Саввича Мамонтова, «сделал свой последний штрих на этом портрете и в общих чертах он уже был закончен»— оставался, вероятно, только один сеанс. Зоркий, сосредоточенный взгляд говорит о незаурядной интеллектуальной личности.
И жест руки его воспринимается как жест человека, доказывающего свою правоту. Зеркала зрительно расширяют пространство, добавляют картине «глубины и воздушности». Заказ от имени кружковцев художнику передал Илья Остроухов. Серов и Остроухов подружились еще в Абрамцеве, вместе они путешествовали по Италии.
: Л. Мошин. В портретной живописи Серова, в том числе в «Ермоловой» исследователями обнаружены оригинальные пространственные концепции и композиционные принципы. Вероятно, для этого и нужен ей ножик: надо разрезать персик и достать из него косточку. Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова.
Встречная расписка Серова о том, что деньги получены, датирована 28 февраля12138. Ермолова как модель и ранее привлекала внимание художников. – Валентина Александровича поставили на лестнице, которая была совершенно пуста.
Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца. Руки спокойно опущены вниз, тонкие пальцы сплетены. Среди представленных экспонатов, демонстрировавшихся до середины марта, был и «Портрет М. Н. Ермоловой» (поступил на выставку из собрания Литературно-художественного кружка)20. В портрете поворот лица был изменен по сравнению с эскизом.
С 1935 года находится в Государственной Третьяковской галерее (инв.