Донателло Скульптуры

О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре. Донателло создал яркий образ, утвердивший победу ренессансного направления во флорентийской скульптуре. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Знаменитая скульптура Донателло – золотая уменьшенная копия на квадратной малахитовой подставке в 1956 году была избрана итальянской Академией кинематографии в качестве национальной кинопремии Италии.

Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры, на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть. Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе. Донателло (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры – создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой.

Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры. Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве. В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) – флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо.

Донателло – основоположник скульптурного портрета

Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Те же качества все чаще выходили на первый план в серии из пяти статуй пророков, над созданием которых Донателло работал начиная с 1416 года для ниш колокольни собора Дуомо. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).

Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Особенно удалось Нанни ди Банко лицо Филиппа, вызывающее в памяти творения древнегреческого скульптора Фидия.

  1. Донателло великий итальянский скульптор
  2. Скульптор Донателло: биография, работы, фото
  3. Донателло – итальянский скульптор эпохи Возрождения
  4. Итальянский скульптор Донателло
  5. Донателло – величайший скульптор и его творения
  6. Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты

Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Донателло получает заказ для двора палаццо Медичи и отливает из бронзы большую скульптурную группу Юдифь, отсекающая голову Олоферну (ок. Но после создания самых известных скульптур и рельефов, творчество идет на спад. Но это не простой мальчик. «Св.

На лице его застыла гримаса страдания. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Он использовал т. н.

Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. В 1412 года он был принят в гильдию Св. Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.

  1. ДонателлоСкульптуры и биография
  2. Брунеллески и Донателло – выдающиеся мастера эпохи раннего Возрождения
  3. Скульптуры Донателло «Давид» (описание)
  4. Великий скульптор ренессанса Донателло
  5. Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
  6. Поездка в Рим, второй флорентийский период

И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Поражающий своими размерами (протяженностью порядка 5 м) алтарь был два раза переделан в XVI и XVII веках. Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми.

Высоко над холмом вознесены три креста. Рассмотрев вблизи статую св. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Лаврентия изображающих Страсти Господни.

  • Самое интересное из мира креатива
  • Неподражаемый скульптор, творящий в двух стилях
  • Особенности работ великого мастера
  • Донателло – итальянский новатор своего времени

Как она непринуждённа и изящна. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».

Надгробие делится на три яруса. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.

  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  • Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
  • Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
  • 20 фотографий для новогоднего настроения
  • Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Марка и Св. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Изначально скульптура занимала центр двора дворца Медичи во Флоренции во время свадьбы Лоренцо Великолепного в 1469 году.

Образом послужил памятник Марку Аврелию. В рассматриваемой композиции св. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).

  1. Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
  2. Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
  3. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  4. Зимние пейзажи выдающихся художников
  5. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). Кондотьер Гаттамелат изображен верхом на коне. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.

Георгия (ок. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Это способствовало процветанию торговли.

  • Стихотворение Иосифа Бродского «Любовь»: о любви поэта и Марины Басмановой
  • Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
  • 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
  • Лучшие фильмы производства студии Довженко
  • ДОНАТЕЛЛО: ОТ ГОТИЧЕСКОЙ К РЕНЕССАНСНОЙ СКУЛЬПТУРЕ

Прообразом памятника стала скульптура Марка Аврелия. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Донателло – известный итальянский скульптор эпохи ренессанса. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.

Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Он восторженно отзывался о статуе «Св. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.

Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Голова Юдифи считается одним из самых прекраснейших творений эпохи раннего Возрождения. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).

Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Однако страдание обладает длительностью во времени. После отбытия скульптора в 1443 в Падую наступает очередной этап развития его творчества.

Героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.

1455–1460). Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Пять фигур находятся в музее собора. На его щеках щетина, нижняя губа упрямо выпячена вперед, брови нахмурены, жилистая шея напряжена.

Статуя Марии Магдалины яркий тому пример. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции – это ещё один архитектурный вызов, который преодолел Брунеллески.

Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Лаврентия изображающих Страсти Господни.

Донателло великий 
итальянский скульптор

В скульптуре Св. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.

Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Линии профиля определенны и чеканны. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.

Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Во-первых, возрастает значение линии. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «.

Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. В ней нет и намёка на столь славную победу. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Георгий был покровителем воинов и оружейников. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио.

Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.

В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма.

Донателло— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.

Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Тут чередуются складки самой различной формы, самых различных направлений, самых различных изгибов.

К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Он создает конную статую венецианского предводителя Эразмо де Нарни. Но и этого ему мало.

Работа удалась на славу. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».

Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Донателло так же мастерски передает своеобразную полную фигуру мальчика, как и особенности строения тела юноши. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Как всегда, Донателло нарушает традиционную иконографию, создавая новую интерпретацию канонических сюжетов. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.

Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Марк, можно поверить и его писаниям».

В ней чувствуется рука самого Донателло. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.

У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Один из них, выполненный в мраморе, хранится в Государственной картинной галерее Армении в Ереване и заслуживает самого внимательного рассмотрения. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор.

Младенец кажется маленьким и беспомощным. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь.

Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.

В творчестве мастера наступил новый период. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Около 1345—1350 гг. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников.

В конце 1430-х годов мастер начал работу над бронзовой статуэткой полуобнаженного мальчика, названной «Амур-Атис». Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.

«Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».

великий Данте, а позднее Петрарка и Бокаччо создали замечательные литературные произведения, проникнутые духом гуманизма. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов.

В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Стремясь использовать новые способы передачи пространства в рельефе, Донателло вводит перспективные сокращения архитектуры и градации высоты рельефа, создает впечатление глубины пространства в рельефе и тем самым создает т. н. Красив мотив струящихся складок одежды. Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году.

музей Барджелло). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора).

Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Лишь слева группа возлежащих в позах, подобных позам античных речных богов, не интересуются происходящим. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Скульптура Донателло становилась трагичнее и мрачнее. 1415, Флоренция, Нац. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.

В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Голов pа повернута слишком неестественно. Кажется, наиболее сильными импульсами для Донателло здесь были наблюдения и натурные рисунки с шалящих на улицах Флоренции юных оборванцев. Марку» с Ор Сан Микеле. С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения.

Донателло использует в этом произведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу: живописные тени перебегают в разных частях композиции. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Интересно, что долгое время ученые имели неблагоприятное мнение о Сент-Луисе, но позже ведущие искусствоведы стали считать скульптуру поистине уникальной, как технически, так и художественно. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.

Путти Донателло предельно общительны.

Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Таким образом, можно считать, что рельеф Донателло стоит у истоков перспективной живописи, которая в XVII—XVIII вв. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Георгия» и «Св. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.

Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Здесь начинается следующий этап его творчества. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. В отличие от «Св.

Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Местоположение статуи не изменилось. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.

Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). От соседства с ним фигуры воспринимаются более массивными, хотя они выполнены в относительно невысоком барельефе, лишь головы даны более округлыми. В первый раз после эпохи средневековья персона была удостоена ваяния за воинскую честь и геройство. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме.

Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду.

Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта.

Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Мрамор. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Донателло отошел в своих произведениях от средневековых традиций. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность.

По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.

Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Накалом страстей веют групповые сцены.

Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность.

За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Ему неведома донателловская мощь. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се.

«Св. Донателло создавал скульптуры из камня, мрамора, дерева и бронзы. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453).

Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Скульптурные образы полны драматизма, но при этом им присуща большая одухотворенность. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.

Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре.

Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена на пьедестал до 1453 года. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.

Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, вот таким образом взгляд его уловить трудно. Его надгробие, созданное Донателло и Микелоццо, представляет собой сложную архитектурно-скульптурную композицию, которая оказала большое воздействие на дальнейшую эволюцию ренессансной гробницы. Эту эпиграмму обычно относят к 30-м годам XV столетия, когда два поистине гениальных итальянских мастера кватроченто — архитектор и скульптор — разорвали свою дружбу, поссорившись из-за бронзовых дверей, созданных Донателло для флорентийской Старой сакристии, которые, как считал Филиппо Брунеллески, нарушали его архитектурный замысел.

Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Донателло «Давид» (около 1440).

Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. А от этого всего и получалось, что изображали и показывали они самих лишь себя и на них были похожи и их статуи. Выстроенная перспективой головка ведает созерцателям историю. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.

Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.

Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Он обладал характером сложным и независимым. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.

Антония. Однако это впечатление обманчиво. В его время это было смелым нововведением.

Так подчеркнута глубина рельефа. Донателло преследует цель создать персональную героическую личность.

Удачно передано движение ангела. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Между ними видны играющие музыканты. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433).

Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Антония в Падуе. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Брезгливой гримасой тронут его рот. В действительности, все эти точки зрения односторонни.

Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.

Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Обломки мраморных колонн с Капитолийского холма в Риме люди хозяйственные пережигали на известь. При этом он исходил из простой посылки: не все статуи, предназначенные для кампанилы, попали туда. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.

Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло.

Вокруг он изобразил цветочный узор. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.

Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Существует несколько современных вариантов реконструкции алтаря Донателло, однако ни один из них не может считаться бесспорным. Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). Георгия — на деньги оружейников, а св. Линии в «Битве св.

Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Когда работа была закончена, флорентийцы обнаружили в двух фигурах разительное сходство с известными горожанами. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Статуя полна жизни и изящества. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Лицо юноши, полное свежести и благородства.

А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.

Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Это один из первых ренессансных конных монументов. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.

Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Изящно ложатся складки одежды. В своем раннем творчестве Донателло создает образец гробниц эпохи Возрождения.

И хотя в последнее время некоторые положения, выдвинутые исследователем, подверглись критике, они по-прежнему представляются нам наиболее правдоподобными. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Марка». А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Бронзовая скульптура была установлена на каменном постаменте на площади перед Собором св.

Венецианская республика, не имевшая себе равных на море, обеспечивала свою безопасность на суше с помощью наемных солдат. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Фигура прорисована уверенно и свободно. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. В его правой руке — тяжелый меч.

К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру. живописный рельеф. Св. Антония.

Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. К сожалению, нынешнее расположение алтаря не позволяет оценить по достоинству эти рельефы, рассчитанные по большей части на внимательное и подробное рассматривание вблизи. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.

Скульптура Донателло в ранний период представляет собой эталонный художественный стиль. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.

И если Донателло не смог многое вынести из путешествия, то это сделал чуть более старший Брунеллески. Все в этой фигуре весомо и материально. По тому, насколько выступают фигуры над фоном, ощущается их принадлежность к первому или второму плану, а предметы, расположенные в глубине, передаются с помощью гравировки. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).

Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Современники поняли его не сразу. Немало внимания уделяется бронзовому литью. Эта скульптура изображает Приапа, античное божество плодородия.

А это и составляет сущность донателловского образа. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Особенно это заметно в изображении св. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.

Которая работала над созданием скульптурных композиций для баптистерия Собора. Св. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Именно такая женщина была способна на подвиг. В этой фигуре всё значимо.

Их судьба иногда была драматической. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Только конкретизируется, не столько внешность пророка, сколько его душевное состояние — глубокое раздумье, сосредоточенность ушедшего в себя человека.

Саломея же и вблизи заслуживающие потрясающе безмятежны и только только заинтересованы. На коленях стоит богоматерь.

Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.

Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа.

они были приостановлены. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Антония. Красной нитью в его позднем творчестве проходит тема смерти, трагичности, мрачности. Эту работу Донателло выполнил, следуя античным традициям.

Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. В остальном же статуя еще во многом связана с традициями треченто – готический изгиб фигуры изящные конечности, лишенное характера тонкое миловидное лицо, несколько напоминающее тип античного Вакха.

Георгия» и «Св. Антонием.

Марка (1412 год), св. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. нателло. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.

В Риме Донателло побывал и в 1430 году и никакого особого следа это не оставило в его работах. Евангелист Марк (1411). Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.

Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.

Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св.

Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Антония (Санто). Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.

Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.

Творчество Донателло в последние годы вызывает ряд споров среди искусствоведов. 1423—1425) и св. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.

Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Столь же выразительно и лицо пророка. Находящиеся вблизи детки торопятся исчезнуть от страшного вида. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.

Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения.

Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.

Петра и завершения ряда других заказов. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. С такими он был непреклонен. Так что статую св. Главный эффект достигнут не противопоставлением фактуры лохмотьев гладкой коже святой, а именно их неожиданным сходством. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).

Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Марка — по найму льнопрядильщиков. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. В 1408-1415 гг.

Барельефы, относящиеся к жизни святого Антония в Кафедральном соборе в Падуи – апогей творений мастера в сфере «художественного» рельефа. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам.

Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло.

Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Мария показана в сложном повороте.

Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Людовика Тулузского (ок. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.

Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.

Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Вверху изображены летающие ангелы. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).

Удивительна судьба этого города. Слегка изогнулся торс Марка. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.

Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.

Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.

Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Лицо его отличается особой экспрессией.

Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Фигура исполнена достоинства. К ранним работам относятся статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.

Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Мастер начал работу над ними в 1460 году, но так и не смог завершить. Скульптура отличается живостью исполнения. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.

Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Он должен был видеть, например, древние саркофаги также в Тоскане, а античные монеты и резные камни во Флоренции у своих знакомых — гуманистов, таких, как Никколо Никколи.

Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника.

Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.

Это исхудалая старуха с длинными волосами. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера.

В конце XVI в. алтарь был разобран. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.

Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Подобная композиция трудна для исполнения.

Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.

Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты.

Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.

1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.

У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши.

Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. То же напряжение ощущается и в лице.

Донателло бросает вызов устоявшимся традициям. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Донателло.

Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Плоский рельеф изображающий голову св. И хотя действие происходит на небе их пляска с притопываниями и обнимками воспринимается как чисто земной эпизод, в котором бьющая через край энергия детского тела получает полную разрядку. Работу над ней автор смог закончить в 1460 году. А Брунеллески он был обязан многим. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).

Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Св. В 1450-х 1460-х годах он создал ряд скульптур свидетельствующих о духовном надломе. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением.

Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, превосходно выявляющими рельеф ноги.

Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.

Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Лаврентия изображающим Страсти Господни.

Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.

Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Антония и изображениями символов евангелистов.

Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Антония и стала первым светским памятником того периода. Главное действие происходит в центре композиции. Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. Марка» с Ор Сан Микеле. Она, несомненно, связана с ними тематически. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.

Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Здесь представлены родные и друзья Христа. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Так искусство XIV в. утрачивало свои позиции в конкуренции с новым искусством, принадлежащим Возрождению и в этом была своя закономерность.

Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.

Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.

Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Основой Алтаря стали бронзовые скульптуры изображавшие Мадонну с младенцем на руках и шесть фигур святых.

При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Лаврентия, во Флоренции. а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты. Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела.

Последние произведения Донателло — произведения, безусловно, трагические, может быть, даже свидетельствующие о кризисе великого художника. В отличие от «Св. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Его крылья, кажется, еще полны движения.

Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». На его лице веселая улыбка. Их различали не по чертам или выражению лица. Обратите внимание на позу Давида. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Донателло приближал рельеф к живописи.

Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.

Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). И все дело не только его в уникальном мастерстве. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция.

Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Они как бы окаменели от горя. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.

Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.

В данный момент бронзовая статуя Давида хранится в Национальном музее Италии. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Георгия» красивы и выразительны. музей Барджелло).

Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. И как всегда, он уверенно справился с ними. Но спорить с Донателло было не так-то просто.

Совсем другое у Донателло. Сосредоточенный взгляд полон глубокой мысли, под внешним спокойствием угадывается внутреннее горение. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с антиков. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.

Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Здесь, в подчеркнутом драматизме сцены, с выражением различных оттенков отчаяния, Донателло во многом предвосхищает стиль падуанского и постпадуанского периодов, что, однако, не дает еще основания для датировки рельефа второй половиной XV века, как это делает Л. Планисциг. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).

Образ всадника говорит о силе, храбрости и отваге. Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности.

1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Марк, можно поверить и его писаниям».

Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. И в этом проявился его характер. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Перечисленными произведениями далеко не исчерпывается список работ Донателло для алтаря Санто.

Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.

Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).

Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.

Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. Донателло строит образ на игре света и тени. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.

Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом.

Примерно в это же время, то есть в конце 1430-х — начале 1440-х гг., Донателло выполняет важный заказ на скульптурную декорацию Старой сакристии церкви Сан Лоренцо. Это еще одно новшество, введенное Донателло. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.

«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Он не случайно украшен изображением дверей, закрытых с западной стороны и приоткрытых с восточной. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.

Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Этот герой настолько уверен в своих силах, что ему не приходится напрягать мускулы и принимать оборонительную позу. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади.

Фасад же церкви остался неоконченным. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.