Чюрленис Википедия
А цикл Сотворение мира – это уже целостное, ритмически выверенное пластическое повествование с вступлением, драматической завязкой и апогеем развития действия. Но все больше тревоги, смятения, дурных предчувствий в его картинах. «Если бы я был богат, писал Александр Бенуа, я бы пришел на помощь ему, заказав ему огромные фрески в каком-нибудь здании, посвященном человеческому познанию. ».
Ему близки произведения романтиков, рисующие героическое прошлое литовского народа – «Гражина» и «Конрад Валлеирод» А. Мицкевича. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае.
- Чюрлёнис, Микалоюс Константинас
- Микалоюс Чюрлёнис: жизнь и творчество художника
- ЧЮРЛНИС (Чурлёнис, Чурлянис) Микалоюс Константинас (Николай Константинович)
- Творчество Микалоюса Константинаса Чюрлениса: гармония музыки и красок
- Микалоюс Константинас Чюрленис картины
- Самые известные картины Чюрлениса
В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». Его и по сей день нет, а уж во времена Чюрлёниса не было и подавно. От него веет страшным, гнетущим, тёмным настроением.
Конечно, подойти к нему я не решился. ». автобус внушал ужас и, завидя его на дороге, жители предпочитали спрятаться в лесу. Над этим же думали тогда по всей Европе символисты. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). Спят глубоким сном, но ведь это утопленники.
- Микалоюс Константинас Чюрлёнис: биография
- Картины Микалоюса Константинаса Чюрлениса (148 работ)
- Умер Децл, причина смерти, сколько было лет, знаменитые песни, биография, Википедия
- Словари и энциклопедии на Академике
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В Лейпциге Чюрлёнис начинает рисовать.
Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен увидишь дорогу. В этом, по всей видимости и заключались истоки особенностей и тайны его творчества. И настроение вот таким образом радостное, приподнятое. Первые известные нам картины Чюрлёнис написал, вероятно, в 1903 году. Организм не выдерживал напряжения творческих сил и каждодневного самоограничения.
- О знаменитости:литовский художник и композитор
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Литературное творчество Чюрлёниса
- Рекомендуемые материалы по патриотической тематике
- Рекомендуемые материалы к Международному Женскому Дню
- Рекомендуемые материалы по весенней тематике
Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига.
Как и Врубелю, Чюрленису не удалось победить душевную болезнь. Детство будущего композитора прошло в курортной местности Друскининкай. Живописные «Сонаты» Чюрлениса, как и обычные музыкальные имеют отдельные части-картины. Польский был языком универсального, языком самого бытия — недаром на одной из картин цикла «Сотворение мира» слова Творца «Да будет. » раздаются именно на этом языке. В Германии Чюрленис поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1902 году.
- Литовский композитор и художник
- Почему умер Децл, предварительная причина смерти
- Последние выступление Децла перед смертью, видео
- Баста прокомментировал смертьДецла в соцсетях
М. К. Чюрлениса-художника чуть ли не полностью отрицают, а с другой стороны – пытаются оживить прежние буржуазные взгляды, согласно которым Чюрленис – это воплощение всё того же «духа нации» и какое-то непонятное, оторванное от своего времени явление в искусстве, явление, которое часто характеризуется одними лишь хвалебными прилагательными в превосходной степени. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». Чюрленис создал ее плакат и обложку для каталога. В Лейпцигской консерватории М. К. Таким же настроением пронизан и цикл «Буря», в котором победа тёмной силы выражена в образе сломанного креста и «Видение», от которого также веет мрачной символикой. Вот почему его творчество имеющее несомненно национальную н народную основу, всё же многими воспринималось с трудом.
И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Всё существует, как великолепное сочетаниекрасок, как звучание прекрасного аккорда». Добужинский тепло принимает своего земляка и знакомит его с известными художниками Александр Бенуа, Иваном Билибиным, Николаем Рерихом. Или подойдем с другой стороны: разве отвергнем мы положение Луначарского, что настоящее искусство капиталистического периода развивалось, так сказать, вопреки буржуазии и почти сплошь против нее что именно из ненависти к буржуазии такие художники, как Бодлер, Достоевский (а Чюрленис. ) искали противопоставить ей какие-либо метафизические и мистические ценности и отрицали всю живую реальность за то, что она так пропахла буржуазным салом.
Интересно отметить, что о цикле «Да будет» в упомянутом письме брату Чюрлёнис пишет: «Последний цикл не закончен всю жизнь я намереваюсь писать его: конечно, несколько позже у меня будут и новые мысли. Но надежд на серьёзную школу нет. Генделя, П. Чайковского, Р. Вагнера, Ф. Листа. Это знакомая всем игра природы: очертанияхолмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Первым обеспокоился этим исчезновением Добужинский.
Тогда же Чюрленис написал свои первые музыкальные произведения. Таким – быть святыми. Во время каникул рисовал. Добужинский, – все то, что скрывалось за его музыкальными «программами», умение заглянуть в бесконечность пространства, в глубь веков делали Чюрлениса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства».
В связи с этим хочется еще раз вспомнить слова Рериха он «не новатор, но новый». В Петербурге художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному художеству, он увлекся им и решил создать оперу «Юрате» по мотивам литовской поэтической легенды. Здесь в то время преподавали 3.
– знакомится и с первыми картинами М. К. Чюрлениса, в сильной мере отмеченными печатью эпохи и одновременно индивидуальности художника. (Очень серьёзное замечание для тех, кто пытался толковать этот цикл как нечто, связанное с библейской мистикой). И это не просто громкие слова. За каких-то 3-4 года он успел много сделать на этом поприще. В произведениях его подчас глубоко отражался трагизм эпохи.
Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. И радует, что во всём остальном творчестве художника мы видим много жизнеутверждающего, много света, счастья, радости и настоящей красоты, но тихой, приглушённой, почти никогда не выявляющейся крикливо и навязчиво именно такой спокойной красоты и полна природа Литвы. Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума.
Желание «понять» живопись Чюрлёниса, как и его музыку – наивно. Чюрленис дал объявление в газету о том, что выпускник Варшавской и Лейпцигской консерваторий может обучать игре на фортепьяно и музыкальной теории. Это полные стремительного движения Искры, переосмысленная в таинственных ритмах Печаль. Неотрывно смотрел бы я на деревья, траву: тут же, при мне, набухали бы и краснели почки, потом выступали бы светло-зелёные ростки.
Врач и горячий любитель музыки Маркевичрекомендовал Чюрлёниса-младшего своему знакомому князю Михаилу Огинскому, внукуавтора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной». Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Она подобна воздушному разведчику, направляющему битву волн с берегом.
И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Его самые знаменитые музыкальные произведения — симфонические поэмы «В лесу» и «Море». Об этом мире знают те, кто сидит на «скамейке вестников», а затем отправляется в долгий тяжелый путь искать и траву и деревья и простор, наполненный ароматами.
Петерса самостоятельно изучал принципы инструментовки Г. Берлиоза, Р. Штрауса. Иду иду». Дальше пойти я уже не смогу. И тогда легко будет понять, что в «Сотворении мира» нет библейской мистики, а отображена победа жизни и света над хаосом и тьмой, что в этом цикле показано необыкновенное счастье, которое для человека кроется в бесконечном разнообразии природы. Дрездене (между прочим, в Дрезденской галерее), в Нюрнберге, Вене и Мюнхене (здесь он осматривал знаменитые Старую и Новую Пинакотеки, Глиптотеку, так называемый Гласпаласт).
В раннем возрасте отец обучил его игре на органе и он играл в церкви уже с шести лет. «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).
От них, словно нити с жемчугом, уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Холодным, мрачным настроением проникнуты некоторые другие картины художника, в особенности из цикла «Похороны», насыщенного печалью, скорбью, безнадёжностью. В 1906 году он написал брату: «Я решил всесвои прежние и будущие работы посвятить Литве». В стилизации цветов мне очень помогла Зося, так что работа просто кипела».
А еще непосредственнее – дает целенаправленное движение. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрлёнис едет в Петербург. Появляются Демон, Прелюд, Баллада о черном солнце.
Впрочем, записью это даже нельзя назвать, скорее, это притча. Каждый из этих символов полон глубокого философского смысла. На что бы мы ни смотрели – на «Сонату пирамид», полную красоты давно погибших цивилизации, на «Сонату звёзд» или на «Рекса» (эти картины возникли на почве занятий астрономией) на «Сказку королей» или па полные удивительного лиризма картины «Жертва», «Рай», «Жертвенник», «Знаки зодиака» – всюду мы найдём выраженное чутко, с большим проникновением музыкальное начало, всегда полное разнообразия, тонкое, бесконечно богатое созвучиями и настроениями.
Ему казалось, что в тот момент наступила пора счастливого покоя и гармонии. Легко раскроется и лучезарный смысл «Дружбы», н удивительная извечная живительная сила, хрупкость и теплота циклов «Весна» и «Лето». Рисует занавес для литовского театра в Вильнюсе: «Радость невероятная. Рамайяну, Рабиндраната Тагора. Как пианист выступал в концертах общества.
Литовский мастер воспринял совет художника-романтика и по-своему претворил его в картинах. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
Он явно выделялся среди девяти братьев и сестер. В тринадцать лет, после окончания начальной школы, Константинос поехал туда учиться. –.
Была его сфера. Главным для него стало не рисование с натуры, а свободное творчество. Иначе сердце не выдержит Создать образ мира. Сразу Чюрлянис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения.
Лесок редеет, уже сквозь ветки поблёскивает озеро. ». Творчество Чюрлениса – порождение определённой эпохи, с которою оно и завершается. Вот он, ответили мне. Облака сталкиваются в напряженной борьбе («Роща»), несутся в стремительном полете («Контрфорс») или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев («Колокольня»).
Где истина, Господи. К сожалению, дружбе Марии и Микалоюса не было суждено завершиться женитьбой. Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Он первым начал изучать национальные особенности литовской музыки. Звуками.
Вячеслав Иванов подметил важнейшую особенность искусства Чюрлениса – некое «двоемирие», позволяющее в процессе взаимопроникновения этих миров друг в друга воспринимать каждый из них как бы обособленно. Дорога проходила по берегу Терека, а мы взбирались на Казбек. И — при несомненной общности носившихся в этом воздухе задач — не был похож ни на кого. После окончания начальной школы, в возрасте 13 лет, Константинос поехал туда учиться. А. Бенуа назвал его картину «Всадник» «самой одухотворенной, самой вдохновенной страницей», но врачи запретили Чюрлёнису заниматься музыкой и рисовать. Музыку почувствовал и полюбил еще пятилетним мальчиком. Подвижничество не может тянуться вечно.
«Маргер» Л. Кондратовича-Сырокомли. Кроме того, это неповторимое проявление подлинно литовского национального искусства имеющее бесспорное значение и для мирового искусства в целом. «. «. Это было скорее видение, чем сон: «Я видел страшный сон.
На эти вопросы не было ответа верующим. Учась в Варшаве, Чюрленис создал несколько музыкальных произведений. Чюрлёниспереезжает из Варшавы в Вильнюс и берётся за культурно-просветительскуюдеятельность: руководит в Вильнюсе литовским хором, составляет сборниклитовских песен, принимает активнейшее участие в организации второйхудожественной выставки в Вильнюсе, разъезжаетпо деревням, собирает у крестьян произведения народного искусства, занимается организацией музыкальных изданий, пишет статьи, в которых излагаетсвои взгляды на народное искусство, выступает в концертах как дирижер хора и как пианист, создаётживописные полотна (пишет в основномтемперой и пастелью). Перваячасть (аллегро) – живая, чаще мажорная по настроению вторая (анданте) –спокойная, плавная третья и четвёртая (скерцо, финал) обычно имеют динамичныйхарактер. Сидоров, меня поразили. Это случилось в декабре 1909 года.
Вокруг пустота, темно-серая земля. И ничего не кажется тебе таким понятным, как этот шёпот. Это было его искусство. В этом же направлении действовало и польское духовенство. Важно быть тронутым и быть благодарным тому, кто тронул. Весь смысл искусства в этом».
Были почитатели М. К. Чюрлёниса, особенно во времена буржуазной Литвы, которые считали его выразителем «национального духа», видели и превозносили в его творчестве прежде всего условное, мрачное и пессимистическое. Это было сказано человеком, выросшим в атмосфере польской и немецкой культуры. Он создавал живописные сонаты: сонату солнца, весны, лета, моря, сонату звёзд. Чюрленис символизировал этот сложный эволюционный процесс «скамейкой вестников», которая никогда не пустует и на которой старых, уходящих, заменяют молодые, вновь приходящие. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение.
Морские волны и облака приобретают очертания человеческих тел и профилей. Козерог застыл на островке среди океана. Это красиво.
Клиника отрезала его от мира, от людей. Носковский, которые находились под обаянием романтической музыки Шопена. И не только художники.
Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства. Молодой музыкант усердно работает, создает за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Полет фантазии в просторы космоса, к солнцу, к звездам. Свои музыкальные пристрастия он сохранил на всю свою короткую жизнь. Звуками.
А далеко не все в теперешнем мире, лишившись религиозных идеалов, обрели вместо них новые. Тогда можно было бы сказать, что из сутолоки Мотыльков свеча Истины дает реальный выход – цель. Но и вернувшись в сентябре 1909 года в Петербург, он отдавал работе «24-25 часов в сутки». Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). Теперь другой вильнюсский житель – Чюрлёнис, попав в среду русских художников, становится их другом, участником художественных выставок и получает среди авторитетных искусствоведов того времени признание, как огромный, оригинальный талант. В выполненных в 1904 году гравюрах и пастелях, символически названных Замок, Лица, Видения, Покой, переплетались явь и сон, природные стихии. В это время его приняли в общество «Мир искусства».
Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины. Вся его публицистика (в том числе и письма) отличается ярким словом, точностью изображений, которые выдают огромный потенциал чувств, воображения, стиля, свойственных настоящему художнику. «Из научных дисциплин М. К. Критики отмечали глубину и самобытность его произведений. И характерно, что творчество гениального художника, которое так долго не могли «понять» псевдоинтеллигенты, часто сразу понимали простые люди из народа. Перед ним.
Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Он был не новатор, но новый». Чюрленис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой. Еще мгновение и все исчезнет. А сам увлеченно занялся изучением традиционного народного искусства, фольклора.
Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Поверх уснувших вод возвышаетсяостров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище, «чудо-юдо рыбу кит». Была черная ночь, лил, хлестал ливень. Нет, это не битва — скорее, спортивное состязание между двумя друзьями-соперниками. В этом же направлении действовало и польское духовенство1.
Институт закончил с дипломом по специальности композиции. Доходы деревенскогоорганиста более чем скромны, а семья большая: 5 сыновей, 4 дочери. Последнее, впрочем, не относится к цитатам из писем и записок Чюрлениса.
В 1908 году, а возможно и чуть раньше, он сделал запись в своем альбоме. Верный искренности, я не стал текст править. В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Было в нем нечто поистине природно-вдохновенное. Однаконовое увлечение по возвращении в Варшаву не только не угасает, но становитсяподлинной страстью.
И наконец, Финал. Финансовое обеспечение учебы Чюрлениса в Варшавском музыкальном институте взял на себя М. Огинский. Чтобы кавычки и ссылки не мешали чтению, заимствования оговорены в конце книги. Опять слышишь шёпот сосен, такой серьёзный, словно они тебе что-то рассказывают. А дальше при помощи стремянки происходило самое сумасшедшее рисование.
Тот же таинственный шепот сосен, звуки ветра, похожие на переборы арф. В Санкт-Петербурге у него завязался прочный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, который позже переродился в сообщество Мир искусства. Эти течения уводили от действительности в мир фантазии, не признавали за литературой и искусством какой бы то ни было общественной роли и подменяли реалистическое изображение действительности глубоко субъективными символами и аллегориями. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. К. Рейнеке, а контрапункт – у С. Ядассона.
Чюрленис изучал композицию в классе проф. В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т. Брзезицкого и А. Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З. Носковского. Врачи запретили Чюрленису заниматься музыкой и рисовать.
«Неизгладимые воспоминания, впечатления на всю жизнь – это Нюрнберг, Прага, Ван Дейк. И всё-таки с полным правом можно сказать, что Чюрлёнис учился всюжизнь. Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге. Жена перевозит его домой в Друскининкай.
Но жизнь без веры сера и тускла. Было бы неправильным отрицать воздействие на художественное творчество Чюрлёниса удушливой атмосферы общественного упадка, который так сказался и на творчестве многих художников других народов (русского, польского). Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Производил он впечатление болезненного и хрупкого.
Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. Они сделаны по рисункам с натуры. Но не знаю дороги и боязно мне. В творчестве абстракционистов нет стремления понять и объяснить мир, в нём нет мысли и чувства, хотя глашатаи этого искусства иногда и пытаются доказать, что им не чужды какие-то «идеи».
Чюрленисы жили в Друскининкай. В 7 лет он знает нотную грамоту, свободно играет с листа. Но он тосковал по родной Литве. Когда такое постигнешь – оказываешься пораженным. Это очень серьезный (и сейчас и для многих атеистов серьезный) вопрос: не ведет ли отказ от мечтательного идеала к необходимости смириться с крушением всякого мирообъемлющего идеала. Христофором Колумбом которого стал Чюрлёнис».
Окончив в 1899 году консерваторию, он отказался от предложенного ему места директора Люблинской музыкальной школы, которое обеспечило бы его материально, но помешало бы творческой свободе. В этот период создал симфоническую увертюру «Кястутис», четырехчастный «Струнный квартет», каноны, фуги, среди которых «Sanctus» и «Kyrie» для смешанного хора. Это – бесконечно красиво.
Чюрлёнис 10 апреля 1911 г. Co дня смерти литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) прошло пятьдесят лет. Достаточно прочитать главы «Вечер» или «Утро» в его книге «Атмосфера», где он описывает закат и восход солнца в горах Швейцарии, чтобы понять, насколько этот поэт-ученый по духу был близок М. К. Чюрленису.
Его высоко оценили Рерих, Бакст, Бенуа и многие другие. Сначала длятого, чтобы отвлечься, найти утешение в чужом и неприветливом городе. Получив рекомендательное письмо к М. Добужинскому, Чюрленис едет в Петербург. Последнее особенно явственно в таких произведениях, как «Соната солнца», «Соната весны» (1907), «Соната моря», «Соната звёзд» (1908).
«Плач Витоля» Ю. Крашевского. У него и картины имеют музыкальные названия — прелюдии и сонаты. Учением этих философов живо интересуется и Чюрлёнис.
Он прошел по «тропе святой» туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим, становясь теургом в полном смысле этого слова. С 1905 г. участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге.
Умер М. К. Должен освободиться. То есть добро и зло относительны, а не абсолютны. Когда он слушал музыку, у него возникали цветовые видения. И тот и другой были слиты воедино. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод.
А многие люди и теперь живут так, что им внятна давняя смута. Его земной мозг не выдержит двойного напряжения. Самые знаменитые из них — это «Соната моря» и «Соната звезд». Я видел на закате солнца Дарьяльское ущелье среди диких, серо-зелёных и красноватых причудливых скал. А он все время слышал звон колокола. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Музыкант и художник, Чюрленис сделал попытку слить воедино оба искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью».
На Серпуховской в Литовском зале. Все же в прессе о нем стали появляться благосклонные отзывы. Музыка как бы пронизывает всю живопись Чюрлёниса.
В такой атмосфере обывателя было нетрудно настроить против идеи национального возрождения, а его сторонников объявить «литвоманами», язычниками и колдунами. Тогда нетрудно будет понять «Мысль» и «Корабль», в которых явления природы и человеческой жизни тесно связаны между собой – лучи света и тучи сплетаются с силуэтами людей и трудно отделить их друг от друга. учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С. Ядассона и теорию композиции у К. Рейнеке).
Сам художник на выставке экспонировал более 30 работ – сонаты «Ужа», «Моря», «Звезд», «Сказку о королях», триптих «Фантазия» и др. Мать (Адель Радманн) была немецкого происхождения из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. 10 апреля 1911 года Чюрлениса не стало.
Появившийся в Друскениках в 1908г. В ГерманииМикалоюс Чюрленис увлекается живописью. Кроме трудностей и страданий на этом пути есть высокие башни, которые не дают Вестнику заблудиться на незнакомой дороге – «и я пошел дальше и смотрел с высоких башен».
С такой верой в сверхбудущее я даже стал еще ближе к мироотношению Чюрлениса. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Выставленные в Салоне картины Чюрлениса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Позже в письмах мы всё чаще встречаем упоминания о новых произведениях – обложках для книг, рисунках пером и тушью (письма 1904 года), а в письме брату Повиласу в конце апреля 1905 года он уже даёт длинный перечень своих новых живописных работ, среди которых мы находим и такие, ныне широко известные, как триптих «Рекс», «Тишина», «Да будет» (цикл из 13 картин) и др.
В своё время многие буржуазные литовские критики искусства возмущались «непонятностью» творчества Чюрлёниса. Одно оно после Мотыльков – уже счастье. Например «Сотворение мира» («Да будет») – цикл из нескольких картин.
Однако крестьянин сказал: «Не надо, тут я и сам понимаю. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. Белая тень чайки ложится на воду. Простые люди ни об этом мире, ни о дороге туда ничего не знают. (Уайльд, как и Бердслей, например, так и остались чуждыми М. К. Чюрлёнису).
Не удивительно, что земной мир становился для него все более и более дискомфортным. Тихо потрескивает свеча и вспыхивают огнем бабочки. Одну за другой пишет картины: «Насладился я временем великолепно, так как написал что-то около 20 картин, которыми иногда недоволен, а иногда расставляю, всматриваюсь и радуюсь» «Писал по большей части с 9 утра до 6—7, а потом меньше, только из-за того, что дни стали короче». С отличием окончив в 1899 году институт, он отказался от должности в музыкальной школе в Люблине, написал симфоническую поэму В лесу (1900-1901) и поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Что, мол из того, что породивший его идеал – обман или утопия.
Кажется, что огромная змея является единственным властелином сурового мира подсознания художника и вселенной. Жена отвезла его из Петербурга в Друскининкай. – Ну, с меня хватит. Эти видения одновременно и влекут и отпугивают. Эту обетованную страну художник нарисовал в своей картине в образе мечты, сказки.
Дипломной работой была Кантата для смешанного хора и симфонического оркестра «De Profundis». Литовские сказки, а может быть – изучение религии и легенд Индии породили «Сонату ужа», которая вылилась в жуткие видения с очень затемнённым смыслом. В 1907-1909 гг. Когда он уезжал, его душа – душа под чинного художника – томилась по родине. В избах, дворцах, виллах, гостиницах преспокойно спят люди. А там, глядишь из-за большого листа цветок высовывает головку и улыбается солнцу.
Он жадно читает В. Гюго, Г. Ибсена и Ф. Достоевского, Эдгара По и Л. Андресва. Я много раз был свидетелем того, как почему-то портилось настроение у беззаботных посетителей, заведенных в галерею Чюрлениса туристической программой посещения Каунаса, Литвы. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла «Сотворение мира». Прежде всего – романтизм Чюрлёниса.
В январе 1909-го женится на Зосе и едет с нею в Петербург. Философ по жизни доводит их до огромности, глобальности, космичности.
Отец Марии, заметив их чувства, поспешил отдать дочь против ее воли в мужья другому. В его работах слышны отзвуки миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. В этом же направлении действовало и польское духовенство. В то время он увлекался Бахом, Бетховеном, Вагнером и Чайковским.
В Варшаве Чюрленис создал каноны, фуги, прелюдии, циклы вариаций для фортепиано, струнного квартета. Иначе он не мог и мыслить и творить. Мелодия, рожденная соснами, уносится в суровую даль балтийских вод, подсвеченных желтоватой полоской заката. А китайские хунвэйбины – что они получили после культурной революции.
Догадываешься, наверное, что это моя невеста. Подниматься на более высокий культурный уровень они не хотели, да и просто были не в состоянии. Чюрленис был сыном своего времени, но он был человеком с крайне обостренным мировосприятием, человеком тонко организованного душевного склада. «Картины Чюрлениса, писал о выставке петербургский критик А. А. Хотелось кричать, звать на помощь, но струи холодной воды заливали горло. В 1909 году Чюрленис принял участие в выставке «Союза русских художников».
К тому же органная музыка (отец его был органистом) звучные песни южных литовцев – дзухов, народные сказки и легенды, – всё это с малых лет близко чуткой душе Чюрлёниса (на тему легенды о Юрате и Каститисе он даже мечтал написать оперу). В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Картина обладает очень большой декоративной силой. Широко и размашисто, ровной ритмической грядой, одна за другой наступают на берег волны.
Что им из того, что пути Господни неисповедимы и есть на этих путях страдания. Польский вообще был языком его детства — домашним изначальным. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й. Каузика, а в 1904-1906 гг. Не только в наиболее реалистических пейзажах художника («Райгродас», «Жемайтийские кресты», «Жемайтийское кладбище»), но во всех его лучших картинах нас поражает очень глубоко, очень тонко выраженная специфика литовской природы.
В Анданте морская стихия утихомирилась. Утонченные по колориту композиции Чюрлениса воссоздают мир народной мифологии, мир сказок, легенд, фантазий и грез. Натянул на стену холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам загрунтовал.
Об остальном позаботится гений. Как-то Максимилиан Волошин назвал Чюрлёниса «дилетантом»и добавил: «А, как известно, бог дилетантов не любит. » На это Бенуа, улыбнувшись, с мирным юмором ответил:«Наверно, потому, что бог сам был дилетант» Ответ Бенуа не только остроумен, но и меток по существу: ведь у бога, когда он, согласно библейскому сказаниютворил небо и землю, не было опыта подобной работы, ему не у кого было учиться. В семье будущего художника звали «Константом»1, в семье говорили на польском языке, Чюрлёнис на протяжении всей своей жизни писал дневники только по-польски, как и все свои литературные произведения, а также большинство писем2. И я не желал при этом покривить душой. Тем не менее, он скопил некоторую сумму, которая позволила ему поехать в Германию. Но звуки увлажняются и превращаются в краски. В Гевандхаузе и в Лейпцигском театре слушал любимые произведения Г. Ф.
Чем ближе к концу, тем жизнь Чюрлёниса всё насыщеннее, даже счастливее. Аллегро. Это еще больше обострило его и без того тяжелое состояние.
Дева завороженно глядит на звезды среди полевых цветов. Да в рукописи еще промелькнуло, что родной язык художника был польский. Писал он в основном на польском языке, которым владел лучше, чем литовским.
А если цель будет еще далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. Однако что-то удерживало его в этом туманном и сыром городе. Первое свое живописное сочинение он назвал «Музыка леса». Все новое к нам приходит через Вестников.
Для молодой семьи одним из главных по-прежнему оставался денежный вопрос. Стихия разыгралась вовсю. Особенно много этой красоты художник вложил в картину «Жертва», где у подножия фантастической лестницы, на звёздном возвышении стоит крылатый ангел и благословляет дым жертвенника, поднимающийся из долины, от мира людского. Она помогала ему выучить литовский язык, познакомила с литовской литературой. Однако и сейчас нас восхищают и волнуют не только талантливые музыкальные произведения М. К. Чюрлёниса, но и его большое (около 300 картин) художественное наследие, необычайно свежее, оригинальное, подчас противоречивое, полное трудно выразимого словами своеобразия, красочности и прелести, пронизанное музыкой, насыщенное напряжёнными исканиями и страстью.
Не менее поразителен и «Рай», где у края большой воды, отражающей сказочные облака и сказочных птиц, на покрытом цветами лугу ангелы собирают цветы, а другие по широкой белой лестнице спускаются вниз. За два дня сделал набросок углём. Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории.
– Это потому, что Чюрленис жил в смутное время и прекрасно его отражал. Чюрленис все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Он испытывает глубокое разочарование от ежедневных встреч со своими единомышленниками, которые, не желая потерять контакт с массами, пытались создать национальную культуру на базе фольклора или же понятной всем живописи, воспроизводившей знакомые пейзажи.
Костек –старший. Его духовное путешествие в пространство Инобытия нарушало установившиеся для художника традиции. Имея в виду строй образов, мыслей и чувств, вызванных кжизни Чюрлёнисом, Ромен Роллан сказал: «Это новый духовный континент и егоХристофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис. » Александр Бенуа писал: «Я как-то сразу поверил ему иесли люди осторожные (а их только теперь и встречаешь) мне скажут, что ярискую, то я им отвечу: меня вопрос о риске совсем не интересует, да он и посуществу не интересен.
Почему у нас Чюрленисов нет. ». В нем существовали два мира: земной и тот иной, Красота которого звучала на его полотнах. Они состоятиз трёх или четырёх произведений, в которых тема решена в развитии. Философские, отвлечённые темы в картинах «астрономической» (в «Сонате звёзд», «Рексе») или «египетской» тематики в цикле «Соната пирамид», не говоря уже об упоминавшейся выше «Сонате ужа», уводили художника от национальной формы, а тем самым снижали оригинальность этих произведений, непосредственную теплоту выражения и силу впечатляемости.
Значит, с помощью одних только звуков не выразишь в совершенстве мира. Еще будучи студентом, Чюрленис написал много самых разных музыкальных произведений. В то время началось культурное её возрождение – в Вильнюсе начали издаваться первые литовские газеты, были созданы национальные театральные труппы.
Надо браться за краски, браться за живопись». Любовь— это восход солнца, полденьдолгий и жаркий, вечер тихий ичудный. А ты иди иди без устали. Он должен разгрузиться. Они, оказывается, не для всех и не всегда едины.
По-польски он писал письма друзьям и любимым. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Символизм появился во французской живописи и поэзии еще в конце XIX века. В 1909 году он написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Чюрлёнис не то чтобы был одним из них — скорее нет, но он дышал тем же воздухом. Картина оказалась во многом пророческой.
Потом политические причины сменились экономическими. В мире наступил самый глубокий кризис христианства за два тысячелетия его существования. Фантазия где – я спрашиваю. Глубоким сном заснули волны.
Месяц на чистом воздухе, да ещё весна. Его проникновенный голос дойдет до сердца через века ибо он касается ТЕБЯ, ЛИЧНО, СЕГОДНЯ, СЕЙЧАС. Это сказано, когда литовскоепрофессиональное искусство только зарождалось.
Мы шли тогда пешком и эта дорога, как сон на всю жизнь останется в памяти. Особая тревога чувствуется в работах, которые Чюрленис создал в неспокойные революционные 1905-1906 годы. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки (триптих «Сказка», цикл «Сказка королей» 1907), космогонических и астральных мифов (циклы «Сотворение мира», 1904—1906, «Знаки Зодиака», 1907), народных представлений (циклы «Весна», «Зима», 1907 «Жемайские кресты», «1909»). О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Это – новый духовный континент. Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала культурного влияния классического средневековья и до XIV в (1387 г. ) была языческим краем.
Родился Миколас Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Существовать одновременно в двух – таких разных – мирах было невозможно. Замечательная красота для нас раскроется в картинах цикла «Зима», где ледяные сосульки и фантастические цветы, местами как бы перерастающие в условную декорацию, одновременно так живо напоминают настоящую литовскую зиму. Оставшись один, Чюрленис снял узкую полутемную комнату в густонаселенной и шумной квартире.
Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. Вот несколько мыслей о Чюрленисе-художнике, которые продиктованы не только любовью и уважением к большому искусству, но и желанием постичь его глубже и правильнее Автор статьи будет счастлив, если эти мысли послужат одним из исходных пунктов для дальнейшего углубления и решения проблем творчества выдающегося литовского художника. Мы не сможем оторвать глаз от картины «Цветы», где в наступающих вечерних сумерках на поверхности озера такими живыми всплывают цветы белых водяных лилий.
Растительный мир Литвы («Сотворение мира») причудливые облака, похожие на сказочных богатырей («День») или на огромные корабли, плывущие в поднебесье («Корабль») или на сказочного властелина природы, восседающего на престоле («Гимн») незамысловатые деревянные колокольни, распускающиеся ветви деревцев и мутные, бурные воды («Весна») разрисованные морозом узоры, полные фантастики и красоты («Зима») часто повторяющиеся мотивы морей, кораблей, плывущих рыб деревья, мосты и вертящиеся крылья мельниц, цветущие весенние ветви-свечи, распространяющие приглушенный свет и ароматный дым сказочные короли на фоне переплетающихся ветвей, держащие на руках сверкающий красотой литовский сельский пейзаж («Сказка королей») и наконец фантастические дворцы и замки, напоминающие пейзаж Вильнюса ранним весенним утром, когда ещё не рассеялся туман («Демон», «Прелюд всадника»), – во всём этом столько характерного для природы Литвы изображённой художником с беспредельной чуткостью и оригинальностью, что национальный характер его искусства не подлежит никакому сомнению. Растворятся и буквы МКС, каким-то чудом появившиеся на волне, образованные клочками пены. Его фантазия, – писал М. В. В июне вместе с Софией расписали занавес для сцены в зале общества «Рута». Он рано пристрастился к произведениям Достоевского, Гюго, Гофмана, Э. По, Ибсена. Особенно любил он размышлять над проблемами небесной механики и гипотезами Канта и Лапласа о сотворении мира. Она единственная из книг прошлого, которую я хотел попробовать издать.
Меня поражает одна композиционная черта его картин: вид бескрайних далей, открывающийся не то с какой-то башни, не то с очень высокой стены. В результате – тяжелое воспаление легких и кровоизлияние в мозг. М. Чюрлёнис не был лишён и литературного дара. У мальчика был прекрасный слух и неординарные музыкальные способности. Взволнованный, я стал спрашивать, нет ли здесь самого художника.
Выставленные в Салоне картины Чюрлёниса производят на всех сильное впечатление, его приглашают участвовать в очередной выставке «Союза русских художников». Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Сигетинский и 3.
Зрителям, привыкшим к элементарному реализму или даже натурализму, Чюрлёнис действительно казался «трудным», «непонятным», «мистическим». Сначала помог случай. Оно стало зрительной параллелью к его же симфонической поэме «В лесу». И всегда на ней молодые люди. В 1901-1902 гг.
Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Первопроходцы, прокладывающие новые пути к Красоте, неизбежно сталкиваются со смертельными опасностями. Музыкантом он был серьезным и теоретически прекрасно подготовленным. Его потрясли горы, в европейских музеях он увлеченно изучал произведения старых мастеров. МКС — это инициалы художника, его подпись под живописными работами — Микалоюс Константинас Чюрленис (буква «Ч» по-литовски пишется «С»)- Автор как бы говорит, что волею судеб он сам попал в этот грозный водоворот жизни, где ему суждено погибнуть А может быть и нет.
Особенно характерны циклы картин Сотворение мира, Зима, Зодиак. Купил себе свечку (был отвратительный серый день) и, запершись в огромной комнате один на один с Юрате, погрузился в морские пучины и мы бродили там вокруг янтарного дворца и беседовали». Не будет ли это самым простым и правильным ключом к пониманию «тайн» Чюрлёниса-художника. Весть о Новом мире, о Новой Красоте содержалась в его творчестве. Он кружил по лесу, не в силах найти дорогу на волю.
И в этом мраке возникают башня, кладбищенские колокольни и крест. Об этом очень интересно пишет жена Чюрлёниса. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.
Фламмарион говорит, что впечатление от этих великолепных зрелищ можно сравнить лишь с настроением, навеянным музыкой». Дзукия, где находятся Друскеники, почти не испытала классического средневековья и до XIV в (1387г. ) была языческим регионом. В библиотеке издательсства Ц. Ф. Здесь онучился играть на флейте, делал первые опыты в сочинении музыки. Мечта где. Не могу понять, откуда мог он черпать эти впечатления в таком краю, как ваш, в котором, насколько я знаю, вряд ли могут оказаться такие мотивы. И вернулся в больницу.
Благодаря семье Добужинских в его распоряжении оказался прекрасный рояль. Ему не было тогда и 36 лет.
Море кипит, беснуется. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений (каноны и фуги), струнный квартет, увертюры, прелюды. Огинский взял на себя финансовое обеспечение учебы Чюрлениса и в Варшавском музыкальном институте. С отличием окончив в 1899 г. институт, он поехал учиться в Лейпцигскую консерваторию. Все это крайности. Синтез музыки и художества в нем был удивительно глубок и всепроникающ. Литовский поэт Эдуардас Межелайтис как бы подслушал мысли Чюрлениса, решавшего круто изменить свою судьбу: «Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами.
Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый, зажигательный марш. У Чюрлениса был не только музыкальный слух, но и цветовой. Но идущие за ним уже начинают понимать, как возможно можно их избежать.
Mikalojus Konstantinas iurlionis 10 (22) сентября 1875, Варена — 28 марта (10 апреля) 1911, Пустельник Миньски, ныне Польша) — литовский художник и композитор Чюрленис жил музыкой – оставался профессиональным музыкантом и композитором, преподавал фортепиано и живопись его всегда отражала не только его музыкальность, но отражала, в сущности, его жизнь внутри музыкальных звучаний – внутри ритма, внутри мелодии, внутри гармонии и тембра. Не по годам задумчивый, он предпочитал занятия музыкой и чтение играм со сверстниками. Это так называемый коллаж – цитирование особого рода, один из правомерных художественных приемов. Сейчас ночь. И гениальность Чюрлениса в принципе обеспечивает это постижение почти любому.
Это сказка. Национальный характер творчества Чюрлениса-художника проявляется не в дальнейшем развитии, претворении или имитации элементов народного художественного творчества, а более сложным путём – чаще всего художественной передачей элементов и красок самой природы или мотивов фольклора. – Варшавскую художественную школу. В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». Этот мыс на Земле Франца Иосифа был назвал именем Чюрлениса.
Чюрленис — исключительное явление в мировом искусстве. Он был из тех, кто пытался такой язык создать. – Поражения, поражения, поражения. Другие, напротив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Достаточно всмотреться в его «Сонату моря», чтобы понять, что это произведение напоено музыкальной гармонией: тихие и светлые гармонические сочетания в первой картине – Аллегро пронизанная мягким солнечным сиянием (воспоминания о потонувшем корабле, лежащем на ладони морского царя) вторая картина – Анданте и вздымающийся огромной музыкальной волной Финал.
К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».
Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное. Курортные знакомства позволили Микалоюсу поступить в оркестровую школу в Плунге. Весы – это бурное играющее с рыбацкими лодками море. Неуспех ожидал его и на последующих выставках. Трагические, мрачные мотивы цикла «Похороны» (1904-1906) могли быть не только реминисценциями из творчества Эдгара По и Л. Андреева, но и образами, родившимися непосредственно из воспоминаний о 1905 годе и о последовавшей за ним реакции. Он метался в нем, не находя себе подходящего места: из Варшавы в Лейпциг из Лейпцига в Варшаву из Варшавы в Вильнюс и снова в Варшаву.
Ливень усиливался, а с ним и мой страх.
Островок этот носит романтическое название – «остров любви». Ну, а сейчас иди, так сказал старик и я пошел дальше и смотрел с высоких башен». Чюрленис был не только Вестником, но и творцом. Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. Люди ничего об этом не знают.