Врубель Раковина
Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).
Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»
раковиной, принесшей Божественный жемчуг». Он снова воскрес. Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». Институт Карнеги, Питтсбург) иУмберто Боччони («Атака улан». 1904. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Всамом деле: рисунок, акварель, станковая картина, монументальная роспись, декоративное панно, скульптура, театральная декорация сюжеты: Гёте, Шекспир, Пушкин, Лермонтов, Эдмон Ростан, Анатоль Франс, древняя мифология, русский былинный эпос стилистические реминисценции, включающие Византию, венецианский колористический комплекс, мозаику ивитраж, Ренессанс ибарокко, готику истилистические формы изобразительного «фольклора»– таков разворот врубелевского репертуара. по изд. : Ален Безансон. Художник признавался, что писал этот портрет для отдыха. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Он может и должен обнять и выразить пластически эту бесконечность, «объять необъятное».
Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Интеллектуальная история иконоборчества.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Врубель снова здесь обращается к приему, который использовал год назад в своих карандашных портретах, — ставит модель против света и как бы «проясняет» ее, погруженную в тень. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам.
Жемчужная раковина, Михаил Врубель
Для Н. С. Гончаровой, например, академизм из которого вышел искоторым во многом солидарен Врубель, есть свойство неприемлемое: она попрекает им даже недавних союзников– «бубновых валетов». То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством.
Слава его растет. В его даровании раскрылись универсальные возможности. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. И свою картину художник сначала назвал Сатир. ГРМ).
Автопортрет с жемчужной раковиной
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. Усвоенный Врубелем ещё вмастерской Чистякова приём рисования, аименно– приближение кискомой пространственной конфигурации изображаемого предмета «методом отнимания» предлежащих участков перспективной пирамиды, выказывает поражающее сходство хронологически совсем далёкой врубелевской акварели «Несётся конь быстрее лани» иособенно рисунка кней, скомпозициями первых футуристов Карло Карры («Красный конь». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила».
Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Римляне также изображали богиню Венеру с раковиной, а перламутр считали ее божественной оболочкой. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Например, вискусстве Гончаровой. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. И этот доведенный до крайности индивидуализм, «самозамкнутость» человека в самом — себе тоже придают образу печать трагизма.
Купить картину Жемчужная раковина, Михаил Врубель
С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. Во «владимирских эскизах» Врубеля кристалловидность формостроения, предрекающая кубизм, вполне очевидна. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения.
- Жемчуг — мифы, легенды история
- Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
- «Ухо мира» — в день памяти Михаила Врубеля
- Картины — Врубель, Михаил Александрович
- История гениального художника Михаила Врубеля
- Минутка искусства: Михаил Врубель и его демоны
(Крусанов 1996. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. Итак, вхороводе этюдов под названием «Раковина», пастель «Жемчужина», вертикально поставленная, – точный абрис ушной раковины. В кружевной пене волн игре преломлённых лучей впрозрачных льдинах, переплёте ветвей, узорах морозного стекла природа плетёт, ткёт, вяжет орнаментальные фигуры, подобно тому, как вкристаллизациях инея на окне возникают пышные леса иоранжереи растительного царства– такова философия врубелевской «Жемчужины» (1904.
pinna — «моллюск»). Предельно точен художник в передаче всей пластики лица: вздернутый, но не «курносый» нос, странно асимметричный рот, — в котором Врубель, быть может, хочет уловить «предсказание» заячьей губы своего Саввочки и русалочьи, слишком светлые глаза с неопределенным и в то же время «прозревающим» выражением. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка иначе «пинна» (греч. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Нет, не стоит писать. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Выдающийся русский художник Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. «Врубелевская готика» ипри этом «кубист до кубизма»– таков, по характеристике Аксёнова (Аксёнов 2008.
- Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. konche — «раковина», лат. А свет также дает о себе знать.
Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Для Врубеля «жреческая», высокорадостная и мученическая миссия служения красоте неразрывно связана с ее особыми свойствами и эти свойства властвовали над ним, не позволяли успокоиться.
Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Согласно Морису Дени, «картина, прежде чем стать боевым конём, обнажённой женщиной или какой угодно сценой, восновном плоская поверхность, покрытая красками, расположенными вопределённом порядке» (цит. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Своего рода магистральным «содержанием» футуристической «формы» оказывается как раз «содрогание» пространства, пространственные «вихри» икалейдоскопическое мелькание пространственных «планов», запечатлённых вскоростном режиме. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Следующим годом датируется рождение кубизма вискусстве Пикассо иБрака. В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ).
Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Видимо, он никогда не оставлял художника в покое. В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины. См. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
То был Пабло Пикассо. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Так или иначе, они должны были познакомиться к этому времени — поэт и художник.
Они мечтают о монументализме и синтезе, о «соборном действе». Ивкотором из этих воплощений авангард представлен вполноте своего эйдетического замысла. Если воспользоваться этой метафорой, то искусство Врубеля иесть такая раковина, которая вибрирует под натиском веяний со стороны грядущего авангарда иэти вибрации близким идалёким эхом отзываются висторическом лабиринте изобразительных художеств, напоминая отом, что буквально все авангардные «выкрутасы» имеют прецедент втрадиционных стилевых метаморфозах, равно как вбесконечных модификациях природного формотворчества. Работа не привела к улучшению.
Вэтой ипостаси Врубель– совершеннейший антиавангардист. В раковине Врубель замечает, как из переливов перламутра рождаются стройные фигуры женщин.
Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Но ещё раньше вкачестве такой образцовой формулы врубелевский метод «готико-барочного кубизма» явлен вграфических иакварельных этюдах цветов (1886–1887). Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. ГРМ). Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Абсолютно понятно, что художник создает зрительный эквивалент весьма популярного верования– вморской раковине, если приставить её кушной «раковине», слышится гул океанской бездны, где глаголет невидимое всё. Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Врубель был не только художником-мыслителем, но и живописцем, поэтом краски и линии. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий.
Блок сказал речь на кладбище, назвав эпоху начала нового века эпохой Врубеля. Да и название выбрано не случайно. Хорошо нести художника по выставке, так подходит, это была его жизнь. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Тот, кто видел Дон-Кихота Домье, будет всегда его вспоминать, читая Сервантеса.
Это уже восхищает и поражает. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. И всё же при таком сопоставлении характер авангардизма и«врубелизма» обрисовываются как абсолютные противоположности. На 8-й выставке НОХ (1912–1913) вчисле поздних работ демонстрировалось «Видение пророка Иезекииля» (1906. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Чуть намечена фигура Нептуна. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Правда, на выставке 1906 года не было «Демона (сидящего)» (ГТГ), которого одного было бы достаточно, чтобы отнести возникновение кубизма к1890году. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья. 1881.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Перенос выработанных при создании священных изображений художественных приёмов на прямо противоположную тему, по П. Ю. Климову, был абсолютно логичным и естественным для Михаила Александровича и свидетельствует о направлении его исканий52. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). За годы, проведённые в мастерской Чистякова, резко поменялись мотивы поведения Врубеля: декоративный дендизм уступил место аскезе, о чём он с гордостью писал сестре26. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. На выставке НОХ присутствовало девять исполненных карандашом иуглём этюдов кней под названием «Раковина»– если представить их вместе, то они образуют исключительно последовательный цикл: изображается сама материя, чреватая превращениями.
Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Вот эти до-предметные конфигурации суть прообраз авангардистской изобразительности. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. С. 191.
ГТГ «Снежный сугроб». Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Вглазах современников раннего авангарда Врубель– это отброшенная назад тень кубизма: по свидетельству С. Ю. Судейкина, на выставке русского искусства впарижском Гран-Пале (1906) взале можно было видеть коренастого человека, часами простаивавшего перед произведениями Врубеля. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Такого рода «странные сближения» оказываются возможными, поскольку во всех случаях изобразительная иллюзия некоего известного предмета или существа есть не что иное, как визуализация метафоры– «сдвиг», «складка», «излучение», «завихрение», «гул-ритм» невидимой субстанции, каковой является не предметный объём, асамо пространство, отношения пространственной протяжённости.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. konche — «раковина»). В августе 1904 года Врубель покинул клинику доктора Усольцева. С. 347–348).
Частная коллекция, Милан) или, например, скартиной Н. С. Гончаровой «Велосипедист» (1913. С «сюрреалистической» иллюзорностью нарисованы прижавшиеся друг к другу лица. Однако впарижской экспозиции присутствовали упомянутые эскизы кросписям киевского Князь-Владимирского собора (1887), вкоторых стилистика картины 1890года прочитывается полностью как формула изобразительного метода. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. ГРМ «Ворон. С. 33).
Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Местами рисунок подцвечен, местами— нет, филигранно нарисованный узор кифары соседствует с бегло набросанными очертаниями кресла. Рядом с этим автопортретом вспоминается только его автопортрет 1889 года — на пороге московской многообещающей жизни, — в котором «дендизм» Врубеля получил полное выражение. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль». В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. А Врубель дважды участвовал на выставках этого общества, глубоко почитаемый его членами.
Беклемишев много берет на себя. То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея). Большую часть холста занимает зелено-синяя «стеклянная» масса воды играющая в свете и ветре. Он, не только не хочет увидеть самого себя со стороны. В одном из них, который можно было бы назвать «Любовь», пронзительная выразительность и самобытная новизна не только в «молниевидном» штрихе, очерчивающем взбитое платье женщины, остро сочетающееся с полосатым мужским костюмом, в «кубизированном» построении женского головного убора, но во всем решении образа. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Да. Этот журнал — орган молодого поколения художников и поэтов его приверженцы во многом антагонисты «Мира искусства». Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Он представлял собой все те задачи и давал те возможности, с которых мог только мечтать Врубель, убеждаясь, что «поиски его исключительно в области техники».
То есть на новом «витке спирали», на пороге грядущего авангардизма, это обращение кглубокой архаике, киконописным византийским ликам, но вдетски-наивном лубочном варианте– до сих пор изумляющее пророчество иконописных стилизаций вконтексте неопримитивизма, которыми врусском искусстве отмечено начало авангардной эпопеи. В 1906 художник ослеп. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Да. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Через несколько дней он полностью ослеп155. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Кушает хорошо— и в своё время. Больной, полубезумный художник, одержимый «бесами вожделения», воплощает в нем свое понимание любви с непостижимой по глубине прозорливостью и возвышенной одухотворенностью.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов.
Не вспоминал ли Врубель в то время слова своего любимого Гете: «Глаз обязан своим существованием свету Свет вызывает к жизни орган, который должен стать ему подобным, так глаз образуется на свету для света, дабы внутренний свет выступил навстречу внешнему» Теперь при взгляде на раковину, на ее странную слоистую фактуру, которая напоминала морскую зыбь и так неразрывно слилась с перламутровыми, волшебно неизъяснимыми переливами, было ясно — эта раковина должна была полностью удовлетворить всю его тоску художника, тоску его карандаша по цвету, линии, по форме и пространству и их бесконечной содержательности. С. 30. ГРМ) до поздних композиций («Кампанулы». Парадокс втом, что, приобретая характер обобщающего «изма» искусство Врубеля поднимается на уровень понятийных универсалий, где становится равновеликим таким «глобалитетам», как «реализм», «символизм», втом числе ивроде бы отмежёвывающийся от него авангардизм. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. гаку — «оболочка» лат. 1915. Фантазия по Э. По», 1905. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Разумеется, ему не могла не доставить удовольствие статья лидера объединения Бенуа о его творчестве, опубликованная на страницах «Мира искусства». Здесь же совсем рядом– ларионовский лучизм. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века.
Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. Кирилле», «Св. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Насколько созданное Врубелем отвечает тому статусу, которым оно наделено втитуле «врубелизм». Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.
Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Раковина была как бы овеществлением всех стихий мастерства — высшего мастерства самой природы и ассоциировалась со строкой поэта Верхарна: «Море сверкало бесполезной красотой», которую Врубель часто повторял. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике.
То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. На базе «Мира искусства» и предприятия выставок «36-ти художников» возникало новое объединение, которое будет называться «Союз русских художников» и Врубель принимает участие в этих событиях. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. В нем особенно ясно видно, как близок был Врубель к реальному. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Их подчеркивает и скупая геометрия фона. Здесь не обошлось без болезненной издевки (торчащие детали, в том числе пальцы-рожки за головой мужчины). Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Он отказывается от упреков в «гениальничании», которые бросал Врубелю в «Истории русской живописи в XIX веке», вышедшей ранее. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Еще в «Истории русской живописи в XIX веке» Бенуа характеризовал эту картину как «одно из самых поэтичных произведений в русской живописи». Демон (сидящий) был окончен в 1890 году.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Портрет этот был заказан Врубелю для нового журнала «Золотое руно». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Эта работа резко контрастирует с канонами академизма, несмотря на соблюдение всех формальных признаков, включая античную тему. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
Весь мир как бы отторгает его. Он исключает и посторонний взгляд на себя. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Вкаталоге выставки «Золотое руно» (1909) Врубель сВ. Э. Борисовым-Мусатовым причислены кпровозвестникам русского искусства новейшей формации, каковыми вевропейском искусстве признаны Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
По словам Н. А. Дмитриевой, «Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Ведь искусство Врубеля принципиально многобразно и, стало быть, какой из этих образов соответствует упомянутому статусу. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Асдругой стороны– что есть авангардизм вавангарде, особенно от места встречи с«врубелизмом».
Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Бенуа не видел в этой: технике ее внутреннего содержания. Он считает, что «Врубель принадлежит к самому отрадному, что создала русская живопись, вернее, русское искусство ибо Врубель был одинаково хорош в живописи и в скульптуре и в той сфере, которая у нас так неудачно и глупо называется художественной промышленностью». Т. I. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Слово «конха» (греч.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Это уже готовый вариант авангардистской беспредметности, где существенной особенностью является абстрагирование от какой-либо миметической мотивации изображения сюжетом «из жизни» уВрубеля сюжетом является интеллектуальное приключение на тему «форма– главнейшее содержание пластики». Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Но планы можно передать и градациями темного и светлого если найти их очень точно, то впечатление будет аналогично цветовому. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Как яркие вспышки удивительных прозрений появляются эти рисунки Врубеля. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. С. 32).
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь.
В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ). Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Такого рода двойственность присуща и образу Брюсова, созданному Врубелем. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. также: И. А. Аксёнов. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Обычная раковина, странной формы с особенной внутренней поверхностью, покрытой сияющим перламутром. Савву похоронили на Байковой горе.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Они осуждают «Мир искусства» за замкнутую келейность и узость его художественной доктрины, за рафинированный эстетизм. Врубель, Врубель ибез конца Врубель // Аксёнов 2008. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Раковина (праслав.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника.
Центр такой раковины считали «пупом мира». В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Жизнь все больше это на деле доказывает.
Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Но вкомплексе поздних импровизаций Врубеля есть ещё одно событие– во исполнение того завета, который он получил во время последнего своего пребывания вКиеве перед собственными росписями вКирилловской церкви: «Вот то, кчему ядолжен вернуться». Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Живопись этого полотна совершенно непохожа на живопись картин «Сирень» и «К ночи».
Вот таким образом он прежде, в «Истории русской живописи в XIX веке», упрекал Врубеля в экстравагантностях мозаичной манеры, вот таким образом в статье он призывал его сосредоточиться, углубиться, «сковать технику» в связи с картинами «Сирень», «Ночное», в которых художник доходит, кажется, до вершин мастерства в глубине, сдержанности и содержательности живописного выражения. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Пронзительно остро передано движение.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. В состоянии Михаила Александровича перемен нет.
Он напоминал о цветах и красках картины «К ночи». Первое впечатление: сумасшедший. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. ГТГ «Рука художника, держащая платок».
А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра.
Вэтой области специалисту надо потрудиться остальное сделано уже до меня, только выбирай». Гадалка Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. Представители рода Врубелей (от польск.
molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Он отмечен какой-то парадной торжественностью. Запретный образ. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Вот почему одна мысль о том, как черным и белым, светом и тенью он нарисует эту раковину, овладев Врубелем, доставляла ему невыразимое наслаждение, давая ему ощущение того, что здесь, в этом парадоксе выражения самого цветного на свете — радуги — черно-белым, он достигнет самой последней глубины в воплощении «мира гармонирующих чудных деталей» и бесконечной красоты. И снова маленький деревянный домик в Петровском парке в Москве, Усольцев с его безумными глазами — «добрый дьявол», как его называл больной Врубель Он изобразил своего «доброго дьявола» в портрете.
Причём сама пастель представляет собой изысканное салонное дивование, которое Врубель вэтом самом качестве изображает в«Автопортрете» (1905. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Даже жизненные пути их в это время как-то скрещивались или проходили рядом.
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Они поселяются в доме на Театральной площади рядом с театром недалеко — Екатерининский канал, «Новая Голландия» и весь старый классический Петербург — Петербург его юности. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Так случилось, в частности, с акварелью «Тридцать три богатыря» — эскизом панно для столовой в доме Алексея Викуловича Морозова, который попал в другие руки — к Гиршману. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Михаил Врубель.
В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну. area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Богатыри в горящей «как жар» чешуе во главе с морским дядькой кажутся, действительно, порождением морской стихий. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В это время разворачивались новые события. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
Вообще путешествия влабиринтообразные недра складчатых структур уВрубеля можно наблюдать ссамых ранних академических штудий («Обручение Марии сИосифом». Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.
Прим. 6). Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. 1904. Между салонным «сделайте мне красиво» исамозабвенным служением «культу глубокой натуры», где натура– не сумма вещей, абесконечность вселенских метаморфоз– вэтом промежутке несовместимых противоположностей располагается парадокс совмещающего их «врубелизма», коим подтверждается пушкинское «гений– парадоксов друг». 1913.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. ГТГ).
»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Т. I.
По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». 1903–1904. Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Сдругой стороны, Врубель впроцессе самоутверждения авангардной изобразительности провоцирует скептическую реакцию: бытовало даже ироническое определение– «врубелизм» (Крусанов 1996. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. pinna — «моллюск»). Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Центр такой раковины считали «пупом мира». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Работая над «Демоном (сидящим)», он писал сестре: «Одно для меня ясно, что поиски мои исключительно вобласти техники. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Прошение было удовлетворено157. Гадалка Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. И какое богатство чувств запечатлено на этих лицах. Сон как будто бы стал продолжительнее. М., 1999.
В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. «Форма– главнейшее содержание пластики»– так ещё вакадемические годы Врубель отмежёвывался от прежнего, свойственного передвижникам представления осодержании вискусстве.
Это была как бы воплощаемая в жизнь эстетическая утопия. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Но дело не в этих свидетельствах. konche — «раковина», лат. На этом фоне Врубель– принципиальный архаик. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство.
ГРМ). С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками. Иесли «Жемчужина» являет один полюс вварианте сугубо традиционной для XIX века салонной эстетики, то этюды кней предъявляют саму природу как «лоно» авангардной нефигуративности– за шесть лет до её возникновения впервых опусах такого рода уВ. В. Кандинского.