Щедрин Новый Рим

Клиент из Москвы сделал заказ на копию картины русского пейзажиста Сильвестра Феодосиевича Щедрина «Новый Рим. В 1821 году Щедрин снова возвращается в Рим из Неаполя. Картина Щедрина «Новый Рим. » очень понравилась современникам как в Италии, так и в России.

Сильвестр щедрин новый рим замок святого ангела описание

Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. Романтическому пейзажу предшествовал сентиментальный, как правило изображавший умиротворенные пасторали или ностальгические виды загородных усадеб. Летом 1825 года художник переезжает из Рима в Неаполь, хотя срок его «пансионерской поездки» уже закончился и он должен был вернуться в Россию. Иванова и Ф. Я. Мирно беседуют случайно встретившиеся знакомые, спят на песке оборванцы.

В архиве ГТГ хранится несколько писем к П. М. Он умер в Сорренто и был похоронен в местной иезуитской церкви св. Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором. Видно, что они устали от изнуряющего зноя. После объединения Италии в 1871 году Рим и Неаполь оказались в одном государстве. По словам одного из современников, «художник должен был повторить этот вид восемь раз. Горожане занимаются своими повседневными делами.

  1. Русский музей Дополненная реальность
  2. Глава 3 Сильвестр Феодосиевич Щедрин
  3. Сильвестр Щедрин, русский художник: биография, творчество
  4. Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791-1830)
  5. Картины — Щедрин, Сильвестр Феодосиевич
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Коллекция Государственного Русского музея
  8. Биография и творческая деятельность

В картине усиливается острота колористических сочетаний. Прянишников, И. Е. Третьяковым в 1868 году у петербургского коллекционера Д. Е. И добавлял: «Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может» 16. Вечер, конец 1820-х Лунная ночь в Неаполе, 1828-29 и др. ). Щедрин поселился в Риме и приступил к работе над городскими пейзажами. Кроме того, «Новый Рим. Глядя на разбушевавшееся море, Щедрин сказал: «Оно очень пестро и неопрятно». Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, – он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся и открывая в них что-то незнакомое (Вид Сорренто близ Неаполя, Вид Амальфи близ Неаполя, обе 1826 Грот Матримонио на острове Капри, 1827 и др. ). Художник увлекся еще одним мотивом – увитой виноградом террасой с видом на море.

В «Вечном городе» он пишет серию пейзажей под общим названием «Новый Рим. Будущий пейзажист появился на свет в семье профессора ИАХ, скульптора Феодосия Федоровича Щедрина. Он был уже юношей, когда Россию потрясли события, полностью изменившие жизнь страны. Рим было принято писать как город-музей, полный классических древностей. Группа людей остановилась отдохнуть в прохладе террасы.

Русский художник поставил перед собой трудную задачу — передать своеобразие и характер итальянской природы. Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14. Всякий раз он изменял воздух и тон картины». И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды».

Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужно-голубой. По важности среди всех живописных жанров пейзаж занимал лишь предпоследнее место. Самая известная картина на этот сюжет – «Веранда, увитая виноградом» (1828). «.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Возможно вот таким образом ландшафт Щедрина сохраняет свойства академического «сочинения». Путешествуя по побережью, Щедрин чаще всего любил бывать в Сорренто. Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков. Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтически-реалистическому направлению. Замок Св.

Русский музей Дополненная 
реальность

В 1811 оставлен в Академии для усовершенствования. Кроме того, он стремится максимально «динамизировать» композицию – Тибр, поначалу выглядевший абсолютно статично, постепенно начинает волноваться мелкой рябью, оживая на глазах. Вновь художник переселяется в Неаполь. Еще один автопортрет пейзажиста присутствует на картине «Водопады в Тиволи». Замок святого Ангела».

Замок Святого Ангела известный также под именем «Мавзолей Адриана», был построен в середине II века по приказу римского императора Адриана в качестве мавзолея для него и членов его семьи. В своих пейзажах Щедрин потрадиции изображал прославленные античные памятники и исторические места, как, например, в картине «Вид Колизея», написанной в 1822 году. Там он написал свои самые известные работы. Значение Академии для развития русского изобразительного искусства огромно. После смерти художника друзья предприняли усилия, чтобы его картины оказались в России. Однако в отличие от приверженцев классицистического направления Сильвестра Феодосиевича Колизей привлекал не столько как памятник античной архитектуры, сколько как интересное здание, которое он стремился изобразить реально и правдиво, не идеализируя его очертаний. Подготовленный в процессе работы с натуры этюд, на котором представлен «портрет» сооружения, превратился в самостоятельную картину. В том же стиле была написана еще одна работа – «Вид Неаполя», датированная 1820 г. В этих произведениях, объединивших в себе элементы пейзажа и жанровой живописи, отразились впечатления автора от пестрой и многоликой жизни южного города, виды которого вызывали у него искреннее восхищение.

В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре. Особенно в этом смысле повезло Псковскому музею-заповеднику, получившему по этой схеме в 1930 году три произведения Щедрина. Но была и обратная сторона медали. Композиционное единство достигается благодаря изображению Тибра. Вероятно, благодаря этому вид Ривьеры ди Кьяйя во многом сродни жанровой картине. Здание занимает всю высоту холста.

В Италии Щедрин попал в сложную художественную обстановку. Через 11 лет Щедрин окончил академию, написав программную работу «Вид с Петровского острова в Петербурге», за которую получил Большую золотую медаль и право на заграничное пенсионерство.

Вот таким образом в его живописи часто встречается мотив грота («Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь»). Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме.

Он написал несколько ночных сюжетов изображающих море, залитое тревожным лунным сиянием. В спасительной тени густых деревьев от палящего полуденного зноя спрятались люди. Именно – вариантов. Следующий пейзаж – «Вид с Петровского острова на Тучков мост», написанный в 1815 г., свидетельствует о стремлении Щедрина преодолеть эту систему.

Среди его учителей были такие знаменитые художники, как его дядя Семен Федорович Щедрин, а также Федор Яковлевич Алексеев и Михаил Матвеевич Иванов. Только классические сюжеты и возвышенные чувства считались достойным объектом искусства. Именно усадебные сады и парки были темой творчества дяди Щедрина — Семена Федоровича.

Прочные позиции здесь сохранял классицизм и вместе с тем все более значительным становилось влияние романтических и реалистических тенденций. В ГТГ хранится один из самых ранних из известных ныне пейзажей Щедрина исполненный в 1815 году, – «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С. -Петербурге». Он писал родным: «Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжающими русскими» 1. В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана. Картина «Неаполь. Среди живописных пейзажистов выделялся Семен Федорович Щедрин, дядя Сильвестра Феодосиевича, прекрасно писавший итальянские пейзажи, например «Пинии» (1771, Русский музей), «Руины» (1772, Русский музей), «Водопад в Тиволи» (1773, Русский музей).

В Риме Щедриным был написан вид Колизея, помещенный по повелению императора Александра I в галерее русских художников в Эрмитаже («Колизей в Риме», Государственный Русский музей). Щедрин любил работать в окрестностях древнего городка Тиволи, расположенного на реке Аниене. Только в 1818 году художнику, наконец, удалось выехать в Италию. Его искусство оказало влияние на формирование неаполитанской школы Позилиппо. Во время пребывания в Риме Сильвестра Щедрина на папском престоле были Пий VII (правил с 1800 по 1823) и Лев XII (правил с 1823 по 1829).

В том же году истекал срок пенсии Академии художеств, пришло время возвращаться на родину. Показывая, глубокие свето-теневые моделировки и игру цветов более мягких, холодных и светлых тонов. Следы многих его полотен затерялись – ныне в относительно полном перечне работ художника, составленном на основе архивных публикаций, переписки и различных каталогов, против многих произведений значится печальное – «местонахождение неизвестно».

После восьми месяцев, проведенных в Риме (где Щедрин знакомился с памятниками искусства и старины больше по обязанности, чем по влечению), он переехал в Неаполь. Одной из последних работ пейзажиста, в которой он еще строго следует классицистическим канонам, является картина с символическим названием «Старый Рим» (1824), также приобретенная П. М. «От маленьких твоих картин все в восхищении» 5, – писал в Италию брат художника Аполлон. Шумный южный город и его живописные окрестности покорили художника, открывшего для себя новую ландшафтную натуру. Люди здесь не просто статисты, каждая фигура выразительна и неслучайна.

Обостряются тени на воде, сама вода становится прозрачной, открывается величестве иная даль, подернутая «туманцем». С особенным восторгом в своих письмах на родину он описывал набережную, где жил и откуда, как на блюдечке, был виден Везувий и «беспрестанное движение народа, гуляющего и трудящегося». Глядя на картину, зритель сам попадает в это жаркое итальянское лето. Оленин, обращаясь к вице-канцлеру К. В. У скал оно светло-коричневое, а там, где на него падает тень, – зеленое. Прекрасным мастером архитектурного пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев (около 1755–1824).

Спрос на них был не менее велик, чем на изображения природы. Предметом своей большой отчетной картины он решил сделать Колизей. Художник изобразил навес, увитый виноградом и поддерживаемый мощными каменными столбами. У творческого наследия С. Щедрина непростая судьба. За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри. В многочисленных Террасах, написанных в 1825-28 гг. В России прошла только молодость живописца.

Если справа и вдали возвышаются величественные строения замка Святого Ангела, собора св. Но работы Щедрина пользовались таким успехом в Италии, что он решил задержаться здесь. Вот таким образом, когда Сильвестр Щедрин переезжал из Рима в Неаполь (а на протяжении своей жизни в Италии он делал это неоднократно), он фактически переселялся из одного государства в другое. Еще в XVII веке художники редко подписывали свои картины (исключение – Симон Ушаков), не писали автопортреты и вообще их положение в обществе оставляло желать лучшего.

Намного ближе для него было стремление писать «чистую» природу. Замок Святого Ангела». В настоящее время известно восемь вариантов исполненных Щедриным в 1823 – 1825 годах. На одном берегу реки высится круглая башня замка Святого Ангела, на другом – прямо из воды выступают дома бедного квартала Трастевере. «Терраса на берегу моря» оживлена фигурами людей.

В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М. М. Картина «Новый Рим. Среди работ художника было немало видов в окрестностях Рима. Это сооружение он называл «перголатой», что в переводе с итальянского означает «навес из вьющихся растений».

Еще во время его первого пребывания в Неаполе (1819–1821) появились первые признаки болезни печени, которая, по-видимому, стала причиной преждевременной смерти художника. До 1871 года Рим был столицей Церковного государства, монархом которого был папа римский. Когда графиня В. П. Шувалова заказала ему картину, он искренне сокрушался: «.

Щедрин часто говорил, что для пейзажного живописца нет ничего лучше этой страны. Щедрина.

Жаркий итальянский полдень. Эта серия является поворотным этапом в творчестве Щедрина. Щедрину, передавшему часть из них в собрание Академии7. Приходят в движение и жанровые группки, раскиданные на берег)039. Программная работа Сильвестра Щедрина выполнена в духе пейзажей Семена Щедрина. Природа рассматривалась в основном как фон для размещения модели или военных баталий. Щедрин не только начинал, но и завершал картины на пленэре, стремясь уловить и передать особенности цвета изменяющегося под воздействием световоздушной среды.

Он еще ученик, но уже вполне самобытен. Иными словами, речь идет о классицизме, стиле, пришедшем из Франции и господствовавшем в Европе со второй половины XVII до начала XIX века, который был во многом обусловлен монархическим строем государств. Щедрин начинал в рамках классицизма, но быстро отошел от него. Если в «Колизее» античные памятники были запечатлены на фоне городского пейзажа, то в «Замке Святого Ангела» они органически вливаются в реальный и современный вид города, являясь неотъемлемой его частью.

Ангела изображены с левого берега Тибра, с набережной Торе ди Нона. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе. Петра и Ватиканского дворца, олицетворяющие «старый Рим», то слева композицию замыкают дома городской бедноты— «Рим новый» (квартал Трастевере). У каждого человека есть место, которое захватывает и околдовывает.

Дома же, виднеющиеся вдали, написаны лишь для того, «чтобы обозначилась вся его необыкновенная величина». Для Сильвестра Щедрина таким местом был Сорренто. «Терраса на берегу моря.

Такие произведения, как «Малая гавань в Сорренто», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Большая гавань на острове Капри», написанные в 1826 и 1827 гг. и др., в первую очередь, конечно же, являются пейзажами. Принципы классицизма, сформулированные в трактате «Поэтическое искусство» французского поэта и критика Никола Буало (1636–1711), заключались в том, что искусство обязано исправлять нравы, виды искусства должны быть четко разграничены и ни в коем случае сюжеты произведений не могут быть почерпнуты из обыденной жизни. В результате полотна мастера оказались распылены по многочисленным частным собраниям. Цветков, И. С.

Гатчина. Стоит ли говорить, что с такими одаренными родственниками судьба мальчика была предрешена. В этих картинах художник экспериментировал с правдоподобной передачей световоздушного пространства, добиваясь живости полотна. Третьяковым. В Италии мастер стремился постичь секреты великих мастеров.

Так же как и в картине Матвеева «Вид Рима. творчество Щедрина достигло своего расцвета. Однажды во время плавания на корабле ему пришлось пережить сильную бурю.

Алексеева (1806–1811). Картину «Неаполь. Шутка ли – в дореволюционном Русском музее не было ни одной картины художника. Этим Щедрин подчёркивает, что в «Вечном городе» бок о бок существует высокое и низкое, вечное и временное. Первый ее вариант появился в 1823 году.

Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название – «Новый Рим». Вдали видны собор Св.

Это видение ознаменовало окончание эпидемии чумы в Риме. Постоянная работа на пленэре, то есть на открытом воздухе, способствовала изменению палитры художника. Но из-за войны с Наполеоном путешествие пришлось отложить.

Название и композиция пейзажа вполне соответствуют его «историческому» содержанию (на среднем и дальнем планах изображены Колизей и сооружения Римского форума). При этом композиция ландшафта построена согласно академическим канонам XVIII века, блестяще усвоенным Щедриным в период учебы в ИАХ. Их немного – всего три. Щедрин, профессор ландшафтного класса Академии.

Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея. Гораздо более важным событием в жизни Сильвестра Щедрина стала стажировка в Италии. Меняется в этих пейзажах и цветовая гамма: на смену сумрачным коричневым тонам первых щедринских работ приходят теперь более холодные— серебристые, голубые и зеленоватые тона. Сорренто – особенное место для Сильвестра Щедрина. Ангела с другой стороны, но эти «кулисы» не на первом плане, они уходят в глубь картины, создавая пространство и перспективу. Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи.

После Рима Щедрин отправился в Неаполь. Биография художника в основном связана с Италией, здесь он создал свои лучшие полотна. Романтическое мироощущение ярко проявилось в ночных видах Неаполя исполненных в последние годы жизни пейзажиста. Свою законченность эта тенденция приобрела в пейзаже 1817 г. «Вид на Биржу с набережной Невы». Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину.

Но главной его темой была природа. Работая в летнее время за городом, он написал пейзаж Озеро Альбано в окрестностях Рима (1825). Постепенно краски на полотнах Щедрина становятся более светлыми. Сам он называл его «Перголата». Привлекали его также светотеневые контрасты. В 1818 г. в числе других пенсионеров Сильвестр Феодосиевич отправился в Германию.

Учился в Императорской Академии художеств (с 1800) у М. М. В Третьяковской галерее находятся три из них15. Эта страна полностью изменила его как художника.

Ему отлично удается передавать эффекты освещения, атмосферу и воздух. Неаполитанское королевство. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (родился 13 февраля 1791 года в Санкт-Петербурге, умер 8 ноября 1830 года в Сорренто, Италия)– русский художник-пейзажист. Петра и Ватиканский дворец. А во-вторых, у него уже были обязательства перед заказчиками в Италии.

Достаточно вспомнить такие его произведения, как «Терраса на берегу моря. Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции. В 1822 г. Сильвестр Феодосиевич написал картину «Колизей в Риме», которую выполнил в традициях классицизма. Солдатенков. 1808 год принес студенту первую, малую серебряную медаль за рисование с натуры. Щедрин многого ожидал от Вечного города. Его первым учителем был дядя – С. Ф.

Как выяснилось, на ней изображен монастырь Святого Бенедикта, расположенный на скале над водным потоком в окрестностях городка Субиако13. На смену городским пейзажам в его творчестве пришли природные, главным образом приморские. Я должен написать что-нибудь дамское, то есть городской видик, где много человечков. Капуччини близ Сорренто» кажется наудивление воздушной.

Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов – не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. «Сорренто – земля прелестнейшая», – писал он Гальбергу. Сильвестр Щедрин не просто великолепный художник.

Третьяковым. Сильвестр Щедрин был выпускником именно этого класса Академии художеств. В следующем году за успехи в живописи его наградили уже малой золотой.

Удивительный по красоте пейзаж изображен, например, на его картине «Царицыно» (1800). Благодаря этому чувствуется пространство, пронизанное нежным рассеянным светом и наполненное прозрачным воздухом. Художник вновь поселился в Риме.

Остроухов, Н. Д. Но эти работы Щедрина все еще являются традиционными пейзажами. Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан. Прежде всего, по-новому трактуется сам сюжет: рыбачьи лодки на воде с людьми, стены жилых домов— вот первый план, а «старый» Рим (замок Святого Ангела и Собор Святого Петра) перемещается в глубину и становится своеобразным фоном. Именно в морских пейзажах 1825-1827 гг. Но в его пейзажах пока нет индивидуального восприятия природы.

Вторая половина 1820-х годов – время блестящего расцвета творчества живописца. Выработал свой собственный тип пейзажа.

Президент ИАХ А. Н. Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. Начиная с 1825 г. все летние месяцы Щедрин стал проводить в Неаполе, на Капри и в Сорренто. Насколько можно судить по его письмам, это не было граничит с политикой. Людовика. В коллекции музея хранятся несколько видов острова Капри, в том числе картина «Большая гавань на острове Капри» (1827 – 1828), приобретенная П. М. Слева городские постройки и лодочный причал, где греются у огня рыбаки. На дальнем плане открывается вид на море.

Одним из первых в европейском искусстве серьезно заинтересовался проблемами пленэра. Иванова. Из писем следует, что расстаться с семейной реликвией, значительно уступив в цене, Е. И. Приходят в движение и жанровые группки, раскиданные на берег). Однако там назревали революционные волнения и оставаться было небезопасно.

Щедрин, пожалуй, первым из русских художников предпочел изобразить не парадный «фасад» города, а одну из его окраин. Если слева и вдали возвышаются величественные строения замка Святого Ангела, собора св. Один из них находится в Петербурге, это «Неаполь в лунную ночь» (1829). Прах Сильвестра Щедрина впоследствии был перенесен на городское кладбище Сорренто. Писались такие полотна, как правило, с одной целью — служить «стандартным», по тогдашней моде, элементом украшения интерьеров дворцов и особняков.

Вместе с тем подобный интерес к освещению говорит о склонности живописца к романтизму. Одной из первых его ярких работ, созданной в 1815 году (художнику всего лишь 24 года), также является пейзаж – это «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге». Справа темное море с силуэтами лодок.

Река протекает от нижней горизонтали полотна до центра, где ее пересекает мост. Замок Святого Ангела» (1825) Холст, масло. Академия «трех знатнейших художеств»: живописи, архитектуры и скульптуры – была основана еще Елизаветой Петровной в 1757 году, а в 1763 году преобразована Екатериной II в Императорскую Академию художеств.

Серия изображений водопадов в Тиволи, выполненных в 1821-1823 гг., свидетельствует о том, насколько возросло живописное мастерство Щедрина по сравнению с этюдом «Колизей». Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения. Замок Святого Ангела». На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича. Предпочтение отдавалось портретам и историческим полотнам. На картине Щедрина замок и мост Св. Среди лучших работ этой серии выделяется картина «Новый Рим.

Живое, реальное, проникнутое романтическим лиризмом восприятие природы, которое сложилось в процессе работы над «Водопадами», получило свое развитие в сюите видов «Нового Рима», созданию которой Щедрин посвятил три года, с 1823 по 1825. Быков, К. Т. Он бросился за кистью, красками, схватил палитру и начал создавать этюд. С большой убедительностью и реалистичностью изображена жизнь большого города на картине Сильвестра Феодосиевича «Набережная Мерджеллина в Неаполе», которая была создана в 1827 г. Уходят на промысел в море лодки рыбаков.

Художник трактует городской пейзаж как парковый, делая акцент на его декоративности. Пишу все с натуры, отчего много требуется времени» 2, – сообщал он матери в Петербург. Щедрин написал пейзаж Рима демонстрируя две его стороны.

Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств. Ведь классический пейзаж строился по трем перспективным планам.

Вступив в 1823 году на стезю «свободного художника», он был вынужден работать в основном по заказам, продавая все то, что выходило из-под его кисти. В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу». Мотив зеленых беседок и террас был одним из любимых в период зрелого творчества Щедрина. Окрестности Петербурга.

Петра, Ватиканский дворец и замок св. Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее. По-моему бы, лучше я бы ей отпустил море, скалы, утесы и прочее – но быть по сему. » Щедрин старался найти мотивы для своих картин в тех местах, куда, как он сам говорил, не ступала «ни одна ландшафтная нога». На протяжении всей своей творческой деятельности Сильвестр Феодосиевич уделял пристальное внимание художественным возможностям изображения предметов в зависимости от степени их освещения. Бернардаки. Сильвестр Щедрин умер в возрасте 39 лет в Сорренто и был похоронен в иезуитской церкви Св.

Колизей» в центре картины архитектурное сооружение. В следующие два года художник создал, по меньшей мере, еще семь ее повторений-вариантов (по некоторым сведениям – девять). Используя такой колорит, Щедрин с удивительной точностью передает естественные краски итальянской природы в картине «Храм Сераписа в Поццуоли», написанной мастером около 1828 г. Много занимательного в жизни неаполитанцев художник подмечал, глядя в окно, не выходя из своего дома. В 1811 году он закончил Академию с Большой золотой медалью, присужденной ему за картину «Вид с Петровского острова». Автор последовательно «разрежает» изображение, пытаясь «выстроить» воздушную перспектив) и углубить пространство.

Один из них – «Лунная ночь в Неаполе» (1828) – находится в собрании ГТГ. На первом плане этюда художник изобразил Колизей с его разрушенной стороны. С величайшим мастерством Щедрин передает изменение цвета моря в зависимости от освещения. Вначале он поселился у поэта Константина Батюшкова. Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791, Санкт-Петербург – 1830, Сорренто)Художник-пейзажист. Родился в Петербурге в семье скульптора Ф. Ф. Пергола по-итальянски – веранда или аллея под крышей, покрытая вьющейся зеленью.

Еще одним излюбленным мотивом пейзажей Щедрина является терраса. С видами тивольских водопадов исполненными западноевропейскими мастерами XVIII века, воспитанники Академии художеств знакомились еще во время учебы. Композиционное единство достигается благодаря изображению Тибра. В собрании ГТГ находятся несколько пейзажей с видами Малой гавани в Сорренто. Во-первых, причиной послужили проблемы со здоровьем.

Он работает исключительно с натуры, что для того времени было революционным ходом. Со временем он был перестроен и в средние века использовался как крепость, затем – как тюрьма.

Кроме того, он стремится максимально «динамизировать» композицию — Тибр, поначалу выглядевший абсолютно статично, постепенно начинает волноваться мелкой рябью, оживая на глазах. Любимый сюжет художников-романтиков – море и горы. Оборванцы, которые нередко позировали для его картин, с глубоким уважением именовали мастера «доном Сильвестро», а Щедрин восхищался оптимизмом и жизненной силой этих отвергнутых обществом людей. Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно – тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще. Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто не смог помочь. Часто задают вопрос: почему Сильвестр Щедрин так и не вернулся на родину. На родину художник уже не вернулся.

Среди них особое место занимает «Автопортрет» исполненный 26-летним художником в 1817 году, незадолго до отъезда в Италию и находившийся в семье Щедриных. Чтобы придать картине занимательность, он дополнил изображение Колизея мотивом входящего в него крестного хода. Именно по этим канонам Сильвестр Щедрин пишет свои первые итальянские пейзажи.

Но это не всегда было так. В 1823 году он создал свою самую известную картину – «Новый Рим.

Ангела в Риме, расположенный на правом берегу Тибра, в своей основе представляет усыпальницу римских императоров (Мавзолей Адриана). Ангела, что они стали своеобразным фоном для «Нового Рима», для жизни обедневшего народа. Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал особенной любви к видам городской архитектуры.

Сильвестр Щедрин «Новый Рим. По словам Щедрина, она была «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят» 10. Ранним работам художника, относящимся к итальянскому периоду, еще не достает мастерства.

Море и неаполитанские пейзажи настолько вдохновляли его, что мастер работал без остановок и называл это самым счастливым периодом его творчества. Зимним морозным днем в старинной дворянской семье родился Сильвестр Щедрин. Пейзажи становятся более мечтательными и созерцательными. Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. В городе он проводит зимы, а в теплое время путешествует по маленьким приморским городам, делая натурные зарисовки. Настоящим певцом итальянской природы становится Сильвестр Щедрин.

Обращение Щедрина к изображению водной стихии было не случайным. Автор последовательно «разрежает» изображение, пытаясь «выстроить» воздушную перспектив) и углубить пространство. В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине. Вдали открывается вид на собор Святого Петра и Ватиканский дворец. Вечный город очаровал молодого художника сразу.

Работал в Риме как пенсионер Академии (с 1818), совершая поездки в Неаполь, где окончательно поселился в 1825.

Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг. ), произвела на современников огромное впечатление. Но самой главной причиной, видимо, было то, что он просто не мог разлучиться с Италией. Название картины – «Новый Рим» – характерно для художника-романтика, наблюдающего, как течёт повседневная жизнь городской бедноты, естественная и живописная. К замку ведет построенный еще в античные времена мост, называемый мостом Сант Анджело. Ни один из них не является точной копией первоначального пейзажа.

Обостряются тени на воде, сама вода становится прозрачной, открывается величестве иная даль, подернутая «туманцем». Капуччини близ Сорренто» (1827) или «Терраса на берегу моря» (1828). Дядя, Семен Федорович, был профессором Академии и вел свой класс. Из «террас» или «перголат», как называл их сам мастер, наиболее известна «Веранда, обвитая виноградом» 1828 года, купленная П. М. В Россию он больше не вернется. В 27 лет Щедрин попадает в Рим.

Прекрасен и другой пейзаж с тем же мотивом – «Терраса на берегу моря». Этим Щедрин подчёркивает, что в «Вечном городе» бок о бок существует высокое и низкое, вечное и временное. Третьяковым, под названием «Водопад в Тиволи». Мы не знаем, семья это или случайные попутчики. Одним из первых ранних пейзажей живописца стало полотно «Александр I у Шафгаузенского водопада».

Его ранним пейзажам – таким, как «Колизей в Риме», «Новый Рим. В нем меньше декоративности. Так, в результате наблюдений художника за природой и бытом простых итальянцев появилась серия «Гаваней в Сорренто», видов «На Капри» и т. п. Парусники бесшумно скользят по воде, по небу плывут легкие облака.

Он обожал Сорренто (город в тогдашнем Королевстве Обеих Сицилий) и целая серия его работ посвящена маленьким гаваням этого города. Основное внимание художник уделяет изображению вида. Произведения были отправлены брату живописца А. Ф. В видах этого города он черпал вдохновение для написания утренних, дневных и вечерних пейзажей. К этому времени его популярность значительно возросла. На своей картине С. Ф. Ангела.

А в 1812 году Щедрин окончил Академию с присуждением большой золотой медали за полотно «Вид с Петровского острова». Он писал обжитую людьми природу, прибывающую на его картинах в гармонии с человеком. Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний.

Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках. Конкретность наблюдений проступает за традиционной классической схемой в деталях картины. Весной 1830 года Щедрин вернулся в Неаполь, оттуда отправился в Сорренто, затем в Вико, где пытался лечиться минеральными водами. В картине едины все три плана.

Петра. Щедрин выбрал вид на набережную Тибра недалеко от дома, где жил. Великие памятники архитектуры и бедный район Рима, стоящий на реке Тибр. Замок Святого Ангела (1823).

Могила Сильвестра Щедрина» (1924). Такая награда давала выпускнику право на поездку в Италию для знакомства с богатой натурой и шедеврами классического искусства, так называемого «пенсионерства».

Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их повседневный быт. Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня.

По его мнению, продажа картин в Неаполе могла бы стать «большою потерею для России». Здесь молодой художник познакомился с творчеством великих мастеров. Что же касается Неаполя, он был с XIII века столицей Неаполитанского королевства.

Здесь он работал каждое лето начиная с 1825 года. Это мальчик, который беседует с мужчиной в красном колпаке и мирно спящий оборванец. Вероятно, вот таким образом он предпочитал бурной стихии спокойную и тихую водную гладь. Впоследствии прах Щедрина перенесли в усыпальницу на городском кладбище Сорренто. И третий план, голубоватый, по традиции изображал дали.