Портрет Шаляпина Серов Описание
Список портретов работы Валентина Александровича Серова
На картине изображена семья, можно предположить, что они остановились для того, чтобы посмотреть на певца. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года.
Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала».
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- Серов Портрет Шаляпина Описание
- Картины — Серов, Валентин Александрович
- Сочинение по картине Серова «Портрет артиста Шаляпина»
- Сочинение по картине Валентина Серова «Портрет Шаляпина»
Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года.
«Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько играл себя и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», – вспоминал Сергей Маковский. Снимался в кино. Произошло нечто изумительное. «Стоит как живой.
Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. по: Шаляпин. Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа».
- Сочиненин по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Литературный портфельчик Искуссницы
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.
1906. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. «Шаляпин и в жизни поневоле продолжат ощущать себя на сцене, не столько жил, сколько «играл себя» и от наития данной минуты зависело, каким, в какой роли он себя обнаружит», — вспоминал Сергей Маковский.
И. Ф. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Так началось формирование нового художественного образа.
Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах — «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». – Да, пожалуй, с виду он такой. Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И.
В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. 11 апреля). Здесь состоялось его первое вокальное выступление. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Отец охотно позировал Валентину Александровичу.
Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Т. 1.
Певец открыт всем. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом. В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Так началось формирование нового художественного образа. Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве.
Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Серов, Л. О. Из них особенно ценны те, которые изображают артиста в первых операх, спетых на московской сцене. «Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Постыдился бы». На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Комиссаржевский). На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника. Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека- мужчина, заложивший руку за борт пальто и две девочки.
Не случайно современники порой ощущали в его облике «меланхолический оттенок», а в глазах – «необыкновенно облагораживающее страдание», по-видимому, страдание человека, уставшего от бесконечной «игры в амплуа». «А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят.
– И художник мчался к другу, чтобы послушать его пение, поговорить по душам. В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. «Стоит как живой.
Чем нарушил этикет. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. «Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, абсолютно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. Но, по словам И. Э. Грабаря, художник остался недоволен портретом: «Это только небольшая часть Шаляпина, а он (Серов. — В. Д. ) задумал дать его всего. 1906.
Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля. 29 апреля). Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.
ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Опера «Юдифь» была и в репертуаре Большого театра.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Разве в портрете этого нет. Он купил портрет и не расставался с ним до конца жизни. Коровин, И. Е. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены. В бродячих театральных труппах житейский опыт и сценическое мастерство передавались «из уст в уста», перетекали от одного поколения к другому — зримо, наглядно, в репетициях и спектаклях, наскоро собранных предприимчивыми антрепренерами, в неустроенном быте постоялых дворов.
Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – всемирно известный оперный певец, режиссер, мемуарист. — В. Д. ) задумал дать его всего. Серову принадлежат и несколько портретов Шаляпина в ролях.
Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее». Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Сходство поразительное», – восхищается другой. Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение.
Много лет спустя литератор Илья Груздев вспоминал разговор с певцом. Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся.
В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Серова и Шаляпина связывала крепкая дружба. 1906. – Сделай нерукотворное счастье – прибудь ко мне. И. Ф. Дескать, любишь – плати.
Искренняя непосредственность, природный дар лицедея стремительно обогащались яркими впечатлениями, преобразовывались в высокий артистизм неповторимой творческой индивидуальности. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. «Вот бы царь послухал, – говорили они. Но посмотрели бы вы этого удивительного «сухого» человека, когда он с Константином Коровиным и со мною в деревне отправлялся на рыбную ловлю: какой это сердечный весельчак и как значительно-остроумно каждое его замечание».
На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Дягилева. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя».
В. А. Серов в 1900-х годах — признанный мастер, «модный художник», он зарабатывает заказными портретами. Ни одного в сторону раскинутого движения. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. ЗнакомствоШаляпина с произведениями искусства Древнего Востока натолкнуло его на мысль представить Олоферна «ожившим барельефом». 29 апреля). Действительно, Шаляпин был человеком нервным и обидчивым часто жаловался, что стоит ему показаться где-нибудь в ресторане или просто выйти на улицу, как окружающие, узнав его, сразу начинают ждать какого-то необычного поведения от «знаменитости». Именно таким образом — в рисунке — исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
2). «Изображённый Серовым Ф. И. Шаляпин стоит как живой. Серов всегда выслушивал всё, что ему говорили о его живописи, подвергал высказанное мнение строгому анализу иногда ограничиваясь одной улыбкой или посылая острое словцо в адрес удаляющегося критика.
Альбомы художника говорят о длительной работе. «Валентин Серов казался суровым, угрюмым и молчаливым. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. «Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов. Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение.
Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом».
Сходство поразительное» (Русский голос. «А Серов был такой, знаете, скрытый сатирик. Произошло нечто изумительное.
Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Серов написал его портрет углем, во весь рост. Пестрый астраханский мир. Эскизы Серова для постановки «Юдифи» в Мариинском театре более совершенны с точки зрения исторической достоверности и передачи восточного колорита. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Если это писали в газетах, то что же, думал я, передается из уст в уста. Шаляпина вспоминала: «В большом зале, где стоял рояль и где работал отец, В. А.
Рисунок безукоризнен. Валентин Серов – прекрасный художник двадцатого века. Есть какая-то артистическая тайна в этой способности соборного певчего из крестьян превратиться в европейца с манерами, которым позавидует самый взыскательный arbiter elegantarum», — писали «Одесские новости» 2 июня 1910 года. Часто такие посетители жестоко действовали на него и он говорил с унынием: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет сказать, что хоть бросай всё, всю охоту к работе отобьёт. » Он не боялся ни соскоблить, ни стереть ту свою живопись, которая его не удовлетворила и тогда часть лица и рук шла насмарку: он терпеливо и упорно доискивался своего живописного идеала». Этатрадиционная трактовка была развенчана подлинным драматизмом шаляпинского воплощения. Разве в портрете этого нет. Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены».
Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. – Может, поплакал бы, узнав крестьянскую жизнь». На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. С. 601).
Пастернак, К. А. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. Не проходило и дня, чтобы он с кем-то не поссорился.
Видишь, — сказал он, — точь-в-точь. Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее «интимные», лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». «Дорогой Антось – пишет артист, вернувшись с гастролей.
Шаляпиной, «после Алексея Максимовича Горького Фёдор Иванович больше всех своих друзей любил Серова – за его принципиальность и человеческое достоинство» (Серов в воспоминаниях. Точнее, дебют этот не состоялся. По словам дочери певца И. Ф.
(И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. Рисунок безукоризнен. Н. И.
Очень соскучился по тебе». Глубокое восхищение мастерством Серова заставило и самого Фёдора Ивановича взять карандаш. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911. Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение.
Шаляпину очень нравилась артистичность Серова его «умение. Был в нем тот надрыв, который так свойственен русским людям. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра.
После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Шаляпин сам рассказал об этом в книге «Маска и душа»: «Каково же было мое горестное и негодующее изумление, когда. Указав на значение Серова, Шаляпин тем самым подчеркнул то, что их роднило в творчестве. Коровин лежит на какой-то богемной кровати.
Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок – в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Серовская художественная правда глубже внешней, кажущейся. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. 11). Но даже обиженные готовы были каждую минуту простить его заблуждения, настолько по существу они были честны и благородны».
В то время он был на вершине славы, современники отмечали его надменность и взбалмошность, свойственные избалованной успехом «звезде». Возвеличивая камерный вид искусства до степени монументальной, художник заставляет помнить, что рисунок — в первую очередь средство не создания «героических образов», а передачи «трепета душевной жизни». Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.
Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Но ведь и всякий человек в разных обстоятельствах неравен сам себе, то есть так или иначе что-то «воображает из себя». Его «Портрет художника И. Я. На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Третий считает: «Серов дал в портрете то, что дало возможность Шаляпину сделаться великим художником – душу, большую душу большого артиста». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм.
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Как раз в «мамонтовский» период творчества, готовя роль Бориса Годунова, Шаляпин, по свидетельству певицы В. И. Страховой-Эрманс, слушал лекции выдающегося русского историка, профессора Московского университета Василия Осиповича Ключевского, «не только ушами, но как бы ловил их ртом казалось, что Шаляпин тут же претворяет мысли Ключевского, облекая их в художественную форму для сцены». 11). Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. — В том невидимом и неблещущем ореоле опадали павлиньи хвосты и — сколь многих. Роль Олоферна исполнял артист Б. Б. Корсов в сентиментальной мелодраматической манере. Друзья же метко подмечали, что после ссор Шаляпин всегда пел великолепно.
«Вся деятельность г. Шаляпина заставляет нас предполагать в нем силу реальную, совершенно чуждую той мечтательности и того меланхолического оттенка, который придал ему художник», — писали «Русские ведомости» (1906. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. У Шаляпина был скверный характер.
Но даже обиженные готовы были каждую минуту простить его заблуждения, настолько по существу они были честны и благородны». «Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. Абсолютные совпадения внутренней сущности модели и ее внешних проявлений редки, если вообще возможны и вряд ли они доступны внешнему наблюдению, еще реже они встречаются в портретной живописи имеющей дело только с образами, отражениями видимого. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Торжеству нового на сцене был посвящен лукавый шарж Серова.
Об этом наглядно говорят его автопортреты и другие рисунки» (цит. (И Шаляпин представил Серова, под густыми седыми бровями засветился насмешливый взгляд. ) Молча принес половую щетку, смерил меня, потом портрет. Они отмечены, как писал Б. В. Асафьев, «ощущением монументального», что, несомненно, было подсказано шаляпинским исполнением роли.
В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. Можно привести здесь и мнение Б. В. Асафьева (И. Глебова): «В рисунке Ф. Шаляпина В. Серов не мог удержаться, чтобы тонко не отметить, что в высоком росте великого артиста, столь прекрасно выразительном на сцене, заключается нечто нелепое при сюртучном оформлении». А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Терпеливо, день за днем, учился он у Серова рисунку и очень скоро достиг совершенства. » (Там же). А между тем, по воспоминаниям современников, Шаляпин словно стеснялся крестьян.
Он считал четыре года у Мамонтова важнейшими, ведь в его распоряжении был репертуар, который позволял реализовываться. Художник, щедро одаренная природой личность, великий работник в искусстве. Он всегда считал, что русские люди должны жить лучше. Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке.
Участвовал в Русских сезонах СП. Выступал в Русской частной опере СИ. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. I I Т. 2. Мне несомненно понравилось это произведение.
Все боятся подойти к нему. Шаляпин мгновенно вырос и его могучая фигура стала еще величественнее и монументальнее».
Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. 11 апреля). Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог.
«Мой Шаляпин» — так могли бы выразиться те, кто, восхищаясь портретом Серова, делился своими впечатлениями об артисте и его портрете. По словам дочери певца И. Ф. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом». Летом они втроем уезжали в деревню, где занимались рыбной ловлей и охотой. С какой теплотой он смотрит на людей. Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного абсолютно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года.
Однако, единодушно признав безусловные достоинства портрета, критика видела и оценивала его очень по-разному. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. «Высокий, с выправкой денди, как будто бы с десятого поколения привыкший носить фрак, Шаляпин ни в ком из посвященных не вызвал бы сомнения в высокой аристократичности своего происхождения.
Именно таким образом – в рисунке – исполнены наиболее интимные, лирические портреты позднего Серова (портрет Обнинской с зайчиком, портреты девочек Касьяновых). Сходство поразительное» (Русский голос. Но тщеславное желание «заказчиков» быть изображенным талантливым живописцем оказывалось сильнее опасности оказаться «разоблаченным» проницательным взглядом портретиста. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. «При этом, — вспоминал Станиславский, — по своей актерской привычке он показал, как Федор Иванович жрет знания, сделал из обеих рук и пальцев подобие челюсти, которая жует пищу».
Так и не была осуществлена долго лелеянная мечта». Серов нарисовал не артиста, до пресыщения избалованного совершенно исключительным успехом, а того Шаляпина, каким мы его помним еще до этих успехов много свежего, непосредственного, а в глазах не только вдумчивость, но и необыкновенное облагораживающее человека страдание», — отметило «Русское слово» 7 апреля 1906 года. Участвовал в Русских сезонах СП. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Но в театре приняли условия русского баса. Суть шаржа, высмеивавшего обывательское понимание образа Олоферна, раскрывает надпись, сделанная рукою художника: «алаферна злая пятнистая. » (стрелка указывает на Шаляпина) «то ли дело сия душка» (стрелка указывает на Корсова). С. 276). Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Отчего происходила эта иллюзия, Шаляпин объяснил наглядно. За Серовым признавали «мощь художника-портретиста, подчеркнувшего во всей фигуре артиста черты гениальной характерности таланта самородка» (Прометей. Ни одного в сторону раскинутого движения.
Чем больше я смотрю на произведения Серова, тем больше убеждаюсь, что прямота и честность, серьёзность и искренность были главными особенностями Серова как художника: он никогда не лгал ни себе, ни другим – и в жизни и в искусстве. Теперь персонажи серовских портретов – это герои в полном смысле слова, отмеченные печатью исключительноти, гордого одиночества, словно вознесенные на некий пьедестал.
Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке. Портрет Серова создавался в московской квартире Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Он не пытался подбирать слова или сглаживать острые углы. я в Монте-Карло получил от моего друга художника Серова кучу газетных вырезок о моей «монархической демонстрации. ». На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость.
Личное отношение к «модели» художник никогда не скрывает, оно отчетливо отражается на полотне, Серов не льстит «заказчикам» и потому многие недовольны: на полотнах неожиданно проступают черты характера, которые портретируемый не стремился выставить напоказ. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой. Серов неоднократно рисовал Шаляпина. Сходство поразительное» (Русский голос. И отсюда как будто даже что-то отталкивающее от этого человека», — писали «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве» (1911.
Для него Федор Иванович специально запасался интересными «случаями из жизни». 11 апреля). Петр дубиной укладывает и этого на месте: Будешь знать, как царя не признавать.
Каждый его портрет — почти биография». Эта мысль захватила всех. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Некоторые серовские портреты современники считали шаржами и даже карикатурами. 2). Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Он как бы пытается проникнуть в их души, разгадать затаенную измену и скрытые козни. 1906.
Он встал и заложил руку в жилет, так, как изображен на портрете, затем слегка откинулся. Данный портрет исполнен по заказу МЛХК. На всю жизнь запомнил Шаляпин выразительную жестикуляцию и мимику художника.
«Мой Шаляпин» — мог бы сказать о своей работе и Серов. Среди «истолкователей» насыщенной событиями жизни великого артиста, ее интерпретаторов мы встречаем литераторов, артистов, музыкантов, критиков, художников, просто искренних почитателей и поклонников его таланта. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. По-новому были решены Серовым и эскизы декораций.
Один из них — беглая зарисовка певца в роли Головы из «Майской ночи» Римского-Корсакова, поставленной Мамонтовым в 1898 г. На другом портрете исполненном в технике офорта в апреле 1897 г., запечатлен шаляпинский Грозный в начале его многолетней сценической жизни. «Втроем строили мы этот деревенский дом. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина.
Федор Шаляпин – выдающийся оперный певец, живший в начале двадцатого века. Таким Серова знали только самые дорогие ему люди. Рисунок безукоризнен. Мамонтова и Большом театре в Москве, в Мариинском театре в Петербурге.
«Мой Пушкин», — когда-то сказала о поэте Марина Цветаева, настаивая на собственном постижении и понимании гения. И, конечно же, в рассказах, «случаях», воспоминаниях, невероятных поучительных историях побед и поражений, увлечений и разочарований, коварства и любви истины и лжи, преданности и вероломства, за которыми коротали время в долгих переездах и затянувшихся межсезоньях удачливые и невезучие вдохновенные и ревностные служители Талии и Мельпомены.