Александр Иванов Художник Википедия
Русский художник Иванов биография и картины
Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Таков был, в первую очередь, его цикл замечательных работ с изображением обнаженных мальчиков на фоне природы. Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Александр Иванов был старшим ребёнком.
В 1830 г., написав требующуюся картину, Иванов отправляется в Италию. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Рим в то время считался самой экзотической столицей Европы. Знаменитый русский исторический художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова.
В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую. По пути он останавливается в Дрездене и посещает местную галерею. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам.
Александр Иванов — художник одной картины
Их угощает седой старик в грубой одежде, с пастушеским посохом в руках. Во исполнение «инструкции» художник сделал картон с «Сотворения человека» с плафона Сикстинской капеллы Микеланджело.
Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному. Всякий художник, желающий обрести себя, стремился сюда. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном "Явление Христа народу" (1837--1857, ГТГ).
Русский художник Иванов Александр Андреевич
Иванов принялся за «Явление Христа народу». Выехав в 1830 за границу как «пенсионер» Общества поощрения художеств, Иванов почти на всю жизнь поселился в Риме. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств.
Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого – духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Люди, теперь здесь во главе стоящие, грозят все зажечь и погрести себя под пеплом. Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости". Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной Явление Христа народу (1837-57, ГТГ).
Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма (Воскресение, гуашь, 1845, там же). В 1827 году получил большую золотую медаль5 и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». Бывают минуты, когда мастер сам, как от чумы, шарахается от своего творения.
А. И. Герцен откликнулся на смерть Иванова некрологом в "Колоколе" с глубокой скорбью писал о художнике И. Н. Крамской, предсказывая огромное влияние нравственной силы искусства Иванова на будущие поколения художников. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Божественная интуиция художника подсказала ему, что лица итальянок сохранили куда больше евангельского, чем физиономии мужчин.
Ответ Иванова оказался двусмысленным. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Иванов, Александр Васильевич (художник-мультипликатор)
Он сгорит за три дня. "Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада", -- писал Иванов о рабе. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. Но уже две недели, как абсолютно все остановилось.
Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. Учился в петербургской Академии художеств (1817-28) у своего отца – А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова.
И словно последняя насмешка судьбы. Поразил Тургенева и метод художника. Однако Иванов не спускается до мелочной жанровой обыденности. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Дело в том, что выдавая командировочные художникам, Общество поощрения требовало ежемесячные отчёты о работе, а затем в срок художники представляли законченные работы.
- Иванов Александр АндреевичКартины и биография
- Александр Андреевич Иванов, картины и биография
- Иванов Александр Андреевич картины
- Иванов Александр Андреевич (1806-1858)
- Художник Александр Иванов, картины-предсказания
- Художник Иванов Александр Геннадьевич
Вся семья жила художественными интересами. Заехав в Италию прогуляться и посетив чудака-художника (о котором уже судачила вся Россия), Тургенев был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал студеной водой. Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Ведущее значение для Иванова имеют образы искусства итальянского Возрождения. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров.
Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина (1831-33). Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом Библейских эскизов (акварель, ГТГ и ГРМ), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Такой же предельности достиг он в выражениях человеческих лиц, особенно Иоанна Крестителя.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Так создавалась самобытнейшая толпа Явления (каждый из персонажей на картине чуть ли не в полтора человеческого роста. ) посреди сожженного солнцем пейзажа Кампаньи, которая, как считал автор, воскрешает Древнюю Палестину. Машковцев рассказывает о картине «Явление Мессии»: «Иванов создает образы идеальной, праксителевской красоты, бесконечно превосходя в этом отношении все, что до него было сделано в живописи. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
- Художник Иванов Александр Геннадьевич (40 работ)
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Иванов, Александр Андреевич
- Отрывок, характеризующий Иванов, Александр Андреевич
- 16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 год, Петербург – 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 год, Петербург
- Известные произведения Иванова Александра Андреевича
- Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-1834)
- «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836)
Сюжет картины был взят из Евангелия. У ног Иоанна Крестителя -- две сидящие фигуры: господин и его раб. Иванов Александр Андреевич (1806-1858), русский художник.
Таким сюжетом явилось гигантское полотно Явление Мессии (Явление Христа народу, 1837–1857, Третьяковская галерея), – с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя. Рим осажден французскими, неаполитанскими и испанскими войсками, а Болонья – австрийскими. Однако, поездка чуть не сорвалась.
Картина говорит зрителю о прекрасном. Брюллов называл Иванова «кропателем». Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века. Кажется, что здесь он дошел до пределов пластического выражения этих вещей в живописи.
Резкая и несправедливая критика обрушилась на художника. Сын повторял судьбу отца. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью.
- Аппиева дорога при закате солнца (1845)
- Иванов Александр Андреевич, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-1858)
Но и туда не успевает. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма.
Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза. Его обучала мать и для него нанимали учителей. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве.
То была своеобразнейшая биржа труда. После недавней провальной Крымской войны простым людям (на восприятие которых автор возлагал все свои надежды) не до высоких философских идей, даже не до спасения души.
Израненная неудачной любовью душа художника внезапно заражается идеями революции. При отправлении из России художник был снабжен обширной «инструкцией», в которой Комитет Общества поощрения художников, командировавший Иванова, предусматривал распорядок его занятий на все три года пенсионерства. Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург.
Реалистические достижения Иванова раскрываются в правдивой передаче пространственных соотношений, элементов пейзажа, что особенно видно в исполненных философской глубины подготовительных этюдах к картине (Аппиева дорога при закате солнца, 1845, На берегу Неаполитанского залива, конец 40-х гг., – оба в ГТГ). На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. Те же, что хотели остаться и далее, пускались в самостоятельное плавание.
Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину: Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора, а в 1827 г. — большой золотой медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой программы: Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона. Но для получения права на доездку в Италию художнику пришлось писать новую дипломную работу. Поздним соболезнованием откликнутся Крамской и Стасов. Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. В 1848 году в Европе грянула революция.
К 1840 году в близкий круг общения художника входили Иордан, Н. В. Гоголь и пенсионер Ф. Моллер, только что приехавший в Рим. В этом творческом процессе более всего поражает нынче то, о чем тогда не подозревал никто.
Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Это античность, воспринятая через Возрождение. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса.
Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Русских художников-пенсионеров посылала на стажировку Академия сроком на три года. А роскошная шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов. Окрыленный успехом картины Явление воскресшего Христа Марии Магдалине, Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения Явление Христа народу (1837-57), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. Мы видим приход Спасителя к толпе лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Сам Иванов любил эту картину.
В ней, как и в раннем замечательном произведении Аполлон, Гиацинт и Кипарис, художник выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие.
А прибыв, первым делом навещал Испанскую лестницу. Двадцать лет работал А. Иванов над своим произведением. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. Ничуть не бывало. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Ракова. – Вот возле блюда с едой, поставленного на куске расстеленной на земле ткани, расположились усталые босые путники.
Мастер поддерживал также дружеские отношения с Н. В. Гоголем и А. И. Герценом, перенял идеи русского (С. П. Шевырев и др. ) и немецкого (Ф. Шеллинг) философско-эстетического романтизма сам он был настоящим художником-философом. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена.
Идя вглубь натуры в ее первозданной простоте, Иванов предваряет не какие-то отдельные направления, но первые рубежи современного искусства в целом (недаром полагают, что его этюды могли повлиять на творчество молодого Э. Дега). Эта картина стала жизненным подвигом художника. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Лишь для одного художника, поразившего воображение самого царя, сделали исключение. Иванов осознал просветительскую и пророческую роль художника, он уверовал в то, что искусство должно служить преобразованию и нравственному усовершенствованию человечества.
Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем (Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824, ГТГ). Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Интриги завистников, тупость публики, бюрократическая канитель буквально добили художника.
По его мнению, «кропатели» гениями не бывают. О том, как жил художник на скудную пенсию из коей почти все средства уходили на холсты, кисти и краски для сотен этюдов, пожираемых картиной-колоссом, да на оплату натурщиков, рассказал молодой Иван Тургенев. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.
Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». Завершает ранний период творчества художника картина Апполон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-34), созданная Ивановым уже в Риме, которая отличается необыкновенно тонкой композиционно-колористической гармонией и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Жизнь А. А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры в июле 1858 года. На измученном лице раба изборожденном морщинами, -- заметно подобие улыбки. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Стремление Иванова создать программное монументальное произведение, выдвигающее проблемы историко-философского характера, отражает идеалы романтизма, но исполнение в основных своих чертах классицистично (симметричность, уравновешенность и замкнутость композиции, барельефный принцип расположения фигур на плоскости и др. ).
В мае 1830 года он покинул Петербург. Через несколько часов после похорон на квартиру Иванова пожалует важный лакей с вестью благой и торжественной: Его Величество Государь Император Александр II награждает художника Александра Иванова орденом святого Владимира в петлицу, за 15 тысяч серебром покупает Явление Христа народу и присваивает ему звание академика. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного.
Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Однако в итоге романтическая эстетика берет верх над религией (к тому же мастер испытывал и воздействие рационалистического критицизма Д. Ф. Штрауса с его Жизнью Иисуса) Иванов несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довел его до конца. Гоголь во многом повлиял на представления Иванова о просветительских задачах искусства.
Написанная уже в Италии картина Аполлон, Гиацинт и Кипарис (1831-34, ГТГ) отличается гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Убегает из мастерской, бродит по улицам, бросая кисть на целые недели. Под руководством профессора Егорова Ф. Е. и у меня едва достает духу, чтобы более совершенствовать ее исполнение".
В течение нескольких лет он исполнил две картины. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени.
В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. И, потрясенный, Александр Андреевич бежит из холодного, бездушного Петербурга в Москву. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты.
Простые мотивы типа ветки на фоне неба (Ветка, конец 1840-х – начало 1850-х годов Третьяковская галерея) или обнаженных мальчиков на фоне Неаполитанского залива (этюды 1850-х годов), решенные с беспрецедентным для русского искусства мастерством пленэрной живописи, обретают необычайную значительность. Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Каждый день ожидаешь тревоги.
По-своему эпохальны многочисленные этюды к Мессии. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Испытал влияние искусства итальянского Возрождения среди художников-современников ему были особенно близки немецкие назарейцы (их лидер И. Овербек входил в круг близких друзей Иванова). За Иоанном Крестителем -- группа будущих учеников Христа: порывистый Иоанн Богослов, седовласый апостол Андрей, сомневающийся Нафанаил, по другую сторону от пророка -- фарисеи, римляне, народ. Вечный фантазер идеалист, утопист и мечтатель, обуреваемый желанием духовно обогатить человечество, он задумал гигантскую серию росписей.
попутно изучая основы библии. Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался. Он был недоверчивым и замкнутым человеком. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. В пейзажных этюдах Иванов добился огромных успехов в изображении пространства.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». "Далеко ушли мы. Н. Г. С выставкой картины в Академии художеств бесконечно тянут.
Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением Явление воскресшего Христа Марии Магдалине (1834 г. ). Картина поглотила художника целиком. И самое страшное: Иванову кажется, что он теряет веру во Христа. Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, побывал в Австрии и Германии в 1831-58 жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь.
Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой.