Автопортрет Куинджи

Вера стала верным спутником и помощником Архипа Куинджи. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр.

Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Крамским – идеологом передовых русских художников. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

  • Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи
  • АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ
  • Необыкновенная история любви Архипа Куинджи
  • Мастер пейзажной живописи Архип Иванович Куинджи
  • Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи

Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других. Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике.

Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. Что же открывалось испытующему взору ценителей.

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер».

  1. Архип Куинджи: пейзажная философия прославленного художника
  2. Куинджи Архип Иванович – биография и картины
  3. 10 неизвестных: пейзажи Архипа Куинджи
  4. Куинджи Архип ИвановичКартины и биография

Деньги шли на поощрение молодых талантов. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника.

Но зрители хлынули бесконечным потоком. Сидел я, поворачиваясь в разные стороны, вставал, опять садился и всё смотрел, смотрел И думал: вот здесь надо поднять. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченный «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».

Куинджи-пейзажист остается верен себе. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Чувства между ними вспыхнули сразу, но их разные социальные положения стали преградой. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «На острове Валааме», в Петербурге— «Ладожское озеро». Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно.

  • Куинджи Архип Иванович – великий русский пейзажист
  • Архип Куинджи: жизнь и творчество художника
  • Художник Куинджи Архип Иванович
  • Архип Куинджи: последние новости
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Биография художника Архипа Ивановича Куинджи

Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.

Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. О том, что произошло, говорили разное. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. Однозначно — да. Это есть выражение моих личных мыслей». Считается, что эта картина стала переломной в творчестве художника.

Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах. В Ночном – прощальном произведении Куинджи – воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек»1. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Нет, понимаю.

В том числе две с одним названием. В одиннадцать лет мальчик уже устроился на работу учетчиком кирпича на строительстве храма. Нет больше выставок Куинджи.

  1. Картины художника Архипа Ивановича Куинджи
  2. Картины Архипа Ивановича Куинджи
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Известные произведения Куинджи Архипа Ивановича
  5. Напишите отзыв о статье Куинджи, Архип Иванович

Тем более это относится к серии «гор». Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму. Вдохновляемый красотой морской волны, он искал все новые и новые способы передачи ее качеств в изображении и всю жизнь посвятил совершенствованию художественного стиля, позволяющего схватить необходимые для почти физического ощущения изображаемого мира детали. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году.

По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой трудился 23 года. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.

Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.

Но далее началось сплошное расстройство. В 1892-1897 годах Архип Куинджи преподавал в Петербургской академии художеств. Сочно написана зелень луга, выхваченная светом.

«Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ, как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Мальчику не удалось получить образования. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. «Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. В академии его называли глубокомысленным греком.

  1. Отрывок, характеризующий Куинджи, Архип Иванович
  2. Архип Иванович Куинджи Биография

В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова. Присмотревшись, мы различим фигуры трех взрослых и ребенка. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.

– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее.

И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге.

Штрихи к портрету: 
6 забавных историй 
об Архипе Куинджи

В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества.

– восклицал Репин. Детей воспитывали брат и сестра отца. Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски.

Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Картины Куинджи находятся в музеях и у частных лиц все оставшиеся после его смерти завещаны им Обществу его имени, которое некоторые из них передало в столичные и провинциальные музеи. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

Это я слилось, спаялось с искусством. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи. Был членом «Товарищества передвижников». Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.

В северной природе царят гармония и покой. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы.

Днепр. Среди его учеников были Богаев-ский, Рылов, Пурвит, Рущиц, Вроблевский, Рерих. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. "Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н.

И только ему одному – Куинджи – было отказано. Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.

Однажды Дмитрий Иванович Менделеев собрал у себя в физическом кабинете при университете нескольких художников-передвижников. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.

В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижных художественных выставок.

Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Начиналось всё нехорошо. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре».

Рериха. Первое прикосновение к краскам и кистям. Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление.

Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно».

Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это.

В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов.

Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.

Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.

Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды.

Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием». Небольшую помощь в живописи оказал Архипу Ивановичу лишь молодой родственник Айвазовского Адольф Феселер. Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр.

В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. И куда ни глянешь – не оторвать глаз. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных.

Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Висели репродукции известных художников: в клубе сельском Васнецов "Иван -царевич на сером волке", у прораба по строительству в зале Репин "Иван грозный убивает своего сына", в столовой почему-то опять же репинская "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", у нас дома "Дети, бегущие от грозы"Маковского и в сельской библиотеке Куинджи "Березовая роща". По вечерам начиналось веселье.

Ясинский, посмотрев картину «Христос в Гефсиманском саду» на единственном показе, писал: «Опять собрался в складки черный коленкор – и мы увидели темный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-темно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый темным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». С 1866 года Куинджи – в Академии. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. и А. М. Он любил людей не на словах, а на деле.

Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей.

Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Он вспоминал: «Когда я служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. Разве каждый шаг, каждое движение и даже внешность и манеры: этот острый и прямой взор, эта закинутая назад большая львиная голова, эта твердая поступь коротких ног не свидетельствовали все о том же – об уверенной в себе силе его я, о целостности, о натуре, неизменно верной себе. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году.

«Да зачем вам. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер».

Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Архип Куинджи искренне недоумевал: «Это это что же такое. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.

Армян отправили на Дон. Страдания художника были невыносимы.

Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин.

Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Русский писатель И. И. Последние мысли и слова этой женщины были обращены в воспоминания о своем возлюбленном.

И было лишь началом. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм».

Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".

Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. Она не понята была даже Крамским.

А лужайка за березовой рощей залита этим светом, от чего трава переливается зелеными тонами. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому – задача была решена. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Сюжет картины возник у художника во время его поездки на юг летом 1873 года.

Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Он всегда был уверен, что хочет быть художником и рядом с ним должна быть Вера. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Художник света».

Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Пейзаж стал необратимо темнеть. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин.

Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).

Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4.

Он был сыном простого сапожника, она дочкой богатого и расчетливого купца. Предусматривалось также строительство выставочных помещений.

Картина Лунная ночь на Днепре была выставлена в 1880 году в Санкт-Петербурге, причём она была единственной картиной, составившей выставку. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.

И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретен Куинджи в 1891 году)6. «Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.

Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Куинджи интерпретировал евангельский сюжет соответственно своему переживанию смысла бытия: фигура освещенного лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно.

Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». А потом упорно из года в год все делал новые попытки. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе.

Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Не был принят художниками и «Вечер». В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Но то же очарование света. По понедельникам московские музеи не работают. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. В Петербургскую академию художеств он поступил, когда ему уже было двадцать шесть лет.

Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Но решение было принято. Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году.

Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Петровская, 82). Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.

Этим светом очерчены фигуры идущих за Христом, его продолжателей. Летом 1855 года Куинджи приехал в Феодосию и попытался поступить в ученики к художнику, однако ему было поручено лишь толочь краски и красить забор. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. В 1845 году умер отец, а потом и мать.

Иной раз погоня за силой света приводила его к излишне театральным эффектам манера его была иногда груба, рисунок примитивен, но его роль в русской живописи громадна он был первым вполне самобытным русским импрессионистом. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой.

По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Этого не произошло.

Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. «Березовая роща» – идеал природы. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками.

Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе.

В 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы.

Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником. В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя.

– «Хорошо, я её оставляю за собой». В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник.

Скромный по размеру пейзаж. В 1875году Куинджи побывал во Франции, где заказал свадебный фрак с цилиндром. Искрится легкая рябь на воде.

Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни.

В Вечере на Украине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: на теневой стороне хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»). Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Но делал он это лишь тогда, когда юноша успевал вдоволь потрудиться, намаяться и был полностью готов к тому, чтобы усвоить урок.

Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек».

Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник.

Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой — продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys). В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. Новизна картин Куинджи с их обобщенностью форм, остротой и лаконизмом композиций, цветовыми и световыми эффектами и особой поэтической трактовкой природы не встретила должного понимания в среде художников.

В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками.

Через год был возвращён обратно. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. Там он увидел настоящие картины, встретился с художниками Фесслером и Айвазовскими.

Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Своему детищу – Обществу им.

Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. В конце концов победа осталась за Куинджи. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».

Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. Но о сватовстве нищего сироты к дочери богатого купца не могло быть и речи – требовалось совершить что-то невероятное, чтобы добиться её руки. Стоило ли столько упорствовать. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.

Открыл входную дверь. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Во время затворнического периода своей деятельности Куинджи не оставляет поиски художественного воплощения своего мировосприятия.

«Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». С 1870 года Куинджи, как и многие передвижники, начинает путешествовать на север и неоднократно посещает остров Валаам, где создает живописную трилогию, воспевающую красоту северной природы, к которой, помимо полотна На острове Валааме, относятся картины Ладожское озеро (1873) и Север (1879). Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников.

В двадцать с небольшим он отправился в путь. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. – «Тысяч пять». 20-21).

Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Никто не мог понять, что происходит. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). И оно пришло, но в следующем столетии.

За картину «Осенняя распутица» он в 1872 году получает звание классного художника. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. У них не было детей, но было полное взаимопонимание.

Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще.

Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Луна.

Даже чуткий и дальновидный И. Н. Русской педагог не знал. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Берёзовая роща – символ России. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу.

«Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.

Композиция произведения, драматургия темы разрабатывались достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, была расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Краски горят на белых стенах хаты. Академия помогала в этом немногим избранным.

Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Солнце становится в картине главным действующим лицом.

Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Но реакция маститых художников была более чем сдержанной. Обошлось это в сто тысяч рублей. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице.

На этом заканчивается его юность. На картине Пейзаж. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии.

Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. Он мечтал о товарищеском и духовном единении.

Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. Главное – свет, дарующий покой и надежду. Тишина царит над миром. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается.

Любимый с деревенского детства. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. С одной стороны, в стремлении удивить зрителя необыкновенным эффектом есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма, с другой — нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений. О Куинджи и его работах заговорили как о знаковом художнике после серии работ на социальные темы, среди которых были Осенняя распутица (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, Забытая деревня и Чумацкий тракт в Мариуполе, которые хранятся в Третьяковской галерее. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Отец Куинджи был бедным греком-сапожником.

С поразительной верностью оттенков переданы легкие облака, чуть посеребренные лунным светом. Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. Отец Куинджи был сапожником. С Куинджи поехали 12 человек.

К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. На Седьмую выставку передвижников 1879 года Куинджи представил три пейзажа: Север, После грозы, Березовая роща. Часто изображается художниками и всегда по разному. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя.

В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Определяется и творческий метод художника. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Художник-новатор. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).

В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Таков был этот оригинальный человек. При этом сам он с женой жил очень скромно, большую часть гонораров за картины и прибыли от своего дома отдавая на благотворительность.

«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Одна из учениц Академии вспоминала, как зашла за советом к Илье Репину: «Вы не понимаете последствий вашего поступка, – резко заявил Репин. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.

Вместо фамилий у них были прозвища. Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться.

Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло. В 1878 году на Всемирной выставке в Париже в присутствии четы Куинджи были представлены произведения художника, вызвавшие всеобщее восхищение как публики, так и критики. В картине нет ярких световых эффектов. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. В конце концов победа осталась за Куинджи.

Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В 1874году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875— «Степи» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в 1876— знаменитую «Украинскую ночь». В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Именно в период этого творческого «молчания» и была написана картина «Христос в Гефсиманском саду». Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Художник Илья Репин писал о новой работе Куинджи: Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Всё это время Куинджи продолжал рисовать.

Вся будущая жизнь этих людей показала, что они созданы друг для друга. Рассказывают, что однажды Д. И. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони.

Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием — некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. И характер художника ничуть не изменился. Выставка 1882 года была последней для художника.

Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Его успели удержать. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака.

В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Отец Куинджи был сапожником. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.

Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. В этой картине художник уходит от реализма к романтизму, но не академическому, а с абсолютно новыми приёмами живописи.

Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»5.

Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Кроме того, художник разработал яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Вот до чего доползла змея клеветы. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.

Как мы знаем, этого не произошло. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. В 1868 году он стал вольным слушателем.

Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.

«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»6.

Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Его мастерская была лабораторией исследователя. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи.

Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. Он создал особый тип романтического пейзаажа, основанного на реалистическом восприятии мира. «С детства привык, что я сильнее и помогать должен», – говорил Архип Иванович. Я совершенный дурак перед этой картиной. Со своими седеющими кудрями, вьющейся бородой, он чем-то напоминал доброго Зевса. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва).

Весь Гефсиманский сад покрыт непроглядной тьмой. Мальчик жил в большой бедности, вот таким образом с раннего детства нанимался на работу— пас гусей, служил у подрядчика Чабаненко на постройке церкви, где ему было поручено вести учёт кирпича, затем служил у хлеботорговца Аморетти. Вся культурная Россия знала Куинджи. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника.

Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»7, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».

Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. А когда вернулся в Мариуполь, устроился ретушером к фотографу и продолжал рисовать. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой.

Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы.

Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Архип Иванович учил живописи Н. К. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Тургенев писал, что французов оно потрясло. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Они вместе посвятили свою жизнь искусству и благотворительности. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства.

Эти люди не выносили масок. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Одним из выдающихся произведений, созданных после этой поездки стала картина Эльбрус.

Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное.

Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Этой работой начался так называемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной.

Степь художник передает эффект густого тумана: такой степь можно увидеть ранним утром или в пасмурный день при резком перепаде температур, которые происходят весной. Первые строки относятся к тем, кто прячется среди гигантских деревьев сада – к римским легионерам, готовящимся схватить Иисуса Христа. И ни одна петербургская красавица не затмила для Куинджи образ своей далекой невесты. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Друзья не понимали причин, волновались.

Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». Однако, разрешение явно запоздало – Куинджи шел 27-й год и он уже сам стал самостоятельным художником.

Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный.

От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Какое-то ослепительное, непостижимое видение». Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства.

Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. В. М. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. А разве не так нас учит Господь. Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Набивалось до 200 человек.

Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели.

В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.

Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». В этот момент, на пороге и наступила смерть. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников.

Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Для современников художника его картины были радостным откровением. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.

Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.

В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Он еще раз поехал в Париж, его очень привлекало творчество барбизонцев. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку.

Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Всё я сидел, смотрел и думал. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель. Острые общественные проблемы как бы заставили Куинджи отказаться от поэтизации действительности. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Ах, как живо помню я его за этим процессом.

3. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков.

Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно.

Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы.

Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. Хозяевам нравилось. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Моросит дождь. После этой работы Куинджи на долгое время перестанет выставляться. Пейзаж нельзя было назвать удачей.

Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Такой поворот событий не сломил Архипа Куинджи. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём.

Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт. У некоторых художников эти новые качества вызвали недоумение и послужили причиной для обвинения живописца в том, что он не завершает свои холсты. Толпы людей часами простаивали у этого полотна.

Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. А вот всё утро – от четырёх до десяти было в моём распоряжении»4. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько».

Так же и Вера. И ждала.

Архип так и не получил хорошего образования. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Противоположный берег тонет во мраке ночи. Греков – на другую сторону Азова.

В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства.

Художники искали новые пути развития. На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Цвет сообщает изображению зачарованную недвижность, необычайный покой какого-то неземного свойства. Неужели это художественное впечатление.

Куинджи смело пролагал путь к импрессионизму он сам говорил, что художник – тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее единство. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете. » – возразил ему Крамской.

Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности идеализации образа натуры. Это усиливало эффект лунного сияния. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. Мир, полный неги, красоты и покоя.

Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. А к импрессионистам он, как говорят, остался равнодушен. Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками оно останется среди самых дорогих воспоминаний. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни.

Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом.

Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Рисовал с детства, где только мог. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Куинджи захотел его сопровождать.

Главное в живописи, как считал Куинджи, не тон или рисунок, а ощущение гармонии жизни. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения.

Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу.

У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Прекратив свою выставочную деятельность в 1882 году, Куинджи не ушёл от людей только в творческий поиск. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру.

В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Так продолжалось восемь лет.

Куинджи же сам объяснял так:. Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Обычный среднерусский пейзаж художнику удается сделать небудничным с помощью оригинальных художественных решений. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.

Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника.

Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас.

Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение.

Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии.

Без сдачи экзаменов Академия присуждает ему звание неклассного художника и разрешает быть своим вольнослушателем». После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся.

Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками.

Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу.

Наступили долгие годы молчания. Современники рассказывали о нем следующее. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.

Куинджи не выявляет свои духовные порывы, не субъективизирует восприятие пронесшейся грозы, а старается запечатлеть ее в реальном, объективном качестве. «Христос в Гефсиманском саду» — произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества.

Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.

Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)8. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. Свет, пришедший в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.

За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Этой работой начался т. н. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Айвазовский был маринист. В благородной тревоге И. Н. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Те, кто знал его именно этим объясняют отсутствие переписки с друзьями.