Сватовство Майора История Картины

История картины Сватовство майора тоже интересная.

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Ж-4521)8910. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Для большего не хватало грамотности, связей. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.

/ Никогда с ними я не бывала». Видимо, в псалтырь. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34.

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Рассмотрим картину. Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Армейский майор – это, как правило, командир батальона.

Картина Сватовство 
майора Павла Федотова: 
описание история,

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Кроме одного. Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43.

Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3.

Как пишет Э. Кузнецов, П. Федотов «предполагал делать картину «сложную», со многими персонажами, охваченными единым действием. Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. / Нет, в светлицу уйду. »46. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.

По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. чужой. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Подобных вопросов возникает множество. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

«Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.

Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье — статус. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники.

Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Грустная история. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы.

Откуда лента здесь взялась. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. 58, 375, 4. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Служанки шушукаются.

Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. С самим майором, по всей видимости, проблем было меньше, благодаря богатым жизненным наблюдениям Федотова времён его военной службы. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Каждый хочет сделать так, чтобы всё произошло по правилам и в соответствии с царившими тогда нормами. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Постепенно сюжет сложился. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».

Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Стерпится – слюбится. А седобородый батюшка-купец. Её наряд, вовсе не повседневный, говорит о том, что она ждала-таки жениха. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Браки по расчёту вообще самые крепкие. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха».

  1. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  4. Самое интересное в виде мозаики
  5. Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

Та в смущении устремляется скрыться в соседней комнате. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. / Ой, стыд какой. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».

Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. И здесь – важный момент. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Купчиха-мать удерживает и пытается образумить дочь, в ней всё выдаёт волевой и властный нрав (похоже, она весь дом держит в кулаке).

В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. А там, если помните, никакого туалета.

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.

/ По-старинному— в сизом платочке. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Ах, уж эта кулебяка.

Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.

  1. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  2. Встреча в Туркмении с Крымскими горами
  3. Деда на Енисей везли в скотском вагоне
  4. Прощальная сказка для царской семьи
  5. Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
  6. Коллекция Государственного Русского музея
  7. Купец – с Аничкова моста интерьер – из трактира
  8. Введите свой комментарий к посту

По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. — стыд какой. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41.

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В юности «забрили лоб». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.

  1. Вариант-повторение из Русского музея
  2. Рядом расположены достопримечательности

Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824).

СВАТОВСТВО МАЙОРА 
Павел Федотов

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». В ней борются противоречивые чувства. Вероятно она, как и всё в этом доме, куплена в лавке, но при этом с комичным пиететом вложена межу страниц священной книги. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.

Это излюбленный приём Павла Федотова. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.

А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Ах, уж эта кулебяка.

Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Между тем картина полна типичных представителей этих сословий и таким образом им была создана незаурядная «комедия положений» в изобразительном искусстве, а стилю Павла Федотова дали название «комического реализма». По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.

Подобные браки случались тогда повсеместно. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Все не столь однозначно с Купцом. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.

И зачем. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона».

В дом пришёл майор, его цель – сосватать барышню. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. У левого края картины изображены второстепенные персонажи— кухарка, которая ставит на стол свежеиспечённую кулебяку, сиделец с бутылкой вина, которую он, по-видимому, принёс из винной лавки, а также с любопытством выглянувшая из соседней комнаты старуха-приживалка. Ей, ей, за весь успех мой обязан. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Центральная фигура композиции, конечно же, невеста.

Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club".

Конечно, некоторые интересовались этим стилем, но изображали преимущественно крестьянское житьё-бытьё, купечество же и дворянство (а точнее, бытовые сценки из их жизни) оставались без внимания. Только наверняка он «происхождения тёмного». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. При этих словах весь дом взбудоражен и момент, который запечатлел Павел Федотов, приходит в движение. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом.

Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». 5. Отдали её за другого. А дальше можно предполагать.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Сын был гордостью и надеждой семьи. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.

На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.

У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Но это чистой воды жеманство. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».