Утро Стрелецкой Казни Рассказ По Картине
Сочинение по картине Сурикова Утро стрелецкой казни
Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. Писец, становясь на приносимую солдатами скамейку, в разных местах читал составленный против мятежников приговор, чтобы стоявшая кругом толпа тем лучше узнала громаду их преступления и правоту налагаемой за него казни. Для начала вспомним подробности этой страшной истории. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. По ширине картины почти три четверти полотна заполняет толпа возбужденного народа, теснящегося вокруг телег со стрельцами.
Он также полон ненависти к стрельцам, но эта ненависть дополняется осознанием своего могущества в эту тяжелую минуту. На картине столкнулись старая и новая России и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу и это Россия Петра, великого. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец.
Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Физическое уничтожение началась почти сразу. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович.
История одного шедевра: «Утро стрелецкой казни» Сурикова
На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Здесь он подписал указ, в котором приказывал стрелецким полковникам явиться в его распоряжение в сопровождении стрелецких выборных. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Четыре месяца с лишним трупы казненных оставались в Москве, наполняя воздух зловонием.
Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. Суриков успешно окончил Академию художеств и ему предложили почетную работу – выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Художник справа изобразил Петра, который наблюдает за исполнением приговора. Подлинно новаторский характер картины сказался и в самой композиции. – Многие члены Товарищества стали получать регулярные заказы царской семьи и их картины также вошли в коллекцию Аничкова дворца, а позже стали достоянием Русского музея».
Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Боялся я ночей. Его убили на глазах напуганного до смерти Петра, которого бояре заставили наблюдать за казнями родственников.
«Утро стрелецкой казни» картина Сурикова
Каждый из осужденных стрельцов является центром, вокруг которого группируются его близкие. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени «Кузьма» даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба». Свечи горят не ярко на фоне дня. В центре композиции фигуры самих стрельцов и их близких.
Однако муха продолжала сидеть. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Софью постригли в монахини. Характерной особенностью собора является своеобразная асимметрия и причудливое сочетание разнообразных архитектурных и орнаментальных форм, приведенное, однакоже, к устойчивому и гармоническому единству. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру.
Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
(Пётр находился в Вене). Дело, которому они отдали свою жизнь, поставило их выше личных интересов и даже интересов семьи. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года.
Однако глаза его смотрят с неистовой силой и напряжением. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Стрельцы двинулись на Москву, собираясь вновь передать власть Софье. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Суриков стремился найти в картинных лицах устойчивые издавна сложившиеся народные типажи.
Народ стал главным действующим лицом. Проснешься и обрадуешься. Так, на переднем плане художник показал сидящих на земле, убитых горем женщин – жен стрельцов и маленькую девочку.
Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Репин сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. Она горела днем и показывала художнику, как умирает ее тело, а огонь исчезнув, присоединяется к Вечности. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси.
За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».
Сочинение по картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Он говорит: «Не хочу». В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города.
Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей.
Опыта у них не было, они только мучили своих жертв не одним взмахом топора, а рубили по нескольку раз. Он тут же приобрел ее. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание.
На картине Суриково изображено событие страшной казни. Кровью кругом пахнет. Скорее восторг. И по характеру ведь такой, как стрелец. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его.
Каждый образ – яркий, выразительный тип и индивидуальный характер. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители.
Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года.
Картина Утро стрелецкой казни: характеристика и фото
Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Учитель. После прочтения указа Петр лично пятерым зачинщикам отрубил головы, но сделал он это в Преображенском. Солдаты Петра выбили их из столицы. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.
Картина Сурикова здесь – яркое исключение. А что за горой – никто не знал. Я знал, что нельзя, но хотелось знать, что получилось бы. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Стрельцов поддержала царевна Софья, которая была регентом (обращение к словарю) до достижения Петром абсолютнолетия и имела свои интересы.
Он находится в центре полотна. Восставших взяли в плен. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу.
Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. По Москве начались казни. Утро стрелецкой казниСурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев.
Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Художник еле-еле уговорил его позировать. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне.
Составте рассказ по картине сурикова утро стрелецкой казни
Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. До этого, в 1887 году, Сурикова постигло несчастье: у него умерла жена. У меня с тех пор прямо культ предков остался. Его манила история, Суриков всерьез принялся изучать тему стрелецких восстаний 1682 и 1698 годов.
Для него вся эта толпа – заклятые враги. У Петра всплывают детские воспоминания. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами.
Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита.
Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца». P. s. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.
Злой, непокорный тип. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Вот один из пленников прощается с народом на телеге. Взгляд злой, с ненавистью. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.
«Утро стрелецкой казни» как предчувствие
Я и пририсовал мелом фигуру повешенного. Палачей дети любили. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Он родился в Красноярске, в казачьей семье.
Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Стрелецкое войско было уничтожено. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Весна 1881 года была запоздалой.
Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков
При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно исподлобья озирается вокруг. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр. Это был не первый бунт и ничем не выдающийся, который довольно быстро подавили. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Во-первых, это число «7». На переднем плане мы видим телеги с людьми, которые собрались на казнь. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие.
Соловьев. Датакэтоясно, чтодаже остановишься иждешь: авдруг ивсамом деле выйдут». Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Рано лишившись отца, Вася Суриков становится кормильцем семьи – матери и старшего брата. Москва ошеломила Сурикова. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.
иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь.
Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием.
Пытки и казни перемежались грандиозными попойками и загулами, что придавало особую, зловещую мрачность всему происходящему, напоминало о страшных временах опричнины Ивана Грозного. Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Случайность: на ловца и зверь бежит. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Царь уверен в себе и спокоен.
В него, начиная с 10 октября 1698 года, он вносил записи о восьми массовых казнях – возле села Преображенского, где в то время жил царь и велось следствие и в самой Москве. Так, например, секретарь австрийского посольства в России Иоганн Георг Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» описывал казнь стрельцов (когда Петр в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины).
От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. На рождестве христославцы приходили. Суриков сам рассказывал о том, с кого он писал рыжего или чернобородого стрельца и некоторых других персонажей. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. На картине на заднем плане изображена архитектура Кремля.
Кровью кругом пахнет. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Еще один закован в кандалы. На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
«Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. Общее число казненных превысило 1200 человек. Художник передаёт это на лицах. Это картина-драма, написанная в 1881-ом году.
Конспект «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
На лицах осужденных ярко изображена боль, печаль и безысходность, они понимают, что это последние минуты их жизни, кто-то из них прощается с женами, кто-то с детьми. Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. В. Суриков переносит действие своей картины «Утро стрелецкой казни» на Красную площадь не только потому, что ему нужна была конкретная обстановка, а в селе Преображенском она не сохранилась.
Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. Картина мрачная, наполнена страданиями людей.
Сочинение по картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Репин выискал натуру для Сурикова.
Еще один стрелец, как затравленный зверь, озирается по сторонам. Один стрелец выделяется из толпы. Штука ли.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова: история шедевра
Художник рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. В них Суриков видел выражение народности. Восстание продолжалось несколько дней. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт.
И что хотел сказать художник своей картиной. Это я должен здесь лечь». «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года.
Главные действующие персонажи в картине – не стрельцы и не Пётр
Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Это был кладбищенский могильщик. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни.
Это было после того, как приехавший к нему И. Е. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Двигателем становится народ.
Этистены сделались любимым местом моих прогулок именно всумерки. На ней изображено очень много людей – это сами стрельцы их жены и дети, царь Петр Первый на коне, вельможи, бояре, солдаты. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Проводили страшные экзекуции и на Красной площади – там жестоко казнили полковых священников и других мятежников. Остальные стрельцы сидят в телеге и ждут своей очереди.
Вопрос: составте рассказ по картине сурикова утро стрелецкой казни
Давайте мы с вами проследим еще раз этот «путь свечи – путь смерти» как главный психологический и композиционный ход картины, как средство воплощения замысла. Взгляд его обращен в сторону царя. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. В картине нет единого центра, она состоит из нескольких «узлов», взаимодействующих друг с другом.
Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Художник начал работу над ним в 1878 году. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь.
Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки.
Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Начались они в сентябре 1698 года и продолжались до начала 1700 года. На картине скопище людей, видна суета. Начались массовые казни. Казнь еще не началась. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Он полон сознания своей правоты.
Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». За фигурой Петра виднеются виселицы. Правда, однажды В. Суриков попробовал написать казнь. Люди в телегах плачут, это близкие и родные, приговорённых к казне. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Каждый здесь ведет себя по-разному. Ночной сумрак медленно рассеивается, нехотя уступая место пасмурному, холодному утру.
Описание настроения картины Утро стрелецкой казни
В руках у них горящие свечи. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.
Стрельцы, не имевшие единого руководства, были разгромлены. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года.
По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Повешенных целых пять месяцев не снимали.
Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. Он назвал картины такого рода хоровыми. На мой взгляд так художник пытается передать догорание их жизни. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». – Страна была неведомая.
Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Вы бы вот здесь на виселице, на правом плане, повесили бы». Они прошли через ужасы пыток. Еще только раннее утро, стоит туман. Трагизм происходящего подчеркивает тяжелый, темный колорит полотна. Массовые казни были жестокими.
Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.
Такова историческая подоснова картины. И ужаса никакого не было. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
«Утро стрелецкой казни» описание картины
Эти последние минуты крайне ценны для художника. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро.
— «Как он уехал, — вспоминал потом художник, — мне и захотелось попробовать. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Начались аресты разбежавшихся стрельцов. Оно начинается вдали, в ущелье. Проснешься и обрадуешься.
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. И Сурикова и его картиной «Утро стрелецкой казни» познакомить с понятием живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых лет, переломные события в жизни общества раскрыть роль сюжета в жанровом произведении объяснить, что выбор сюжета зависит от круга творческих задач, поставленных перед собой художником и от оценки изображаемых им сцен и персонажей показать роль композиции в исторической картине воспитывать патриотические чувства. Что изображено здесь. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Штука ли.
В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Что соединяет эти две неравные части композиции. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом. А ведь это укрепляло. Нервы всё выдерживали.
Почему так. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание.
У стен храма совершается движение истории. Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы.
С него начались первые эскизы к картине. В толпе каждый человек выделяется своими эмоциями, своей одеждой, своей позой. В отсутствие Петра она отдаёт приказ идти на Москву и уничтожить дворян. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души).
Самнезнаю почему, нопочувствовал явнихчто-тоудивительно мнеблизкое, точно давно ихорошо знакомое. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Какие рыбы были. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность.
На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. Но что толкнуло их к этому бунту. У И. Корба в его «Дневнике» имеются описания обеих казней, но художник объединил их в один сюжет изменил и по-своему осмыслил многие подробности. Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Как это случилось. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Много внимания художник уделил бытовым атрибутам: праздничной одежде, старинной утвари — всему тому, что создано руками народа и хранит печать его вкусов. Фрагмент 1Картина«Взятие снежного городка»создавалась в Красноярске, где художник прожил почти полтора года. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов.
«Утро стрелецкой казни» Василий Суриков
Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.
Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу. Истекают последние минуты их жизни. Событие у Лобного места на фоне древнего собора Василия Блаженного и стен Кремля, по его замыслу, приобретало большую историческую убедительность. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли.
Еще не везде растворился утренний туман. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Василий Иванович Суриков был выходцем из старинного казачьего рода, предки которого в XVI веке пришли с Ермаком «воевать Сибирь», вXVIIвеке бунтовали против московских воевод во время знаменитого красноярского бунта. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух.
На картине представлено два главных героя. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.
Рассказ по картине «Утро стрелецкой казни»
Что изображено здесь.
Насилу его уговорил. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху.
Источник был выбран удачно. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто.
Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить.
Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. И что хотел сказать художник своей картиной. Боялся я ночей. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали.
Описание картины Сурикова Утро стрелецкой казни
Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Попытаемся разобраться в этом. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным. И только рыжеволосый стрелец в красной шапке с ненавистью смотрит в сторону молодого царя. Сам Петр изображенный в стороне, также напряжен.
Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: «Что вы, картину испортить хотите. ». А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых.
«Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
В. Суриков сознательно отказался от зрелища бойни, того грубого эффекта, который мог бы заслонить истинной смысл этой трагедии. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
Замечательно то, что в основе каждого образа картины лежит портретное изображение реального человека. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Таким образом, всего несколько десятков персонажей создают ощущение огромной толпы, символизирующей русский народ. Это и незатихшая ненависть рыжебородого стрельца в красной шапке, это и равнодушие и какая-то заторможенность чернобородого стрельца в накинутом на плечи зеленом кафтане.
Напряженному накалу страстей в левой части картины противопоставлены спокойствие и равнодушие в правой ее части. Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. Осетры да стерляди в сажень. Москва ошеломила Сурикова. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. И медведей полно.
«Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
Кузьмой звали. Иногда он отступал от «буквы» исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла. За его спиной, возможно, стоял и Корб. Но все безграничное разнообразие поз, одежд, характеров приведено к поразительной цельности, к нерасторжимому и гармоническому единству. Торгошино было под горой.
Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие. 56 стрельцов были казнены немедленно, бежавшие объявлены в розыск.
Когда Петр I в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Так В. Суриков решительно отказался от того, чтобы «пугать» зрителя. Кончил картину, которую писал несколько лет.
На переднем плане большое скопление народа. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Символичны все архитектурные постройки. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины.
«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. Народной массе противостоит маленькая группа вельмож возле Петра и шеренга преображенцев. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны.
Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Но что толкнуло их к этому бунту.
Рядом расположены достопримечательности
Он даже нарисовал эскизы. Тяжело опустилась на землю старуха. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. А тут как раз нянька в комнату вошла, — как увидела, так без чувств и грохнулась. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи.
И масленичные гулянья и христославцы. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Автор вспомнил события эпохи правления Петра. Лица у стрельцов печальные. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы.
Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Когда читал розыскное дело о стрельцах, то находил одни только злые выпады против Лефорта, а значит и против себя самого.
Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Недаром Суриков так любовно относился к этой детали, не теряющейся в сложной композиции картины. Выяснилась организаторская роль Софьи. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.
Глаза глубоко сидящие меня поразили. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Австрийский дипломат Иоганн Корб, ставший свидетелем этих многодневных казней, писал: «А пущие из них воры и заводчики, – у них ломаны руки и ноги колесами и те колеса взоткнуты были на Красной площади на колье живые положены были на тех колесах, стонали и охали Перед Кремлем встащили живых на колеса двух братьев, предварительно переломав им руки и ноги Привязанные к колесам преступники увидали в груде трупов своего третьего брата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками.
Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. А самое главное — он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Им нисколько не жалко этих людей. В Свищове у меня родственники были.
- УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ Василий Суриков
- Несколько слов о биографии художника
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
И он не покорился приговору Петра. Одного стрельца уводит под руки охрана с саблями. Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Только в Сибири, окруженный заботами родных, мало-помалу он начал приходить в себя. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении.
В душе царя разгоралась ярость. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона.
А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Навсегда он, десятилетний мальчик, запомнил жуткие сцены убийства своих родных, которых сбрасывали с кремлёвского крыльца на копья пьяной от вина и крови толпы стрельцов. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения.
Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Весна 1881 года была запоздалой. Картина переносит зрителей в древнюю Москву 17 столетия, на Красную площадь. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни.
Кончил картину, которую писал несколько лет. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого.
- «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
- «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Но при этом все они вошли в самую картину бесконечно далекими от того характера, -- обыденного, житейского, -- какой они имели в портретных этюдах. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Поражает, с какой точностью написаны люди. Рубахи у них красные, порты широкие.
– Эшафот недалеко от училища был. Там на кобыле наказывали плетьми. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо.
Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Идёт подготовка к казне. Потеря любимого человека на время отвратила художника от живописи. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник.
В августе Петру донесли, что на него готовится покушение.