Шаляпин Федор Иванович Описание Внешности
Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
Мамонтов заплатил неустойку Мариинскому театра — гигантскую сумму в 3600 рублей. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Несмотря на свой обширный опыт с женщинами, 23-летний Шаляпин был сражен такой экзотикой. Вслед за датой -- «С.
Гриму Шаляпина был свойствен предельный лаконизм. Доступно. Предо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. что руководство театра «Ла Скала» просило Федора Шаляпина не.
Описание внешности федора ивановича шаляпина
В углу. Красными чернилами свободно и смело дан абрис лица. Правда, многие историки считают кончину Федора Шаляпина довольно странной. Люди разных вкусов и поколений, любящие разную музыку, разные жанры исполнителей разных, единодушны в оценке Шаляпина.
Тот царственно восседал на стуле в своем гостиничном номере в шелковом халате и с обсыпанным белой пудрой лицом. Вообразить, это значит -- вдруг увидеть. Шаляпин на следующий же день ринулся к антрепренеру. В рисунке нет ничего недосказанного.
Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Желая однажды проверить отношение Саввы Ивановича к себе, Федор Иванович заявил, что хочет получать жалование не помесячно, а как гастролер, за каждый спектакль. — И всю ночь провозился с нотами, мешая спать своему товарищу по комнате». любимая собака Федора Ивановича – черно-белый французский мопс. 1909 год.
Краткое описание Портрет Шаляпина
Давали «Русскую свадьбу» П. П. Сухонина. Таковы его шаржи 1907 г. с немецким орденом. Также существуют свидетельства, что после гастролей по Дальнему Востоку оперный певец в Париж вернулся в болезненном состоянии и со странным «украшением» на лбу – шишкой зеленоватого цвета. Сегодня наверное уже не осталось вокруг нас современников, которым посчастливилось слышать и видеть Шаляпина на сцене и на концертной эстраде. В этой интонации.
Шаляпин был знаком с Тоти Даль Монте, Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Гербертом Уэллсом. Перед репетицией он набрасывал углем замышляемый образ в разных позах». Сразу же после выступления на листах блокнота Шаляпин набросал два автопортрета.
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- Разудалая биография Федора Шаляпина — жемчужины оперы изумруда пьянства и бриллианта хождения по дамам
- Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
- Описание картины «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина»
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
Смело. В 1883 году Ф. И. Шаляпин в первый раз попал в театр. Перед студентами пел «Дубинушку», которая воспринималась как призыв к свободе. Кустодиев изобразил Шаляпина в момент наивысшего его торжества. Даже сейчас, прослушивая граммофонные записи. Он встречался с крестьянами в деревне и начинал говорить что-то вроде: «Эх, доля ваша горька, долюшка. » Крестьяне же отвечали, что, мол, верно, барин, на выпивку едва хватает.
Именно эта профессия казалась ему наиболее оплачиваемой истабильной. Яковлев» и приобщил рисунок к своей коллекции. Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Но есть интонация вздоха. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Шаляпин никогда не забывал свою малую родину, предков и своих корней. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. Это было и волнительно и страшно. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) – великий русский оперный певец, первый народный артист Республики. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.
- Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
- Сочинение по картине Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Федор Иванович Шаляпин — биография
- Перейти к полному тексту работы
- Смотреть полный текст работы бесплатно
Но когда Шаляпину предлагали сыграть Макбета на драматической сцене, он отвечал Страшно. Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп. Я ведь себя-то наизусть знаю, пожалуй и с закрытыми глазами нарисую». Абсолютное спокойствие и сдержанность овладевали им. Внешний облик Демона в опере Рубинштейна -- от полотен Врубеля.
Этого стебя вполне довольно». Федя ловко засунул руку под ватник, на котором спал и удовлетворенно вздохнул. После спектакля собрались в таверне «Библиотека». Концерт.
Но чтобы уж наверняка взяли, заявил, что готов работать без жалованья. История создания автопортрета может быть восстановлена довольно точно. Музыковед Л. Лебединский как-то сравнил граммофонную запись одной из сцен Бориса Годунова в исполнении Шаляпина с музыкальным текстом Мусоргского.
- Художественное творчество Федора Шаляпина
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Федор Шаляпин: последние новости
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Рекомендуемые материалы к Международному Женскому Дню
- Рекомендуемые материалы по весенней тематике
Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Знаменитый русский художник Кустодиев создал «барственный» портрет Шаляпина. Фёдор Иванович Шаляпин – российский певец (бас), народный артист Республики (1918). Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. «Вот, дескать, какие в «советах» живут и процветают артисты. » Я этого, конечно, не думал. Вместе с тем, его многогранный талант и даровитость проявились и в некоторых самостоятельных режиссерских работах, среди которых были известные оперы М. П. Мусоргского «Дон Кихот» и «Хованщина», а также кинороли в фильмах «Иван Грозный» и «Дон Кихот». «В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию.
Не удивительно, что десятилетний мальчик всерьез увлекся театром. Шаляпин с огромным успехом пел «Бориса Годунова». Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. А Шаляпин хорошо знал, как поют священники: всегда хоть немного, но «в нос», чуточку гнусавя.
Хоровое пение я услышал впервые и оно мне очень понравилось. широко посаженными глазами типичная русская черта во внешности. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почемуто отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер СеменовСамарский обратился ко мне – не соглашусь ли я спеть эту партию. Меня крестили в Нотр-Дам де Пари. Федя прибавил себе пару лет, назвавшись девятнадцатилетним и соврал, что знает партии «Севильского цирюльника» и «Кармен». Любой из шаляпинских портретных набросков -- маленькое психологическое исследование. В тот вечер он пел особенно восхитительно.
Созданы основные оперные партии, прожита большая жизнь. Изменяя грим на протяжении спектакля, он подчеркивал внутреннее развитие образа. Певец был очень требователен к записям, среди его любимых – запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни.
Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Но когда Шаляпину предлагали сыграть Макбета на драматической сцене, он отвечал Страшно. Нет. Федор Иванович не раз рисовал на него карикатуры». Недаром Федор Шаляпин говорил:.
И немало было очень красивых басов. которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации. Этим, конечно, Шаляпин не мог не раздражать людей.
Федор Иванович Шаляпин родился (1) 13 февраля 1873 года в Казани, в семье крестьянина Ивана Яковлевича Шаляпина, представителя древнего. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Был учеником сапожника, токаря, переписчиком. Это не человек идейной борьбы и творческого порыва. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
Роли Шаляпина -- результат строжайшего отбора. Много выступал вне театра и на благотворительных концертах.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Он словно надевал на себя маску: вот он, Шаляпин, парень-рубаха, душа на распашку и одновременно «барин», постоянно на кого-то жалующийся и намекающий на свою горькую участь. талант великого реформатора оперного искусства Федора Ивановича Шаляпина. Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело.
Треволнения жизни не отразились на его спокойном, гладком лице. У входа на ярмарку— столб, на котором афиша с именем Шаляпина, возвещающая о таком большом событии для провинции— приезде великого певца и свидетельствующая о том, что его здесь ценят, любят и ждут. Перед нами Шаляпин зрелой творческой поры. Крестьяне же боготворили «золотого парня» и его песни, которые «за душу берут». Что-то он напоминает.
Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. В число шедевров исполнительского мастерства вошли Блоха, Забытый, Трепак Мусоргского, Ночной смотр Глинки, Пророк Римского-Корсакова, Два гренадера Р. Шумана, Двойник Ф. Шуберта, а также русские народные песни Прощай, радость, Не велят Маше за реченьку ходить, Из-за острова на стрежень. Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Между тем живопись тоже влекла Шаляпина.
Федор Иванович Шаляпин. Внизу, под горкой стоит семья, Они явно узнали Шаляпина, но не смеют подойти поближе, это не современные фанаты, готовые разорвать предмет своих увлечений на «сувениры» Ещё ниже ямщик одерживает коня, чтобы полюбоваться на народного любимца. Шаляпин стоит в богатой шубе, опираясь на палку, его лицо повернуто в сторону ярмарки, на руке сияет перстень с рубином. Как и подобает артисту, он в галстуке-бабочке, его рубашка сияет белизной. Другие дети от первого брака – Лидия, Борис, Федор, Татьяна – и дети от второго брака – Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже.
Шарж Гранди не отличается оригинальностью. Играл оркестр. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.
Его Портрет художника И. Я. Разнообразно. Но все же недостаточный. Не берусь сказать вполне уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня пробудивший в душе моей тяготение к жизни артиста, но, может быть именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшемуся во мне интересу к театру, к «представлению», так не похожему на действительность. Будучи придирчивым даже к самым малейшим деталям, такое же серьёзное значение он придавал и художественному оформлению оперы, чтобы все её элементы приобрели бы единую художественную целостность1027.
– Может, поплакал бы, узнав крестьянскую жизнь». Даже во время разговора Шаляпин имел привычку рисовать собеседника. Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной13. Шаляпин Федор Иванович. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.
На ногах артиста концертные туфли из лакированной кожи, а весь его классический стиль дополнен модными в 20-е года аксессуарами: рубиновым перстнем и тростью. В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз – лейкемия. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Пришедшие с обыском солдаты спросили для протокола, какой системы револьвер. Лучшие из сохранившихся автопортретов Шаляпина относятся к 1918 -- 1921 гг. Но события 1905 года только ухудшили ситуацию. Пожилой щеголеватый человечек, вечно окруженный лающими мопсами, согласился послушать Федора.
«Домой я почти бежал, торопясь учить, — вспоминал певец. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный театр романса. Сам Шаляпин говорил, что ощущал себя на сцене Борисом. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался.
Ктото требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, ктото выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», – признавался артист. Слава растет. Фильм пользовался популярностью у публики. Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Этот «грим» произвел сильное впечатление».
В этой стадии создания сценического образа вступает в действие воображение -- одно из самых главных орудий художественного творчества. В 20–30е годы им сделано около трехсот грамзаписей. БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ. Не проходило и дня, чтобы он с кем-то не поссорился.
Портрет немногословен. Вершина шаляпинских автопортретов -- рисунок, подаренный художнику Остроухову в 1921 г. «Милому моему Ильюше, -- гласит подпись, -- от любящего плохого художника». Унылый длинный нос нависает над таким же выступающим вперед острым подбородком. Он был не обычный крестьянин, а грамотный. Шаляпин общался с Н. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи, А. Гречаниновым.
Впитывал в себя советы художников – Серова, Коровина, Врубеля. Как-то я слушал по радио Бориса и поймал в сцене бреда те же куранты. Среди лучших партий в западноевропейской опере – Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»). Шаляпин стоит, повернувшись вполоборота, глядя прямо перед собой, как бы представляя образ, который ему предстоит воплотить. Наиболее удачными партиями, который исполнил за свою творческую жизнь Федор Шаляпин, являются партия Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно, партия Бориса из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, партия мельника из «Русалки» А. С. Даргомыжского, партия Ивана Грозного из «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова, партия Сусанина из «Ивана Сусанина» М. И. Глинки и некоторые другие партии.
Надо уметь есть и пить, а не быть коровой. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. На руках у Марины обезьянка. Не зная языка, публика подумала, что Шаляпин что-то увидел там и испугался внезапно. Я быстро разучил партию и выступил. А рядом с ним.
приезда отдал свои фотографии, афиши, газетные рецензии и отзывы. Роли Шаляпина – результат строжайшего отбора. В своих мемуарах «Маска и душа» Шаляпин писал: «Есть буквы в алфавите и знаки в музыке. Слишком много деталей вредно. Это так и не так. Певец придаёт ему еле заметный «церковный» оттенок.
Их не много -- ролей. Рисункам Шаляпина присуще еще одно редкое качество-- они «музыкальны».
Одно время пел в архиерейском хоре. 1918 г. Ф. Шаляпин. Смело. Я это просто бухнул в мой профит.
Значит, это стало традицией. В 1913 г. в журнале «Аргус» были помещены два шаржа на Шаляпина. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Одним из первых, кто увидел новое произведение, оказался Гиляровский.
буквой Ш. На стене портрет самого Федора Ивановича, работа его сына Бориса. «Но, когда я, взяв высокую ноту, стал держать фермату, профессор, перестав играть, больно ткнул меня пальцем в бок». Сейчас он звучит совсем ровно, совсем спокойно. Об этом же рассказывал В. Мейерхольд драматургу А. Гладкову.
Подавал, приносил, служил. В нем нет уже ни тени смешного. У Шаляпина был скверный характер. Когда по ходу действия в «Дон-Кихоте» потребовалось вывести на сцену лошадь, то, по указанию Шаляпина, ее «загримировали».
На робкий вопрос Федора, можно ли ему учиться музыке, Усатов твердо ответил: «Должно. » И назначил из своего кармана стипендию в десять рублей. Слава его не убывает. Характер этого седобрового старца с резкими складками на переносице, с упрямо сжатыми губами ясен с первого взгляда.
«Чем полнее внешний. Это – неумирающе ново. Глаза прикрыты, а брови горестно сведены к переносице. в правильности интонации, в окраске слова и фразы – вся сила пения.
Фото: РИА. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Шаляпину запретят вернуться в Страну Советов и лишат звания Народного в 1927 году по причине его якобы нежелания «возвращаться и обслуживать тот народ, звание артиста которого было ему присвоено». Даже, судя по его воспоминаниям одно время был на Волге грузчиком (крючником).
Он чувствует, что этого требует музыка Мусоргского. Но вскоре заболела его мать и для ухода за ней Федор возвратился в Казань. Об этих веселых картинах напоминает рисунок «Черт». «Электричества нет, даже рестораны закрыты» И несмотря на сетования, он проживет в России еще 17 лет – целую жизнь. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне – не соглашусь ли я спеть эту партию. Интонация, окраска слова – вот оно что.
Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. Именно он открыл русскую оперу не только для мировой публики, но и для самой России.
Выдающийся певец Федор Иванович Шаляпин представлен на фоне зимы с русскими тройками, говорящей о том, что покоривший мировые сцены. Иначе говоря – менять и разнообразить тембры. В оценках Шаляпина, кажется, нет расхождений.
а. Пил и бил. Он помогал решительно всем: коллегам по хору, солистам, рабочим сцены.
Когда же Шаляпин пел в концертах Ночной смотр, Двух гренадеров, Титулярного советника, Старого капрала, Трепак, Блоху, Семинариста, Полководца, Забытого, Элегию Массне или Сомнение Глинки, русские и украинские песни, к образам, созданным на оперной сцене, прибавлялась целая галерея новых, рожденных без партнеров, без костюмов и грима, без помощи декораций и театрального занавеса, одной лишь силою пения, слова и той игрой, которая заключена в слове и в пении и которая потрясала слушателей Шаляпина нисколько не меньше, нежели его спектакли. Абсолютное спокойствие и сдержанность овладевали им. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Пожалуй, немногие знают о том, что Федор Иванович Шаляпин был отличным. Посещая мастерскую художника, он часами старательно писал масляными красками чертей, «как-то особенно заворачивая у них хвосты». И вот тут – каюсь – я решил покривить душою. Протискался ближе к поющим, – на клиросе пели мужчины и мальчики. Это очень смутило меня.
Вот странное дело. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Шаляпин обладал и благоприятной сценической внешностью.
"Все были в очень хорошем настроении. К нему прислушивались, уступали, даже присвоили звание народного артиста республики. Я дал ему остроконечную бородку, на лбу я взвихрил фантистический хохолок, удлинил его фигуру и поставил ее на слабые, тонкие, длинные ноги.
Но когда занавес снова поднялся, губы против воли моей опять распустились». Клавесин. В глазах «рыцаря правды» безмолвный упрек тем, кто смеялся над ним сожаление к людям, примирившимся с эгоизмом, стяжательством и неспособным понять величие человеческой самоотверженности и доброты. Но что.
«Так это был ты. » — проревел Федор, вспомнив обошедшего его на прослушивании долговязого паренька с говором. Артист сопроводил рисунок иронической надписью: «Люблю чертей. Исайка увековечен с Шаляпиным на одной фотографии. Как написать или начертать эту интонацию. Шаляпин открыл новый этап в искусстве грима. Кого бы он ни изображал -- организатора «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилева, театрального администратора Барского с его глуповатой физиономией человека, претендующего на светскую обворожительность или неизвестных нам лиц, присутствовавших в 1919 г. на заседании дирекции Мариинского театра, Шаляпин остается верен себе: несколькими точными и быстрыми штрихами передается не только сходство, но выявляется самое основное, определяющее в характере человека. Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь».
Семья Шаляпиных жила бедно. Газеты восхищались игрой Писарева, Андреева-Бурлака, Свободиной-Барышевой, Иванова-Казельского и других. Это образ высокой трагедии -- образ умирающего Дон-Кихота. буквально разинув рот. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился.
В мае 1937 года врачи поставили ему диагноз – лейкемия. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Чем нарушил этикет. В этом небольшом рисунке он выразил свое преклонение перед «духовным гигантом». На гастролях в Лондоне с труппой Сергея Дягилева Шаляпин исполнял партию Бориса Годунова в одноименной опере. И только очень немногие считали, что его игра – это его пение. И только очень немногие считали, что его игра -- это его пение.
Его внешность располагала в большей степени к исполнению драматических ролей, Шаляпин был достаточно высокого роста, с резко выраженными чертами лица и с пронзительным взглядом, благодаря чему производил неизгладимое впечатление на зрителя. Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Своеобразна и манера исполнения этого наброска.
Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), МонтеКарло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), НьюЙорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Видел себя как бы со стороны. Фильм пользовался популярностью у публики. Часто не ладил с дирижерами, считая, что многие из этих «идиотов» не понимают, что играют: «Ноты – это еще не музыка.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Фото из газеты с того дня. Он не пытался подбирать слова или сглаживать острые углы.
Взгляд их непреклонен, как и вера Досифея в древние заветы уходящей Руси. Шаляпин не может сравниться в музыкальном искусстве ни с чем.
Это не совсем верно. Всего же от обеих жен у Шаляпина было девять детей. Чем только в молодости не приходилось заниматься Шаляпину.
Многие художники и скульпторы запечатлели его в своих произведениях. И немало было очень красивых басов. Мудрый усталый голос.
Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. тем он будет совершеннее. Теперь ему казалось, что он познал зрелище совсем иного уровня. Для начала у Федора Ивановича реквизировали автомобиль и все лежавшие на счетах средства.
«Вот бы царь послухал, – говорили они. Потом дело дошло до бутылок вина игральных карт и револьвера. Во время очередной посиделки Пешков рассказал, как его приняли в хор Казанского театра. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». В более крупном наброске Рангони представлен в фас. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
На левой стороне груди прикреплен крест и написано «немецкий орден», а на правой -- орден в виде кукиша с надписью «русский орден». Разве только в кино. Свое видение образа Шаляпин немедленно доверял бумаге. Познакомился Шаляпин и с Алешей Пешковым, больше известным как Максим Горький. В столовой за обедом иногда чертил обгоревшей спичкой прямо на скатерти».
Наконец Шаляпиным удалось устроить сына в 6-е городское училище. Так, в Борисе Годунове грим изменялся в каждой картине и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появлялись и углублялись морщины, как седина серебрила волосы и бороду. Уверенностью, величием и даже торжественностью веет от всей его фигуры. А летом 1898года в деревне Гагино Шаляпин и Торнаги обвенчались.
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Большое впечатление произвела на юного Шаляпина опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Федор не знал, что такое аванс, но интуитивно слово это ему очень понравилось.
И в то же время есть в нём какая-то неуловимая характерность. В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию.
И этим же вечером – напивался. Я не понимал, что они говорят. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. За постной физиономией святоши открываются алчность и жестокость, за внешней убогостью и смирением -- хитрость и мстительность, не знающая границ. Шаляпин сам пишет об этом.
В оценках Шаляпина, кажется, нет расхождений. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.
Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Встреча в Риме состоялась в апреле 1929 года. Тогда он попросил повторить в этом месте так называемую музыку курантов. Шаляпин ответил: «Веблей-Скотт». К тому же дружба с первым пролетарским писателем Максимом Горьким обезопасила семью Шаляпина от разорения во время «советского террора». Видел себя как бы со стороны.
Дом-музей Фёдора Ивановича Шаляпина, жизнь и творчество Шаляпина. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Из книг Шаляпина становится абсолютно ясным: он добивался результатов в неустанных поисках совершенства, всегда стремясь дойти до глубины, до великого обобщения и остаться при этом предельно конкретным. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился.
Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к Вражьей Силе»62. Ни одного лишнего штриха. Солдат записал: «Библейской». Портрет Федора Шаляпина Кустодиев писал уже, будучи прикованным к инвалидному креслу.
В 80-е годы XIX века на сцене казанского театра играли замечательные мастера. Звучит одиноко голос – и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца. Пародируя картину Федотова «Свежий кавалер», артист нарисовал себя в халате. Достоинством и мудростью светится одухотворенное лицо Шаляпина. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Так, он исполнил рисунки, запечатлевшие почти всех действующих лиц «Бориса Годунова».
Вспоминая этот день, Шаляпин писал позднее: «И вот, я на галерке театра Вдруг занавес дрогнул, поднялся и я сразу обомлел очарованный. Там. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Асафьев).
На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Здесь Федор встретил замечательного учителя Н. В. Башмакова, большого любителя пения. Шарж Шаляпина отмечен уверенностью и лаконизмом.
Для своего времени это явилось замечательным новшеством. Исполняя сцену галлюцинации, после слов Что это. Дальский велел не петь, а прочесть ему по книге пушкинский текст.
Благо с внешностью ему повезло: высокий, стройный блондин огромной силы. Это не совсем верно. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Точностью передачи натуры отмечен и портретный набросок Римского-Корсакова.
Надо закрывать рот, сказал я себе. Шаляпин оказался в странной ситуации. Если надо, репетировать следует целый день. Отец Федора, Иван Шаляпин, считался своего рода местной диковинкой. На пальце— перстень.
В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Родители водрузили клавесин на почетное место и он стоял там — прекрасный и неприступный. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Холодно и протокольно звучит самая эффектная ария, – пишет Шаляпин далее, – если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний.
Рядом. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева). Он родился в небогатой семье канцелярского служащего. Скульптор Гинцбург посоветовал ему заняться лепкой и сделать скульптурный автопортрет. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.
Невестка писателя Н. А. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Их не много – ролей. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Однако автопортреты Шаляпина в жизни и ролях не исчерпывают его художественного наследия.
Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Внешний облик Демона в опере Рубинштейна – от полотен Врубеля.
Праздник исчез, как сон. Билибина был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. В этом слиянии содержания и формы он решающую роль предоставлял воображению. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. Друзья же метко подмечали, что после ссор Шаляпин всегда пел великолепно.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Среди лучших партий в западноевропейской опере – Мефистофель (Фауст и Мефистофель), Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Дон Кихот (Дон Кихот). Глядя в окно, Шаляпин говорил, что «в этой стране жить нельзя». Доступно. В 1886 году появилась в городе и оперная труппа Медведева. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
Умирая, Шаляпин с горечью говорил, что не создал своего театра. Интонация одной фразы, правильно взятая, превратила ехидную змею в свирепого тигра, – вспоминает Шаляпин другой момент, когда Мамонтов на репетиции Псковитянки подсказал, чего недостает ему в характере Грозного. изменяя свою внешность до полной неузнаваемости и в то же время. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Сначала ты самоуправный новатор, а потом – убеленный сединами основатель традиции. В 1905 году Фёдор Шаляпин особенно отличился сольными выступлениями, на которых он пел романсы и знаменитые на тот момент народные песни «Дубинушка», «Вдоль по Питерской» и другие. Последний рисунок, сделанный Шаляпиным в 1913 г., заслуживает пристального внимания. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе Судьба (стихи А. Апухтина), Ты знал его (стихи Ф. Тютчева). Картина «Портрет Шаляпина» Борис Кустодиев писал, будучи прикованным к инвалидному креслу. Среди композиторов самым большим его другом был С. Рахманинов.
Бате можно было верить. и Мариинским театрами, у которых было единое руководство. Самые красивые модели нестандартной внешности (фото).
Россию он больше не увидит. Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Очень стар этот человек.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Набрасывал автошаржи, эскизы гримов, костюмов своих. В январе 1908 г. Шаляпин встретился со знаменитым итальянским певцом Энрико Карузо, с которым познакомился за семь лет до этого в Милане, где они вместе пели в опере Бойто «Мефистофель». Да, Шаляпин не был на Родине уже 5 лет – в 1922 году он отправился в заграничные гастроли, а накануне «приговора» посмел передать деньги от концерта детям эмигрантов (по другой версии, Шаляпин в эмиграции щедро финансировал монархистов). Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.
Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Фёдор Иванович Шаляпин (1 февраля 1873, Казань 12 апреля 1938, Париж). В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город3224533394628504749. И он рисовал, рисовал много.
Вместе с тем в автопортрете нет и намека на какую-либо помпезность или ложную театральность. Он изображен на фоне ярмарки, народ веселится, скачет куда-то конь, запряженный в сани, «хвостатый черт» зазывает народ в раёк, на представление, жизнь бурлит всеми красками. Я быстро разучил партию и выступил.
Посещение театра решило судьбу Федора Ивановича Шаляпина. В один из таких дней, перед исполнением главной партии в «Борисе Годунове», Шаляпин умудрился поскандалить с дирижером, парикмахером и хором. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Ему удалось достать билет на галерку. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.
В мемуарах «Страницы из моей жизни» Шаляпин описывал свое первое посещение Казанского театра: «Не отрывая глаз я смотрел на сцену. Это один из наиболее удачных портретов артиста в России.
1873-1938. В интервью о премьере «Дон-Кихота» в Монте-Карло Шаляпин рассказал: «При первом моем выезде на лошади, публика, пораженная моим гримом, вся встала и устроила мне овацию. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. В отличие от Шаляпина, картина нарисована в ярких тонах, только один певец омрачает ее своей темной одеждой. На его плечах теплая шуба, на голове шапка из меха, рука его опирается на трость. Солидный мужчина, своим видом вызывает восхищение и восторг у окружающих. Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену, но и в тоже время он очень любит свой народ. С какой теплотой он смотрит на людей. На картине изображена семья, можно предположить, что они остановились для того, чтобы посмотреть на певца. Все боятся подойти к нему. Эта картина навивает меня своим величием, окунуться в мир классической музыки, узнать историю происхождения и уметь разбираться в исполнителях и произведениях. Не смотря на то, что Шаляпин изображен надменным, я считаю, что он трепетно относится к своим поклонникам, уважает каждого человека, ведь в каждом из нас скрыт свой талант. Кому то даются науки, у кого-то золотые руки, а кто-то своим пением способен пробрать до мурашек. Мне несомненно понравилось это произведение. Оно притягивает не только своим величием, но и праздничной атмосферой.
Здесь уловлен переход от выражения смирения к откровенной жестокости. Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Глубоко.
Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. Лепил. Он приоткрыл глаза, но в темноте можно было увидеть лишь застенчивый свет лампады, охранявшей угол. Один из этих рисунков он снабдил подписью: «Это я после свидания с императором Вильгельмом перед отъездом в Америку». Это был роковой момент: гильдия дворников навсегда потеряла Федю Шаляпина. Отдельные автошаржи Шаляпина воспринимаются почти как политические карикатуры.
Именно во время работы у Мамонтова Шаляпин приобрел известность. 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало. Коровин приводит забавную подробность о живописных «опытах» Шаляпина. Следует отметить, что голос певца отличался неповторимой красотой тембра.
То ли в избе душно, то ли в голове жар — не мог разобрать маленький Федя. С порога я услышал стройное пение. Хотя Эдвард Фацер был на 12 лет старше Федора Шаляпина (1873-1938). Потомки поставили их имена рядом: «В русском искусстве Шаляпин -- эпоха, как Пушкин», -- писал Горький. Среди изображений Дон-Кихота выделяется одно опубликованное в 1910 г. в журнале «Рампа и жизнь». Но куда там. Выступление прошло на ура. Дворищина. Мальчик стремился попасть едва ли не на каждый спектакль.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Отобраны лишь самые существенные черты, раскрывающие внутреннюю сущность изображенного. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе. Лошадь, на которой я выезжал, была по моим указаниям «загримирована», я попросил художника оттенить у нее ребра и все кости. как Вам угодно». Он был первым подлинным художником-гримером в полном смысле этого слова.
В том же году, после затянувшихся на пять лет гастролей Шаляпина, советские власти запретили ему въезд на родину, да и лишили его звания народного артиста Республики, которое он получил первым ещё в 1918 году3367. Перед Вами два портрета Шаляпина: один написан самим артистом, другой -- художником Дени.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. В них Дон-Базилио представлен до пояса в фас, в профиль и отдельно крупно дано его лицо. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Так, выражая презрение к ордену, пожалованному ему одним коронованным правителем, он в то же время горько иронизировал над тупым равнодушием монарха российского, ничем не отметившего его многолетнее служение отечественному искусству.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Говорил с Лениным, общался с Луначарским, беседовал с Зиновьевым. В этих рисунках Шаляпин исходит прежде всего из обличительных, антиклерикальных тенденций, пронизывающих комедию Бомарше, но несколько приглушенных «сладкозвучной» музыкой Россини.
На занавесе была написана картина: «Дуб зеленый, златая цепь на дубе том» и «кот ученый все ходит по цепи кругом», – Медведевский занавес. Длинные худые руки с цепкими пальцами смиренно сложены. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Голодное детство и юность научили Шаляпина держаться за каждый рубль. Каждая линия предельно точно выявляет форму.
Асафьев). Федор заселился в гостиницу «Пале-Рояль», купил соболью шубу, начал посещать рестораны, обзавелся богемными друзьями. Федор и Алексей быстро сблизились и долгие годы были лучшими приятелями. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Авторская надпись точно определяет момент его появления: «Орехово. В 1932 году Федор Иванович снялся в фильме «Дон Кихот» по предложению немецкого режиссера Георга Пабста. Разносторонность художественных интересов Шаляпина сблизила его с выдающимися представителями русской литературы, музыки и изобразительного искусства. Едва Федор касался заветного сокровища, слышался окрик матери или выговор отца, всегда в таких случаях почему-то обзывавшего сына «скважиной». Всё вы можете написать этими буквами и начертать этими знаками. Ноты – это только знаки. В годы войны певец организовал у себя на квартире госпиталь.
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Каждый день уходил спозаранку на службу итам переписывал важные бумаги. Те, кто слышал и видел его в этой роли, должны признать, что получилось замечательно. Пройти в ложу короля можно было только через зал, что Шаляпин и сделал прямо в гриме и костюме только что сходившего с ума царя Бориса. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Под впечатлением их рассказа Шаляпин и набросал портрет Репина. 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало. Я б такую не повесил у себя. » В итоге он рассорился почти со всеми. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Сказал: «Ну что ж, давайте покричим». Биография Шаляпина богата.
Разнообразно. Недовольный собой, он обратился к знаменитому трагику Мамонту Дальскому.
Он всегда считал, что русские люди должны жить лучше. Иначе говоря -- менять и разнообразить тембры. Как бы то ни было, увидеть родной дом Шаляпину больше не удастся. Шаляпин «гримировал» и аксессуары.
Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Его лицо выражает душевную гармонию и спокойствие.
Шаляпину понравилась эта мысль. Здесь он, миленький.
И вдруг, уже в антракте, заметил, что у меня текут изо рта слюни. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.
Федя делает выбор – он хочет быть артистом. Лепил. Глубоко. Между артистами установились приятельские отношения. Один из них -- профильный.
Набрасывал автошаржи, эскизы гримов, костюмов своих. «Исходя из нутра Дон-Кихота, я увидел его внешность, вообразил. XPOHOC ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ ФОРУМ ХРОНОСА НОВОСТИ ХРОНОСА. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина.
В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» РимскогоКорсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Изза острова на стрежень». Он подсаживался к Торнаги и с жаром повторял ей единственные известные ему итальянские слова: «Allegro, andante, religioso, moderato. » Выбор между театрами был сделан. Играть на нем по-прежнему было нельзя, а вот спать — на здоровье. Чиновники».
Шаляпин-художник прежде всего оставался артистом. Впитывал в себя советы художников -- Серова, Коровина, Врубеля. Во втором наброске голова Рангони дана в небольшом повороте.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Годы оставили свой след и на лице царя. Скоро я узнал, что Мамонов – сапожник и что впервые он начал «представлять» с женою, сыном и учениками своей мастерской из них он составил свою первую труппу. «Он был при своей внешности очень картинен, носил русскую поддевку.
Художник Константин Коровин, написавший книгу о своей дружбе с Шаляпиным, вспоминал, что, когда первый раз увидел Федора на сцене в костюме Мефистофеля не по размеру, его поразил тембр голоса певца — «необычайной красоты и какой-то грозной мощи». Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». И выяснил, как далеко отошел Шаляпин от прямой передачи этого текста. Увидеть хорошо, ловко, правдиво.
образ сольется с духовным образом. Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.
Голос его к этому времени вполне восстановился, превратившись в убедительный бас. В 1908 году, когда Париж готовился впервые увидеть Бориса, на генеральной репетиции, на которую были приглашены все замечательные люди французской столицы, Шаляпин пел в пиджаке (костюмы оказались нераспакованными). Но в театре приняли условия русского баса.
Шаляпин, 7 января 1917 г. рассказывал, как изображает его в Петрограде худ. В своих мемуарах Шаляпин писал: «Что мне прежде всего бросилось в глаза на первых порах моего вступления в Мариинский театр, это то, что управителями труппы являются вовсе не наиболее талантливые артисты. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Брал большую кисть и мазал, набирая много краски».
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Отец пытался приставить сына к «делу» и отправил его в Арское училище, обучаться на столяра. Однажды я, редко ходивший в церковь играя вечером в субботу неподалеку от церкви св. Горел газ и запах его остался для меня на всю жизнь приятнейшим запахом. Вот таким образом Федю рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря.
Многих друзей молодости, свидетелей бурного творческого взлета, уже нет. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Всего же, по данным Шаляпина, на его иждивении находилось порядка восьмидесяти человек. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Выступая в роли Еремки, он расписал даже валенки. Перед нами весьма дородный, довольный собой человек средних лет в глазах его веселые искорки, видно, что он остроумен и образован, но склад чувственных губ выдает обостренное самолюбие и стремление хорошо пожить и сладко покушать.
После концерта слушатели устроили артисту триумфальные проводы, выстроившись вдоль всего пути с букетами цветов. Сурово сдвинуты его брови, властно сомкнуты губы, глаза устремлены в одну точку. Тот смеется: «Ты что у меня слизываешь».
И здесь Шаляпин-художник всегда помогал Шаляпину -- драматическому артисту и певцу. Он рисовал, отлично схватывал сходство. впрочем. Петербург.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Советская власть не вполне понимала, что делать с бывшим солистом Императорских театров. Колышется.
Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Самый «музыкальный» из рисунков Шаляпина -- автопортрет в роли Досифея. Была всенощная. Их лощеные фигуры он увековечил в одном из неоконченных шаржей. Особенно зрители аплодировали, когда Шаляпин на сцене с грохотом сел мимо стула.
Об этом рассказывала певица К. П. Прозорова, выступавшая вместе с Шаляпиным в 1935 -- 1936 гг. : «Театральная уборная Шаляпина была своеобразным музеем и творческой лабораторией. Но неукротим дух Грозного. Он ссорился с хором, с дирижером, с рабочими сцены, требуя от всех максимальной отдачи. Жалко мне было регента и когда я видел его дико пьяным – душа моя болела за него.
Все средства от этих концертов певец пожертвовал на нужды рабочим. Исайка является в буквальном смысле телохранителем Федора Ивановича. Вдруг занавес дрогнул, поднялся и я сразу обомлел, очарованный. Шаляпин любил сетовать, что народ спаивают, замечая при этом, что водка придумана исключительно для того, чтобы «народ положения своего не понимал».
Постоянной мишенью шаляпинского юмора были «господа чиновники» императорских театров. Создание убедительной «оболочки образа», с первого взгляда заставляющей зрителя поверить в его достоверность, занимало в творчестве Шаляпина исключительно важное место. Тем не менее, произведение является одним из лучших. Точнее, дебют этот не состоялся.
Как иголкой, насквозь, прокололо меня замечание Дальского, – вспоминает Шаляпин. Отсюда большое число автопортретов. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».
Частые поездки за границу навели на Федора лоск. В Уфе Федор показал себя с наилучшей стороны. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль.
Путь Федора Ивановича на гастроли за границу пролегал в этот раз. Об этих шаржах упоминалось в одной из петербургских газет: «Кто не знает Исайку Дворищина. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Сев за рояль, Усатов внимательно слушал Шаляпина. Зато каждая его роль была успехом, будь то Досифей в «Хованщине» или Сальери в «Моцарте и Сальери».
Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.
Но не было в мире голоса, который был бы наделен таким разнообразием тембров и красок. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Шаляпин мог напрямую заявить, что не понимает, что на картине: «Разве ж это человек. Столь же велик был Шаляпин в камерновокальном исполнительстве. «Люблю граммофонные записи – признавался Федор Иванович.
Это -- неумирающе ново. Я быстро разучил партию и выступил. Шаляпин сам пишет об этом. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Страсть к искусству проявилась в мальчике рано. Я не понимал, что они говорят.
А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Они загромождают образ». Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Чертам своего лица Шаляпин придал необычайную напыщенность и важность, якобы вызванную «высочайшей наградой».
А на святки решено было ставить оперу «Галька». Автопортрет как бы подводит итог самым прекрасным и светлым годам жизни Шаляпина. Справедливости ради надо сказать, что деньги эти он брал за дело. Видя такое рвение, Семенов-Самарский назначил Шаляпина старшим по статистам. Алексей Максимович и Максим много интересного рассказывали о Советском Союзе, отвечали на массу вопросов, в заключение Алексей Максимович сказал Федору Ивановичу: «Поезжай на родину, посмотри на строительство новой жизни, на новых людей интерес их к тебе огромен, увидев, ты захочешь остаться там, я уверен». Вслушайтесь в голос Шаляпина Пимена. Коровин, говоря о любви артиста к живописи, вспоминал: «Когда приходил ко мне в декоративную мастерскую, то просил меня: «Дай мне хоть собаку пописать».
Настроение у всех упало, быстро засобирались домой». Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) обладал всегда характерными чертами времени и страны. Имя великого артиста Федора Ивановича Шаляпина неотделимо от истории. С вами сидеть неприятно рядом».
Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Ничто не устарело в его исполнении, ничто не требует исторической коррекции, снисхождения ко вкусам времени, которое его выдвинуло, ни объяснений, что техника ныне ушла далеко вперед. Иногда рисунки создавались Шаляпиным в своеобразных турнирах с художниками. Вот так бывает всегда. Варлаамия, зашел в нее. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Федор Иванович Шаляпин был музыкантом с большой буквы: он пил, гулял.
Но менее всего я был политиком». Выражение лица, позу, жест». Второй портрет исполнен карандашом. Федор Иванович охотно позировал сыну сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту». Но не было в мире голоса, который был бы наделен таким разнообразием тембров и красок.
Одевался он в какой-то широкий черный халат без рукавов, крылатку, на голове носил разбойничью шляпу и был немногоречив. У него аскетическое лицо. О рисунках к опере Бойто «Мефистофель» мы можем судить только по одному листу. Бил он и Федю и мать его и маленьких брата и сестру много и от души. Он стремился познать самого себя -- свое тело, свое лицо, -- то из чего он «рисует, лепит и живописует» на сцене.
Тем не менее он продолжал поддерживать своих детей от первого брака. Духовный строй персонажа должен был проявиться в очертаниях его облика. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».
Шаляпин не может сравниться в музыкальном искусстве ни с чем. Один из них исполнил художник И. Гранди, другой сам Шаляпин. «Вива, Энрико. » -- подписал он под изображением коренастого плотного человека с широким энергичным лицом, короткими усиками и быстрыми черными глазами. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.
И тем не менее его творения не уходят в историю, не становятся достоянием немногих. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.
Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. В предшествующей фазе наметилось содержание внутреннего мира персонажа. Я не думаю, - продолжал Мейерхольд, – что сам Мусоргский стал бы с ним спорить. В 1916 году у него случился паралич ног и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу. Морозову на память».
Чтобы создать правильный «внешний образ», Шаляпин добивался полного его слияния с «духовным образом». А когда Шаляпина упрекнули в неблагодарности, ведь именно благодаря Мамонтову он получил и имя и славу и деньги, бас воскликнул: «А каменщикам, которые театр строили, я тоже должен быть благодарен. » Говорили, что когда Мамонтов разорился, Шаляпин ни разу его не навестил. Дескать, любишь – плати.
Значит. Стены в свободных от картин местах были испещрены замечательными рисунками углем. Федор стоил того: московская публика валом валила на мощный голос красавца Шаляпина. Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций1718.
Он рисовал, отлично схватывал сходство. В 1916 г. Шаляпин решил испробовать свои силы как художник-портретист. Внешний образ в целом, а затем в характерных деталях. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Аудио, фото, видео на Викискладе.
Шаляпин был знаком с Тоти Даль Монте, Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Гербертом Уэллсом. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Успех Федора в Москве отрезвил руководство Мариинского театра.