Арчимбольдо Автопортрет
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Дата рождения художника неизвестна. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
- 15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
- Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины
- Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
- Портретные натюрморты от Джузеппе Арчимбольдо
- Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
- Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Огонь. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Маньеризм (от итал. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. На воинственное начало указывают и пушки.
Позже эти собрания стали основой знаменитого музея — Кунсткамеры РудольфаII. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18.
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо
- История одного шедевра: «Рудольф в образе Вертумна» Арчимбольдо
- Презентация по ИЗО на тему Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо
- Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Существует версия, что росписи в церкви св. Публиковались и другие работы.
В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Однако он был лишь одним из придворных живописцев, наряду с Доменико и Джеронимо Поццо и Джулио Лучинио, которые также получали жалованье, но из разных источников. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.
- Тема: «Портрет в стиле Арчимбольдо»
- Биографии великих и известных людей
- Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню века
- Портретные натюрморты Джузеппе Арчимбольдо
- Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
- Самое интересное в виде мозаики
- Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
- Разносторонность интересов художника
- Аллегория в портретной живописи
- Джузеппе Арчимбольдо: самые популярные картины (топ 12)
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
- Джузеппе Арчимбольдо – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- «Съедобные портреты Арчимбольдо»
- Словари и энциклопедии на Академике
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу.
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Сохранилось около двух десятков работ Арчимбольдо того периода – официальных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных возможно, на стилевое своеобразие оказала влияние придворная кунсткамера, которую курировал художник. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Даже оторопь берет. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Стихотворение Иосифа Бродского «Любовь»: о любви поэта и Марины Басмановой
- Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Pencil, pen and ink, wash and warecoloured ink, gray wash on paper, 442 x 318 mm. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Великий иллюзионист живописи Джузеппе Арчимбольдо. После смерти Арчимбольдо и его покровителя – императора Рудольфа – наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Воздух. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Palazzo Rosso, Genoa. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Существует версия, что росписи в церкви св. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. На воинственное начало указывают и пушки. Маньеризм всегда свидетельствует о вырождении одного и скором пришествии нового стиля. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Его картины восхищали своей оригинальностью современников. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Искусство маньеризма выражается в преобладании формы над содержанием.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Забавно, но обычные работы Арчимбольдо (традиционные пасторальные сцены) канули в лету, а вот его портреты, составленные из фруктов, растений, рыб и прочих элементов натюрморта, в течение долгого времени были предметом восхищения и подражаний. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора11. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Публиковались и другие работы.
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Вариантов «Времен года» было несколько. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Он родился в Милане в 1527 году. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. В 1562 году, приняв приглашение от короля Германии Максимилиана II Джузеппе становится придворным живописцем, на долгие годы покидает Италию. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt).
Подобное представление характерно и для древних культур. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника – иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей).
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. В 1566 году ему компенсировали и дорожные расходы, выделив на поездку в Италию 100 гульденов15. manierismo – вычурность, от maniera – прием, способ) – название, условно обозначающее определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского искусства середины и конца XVI в. Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Возрождения.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Времена года чередуются в неизменном порядке, символизируя как постоянство природы, так и вечность правления дома Габсбургов. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
При этом следует иметь в виду, что его художественные работы крайне редко или вовсе не фигурируют в сохранившихся документах. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Карикатуры и наброски странных чудовищ, нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи стали для юноши настоящим потрясением, повлиявшим на его собственное творчество. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Человек многих дарований и широкой эрудиции, он служил при дворе как архитектор, театральный художник, музыкант, гидротехник.
В этой фразе выражена одна из главных идей натурфилософии того времени — о живом космосе исполненном внутренних сил имеющем в себе самом достаточные основания своего бытия, движения и развития. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками».
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Наиболее ярко эта его роль проявилась в Италии, где маньеризм предвещал рождение Барокко. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. А вы задумывались когда-нибудь, кто был самым большим мастером иллюзии в живописи. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Self-Portrait on Paper, 1587. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. На воинственное начало указывают и пушки. Это уроженец Милана, живший в 16 веке, Джузеппе Арчимбольдо.
Существует версия, что росписи в церкви св. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Он имел вкус к искусству, особенно живописи интересовался и науками, особенно оккультными. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Земля.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253.
Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь.
Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения. Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Красота отдельно взятой детали становится важнее красоты целого. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt).
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Дата рождения художника неизвестна. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Публиковались и другие работы.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Биограф художника сообщает, что МаксимилианII, ставший императором после ФердинандаI, весьма высоко ценил Арчимбольдо и не только прислушивался к его суждениям, но и «подстраивался» под его вкус.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Вода. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). В то же самое время он— инженер, создатель фонтанов, принимал участие в основании музея искусств. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Дань уважения к его творчеству была настолько велика, что даже несколько веков спустя сюрреалисты будут считать Джузеппе Арчимбольдо «своим». Публиковались и другие работы20.
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Дата рождения художника неизвестна.