Явление Христа Народу О Картине

«Явление Христа народу» – картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его смерти

«Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции.

При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Прежде, чем приступить к большому полотну, Иванов выписал этюды почти всех будущих персонажей, некоторых – даже по несколько раз. Состояние страха и восторга замечательно переданы в их позах. Именно акцент в речи и дает тот или иной смысл предложению.

Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». На пути кХристу остаются борения человека XIX века, который «немог расстаться сосвоей мнимой свободой ума исердца, стать рабом Христовым»— слова архиепископа Иоанна (князя Шаховского) оЛьве Николаевиче Толстом, но как точно они характеризуют большую часть мятущейся интеллигенции XIX века. Это тоже порыв, но немного другой. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: "Порождения ехидны.

Тайны великих картин: 
"Явление Христа 
народу"

Тайны великих картин: "Явление Христа народу"

И для этого есть свои основания. А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями.

Через этот наглядный образ оккупации он изображает оккупацию римлян. Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Мы видим его молодость, порывистость и устремленность всего его существа туда, ко Христу. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира.

Таким образом, два внешне похожих подхода (сомнение Иакова и Нафанаила) внутренне противоположны. Портретное сходство с Гоголем очевидно. Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Это грешно». Последние годы вРиме Иванов действительно почти не работал над «Явлением». Это грешно». Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель.

«Явление Христа 
народу» Александра 
Иванова

«Явление Христа народу» Александра Иванова

В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж – его принято называть «ближайший ко Христу». Это сторонники старой веры. Дрожание слез в глазах, полных умиления, выражается в трепетном дрожании всего тела. От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. Тело его и взор обращены к Христу.

В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Именно Иванов открыл для русского искусства эпоху пленэра. Второй «сомневающийся» — седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Это сторонники старой веры. Сотворите же плоды, достойные покаяния. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Недаром А. Иванов разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей древней Иудеи и писал с них бесчисленные этюды на вольном воздухе, при свете солнца.

Некоторые критики отмечали вэтой несоразмерности смысловую перверсию: пророк «перевешивает» Спасителя. Мы привыкли вконце ожидать итога, разрешения. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема.

Все ждали этого. Это прямой портрет Гоголя. Гоголь в своем письме: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет так как уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы». Это цикл изображений будет иллюстрировать всю историю отношений человека иБога. Его сразила серьезная болезнь. Иванову пришлось пройти через тяжелый религиозный кризис иего картина, вырастая из реалий своего времени, отразила духовный надлом не только автора, но ицелой эпохи, большей части интеллигенции середины XIX века. Картину «Явление Христа народу» Иванов задумывает вРиме, куда он прибыл в1830 году вкачестве пенсионера Петербургской Академии художеств. Круг его общения вРиме был не широкий, но выбор знакомств делал ему честь: он дружил сГоголем, Жуковским, общался сГерценом, сблизился сНиколаем Рожалиным— знатоком античности инемецкой литературы ифилософии. Но прежде испытал себя в менее масштабном произведении, создав в 1834-1835 гг.

7 интересных фактов 
о главной картине 
Александра Иванова

7 интересных фактов о главной картине Александра Иванова Явление Христа народу

Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований.

Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Он был тоже очень горячим и порывистым. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов вел в римской студии уединенную, затворническую жизнь.

3. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. В поисках нужного образа «сличаются» женские имужские головы натурщиков, копии сантичных статуй иитальянских мастеров, натурные этюды. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Это состояние души, этот страх перемен, нерешительность просвечивают через внешнюю скованность, «дрожание».

Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе. Гигантские задачи, священные цели— этим был наполнен исторический день. Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Всех видней Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во Имя Того, которого еще никто не видал из народа. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» — мальчик и отец.

«Явление Христа 
народу» – картина, 
которой художник

«Явление Христа народу» – картина, которой художник посвятил 20 лет и которая стала причиной его сме

«Явление Христа народу» – картина-венец его творчества. В последние годы своего пребывания в Риме художник был занят хлопотами. Он потянулся за его одеждой. В 1848 году Европу охватили народные выступления, национально-освободительные движения.

(Исторически их, скорее всего, там не было: римляне чаще бывали в городах. ) Этих двух всадников Иванов пишет с французских кавалеристов. Сравните эти два лица: Иаков смотрит внутрь себя, где идет глубокий анализ, лицо же Нафана выражает что-то вроде «не знаю, не знаю, может ли быть что-то хорошее из Назарета. ». Десять лет спустя Иванов сгоречью признался Герцену: «События, которыми мы были окружены, навели меня на ряд мыслей, от которых яне мог больше отделаться, годы целые занимали они меня и, когда они начали становиться яснее, яувидел, что вдуше нет больше веры». Библейская тема на протяжении многих десятилетий существования советской школы была закрыта для учащихся.

Сочинение по картине 
Иванова Явление 
Христа народу

Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу

А вот Спаситель изображен вдали. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Но вего главной картине, «Явлении Христа народу», осталось глубокое послание Александра Иванова из XIX века. 172 х 247 смКартина «Явление Христа народу (Явление Мессии)» – центральное произведение в творчестве Александра Иванова. Иванову надо было показать картину, найти покупателя.

За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. Вскоре Иоанн лишился родителей. В среду 28 мая 1858 года «Явление Христа народу» было показано членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. А. Иванов потом вспоминал, что Александр II подал ему руку и долго расспрашивал о картине.

В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в абсолютно новом облике и занимает особое место. Каким себя видит Иванов. А в июле 1858 года умирает. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Это путь без будущности, без перспективы.

Идея храма не связана сопределенной конфессиональной традицией. Какие эмоции оно выражает. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет.

Как изображен Иоанн Креститель. Разбирая сверток одежд своего хозяина, раб слушает проповедь Иоанна Крестителя.

Явление Христа народу 
 (картина)

Явление Христа народу (картина)

Более 20 лет длилась работа Александра Иванова над картиной «Явление Христа народу», но полностью она закончена так и не была. Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника.

Только в 1858 году Александр Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и представить ее лично. Кто внушил вам бежать от будущего гнева.

«Явление Христа 
народу» – картина, 
которая стала причиной

«Явление Христа народу» – картина, которая стала причиной смерти ее художника

Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за Явление Христа народу вместо предполагавшихся 30 тысяч только 10 или даже 8. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь идти за Христом или нет.

Мы же помним слова Иванова: «Писать без веры религиозные картины— это безнравственно. Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся» (Быт. Иванов, вдухе времени, всегда почтительно идаже спафосом отзывался ознании инауке. Раб собирался одевать господина. Но все в нем выдает «сына Божьего» : и величественность поступи и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя.

Юноша похож на мраморную скульптуру, его тело идеально выписано. Он хотел воплотить на полотне историческое значение христианства. В том же 1858 году он умирает от холеры. На заднем плане Иванов изобразил путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь. Здесь оно и находится по сей день. Иванов называл этот сюжет «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент.

Как отмечал Гоголь в одном из писем, Иванов «не только не ищет профессорского жеста и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, так как уже давно умер для всего мира, кроме своей работы». У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развернута. Александр Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835). Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Сотворите же плоды, достойные покаяния. » Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.

Крайнего слева персонажа в коричневом хитоне художник писал с Николая Гоголя. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Интересна история создания образа. Кто внушил вам бежать от будущего гнева. Такие секты в то время были популярны среди малоазийских греков. 9.

А. Иванов поступил в академию возрасте 11 лет. Один вельможа держал его три часа в передней и отказался помочь. Холст, масло. Но воздух, хотя и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов.

Дмитрий Бак: на 
полотне Явление 
Христа народу есть

Дмитрий Бак: на полотне Явление Христа народу есть фигура Гоголя

Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). В Третьяковскую галерею оно поступило в 1932 году, было выставлено в специально пристроенном зале. Рядом лицо ещё одного ученика – Нафана. При этом художник изображая историческое событие и стремясь к его достоверности, ставит тот же вопрос и перед своими современниками: а каково ваше отношение к приходу Спасителя в этот мир.

В собрании Русского музея находятся более 80-ти натурных этюдов, два эскиза и так называемый малый вариант картины с фигурами в треть человеческого роста Неудовлетворенный размером этого холста, Иванов остановил работу и в 1837 году используя его как эскиз, приступил к написанию большой картины, ныне хранящейся в собрании Третьяковской галереи. Задумав создать монументальное полотно на ключевую для всего человечества тему, Иванов выбирает сюжет «всемирный». Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. Затем последовали две золотые награды. Мальчика нарекли Иоанном.

Описание по картине 
Иванова Явление 
христа народу

Описание по картине Иванова Явление христа народу

От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. Здесь отчетливо виден другой пластический рисунок— юный, «распахнутый», златокудрый Иоанн Богослов, живые струящиеся складки его алой накидки, за ним апостол Петр, готовый двинуться впуть, апостол Андрей, весь обратившийся вслух. Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар. В Италии он начал трудиться над огромной картиной Явление Христа народу. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер.

Контрастом кэтой группе— апостолы за спиной Иоанна Крестителя. ". Так же, как просвечивает приверженность ккомфортной земной жизни вхоленой плоти хозяина раба, «достаточного человека»— (сидит на земле, повернувшись обнаженной спиной кзрителю). Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра.

Анализ картины «Явление 
Христа народу»

Анализ картины «Явление Христа народу»

Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Свой «всемирный сюжет» Иванов находит вЕвангелии: «я остановился на С 1848 года картина «Явление Христа народу» была почти такой же, какой теперь мы ее видим. На огромном полотне— собирательный образ человечества «на перепутье из физических сил вдуховные»— так сам Иванов определил тему своей работы. Два центральных образа картины— Иоанн Креститель сего призывом кпокаянию иСпаситель, через которого идаровано миру спасение. Иоанн Креститель на переднем плане картины.

А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. Они только приняли крещение в водах Иордана. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: Порождения ехидны. 2. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон.

Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе.

Необычные детали 
«Явления Христа 
народу»

Необычные детали «Явления Христа народу»

Справа спускаются книжники и фарисеи с письменами Закона на своих белых одеждах. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены.

Именно вот таким образом роль русского художника-пророка виделась ему особо значительной. В июле 1858 года Иванов умер от холеры. Фарисеи спиной кХристу, спиной кИстине. Постников.

Центральная фигура на этой картине – Христос. Под влиянием славянофильских убеждений художник верил вособую спасительную миссию России, писал об этом своим неуклюжим, высокопарным стилем: от России «должно ждать законов все человечество, вследствие коих начнется повсеместное Царство Небесное на всей планете земле». Невозможно предположить, о чем думает раб. В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет».

Слева от них изображены старик, опирающийся на палку и обнаженный юноша. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина и горы в голубой дымке вдали и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Но это не означало отрыва от России. Глаза его опущены вниз. В этих работах открывается библейская история. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить.

В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Это иесть «Библейские эскизы» иэто лучшее, что создал Иванов. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города».

«Математика» для Иванова— обобщение всякого научного познания. Этот особый взгляд скептической эпохи позволяет по-своему толковать «Явление»: люди на картине Иванова лишены легковерия, они вслушиваются, вдумываются, сохраняя дистанцию сомнения. В конце мая 1858 года Иванов привез Явление Христа в Россию. Когда Христос крестился, многие Его ещё не узнавали, даже ближайшие ученики (они написаны левее Иоанна Крестителя) долгое время осмысляли эту новую для них реальность, пытаясь вместить её.

Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. В журнале «Сын Отечества» появился резкий отзыв В. Толбина о его картине. Раб присел на корточки возле своего господина.

«Явление Христа 
народу» (1837 – 
1857) – зашифрованное

«Явление Христа народу» (1837 – 1857) – зашифрованное послание современникам

Она в буквальном смысле была им выстрадана. Известный художник Лилия Ратнер очень точно выразила его суть: «Пророческое видение А. Иванова заключено втом, что эпоха хотела ине могла удержать живое чувство единения сБогом». Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. После неё невозможно оставаться таким, как прежде.

Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Знание Евангелия не только не поощрялось, а, наоборот, порицалось. Это дань Иванова античности.

Описание картины 
Явление Христа народу

Описание картины Явление Христа народу

Однозначной оценки произведение искусства не получило. Точно явлена внезапная, еще робкая радость этой измученной души— сХристом приходит надежда не на земное, ана божественное правосудие исострадание. Интересен портрет «дрожащего»— (крайняя справа обнаженная фигура мужчины) воценке Михаила Алленова: «Ивановский дрожащий, всвоем роде— мещанин, привыкший охранять себя от любых сквозняков, трепещущий от одной мысли ораспахнутых дверях иоткрытых пространствах». Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». По пророчествам, Мессия должен был прийти из Вифлеема, а тут внешним образом человек приходит из Назарета (мы знаем, что Иисус родился в Вифлееме, но потом Иосиф с семьёй бежал в Египет, а после смерти Ирода они поселились в Галилее, так как возвращаться было опасно). Зато на общественность картина произвела сильное впечатление.

До второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. С каждым днём снаряды взрывались всё ближе и ближе к мастерской Иванова. А дрожащий слушает, а не смотрит. В контексте того времени становится понятен пафос творческих задач Иванова: «я уже обрек себя умереть на пути кпользе отечества», отсюда же не прост картина, а«сюжет моей картины всемирный».

Поездка растянулась почти на 30 лет, так что художника стали забывать на родине. Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой.

Александр Иванов 
«Явление Христа 
народу»

Александр Иванов «Явление Христа народу»

В 1857 году он отправляет картину в Петербург не законченной. В 1850-е Иванов ознакомился скнигой Штрауса «Жизнь Иисуса». Воплощение грандиозного замысла заняло около 20 лет. Как известно, действие изображенное на полотне, происходит в Палестине.

9 июня картина была перенесена в Академию художеств и вскоре открыта для обозрения публики. Они отворачиваются от Христа, как бы отвечая на слова Иоанна Предтечи: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Тем не менее он был поглощен новым делом— созданием огромного цикла, который вошел висторию искусствоведения под названием «Библейские эскизы». Мы не видим воздуха, кажется – его и нет вовсе.

Картина вызвала самые противоречивые толки. 5. Когда Иванов уезжал в Италию на три года (а в результате пробыл там 20 лет), он ещё не определился до конца, какой сюжет выберет. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше и вновь приступил к работе. Взгляд Нафана направлен вниз и в сторону, лицо выражает предубеждённость.

Сотворите же плоды, достойные покаяния. На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам реки Иордан, чтобы послушать проповедника Иоанна и принять крещение во оставление грехов. Но как отличается порывистость одного от порывистости другого. В этом юноше многие современники Иванова видели символ античности. Глашатай новой истины, он указует людям, представленным в сложный момент выбора веры, на приближающегося к ним Сына Божьего. Контрастом пророку Иоанну художник изобразил противников Христа – «окаменелых сердцем фарисеев», медленной поступью идущих из глубины холста как образ старого мира. Основное же внимание Иванов сосредоточил на изображении народа, в котором появление Мессии вызывает своеобразный духовный переворот, выраженный целой гаммой чувств – от радостной надежды и пророческой уверенности до фарисейского скепсиса.

Раб – одна из самых сложных фигур для толкования. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя.

Описание настроения 
картины Явление 
Христа народу

Описание настроения картины Явление Христа народу

Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Каждый из них – это поиск оптимального решения. Своими духовными очами Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Немощный знатный (судя по голубой тоге) иудей, тронутый проповедью Иоанна, пораженный последними его словами «Вот Агнец Божий. », спешит при помощи товарища встать и взглянуть на Мессию. Судя по цвету кожи, он эллин, а не иудей.

А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Привычно внем видят образ социально угнетенного человека. Слева от Иоанна изображена группа апостолов— юный Иоанн Богослов, за ним Пётр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной— Нафанаил, так называемый «сомневающийся». Каждый одну и ту же вещь описывает по разному.

И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя. «Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. Именно таким был А. Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой.

Его выбор остановился на так называемой «аванзале крещенского подъезда» (Белом зале) Зимнего дворца. Художник не жалел сил на работу с натурой. За три года до этого художник написал полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. История создания ее очень интересна. Видно, что внутри него что-то происходит. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» – мальчик и отец.

Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. Была такая традиция – вносить себя в библейские сюжеты и на иконы (об этом часто просили заказчики).

Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. Гоголя). Между этими двумя полюсами – толпа людей. Последствия этого вскоре дали о себе знать.

Другие картины Александра 
Иванова

Другие картины Александра Иванова

Но вцелом это был гигантский труд. Юноша, взбирающийся на берег, – аллегория Израиля после пришествия Иисуса. 5. В середине XIX века внастроении русского общества происходит перелом. В образах дрожащего и рыжеволосого юношей. 242 321 см.

В одном из пророчеств сказано, что в Нём не будет ни вида, ни величия. Портрет А. А. ИвановаАлександр Андреевич Иванов (1806-1858) – русский художник, представитель академического стиля в живописи. Он родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова, профессора Императорской Академии художеств. У тебя в данной заметке упор на фантастическую работу художника. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас. И не всем хочется, чтобы в мире победили добро и справедливость.

«Явление Христа 
народу» – краткое 
описание

«Явление Христа народу» – краткое описание

Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. С другой стороны, он сидит у ног Иоанна Крестителя как ученик – он видит себя учеником. В нём нет отторжения, нет торопливости. Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Они внимали каждому его слову. С одной стороны, те, кто интересовались живописью и следили за творчеством Иванова, ожидали большего. Он в шляпе и с посохом путешественника – он путешествует.

«Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. Он изображен в профиль. В каждом герое его композиции – целый мир из переживаний, чувств, эмоций.

Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Он написал умного, гордого человека и жалкого одноглазого старика, обнаруженного в нищей лачуге на окраине Рима, натурщицу Мариуччу и арестанта с клеймом на лбу и толстой веревкой на шее. Что интересно, картина так и не была закончена. Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном. Тело его и взор обращены к Христу. На переднем плане— изображение раба сверевкой на шее.

Образы в картине 
«Явление Христа 
народу»

Образы в картине «Явление Христа народу»

Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, – это то, что хотел показать в своей работе Иванов. Вот таким образом и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Вдохновенная поза, величественная осанка, таинственная сила, позволяющая ему совершить пророчества.

Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Писать без веры религиозные картины— это безнравственно. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Задача современного человека, считал Иванов, утвердить веру «отраслью ума человеческого»: «Мы начинаем уже выкупать род человеческий из пороков, посредством математики, прочным путем теперь человек доходит до своего вдохновенного Спасителя».

Их больше впечатлял Креститель, чем Мессия. При возгласе «Вот Агнец Божий. » он оставил одежды и оглянулся назад. Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно. Когда человек строит свою фразу (а не копирует), он свои мысли определенным образом выстраивает.

  • «Иисус должен быть один абсолютно»
  • «Явление Мессии»: зашифрованное послание современникам
  • ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА НАРОДУ Александр Иванов
  • Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Иудеи, пришедшие к водам Священной реки
  • Рядом расположены достопримечательности

К примеру, отрывок из письма Огарева кГерцену: «Ради Бога не доводи себя до дуэли, вспомни, кто ты идля чего». Дадут свой ответ ифилософы— уже вдвадцатом веке Иван Ильин выскажется вотношении знания иверы: «В области веры имеется своя особая достоверность исвои полноценные основания, не замечать их или отвертываться от них можно только по недостатку духовного опыта». Иаков смотрит внутрь себя, он хорошо знает Ветхий Завет, а это закон и пророки.

Пушкинское «Ум ищет божества, асердце не находит»— тоже из XIX века, века, вкотором на роль божества последовательно примеряются то искусство, то наука или революционные идеи, но таинственное живое единение сБогом эта эпоха не удерживает идраматичный опыт прошедшего столетия остается нам, потомкам, для осмысления. Но Иванов передает другое, самое главное творческое послание, которое уходит за рамки сиюминутных смыслов той эпохи: содной стороны, вкартине есть разорванность между земной инебесной жизнью но, сдругой стороны, одновременно есть иглубинная, вечная тоска человека по иному, горнему миру, по тому Христу идущему вдалеке на фоне тающих вголубой дымке далеких гор. В этом вечный смысл картины, которая сегодня не случайно занимает всю громадную стену взале Третьяковской галереи. Он изображен в профиль. На картине Иванова Христос по вертикали как бы спускается к рабу.

  1. Записки переводчика с Андреем Десницким
  2. Он ничего не делал, только рисовал
  3. Композиционные особенности и образ Христа
  4. «Смотрящий» и «дрожащие отец и сын»
  5. О жизни и творчестве выдающихся художников

Лицо раба зеленоватого цвета: невольников специально мазали плохо смываемой краской, чтобы помешать их побегу. 7. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. В лице его ощущение страстности, убежденности идущей от него светоносной силы. За ним стоит апостол Пётр.

Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий. Есть эскизы, где фигура Христа крупная, почти такого же размера, как Иоанн Креститель. В 1858 году Иванов, наконец, вернулся из Италии вПетербург ипривез ссобой «Явление Мессии». Еще Иванов изображает двух римских кавалеристов. Самый простой пример это фраза "казнить нельзя помиловать". Показался тот, кто защитит людей от зла.

А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Обратите внимание, как он пишет лица кавалеристов: это не лица злодеев. Выходящие из воды люди влевом углу картины.

«Иисус должен быть 
один абсолютно»

Для общественности это был нонсенс. Но тут начинается война и французы вторгаются в Древний Рим. Это и интересно. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе – утром, днем, вечером. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника.

Скорее здесь большее, это образ человеческой земной неправды, несправедливости. Вот таким образом её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Такого в живописи люди еще не наблюдали. На первом плане— юноши и старцы— образ непрекращающейся жизни.

Судя по головным уборам, перед нами не израильтяне, а путешественники. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Эти фигуры очень выразительны.

Оно увидит, услышит, переродится. С. П. Гоголь, – ловить высокие движения душевные. Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление.

Об этом же сообщал и Н. В. Закон говорит о том основании, том минимуме, ниже которого человек не должен падать. Думается, что вкупе все сыграло здесь свою роль: книга Штрауса, революционные события вЕвропе, само время, стремившееся «алгеброй гармонию поверить»— все неразвязанные узлы иутопии XIX века.

Никаких отрицательных отзывов со стороны царя или кого-нибудь из его приближенных не последовало, однако через несколько дней всем стало ясно, что картина А Иванова «не поразила двор, как картина Брюллова». Есть в Евангелии такие слова: «Льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит». Перестали даже уже и осаждать его просьбами — пустить посмотреть картину, над которой он трудился в течение двадцати лет. А.

Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада, - писал Иванов о лице своего раба. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Начнем с того, почему художник называл этот сюжет всемирным. В правой части картины изображены римские воины на конях и иудейские священники и фарисеи с непроницаемыми или хмурыми лицами – противники Христа. И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар.

«Явление Христа народу» (или «Явление Мессии») Иванов писал около 20 лет в Италии, но так и не дописал до конца. Холст, масло. Есть в толпе слушателей Иоанна и так называемые «сомневающиеся». Но народ – не один человек. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований.

Содержание картины всем более или менее известно. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Ему было важно создать образы архетипические, но живые, невыдуманные.

1836 – не позднее 1855. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. Во время Великой Отечественной войны было эвакуировано в Новосибирск, откуда и вернулось в Третьяковку исполнять свою миссию – Иванов верил, что «Явление Христа народу» поможет русскому обществу преодолеть свои пороки и недостатки. Профессор Иван Астафьев (в эссе 1916 года) так комментирует следующую сцену: «Две другие фигуры, они, как видно, едва вышли из воды и готовились одеваться, но в эту самую минуту проповедь Иоанна коснулась их слуха и они, боясь проронить хоть одно слово, остановились. Глаза его опущены вниз. В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан.

И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар. Они прочитывали его картину абсолютно сдругой перспективы:«Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы идущий дружной толпой за горячим проповедником», — так написал окартине Репин, чьи взгляды были созвучны взглядам революционных демократов. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Но в эту минуту услышал слова Иоанна. Однако «Библейские эскизы» писались не для христианского храма, задумывалась некая «мировая история религий» вне определенной конфессиональной традиции. 4. А. Иванов решил следовать за своей картиной, вот таким образом его путешествие из Рима в Петербург было делом хлопотным (подробности этого полного приключений пути можно узнать из писем художника к брату). В 1840-е годы художника очень поразила война Франции с Италией, он воспринял её как личную трагедию.

Это огромное полотно расположено в отдельном зале галереи. В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Гоголь, – ловить высокие движения душевные". И найти ему ее удалось. Иванов уходит от упрощенного схематизма, окончательного деления на верных иневерных. Перед Иоанном Крестителем вцентре композиции— народ, каждый из этих людей по-своему воспринимает призыв кпокаянию. При всей выразительности Иванов создает обобщенные, «вечные» характеры. Это особая задумка автора картины.

Учился под руководством отца. «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Работал Иванов с«дотошностью немецкого профессора».

«Все более или менее согласились называть нынешнее время переходным, — писал Гоголь всвоей Авторской исповеди вконце 1840-х годов. — Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир вдороге, ане упристани». В это время растут революционно-демократические настроения. 1:34). Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры.

Однако русские революционные демократы поспешно записали Иванова всвой лагерь. Другой накричал на художника – зачем он бороду носит. У всех свои акценты.

В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых. Вместе с тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. «Библейские эскизы» остались незавершенными. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. Здесь люди добрые и злые, горячие и спокойные, мудрые и простодушные. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии.

Однако Нафанаил, крайний слева вгруппе апостолов, не поддерживает общий порыв, — он «сомневающийся», сомнения «обездвиживают» его— застывшие складки одежды, опущенная голова, замкнутые руки. Он во всем искал новых сведений, уточнений кизучаемым евангельским событиям. Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. В левой руке он держит деревянный крест, протягивая воздетые руки в сторону Христа.

В этом многие современники Иванова увидели почти политический манифест. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат. Для головы раба художник сделал огромное количество этюдов. Справа— фигура «ближайшего к Христу», в котором узнается облик писателя Н. В. Гоголя.

«Смотрящий» – это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Ему предстояло доставить в Санкт-Петербург холст огромных размеров (высота — 540 см, ширина — 750 см). По меткому выражению историка искусства иобщественного деятеля того времени, Владимира Васильевича Стасова, Иванов «всех слушал иникого не слушался». Там он находится и по сей день. «Явление Христа народу» Александра Иванова – знаковое произведение для русской живописи – рождалось в Риме. Но в процессе работы художнику открылась печальная истина, что времена простодушного упования на Спасителя безвозвратно прошли, а конфликты в мире нельзя разрешить с помощью одной веры.

Одновременно нет окончательной преграды, чтобы войти туда. Другое обвинение В Толбина заключалось в следующем. Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н. В. Именно новая вера, по мнению Иванова, должна была объединить людей разных сословий. – В основном наследие Гоголя изучено и в этом большой вклад ученых XIX века.

Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: «Порождения ехидны. Это явилось огромным вызовом для людей верующих или по корням православным. Если вспомнить иконографию сюжета «Сошествие Христа в ад», там под изображением Христа по вертикали располагается ад – чернота и образы боли человеческой. Первый, рыжий, – апостол Иоанн, самый молодой из них. Иванов, который по-прежнему жил иработал вРиме, пытался как-то защититься от этого «шума истории», сосредоточившись на выстраданной идее своей картины.

19:7). 11. Но шли годы, работе не было видно конца – о художнике начали забывать. Все это время Иванов упорно работал. Другое обвинение В. Толбина заключалось в следующем.

Но в окончательном варианте (а художник сделал около 300 эскизов) Иванов уменьшает Христа, так что Он становится меньше всех. Этот город своим обликом был удивительно похож на палестинские города. Художник делал много набросков для своей будущей картины, сохранились эскизы местности, типажи людей, особенно евреев, которые тщательно изучал А. Иванов, посещая синагоги и другие многолюдные места. Когда был разрешён доступ в мастерскую художника, картина Иванова произвела настоящую сенсацию: казалось, весь Рим побывал здесь и отзывы о картине были самыми восторженными. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Насколько сильны различия между иудеями изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах.

Так же серьезно и трудолюбиво искал Иванов пейзаж для своей картины. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Главная идея полотна «Явление Христа народу» – тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Да исам художник за двадцать лет работы над картиной поменялся внутренне. В центре картины— фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Особенно это заметно на этюдах к полотну. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду.

Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Двадцать лет трудясь в Италии над воплощением своего грандиозного замысла, художник выполнил большую подготовительную работу. Видеть одну и ту же вещь разными глазами. В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Иванов поместил раба в середине картины.

В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. На это косвенно могут указывать и его ярко-белые одежды без коричневых прожилок. Второй «сомневающийся» – седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Кто внушил вам бежать от будущего гнева.

Третий несколько раз прогонял его, пока нужная бумага не была составлена по форме. Тем не менее сама тема картины, кажется, не оставляла его. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н. В.

Учился передавать и самый воздух, а это – великое умение. Богачам жалко расставаться со своим богатством, а господа боятся потерять власть. Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858), знаменитый художник, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой.

Здесь человечество перед фактом явления Христа. Идея картины возникла у художника ещё в молодости. Это не просто раб евангельского времени, это отражение действительности того времени, в котором жил Иванов: в России еще существовало крепостное право и его отмена произошла лишь в 1861 году.

Это крайняя фигура и на ней останавливается движение. Мы знаем, что иудеи ждали этого момента сотни лет. В центре— богатый, отшатнувшийся от Христа и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Эпоха, поддавшись искушению рационализмом ищет опоры вточном знании. Еще одна интересная пара – юноша и старик внизу картины. - Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова Явление Мессии (или Явление Христа народу) – в облике одного из персонажей изображен Гоголь.

Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Кто знает. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Еще могут быть какие-то громкие открытия.

Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Общая устремленность этих людей— вверх, кСпасителю. Говорили, что эскизы вышли гораздо сильнее.

Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди. В журнале "Сын Отечества" появился резкий отзыв В. Толбина о его картине.

Другое обвинение В. Толбина заключалось в следующем. Художник достигает выразительности используя только человеческие тела, позы, пространственное положение в композиции, выражение лица. Эту картину художник начал писать ещё до отмены крепостного права. Здесь звучит тема наготы.

В журнале Сын Отечества появился резкий отзыв В. Толбина о его картине. На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. Иванов написал картину не из жизни Христа, а из жизни народа. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке (он написан с Николая Гоголя). «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой.

Ни у кого на картине лицо не выражает такого сложного чувства. Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». Юноша заинтересован словами Крестителя, он спешит выйти на берег старик, опершись на посох, тоже увлечён проповедью, но пребывает в раздумье. В центре полотна – группа «хозяин – раб», о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Полотно очень колоритно.

Метод совершенно новаторский. Иванов считал, что писать картину на библейский сюжет, не имея благоговения веры и полного доверия Богу, он не может. Отдаленность, перспектива задает ощущение пути— временного, жизненного пути, который человек должен пройти для встречи сХристом. В результате огромный пласт мировой и русской культуры выпал из жизни.

Величие христианства – в пробуждении Божественного начала в униженных душах.

В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Кроме того, по столице поползли слухи, что царь хочет дать за «Явление Христа народу» вместо предполагавшихся 30 тысяч только 10 или даже 8. Сам художник тяжело переживал холодный прием картины, которой он отдал почти всю жизнь.

За ним мы видим группу апостолов. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. По словам Иванова, речь так тронула невольника, зародив надежду на освобождение (Иванов сделал акцент на этом моменте в контексте споров об отмене крепостного права), что слезы покатились из его красных глаз.

Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоятельные работы. Самый высокий, почти огромный – Иоанн Креститель. Одни верят тому, что говорит Иоанн, другие сомневаются, третьи задумались над его словами. Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын» и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы.

А три дня спустя, 3 июля 1858 года, Александр Иванов скончался. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. «Явление Христа народу» – картина, поистине являющаяся шедевром. «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой – темной на светлом фоне. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже.

Соответствующую натуру он долго искал в Италии. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца. Скорее попытка художественно переработать и«вытащить» из многоликого сплава голов, жестов, улыбок, движений— задуманный характер. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Матф. 3:1-5). Композиция картины состоит из двух планов.

Сама картина как бы вырастает из реалий либеральной русской среды середины XIX века. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. Иванову эскизом. Зрители не чувствовали значительности, торжественности момента.

Но этот замысел занимал художника до самой смерти, он не собирался расставаться сним. Иванов задумал построить ирасписать что-то вроде храма мудрости, вкотором библейская иевангельская история будет представлена ведином связном повествовании сантичной ивосточной мифологией исагой. Наконец, не вполне закончив свое творение, Иванов показал его итальянцам. Он прочно «привержен плотью кземле». В картине множество смысловых параллелей: здесь не только апостолы ифарисеи, рабы игоспода, но истарость имолодость. А три дня спустя, 3 июля 1958 года, Александр Иванов скончался. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. На смену приходит скептическое, рациональное поколение. Белинский писал: «нам мало наслаждаться искусством, мы хотим знать, без знания для нас нет наслаждения».

Словно в насмешку, через несколько часов после смерти живописца явился посыльный с конвертом из придворной канцелярии и уведомил, что царь приобретает картину за 15 тысяч и милостиво жалует Иванову орден Святого Владимира. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом.

Мы знаем, что Христос пришёл не только к иудеям, но ко всем и к римлянам в том числе. В разговорах сГерценом в1857 году он надеется разрешить мучивший его вопрос, какое же «новое воззрение» займет покинутое место, что будет ныне вдохновлять искусство: «Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы. Что значит эта встреча для любого верующего человека.

Тогда центр тяжести картины вовсе не вявлении Христа. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. Друзья Иванова верили в его дарование и нетерпеливо ждали картину. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник.

Понимаешь. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность. «Полнота возрастов» повторяется в этой паре «старик и юноша». Фигуру раба Иванов пишет посредине и ровно под фигурой Христа. Возвращения художника никто не заметил.

Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека.

Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Итак, Иванов открыл в искусстве то, о чем его современники даже и не подозревали. На них вифинские шапочки (фасон по названию области Вифиния), какие носили эллинизированные (испытавшие влияние греческой культуры) жители из внутренних областей Малой Азии. Считается, что эта книга сыграла особую роль врелигиозном кризисе Иванова. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта. Для картины написано около четырехсот этюдов, портретных набросков, законченных пейзажей. Малый вариант картины, одновременно служивший А. А. В отдалении схолма спускается группа фарисеев. Так, 3 июня А. Иванова не удостоил принять в Царском Селе гофмаршал императорского двора граф Шувалов, «который был в ту минуту болен и выслал сказать через секретаря, что картина не может оставаться более во дворце и что ее нужно отправить в Академию». Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление.

С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно и молодое и зрелое и старое (сухие ветви наверху), в нём как бы заключена вся полнота возрастов. Он указывает на Христа.

Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Словно именно пророк несет ответственность за судьбы человечества. Свой художественный метод сам Иванов определил как путь «сличения исравнения». И вот этот момент наступает. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие. Иными словами, «картина не есть последняя станция, за которую надобно драться».

Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка.

Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Именно к нему Иоанн Креститель и направляет взгляды людей.

«Явление Христа народу» было представлено в Петербургской академии художеств вместе с многочисленными этюдами и эскизами. Крайний слева в дорожной шляпе – это автопортрет Иванова. 6. 3:9, 10).

Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Позднее двадцатый век даст свои выстраданные ответы мятущемуся девятнадцатому столетию. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя.

На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. Слева от них изображены старик, опирающийся на палку и обнаженный юноша. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Более двадцати лет работал художник над этой картиной. Иванов изобразил себя в образе странника или путешественника.

Лица господина не видно: художник написал его спиной к зрителям. Получается ив группе апостолов нет однозначного ответа на проповедь Иоанна.

В результате большая картина, как и ее малый вариант, осталась незаконченной. Они устремились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Согласно Евангелию от Иоанна, Мария Магдалина узнаёт воскресшего Христа, который жестом руки останавливает её порыв, говоря ей: «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему (Иоан. 20:17). Эта картина имела большой успех и в Риме и в Санкт-Петербурге: в 1836 г. художник удостоился за неё звания академика. Данный успех прибавил бодрости художнику и он принялся за главное дело своей жизни – создание огромного полотна «Явление Христа народу» («Явление Мессии»). Творчество А. Иванова – пример самоотверженного служения искусству. Юбилейные дни – повод ещё раз навестить музейные залы, взглянуть на хрестоматийные полотна свежим взглядом и вспомнить историю их создания. В мае 1858 года картина А. Иванова «Явление Христа народу» наконец прибыла в Петербург. Движение группы нисходящее.

В Риме картина имела огромный успех. Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече. Это кажется совершенно непоследовательным, противоречивым— содной стороны, разочарование ввере, сдругой— «Библейские эскизы».

Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Многое предстояло художнику решить впервые. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Иванову было свойственно тщательное изучение натуры, вдумчивый анализ явлений природы. И что здесь важно – живописца интересовал именно психологический аспект, а не религиозный.

До появления греческой философии, поменявшей представление о человеке, вера древних греков была очень мрачной, человеконенавистнической их мифы – это круговорот страданий измен, бойни и крови. Розанов саркастически отмечает: «Первое явление Христа народу, которое (страшно сказать. ) комически соскальзывало на первое представление народу, где представляющим ипочти рекомендующим является Иоанн Креститель иотчасти Иванов». Однако такое композиционное решение вполне оправданно. Художник показывает, что встреча со Христом может произойти в любом возрасте. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». Как верно отметила искусствовед Н. Дмитриева, «Иванов действительно дышит воздухом древнего эпоса, действительно переносится вмир Библии».

Есть соблазн вписать сюжет жизни Иванова всюжет «блудного сына»: «Библейские эскизы» есть не что иное, как подтверждение— человек справился сдуховным опустошением, вера вдуше жива. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер.