Портрет Вари Адоратской

Портрет, после того, как отец Вари Адоратской В. В. Адоратский отказался от него, приобрела Н. М. «портрет Вари Адоратской» – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881 – 1955), о котором Репин в 1926 году сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». Одной из самых известных картин Фешина стал «Портрет Вари Адоратской», написанный в 1914 году в Казани, где до середины 20-х годов ХХ века жил и работал художник.

Одна из известных и прекрасных работ художника этого периода — это «Портрет Вари Адоратской». «портрет Вари Адоратской» – одна из наиболее известных и узнаваемых картин Николая Фешина. Одной из яркой работ живописца является «Портрет Вари Адоратской».

О семье Адоратских и о портретах Фешина

Позже, создавая «Портрет Вари Адоратской», он сам использовал плоско «покрашенную» серую стену, но она оказалась здесь не «условной, а реалистически обоснованной»18. В июле 1941 г. академик и недавний директор ИМЭЛ В. В. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Он отмечал, что плоскость светло-серой стены подчёркивает условность зрительного пространства.

Портрет производит впечатление необыкновенной чистоты. В портрете В. Адоратской ему нравились простота и ясность композиции, сам «образ миловидной девочки», натюрморт на столе и благородная серовато-перламутровая гамма, господствующая в картине. Болезнь глаз не позволяла ему работать при искусственном освещении.

Спустя многие годы Адоратская пыталась узнать о судьбе Николая Фешина, эмигрировавшего в США, через посредство своих друзей (Письмо В. В. Адоратской к Н. Н. Ливановой от 20 октября 1955 года в личном архиве Н. М. Валеева)21. Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. В беспорядке разбросанных по столу предметов Тулузакова видит непринужденность домашней обстановки, а также возможность продемонстривать зрителю запоминающийся декоративный эффект.

Затем все время продолжал работу над лицом, постепенно докончил всю картину. Белый цвет (платье и скатерть) воспринимается Воронковым как символ чистоты и непорочности. В картине «Киса», портретах Нины Белькович и Миши Бардукова представлены дети из иной социальной группы, но отношение автора к своему герою не меняется11.

  • Описание картины «Портрет Вари Адоратской»
  • Описание картины Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской»
  • Николай Фешин «Портрет Вари Адоратской»
  • Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»

Художник создал композицию портрета с учётом её восприятия зрителем (большую роль при этом играют цвет и его эмоциональное воздействие). Это даёт возможность автору подчеркнуть «естественную грациозность, нежность пластики детского тела». В картинах «Портрет девочки» (Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых), «Девочка в розовом платке» (она долгое время находилась в частной коллекции хирурга-онколога академика Н. Н. Блохина), «Крестьянская девочка» (частная коллекция, США).

Описание картины 
«Портрет Вари Адоратской»

Фигурка девочки изображена детально и материально в противовес эскизному натюрморту. Душевная мягкость образа характерна для портрета Вари Адоратской (1914). Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной». Варвара Адоратская вспоминала: «Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть издали, потом опять возьмёт краску на кисть и снова бежит к холсту, движения у него были порывистые, работал он с большим темпераментом и увлечением».

При этом, лицо героини находится в оптически активной части холста11. Фешин 1914»2. Инвентарный номер полотна в собрании— Ж-9381.

Художественный критик и поэтесса Лариса Давтян писала, что первоначально восприняла героиню картины как «огромную куклу с очень человеческим лицом», поскольку девочка сидит в полный рост на столе. Внимание Корнилова привлёк «Портрет Вари Адоратской», хотя на выставке были представлены и другие значительные работы художника, в том числе «Бондарка» и «Портрет жены». Позже, заканчивая работу над лицом, художник постепенно завершил и всю картину. Карие глаза ребёнка задумчивы, внимательны и ясны. Размер полотна— 135 х 145 сантиметров (в каталоге выставки в московской галерее «Арт-Диваж» приводятся другие размеры— 138 х 147, 2 сантиметра2).

Варвара Адоратская умерла в 1963 году19. Кандидат искусствоведения Д. Г. Серяков оценивал картину как произведения стиля модерн33. Г. П. Тулузакова писала, что с первого появления на выставках картину Николая Фешина зрители непроизвольно связывали с известным полотном В. А. Серова «Девочка с персиками». «Девочка» (Panhandle–Plains Historical Museum (англ. )русск., США), «Катенька» (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) зритель может без труда определить, что персонаж принадлежит к социальным низам10. Портрет тонок по колориту и живописи. Она одета в короткое кисейное платьице с прозрачными рукавами из нежнейшего тюля, не прикрывающее тоненьких и остреньких колен девчушки.

Золотисто-русые волосы двумя косичками струятся за спину. Адоратский предложение принял и выступил в «Известиях» с соответствующей статьёй. Лицо девочки, как отмечает Галина Тулузакова, воплощает чистоту мироощущения ребёнка. Также картина была представлена на выставке, посвящённой творчеству Николая Фешина, проходившей в Казани в 1963 и в Москве в 1964 годах, на выставке 1992 года, в 2004 году в галерее «Арт-Диваж» (Москва), а также в Казани на выставке 2006—2007 годов1. Н. М. Сапожникова играла важную роль в жизни Фешина.

Казалось бы, очень благополучная судьба. будет писать меня у тети Нади в мастерской Сперва он посадил меня в плетеное кресло около стола, но потом решил посадить на стол. Тем не менее, он продолжал работать. Фешин во время беседы высказал сомнения в их целесообразности, находя его манеру условной. Семья Адоратских жила в квартире в Доме Правительства (он же— «Дом на набережной»).

Миниатюра в тёмной рамке на стене— устойчивая цветовая доминанта на вертикальной оси и «мост» между головкой Вари и подоконником, образующий диагональную линию. Но спорить с Н. И. Адоратский должен был эвакуироваться с ИМЭЛ из Москвы, но по состоянию здоровья (тяжёлая болезнь, кровотечение из почек) не мог ехать, как прочие сотрудники, в товарных вагонах. Сперва на мне был надет широкий шелковый пояс с синими, желтыми и красными клетками.

С другой стороны, эти предметы являются важными цветовыми и фактурными акцентами. Благодаря этому внимание зрителя сосредоточено на лице девочки (хотя её головка смещена от геометрического центра и геометрическим центром оказывается апельсин в руках Вари)30. Во взгляде Вари Адоратской Давтян прочитала недоуменный вопрос ребёнка к странным взрослым: «И зачем вы меня сюда посадили. ». Этот эффект Фешин использовал при изображении волос и карих глаз девочки. Тулузакова отмечает, что этот цвет на картине «приобретает качества перламутра, драгоценности»8.

В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Варя обратилась к сменившему её отца на посту директора ИМЭЛ М. Б. На сеансы юная натурщица ходила более месяца три раза в неделю. Позднее, после выхода повести Трифонова, все стали называть его «Дом на Набережной».

В 1918 году, в результате обмена, предложенного В. И. Лениным, Адоратские вернулись на родину. «Портрет Вари Адоратской» выполнен в технике масляной живописи по холсту. В её рамках была проведена выставка «Фешин, Варя и я», подготовленная семейной студией ГМИИ РТ. Этот шаг предопределил его последующее возвышение и статус формального главы советской философии. «Портрет Вари Адоратской» Тулузакова называет «наиболее полной и абсолютной формой образа детства в творчестве Фешина».

Для этой выставки группа детей создала свою версию картины «Портрет Вари Адоратской». Варвара Владимировна Адоратская родилась в Казани в 1904 году. Вслед за этим она поняла, что это и не исполнение роли куклы (подобно Суок из «Трёх толстяков» Юрия Олеши), поскольку выражение лица девочки серьёзно, она явно ощущает неуютность пребывания на таком подиуме. В своей книге о творчестве художника Галина Тулузакова противопоставляет жанровые композиции художника, где он показывал сложность и противоречивость человеческой натуры, далеко не идеальные качества и свойства людей, присущие им от природы, его же детским портретам, где по её словам, проявляется «его романтическая, возвышенная вера в человека».

То же самое он сделал с платьем куклы-японки, которая лежала рядом со мной. Композиционную асимметрию картины Воронков считал характерной для эпохи модерна. Фешин не только часто бывал в мастерской, но и активно участвовал в её оформлении в так называемом «русском стиле»7. Наряду с картиной «Портрет Вари Адоратской» в него входили и многие другие значительные произведения, такие как портреты С. М. Адоратской (1910), портрет Миши Бардукова (1914), портреты Н. М. Сапожниковой (два этюда 1915 года и два большеформатных портрета 1916г. ), портрет Е. М. Конуриной (1917)22.

Пребывание в ссылках и в плену пагубно отразилось на здоровье всех членов семьи. По мнению Воронкова, художник продиктовал зрителю сложную траекторию перемещения взгляда зрителя при рассмотрении полотна. Был выявлен круг людей, у которых могли храниться его произведения. После его смерти она работала в Институте Маркса-Энгельса-Ленина по договору13. Развёрнутость стола и «прорыв стены подоконником» усиливает глубину пространства.

Среди наиболее ценимых художником и часто приглашаемых натурщиков Николая Фешина были дети. Денков в статье 1915 года даже утверждал: «для портрета Вари Адоратской несомненно послужила образцом серовская же В. Мамонтова (Девочка с персиками)— фрукты на скатерти, смуглое лицо, серая стена и кусок окна»25. У самой Варвары в юности были туберкулёз и базедова болезнь из-за этого она, предположительно, не смогла завершить учёбу в вузе19. Он стал первым советским философом, начавшим превозносить Сталина как «теоретика ленинизма и вождя мирового пролетариата».

Журналист Вл. Никто из семьи не был репрессирован. Деборин отказались, а В. В. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Оранжевая гамма (апельсины и их корки, цветы бегонии на подоконнике, алый цвет губ девочки)— как радость детства.

Через год её отец был арестован за революционную деятельность, сначала отправлен в ссылку, а затем выслан из Российской империи (на короткое время позже Адоратские возвращались на родину— в 1907 году в Казани в ателье С. Фельзер была сделано их семейное фото13). Но Н. И. Натюрморт на картине Капланова называла «прекрасно написанным», он включает чайник на спиртовке, апельсины, гранаты, орехи, вазу с фруктами и куклу в голубом платье16. В 30-е годы Адоратский получил дачу на Николиной горе, рядом с дачей Михалковых. Семья жила в Швейцарии, а затем в Германии.

А для родственников и простая рисовая каша была недосягаемой мечтой. В руках Варенька держит персик, взятый ею из стоящей на столе вазы с фруктами. По мнению Серякова, при использовании «нон-финито» общие формы изображения на «Портрете Вари Адоратской» хорошо «читаются», но при «детальном рассмотрении картины начинают вибрировать и местами распадаться на хаотичную гущу мазков».

В галерее находится самая большая коллекция картин Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) – блистательного русско-американского художника, непревзойденного мастера угольного рисунка, великолепного резчика по дереву, скульптора. Сквозь него просвечивают лежащие на столе фрукты. Передача картины состоялась в 1964 году22. Рязанов и директор Института философии академик А. М. Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства.

Ввиду этого он был отчислен из ИМЭЛ. Среди них: 43-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок в 1915 году, экспозиция «От Казани до Таоса», проходившая с ноября 2011 года по февраль 2012 года в Национально-художественной галерее ГМИИ РТ. Серафимовича, который тогда назывался Домом Правительства. Когда он писал, то пользовался большой палитрой у него было много кистей. Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул.

Фон представляет серая однотонная стена, которая создаёт контраст плоскостности и объёма. Искусствовед, специализировавшаяся на живописи Серебряного века, С. Г. Капланова отмечала серьёзность и душевную мягкость образа девочки, которую художник написал «словно внезапно». За ним последовала жена с дочерью. Директор Института Маркса-Энгельса-Ленина академик Д. Б. Одна из бесед была посвящена так называемому «плоскостному» фону в портрете, Сапожникова была ученицей не только Фешина, но и Кеса ван Донгена, вот таким образом часто в своих работах апеллировала к его наставлениям. Она помогала отцу в научной работе, делала для него переводы, печатала на пишущей машинке, трудилась под его руководством над переводами для Института Маркса-Энгельса-Ленина (так был переименован Институт К. Маркса и Ф. Энгельса после объединения с Институтом Ленина), где её отец с 1931 до 1939 года был директором. Владимир Викторович из-за ревматизма часто находился в больнице.

Уже тогда Репин был высокого мнения о творчестве своего бывшего ученика. Художник прекрасно передал своеобразную посадку гибкой фигуры девочки. Контраст цветовых гамм выявляеn, по мнению Тулузаковой, её хрупкость, «почти нематериальность». Тулузакова отмечала единство в картине фигуры и окружающих её «аксессуаров»8. В ГМИИ РТ портрет был передан в 1964 году от Разумова С. Н132.

На картине Фешина «Портрет Вари Адоратской» изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Так ли это было на самом деле. Фешин изобразил девочку сидящей на столе, что делает её частью «изысканного натюрморта». Слева внизу находится подпись художника и датировка полотна: «Н. Варе приходилось ухаживать за матерью.

У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже). Взгляд девочки направлен на зрителя. С 1912 года Фешин участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок.

Искусствоведы Государственного Русского музея отмечали, что она «смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьёзный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка». Голубые глаза девочки не по-детски серьёзны, в них зритель чувствует её интерес к миру30. Натюрморт играет роль живописного центра полотна «Портрет Вари Адоратской».

Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть и снова бежит к холсту. В руках у неё разрезанная мускатная дыня.

Казалось бы, очень благополучная судьба. Никто из семьи не был репрессирован. Вот таким образом его приобрела Н. М. Сапожникова. Фешин с увлечением писал портреты на пленэре. В настоящее время (с 2005 года) «Портрет Вари Адоратской» экспонируется в зале Николая Фешина на 3 этаже постоянной экспозиции Национальной художественной галереи «Хазинэ»5. Длинные русые волосы девочки заплетены в две плотные косички, схваченные голубыми лентами. У самой Вари в юности были туберкулез и базедова болезнь, это помешало ей завершить высшее образование (и выйти замуж, по всей вероятности, тоже). Сериков считает, что в этой картине Фешин обращается к эффекту намеренной незаконченности («Нон-финито»), но здесь этот эффект имеет «более сдержанное звучание», чем в других его картинах, «тяготеет к естественной условности живописной манеры»34.

Она не воспринимается как пустота, а расширяет пространство и даёт «выход» из картины. Через 12 лет скончалась Серафима Михайловна. Сам художник при этом серьёзен, в его работах отсутствует умиление перед детством.

Она писала о чувстве недоумения, которое порождает знакомство с картиной. Оно вызвано необычайностью композиции и неожиданностью расположения модели. Это— одна из причин единства композиции картины31. Девочка сидит на белой скатерти в белом же батистовом платье, с голубовато-зелёным бантом.

От него взгляд зрителя перемещается на девочку. Творческий путь Фешина пришелся на первую половину XX столетия. Картина продолжает традицию детских образов, частью которой являются Алиса Льюиса Кэрролла (1865) и Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» (1887) Валентина Серова, передающие «счастливую беззаботность детства»13. «Это было в марте-апреле 1914 года в Казани Я очень любила тетю Надю (прим.

Присутствует также синий ультрамарин с его оттенками (голубая чашка и тарелки на столе, синее блюдце на подоконнике, голубизна глаз девочки). Свет благодаря этому создавал едва заметное мерцающее сияние вокруг головы. Российский искусствовед считал картину «Портрет Вари Адоратской» примером композиционного и живописного мастерства, опирающихся на интуицию и анализ художника31.

Эта картина сейчас хранится в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казани, располагающей лучшей и самой полной коллекцией полотен Фешина в России. Два произведения имеют достаточно много общего: объект изображения, выразительные средства, настроение (атмосфера равновесия, гармонии и счастья353637). В детских портретах Фешин не делает различия между ребёнком «из простой» и «интеллигентной» семей— и те и другие в его картинах олицетворяют светлый образ детства. Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л. Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня.

было невозможно и приходилось покоряться. Фешин, по воспоминаниям К. К. Чеботарёва, не любил много говорить на таких собраниях, но внимательно слушал участников беседы, только иногда вставляя короткие реплики, «метко и чётко определяющие его отношение к предмету разговора». Варе приходилось ухаживать за матерью. Она задумчиво вертит его в ладошках и довольно строго смотрит на работающего мастера.

Фешин подчёркивает использование художником тёмные фрагментов, выполненных мазками ультрамарина, когда Фешин использует оригинальный оптический эффект (смешение — на расстоянии ультрамарин сливается с рядом лежащими цветами в один тон, но при приближении он создаёт резкие контрасты). Мне было тогда 9 лет, я была довольно застенчива и дика Было решено, что Н. И. Портрет выдержан в нежной, радостной цветовой гамме.

Фигура девочки, как и на «Портрете Вари Адоратской», сдвинута в сторону, лицо дано вполоборота, глаза опущены. Живописная гамма построена на градациях светлых тонов. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка. Отец юной модели художника— активный участник революционного движения, член РСДРП с 1904 года, впоследствии— философ-марксист и историк, В. В. Адоратский высоко оценивал полотна Фешина, ставил его «ничуть не ниже В. Серова», но он не одобрял, что часто художник изображал натурщиков в достаточно «надуманных позах»15. Воронков отмечал, что несмотря на хаотичность изображённых объектов, «в картине ничего нельзя убрать или добавить без ущерба для композиции». Митину с просьбой сохранить Адоратскому зарплату, что позволило бы ему эвакуироваться в более сносных условиях, но Митин отказал, заявив, что такими вопросами не занимается. Г. П. Тулузакова отмечала в её личности «контраст присущих женщине способностей тонко понимать и чувствовать прекрасное и одновременно явно мужского склада ума и энергичного характера»7.

По мнению Г. П. Тулузаковой, «Портрет Вари Адоратской» является не повторением более ранней картины Валентина Серова, а собственной вариацией художника на тему предшественника. Картина «Ия с дыней» (1923, Галерея Форреста Фенна, Санта Фе, США), по мнению Тулузаковой, является парафразом «Портрета Вари Адоратской». Его отличает «сделанность», свежесть, кажущаяся лёгкость исполнения и не всегда характерная для Фешина сдержанность живописного темперамента. По её мнению, это— не просто дурной тон, а опасный вызов сакральному представлению «стол— Божий престол». Внутри этого, по мнению Воронкова, воображаемого кругового движения взгляда находится светло-серая стена (окрашенная полупрозрачно, широким флейцем).

Чёрная краска (чёрные туфли, чайник, коробочка на столе, волосы куклы, косички девочки игольница, рамка миниатюры, горшки на подоконнике), подобно оранжевой гамме, кругообразно проходит по холсту. Фон— драпировка.

Художник и искусствовед С. Н. Воронков писал, что композиция картины построена на контрастах, гармония и спокойствие в образе девочки противостоят хаосу натюрморта на столе (по его мнению это могло быть рефлексией на происходящие в то время в России события). Как академик, Адоратский был эвакуирован с эшелоном АН СССР. С одной стороны, это— атрибуты повседневности, воссоздающие атмосферу семейного уюта. Он считает, что картина Николая Фешина — яркий пример того, что «нон-финито», «являясь гиперболизацией закономерных условностей изобразительного языка (где неизменно присутствует художественный отбор главного от второстепенного и выразительность начального технического элемента — красочного мазка — естественным образом живет в общей структуре картины), может проявиться не только как прямой путь к нарастанию абстрактного начала в произведении, но и как в целом свойственный реалистической манере изображения стилистический подход»33.

С фигуры Вари взгляд зрителя переносится на миниатюры и рисунки на стене, на цветы на подоконнике и вновь возвращается к натюрморту (написанному живописно, насыщенно, пастозно, фактурный мазок здесь соединяется с тонкой лессировочной живописью в стиле французского академиста XIX века Жана Огюста Доминика Энгра использован эффект свечения белого холста). Небрежные мазки (благодаря этому они рельефны и свободны), передают не только форму предметов, но и предметные качества материалов: серебро чайника, прозрачность вазы, фактуру апельсинов или винограда. Так ли это было на самом деле.

В мастерской Сапожниковой (она была пристроена к располагавшемуся на Кремлёвской улице «Торговому дому М. Ф. Сапожникова», позже — здание Главпочтамта17), он находил убежище) часто собирались художники, они не только рисовали, но и вели разговоры об искусстве (о живописцах, о цвете, о грунтах и разбавителях). Картина вызвала в памяти Корнилова работы Валентина Серова24. Работу над натюрмортом Фешин продолжал и в отсутствие девочки15. Равновесие, несмотря на асимметрию, достигается контрастами фактуры мазков, цветовыми и тоновыми контрастами, разностилевыми приёмами, за счёт соотнесения светлых и тёмных тонов (сыграли свою роль просчитанные художником размер и количественные соотношения цветовых пятен). Её мастерская была одним из художественных центров Казани. Она отметила карие задумчивые, внимательные и ясные глаза ребёнка, своеобразную посадку гибкой фигуры девочки «с чудесной, мягкой но линиям, шейкой»27.

Движения у него были порывистые и работал он с большим темпераментом и увлечением». При развороте композиции она, по мнению Воронкова, потеряет равновесие и смысл. В картинах «Девочка с персиками» Валентина Серова и «Портрет Вари Адоратской» Николая Фешина авторы запечатлели образ «надежды усталого, больного времени, чреватого социальными катастрофами»37, «глоток чистого воздуха среди скепсиса и разочарований, это желание обрести ясность среди сложностей и противоречий»11.

С 1914 года (после начала Первой мировой войны) вместе с отцом и матерью Варвара была интернирована19. Дочь художника Ия сидит на столе. Главный акцент художник сделал на «пытливых глазах ребёнка».

Видимо, девочке очень не хочется запачкать белую скатерть. Натюрморт он писал иногда без меня. В октябре 1943 г. Адоратские вернулись из эвакуации в Москву. Она завещала портрет племяннице— Варе Адоратской, которая послужила для портрета моделью. Семья Адоратских жила в большой квартире, в доме на ул.