Репин Третьяков
В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Третьяков часто бывал у Репиных и темы их разговоров не иссякали. Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.
Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Так и не окончив портрета, Репин увез его в Петербург и здесь дорабатывал в короткие приезды Третьякова в столицу. Поэтому, если Репин видел, что чья-то картина висит неудачно, плохо освещена, немедленно советовал Третьякову устроить ее получше. Репину очень хотелось написать портрет Третьякова.
Репин, в свою очередь, очень ценил подвижническую деятельность Третьякова. Репин мечтал написать Третьякова еще раз. Мусоргский и Пирогов не были специально заказаны Третьяковым, но писались Репиным с расчетом на его собрание. Перову, И. Е. Он несколько суховат, написан как бы равнодушно, а ведь Репин любил П. М. Третьякова, высоко его ценил и понимал моральную высоту его личности.
Когда он пришел в галерею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ермилова, в репинский зал. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году.
Так, с ученической выставки Третьяков приобрел картину «Осенний день. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведется серьезная научно-исследовательская работа по подготовке и изданию сводного каталога собрания. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
- Портрет Третьякова, Репин, 1883
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
- Павел Третьяков опередил государя
- Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
- Коллекционер и меценат Павел Третьяков
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника непошла бы. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. «Портрет А. П. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Возглавляемые Н. Г. Третьяков высоко ценил талант И. Н.
- Павел Третьяков о русском искусстве
- Павел Михайлович Третьяков и его галерея
- Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
- Павел Третьяков — московский купец, опередивший государя
- Идея собрать коллекцию картин воодушевила Третьякова
- Павел Третьяков — пожизненный попечитель галереи
- Интересные факты о Третьяковской галерее
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Крамской, В. М. Погодин, а после его смерти – И. С. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха и еще есть Карамазов-отец. Третьяков»109.
М. Бунакову. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Ге и другие. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В частности материал о П. М. Показательно обращение в разные годы к разным деятелям, которые были носителями определенных ценностей, что отражает и вектор движения идей века и постепенное смещение идейной доминанты в общественном сознании. Торговля расширялась и процветала. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28.
- История в фотографиях — города и страны, события и люди
- Городская художественная галерея братьев Третьяковых
- Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху» 1861год
- Илья Репин «Иван Грозный убивает своего сына» 1885год
- Степан Александровский «Портрет Федора Ивановича Тютчева» 1876год
- Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883годы
- Василий Суриков «Боярыня Морозова» 1887год
Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Третьяков был терпелив. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13.
- Василий Суриков «Меньшиков в Березове» 1883год
- Василий Верещагин «Туркестанская серия» 1871-1873годы
- Николай Дубовской «На Волге» 1892год
- Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880год
- Валентин Серов «Девушка, освещенная солнцем» 1888год
- Александр Бенуа «Замок» 1895год
- Описание Картины Ильи Репина «портрет Третьякова»
- Современная Третьяковская галерея
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции.
Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа. Нет. Вскоре, встретившись с Третьяковым, Репин не удержался и показал ему эскиз будущей картины. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством.
Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Даля (1871), Ф. М.
Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Об этом достаточно сказано в литературе. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Даргомыжского (1869), Ф. И.
П. М. Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». 1898).
В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Д. И. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге.
Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Поленова, И. И. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. «Признаюсь Вам откровенно, – писал в 1877 году Илья Репин, – что если уж его продавать, то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи». Было от чего зайтись дыханию. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М.
Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (18731898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности другдруга. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Он задумался, но все-таки отказал, хотя нерешительно Я начал делать ему уступки и дошел до следующих условий, на которые он и согласился: во-первых, портрет будет написан и если почему-нибудь он ему не понравится, будет уничтожен, время поступления его в галерею вашу будет зависеть от воли графа, хотя и считается собственностью вашей А затем оказалось, что он хотел бы иметь портрет и для своих детей, только не знал, как это сделать и спрашивал о копии и уже от него будет зависеть, который оставить ему у себя и который поступит к вам. Достоевского (1872), А. Н.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году.
Худякова. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления.
Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии.
Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. «Сельский ход» был все-таки снят с выставки Общества поощрения художников, что, впрочем, Третьякова от передвижников не отпугнуло — с Перовым и его друзьями он сотрудничал в течение следующих 30 лет. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Третьяков для своей галереи с 1872 по 1886 год. 23 В начале 1880-х собиратель получил резкий отказ И. Е. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища».
Майкова (1871), А. Ф. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». Строгих правил или канона не существовало.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
На этот факт уже обращали внимание исследователи25. Иных тогда трудно иметь было. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Об этом достаточно сказано в литературе. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Сокольники» никому ещё не известного, восемнадцатилетнего художника Исаака Левитана. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
Крамской работал над портретом Л. Н. Честь этого создания всецело принадлежит Вам, а мы тут простые работники, берущие свою плату за работу. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.
Им былиприобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Глинки12. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. или.
Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»). Анненковым.
Репин, И. Н. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Многие коллекционеры дарят Галерее произведения из своих собраний, продолжая традицию ее основателя П. М.
Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Рассмотрим ближний круг. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А.
В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений.
Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Некрасова сатирика М. Е. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. «Портрета В. М. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Продолжается пополнение музея художественными произведениями.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Анненковым.
собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к «былинкам» (по определению Мясоедова) не переставали критиковать.
Гуну, И. Н. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Одновременно Репин вернулся к натурному портрету и переписал фон. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Келеру-Вилианди, А. Г. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Толстого (1874), П. А. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Крамского «Неутешное горе», Н. А. «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Якоби, «Последняя весна» М. П.
Дом для детей-сирот художников, пенсии студентам московских вузов, благоустройство Москвы (строительство проезда в Китайгородской стене – ныне проезд Третьяковых), помощь художникам – это малая часть того, что делал этот человек. Отдельно хочется высказать упрёк Маргарите. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи. «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин.
Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры.
Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». А. В. 101 x 77.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. Тютчева (1873), А. К. О гиперреализме с этим кибермастерством вспомнила сейчас с содроганием.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Процесс рисования будет разбит на простые задания. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». На выставку картину взяли после поддержки Репина, которому «Побоище» нравилось, а там ее разглядел и приобрел Третьяков. Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание.
Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Глинки (1869), И. А.
Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Эти приобретения положили начало галерее. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
Сихры и С. Н. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Аксаков. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
«. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Серова исполненного И. П. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Рубинштейн, И. Е.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В 1873 году к дому пристроили галерею, которая вскоре открылась для свободного посещения. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Залы сообщались с жилыми помещениями. Остроухова. Подробнее о биографии П. М.
Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В семье все любили друг друга.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Погодин, наряду с ним Ф. И. Келером-Вилианди в 1870 году. Репин, напротив, считал, что в России и во всем мире должнызнать Третьякова, такого замечательного человека, создателя первой национальнойгалереи.
В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Серова исполненного И. П. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Уж особенно в монастыре. Даргомыжского11.
Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей. Художник по просьбе Третьякова внес изменения в самые знаменитые свои работы – Не ждали, Правительницу Софью и Крестный ход, но увлекся и стал дописывать картины даже после того, как они перемещались в основную экспозицию. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Стернина, «довольно специфического состава» 21.
Перов, В. Д. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Даргомыжского11. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.
Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Портрет П. М. Третьякова. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Даля (1871), Ф. М. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Серов еще не писал в это время портретов.
Юрий, согласна, таланту не хватает свободы, озарения свыше и мастерства от бога. Илья Репин. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. А произошло это так.
Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Серова (1870), А. С. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Третьяков сам признавался, что «с юности беззаветно любил искусство». Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Тургенев, П. И.
Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Когда И. Н.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Третьякова. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Уроки проходили в присутствии главы семейства, который контролировал буквально каждый шаг домочадцев.
Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Тут и пришел на помощь Савицкий. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкойспинке стула.
Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Общение с прежними друзьями было только заочным. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И.
Л. Н. Толстого». А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву.
Соколова, «Разносчик» В. И. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Васнецова, И. С. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Репин изобразил егоушедшим в себя, поглощенным думой. Погодина (1872) и других.
Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.
Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Репин дважды подавал прошения об отставке. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене).
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. После специальной записки обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева к императору Александру III картина была снята с выставки, а Третьяков получил секретное распоряжение о «невыставлении картины в помещениях, доступных до публики». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Но не это главное. «Портрет А. П. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В галерее появляются картины В. Д.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Здесь Репин любил читать письма. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Художник по просьбе Третьякова внес изменения в самые знаменитые свои работы — «Не ждали», «Правительницу Софью» и «Крестный ход», но увлекся и стал дописывать картины даже после того, как они перемещались в основную экспозицию. Браз. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
А сколько он сделал для Москвы и москвичей. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. После того как Репин, воспользовавшись отсутствием Третьякова в галерее, переписал тон головы Ивана Грозного, хранители получили наказ — никогда не подпускать его близко к собственным работам.
Каминский. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima.
За месяц до этого не стало Сергея Третьякова. С тех пор началась дружба семьями. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Многие фамилии, которые и сейчас на слуху дали Москве и русскому обществу в целом плеяду благотворителей: Солдатёнковская больница, театральный музей Бахрушина, детская больница Морозова. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к былинкам (по определению Мясоедова) не переставали критиковать.
Иоанн ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. У Третьякова было несколько графических портретов М. И.
В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Верещагину, И. П. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Максимова и другие. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Ну не был отец Павла Михаил Захарович бизнесменом, купцом первой гильдии был.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. Он требовал большего. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Островского (1871), В. И.
Картина была показана на 8-й выставке Товарищества передвижных выставок в 1880 году. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Э. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков.
Если Михаил Третьяков владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Перову, И. Е. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Глаза ясные и добрые. Это портреты А. Н. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Третьяков благодарил Репина, говорил, что он и Крамской серьезно помогают ему в составлении коллекции.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В нём художник использовал композиционные приёмы из натурного изображения: похожий разворот фигуры и характерный для коллекционера жест. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Положил глаз на другую, на третью — все оказались проданы тому же коллекционеру. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Левитана, А. М. Одним из членов Славянского комитета был М. Н.
Картина была показана на 8-йвыставке Товарищества передвижных выставок в 1880году. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Портрет не был исполнен. Были годы чрезвычайно «урожайные». О П. М. Здание было соединено с жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. В его словах прочитывается осознание следующего этапа собирательской политики, констатация нового понимания задач и нового качества коллекции, в задачи которой входит представление, прежде всего истории русского искусства. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений.
Заказы портретов становятся единичными. «Сельский крестный ход» Перова, ставший для современников символом нового реалистического искусства, Третьяков купил несмотря на разгневанную консервативную публику, объявившую картину «безнравственной». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. У него было 6 детей. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Размер портрета обычно приближен к натуре. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Васнецов, В. Г.
Горавскому, В. Г. Крамскому (последние два – отказались). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Чайковский, А. Г. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым.
Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Салтыкова-Щедрина. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870х. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношенийявляется коллекция произведений художника, собранных Третьяковым. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А.
Однажды на выставку передвижников пришел Александр III. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Лев Толстой, например, так отозвался о картине: Молодец Репин именно молодец. 1883. Холст, масло.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Репину, К. Ф. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Заказы портретов становятся единичными. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Писемского (1869), М. П.
В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. – гений есть бесплотный дух добра или зла – чтобы достичь высот гения. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Она ушла из жизни в 1931 году55. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Фон — любимая им галерея, дело всей егожизни. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Алябьева или А. Л. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, Павел Третьяков писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею.
Лишь в 1873 году И. Н. Гончарова (1869), А. Н. В Галерее работает детская студия. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Будучи таким же страстным коллекционером, он, чтобы не конкурировать с братом, собирал произведения западноевропейского искусства.
На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями. Потом встречи заменила переписка. Крамскому удалось его уговорить. Чехова».
Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Не удивительно, что после смерти отца в 1850 году Павел и его брат Сергей стали успешно расширять бизнес, открывая новые бумагопрядильные фабрики. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С.
Америка—Франция—Россия. На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован.
По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Погодина (1872) и других. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Портрет не был исполнен. Островского (1871), В. И. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Клодта. Портрет П. М. Третьякова не отличается темпераментностью кисти, бросающейсяв глаза, жизненной трепетностью, блеском колорита, как, например, портреты Пироговаи Стрепетовой. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов.
Крамскому (последние два – отказались). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности.
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И.