Архитектор Рабочий И Колхозница

Скульптура «Рабочий и колхозница»

Образ же скульптуры для выставочного павильона, как вспоминал архитектор, «родился очень скоро: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. После этого детали обработали антикоррозийной пастой, созданной ВИАМ специально для реставрации «Рабочего и колхозницы». В Париже для сборки статуи был установлен специальный кран. В народе говорили, что рабочего изображал метростроевец, а колхозницу— балерина.

Вторым прообразом стала «Ника Самофракийская», архитектор назвал её воплощением «триумфа семнадцатого года, крылатой победы, которую должен был отразить советский павильон в Париже»15. В итоге П. Н. Специалисты ЦНИИПСК имени Мельникова заново проводили расчёты и проектирование каркаса— исходная документация не сохранилась, кроме того, материалы нового поколения отличаются по свойствам от оригинальных3850. Публикуемые ниже материалы предоставлены Научно-проектным отделом «Охрана историко-культурного комплекса» ГУП НИИПИ Генплана Москвы. Под строительство дворца выделили место, на котором до того стоял храм Христа Спасителя.

В ноябре 1950 года по специальному договору с дирекцией Вера Мухина изготовила уменьшенную гипсовую копию, которая перешла в собственность студии и была использована на заставке6162. На фоне общей неразберихи возникли споры о материале скульптуры. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

Для их растворения НПО «Технобиор» разработал крайне токсичный и текучий состав, который позволил полностью очистить поверхность. Сначала «Рабочего и колхозницу» решили установить на центральном пирсе главного шлюза строящейся Рыбинской ГЭС, в газете «Большая Волга» был опубликован официальный эскиз проекта. Возникло некоторое напряжение, но сроки поджимали и нужно было как можно быстрее приступать к подготовке модели для отливки скульптуры.

80 лет назад памятник 
«Рабочий и колхозница» 
был представлен

80 лет назад памятник «Рабочий и колхозница» был представлен публике

- Докажете от противного. На самом деле всё было наоборот. И не зря — один из тросов оказался подпиленным.

Павильон СССР получил восторженные отзывы, а скульптура «Рабочий и колхозница» была признана символом триумфа советского искусства, французская пресса окрестила её «величайшим произведением ХХ века» и воплощением идеи «освобождённого труда»25. В 2003 году его демонтировали и приступили к реставрации. Он был изготовлен в рекордный срок — 3 недели. С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. У Сталина тоже был свой «личный» архитектор, Борис Захарович Иофан, получивший образование в Высшем институте изящных искусств в Риме и Римской школе инженеров, он пользовался особым покровительством вождя. Мухина несколько расчленяет мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив – помогала бы воспринимать движение и сливалась в многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Впрочем, были и критические отзывы. Есть несколько версий, с кого скульпторы списали образ.

Как появилась знаменитая 
скульптура «Рабочий 
и колхозница»

Как появилась знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница»

Статуя становится неотрывной от ее основания. Одежда— не рабочая, а городской сарафан, подобный тому, который носила сама Мухина6. Юноша и девушка, гордо подняв над головами серп и молот, устремились вперед, в светлое будущее.

Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов. Хотя ответственным за сборку памятника из метала полностью отвечал профессор НИИ П. Н. Решающим аргументом в пользу стали стала её способность отражать свет лучше, чем бронза и медь, а монумент «должен был сиять так, чтобы затмить орла на павильоне Германии и Эйфелеву башню». Он внимательно осмотрел все работы, но остановился на проекте Мухиной. Единственным претендентом и победителем торгов стала компания «СК Стратегия»— дочернее предприятие компании «Интеко» Елены Батуриной, супруги действовавшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: «В Париже, месье, такие вещи просто не делаются». Говорят, что зрители сочли это зрелище нелепым, а монументу «Рабочий и колхозница» – не раз аплодировали. Архитектор скончался в 1976-м, не успев завершить работу12. Вскоре стало известно, что скульптура будут изготавливать из нержавеющей стали. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью».

История создания 
скульптуры «Рабочий 
и колхозница»

История создания скульптуры «Рабочий и колхозница»

После завершения выставки советское правительство получило предложение продать «Рабочего и колхозницу» Франции, был даже открыт сбор средств на выкуп скульптуры. рублей гонорара за гипсовую модель «Рабочего и колхозницы» и ещё 7500 рублей за передачу прав на использование её изображения в заставке фильма5763. И в дальнейшем, сооружая павильон для нью-йоркской Всемирной выставки, где он повторил ту же основную схему — скульптура, увенчивающая центральный пилон, — зодчий выбрал для осуществления наименее интересный и почти полностью повторяющий его эскиз проект статуи «Рабочий» В. А. «Молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу», – написал о скульптуре Мухиной по завершении парижской выставки французский журналист Филипп Ламур. Вся скульптура схематично была поделена на 59 сегментов, все размеры увеличили в 15 раз.

4 сентября 2010 года в павильоне-основании открылся музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница», в котором была представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала—вперед, а затем—ввысь. Кроме красочных панно, диорам, фотографий и макетов, почти ничего не было.

Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. Каркасом же занимались сотрудники другого НИИ и в последствии он был полностью заменен и частично усилен. Монумент был размещен на оси главного входа на ВСХВ и воспринимался на фоне открытого, незастроенного пространства и зелени, без включения фоновой городской застройки, кроме того, ему делегировалась роль одного из главнейших экспонатов ВСХВ. Для инженеров, которым была поручена постройка почти 24-метровой статуи, это было делом абсолютно новым, не имеющим примеров в истории техники. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной.

Взысканные средства планировалось перевести в фонд реставрации скульптуры. Архитектор стоял на своем. Его погрузили на платформы поезда из 29 вагонов.

Три четкие вертикальные линии немецкого павильона символизировали Третий рейх. Ее могли поставить на площадке перед Рыбинской ГЭС – на место, где сейчас установлена скульптура «Мать-Волга». Вот таким образом будущая композиция сразу же представлялась как двухфигурная». Вере Игнатьевне самой тоже стало понятно, что ее решение — лучшее.

Цель: воплотить идеологию средствами искусства—в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». Проходит инженер— Повернитесь, наклоните голову». Этот каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИ машиностроения и металлообработки (ныне ЦНИИТМАШ). Мухину не пустили на демонтаж из-за того, что в Париже она отказалась жить вместе с правительственной делегацией, а остановилась в доме «невозвращенки» Александры Экстер6. К полувековому юбилею «Рабочего и колхозницы» дискуссия о возможности переноса монумента возобновилась.

Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов в октябре 1936 года получил задание разработать конструкцию скульптурной группы «Рабочий и колхозница». Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на «золотое сечение». При этом нарушений закона в ней не обнаружили.

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Согласно сохранившимся документам из архива «Мосфильма», в 1951-м Мухина получила 20 тыс. Сварочные машины П. Н. Они пропагандировали «арийский» эталон красоты — хорошо сложенные, мускулистые тела молодых людей, настоящих воинов и не менее гармонично сложенные тела матерей будущих солдат.

сварочные аппараты не были такими надежными и мобильными, как современные. В одном предполагалось поставить статую на высоком пьедестале на стрелке Москвы-реки. В какой-то момент даже поставила ультиматум: «Либо я, либо шарф. ». К сожалению, былое величие не вернётся к «Рабочему и колхознице»— от идеи повторить для постамента архитектуру парижского павильона решено было отказаться. В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов).

Таким образом, то, от чего так и не смог избавиться Иофан в проекте Дворца Советов, повторилось в Париже: получился гигантский увеличенный памятник. В результате огромный герб нацистского рейха—орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы».

Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Правительство Москвы выделило бюджет в 35млн рублей на демонтаж, при этом для соблюдения техники безопасности только на строительные леса требовалось 5 млн долларов США (около 140млн рублей). Но оказалось, что размеры плана заданы местом, отведенным на территории парижской выставки. Впервые замысел скульптурной группы «Рабочего и колхозницы» был сформулирован в проекте советского павильона для Международной выставки 1937 года в Париже архитектора Б. М. Я бы сказал, что монумент не «нависает над московскими улицами», а стремится в небо. Иванова и Н. Г.

Они высоко вздымают эмблему страны Советов— серп и молот». ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга». Здесь же можно посмотреть интересные полотна в стиле социалистического реализма. Говорят, что именно он стал прототипом профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

С монтажом сложного изгиба шарфа, названным Мухиной «загогулиной», пришлось основательно повозиться. Для Мухиной, Зеленской и Ивановой исправление этих форм было задачей весьма затруднительной — ведь надо было все время представлять себе вид сравнительно небольшого (по отношению к общему объёму) участка поверхности статуи, да еще в «позитивном» виде, увеличенном по сравнению с моделью в 15 раз. Альберту Шпееру так и не удалось сдержать «напор двух фигур, триумфально шествовавших в сторону немецкого павильона». Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной.

Павильон «Рабочий 
и колхозница»

Павильон «Рабочий и колхозница»

В 2003 году приняли решение провести реставрацию монумента, по плану работы должны были завершиться к 2005-му. Облицевав боковые фасады не газганским мрамором, а составом симентолита — патентованной штукатурки с примесью натуральной каменной крошки — и запроектировав главный вертикальный объем без окон, расчлененный лишь вертикальными тягами, Иофан еще более подчеркнул «служебность» этой центральной части. Пришлось сделать три варианта статуи: без шарфа, с одиночным и с раздвоенным шарфом.

Победу одержал проект Веры Мухина, в котором главные фигуры застыли в уверенном движении не только вперед, но и вверх — как и положено настоящим советским символам (помните, как в известной советской песне: «все выше и выше и выше»). В большой статуе больше работы и по обкладке и по формовке. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры изначально задуманные обнаженными. Но чем больше смотрела Мухина на проект, тем меньше павильон представлялся ей морским судном острые ребра, плоскости и прямоугольные уступы здания, стремительно нарастающего вперед и вверх, больше походили на длинный поезд, впереди которого мчался необыкновенный локомотив с башней-пилоном и статуей.

В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. В 1947 году изображение «Рабочего и колхозницы» в качестве заставки появилось в титрах картины Григория Александрова «Весна», а с 1948-го скульптура стала официальным символом киностудии «Мосфильм». Его клиентами были Ворошилов, Молотов, Каганович, «буревестник революции» Максим Горький.

Организаторы выставки расположили павильоны Германии и СССР друг напротив друга, а пространство между ними отвели Польше. Тамбовцев утверждал, что моделью для головы рабочего послужил не кто-нибудь, а «самый главный враг народа» Лев Троцкий (. ), мало того, его профиль скульпторы завуалированно поместили в складки юбки колхозницы (. Проектирование было поручено Б. М. Как только ее выколачивали, она норовила сложиться пополам. Павильон СССР пользовался большим успехом у посетителей выставки. В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Германия против СССР. В 1963 году Виталий, с детства мечтавший стать журналистом, пришел стажером в «Комсомольскую правду».

Скульпутра «Рабочий 
и колхозница» в 
Москве

Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве

Осенью 2003 г. «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ. Однако монумент решили вернуть в СССР. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: «Ну, поверим автору», — и была принята средняя модель с более легким шарфом. Правда, планируется сделать его повыше и разместить в нём киноконцертный зал— ведь скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». Однако успех и общественный резонанс «Рабочего и колхозницы» были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Однако времени для подготовки такой модели не хватало и «на одном из очень бурных заседаний» П. Н. Во всех других отношениях место хорошее: берег Сены, набережная Пасси, рядом с Эйфелевой башней, – центральная перспективная ось всей выставки.

Сохранились ее личные рисунки к двум последним вариантам. Зеленская, вновь обратились в правительство с предложением о переносе статуи. Бориса Иофана всегда привлекали «крупные формы» именно он проектировал так и не построенный Дворец Советов, который должна была венчать стометровая статуя Ленина. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными.

И не зря. Была еще одна причина амбициозного решения внешнего оформления павильона. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. Шагающая вперед женщина стоит вполоборота с поднятым в руке мечом и зовет в бой. В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". К 1998 году состояние «Рабочего и колхозницы» оценивалось как критическое.

Как реставрировали 
«Рабочего и колхозницу» 
на ВВЦ (ФОТО)

Как реставрировали «Рабочего и колхозницу» на ВВЦ (ФОТО)

Тамбовцев даже написал, что в отдельных ракурсах каркаса можно увидеть профиль «врага народа» Льва Троцкого3. В апреле на строительство немецкого павильона приезжал министр экономики Я. Шахт. Петр Николаевич Львов сыграл основную роль в процессе сборки статуи в Москве и Париже. Мухиной было поставить «Рабочего и колхозницу» над Москвой, на Ленинских горах.

» Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. По меркам 30-х годов они считались очень дорогими, ведь тогда народ курил самокрутки. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница» и монумент Мухиной планировалось установить там. Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. За эту работу он был удостоен ордена «Ленина».

Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). Конечно, павильон вместе со скульптурой в Париж не полетел, а поехал. С конца 2005 года фондовые хранилища Музея кино располагались на территории киноконцерна «Мосфильм», а кинопоказы и другие музейные мероприятия проходили на различных площадках Москвы. В качестве моделей привлекались все, кто проходил мимо. Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3, 5 месяца.

В те годы за попытку сбежать от «счастливой жизни» в стране Советов наказание полагалось одно— высшая мера. Стрелецкий назвал конструкцию «экзотической». Кто именно подпилил трос, так и не выяснили, но с этого момента возле «Рабочего и колхозницы» была установлена круглосуточная охрана, а сборку статуи решили ускорить, чтобы избежать подобных неприятностей. Эту женщину называли «каменным оракулом сталинского режима». Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать.

Для пробы он изготовил из инновационного материала голову «Давида» Микеланджело. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». Работать приходилось ударными темпами, все понимали, что если ко дню открытия выставки статуи не будет на месте, то тогда Видимо, опасаясь срыва сроков изготовления статуи, директор завода ЦНИИМАШ Тамбовцев решил «подстраховаться» и написал на коллег донос.

Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Но только формально. Несколько раз был в этом недавно открытом павильоне. Молотов — открыто возражал против варианта Мухиной, сердясь, он стремился доказать, что ответственным работникам виднее, как должна выглядеть скульптура, но Мухина не согласилась менять главную канву работы. Позже Игнатенко работал генеральным директором ИТАР-ТАСС, возглавлял пресс-службу первого Президента СССР Михаила Горбачева и был сенатором от Краснодарского края. Вторым этапом реконструкции стала очистка.

Разработка получила приз на международной выставке в Брюсселе. В первом случае я изготовляю каркас на 4-5 пудов, во втором – на 4 тонны глины. Напомним, к тому времени Гитлер уже около четырех лет находится у власти. Она была установлена у входа в городскую гавань и разрушилась от землетрясения всего через 56 лет после постройки. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты—рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

Скульптура прекрасно просматривается из разных обзорных точек. Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла.

Т. е. Иофана. В итоге выбрали другое место— перед главным входом на ВСХВ. Его верхушку венчал орел, держащий в когтях свастику.

Размещение скульптурной группы «Рабочий и колхозница», рассчитанной на восприятие с высоты павильона Парижской выставки, на слишком низком постаменте привело к тому, что она заметно проигрывала в глазах людей, не представлявших себе её первоначальное размещение. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически. По словам Иофана, «победа в Октябре 1917 года— это победа союза рабочих и крестьян. Донос не был принят во внимание, а инженеры Б. А. Дзержкович и А. А. Прихожан успешно спроектировали ферму для шарфа, которая позволила ему свободно «парить» за спинами рабочего и колхозницы2930.

Все материалы для него везли из Германии. Чтобы привлечь внимание к проблеме, группа художников под руководством И. Ортеговой и представители текстильного холдинга «Монолит» во главе с пиар-директором Игорем Поповичем провели необычную акцию: нарядили «Рабочего и колхозницу» в красный сарафан и синий комбинезон 560-го размера и задрапировали в шарф цветов российского флага, а у подножия организовали митинг и концерт29. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг.

Серп с молотом и 
Троцкий в платье: 
как создавалась

Серп с молотом и Троцкий в платье: как создавалась скульптура «Рабочий и колхозница»

Однако времени для подготовки такой модели не хватало и П. Н. Государственный центральный музей кино – один из молодых российских музеев. «Восприятие этой группы на фоне парижского неба показало, насколько скульптура может быть активна, не только в общем ансамбле архитектурного пейзажа, но и по своему психологическому воздействию, — вспоминала Вера Мухина. — Высшая радость художника— быть понятым».

Все испытательные работы на скульптуре (на прочность, на ветровую нагрузку), также были проведены на территории ЦНИИТМАШа. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Но всю свою жизнь Вера Мухина ненавидела этот режим. В 1950-е гг.

Скульптура "Рабочий 
и колхозница"

Скульптура "Рабочий и колхозница"

Она величественно встает между колесом обозрения ВДНХ и монументом «Покорителям космоса» в парке космонавтов. Все это понимали и с небольшими доработками эскиз был окончательно утвержден. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, так как Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Но ни многократные письма Мухиной в правительство (последнее отправлено ею незадолго перед смертью), ни все последующие обращения общественности ни к чему не привели и открытый конкурс закончился странным, но удобным решением: оставить все по-старому, так как «перенос статуи сложен и не гарантирует ее сохранения». Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка.

И Иофан и Мухина до конца жизни писали и ратовали, чтобы скульптуру переставили на постамент должной высоты, но их воля так и не была исполнена. Получилось. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось – они встречались ей постоянно. Иофану. Главная: это официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова, к которой обратился художник Лев Майстренко, работавший над мемориалом в группе Вучетича.

Памятник «Рабочий 
и колхозница» наВДНХ

Памятник «Рабочий и колхозница» наВДНХ

Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных «рискованных» точек. Огромный, величественный и кажущийся таким прочным монумент проржавел насквозь. «Ее все время просили отказаться от этого шарфа. А на площадке вокруг будет организована торгово-развлекательная зона.

Иофану. Консультировавший их профессор Н. С. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. Идея установить скульптуру поверх павильона принадлежит Борису Иофану. Также, по слухам, сильные возражения вызывал шарф, не имевший никакого «смыслового» значения.

Памятник рабочий 
и колхозница в Москве

Памятник рабочий и колхозница в Москве

Девушка на тот момент работала телефонисткой в НКВД и выглядела как воплощённая «спортсменка, комсомолка, красавица»22. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме". Одиннадцать дней ушло на сборку – и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Не получила достойного места и сама скульптура. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой (с поднятыми руками) примерно в полтора метра.

Истоки возникновения шедевра монументальной архитектуры отсылают нас в эпоху античности. Говорили: «Вера Игнатьевна, зачем вы это используете. » Она стояла на своем. В 1979 году скульптуру реставрировали. Брутальный северный классицизм против красного конструктивизма. Также Иофан проектировал здание МГУ на Воробьевых горах. В 1999 году табачный завод «Ява» заключил с Всеволодом Замковым, сыном Веры Мухиной и наследником всех авторских прав на её произведения, договор на использование изображения «Рабочего и колхозницы» в рекламной компании.

Орел против серпа с молотом. Любители советского кинематографа хорошо знакомы с этой парой. Окончательно реставрация была завершена только в ноябре 2009 года48. Формально немцы победили.

«Рабочий и колхозница» 
на самом деле – 
танцор и физкультурница

«Рабочий и колхозница» на самом деле – танцор и физкультурница

Когда скульптура прибыла в Париж, там во время монтажа скульптуры их приварили обратно. Все сомнения отпали сами собой. Эту технологию, а не распространённую тогда методику соединения заклёпками, решено было применить и для сборки «Рабочего и колхозницы»2526.

Женская фигура воплотила в себе собирательный образ 1930-х годов: у неё короткая стрижка, атлетическая фигура, голова не покрыта косынкой. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Также в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича – Веру.

Монумент «Рабочий и колхозница»

Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей «Рабочий и колхозница», выполненной из металла, принадлежит архитектору Б. М. Это подействовало: вскоре выпустили и Веру Игнатьевну. Оригинальное решение, необыкновенный, сказочно-романтичный полет фигур, но все это не имеет никакого отношения к поставленной перед ними задаче.

Сейчас слова директора восприняли бы как бред сумасшедшего, но тогда любая несусветная чушь воспринималась вполне серьёзно. А что сделал Шадр, ее друг. А именно – показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков».

В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Конечно, сделать скульптуру в один метр много легче, чем в три метра. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно». Она состояла в том, что показывать, по сути, было нечего, экспозиция была достаточно бедной.

Площадь перед входом 
на Всесоюзную сельскохозяйственную 
выставку 1939 года

Площадь перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1939 года со скульптурой «Рабочий и колхозница»

Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Проект возглавил скульптор Вадим Церковников изготовлением материалов занимались ЦНИИ стальных конструкций имени Владимира Кучеренко, отлив и монтаж были проведены на белгородском заводе «Энергомаш»49. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы – ею девушка придерживает стальную «ткань». Во втором варианте, законченном уже в больнице, она предлагала установить скульптуру на Ленинских горах, на высокой бровке Москвы-реки, с тем чтобы высота берега, без особых затрат, давала бы нужную высоту и полет ее «детям», как она ласково называла обе фигуры. Основной каркас изготовлялся заводом «Стальмост», детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством одного из «стальных людей», как называла их Мухина, профессора П. Н.

Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Немало времени Вера Мухина провела в мастерской, работая с натурщиками. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Масса всего монумента достигла двухсот тонн52. В частном разговоре комиссар выставки И. И Межлаук попросил Мухину «одеть» статую, так как по первоначальному проекту Иофана фигуры были обнаженными.

Рабочий и колхозница 
вышли на пенсию

Рабочий и колхозница вышли на пенсию

Шпеер против Иофана с Мухиной. После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву.

По чертежам, в свою очередь, были сделаны контрольные формы. В 1975 году с тем же предложением обратился в правительство президиум Академии художеств. Мощные прожекторы осветили статую, Сталин осмотрел её и, ничего не сказав, уехал.

«Мне удалось пробраться в помещение, где хранились в тайне проекты советского павильона. Студия была на заводе газовых аппаратов, платили по три рубля в день. Горького. О том, что такое жестокость тиранов, Вера Игнатьевна знала не понаслышке.

Адрес монумента 
«Рабочий и колхозница»

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Мы видим их и сейчас, когда пересматриваем киноленты «Мосфильма» – киностудия и сейчас использует изображение знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» в качестве товарного знака. Торжественное открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года34. Львова. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном.

м, три зала отводились для временных выставок. Есть даже легенда о том, что немцы на какое-то время приостановили процесс строительства своего павильона и выжидали, какой же высоты будет советская постройка. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. На сей раз – чтобы вернуться в Москву. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости. На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская». Андреева.

Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Окончательное решение о месте постановки статуи пока не принято. На пачке художник Андрей Тараканов изобразил карту Средиземноморья и Европы.

Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот. Статую поделили на 44 части. Тогда Мухиной и её помощнице З. Г. Ивановой пришлось делать гипсовые головы прямо на заводе. Идея создания скульптуры принадлежит архитектору Борису Иофану. К тому времени два тирана, Гитлер и Сталин, уже начали соревнование «кто кого. » и вот таким образом перед Шпеером стояла задача: немецкий павильон на выставке должен быть обязательно выше советского, пускай немного, но свастика должна возвышаться над серпом и молотом. Иная техника потребовалась для работы с руками и головами скульптуры— выколотить их по деревянным шаблонам, как это делалось с остальными деталями, не получалось.

Как доехать до скульптуры 
«Рабочий и колхозница»

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Они-то и заступились за арестованного доктора. Мухина, когда ее увидела, воскликнула: «Ой, здорово. ». Чтобы узнать, как будет выглядеть скульптура в реальных условиях, Вера Игнатьевна пошла в Московский Планетарий, где ей сконструировали картину парижского неба в период выставки с мая по октябрь.

Валентина Ивановна призналась, что, по мнению художника, воплощала «все физические и нравственные качества идеальной советской женщины». Орёл со свастикой на высоте выглядел жалко и неприглядно. Самый представительный член комиссии – В. М. Ужесточение режима транслировалось и на восприятие «Рабочего и колхозницы»— скульптура стала восприниматься как «символ тоталитарного насилия и уравниловки»1943. Собранную статую разобрали на 65 частей и погрузили в 28 вагонов спецпоезда Москва— Париж. Дизайн упаковки стал поводом для анекдота: «Советские летчики могут летать, ориентируясь только по пачке «Беломора».

Но Мухина была против застывшей триумфальности фигур. Тогда же парижский павильон был частично восстановлен перед Северным входом ВВЦ и увенчан реконструированной скульптурной группой «Рабочего и колхозницы». за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. Но директор завода С. Тамбовцев, чтобы обезопасить себя, написал донос в правительство. Он пользовался безграничным доверием Гитлера, его даже называли «личным архитектором фюрера». 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа.

Наверху посадили орла». Памятник Горькому до сих пор стоит в Сочи на улице Горького. После ее окончания строительство не возобновлялось. Через несколько дней началась разборка скульптуры, чистка и обдувание песком. Львов.

Рабочий и колхозница 
– история создания

Рабочий и колхозница – история создания

Учёный секретарь Иофана Исаак Юльевич Эйгель, проработавший с архитектором свыше сорока лет, писал в своих мемуарах, что прообразом «Рабочего и колхозницы» послужила античная статуя «Тираноборцы». ). Кстати, поза памятника напоминает скульптурную группу «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже и древнегреческую скульптуру Ники Самофракийской.

Профессор П. Н. В результате огромный герб нацистского рейха — орел, держащий в когтях свастику, оказался прямо перед лицами «Рабочего и колхозницы». Через несколько сеансов натурщицу уговорили оголить грудь. Когда все было закончено, уточнились габариты статуи.

Официальный сайт 
музея «Рабочий и 
колхозница»

Официальный сайт музея «Рабочий и колхозница»

Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Заместитель председателя Совнаркома Е. К. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы».

«Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века, уже четыре года находится на реставрации. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Ничто не должно надоедать, повторяться при обходе вокруг статуи, каждый аспект должен быть пластически завершенным, декоративно интересным и вместе с тем вносить новое содержание в образную выразительность единого целого. Необходимая сталь марки ЭЯ 1 была разработана в ЦНИИТМАШе, ее прокатали листопрокатчики московского завода «Серп и Молот». После этого некая московская юридическая фирма предложила Замкову выступить представителем его интересов и подать в суд на ряд коммерческих компаний, среди которых киностудия «Мосфильм», швейная фабрика «Монолит», Лианозовский ликёроводочный завод и другие, за использование изображения «Рабочего и колхозницы» в качестве товарной марки.

Не получилось, НКВД арестовала их прямо на вокзале. При этом надо понимать, что это происходило в 1930-е годы, когда еще сварка не была так сильно развита, как сейчас. После утверждения эскиза начался настоящий аврал. В Париже строительная фирма «Горжли», с которой советское правительство заключило контракт, уже заканчивала строительство, а скульптура «Рабочий и колхозница» ещё оставалась в Москве. В 1987 году был объявлен еще один конкурс на подыскание места для прославленной группы.

Однако строительство прервала Великая Отечественная война. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина называла «пенек».

Потом в помощь им наняли французских рабочих. Особенно интересным стал момент монтажа самой спорной детали композиции – летящего по воздуху шарфа, вырывающегося между двух фигур, в виде огромной дуги, схваченной за край сильной женской рукой.

Подробнее о монументе 
«Рабочий и колхозница»

Подробнее о монументе «Рабочий и колхозница»

Постоянную экспозицию комплекса демонтировали, планируется её «переосмысление» в рамках будущего музея ВДНХ5960. Подробная ретроспективная экспозиция на первом этаже посвящена истории создания скульптуры и Парижской выставке. При составлении чертежа «Рабочего и колхозницы» было снято 200 тысяч мерок со срезов скульптуры. Позже, в 1962 году, коллеги Мухиной по созданию «Рабочего и колхозницы» — профессор П. Н.

Но с течением времени ситуация изменилась. На Рыбинской ГЭС в 1953 году был установлен монумент «Мать-Волга»2541. По ее мнению, скульптура в родной Москве не производила должного эффекта на горожан.

2отзыва на монумент 
«Рабочий и колхозница»

2отзыва на монумент «Рабочий и колхозница»

Это решение как нельзя лучше отразило геополитическую обстановку того времени. Поражали не просто масштабы (24-метровая статуя была установлена на крыше 35-метрового павильона), — восхищение зрителей вызывала стремительность двух фигур, динамичность образа, чёткая связь статуи с архитектурой всего советского павильона. Однако планы переноса памятника не были осуществлены. Однако в последнее время появились утверждения, что «плакатный» жест руки с некой эмблемой, даже образы юноши и девушки с молотом и серпом, — все это уже было многократно обыграно в советском искусстве. Поверх неё был нанесён дополнительный защитный состав50. Трудно сказать, у кого из посетителей выставки «Рабочий и колхозница» не вызывали восторга. Он нужен был ей для создания необходимой горизонтали.

Но другого выхода не было. Мухину очень огорчило то, что постамент сделали очень низким – всего 10 метров в высоту. Этот период истории скульптуры исследователи характеризуют как «вырождение символа»— нарушенные пропорции при установке на низком пилоне лишили монумент его выразительной устремлённости ввысь, совпадая с перерождением политического строя. Сложности возникли и с изготовлением шарфа— тридцатиметровое развевающееся «полотнище» весило около пяти тонн и должно было надёжно удерживаться в горизонтальном положении без внешней опоры.

Львов, скульпторы З. Г. При этом предлагается вернуть на прежнее место «Рабочего и колхозницу», поставив их на постамент высотой 40, 6 м. В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. А «колхозницей» была работница московского «Метростроя» по фамилии Мухина.

Львова сделали опытный образец — голову «Давида» Микеланджело с гипсового слепка. Скульптура «Рабочий и колхозница» вполне закономерно получила большую золотую медаль Гран-при. Вот таким образом было найдено иное решение— испорченные деревянные заготовки для голов наполнили глиной, после чего верхний слой сняли и полученные «болванки» пролепили сталью2827. Стойка могла в любую минуту рухнуть прямо на статую. Французам так полюбилась советская скульптура, что они стали собирать средства для выкупа.

Где-то на границе с Польшей поезд останавливают и дальше не пускают, поскольку сегменты скульптуры (их упаковали, обложили войлоком и положили в ящики) слишком сильно выступают за пределы железнодорожного полотна и норовят зацепиться за тоннельные перекрытия. Наконец спросили: «А что думает автор. Прообразом «Рабочего и колхозницы» стали античные статуи «Гармодий и Аристогитон» или «Тираноборцы», а также древнегреческая статуя Ники Самофракийской, знаменитого символа победы. После этого Вера Игнатьевна немного успокоилась. Таким образом, работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели.

Что по-своему тоже символично. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа – символом киностудии «Мосфильм».

Другие места в пешей 
доступности от монументов 
«Рабочий и колхозница»

Другие места в пешей доступности от монументов «Рабочий и колхозница»

Троцкого. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. Профессору П. Н.

Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34, 5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). Экспозиционная площадь делилась на три уровня и составляла примерно 3, 2 тыс. По одному из предложений его должны были установить на стрелке недалеко от Центрального дома художника на Крымском Валу34. На обработку деталей скульптуры потребовалась тонна пасты. Через три дня ткань со статуи убрали, одновременно с этим без объяснения причин был снят с должности заместитель начальника Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы Алексей Куренной, который выдал разрешение на проведение акции.

  • Скульптура Рабочий и Колхозница
  • Как реставрировали памятник Рабочий и Колхозница
  • Исторические факты возникновения
  • Битва идей на всемирной выставке в Париже в1937
  • Войдите, чтобы добавить комментарий
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Скульптор Вера Мухина и Борис Иофан

Когда оболочка была обдута песком снаружи и изнутри, весь каркас был окрашен суриком. Однако к ее мнению не прислушались. Сталин наотрез отказался от предложения: «Рабочий и колхозница» вернулись домой, в Советский союз.

А. Стригалев утверждает, что Иофан лишь «решительно обратился к тому, что «носилось в воздухе», — именно в этом состояла сила и убедительность его замысла». Секретарь Иофана И. Ю. Эйгель утверждал, что на создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы» изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках. «Приютить» скульптуру также хотели Манежная площадь, стрелка Болотного острова, Воробьевы горы – вариантов было много, но в итоге было решено установить скульптуру перед Главным входом (ныне Северным) на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая проходила в Москве в 1939 году. И за 12 лет прошел путь от корреспондента до заместителя редактора «КП». Самой большой мечтой В. И.

Все участники этой сложной работы от руководителя проекта до подсобного рабочего буквально «валились с ног» от усталости, но когда последняя деталь села на свое место и шарф свободно взмыл в небо, Вера Игнатьевна почувствовала радостное облегчение. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом – на сорок. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву.

Шестиметровая же модель потребовала бы для своего создания более двух месяцев. Один из тросов оказался подпиленным. На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина.

  • Рядом расположены достопримечательности
  • Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве
  • Международная выставка 1937 года
  • Рабочий и Колхозница в Москве – отзывы

Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона.

Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Основной каркас монумента был изготовлен на заводе «Стальмост», а детали внешней оболочки— на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора Петра Николаевича Львова. Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России. Мухина, в соавторстве с архитектором Борисом Иофаном, разработала проект динамичной скульптурной композиции, символизирующей единение крестьянства и рабочего класса, который и был утвержден комиссией.

В последствии Львов принимал участие в работах по оформлению станции метро «Маяковская» по проекту архитектора Душкина. Парижане ходили смотреть на скульптуру несколько раз в день. Для большей убедительности своего «сигнала» он написал, что, по отзывам специалистов, в отдельных местах стальной оболочки каркаса якобы возникает профиль «врага народа» Л. Д. После окончания реконструкции павильон «Рабочий и колхозница» вошёл в состав музейно-выставочного объединения «Столица», затем— МВО «Манеж», а в 2017 году был передан на баланс ВДНХ. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь.

Скульптура Рабочий 
и Колхозница

Антонов резко возражал против шарфа. Неудача этого решения была ясна заранее и стала еще очевиднее после установки статуи. Вместо запланированных 25 дней скульптура была смонтирована на две недели быстрее.

Правда, Басенко и Мухина послужили моделями только для фигур. Формальным поводом снять «одежду» назвали возросшую нагрузку на конструкцию из-за увеличения парусности4647. А также непосредственно в первоначальной сборке памятника участвовало 160 человек. Он был понятен каждому и волновал всех.

Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. «МИР 24» решил вспомнить историю создания «Рабочего и колхозницы» и выяснить, благодаря чему эта скульптура стала самой известной в XX веке. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины «внутри» группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице — в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв.

Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Как-то мастер ленинградского завода смешал азербайджанские и молдавские сорта табака и создал культовые папиросы «Беломорканал». В Париже гениальная работа Мухиной произвела фурор. Поэт Луи Арагон и писатель Ромен Роллан, художники Франс Мазерель и Пабло Пикассо восхищались творением Мухиной и называли его «поразительным, современным творением, динамичным воплощением будущего»3233.

Раскрытая широкая ладонь мужской руки символизировала власть рабочего народа над государством и рождала ассоциации с памятниками Петру I и Минину и Пожарскому, где также символический жест «указывал на судьбы России»20. Первоначально предполагалось сделать скульптуру из дюралюминия, однако профессор П. Н.