Вид В Окрестностях Ораниенбаума Алексей Кондратьевич Саврасов

Вид в окрестностях Ораниенбаума, Саврасов, 1854

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. В это же период семейство лишается казенной квартиры.

Это расцвет творчества Саврасова. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж Вид в селе Кунцеве под Москвой, а в 1858 году Вид в окрестностях Москвы при закате солнца.

Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Наиболее значительным произведением Саврасова 1860-х годов была картина Лосиный остров (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа. Картина "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871, Горьковский гос. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.

Художник просто сломлен этой чередой смертей. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Саврасов вернулся в училище в 1848 году и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Он входил в совет учредителей и принял деятельное участие в организации первой выставки, в экспозиции которой была и знаменитая работа «Грачи прилетели», ставшая хрестоматийной.

Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Это расцвет творчества Саврасова. Но выживает только одна из дочерей – Евгения. Дышится легко и свободно. В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния.

Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Их он стремился передать как можно конкретнее.

Для определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.

Раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма. В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника "поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы".

Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека. Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов». За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. Очень тонкий колорит красок, воздух лёгкий и прозрачный, от картины веет пробуждающейся природой.

Именно тут настроение – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. В начале XIX века художники искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства.

Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский монастырь под Нижним Новгородом), в том числе к знаменитой картине Грачи прилетели, ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». Болото, 1870).

В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869). Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Художник просто сломлен этой чередой смертей.

Вид в окрестностях 
Ораниенбаума

Вид в окрестностях Ораниенбаума

Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья.

Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму — 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871). Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы.

Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер. На лугах мирно пасется стадо.

Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов. Молодой художник исполнил для альбома «Баян» большой рисунок к стихотворению Алексея Кольцова «Урожай».

Описание картины 
«Вид в окрестностях 
Ораниенбаума»

Описание картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Иней (1870-ые годы), Вечер. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Картина "Полдень. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.

Картина "Лосиный остров" относится ко времени расцвета творчества художника. Иней». Он входил в состав учредителей и был членом правления. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.

Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина Проселок (1873). В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Ясный летний день.

Картина Лосиный остров относится ко времени расцвета творчества художника. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились.

Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)

Изысканное колористическое решение особенно выделяет эту работу — на фоне затянутого зимними облаками неба, отражающегося в скованных льдом водах, сверкает белоснежная полоска снега и схваченные морозом деревья, в монотонно белом пространстве художник создает многоцветное сияющее морозное утро. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом. Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж.

Но выживает только одна из дочерей –Евгения. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера.

Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов».

В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина "Лосиный остров" (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств. Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Болото, 1870). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах.

Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы». Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич (1830 
– 1897)

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)

Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «абсолютно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.

Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Отблески неба с опаловыми облаками превратили мокрую землю со стоячими лужами в красочное месиво, переливающееся многоцветными оттенками. После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

Алексей Кондратьевич 
Саврасов ( )

Алексей Кондратьевич Саврасов ( )

Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память. Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах.

Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Природа для живописи там в высшей степени интересна, так отзывался о красоте местной природы Саврасов и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения. Карл Рабус умер и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Вид на Кремль», «Проселок». Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Незримо-зримая душа, особое символико-поэтическое настроение животворит и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (Дворик), либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (Сухарева башня, 1872 Вид на Московский Кремль. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.

И в этом уже проявляется своеобразие художника. Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме.

Маслом на холсте: 
культовые картины 
Алексея Саврасова

Маслом на холсте: культовые картины Алексея Саврасова

Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857).

И. Н. Крамского находится одна из поздних работ Алексея Саврасова «Зима. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе. На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест.

Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. Изначально свойственная Саврасову виньеточная манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов. Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Судьба ее в настоящее время неизвестна.

Весна, 1873). Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств. В собрании Воронежского областного художественного музея им. Поле с воронами, Сумерки.

В это же период семейство лишается казенной квартиры. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства».

Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862).