Портреты Рубенса
Именно по этой причине кое-кто сомневался в авторстве Рубенса, уж слишком хорош портрет. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории. Портрет Изабеллы Брант, Питер Пауль Рубенс, около 1610Очаровательная женщина, особенно покоряют красивые и умные глаза да и к остальному придраться трудно.
Таким предстал перед нами Рубенс в последнем автопортрете. Рубенс пожалуй, первый в мировом искусстве, кто вечную тему материнства показал не только образами Богоматери и младенца Христа, но и много раз с особым восхищение писал портреты своей жены Елены Фоурмент с детьми. В отличие от своих современников Веласкеса, Вермеера или Рембрандта, Рубенс не считался мастером психологического портрета.
Путь от натурного рисунка, в первую очередь лица, к масляными красками, свойственен Рубенсу-портретисту. Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Наряду с монументальными композициями Рубенс обращался и к портрету, хотя этот жанр никогда не был для него основным.
Яркий представитель искусства барокко во фламандской живописи, Питер Пауль Рубенс (1577-1640) прославился как мифологическими и религиозными картинами, так и портретами. Этот шедевр Рубенса стоит в одном ряду со многими шедеврами его кисти и только его портретам присуще особые обстоятельства глубины портретов. Портреты, созданные Рубенсом в Генуе, отвечают такой характеристике.
Рубенс Питер, картины с описанием и биография (на фото: Автопортрет)
Для понимания представленной здесь работы необходимо знать библейский рассказ, причем поражает изобретательность художника в передаче его деталей. Также Рубенс создал множество портретов. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Считается, что женщинами на картине являются Мария Магдалина и две сестры Девы Марии. Петер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген, где семья его родителей жила в изгнании.
Реферат: Своеобразие творчества Петера Пауля Рубенса с жанру портрета
Рубенс увлёкся юным лицом, принадлежащим, вероятно, неродовитому кругу. Особенно много сил и внимания он потратил, передавая сходство и выражение лица. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса – бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Игнатия (ныне посвящённой св. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Мастер, словно пытаясь остановить мгновение, запечатлел многократно себя и свою молодую супругу. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Лёгкие штрихи в тенях выразительно передают все оттенки нежной кожи. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Те же выпуклые миндалевидные глаза, тонкий, чуть вздёрнутый пикантный носик, пухлые изящно вырезанные губы, дугообразные брови Право, если бы не знала, то решила бы, что передо мной родные сёстры. Она заметно выделяется среди других персонажей. Она не была вздорной, не имела обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная.
Женские портреты великих мастеров
Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Здесь он обучился языкам, теологическим наукам, античной мифологии. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила.
- Питер Пауль Рубенс: жизнь и творчество художника
- Рубенс Питер ПаульКартины и биография
- 28 июня, 435 лет назад, родился фламандский художник эпохи барокко – Питер Пауль Рубенс
- Питер Пауль Рубенс – биография и картины
- 10 шедевров Питера Пауля Рубенса
Но быть придворным юноша не хотел и уже через год начал обучаться живописи. 8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30. На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
- Несколько неприличных картин Рубенса в Эрмитаже
- Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
- Петер Пауль Рубенс и его картины (16)
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ РУБЕНСА
- Галерея картин Питера Пауля Рубенса
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе-ярких тонов, чего вполне резонно можно ожидать от такого буйства красок»228229. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие.
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. На переднем же плане явно изображен сладострастец – похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
- Известные картины Питера Пауля Рубенса
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Питер Рубенс: последние новости
- Самое интересное в виде мозаики
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Творчество Питера Пауля Рубенса
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Создавая мир своих художественных образов, Рубенс часто использовал метафорические сюжеты. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. Иными словами, мир мог быть постигнут путём персонификации, а человек ощущал в себе непосредственную причастность к мировым процессам116. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
- Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
- Женский портал о красоте и стройности
- Женские образы в живописи Питера Пауля Рубенса
- Галерея картинПитера Пауля Рубенса
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Маленькие амуры держат за уздцы крылатого коня Пегаса, быть может, самого прекрасного коня, когда-либо рожденного кистью художника. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
Знакомство с произведениями Микеланджело, Караваджо, венецианских живописцев XVI в. оказало на него большое влияние. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
В том же декабре 1627 года Рубенс попытался выйти на руководство Протестантской лиги, приняв в своей мастерской посланника Дании в Гааге Восбергена. Луки214. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Другая версия висит на правом алтаре замковой церкви Св. Например, вот мнение о портретах Рубенса крупнейшего искусствоведа В. Н. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену123. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами.
Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Лазарева, хотя в его суждении имеется не только отрицательная оценка, но и признание некоторых достоинств портретного искусства Рубенса. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Портрет графа Аренделя с супругой- высшая точка в развитии этих тенденций. Тот же Зандрарт утверждал, что единственным источником эстетических устремлений Питера Рубенса до 14-летнего возраста было копирование гравюр из Библии издания Тобиаса Штиммера 1576 года.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала. По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени115. Рубенс и себя не раз писал в ней.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. Он не позирует художнику. Но его личные достижения не идут ни в какое сравнение с теми вершинами европейской культуры, которых достигло его творчество. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Но что-то дрогнуло во мне.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. КОНТИНЕНТЫ. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. По браку Елена приходилась родственницей Изабеллы Брандт: её сестра Клара Брандт была замужем за Даниэлем Фоурменом-младшим (1592—1648), братом Елены.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». В определённом смысле можно говорить о мифологии Рубенса, когда мы видим его картины.
Плодовитый художник и энергичный дипломат, Рубенс много путешествовал и дружил со многими европейскими правителями двое из них возвели его в рыцарское звание. Он был высокообразованным человеком и часто включал в свои живописные аллегории символы античной мифологии. Образованность отца и мудрость матери сыграли огромную роль в воспитании Рубенса. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. «Я решил снова жениться, – писал Рубенс другу, – так как не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия.
Такая одарённая, прожившая активную общественную жизнь натура не могла ограничиться при написании портретов только лестью «сильным мира сего» и идеализацией дорогих и близких сердцу людей. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Рубенс создаёт обширную портретную галерею, в которой рядом с королями и министрами существуют дети, неизвестные монахи, старуха с жаровней и камеристка инфанты Изабеллы. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми мазками идущими по форме, что особенно заметно при изображении прядей волос, написанных одним движением кисти.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенс был крупнейшим портретистом в истории западноевропейского искусства. В конце своей жизни он обладал почестями, богатством, всеевропейской славой. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Это качество станет свойством всех лучших работ живописца. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. В Испании Рубенс прожил около года.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Особого внимания заслуживает передача выражения лица Рубенса и его супруги. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Елена была десятым ребёнком в семье и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Другая рука задерживает соскальзывающий по телу ворсистый мех.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Слева два путта играют с Пегасом, крылатой лошадью Персея. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Если испанский премьер-министр проявил расположение к художнику, дал ему множество заказов и пригласил поселиться в его резиденции, то с поверенным Иберти наладить отношений не удалось. Парис решил похитить Елену. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
В них начисто отсутствует мистика. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». В сентябре 1626 года, 15 лет спустя, он закончил произведение. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Собор Богородицы в Антверпене объявил конкурс на Успенский алтарь в 1611 году. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Эти слова как нельзя точнее отражают поразительную универсальность творчества мастера ибо жанровый диапазон его искусства вместил почти все многообразие тем и сюжетов, получивших распространение во фламандской и европейской живописи XVII века.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Никулин. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. В изображении Рубенса «Вознесение Девы Марии» хор ангелов поднимает её в спиралевидном движении к вспышке божественного света. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Но Рубенс никогда не был педантом.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.
Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
Рубенс заботился о своих авторских правах. А над ним сияющая богиня славы. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Король, однако, чрезвычайно любезно принял Рубенса и отнёсся к нему как к полномочному представителю иностранной державы193. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна.
Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Поверенный в делах мантуанского герцогства Иберти предложил Рубенсу нанять испанского живописца и привести холсты в порядок, но 26-летний художник, не имевший реальных дипломатических полномочий, это предложение отверг46.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Это, конечно, чрезмерное упрощение, но бесспорно и то, что оба триптиха основываются на различных принципах.
Но представьте, что Вирсавия (на картине Рубенса) встала со своей скамейки в полный рост. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. В частности, были убраны бойницы.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Исследователь творчества М. С. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. «Портретные работы, – писала М. Я. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Фигура Рубенса написана с большой свободой. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).
Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Мастерство художника особенно сказалось в изображении лица.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Картина была подписана обоими художниками104. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом158.
Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. На мой взгляд прежде всего мимолётно и живо схвачено выражение лица подростка. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Луки.
Особенно много нареканий вызвал обнажённый Меркурий, помещённый в сцене подписания Ангулемского соглашения между кардиналом Ларошфуко и де Гизом160. Для работы над эскизами и графикой предназначалась особая комната, в ней же принимались натурщики.
Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми).
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Официальным поводом для поездки стал королевский заказ на писание парадного портрета. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Варшавская, – не занимали центрального места в творчестве Рубенса. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. Например, вот мнение о портретах Рубенса крупнейшего искусствоведа В. Н. Лазарева, хотя в его суждении, на мой взгляд имеется не только отрицательная оценка, но и признание некоторых достоинств портретного искусства Рубенса. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. По свежести восприятия, особой ароматности красок и виртуозной технике исполнения эти вещи принадлежат к наиболее совершенным творениям Рубенса». Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин.
Композиционные решения Рубенса всегда отличаются разнообразием, а богатство красок и жестов на его картинах всегда впечатляют. Впрочем, с её старшей сестры Сусанны он исполнил 7 портретов— больше, чем с Изабеллы Брант209.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. «Вознесение Девы Марии» или «Успение Пресвятой Богородицы» – картина Питера Пауля Рубенса, завершённая в 1626 году в качестве запрестольного образа для главного алтаря Собора Богоматери в Антверпене, где она хранится.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Художник потребовал подготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце и готовился представить картины в Париже. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
В этих работах Рубенс намного предвосхитил то, что впоследствии мы увидим только у импрессионистов. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Чем же привлекает нас этот случайно сохранившийся шедевр Рубенса.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей.
Вместо стен дворца и голубого неба глухой нейтральный фон, на котором вы видите обнажённую женщину, укрытую богатой тёмной шубкой. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Рейнольдс считал, что Рубенс довёл до совершенства техническую, ремесленную сторону художественного творчества.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Вирсавия- идеальный женский образ, а не конкретно-достоверное изображение Елены Фоурмент.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. В 1629 г. Рубенс выполнил и роль дипломата – ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что он исполнил с блеском. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135.
Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Возможно также, что деньги на путешествие предоставил отец Деодато дель Монте, сопровождавшего Рубенса в качестве его ученика29. Брак был заключён с большой поспешностью. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Карлу Борромео). Также на полотно попал Мопс – любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия.
16 февраля того же года Рубенс представил духовенству модель. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Триптих Снятие с креста (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
Слишком скудно.
Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. В настоящее время картина хранится в мюнхенской Старой Пинакотеке. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. В случае с обнажённой фигурой лицо остаётся подчинённым элементом целого, но не должно остаться незамеченным.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Отпевание состоялось 2 июня. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
Все это я вычитала в аннотации к картине. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского (1605, Национальная галерея, Лондон). Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса33. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». Более всего в его коллекции была представлена венецианская школа: произведения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Пальмы и Муциано.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Губерта, Диану на охоте и подобное. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Лекуре, «доходило до угодничества». Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. создал свою мастерскую. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
Лицо и взгляд Рубенса в отличие от его друзей обращены к зрителю. Доброклонский и Н. Н. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. До Рубенса в мировом искусстве никто не писал так много автопортретов, как он. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Как оказалось позднее инициатором этой истории был казначей аббат де Сент-Амбруаз, который хотел заполучить некоторые вещи Рубенса для своей коллекции. «Персей освобождает Андромеду» – картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса, выполненная в 1622 году.
Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи.
Антверпенский период. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти. В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. Основной целью художника становилось окружить ореолом изображаемое лицо и подчеркнуть его значимость. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Картина Рубенса Союз Земли и Воды, написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Петра и Павла в Кирххайм-ин-Швабен, Германия. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. В Древней Греции этих богинь звали харитами.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. За это время он исполнял поручения герцога и писал заказные портреты. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Полотно с изящным названием Три грации хранится в испанском Музее Прадо.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Наряду с подобного рода «официальными» портретами Рубенс писал также «интимные» портреты, преимущественно портреты своей первой и второй жены. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Она находится в Берлинской картинной галерее, Германия. В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. 1750). Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Речь шла о «Воздвижении креста». Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. По своему образу жизни, по складу ума и роду занятий Рубенс был далёк от борьбы за ценности нидерландской буржуазной революции. В списке множество работ Перуджино, Бронзино, антверпенских художников-современников и Адриана Браувера.
Э. Фромантен, однако, замечал, что в картинах почти нет рубенсовских янтарных тонов их колорит напоминает о его итальянских работах. Рубенс на все времена утвердил неповторимую самобытность искусства Фландрии в мире и в этом смысле он многогранно и полно выразил «дух Фландрии». Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мышц106. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Любимов). Реализм этих сцен основывался на глубоком изучении натуры и зоологии: в списке книг, заказанных художником в издательстве Плантена— Моретуса, числится несколько специальных трудов136. В этих работах наиболее полно выразились принципы искусства барокко, виднейшим представителем которого в Европе стал Рубенс.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Возможно, это труды Сенеки. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Картина Рубенса Два сатира продолжает тему мифологических существ. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Обычно Рубенс идеализировал модель приближая её к своему излюбленному типу. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций. И слава Богу. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Рубенс был крупнейшим портретистом в истории западноевропейского искусства.
Сам Рубенс для себя добился внутренней свободы и полной творческой независимости. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Здесь уже целиком выступают все те элементы придворного портрета, которые получают позднее полное развитие в творчестве Ван Дейка».
Выражение его лица сохранило один быстротекущий миг живо и трепетно и, глядя на этот образ, можно удивиться мастерству Рубенса не только в изображении красками самой человеческой плоти, но и в умении передать индивидуальную, неповторимую сущность своих моделей. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Но пока верная подруга художника жива, он запечатлевает ее молодой и привлекательной, с живыми, умными глазами и нежной улыбкой. Одной рукой она придерживает край меха на своём плече, поддерживая пышную грудь. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. В завещании было условие, что если кто-то из сыновей желал продолжить дело своего отца или одна из дочерей выйдет замуж за художника, тогда коллекция должна была сохраняться в целости и не подлежала продаже224. Вследствие болезни он был практически парализован. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
В Лондоне Рубенс покрыл потолок зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. В поздний период творчества Рубенса всё больше стали привлекать пейзажи. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.