Серов Портрет Орловой Описание
Серов, портрет княгини Ольги Орловой
Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Детские портреты нежны и хрупки. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Выполнены они на протяжении 1907 – 1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Толстого и в рассказах А. П. Они выражали именно правду жизни, несли в себе до предела обостренное «чувство жизненности», трепетной достоверности. Чистякова (1880-1885, не окончил).
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Серов работал над портретом почти три месяца. Огромная шляпа встиле модерн «уравновешена» накинутой наобнаженные плечи меховой накидкой. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П.
- Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова
- Описание картины «Портрет княгини Ольги Орловой»
- Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Ольги Орловой»
- ПОСЛЕДНЯЯ КАРТИНА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
- Русский музей Дополненная реальность
- Валентин Серов — Портрет княгини Ольги Орловой, 1911
- Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (
А хотелось бы, по возможности, предстать перед публикой в Риме широко и разнообразно. История эта заварилась в октябре прошлого года при выезде Серова за границу, в Биарриц. Тем не менее именно этот, главный ее портрет вышел не совсем прославительным. В письмах жене из Петербурга Серов упоминает, что «у Дягилева работы в самом разгаре». Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Синяя ткань и зеленый шарф сочетанием цветов отсылают к вавилонским постройкам из глазурованного кирпича и в восхищенных речах Серова акцентируется «восточное» : «рот раненой львицы», «оживший архаический барельеф», «и глядит-то она куда – в Египет. ».
Известно, что заказчица расплатилась запортрет, носебе неоставила, подарив музею АлександраIII вПетербурге (ныне Русский музей). Ничего не поделаешь, придется подождать. Как справедливо заметил Салтыков-Щедрин, в таких-то ситуациях и есть возможность для всякой мелкой чиновной сошки проявить «административный восторг». Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905.
Даже его письма последние годы были весьма лаконичными. Видимо, на нее подействовало неодобрительное отношение к портрету ее светских друзей. Говорить и писать он теперь предпочитал пофранцузски.
Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках). Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Здесь же, напротив, устойчивость фигуры и обилие округлых форм (персики, блюдо на стене, спинки стульев) даже компенсируют динамические ракурсы композиции, впрочем тоже выраженные без акцента, – легкую диагональ вместо фронтальной постановки. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Да полно, Лёля, хотелось возразить ей, много ли счастья доставляют ему заказные работы.
Зеркало, усложняющее пространство, позволило ему поместить в зеркальной глубине и собственную фигуру за мольбертом – устроив тем самым отсылку к целому пласту подобных вхождений автора в текст: от «Портрета Арнольфини с женой» Яна ван Эйка до «Менин» Веласкеса В «Портрете Арнольфини с женой» Яна ван Эйка в зеркале отражаются фигуры двух людей, а над зеркалом помещена надпись «Ян ван Эйк здесь был». Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Но только вот портрет его хозяйке не понравился и после смерти художника в 1911 году она подарила его Музею Александра III (ныне Руссский музей) с довольно капризным условием, что он никогда не будет выставляться в экспозиции музея рядом с портретом Иды Рубинштейн, кисти того же Валентина Серова А она и была такой на самом деле – капризной и непредсказуемой. Характеристика максимально беспощадна. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица».
Складывается ощущение, что эти вещи загоняют Орлову в угол. Все бы ничего, если бы не погода. Известный настолько, что перестал быть собственно портретом реальной Веры Мамонтовой, встав в ряд тех живописных шедевров (например, «Девушка с креветками» Хогарта или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера), где имя модели несущественно. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства».
И, стало быть, намерение Серова писать «только отрадное» означало не что иное, как соединение «порванной связи времен», возвышение вечных ценностей искусства, воплощенных в полотнах старых мастеров, желание руководствоваться только соображениями художественного порядка – качества, совершенства, красоты, гармонии – соображениями, почти забытыми искусством середины века. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Заказчица подарила портрет Музею Александра III (ныне Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге) с условием, чтобы он не экспонировался в одном зале с портретом обнаженной Иды Р убинштейн. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. Учился у И. Е. Она прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей».
- Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
- Самое интересное в виде мозаики
- Серов Валентин Александрович (художник)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Коллекция Государственного Русского музея
- Словари и энциклопедии на Академике
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Забытым оказался и предшествующий отечественный опыт – все русское искусство до шестидесятых годов XIX века Стасов и вместе с ним многие передвижники считали «подражательным и раболепным». Портрет писался с большими перерывами в 1910 – 1911.
Серов же, со своей стороны, пригласил пристава пожаловать к нему домой. Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто. И потому, опровергая Лёлю в ее мнении, что он счастливый человек, признается, что это «счастье» он никак не чувствует, не ощущает. Легко я стал расстраиваться». Он уважаем, всеми признан. Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю.
Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Но это полотно лишний раз доказывало проницательность художника. Это и «Шехеразада» и «Клеопатра» и «Жар-птица». Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек.
Допустим, в этих случаях Серов оправдывал репутацию «злого портретиста», так как модели не вызывали у него положительных чувств, – но с Генриеттой Леопольдовной он состоял в самой нежной дружбе и писал ее не раз. Что же касается соотношения в их общей художественной структуре живописного и графического начал, то предпочтение рисунка более чем очевидно: учет возможностей полиграфического воспроизведения при работе над этими «живописными картинами» имел значение едва ли не первостепенное. Вот таким образом именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета. Политес был соблюден, мнения художника спросили – он против передачи не протестовал. Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Сюжеты идеи, поучения отягощали их головы. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо».
- Портрет княгини Зинаиды Юсуповой (1900 – 1902)
- Портрет Генриетты Гиршман (1907)
- Портрет княгини Ольги Орловой (1911)
- 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.
Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья. Степень остроты в данном случае напоминает о стиле модерн, который в эти годы осваивается Серовым не только в исторических и мифологических композициях, но и в портрете. А результат, по Теляковскому, получился плачевным. В свете много говорили о ее огромных тратах на шляпы и туалеты. Шедевром назвал его А. Бенуа. Даже не жила, а воплощала – богемность, декадентство, стиль модерн (уже идущий на убыль, но обещающий перевоплотиться в ар-деко). Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья и переливы меха и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Описание картины Валентина Серова «Портрет княгини Орловой»
Наконец, в живописи мастера трудно обнаружить даже налет стилизации либо сомовской «скурильности» сам Бенуа говорит о них как о давно оставленных увлечениях молодости. Княгиня Орлова была одной из самых элегантных женщин Петербурга. Трудился в архивах и запасниках Эрмитажа, зарисовывая в разных ракурсах посмертную маску Петра (ее снял с лица царя после его смерти скульптор Бартоломео Карло Растрелли), посещал исторические лекции, без устали занимаясь рутинной подготовительной работой. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Если собственная биография Серова небогата событиями, то само время было ими столь богато, что многие даты жизни художника ознаменованы «поворотами» или «переломами» в художественном мире и в собственном серовском творчестве. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены.
С другой стороны, «Русская серия» по всей своей художественной структуре противопоставлена и новейшим поискам в живописи этих лет. Картина, с которой началась серовская слава и самый известный его портрет. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. История с Орловой не была единственной. Изгибы мебели ищут рифмы в изгибах стенной лепнины, тени предметов не соответствуют самим предметам – и чье-то допущение о том, что отражение вазы, повторяя контуры головы Орловой, должно свидетельствовать о «пустотелости» великосветской красавицы, не кажется произвольным.
С одной стороны, Серов настаивает на своем неумении «писать казенных портретов», если нет личного теплого отношения к модели. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Такое проникновение в сущности детской души, как в портретах Серова, можно найти только в «Детстве» Л. Н. Полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, перерастая из сцену военного быта, а «Парад при Павле I», создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. Именно ей указано это место внизу. Даже поза девушки выражает нетерпение, будто она на несколько секунд присела за стол. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Возродил в искусстве обстановочный портрет – портрет-картину.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Почетный пленник в золотой клетке – вот он кто.
Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Заметим также, что после смерти Серова наиболее тесные творческие контакты внутри «Мира искусства» существуют вовсе не между Бенуа и Сомовым, а между Бенуа и Лансере, Кустодиевым, Добужинским, Остроумовой-Лебедевой, Серебряковой. И об этом сообщает в письме устроителю русского отдела выставки Д. И. Толстому, перечислив вместе с портретом Орловой полтора десятка своих картин и портретов, которые намерен показать в Риме. Балерина без классической выучки, Ида Рубинштейн эпатировала, производила сенсации и жила напоказ.
Пришлось пойти и на это. Зинаида Николаевна вызывала у него, как и у всех ее знавших, чувство глубокой приязни: умна, обаятельна, дружелюбна – и нимало не раздосадована длительностью сеансов («Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет. »). При этом к историческим композициям, построенным на сугубо реалистическом подходе к материалу, термин «ретроспективизм» может быть отнесен лишь вне его иронического звучания.
Что же пугало, например, коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Круг сподвижников Сергея Павловича готовится к новым спектаклям в Париже. Пока что этот оттенок едва различим позднее он разовьется в самостоятельную тему, которая обогатит постановочные портреты вроде бы несвойственной данному жанру сложностью. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил.
Однако сами эти «околичности» подчиняют себе фигуру: она столь плотно «впечатана» в интерьер, что сама становится еще одной его деталью. Мужем блистательной княгини был князь В. Н. Орлов, очень богатый и влиятельный человек. Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Заказ на портретное запечатление юсуповского семейства (княгини, ее мужа и двух сыновей – Николая и Феликса) не был для Серова тягостным.
Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Уж кому-кому, а друзьям Сергея Павловича было слишком хорошо известно, что ни журнал «Мир искусства», ни последующие его предприятия, включая балет, до сих пор, увы, не принесли издателю, постановщику и импресарио в одном лице никакой прибыли. О том, что такое «идейный реализм», с тонким юмором писал Константин Коровин, ближайший друг Серова, вспоминая годы ученичества в Московском училище живописи: «Ученики спорили, жанристы говорили: важно, что писать, а мы отвечали – нет, важно, как написать.
Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Конверт послал в оперный театр Монте-Карло на имя Шаляпина. В «Менинах» Веласкеса в таком же зеркале изображаются портретируемые сам же автор с кистью и палитрой смотрит на них, не вошедших «в кадр». «Парад» – высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем и лучшая среди его исторических композиций вообще. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Даже благоволивший к певцу Влас Дорошевич, с блеском писавший о новых ролях Федора, о его выступлениях в «Ла Скала», в Москве и Петербурге, дал в редактируемом им «Русском слове» ядовитую карикатуру с подписью «Монархическая демонстрация в Мариинском театре во главе с Шаляпиным». Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Постыдился бы». Но получил от коллеги суровый ответ: «Нет.
Всеобщее внимание он привлек на всемирной выставке в Риме. Валентин Александрович Серовродился 19 января 1865 года в Петербурге. Но этот великолепный наряд производит на нас весьма странное впечатление. Серов гениально воссоздал живописными средствами визуальный образ петровской эпохи. Портрет Зинаиды Юсуповой – из тех, в которых этот метод оттачивается.
Нога у парнишки заживала и врач сказал, что операции можно избежать. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н.
Рука ее, опутанная жемчужной нитью, указывает на нее. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. История эта, думал о ней Серов, конечно, глупая, но характерная для российских нравов. Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. Этот портрет прославил Серова еще при жизни.
К приходу поезда подавалась карета с конной парой, с кучером и лакеем в ливреях. Образ сложен и каждый может прочитать его по-своему. А еще Гиршман пожелал в обмен, так сказать, за «услугу», чтобы Серов исполнил в ближайшее время и его портрет – в пару к сделанному ранее портрету жены.
Но, в сущности, так оно и было. Этим подчеркнута значительность личности Петра. С другой – обнаруживает в себе совсем иную зоркость, далекую от лирической отзывчивости на «отрадное», – ироническую, острую. в зеркале у края холста). Принято считать, что одна из фигур – сам художник, возможно, присутствующий в качестве свидетеля на обручении персонажей.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Когда же в 1889 году Третьяков приобрел для своей галереи Девушку, освещенную солнцем Серова, вспоминали, как Илларион Прянишников, некогда типичный «шестидесятник» и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке, где экспонировалась серовская картина и во всеуслышанье ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис. ». Характеристика максимально беспощадна.
Похоже, против популярнейшего певца и друга началась клеветническая кампания. Я только высмотрел, подметил»), но оно же осознается как метод («Я увлекаюсь не самим лицом индивидуума а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте»). Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. У того и дух вон. И, наконец, последнее.
Этого не мог понять и Серов. Теперь и Серов хочет внести свою лепту в оформление балетов и по предложению Дягилева делает эскиз занавеса к балету «Шехеразада». Парадоксально, что именно Серову, желающему изображать лишь «отрадное», выпало возродить жанр парадного заказного портрета, который довольно долго пребывал в небрежении. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)Художник, график.
Модель, что существенно, осталась довольна. Серова. Княгиня же много путешествовала, часто ее можно было встретить за границей. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
И по композиции и по колориту в жемчужно-серых тонах вышло недурно. Холодное, надменное лицо дополнено «острой» коленкой, обрисовывающейся из-под тонкого полотна роскошного платья. Многие русские дарования уже бились над тем же, что было заветной целью Серова – найти отечественный канон красоты, свое, двигаемое из поколения в поколение ремесло. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Он уважаем, всеми признан.
Геометризованное длинное тело («длинное, как день без хлеба», как рискованно шутили газетчики) почти бестелесно оно распластано на плоскости стены, сливаясь с ней по тону. vivus – живой и sectio – рассекание) – проведение хирургических операций над живым животным с целью исследования функций организма., а возможно, на ее решение повлияли многочисленные иронические реплики – более всего обсуждался размер шляпы. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Заказчики не всегда радовались итогам серовской работы.
И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте. Почти монохромная живопись (Серов всегда сдержан в цвете, к тому же портрет написан темперой, лишенной масляного блеска) вдруг сама начинает плодить фантомные формы: парик напоминает лишнюю голову, брошенные ткани выглядят как сгустки красочной материи, не имеющие имен в мире вещей. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). В его подмосковной усадьбе Абрамцево были многие замечательные русские художники. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Но именно Серов довел прием до предельной остроты: князь Голицын (1906) навсегда подкручивает ус навсегда лезет в карман – то ли за часами, то ли, как шутили недобрые зрители, за монетой для лакея – Гиршман (1911).
Портрет писался с большими перерывами в 1910–1911. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих и для их знакомых. В «Русской серии» Бенуа три композиции посвящены Петру и его эпохе («В немецкой слободе», «Петербургская улица при Петре I» и «Петр I в Летнем саду»), четыре других повествуют о конце XVIII века («Утро помещика», «Суворовский лагерь», «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» и «Парад при Павле I»). Серов избегая всякой «лирики», высказывался словно сквозь зубы, часто понятными только друзьям намеками.
Но, знакомясь с новыми и новыми публикациями на ту же тему, Серов приходил к выводу, что Федор Иванович действительно «вляпался» в весьма неприглядную историю. Но как же сказалось на нем годичное пребывание в зарубежной клинике. Мы допытывались, что с ним случилось. Как заклинание двукратно повторено «хочу, хочу отрадного», так как в нынешнем веке Серов отрадного не видит, оно где-то там, у «беззаботных» старых мастеров.
Портрет «девочки с персиками» (Веры Мамонтовой) дышит светом и свежестью, как она сама. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Постыдился бы». Такой она останется на века ибо этой картиной «Девочка с персиками» художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля.
В живописи ее лица кистевой размах, с которым перечислены «околичности», как бы приостанавливается: оно – центр композиции и трактовано со всей бережностью. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. Так «Петербургская улица при Петре I» воспринимается как образ молодой, полной жизненного кипения столицы России в эпоху энергичного строительства фундамента нового государства, а «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен – России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. И вот портрет Орловой завершен.
А тут сиди неподвижно в комнате за столом. Из Парижа она дюжинами вывозила платья. Где ему вроде бы совсем не место.
В начале века он, пожалуй, самый востребованный русский портретист (в числе заказчиков – императорское семейство), но эта слава его отчасти тяготит. И с портретом, который пишет здесь, тоже непросто: «Кончаю портрет, что мне всегда мучительно». Забившаяся в угол, а не богиня красоты в роскошных мехах. И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». Владелица подарила его музею Александра III (ныне – Русскому) и, таким образом, большой парадный портрет Серова впервые стал доступен широкой публике.
и лессировками Лессировка (от нем. Репин, занимаясь с мальчиком Серовым не где-нибудь, а в Париже с его богатейшими музейными коллекциями, ни словом не обмолвился о возможности «обучения» у старых мастеров, говоря исключительно об изучении натуры. И все же, считал Серов, надо ему выразить свое мнение о прискорбном инциденте.
Напротив: «Странно, у меня от всего болит душа. Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872 – 1923) – жена генерал-майора, начальника Военно-походной канцелярии князя В. Н. Орлова. Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Проведенный Сарабьяновым анализ картины «Не ждали» при помощи дефиниции «эффект присутствия» привел автора к упрощению и схематизации богатейшей образной структуры произведения Репина, к противопоставлению творческих принципов двух великанов русского реализма, что объективно ведет и к распылению в научном анализе единой творческой проблематики поступательно развивающейся русской реалистической картины. Более того: в «Русской серии» он оказывается художником, решительно противостоящим Сомову. Центральное место в портрете занимает огромная черная шляпа, которой явно слишком много.
Если не считать интервью, которые время от времени давал Серов, это его единственное прямое обращение в прессу. Тот же самый жест повторен и в картине, которая висит на заднем плане. Сын вытянулся, похудел, ни на что не жаловался, выглядел молодцом.
Но, конечно же, суть картины Петр I не может быть сведена только к этому. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Но, как известно именно Суриков предельно заостряет в своем творчестве то кинетический момент (и, пожалуй, подчас даже сильнее, чем Репин, 8212 вспомним движение саней в «Боярыне Морозовой», сближение «двух стихий» в «Ермаке», полет в пропасть солдат в «Суворове» и т. д. ), то оптически достоверную кажимость (заледенелое окно в картине «Ментиков в Березове», свежевыпавший снег или посиневшее тело юродивого в картине «Боярыня Морозова»). Реалистическая система видения легко вбирает в себя гротескные и даже карикатурные обертоны (кстати, Серов был мастером карикатуры) и образ, не теряя в представительности, обретает знаковую остроту. Увидит его рабочий – хлоп в ноги.
Высказанное Серовым в том же 1887 году стремление «писать только отрадное» воплотилось здесь во всей полноте по его словам, он добивался только «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. В нем-то и писал ее художник Валентин Серов.