Портрет Саввы Мамонтова Врубель
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти художника Врубеля связан с темой трагической жертвенности творческой личности. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАМИ Кафедра Культурология Доклад по теме Портрет СаввыИвановича Мамонтова. Автор Михаил Врубель.
Врубель Михаил Александрович – портрет Саввы Ивановича Мамонтова
Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский». В русском отделе среди прочих картин был представлен и портрет Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» кисти Серова. Савва также был замечен в студенческих товарищеских собраниях «наивных революционеров».
Несмотря на это, уже в 1898 году было открыто движение на постоянной основе по Вологодско-Архангельской линии. Алексей Лопухин, занимавший в 1899 году пост прокурора Московского окружного суда, утверждал, что стеснённое положение дел предприятий Саввы Ивановича, нехватка финансов, связанные с этим фиктивные операции и переброска денег из кассы в кассу не скрывались им, а происходили «при полной осведомлённости министерств финансов и путей сообщения». Многие считали: блажь, захотел барин свой «балет» завести. Впоследствии, воспроизводя раннюю историю журнала, Бенуа писал, что Мамонтов стремился превратить его «в практическое руководство для ремесленных мастерских»131132. 11 сентября 1899 года предприниматель был арестован в своём московском доме. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы.
- Портрет Мамонтова, Врубель, 1897
- Портрет Саввы Ивановича Мамонтова
- ПОРТРЕТ САВВЫ ИВАНОВИЧА МАМОНТОВА
- Музей-заповедник Абрамцево (шестая часть – Михаил Врубель)
- Региональная общественная организацияЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО в Москве
И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»». Иван Федорович получил записку от анонимного доброжелателя. И дать безвозмездно. Или грантами. Во многом благодаря связям Чижова при раздаче концессий приоритет был отдан Савве Мамонтову— его кандидатуру, в частности, поддержал министр путей сообщения Константин Посьет. Слово «предательство» обретает для него вполне характерные черты.
Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова.
Но это будут тёмные, «слепые» годы. Его родные постоянно жаловались на то, что «всецелое отдание искусству делает его жизнь более тяжелой, чем она есть». Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз.
Не забыл Мамонтов и о театре. Их модернизация требовала больших капиталовложений. Сочинял. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Специально для панно Врубеля (1, 2), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон.
- Портрет Саввы Мамонтова Врубель
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры
- Что будем делать с полученным материалом
- Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ
- Наследие Врубеля: фасады флигеля усадьбы Саввы Мамонтова отреставрировали
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Самое интересное в виде мозаики
Создается такое ощущение, что он хочет встать. Савва решил разместить там горизонтальные панно. И счет картин, о которых справедливо сказанное идет не на десятки – на сотни. «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова»1897г. Холст, масло 187 x 142, 5Государственная Третьяковская галереяМоскваМногие годы Врубель работал в Москве. При этом никогда не жалел денег для искусства.
Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству. Андрей скончался от отёка лёгких в 1891 году в 22-летнем возрасте. В спектакле по пьесе Островского «Гроза» ему досталась роль Кудряша2930.
В послевоенный период по инициативе Игоря Грабаря началось восстановление абрамцевского музея (на его территории с 1932 года размещались дом отдыха, а затем госпиталь). Однако ни в дни работы выставки, ни позже пообщаться им не довелось. Когда Савва сообщил Ивану Фёдоровичу о желании жениться на Елизавете Григорьевне, тот в адресованном сыну письме отметил: «Выбор твой указанной невесты Лизы Сапожниковой, если не противоречит сердцу, есть выбор правильный и достойный»42. Это было только началом врубелевской «демониады» — вскоре Михаил нарисовал иллюстрации к лермонтовскому «Демону».
Витте был сторонником государственного владения железными дорогами. В «Летописи сельца Абрамцева», которую вёл Савва, первая запись воспроизводит впечатления от той поездки: «Дом, хотя и очень хилый на вид, показался нам симпатичным, отодрали теснину на углу— лес здоровый и толстый». После обыска предприниматель в наручниках был доставлен в Таганскую тюрьму. Очевидно, не лишены оснований утверждения, что глава юридического ведомства Муравьев действительно интересовался в первую очередь сведениями, которые можно было использовать против министра финансов Витте.
- «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал»
- «Поговорим о книге» (от 10 до 14 лет)
- Вышел новый номер журнала «Покров»
- «Возрождение русского театра будет лет через 20»
- Реферат по предмету Культурология
Он обратился к Врубелю. Дочь Аксакова Софья Сергеевна решила продать имение. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.
И что же. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство. И. Е. Михаил Врубель и до знакомства с Мамонтовым имел респектабельных заказчиков и покровителей, однако их отношения со склонным к депрессии художником зачастую завершались конфликтами.
Эти, дескать, не обманут: Господь не велит. Он построил одну из первых русских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву с Сергиевым Посадом (1860 – 1862 гг. ). Савва заработает миллионы.
Идея создания Абрамцевского художественного кружка созрела, вероятно, в конце 1872 года, когда Савва, находясь в Италии, сблизился с компанией «русских римлян»— скульптором Марком Антокольским историком искусства Адрианом Праховым и живописцем Василием Поленовым. Однако в ходе ревизии было установлено, что в бухгалтерской отчётности эти операции не всегда фиксировались своевременно ситуация усугублялась тем, что на руководящих должностях предприятий, входящих в мамонтовскую цепочку, находились его родственники. А с 1898 года близкие заметили резкую перемену в характере художника («появилась раздражительность, нетерпимость, высокомерное отношение ко всякому отзыву общества») вначале ее восприняли как реакцию оскорбленного самолюбия. Его имущество описали. У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел – внезапная охота жениться помешала. Шведский художник Андерс Цорн приобрел широкую известность впервую очередь как блистательный портретист.
Ничуть не жалея, он продавал их за бесценок или бросал незавершенными. Пик деловой активности Саввы Мамонтова пришёлся на 1890-е годы. К моменту открытия Частной оперы театральный оркестр состоял из сорока музыкантов (дирижёр— Иосиф Труффи).
Однако сама история с уходом артиста показалась Савве Ивановичу оскорбительной: он узнал, что захмелевший певец подписал контракт с Большим театром после весьма обильного застолья, устроенного Теляковским в «Славянском базаре». Над Новой оперой насмехались, её критиковали. Савва переживёт многих из тех, кого любил. Чуть позже выехал в Италию и Савва Иванович вместе с Врубелем. Размеры 187 х 142, 5 см.
Тугенхольд. И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. Савва Иванович решился на смелый шаг: он полностью оплатил работу художника и попросил, чтобы Поленов и Коровин дописали панно вместо него. Встретив среди гостей Саввы поэта Николая Вентцеля, Репин сделал беглый набросок этот эскиз стал началом работы над картиной «Арест пропагандиста».
Поводом к модернизации стали прокладка железной дороги до Архангельска и присоединение к ней нескольких линий (Шуйско-Ивановской, Ярославско-Костромской, Александро-Ивановской и других). «Снегурочка» стала тем спектаклем, после которого отношение критиков к мамонтовской труппе начало меняться. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего. 1891 г. – трагическое время для семьи Мамонтовых: летом умер 22-летний сын Андрей. Придумывал, например, мериться лысинами (как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. Стремясь донести до зрителей концепцию своего театра, Мамонтов повсеместно— на афишах, занавесе, программках— размещал афоризм Vita brevis ars longa («Жизнь коротка искусство вечно»)109107. Из старых друзей Савву Ивановича навещали Поленов, Серов, Васнецов190191.
продолжение. Называя себя «врагом всякой роскоши», Мамонтов одновременно подчёркивал, что «здесь, на дальнем Севере, где цинга и тундра, никаких радостей жизни нет, хорошее жильё— неизбежная, необходимая приманка для хорошего персонала»5015156. Он проживёт после ареста еще долгих 18 лет. Поначалу у них не было специальных мастерских и художники работали над декорациями в отдельном помещении, снятом Саввой Ивановичем на Первой Мещанской.
Благодаря его стараниям были построены Ярославо-Архангельская и Донецко-Мариупольская железные дороги, которые продолжают работать и сейчас. Сама певица ушла со сцены127. Впоследствии Витте, уже ушедший с государственной службы издал книгу воспоминаний, в которой отдельную главу посвятил ознакомительной экспедиции на Север в 1894 году. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Вера Саввична— героиня картин «Девочка с персиками» и «Алёнушка»— в 1903 году вышла замуж за публициста и философа Юрия Самарина, родила троих детей.
В 1915-м ушёл из жизни сын Мамонтовых— Сергей Саввич. Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз.
Индивидуальный взгляд — вот главное достояние художника, по Врубелю, «вся сила и источник наслаждения». Практически сразу юноша перевёлся в другой университет— Московский27. К 1882-му году она соединит Мариуполь и Юзовку (теперешний Донецк) с российскими промышленными центрами. С 1899 года Мамонтов совместно с княгиней Марией Тенишевой финансировал журнал «Мир искусства». Он был Художник и Предприниматель в одном лице, вот таким образом, наверное, его и не понимали до конца ни те, ни другие.
В год дебюта театра – в 1885 году – газета «Театр и жизнь» возмущалась, что за дело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие столь тонкое дело, как оперная постановка. Врачи констатировали, что после странствий по Востоку организм молодого человека нуждался если не в хирургическом вмешательстве («операция поясницы неизбежна»), то в восстановлении и зимой отец отправил Савву в Милан36. Мамонтов поселился в усадьбе за Бутырской тюрьмой.
Особое внимание зрителей (в том числе Николая II) привлёк живой тюлень с Северного Ледовитого океана, обученный «произносить» «Ура. ». Не удалось документировать и корыстный умысел в действиях самого Саввы Ивановича. Летом 1900 года суд оправдал предпринимателя, однако тот был фактически разорён. Серьёзно изучал греческую драму, римскую комедию. И речь не идёт только о портретах.
В Италии Савва занимался не только делами (речь шла о торговле шёлком), но и брал уроки вокала, разучивал оперные партии под руководством преподавателей Миланской консерватории. Константин Станиславский отправил Савве Ивановичу записку: «Есть множество людей, которые думают о Вас ежедневно, любуются Вашей духовной бодростью».
Бомонд попался на наживку: валом валил. После этого Савва вернулся в московскую гимназию22. Частных театров в ту пору в России ещё не было, однако драмкружки уже существовали. Детей у Мамонтовых родилось шестеро, некоторые умерли – кто от младенческих болезней, кто от холеры и на третьего сына Савву, крепкого и красивого сорванца, Иван Федорович возлагал особые надежды: рано или поздно семейное дело нужно будет кому-то передать.
Крах «железнодорожного магната» вызвал большой резонанс в прессе начала XX века— даже весьма далёкие от экономических проблем издания размещали на своих страницах информацию о растраченных суммах157189. Друзья-художники нередко выступали в роли актёров – один только Виктор Васнецов отыграл роли от Мороза в «Снегурочке» до Мефистофеля. По другой— успехи «железнодорожного магната» на культурном поприще раздражали его конкурентов: «он был разорён и опозорен главным образом за своё отступничество от традиций московского купечества»176177. По словам композитора, Мамонтов «пренебрегает обязательными условиями грамотного исполнения». Через два года в Абрамцеве состоялась премьера оперы Николая Кроткова «Алая роза». Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым.
Как было его сохранить. Над входом в павильон была сделана надпись: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств». Разбитое телоДемона с надломленными крыльями распрост рто в ущелье. Негативный контекст по отношению к Мамонтову начал исчезать после войны. Газета «Театр и жизнь» отметила после премьеры, что действо, происходившее на сцене, более всего напоминало «характер ученических упражнений». Родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. ОкончилОдесскую гимназию с золотой медалью и поступил в Петербургский университет наюридический факультет, который закончил в 1879 году. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор. О деспотизме Саввы, его любви к блеску и «громкой славе» упоминал и Александр Бенуа правда, при этом историк искусства ставил Мамонтова на одну ступень с Сергеем Дягилевым82.
Вообще-то вся эта история была лишь формальным нарушением закона. Учился на юридическом факультете Московского университета.
При вс м том простейшими средствами громоздящаяся уступамивверх композиция линяя горизонта, запрокинутая за нижний край рамы, отчегофигура, соответственно, резко возвышена гиперболически широкие, богатырскиеплечи достигнуто впечатление выспренней, надменной величественности. Так оно иподобает парадному портрету, назначениекоторого не просто сохранить облик, но воздвигнуть памятник, запечатлетьславу портретируемого. Тогда же Иван Фёдорович начал постепенно знакомить сына с вопросами, связанными с железнодорожным строительством4647. В Академии он работал по двенадцать часов в день. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Фёдора Шаляпина, который был солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.
В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. Инженеры получали 150—200 рублей жалованье главного инженера составляло 450 рублей. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. Несчастья сыплются на него одно за другим. Декорации для Новой оперы Мамонтова писали Поленов, Васнецов, Врубель. Справедливость этого суждения стала для всех еще более очевидной, когда на выставке Портрет в европейской живописи 15 – начала 20 века, устроенной1972 году Государственным музеемизобразительных искусств имени А. С. Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе и в стихах, Мамонтов имел, по словам В. Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм».
Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла – после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то совершенно естественным и единственно возможным для человека. Сейчас «худрук», художественный руководитель – штатная должность, но в конце XIXвека Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам. Все же, несмотря на нападки, его мастерство ни в чем не уступало, а чаще превосходило мастерство «ложноклассиков». По словам музыковеда Веры Россихиной, «Рахманинов довёл музыкально-сценическое развитие Шаляпина до степени профессиональной зрелости»118.
В 1904 году он едет вПетербург. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор. После суда отношение ряда театральных коллег к Мамонтову изменилось. Но помешала болезнь: понадобилась операция на пояснице.
Врубель рисовал «Демона» с сына Мамонтова Всеволода. Савва продолжит её до Вологды, Архангельска, Мурманска. В лексиконе москвичей активно использовались словосочетания «мамонтовские дома», «мамонтовские бани и гостиницы». Витте, организовывавший выставку, назначил коммерции советника Савву Мамонтова руководителем отдела «Крайний Север». Там он изучал древнерусское искусство, делал этюды. Иван Фёдорович, фактически выросший в бакалейных лавках, пошёл по отцовской стезе: он торговал вином в Чистополе, Ялуторовске, Пскове, Шадринске и других городах. Благодаря поддержке Мамонтова художник сумел рассчитаться с долгами и продолжить работу над начатыми картинами90.
Для детей от 6 до 14 лет предназначены летние школы «Ожившие сказки», «Играем в театр» и «Поговорим о книге». вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. В доме Мамонтовых уставший от прежних неудач Врубель получил условия для творчества.
Лица нет, но кто знал позировавшего, скажет сразу: Это Савва Иванович. Савва Иванович родился 214октября1841 (по другим данным— 3-го или 4-гокомм. После Октябрьской революции вновь произошла переоценка деятельности Мамонтова.
Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью. А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. Заканчиваякартину Врубель тяжело заболел и был помещ н в лечебницу. Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. 5. Рахманинов много занимался с Шаляпиным— в частности, разбирал с ним партитуры опер «Юдифь», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», премьеры которых состоялись осенью 1898 года.
Дом считался открытым— в число гостей, принимаемых хозяевами, входили московский генерал-губернатор Арсений Закревский историк Михаил Погодин и предприниматель Василий Кокорев, которого Савва в юношеских дневниках называл «откупным царём»141510. Благодаря Савве был открыт талант Шаляпина. Подобное тяготение к спаянности было одной из примет времени: в конце XIX века в России появились «Среда» Телешова, «Шмаровинские среды», Московское товарищество художников, многочисленные «субботы»7576. Одной из любимейших книг в юности у Саввы были «Детские годы Багрова внука» Сергея Тимофеевича Аксакова. Вера позировала и другим представителям кружка: к примеру, у васнецовской «Алёнушки»— глаза дочери Мамонтовых. Умрёт дочь Верочка.
В душе он всю жизнь оставался музыкантом и художником. Рождается ощущение первозданности. Отрицательные отзывы, появившиеся ещё до начала выставки, пробудили интерес к «декадентскому искусству» Врубеля со стороны посетителей15315450. Традиции старорусской артели он соединил с новыми для того времени принципами менеджмента.
Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. В неотапливаемом здании растрескались лепные потолки и мебель «заиндевели полотна» Васнецова, Серова, Репина, Поленова на статуях стояли сургучные печати. В 1897 году было закончено строительство дороги Москва— Архангельск. Так, в вышедшем в 1884 году «Фельетонном словаре» Михневича указывалось, что Мамонтовы ассоциируются в России с понятием «захудалые купцы».
«Савва был вездесущ и, казалось, двужилен: от художников – к музыкантам, от музыкантов – к актерам – день ли это, ночь ли. Сметная стоимость превысила 23 000 000 рублей. Первыми солистами стали выпускники консерватории Надежда Салина (лирическое сопрано), Татьяна Любатович (меццо-сопрано), Антон Бендлевич (бас), Григорий Ершов (тенор). Такого рода деятелей Россия, пожалуй, не знала. Третий сын— Всеволод Саввич, математик по образованию, — написал мемуары «Воспоминания о русских художниках» эта книга, рассказывающая о Савве Ивановиче и его окружении, стала источником для изучения деятельности Абрамцевского кружка.
Савва Иванович и ранее не скрывал, что у него существует «общность касс» о переводах денег из бюджета одного предприятия в бюджет другого он, как правило, сообщал на заседаниях правления. Размеры 187 х 142, 5 см. Зрителям была представлена опера Александра Даргомыжского «Русалка» с декорациями Виктора Васнецова110. И. МОСКВА 2003 Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 год.
Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба». Дирижером Савва пригласил Рахманинова. Врубеля, забракованная жюри императорской Академии художеств». Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить. И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага – захвата Порт-Артура и. не дошли бы мы и до Цусимы».
Абрамцевские гости участвовали в домашних спектаклях, рисовали, сочиняли, музицировали. Все, кто знал художника, чуть ли не единогласно отмечали его образованность, разносторонность интересов (музыка, литература, театр), его безупречное воспитание и аристократическую манеру держаться («вежливый, корректный иногда даже слишком изысканно любезный»). Жена отговорила. В. М. В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. Напортрете кисти Цорна Мамонтов поражает силой иэнергией излучаемой всем его обликом. Так, скульптор Марк Антокольский писал непосредственно после знакомства с Саввой, что тот относится к числу «самых прелестных людей с артистической натурой»100.
Мамонтов, не желая расставаться с артистом, заплатил весьма солидную неустойку конторе императорских театров и вернул Фёдора Ивановича в Частную оперу. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Врубель как одержимый рисовал по 12–14 часов в сутки.
В декабре 1862 года Савва отправился в Персию. И так – изо дня в день», – пишет биограф Мамонтова Владислав Бахревский. Онвкладывал вразвитие культуры огромные средства.
Современники порой именовали Мамонтова «Саввой Великолепным»— по аналогии с прозванием Лоренцо Медичи. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной.
Савва, узнав, что Антокольский пребывает в нужде, не стал предлагать ему открытую денежную помощь, а предоставил заказ на статую «Христос перед судом народа». Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. Это один из его несомненных шедевров. Современники видели вэтом образе протестующее начало прекрасного, непокор нного человека. Или грантами. Сестре он писал: «я до того был занят работою, что чуть не вошел в Академии в пословицу. Валентин Серов, работавший в то время над портретом Николая II, обращался к императору с просьбой об освобождении Мамонтова161162.
Сам певец, считавшийся в прежней труппе «бесперспективным», впоследствии признавался: «Я сразу почувствовал разницу между роскошным кладбищем моего императорского театра с его пышными саркофагами и этим ласковым зелёным полем с простыми душистыми цветами. Отец Саввы, Иван Федорович, был потомственный купец. Друзья приходили и приезжали без приглашения. Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. Революция прошла мимо него.
Второй сын— Андрей Саввич, которого в семье называли Дрюша, — был, по утверждению Михаила Врубеля, «много обещавший юноша». И еще увлёкся пением – знаменитый итальянец давал ему уроки. И сам писал водевили, комедии, мистерии. Это единственное, что его украшало.
Меня привлекала» Запись осталась незаконченной. Процесс длился несколько дней. А временами на Савву находило фанфаронство: он снимал целый этаж во дворце в центре Рима или угощал аскетичного Мстислава Прахова клубникой посреди зимы. Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги.
Похоронен наНоводевичьем кладбище в Петербурге. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу.
Перемены произошли и в личной жизни Мамонтовых. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Автор Михаил Врубель. Не говоря, разумеется, о деньгах. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. На той же экспозиции демонстрировались образцы художественной керамики из мамонтовской гончарной мастерской— майоликовые камины Савва Иванович получил за них золотую медаль.
Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. Антокольский писал Савве Ивановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. Он отошёл от публицистического стиля.
Весной 1900 года в тюрьму поступило тёплое письмо от представителей Абрамцевского кружка. Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи. Суриков очень ценил мнение Саввы Ивановича и нередко ему первому показывал свои работы. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге.
По одной из них, записанной «по горячим следам» Михаилом Нестеровым, Вера после обеда задержалась за столом и «до крайности молчаливый Серов» попросил её попозировать. Итогом поездок стало появление в абрамцевском парке детской беседки под названием «Избушка на курьих ножках» (1883). Васнецов подарил лицо Андрея Алёше Поповичу из «Богатырей» (а его конь – это гордость мамонтовских конюшен, любимый жеребец Саввы, по имени Лис).
Актерами были сам Савва Иванович и его друзья — Васнецов, Костя Алексеев известный потом как Станиславский (кстати, впоследствии он называл себя учеником Мамонтова-режиссера), жена Поленова и певица Большого театра Надя Салина, профессор Новороссийского университета П. А. Автор Михаил Врубель. Репин же прямо говорил: «Я люблю с ним советоваться. На что император ответил, что распоряжение им уже сделано. В конце 1907 года от воспаления лёгких скончалась дочь Мамонтовых— Вера. Большинство современников подчеркивают и другую крайность, поражавшую многих: Михаил Александрович не любил и не ценил своих работ настолько, что ему ничего не стоило изорвать свое произведение или закрасить его, чтобы написать поверх что-то новое. Врубель обладал отличной памятью, знал восемь иностранных языков и, по выражению В. Я. Брюсова, «мог описывать какие-нибудь завитки на капители колонны в какой-нибудь венецианской церкви с такой точностью, словно лишь вчера тщательно изучал их». В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены – «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов – Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова.
Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Говорили, что это слишком похоже на «любительский спектакль в очень богатом доме». Савве на тот момент было 23. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды.
Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову. Смерть наступила в марте того же года. Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи. Всеобщего признания произведения Врубеля по-прежнему не находили: два декоративных панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», которые он создал в 1896 году для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, со скандалом забраковали.
Азы предпринимательской деятельности осваивал в Закаспийском торговом товариществе (Баку), Шахруде, Милане. Повстречавшись в Абрамцеве со своим наставником И. Е. Репиным, Врубель неожиданно обратился к нему со словами: «А вы, Илья Ефимович, рисовать не умеете». — «Да. И я теперь жалею, что назвала своего сына Саввой. Весьма резкие оценки критиков вызвала и следующая постановка Частной оперы— «Фауст». Так, в течение трёх лет, начиная с 1898 года, подконтрольный министру юстиции Николаю Муравьёву еженедельник «Русский труд» разрабатывал тему «мамонтовской Панамы»комм.
Одно из них Венеция создано под впечатлением отпоездки в Италию 1891 1892 годы. Художники неоднократно обращались к изображению Мамонтова. Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства. Там он написал «Сидящего демона» и другие картины95. Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию. Однако представители Академии художеств забраковали эти произведения.
Их содержание подсказано литературной и художественной жизнью усадьбы XIX века. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Такой парадокс. Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр». Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак.
Серов увековечил Веру в «Девочке с персиками». В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены – «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов – Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Этот человек очень любил искусство. А значит, утверждает Судейкин, «все основы кубизма, конструктивизма и сюрреализма были начаты и обоснованы Врубелем». В 1900 году в суд для дачи показаний вызывалась директор театра Клавдия Винтер.
Коровина в Частной опере заменил Врубель. И дать безвозмездно. Летом молодая чета отправилась в свадебное путешествие по Италии, причём Савве пришлось предварительно оформить документы об опекунстве над собственной неабсолютнолетней женой. Соединение функциональности и искусства в градостроительных объектах соответствовало принципу Мамонтова: «Надо приучать глаз народа к красивому на улице, в храме, на вокзале». Точно мы встретились со старым приятелем, разойдясь на некоторое время по околицам».
В 1897 году было закончено строительство дороги Москва – Архангельск. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Кроме Саввы Ивановича, на скамье подсудимых находились его брат— потомственный почётный гражданин Николай Мамонтов, сыновья— Сергей и Всеволод Мамонтовы, курский дворянин, один из директоров правления «Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги» инженер Константин Арцыбушев и коммерческий директор дороги Михаил Кривошеин164165166. Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду.
Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда (по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва. 22 марта 1870 года Мамонтов вместе с женой отправились в Абрамцево. Известно, например, что он без сожаления замазал изображение Богоматери, восхитившее самого В. М. Васнецова, а одно из своих прекраснейших произведений «Пан» написал на том же холсте, где чуть ранее был почти законченный портрет Н. И. Забелы-Врубель, жены художника. От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. Ведь столько блестящих надежд. В 1887 году в Абрамцеве Серов написал портрет Веры Мамонтовой— картину «Девочка с персиками».
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Личная неприязнь переходила на оценку её профессиональных достоинств»122120.
Сын Забелы, родившийся в её браке с Михаилом Врубелем, скончался через два года. Для дебюта был выбран третий акт «Фауста» Шарля Гуно позже подготовили постановку по «Виндзорским проказницам». Рецензент газеты «Театр и жизнь» (1885, 10 октября) указал, что «такого богатства фантазии, вкуса и роскоши в постановке мы не видели даже в той Снегурочке, которая шла в Петербурге на сцене большой оперы»113. Самые маленькие посетители усадьбы – от двух до пяти лет – рисуют пальчиковыми красками, мягким материалом, лепят, делают роспись по фарфору. Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову. Марк Антокольский, стоявший у истоков кружка, появлялся в России нечасто, однако в письмах из Италии выражал свою поддержку всем обитателям имения: «Дорогие мои жители Абрамцева Хотелось бы мне сидеть среди вас, молча мечтать и душевно отдыхать»83.
О знаменитых репинских «Запорожцах» скажет, что они «зачаты под небом Абрамцева». К примеру, в 1903 году он выпустил (в соавторстве с инженером А. И. Антоновичем) брошюру «Назревший вопрос», в которой аргументированно, со статистическими выкладками, обосновал необходимость введения железнодорожного маршрута Сибирь— Средняя Азия. Его просторной груди трудно дышать под белой, жёстко накрахмаленной манишкой.
Именно там он создал эскизы для таких картин, как «Крестный ход в Курской губернии» (типажи для образов богомолок и урядника были найдены художником в Хотьково), «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Да и умница Антокольский воспринимал Мамонтова-скульптора вполне серьёзно. Бахрушин. Дни мои какуклоняющаяся тень. Под карандашом и кистью этого большого мастера — вещи говорили».
Разве что глаза лучились по-прежнему. Мамонтов не занимался слепой благотворительностью. Всеволод Саввич скончался в 1951 году87197. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Внес весомый вклад в развитие отечественной культуры и искусства. Одновременно прокладывалось несколько небольших дорог: Ярославль— Рыбинск (1898), Москва— Савёлово (1900), Иваново— Вознесенск— Тейково (1896) и другие5015556. Дочь Вера Самарина в ночь на сегодня скончалась воспалением лёгких в Москве»198.
От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. Взгляд Мамонтова весьма недобро смотрит прямо в глаза зрителя. Савва Иванович Мамонтов (214октября1841 (по другим данным— 3-го или 4-гокомм.
Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником. Шаляпин покинул мамонтовский театр в 1899 году. В Италии Мамонтовы поначалу проводили не намного меньше времени, чем в России. И счет картин, о которых справедливо сказанное идет не на десятки – на сотни. В 1950 году сын Мамонтова, Всеволод Саввич издал книгу об отце, содержавшую отрывки из воспоминаний Константина Станиславского, Виктора Васнецова и других людей из «мамонтовского круга»206. Сам Савва Иванович, простудившись зимой 1918 года, уже не смог подняться.
Инженеры получали премии как за качество работы, так и за «гуманные отношения с рабочими». В музеях появились путеводители, рассказывающие о становлении транспортной сети в стране, — в них своеобразной иллюстрацией, показывающей эксплуататорские качества Саввы Ивановича, служило написанное ещё в 1864 году стихотворение Николая Некрасова «Железная дорога» («Мы надрывались под зноем, под холодом, / С вечно согнутой спиной, / Жили в землянках, боролися с голодом, / Мёрзли и мокли, болели цингой»). И он стал подлинным мастером, хотя в Академии художеств так и не доучился.
Когда в 1918-м году в возрасте 77-ми лет Великолепного Саввы не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи». Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар. Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Он был «ужасно возбужден» и постоянно рассказывал «о своей гениальности и силе, о своем влиянии на всех».
Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Но неуклонно растущие капиталы Мамонтова грели не только его самого: тому же Антокольскому он очень скоро, вникнув в его плачевные финансы, открыл кредит на 2 тысячи рублей. В результате появились полотна «Бой скифов со славянами», «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства». И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
На нём работали по найму полтора десятка человек, которые изготавливали— на заказ или на продажу небольшими партиями— печные изразцы, посудные формы, мелкую бытовую пластику. Художественные шедевры мастера не имели аналогов. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, – а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, – Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Он перестает узнавать родных и близких.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Художник хотел максимально передать эмоции и настроение. Все артисты или друзья артистов»7778. И призыв этот не остался неуслышанным.
Может, не зря театром увлекался. Словом, все это сплошное любительство», – клеймил рецензент мамонтовскую затею. Протяжённость линии Вологда— Архангельск составила 596 вёрст, 155 саженей. Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр».
Мамонтов, понимая, какой потенциал заложен в Шаляпине, выделил для него специального концертмейстера, с которым певец занимался тренировкой дыхания и артикуляцией116. Мне нужен не фигляр, а помощник. » «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям – музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». В письме к Крамскому он признавался: «Сижу без денег и даже взаймы взять негде». Отец сушил голову, как быть с непутёвым сыном, но тут вмешался случай. Исследователи не располагают данными о том, сколько курсов он сумел в итоге окончить. «Московскому дворику» дебютирующего в пейзаже Поленова Савва предречёт, что он станет любимейшей картиной москвичей.
Отец дотянул Северную дорогу от Москвы до Ярославля. Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Открытие театра состоялось 9 января 1885 года. Увещевания отца до Саввы доходили плохо. Иван Фёдорович отказал.
Но для русской культуры эта купеческая блажь имела грандиозные последствия. Похоронен в Абрамцеве196. Уходит из жизни сын Сергей, супруга Елизавета Григорьевна. В октябре 2016 г. исполняется 175 лет со дня рождения С. И.
Она ушла из жизни в 1952 году199. Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. Так, спустя годы, «тропинка к себе» превратилась в широкую дорогу со множеством ответвлений. Иван Фёдорович не скрывал, что таким образом он стремился отлучить будущего предпринимателя от богемных соблазнов и привить ему трудолюбие, которое, по его мнению и являлось «исполнением прямого долга в жизни».
Тарабукин Н. М. вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. Илья Репин впервые появился в Абрамцеве летом 1877 года. первый в России частный оперный театр. В кружке фактически формировался новый тип «ренессансного человека», творческие способности которого «доходили до универсальности»79. Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Купеческие гены брали своё: торговля быстро начала приносить барыши.
Некоторые строения потребовалось просто снести. Но дело жизни отца – железные дороги – стали главным делом сына. Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью. Свидетели подтверждали, что Мамонтов не участвовал в биржевых сделках, а предпринимательскую деятельность он, как правило, выстраивал с точки зрения общественной пользы.
Коммерческая смелость Саввы, порой граничащая с авантюризмом, склонность к широким жестам и любовь к кутежам сочетались с его эстетическими наклонностями56. Общее руководство работами принадлежало Прахову. А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. В конце 1890-х годов Мамонтов ездил в Кострому для создания там сети технических училищ— таким образом предприниматель исполнял волю своего наставника Фёдора Чижова, желавшего направить принадлежавший ему «железнодорожный капитал» на развитие родного города.
И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона. А отец любил и умел доискиваться. В 1878 году созданная им скульптура «Христос перед судом народа» получила орден Почётного легиона на Всемирной выставке в Париже8485. «В награду за сидение ей полагалась особая порция персиков»88. Если не работал, то думал о работе интерес и умение в непрерывности работы настолько выросли, что заставили меня окончательно забыть все постороннее: ничего не зарабатывая, жил, как птица даром божьей пищи, не смущало меня являться в общество в засаленном пиджаке, не огорчала по целым месяцам тянувшаяся сухотка в кармане» В письмах он иногда просит выслать немного денег, хотя бы «на поправку сапог ибо на моих было столько же глубоких ран, сколько на Цезаре в день сражения его с сенаторами».
Определённый художественный вкус ей, вероятно, привила мать— Вера Владимировна Сапожникова (в девичестве— Алексеева). Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл. Что ж, все может быть» — отвечал Репин. В московский период творчества (1889–1904) он сблизился с Абрамцевским художественным кружком, находившимся под покровительством Саввы Мамонтова и в этот же период появились его шедевры: «Демон (сидящий)», «Пан», «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи» и другие. Многие годы Врубель работал в Москве.
Боже сохрани, чтобы он походил на Савву Ивановича». Валентин Серов, попавший в Абрамцево в отроческие годы, ещё до образования кружка, подолгу жил («на правах почти родственника») и в имении и в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской. Пресса отреагировала на первый спектакль с «ироничным недоумением».
Но Мамонтов смотрел дальше. Он постоянно экспериментирует ищет что-то новое, необычное. В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Редактор издания Сергей Шарапов иронично называвший Савву Ивановича «давним покровителем муз отечественных и иностранных», в одной из публикаций (1898, 5 сентября) объяснял позицию газеты так: «Мы воюем не против господ Мамонтовых— то же творится и в других акционерных обществах, в самом их основании лежит обман»157. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Мамонтов-старший получил анонимное письмо о возможных неприятностях для сына и не стал дожидаться, когда в Московском университете жандармское ведомство начнёт выявлять «неблагонадёжных»3132. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию. Тарабукин Н. М.
Подобные финансовые операции были запрещены законом. Творческая часть проходит в лектории и сопровождается показом слайдов, экспонатов специального фонда (которые можно потрогать), а завершается практическим выполнением творческого задания (изготовлением тряпичных кукол, росписью сувенирной матрешки, декоративной фарфоровой тарелки, работой с природными материалами – шишками, желудями и соломой и т. д. ). Ведь он следовал рекомендациям самого премьер-министра Витте. Но его творчество оставалось по-прежнему прекрасным.
Недолгое пребывание в корпусе запомнилось Мамонтову как время муштры и маршировки. «Демон (сидящий)» был закончен в 1890 году. Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда (по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва. По оценкам специалистов, у неё было красивое меццо-сопрано среднего регистра. В издании «О железнодорожном хозяйстве России» (1909) он стремился доказать экономическое преимущество частного владения железными дорогами над государственным.
Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского «окна в Европу» : в случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы. Жизнь в городе казалась Савве однообразной и уже через 17 дней после приезда он обратился к отцу с просьбой разрешить вернуться в Москву. Все значимые события из истории объединения фиксировались в «Летописи сельца Абрамцева». Воспитание в семье Мамонтовых осуществлялось с помощью домашних педагогов.
Еще бы: всегда элегантен, чисто выбрит, подчёркнуто вежлив и в цилиндре. В облике предпринимателя наблюдается индивидуальность, поистине царский нрав. Проводить пришли лишь близкие люди. У него обнаружилось нерядовое дарование. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Прошло десять лет. И только две дороги – Северная и Донецкая – стали для России буквально дорогами жизни.
Розги исправно действовали. Осмотрели Соловки, совершили экскурсию вдоль Мурмана. Картину «Девочка с персиками» Серов подарил Елизавете Григорьевне Мамонтовой89.
Её имя прозвучало и в публикации театрального критика Александра Амфитеатрова «Предтеча демонических женщин», где утверждалось, что «влюблённость Мамонтова в Любатович была главною причиною возникновения в Москве пресловутой Мамонтовской оперы, поглотившей несметные суммы денег, но зато и воспитавшей целое поколение артистов, во главе которого надо назвать самого Шаляпина»121. Коровин подготовил экспозицию в стиле норвежских факторий, написал пейзажные панно «Кит», «Северное сияние», «Лов рыбы», «Охота на моржей»152153. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Интерактивные программы цикла «Ожившие сказки Абрамцева» состоят из двух частей: теоретическая часть предполагает экскурсию в один из музейных объектов (храм Спаса Нерукотворного, усадебный дом, студию-мастерскую, баню-теремок, кухню). Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. В одиночной камере он проводит пять долгих месяцев, не понимая, в чем его вина. Но и не только это.
Мне нужен не фигляр, а помощник. » «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям – музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». В газетных некрологах Мамонтова называли «московским Медичи», «Саввой оперным», «последним из могикан»192193. Создается такое ощущение, что он хочет встать. Двери Мамонтовых никогда не запирались.
Полностью воплотить идею Савва Иванович, разорившийся после суда, не сумел, но возведение гостиницы «Метрополь» всё-таки состоялось137138139. Позже он писал, что «дорога была проложена очень аккуратно и дёшево и днесь благоденствует»4950. И московский дом и абрамцевская усадьба более 20-ти лет будут аккумулировать под своей крышей лучших представитель русской живописи, музыки, литературы.
Один из портретов, написанный в 1897 году Михаилом Врубелем, возможно, соединяет многообразие мнений о «Савве Великолепном»: в герое картины совместились «надменность независимого богача, артистическая вальяжность, гедонизм и мощь былинного героя»104. В киевский период своего творчества (1884–1889) он изучал искусство Византии, писал иконы, расписывал вместе с Васнецовым Владимирский собор. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Третьяков и А. П. Мамонтова.
«Другие коллекционировали искусство, он же его двигал», – писал известный художественный критик Я. А. В работе Демонлетящий образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду. Его вдова ненадолго пережила мужа.
В 1869-м году Иван Федорович внезапно скончался от воспаления брюшины. Вскоре умерла Елизавета Григорьевна. Михаил Александрович окинул благодетеля презрительным взглядом и Мамонтов прикусил язык. Первые номера журнала, заполненные материалами из абрамцевской хроники и проиллюстрированные в основном художниками «мамонтовского круга», не выглядели остро полемичными. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо».
В число тех, кто с неприязнью воспринимал Татьяну и оценивал её поведение как бестактное (например, во время «бисирования» на сцене), входил Валентин Серов. Идеи архитектора Фёдора Шехтеля, проект которого стал основой при реконструкции Ярославского вокзала и пути развития мамонтовской мастерской на рубеже XIX и XX веков максимально сблизились— они, по утверждению искусствоведа Евгении Кириченко, слились «в один поток архитектуры модерна в России»144.
Вся территория представляла собой своеобразную «лабораторию» Саввы, где «он мог создавать всё, что приходилось ему по душе»7273. Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Он увлекался театром, пропадал в опере и даже сам в частной постановке «Грозы» с успехом играл роль Кудряша. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. Патентовать свою театральную эстетику как «метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно и не думал, да и некогда было. В Абрамцеве Репин написал и портрет Саввы Ивановича. Там никому не известного исполнителя приняли поначалу прохладно— газета «Волгарь» (1896, 20 мая) писала, что «по сцене ходил по временам очень развязный молодой человек, певший что-то про себя»115.
Врубель, появившейся в его доме по приезде из Киева в 1889 году. Этот человек очень любил искусство. Автором архитектурного проекта опять-таки был Виктор Васнецов.
Мамонтов не только посещал театры, но и надеялся выступить на сцене в качестве оперного певца— специалисты, с которыми он консультировался, утверждали, что ему нужны занятия вокалом— у юноши «может образоваться хороший голос»23. Кирпичная кладка была расчищена, затем реставраторы произвели вычинку (изъятие разрушенного) кирпича и мастиковку (затирку мелких трещин). Он не был привередливым к внешним данным людей. У продолжателя торгового дома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос.
Родился в Ялуторовске Тобольской губернии. Таким же природным и непреложным, как воздух Абрамцева. В провокациях немедленно обвинили студентов. Правда, у меня две матери»8687. К тому времени в их семье росло шестеро детей Савва был четвёртым.
Мамонтова». Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Он очень чуткий человек – артист и умница». Представитель купеческой династии Мамонтовых. Савва Иванович пытался исключить на своих объектах коррупцию и воровство.
У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел – внезапная охота жениться помешала. Строительство новых объектов шло в течение нескольких лет. Это было первое в жизни Саввы самостоятельное путешествие. Да и стыдно было оставить начатое отцом дело.
Мамонтов провёл в тюрьме полгода. Савва называл их кружок «русским землячеством». Существуют две версии, касающиеся истории этой картины.
В дом Мамонтовых на Садовой-Спасской Врубель впервые прибыл осенью 1889 года он был тепло принят хозяевами и почти сразу получил заказ— Савва Иванович предложил гостю подготовить декорации к спектаклю по собственной драме «Царь Саул». Настоящий художник должен уметь передать свои мысли, чувства и душевные переживания в своих работах.
Из Мешхеда Савва вернулся сначала в Баку, а осенью 1863 года— в Москву. Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Средства под реализацию масштабного проекта выделило Петербургское страховое общество. В Абрамцеве Репин писал пейзажи, портреты, жанровые зарисовки. «Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». Музыкальный критик Семён Кругликов весьма едко назвал оркестр Частной оперы «жиденькой нестройной балалаечкой».
Между собой кружковцы полушутя называли своё содружество каморрой— они даже поставили одноимённый любительский спектакль в ходу была абрамцевская версия неаполитанской песни с текстом: «А у нас в каморре— разные таланты. По замечанию литературоведа Евгения Арензона, прогноз фельетониста, считавшего, что фамилию ждёт скорое забвение, не сбылся: через десять лет после выхода словаря «родовое купеческое имя Мамонтовых стало прочно ассоциироваться не с банями и трактирами, но с железными дорогами и вокзалами»55.
Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К. С. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Живя в Ялуторовске (в этом северном городке в 1841-м родится Савва), Иван Мамонтов знался со ссыльными декабристами.
А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол. В конце 1840-х годов Иван Фёдорович с женой переехали в Москву. У него мужественные усы и короткая жёсткая бородка.
«Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». В нём были построены лечебница для крестьян и школа для их детей. К этой работе вновь были привлечены члены Абрамцевского кружка (к примеру, Константин Коровин написал для одного из актовых залов картину «Завещание Чижова»). Савва Иванович был «художником и предпринимателем в одном лице» и всем, что он делал, по словам Станиславского, «тайно руководило искусство». Как утверждают исследователи, некоторые идеи Мамонтова «предвосхитили своё время». В хор были приглашены пятьдесят человек.
В 1902 году он создал картину «Демон поверженный» для выставки «Мира искусства» в Петербурге, работая по 15–20 часов в сутки и продолжая переписывать ее на самой выставке. Будто перекрыли кран, откуда с изобилием прежде он получал богатство и успех. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Во втором сезоне Частная опера выступила с новыми премьерами— «Снегурочкой» Римского-Корсакова и «Каменным гостем» Даргомыжского. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. Материал холст, масло.
В 1892 году начало складываться взаимодействие Мамонтова и Витте. Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги.
И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины». «И странное дело, — вспоминает Н. Н. Ге, — сумасшедшему Врубелю все, больше, чем никогда, поверили, что он гений и его произведениями стали восхищаться люди, которые прежде не признавали его». И еще увлёкся пением – знаменитый итальянец давал ему уроки. Дорога связывала сеть малонаселённых шахтёрских посёлков с Мариупольским портом.
Часть дороги приходилось временно устраивать на сваях, отсутствовала связь. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. 30 июля 1899 года правление Саввы Мамонтова вынуждено было подать в отставку. В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма.
«Подругой жизни» на определённом временном отрезке называли певицу Татьяну Любатович120. И куда он годится теперь, когда у него нет денег. Современники считали, что Мамонтову надо поставить четыре памятника: один – в Мурманске, другой – в Архангельске, третий – в Донецке, четвертый – в Москве, на Театральной площади. Племянником Веры Владимировны (и, соответственно, Лизиным двоюродным братом) был режиссёр Константин Станиславский4041. Но дело жизни отца – железные дороги – стали главным делом сына. Её пояснения касались участия труппы на нижегородской выставке 1896 года.
Для того, чтобы рассчитаться с долгами, он продал акции чугунолитейных сибирских заводов. Художник просыпался раньше других обитателей усадьбы («Часы утра— лучшие часы моей жизни») и практически ежедневно ходил на этюды в окрестные деревни. Не видел в этом смысла. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. Внедрение узкоколейки позволило на 20 процентов увеличить грузоперевозки. Когда в 1918-м году в возрасте 77-ми лет Великолепного Саввы не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи». Повсюду таятся зловещие тени. А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол.
Впервые Савва Иванович увидел Шаляпина в Петербурге, на сцене Панаевского театра. Специально для панно Врубеля (1, 2), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон. В Галиции Сергей Саввич заболел. В газетах об этом не было ни строчки. В 1878 году Донецкая дорога была сдана в эксплуатацию.
Железная дорога и Невский завод были выкуплены государством. При этом одно лишь присутствие на студенческих «тайных говорильнях» могло стать поводом для ареста. Для подобной покупки имелись предложения и поближе к Москве и подешевле и получше. Вердикт директора гимназии гласил, что для перевода в седьмой— выпускной— класс Савва Мамонтов должен «подвергнуться дополнительному испытанию»2425.
Её портреты писали Константин Коровин, Михаил Врубель, Михаил Нестеров. Пора ученичества осталась в прошлом. Эта большая акварель поразительна. Исследователи отмечают, что молодая семья «едва ли могла посчитать свою покупку удачной в хозяйственном смысле»— дом нуждался в ремонте, фундамент отсутствовал, на крыше пришлось менять кровлю, полы перестилать. Столь значительную сумму собрать не удалось. В его доме собирались лучшие художники, музыканты, он щедро помогал им деньгами и советами.
После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. На письме, полученном от сына, он сделал пометку: «Жаль мне Савву, но слава Богу, что он на деле и не дома». Есть концессионеры, есть и музыканты». Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар.
Иван Федорович Мамонтов занимался делом для России новым и, без сомнения, очень перспективным: он строил железные дороги. Врубель утверждал, что его религия — это искусство. 1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Музыка была постоянным фоном как в Абрамцеве, так и в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской.
По словам художника именно «абрамцевские дубы» подсказали ему, «как писать Богатырей»91. 1) в сибирском городе Ялуторовске в семье Ивана Фёдоровича и Марии Тихоновны Мамонтовых (девичья фамилия матери— Лахтина). Савва переживёт многих из тех, кого любил. После возвращения в Россию Мамонтов написал Поленову: «Вы, серьёзно говоря, не сделаете ошибки, если целым кружком поселитесь в Москве на некоторый срок для работы». В 1880 году он поступил в Академию художеств и с тех пор творчество затмило для него все. В 1906 году на выставке русского искусства в Париже, по свидетельству художника С. Ю. Судейкина, некий молодой человек «часами простаивал над вещами Врубеля».
В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию. Конечно, он мог и просто ссудить денег. Оценивая предпринимательские качества Саввы исследователи упоминают, что он не был похож на тех представителей купеческого сословия, которые воспринимались обществом как «бородатые угрюмцы в смазных сапогах». В 1899 году Мамонтов вместе с предпринимателем Саввой Морозовым (и, вероятно, при поддержке министерства финансов Российской империи) решил издавать газету либерально-демократической направленности «Народ». Не исключено, что на решение Мамонтовых повлияли «обаяние имени» Аксаковых и история имения, тесно связанная с общественно-литературными событиями того времени.
Портретный жанр как летопись нравов, типов и характеров был Врубелю чужд. Художник подготовил композиции на былинный сюжет «Вольга и Микула» и на историю Эдмона Ростана «Принцесса Грёза». Придумывал, например, мериться лысинами (как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. 4. Более десяти лет Васнецов с семьёй жил в Абрамцеве (в основном в «Яшкином доме»).
Врубель писал сестре: «Академия воздвигла на меня настоящую травлю так что я все время слышал за спиной шиканье». После окончанияуниверситета отбывает воинскую повинность. Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях – играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты не заботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придавать сценическому образу правдоподобие.
Похоронили его наспех. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. Княгиня Мария Тенишева уже после смерти Мамонтова, в 1920-х годах, писала, что Савва Иванович держал Частную оперу только ради «подруги жизни ради создания ей, безголосой и бесталанной, атмосферы театра и ореола примадонны». И тот же образ воплотил в глине (много позже, в 1928 году скульптурную голову Демона разобьет в Русском музее некий душевнобольной). Кажется, что Врубель очень изменился, что «никто не узнал бы в нем прежнего Мишу, любящего по-модному одеться».
Однако в следственном деле нет никаких следов царского вмешательства в судьбу Мамонтова.
Этот человек очень любил искусство. Увлечённость Саввы театром настораживала Ивана Фёдоровича: Мамонтов-старший, мечтавший передать сыну свои дела, считал, что тот вместо учёбы предаётся «непозволительным столичным пустым удовольствиям», позволяет себе «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». С поручением (подбором товаров, почти месячным путешествием через пустыню и последующей продажей) Савва справился успешно333435.
В письме жене Савва отзывался о Витте как о деятельном человеке и толковом министре: «Голова его постоянно свежа и работает без устали». С этого момента душевная болезнь подкосила художника. Однако Серов властно держал «за душу». Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова – статью «Русский человек» : «Интересно, что и Донецкой и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку – «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, – С. И. Искусствовед Н. М. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. 2. Врубель Михаил Александрович, художник. Осенью Елизавета Григорьевна отправилась в Италию, чтобы заказать мрамор для надгробия.
Товарищество, бюджет которого складывался из личных взносов артистов и оркестрантов, просуществовало до 1904 года124125. Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить. Участники маршрута двигались поездом до Вологды, затем перемещались по реке, плыли от Котласа до Архангельска. Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире.
Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. Будем стараться сделать хорошо». Так, не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь. Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Рентабельность акционерного общества «Донецкая дорога» ставилась под сомнение некоторыми современниками Саввы, но дорога окупила вложенные средства и стала прибыльной5147525354. Зимой 1879 года Савва заказал Васнецову рисунки для альбома, готовящегося к изданию.
А Мамонтов, как ребёнок радовался, что лучше всех – декорации его любимчика, Костеньки Коровина. Опросы обвиняемых и свидетелей показали, что акционеры знали о субсидировании промышленных предприятий из «железнодорожной кассы» и не протестовали против действий Мамонтова. Чуть позже в его доме появятся браться Васнецовы (1, 2). Абрамцевские строения оказались разными по стилю, формам, функциональным особенностям.
Режиссёр Константин Станиславский, будучи двоюродным братом Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, рассказывал, что среди его первых детских впечатлений— появление Саввы в любительском спектакле: «железнодорожный магнат» оглушил зрителей сокрушительным басом и ударами хлыста. Русская опера впервые прозвучала как великое искусство на мамонтовской сцене.
Это был удачный пиар-ход Мамонтова. После его смерти в 1859 году «дворянское гнездо» стало постепенно приходить в упадок. Чехов уверял, что любой бродяга на итальянских улицах владеет голосом лучше, чем мамонтовские солисты.
Общему хору вторила и театральная критика. Потерять его в угоду толпе — большое несчастье. Я эту комедию видел в первый раз и она на меня произвела сильное впечатление но как Васильев хорош в роли сына, это просто чудо».
Виктор Васнецов в момент знакомства с Саввой обратил внимание на его внешность: «Большие, сильные, я бы даже сказал, волевые глаза, вся натура стройная, складная, энергичная, богатырская, хоть среднего роста, обращение прямое, откровенное»103. Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «заняться настоящим делом». Плевако построил защиту таким образом, чтобы доказать отсутствие в действиях Саввы Ивановича корысти и снять с дела «уголовный характер». Все начиналось с домашних постановок в доме Мамонтовых.
В дальнейшем фамилия Кротков стала фигурировать в названии театра, открытого Мамонтовым, — оформление «фиктивного директорства» было граничит с тем, что ни деловые партнёры, ни члены семьи Саввы Ивановича не приветствовали его театральную деятельность105106комм. В результате Мамонтов был объявлен банкротом, арестован имущество было описано. Реконструкция коснулась и главного дома и всех хозяйственных помещений. Сейчас «худрук», художественный руководитель – штатная должность, но в конце XIXвека Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак.
Увлеченность искусством не помешала ему развернуться в полную силу и в деловом мире. В течение всего года музей-заповедник «Абрамцево» приглашает в гости родителей и педагогов с детьми. Часть акций Мамонтова досталась родственникам Сергея Витте47166175. Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла – после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то абсолютно естественным и единственно возможным для человека. Целыми днями он объезжал римские древности, разглядывал часовни и соборы.
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. На причину указал в своих воспоминаниях художник князь Щербатов. Расцвет Частной оперы пришёлся на 1896—1899 годы.
Импровизированные концерты (участники которых иронично называли себя «общественными ревунами») постепенно переросли в серьёзные занятия— в 1882 году Савва решил поставить оперу. Венчание состоялось 25 апреля 1865 года в Сергиевской церкви имения Киреево. Обратно возвращались через Финляндию в Петербург. Мамонтов «болел» театром страстно. Создавая образ Мамонтова, Михаил Врубель воплощал свои мысли и образы. В лице его, в широко раскрытых глазах – воля, решительность, желание действовать.
2 МС 10 преподаватель ХарламоваТ. 12 июня 1862 года был арестован Чернышевский. В провокациях немедленно обвинили студентов. Дети Саввы Ивановича также росли в творческой атмосфере усадьбы рядом с художниками, артистами, музыкантами.
На повторный спектакль, который намечался к показу 20 января, билеты продать не удалось. Хотя многие, как когда-то Саввин покойный отец, считали, что он стремится только «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»). К северо-западу от главной усадьбы появился «культурный посёлок», делами в котором заправляла Елизавета Григорьевна.
Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком». Девушка, выросшая в семье шелкоторговца Григория Григорьевича Сапожникова, получила неплохое домашнее образование: она музицировала интересовалась литературой и искусством, что нечасто встречалось в купеческой среде того времени. 3. Скончался в августе 1915 года19487195.
Впоследствии, вспоминая о педагогических принципах Шпехта, Савва Иванович писал, что розги оказались действенным методом: «Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком»21. Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев. Близкие родственники и друзья готовы были собрать назначенную следователем сумму в 763 000 рублей, чтобы Савву Ивановича выпустили под залог, но внезапно выкуп увеличился до пяти миллионов рублей. Россия тогда экспортировала туда ткани, стекло, а также серпы, косы, грабли.
Умирает его любимица Веруша – та самая, девочка с персиками. студент. Этот человек очень любил искусство. Судьбы детей Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны сложились по-разному. До Баку он добирался речным и морским пароходами. Он писал сыну: «Всякий гражданин должен трудиться морально или материально для пользы своей семьи, для пользы общественной и отечественной».
В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С. И. В его завещании будет особый пункт: на похоронах не должно быть Шаляпина. В этой студии Савва Иванович занимался лепкой. 1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии. В письме сестре, датированном маем 1890 года, он сообщал, что живёт в кабинете Саввы Ивановича: «Обстановка моей работы— превосходная».
В воспоминаниях знакомых он в свои лучшие дни представал как «изящный, гладко причесанный нарядный человек», которому нравилось беседовать «о модах, перчатках, духах» и который терпеть не мог мятых или запачканных манжет. Мамонтов С. И. И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо».
На них не жалели денег изготавливали декорации, шили костюмы, приглашали, если нужно, профессиональных певцов. Рябушинский, ни коллекционером, как П. М. Отзывы о Мамонтове разнились. В Париже. Как вспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований». По словам корреспондента, дом, долгое время остававшийся бесхозным, напоминал развалины «новейшей Помпеи». Ведь уже 30 лет. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей – художников Коровина и Серова и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен – картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке.
Но, зная щепетильность друзей, находил для них заказы, подавал идеи, предлагал проекты. Васнецов писал, что «Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других», в нем ощущалась «какая-то электрическая струя, зажигающая энергией окружающих». Молодого человека звали Пикассо.
В момент знакомства с Мамонтовым скульптор находился в сложной финансовой ситуации. Вслед за Шаляпиным из Частной оперы ушёл и художник Константин Коровин119. Морозов и Н. П. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».