Призвание Матфея Караваджо
–«призвание апостола Матфея». – дель Монте развел руками. – Вынужден признать, что даже я, хоть и распознал дар Караваджо раньше прочих покровителей искусства, не ожидал, что он явит свету творение столь совершенное. Призвание святого Матфея – одна из самых необычных картин Караваджо. Сегодня я хотел бы поговорить с вами о картине Караваджо «Призвание апостола Матфея», выполненной им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. «призвание апостола Матфея» (итал. Vocazione di san Matteo)— картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.
Вскоре Спада станет его верным последователем, за что получит прозвище «обезьяны Караваджо», которым немало гордился. Что же до картин из коллекции госпожи Олимпии Альдобрандини. Кардинал Маттеи немало сил отдавал благотворительности и работе с паствой. И он встал и последовал за Ним». Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Традиционно в живописи этот сюжет трактовался по-разному.
Он направился в Болотную таверну – поискать натурщицу для сестры Магдалины, которую он сейчас писал. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал.
«Мог бы и догадаться, что это работа того дурака Бальоне», – подумал он. Его покровитель поджал губы.
Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Почти полтора десятка раз его имя попадало в списки нарушителей закона в Риме. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
- Картина «Призвание апостола Матфея»
- Загадка Караваджо: «Призвание апостола Матфея»
- Описание картины «Призвание апостола Матфея»
- Караваджо, "Призвание апостола Матфея"
Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия».
В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел».
- Глава 1 Призвание апостола Матфея
- Караваджо «Призвание апостола Матфея»
- Призвание апостола Матфея — Караваджо
- Мученичество апостола Матфея, Микеланджело Караваджо
- Призвание апостола Матфея Караваджо
- Караваджо Призвание апостола Матфея
Что же не устроило в картине церковный клир. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно.
() Все сидящие за столом объединены замкнутым контуром, близким к овалу, составляя компактную группу. Лишь ставня окна на стене – в итальянских домах, как и в русских избах, она всегда снаружи – указывает на то, что изображенные на картине люди, сидящие за столом после трудов праведных, удобно расположились в тенечке перед таверной, что так характерно для римского быта в летнюю пору, хотя место события не играет здесь существенной роли. () Рыжебородый мытарь или сборщик податей Левий подсчитывает собранную дневную выручку с помощью старика в очках.
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
- Часть 47 ТЕ Призвание Иисусом мытаря Матфея
- 2000 евро в месяц каждому гражданину – любопытная инициатива в Швейцарии
- Мазаччо, Чудо со статиром в капелле Бранкаччи
- Караваджо, "Успение Богоматери"
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Настал день расставания с дворцом Мадата. Петра.
Недавно в Риме объявился банкир из Сиены по имени Фабио де Сартис, с которым была достигнута договорённость на написание картины за двести золотых скудо — такова была теперь возросшая ставка Караваджо. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Насколько правдиво можно его писать.
Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня. О детстве его известно не очень много.
- Интервью с отцом Иоанном Мироновым
- Невзоров о георгиевской ленте, триколоре, красном знамени и патриотизме
- Картины Микеланджело Мерази да Караваджо
- Караваджо, капелла Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези
- Гверчино, "Евангелист Лука, рисующий Деву Марию"
Это сам Караваджо. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров.
Он взял руку Пруденцы и провел по ее ладони большим пальцем. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Стало быть, не напрасны были его муки и старания.
Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу.
- Караваджо, рассказывает Александр Таиров
- Кинематографическое начало в живописи Караваджо – Марина Свидерская
- ЛУКА ЕВАНГЕЛИСТ, АПОСТОЛ ОТ 70 ТИ
- Шокирующая правда о русском празднике Пасха
- Архип Куинджи – фильм из цикла "Библейский сюжет"
Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Legenda aurea. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св.
Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос. Вокруг полутьма. «. Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу.
На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Караваджо почесал шею. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. В переполненной церкви находился и Караваджо.
Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Все движение на полотне направлено от центра к краям. Перед нами убогая обстановка.
- «Сокровища на чердаке»: подтверждено подлинность утерянного Караваджо
- Микеланджело Меризи да Караваджо
- Словари и энциклопедии на Академике
- Произведения на сюжет «Призвание апостола Матфея»
- Напишите отзыв о статье Призвание апостола Матфея
- Отрывок, характеризующий Призвание апостола Матфея
- Отправить запрос на изготовление копии
А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль».
Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. Склонился к костяшкам пальцев, одновременно вопросительно глядя на дель Монте. «А ты, Микеле. Будто на него напала падучая, а не снизошло божественное откровение. Если лица охваченных волнением учеников освещены, то остаётся несколько в тени опечаленный лик Спасителя, который сам направляет руку Фомы неверующего, желающего лично удостовериться в свершившемся чуде. Пригубив вино, Караваджо вышел из трактира и направился в сторону Капитолия.
Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Правнучка папы Климента двенадцатилетняя Маргарита Альдобрандини была, наконец, выдана за тридцатидвухлетнего хворого князя Рануччо Фарнезе, получившего в качестве приданого четыреста тысяч золотых скудо, а по другим сведениям, вдвое больше. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Но Караваджо работал так, как подсказывали ему сердце, Писание, надежда на спасение.
«Будь обходительнее, Микеле. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Им был понятен драматический пафос нового произведения.
Другой, по-настоящему отличный от местной компании. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека.
А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Его шкура цветом напоминает золотистую шкуру барана, пришедшего, согласно древней легенде, на помощь юному Фриксу, сыну жестокого беотийского царя Афаманта.
Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу.
«То же произошло и со мной», – подумал художник. Люди не верят, что у тех, кто однажды ступил на скользкую дорожку, могут быть достойные устремления. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо.
Символически такое поведение лишает их возможности получить «вечную жизнь», которую Христос обещает дать всем верующим в Него. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Через секунду последует реакция, но это будет потом. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом.
Лестницу венчала статуя Геркулеса, привезенная сюда с руин римского форума. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. Не исключено, что эта книга могла попасть в руки Караваджо в библиотеке дворца Навичелла. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Справедливости ради следует признать, что, несмотря на яркий колорит и тщательную прорисовку каждой детали — например, жилистые руки апостола или морщины у него на лбу, — центральная картина триады явно уступает двум боковым полотнам в силу вынужденных уступок условности и придирок церковного причта.
И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Дель Монте решил, что как раз о них лучше умолчать. Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Кажется, есть еще что-то. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов.
После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Между черными усами и бородкой мелькнули белоснежные зубы. Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания.
Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего. Нет лучшего способа отвлечься от мыслей о грядущем сомнительном успехе, чем работа. Остался ли в твоей душе хоть один незапятнанный уголок. » Эта мысль обожгла его.
Есть основания предполагать, что семья была довольно обеспеченной, хоть и не богатой. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Через пару дней неожиданно пришла помощь. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Уж он-то понимал важность поручения.
Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. И он встал и последовал за ним». «Большинство людей сочтет эту девушку недостойной любви, – подумал он. – Так же, как и меня». Среди них наверняка найдется подходящее для святой лицо.
Запахло гарью и палёным мясом. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «.
Он вложил девушке в руку золотой скудо и согнул ее пальцы. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие.
() Известно, что у ворот Капернаума Христос повстречал мытаря Левия и призвал его стать апостолом. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». (одна из них погибла в 1945 г. ). Сама того не сознавая, она сберегла чистоту души. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу.
Torino, 1995). В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. По странной иронии судьбы (), жизни французского монарха и великого художника трагически оборвались почти одновременно. Работа великолепна и по композиции и по исполнению. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
«Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Ярко освещенный передний план оттенялся фоном, что создавало оптический эффект приближения происходящего на картине действия к зрителю. Преступники, умоляющие о помиловании и святоши, требующие канонизировать какого-нибудь шута горохового, чтобы укрепить веру в жителях занесенного снегом баварского городка, – Шипионе утомленно переглянулся с дель Монте. – Но только ли ваше выдающееся мастерство причиной тому, что лицо этой святой для меня столь притягательно.
Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183). Учителем Караваджо был известный в своё время художник Симоне Патерцано. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. В 1608 году он арестован испанскими властями на Сицилии, на этот раз по недоразумению.
Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Да так как праведники не нужны Спасителю. В одном исподнем его повели на эшафот. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
Караваджо презрительно усмехнулся. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Хотя бы попытайся». «Ну что ж, пусть знает, для кого еще поработал Караваджо за те двенадцать лет, что провел здесь», – подумал дель Монте. В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да».
Вспомнилась картина «Юноша с корзиной фруктов», только на сей раз он сам, а не Марио, понёс корзину в богадельню Консолационе, где когда-то провёл немало времени и каким-то чудом выжил. Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Ждать пришлось недолго.
Почему к нему. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. А вот для заказчиков и прежде всего для римской курии основополагающим являлось первое значение имени, связанное со скоропалительным обращением французского короля Генриха IV из гугенота в католика, когда он произнёс свою историческую фразу изумившую всю Европу: «Париж стоит мессы».
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. –О, мне в жизни хватает страданий, тут вы правы. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола.
Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. Вон на стене висит его карандашный рисунок. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты.
Для него живопись стала подобием руки Христовой, протянутой, дабы напомнить о призвании. И он встал и последовал за ним». Но его мнением Караваджо пренебрёг. А вот для заказчиков и прежде всего для римской курии основополагающим являлось первое значение имени, связанное со скоропалительным обращением французского короля Генриха IV из гугенота в католика, когда он произнес свою историческую фразу изумившую всю Европу: «Париж стоит мессы». Он сумел произвести впечатление на главного в Ватикане ценителя искусства.
Именно благодаря ему Караваджо и получил свой первый крупный заказ – картину «Призвание святого Матфея», Известно, что Караваджо исключительно презрительно относился и к боготворимой в то время античности и к Титанам Возрождения. Неожиданно возникла проблема с натурщиком. ()Закрываемый, как щитом, мощной кряжистой фигурой апостола Петра, Христос появился лишь на миг, чтобы тут же удалиться.
Слева в потоке света идущего из правого верхнего угла картины, за столом сидит сборщик налогов Леви (так звали Матфея прежде чем он сделался апостолом) в окружении четырех своих помощников и подсчитывает выручку, полученную за день. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Никто из них и понятия не имел, что стоит за работой со светотенью, зеркалами и линзами, за поиском натурщиков в среде городской бедноты.
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
Всё было готово. Один был создан по заказу генуэзца Косты и находился в его собственности до кончины банкира в 1639 году, пока, переходя из рук в руки, не оказался за океаном. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. Я. » При этом его правая рука придерживает монеты, которые он пересчитывал за секунду до этого.
Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Один из них, оседлав скамейку, сидит спиной к зрителю.
Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. На подъезде к месту казни карету пришлось оставить перед дворцом Канчеллерия, так как въезд на площадь Цветов был перекрыт. Композиционно картина делится на две части.
«Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Иногда Матфей изображался сидящим за столом, а Христос заглядывал в комнату через окно. За наемником и Матфеем виден алтарь. С замечательной картиной произошло непредвиденное.
Святой Петр жестом пытается унять его чрезмерную подозрительность. Поднявшись на помост и оказавшись выставленным на всеобщее обозрение, Джордано Бруно стыдливо прикрыл низ живота руками, но подручные палача заломили их назад и крепко привязали к позорному столбу. Не исключено, что эта книга могла попасть в руки Караваджо в библиотеке дворца Навичелла. В этом мгновении «остановки действия» содержится огромный эмоциональный накал картины.
Молитвенные собрания и канцелярская рутина, всяческие прошения. Его притягивал этот образ непокорного, дикого, слившегося с природой вольного человека, довольствовавшегося немногим. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. Забыв об осторожности, Джордано Бруно отправился в Венецию, которая издавна славилась своим свободомыслием и терпимостью к инакомыслию и там угодил в ловушку. Это была одна из тех бессмысленных художественных деталей, что всегда так раздражали его.
Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. По заведённой традиции каждое последнее воскресенье месяца сотни паломников и верных последователей Филиппо Нери совершали обход семи римских церквей и служили молебен. Для него ключевым стало второе значение имени апостола в трактовке известного евангельского сюжета, а потому вытянутая рука Христа имеет не только композиционное, но и глубокое смысловое значение. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Зеленщик аккуратно уложил всё в плетёную корзину. Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Со всех сторон посыпались заказы. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600).
По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Бегство, скитания по Италии, скандалы, картины – гениальные картины. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ».
Он несколько раз попадал в тюрьму. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. Он улыбнулся. Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение.
Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». И он встал и последовал за ним». Девки как раз подкрепляются винцом перед ночными трудами, рассудил он.
Противопоставление подчеркивается разницей в одежде персонажей. (. ) Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Человеку, прожившему такую яркую, наполненную, но и беспутную жизнь было всего 37 лет.
Может даже, я знаком с этой госпожой. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке.
Караваджо опустился на одно колено и взял Шипионе за руку. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Вскрытые данные помогают также понять, какое глубокое волнение и душевный трепет испытывал Караваджо, рисуя столь удавшийся ему вдохновенный профиль Спасителя и сколько раз он переделывал написанное, пока не добился нужного результата с помощью контрастных светотеневых переходов. () Как поясняет средневековый писатель Иаков Ворагинский в известном сочинении «Золотая легенда» имя «Матфей» в переводе с греческого означает не только «дар быстроты», но и «рука Господня».
Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей и говорит ему: Следуй за мной. Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения.
Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Рука пахла лайкой перчаток и амброй, которой те были надушены. Однако Караваджо никак не мог оторвать взгляда от новой картины.
Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Проведя семь лет в Тор ди Нона, а затем в подземных казематах замка Сант-Анджело, великий узник не пал духом, проявил стойкость и отверг все восемь статей обвинений в ереси и вероотступничестве.
Если Леви и его помощники одеты в стиле тогдашней моды, то Христос и святой Петр явлены зрителю в бесформенных хитонах. Справа в тени в сопровождении апостола Петра появляется Христос.
Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен.
Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа.
В тот же вечер он слёг в горячке. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Все предельно реалистично. Понимая это, он поостерёгся показывать картину дотошным гостям старшего брата, кардинала Бенедетто Джустиньяни, проживавшего с ним в одном доме, — их хватила бы кондрашка при виде столь необычной композиции с Христом и учениками, щупающими зияющую на теле рану. Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Но здесь еще есть намек на возможное спасение.
«Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Иисус появился лишь на мгновение – его босые ноги повёрнуты к выходу. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак.
Его то и дело толкали локтями, наступали на ноги, заслоняли от него картину, а он безропотно подчинялся воле толпы, чувствуя себя на седьмом небе от счастья. Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения. Голова святого была откинута назад, глаза закатились под самый лоб, короткие корявые пальцы растопырены.
Живописца озолотят. Дель Монте заказал несколько работ, подобных этой. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. В напирающей толпе кое-кто даже отпрянул в сторону при виде сидящего спиной парня в шляпе с плюмажем.
Двое помощников, сидящих слева от Леви, так увлеклись подсчетом денег, что даже не заметили (или не захотели заметить) прихода Иисуса. Переезд был заранее оговорен с Чириако Маттеи, который на радостях не знал, как ублажить художника, предоставив в его распоряжение удобные помещения для работы и жилья. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. Никогда ещё он не чувствовал себя в церкви так хорошо, как теперь, находясь в этой толпе единоверцев и единомышленников, ощущая их поддержку и понимание. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Жест Иисуса остается неизменным.
Для первой картины ему удалось легко найти нужный типаж для Матфея в районе римского гетто неподалёку от Кампо ди Фьори. Для понимания замысла и композиции в целом следует обратить внимание на другое. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. Как поясняет средневековый писатель Иаков Ворагинский в известном сочинении «Золотая легенда» имя «Матфей» в переводе с греческого означает не только «дар быстроты», но и «рука Господня»54.
Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Увы, всему приходит конец. (Jacopo da Varagine. По признанию современников, такое сравнение было явно не в пользу официального художника двора.
Художник не ошибся в выборе. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. Караваджо бросил на стол несколько монет в уплату за ужин.
Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). Матфея. А чего стоят строители, не справляющиеся с работами в моем дворце. За скрытую слабость, питаемую к томным, сговорчивым юнцам, молодые художники и музыканты, жившие в палаццо Мадама, прозвали его «кардинал Мадама». Известно, что у ворот Капернаума Христос повстречал мытаря Левия и призвал его стать апостолом. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези.
Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ».
Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно.
Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников.
Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело. Стоящие фигуры образуют вертикальный блок, сидящие вокруг стола — горизонтальный.
Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. «Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку.
Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. По странной иронии судьбы (уже в который раз вновь приходится говорить о загадочных и почти мистических совпадениях), жизни французского монарха и великого художника трагически оборвались почти одновременно. «Природа – единственная наставница, в которой я нуждаюсь. ». Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением.
Он уступил дорогу карете – та прогрохотала мимо, чуть не сбив его с ног, – и споткнулся о свинью, что валялась в сточной канаве. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок.
Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. ».
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Лишь бы это пошло ему на пользу. В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.
Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Подгоняемый нахлынувшими на него воспоминаниями, он подошёл к воротам богадельни. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. В ее руки въелась грязь, под каждым ногтем чернела траурная полоска.
Но с радостью повесил в рабочем кабинете дар братьев к своему юбилею — «Святого Иеронима» кисти Караваджо. Вскоре подошёл и Манчини. Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда.