Врубель Описание Картины Жемчужина
Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля – «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Чуть намечена фигура Нептуна.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Да. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Состояние его несколько улучшилось к сентябрю— он перестал буянить и рисовать, стал вежлив— и было решено перевести его в клинику В. П. Сербского при Московском университете136. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Самые знаменитые картины Врубеля
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
Михаил Врубель. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В 1906 году им овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника – слепота. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. В нем поднимался богоборческий бунт.
- Врубель Описание Картины Жемчужина
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Немного биографии иособенности творчества
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картина Жемчужина – Врубель Михаил
А. Врубелю». «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. сказок и опер Н. А.
(1906), необычайно выразительный. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Врубель провел в Венеции около полугода. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Полезные программы для работы и бизнеса от макросов excel до специализированных. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Посмотрел еще немного и исчез я даже не обернулся посмотреть, я был пришиблен обидными словами, которых мне показалось очень много в его замечании, но меня все-таки занимало, что он так искренно и серьезно говорил о моей работе, на которую я смотрел как на вещь, не стоящую внимания, - меня приучили к этому в школе, там серьезно никто не смотрел ни на свою, ни на чужую работу». Это вот, эти копны сена. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В его даровании раскрылись универсальные возможности. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Живопись, графика, старые фото.
Первое впечатление: сумасшедший. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ).
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства. nbsp Жизнь и творчество художника.
По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. А свет также дает о себе знать. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Это находит отражение и в станковом характере рисунков.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого. Свадебное торжество проходило в Женеве. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Н. А. Дмитриева так характеризовала работу: «в ней звучит звучит что-то тревожное, — недаром это был любимая картина Блока. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М.
И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Сам художник был очень недоволен недостойными своего дивного жилища царевнами. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. продолжение. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия.
Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Размер заказа— 100 квадратных метров— и срок исполнения— три месяца— обескураживали, но Михаил Александрович согласился99. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Савву похоронили на Байковой горе. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Кирилле», «Св. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. В колорите картины – контрасты.
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Рождается ощущение первозданности. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Сквозь безумие проглянул гений». Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Но планы можно передать и градациями темного и светлого если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому.
Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). К этому же времени относятся интересные автопортреты. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Энергичный, деятельный, еще не достигший и сорока лет, Прахов всколыхнул художественную жизнь Киева, предприняв изучение и реставрацию уникальных памятников Киевской Руси. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Кушает хорошо— и в своё время.
Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Как мы видим, старец не совсем обычный. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое.
«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Больно, горько до слез. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Прошение было удовлетворено157. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).
Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Представители рода Врубелей (от польск. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. А. Блок сказал на похоронах Врубеля: Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое.
Брюсова. Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя.
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Сама по себе раковина уже есть морским чудом.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Сразу выражение его лица изменилось.
музей русского искусства, Киев). В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. А свет также дает о себе знать.
Так нельзя писать, это вы делаете вздор – изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке – это какая-то энциклопедия, а не живопись. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Но и не только это. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр.
Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Кирилле», «Св. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Демон низринут в ущелье среди скал. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. У его апостолов были живые прототипы. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем.
«. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Да.
«Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Работа не привела к улучшению. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
В 1906 художник ослеп. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Да. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Может быть, в закладе. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. Эта большая акварель поразительна. Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие.
Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой109.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Ехать нужно в Киев и Врубель с удовольствием принимает приглашение. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Искусствовед Н. М.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Да ведь до них несколько верст. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26.
Это один из его несомненных шедевров. Нет, не стоит писать. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. В клинике Сербского наметилось улучшение, хотя свидания с ним были запрещены, но он начал писать жене, в основном, в самоуничижительном тоне. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Берите все оттуда».
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Первое впечатление: сумасшедший. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Такая ракушка навеяла живописцу морской пейзаж, где тихая гладь моря переплетается со звуками природы.
На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Врубель писал картины на темы pyc. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Да и название выбрано не случайно. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Как было его сохранить. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. мне было все это видеть. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Представители рода Врубелей (от польск. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Она подлинно монументальна. Сильное, грозное произведение. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Михаил Врубель. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
В состоянии Михаила Александровича перемен нет. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм.
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу.
Род. И только теперь, за границей, возникают у него настроения и мысли, которые потом привели к поэтической интерпретации русских сказок и русской природы.
Сон как будто бы стал продолжительнее. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов изображенных им на своде, плотью и кровью. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик – чуть более двадцати лет. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
Через несколько дней он полностью ослеп155. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Работа не привела к улучшению.
Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.