Саврасов Алексей Грачи Прилетели Картина
Саврасов Алексей — художник, что подарил нам замечательные картины, среди которых и наиболее популярная, непревзойденная работа Грачи прилетели. Одна из лучших работ художника Алексея Кондратьевича Саврасова – картина «Грачи прилетели» написана в 1871 году. «грачи прилетели» – картина знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова. В1997году, когда отмечалось 100 лет содня смерти великого художника, Центральным банком России была выпущена памятная серебряная монета сизображенным наней портретом Алексея Саврасова ифрагментом его знаменитой картины «Грачи прилетели».
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Но при таком ракурсе горизонт должен был бы находиться довольно низко, в то время как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Возле лужи мы видим одинокий голый куст.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.
Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Это было настоящей трагедией для него.
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Однозначно ответить нельзя. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова.
Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. «Грачи прилетели» назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя.
В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. По этому поводу высказывались разные версии. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.
Все еще низкое серое небо покрыто облаками. В изданной в 1871 году брошюре о Костромской губернии эти места описывались следующим образом: «Местоположение Молвитина красивое. Одним из таких отличий был горячий коричнево-золотистый колорит этюда, который, судя по всему, был написан в яркий солнечный день. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой и с воздухом и с деревьями, «а душа есть только в «Грачах».
Грачи прилетели, Алексей Саврасов – обзор картины
По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу.
Он тусклый и потому не дает блики на свету. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника.
Сдержанная, но насыщенная светом цветовая гамма позволила художнику наполнить картину тонко выраженной эмоциональностью59. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака.
Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. На переднем плане – рыхлый грязный снег. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Вдалеке раскинулось черное поле. Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. На самом же деле эта обыденность мнимая. К. Саврасов умер в возрасте 67 лет 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных на Хитровке.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Может быть, он понимал, насколько неожиданно для него было ее написание. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Какая простота. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.
Справа от деревьев мы видим талую, не покрытую льдом воду, а это означает, что земля нагревается и что на улице с каждым днем становится теплее. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75.
В целом образ старинной церкви написан Саврасовым очень тонко и проникновенно, с чувством уважения к памятнику сельской архитектуры и его строителям66. Они, щебеча, расселись на деревьях и разносят радостную весть о приближении весны. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889.
Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.
Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Картина полна жизни, эмоций и впечатлений.
Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Похоронен он был на Ваганьковском кладбище. Поездки оставляли глубокий след в его душе. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. В конце 80-х годов, когда наиболее яркие представители русского искусства начали писать пейзажи имея для этого все технические средства (свет, краски и т. д. ), картина Саврасова «Грачи прилетели» являлась своеобразным эталоном, путеводной звездой для многих художников пейзажистов. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.
Сколько было таких сел в России. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Молвитино»36. Видимо, пейзажиста привлекла в эти места возможность наблюдать более поздний, замедленный приход весны.
Несколько голых берез – кривых и изломанных. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Вот так жил и творил Саврасов.
Описание картины «Грачи прилетели»
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».
На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Здесь и были сделаны подготовительные этюды и эскизы. Однако, это лишь поначалу. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.
Это были деревенские мотивы. Ветерок принес с собой и целую стаю веселых птиц. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
Это скорее эскиз по памяти». Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.
Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Вот такова краткая история написания картины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Продолжим осматривать картину.
Гений одной картины: трагическая судьба родноначальника русского пейзажа
Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. По мутному пепельному небу плывут облака. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Затем в 1882 году его уволили с работы.
Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Также на них заметны птичьи гнезда. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.
Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее. На переднем плане полотна – снег.
Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Весной 1871 года художник совершил поездку в Среднее Поволжье, главным результатом которой и явилось создание картины «Грачи прилетели». Но для своего времени картина Саврасова была свежа и прелестна.
Дочь московского купца Карла Эрдмана Герц, девица, домашняя учительница Аделаида Софья Карловна Герц, 30 лет, евангелического лютеранского вероисповедания, жительство имеет в приходе Большого Вознесения, что на Малой Никитской в доме поручика Петра Степановича МихайловскогоПоручителями были сверх означенных жениха и невесты. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.
Линия забора проходит на втором плане по всей ширине картины, подчёркивая протяжённость пейзажа в горизонтальном направлении59. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. В нижней части этюда была подпись: «А. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Церковь была построена в конце XVIII века.
На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Даже сам Саврасов впоследствии не написал больше ничего подобного, может быть потому, что его картина «Грачи прилетели» была выше его творческих талантов.
А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы — той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: «Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки». Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.
Грачи прилетели — Алексей Саврасов
Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613.
Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.
Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе. РЖ-627)90. Эта картина истинно весенняя, ее часто сравнивают с вступлением к опере Римского «Снегурочка». До 1871 года вся творческая деятельность Саврасова была более жалкой бледной и невостребованной, но с появлением картины «грачи прилетели» изменилось не только отношение к художнику, но и его настроение.
Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. По такому этюду не сделаешь картину. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94.
Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Чудесная картина, написанная Саврасовым «Грачи прилетели», одновременно и очень поэтичная и радостная и тоскливая. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.
Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Но эта заурядность кажущаяся. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Обычный весенний немного сероватый день. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. А потом все-таки сбежит. Саврасовъ.
27192)386. Некоторые художники взяли за основу своего творчества весну и пишут из года в год картины, на которых изображены праздные «последние снега», «распутицы» и т. п. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.
Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. «Грачи прилетели» — картина, написанная человеком сильной впечатлительности, острой наблюдательности и вместе с тем художником огромного мастерства. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».
Береза всегда имеет свой рисунок. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.
Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63.
Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Искусствовед Фаина Мальцева тоже отмечала ряд отличий между храмом изображённым на картине и Воскресенской церковью— в частности, отсутствие у реальной церкви закомар изображённых художником. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69.
Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое.
Описание настроения картины Грачи прилетели
– Оденешь его – опять пропьет все. Необходимо основательно к этому подготовиться. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».
Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Это скорее эскиз по памяти". Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
Береза всегда имеет свой рисунок. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. На каждой выставке их можно увидеть десятками. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Это скорее эскиз по памяти.
Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию1112. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано.
На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74.
В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Центральная группа берёз является основой композиции. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8.
На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.
Зима еще не отступила. Как они красивы». Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.
Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Пейзаж, теперь общеизвестный, был увиден живописцем в Костромской губернии, в Буйском уезде, в селе Молвитино.
Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег.
В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819.
В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.
«Грачи прилетели» : описание картины
О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. На среднем плане мы видим серое пятно. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах.
Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.
Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. В то время, художники перенасытили свое творчество всевозможными картинами ор весне.
От этого ласкового дуновения встрепенулись и ожили деревья, растаял пруд и снежное убранство тает на глазах. Это было родное село легендарного исторического персонажа – Ивана Сусанина. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22.
Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины
По такому этюду не сделаешь картину. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок.