Федор Яковлевич Алексеев Художник

Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности.

Фёдор Алексеев: жизнь и творчество художника

«Картина «Венеция. В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н.

«С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». Родился и вырос он в небогатой семье сторожа Академии наук. Чего же он достиг в этой области и что получил для себя в Венеции. » Мы рассмотрим два пейзажа – это «Венеция. В 1773 г. за. С 1803 г. – преподаватель перспективной живописи в Академии художеств.

В 1766-73 гг. Когда Ф. Я. Алексеев завершил работу над московским циклом, он вернулся к теме Петербурга. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы.

Как раз наоборот, в повороте берега видно стремление придать ему перспективность и протяженность. В соответствии с выработанными художником приемами работы, при посещении городов делал натурные зарисовки и акварельные эскизы, по которым уже после возвращения в мастерской им написаны картины (так в то время работали большинство пейзажистов). Более всего Федор тяготел к такому жанру европейской живописи, как ведута, что переводе с итальянского языка означает «вид».

Алексеев собрал большой материал для работы над историческими видами Москвы. Алексеев самовольно покинул своих венецианских учителей и, не дожидаясь разрешения Академии, отправился в Рим, где надеялся освоить новое пейзажное направление. Алексеева. Петрова. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах».

За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Приблизительные даты этого периода его жизни – 1779-1786 гг. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Он был первопроходцем в России в написании городского ландшафта. «Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств.

В 1777 году Федору Алексееву пришлось приехать обратно в Петербург. Алексеев Ф. Я. положил начало изображению в русском искусстве города в живописи. Вид набережной Скьявони» изображает канал св. Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками.

Алексеев Федор Яковлевич 
 (1753 – 1824) – 
забытый русский

Алексеев Федор Яковлевич (1753 – 1824) – забытый русский художник

Художник в совершенстве овладел классической техникой письма лессировками, позволявшей придать цветовому решению особую прозрачность и глубину. Отсюда – желание Якова Алексеева отдать сына в недавно основанную Академию художеств. На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи».

Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. Среди его работ 1790-х гг.

В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры». «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815г., первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). Главное внимание художника сосредоточено на здании городового магистрата (гауптвахты). Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста.

Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. В 1795 г. Алексеев едет в Крым и Новороссию и пишет виды мест, которые посетила Екатерина II в 1787 г. Оттуда он привез свои знаменитые городские пейзажи Бахчисарая, Херсона, Николаева.

Русский художник 
Алексеев Федор Яковлевич

Русский художник Алексеев Федор Яковлевич

К работам того времени относятся Вид Казанского собора в Петербурге, «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова и другие. В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. Мечтой всей его жизни была станковая пейзажная живопись. За эту картину петербургская Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина 2. Путешествие длилось 2 года из него художник привез множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие. Наступил новый этап в творчестве художника.

Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой. В письме президенту Академии художеств А. С. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения.

Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Отец Алексеева служил сторожем в Академии Наук, которая в середине 18 века также являлась и ведущим художественным центром. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».

Если явная перегруженность и чрезвычайная сложность композиции, естественная у начинающего художника, говорят о том, что Алексеев многое добавил, присочинил в своей картине, то вместе с тем абсолютно очевидно, что в основе ее лежит изображение определенной местности. Исторический музей) и, быть может, некоторые другие.

Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей).

Работы Алексеева имеются также в Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, музеях Волгограда, Иванова, Н. Новгорода, Перми, Твери, Минска и других. Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. Лучшим получился «Вид города Бахчисарая». В картинах южного цикла есть общие черты, позволяющие судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. В конце 1790-х Алексеев возглавил класс перспективной живописи в Академии художеств.

Работы художника 
Алексеева Федора 
Яковлевича (1753-1824)

Работы художника Алексеева Федора Яковлевича (1753-1824) (19 работ)

В 1800 Алексеев уезжает в Москву— писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Заказывала копии императрица Екатерина II. Родился Федор Алексеев в Санкт-Петербурге в небогатой семье.

Центральным архитектурным памятником в его знаменитой серии стал ансамбль древнего Кремля. Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. В сочетании двух тональностей – коричневато-розовой и голубо-зеленоватой – преобладающая роль остается за теплым розоватым тоном.

И все же, несмотря на недостатки изображения Москвы принесли художнику настоящее признание. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. «Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом – разнообразные изображения Кремля.

В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. Они становятся похожи на документальные исторические снимки. Композиция организована четко и логически ясно. Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи». Он был гравирован С. Ф.

Ф. Я. По возвращении в Санкт-Петербург, работает живописцем при Театральном училище. Композиция организована четко и логически ясно. За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой.

Оригинальность работ 
художника Федора 
Алексеева

Оригинальность работ художника Федора Алексеева

Московская сюита включает виды улиц, площадей, монастырей, но более всего в ней изображений Кремля: «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», «Вид Московского Кремля». В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. «Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов. В 1766- 73 гг. Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина.

Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом». Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Он теперь не только изображает на переднем плане бытовые сценки, но вводит эти жанрово-повествовательные моменты более органично в само пейзажное изображение». Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии». особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). В Венеции Ф. Я. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет.

«Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций». Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. Можно думать, что это позволило наконец Алексееву оставить нелюбимую работу в области декорационной живописи». Художник увлекся старой русской архитектурой.

Все дело было в потребных в данный момент специальностях. 1753 (4. ) – 1824 г. г. Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции. Среди его работ начала 1790-х гг.

Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Все это придает картинам известное сходство с панно. Среди его работ 1790-х гг. В 1790-е годы появляется новый замечательный цикл работ с видами городов юга России. Это прежде всего сознательный отход от декоративности и перспективизма к картинной пейзажности, к станковой форме живописи.

В его картинах появляется больше жизни, кажется, что сейчас изображения оживут. «Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». Но картину на родине встретили холодно. Сын сторожа при Академии художеств. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут».

Золотая медаль давала право на продолжение художественного образования за границей, на счет Академии. Три упомянутые картины стали этапными в творчестве живописца. Больше всего Федора Алексеевича привлекали музеи Италии и живопись старых мастеров. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе.

У воды расположены эллинги для хранения гребных судов. Зато он сразу стал обучаться живописи». На картине «Магистратская площадь в Николаеве» изображена центральная площадь города со стороны «торговых рядов», позже перестроенных под «контору над портом».

«Он добросовестно стремился вначале изучить декорационную живопись и, лишь убедившись в полной невозможности на этом пути овладеть передовым методом, отдался целиком давно уже влекшей его к себе пейзажной живописи. Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием — впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов. Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824). Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия».

Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794 Вид Казанского собора в Петербурге Соборная площадь в Московском Кремле Вид города Николаева, 1799 Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810 и др. ) принесли Ф. Я. Но перспектива театрального художника совсем не привлекала Алексеева. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов».

Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений.

Известность художника 
как пейзажиста

Известность художника как пейзажиста

В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е г. г. В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. В 1820-1230-х годах появилось много таких пейзажей, выполненных в технике литографии.

Ф. Я. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. В ней начинают преобладать значительные окрашенные поверхности, что вместе с малой глубиной изображения придает картинам некоторую плоскостность. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. В формулярном списке, составленном художником в конце жизни, указано, что он находился на службе в Дирекции почти семь лет и «оказал успехи», воспитав одного из первых учеников, пейзажиста В. П.

Декоративность видна и в изображении деревьев. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление».

  • Художник Федор Алексеев: жизнь и творчество
  • Алексеев Федор Яковлевич – русский художник
  • Алексеев Федор ЯковлевичКартины и биография
  • Картины — Алексеев, Федор Яковлевич
  • Биография Федора Яковлевича Алексеева

Никаких программ на получение академического звания ему предложено не было. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. Заказывала копии императрица Екатерина II.

«Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). Благодаря этим работам, художник Алексеев Федор Яковлевич обрел возможность заниматься написанием оригинальных пейзажей. учился в Академии Художеств, сначала в классе живописи цветов и плодов, затем в пейзажном. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. Самый важный заказ для художника заказ – написать виды Москвы, поступил от Павла I. Больше года художник провел в Москве изучая историю московской архитектуры, делая многочисленные зарисовки монастырей и церквей. С 1794 г. – академик пейзажной живописи. В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга.

  1. Алексеев Федор Яковлевич (Между 1753 и 1755 – 1824)
  2. Федор Яковлевич Алексеев – основоположник русского ведутизма
  3. Реферат: Федор Яковлевич Алексеев
  4. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  5. 0 Алексеев Федор Яковлевич – русский художник
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  7. Талантливый педагог и виртуоз пейзажа
  8. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби

Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос. Среди его работ 1790-х гг.

«За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей». особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). Отец будущего пейзажиста, Яков Алексеевич, отставной солдат, служил сторожем при петербургской Академии наук. По разным источникам, это период между 1753 – 1755 годами. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи».

Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. Учился в гарнизонной школе. Расцвет творчества Ф. Я. Алексеева относится к 1790-1800 годам.

Точная дата появления на свет будущего мастера неизвестна. Сначала он обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем юношу переводят в пейзажный класс. С детства Федор проявлял талант и интерес к рисованию, вот таким образом его отец обратился с просьбой в академию о зачислении сына на учебу. Основное внимание в картине отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. В том же 1794 году художник написал «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца». Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Улицы, площади, набережные и проспекты в картинах Алексеева заполняются фигурами людей, они словно одухотворяются жизнью.

Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда). «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы». Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Художник Федор Алексеев прошел долгий творческий путь от простого декоратора при театральном училище до первого в истории русской живописи мастера, столь достоверно изображающего городские пейзажи.

  • Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  • ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  • Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Коллекция Государственного Русского музея
  • Художник Алексеев Федор Яковлевич (1753-1824)

По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (177986). Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы». «Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». Привычка писать воду, копируя венецианскиеведуты, несомненно, повлияли на выбор мотива.

Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. С 1799 художник при Дирекции Императорских театров. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом.

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  2. Напишите отзыв о статье Алексеев, Фёдор Яковлевич
  3. Отрывок, характеризующий Алексеев, Фёдор Яковлевич

В тот же год его отправляют в Москву «для снятия видов», где он провел полтора года и привез «полную портфель акварелей, собственноручных и выполненных учениками». Перед нами прочные строения из камня, населенные многими людьми. Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения.

К началу 90-х гг. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. Из них сохранился лишь один – «набережная Скьявони в Венеции» 1775 г. С середины 80-х гг. Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века.

Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. На дальнем плане изображен недавно завершенный постройкой Адмиралтейский собор с колокольней над входом в храм (позднее эта колокольня обрушилась и была построена новая отдельно стоявшая колокольня). За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.

Сын сторожа Академии наук. Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Родился Алексеев Федор Яковлевич в 1754 году (точная дата рождения отсутствует в исторических источниках) в бедной семье. За лучшее написание программного пейзажа ему вручают золотую медаль.

Художник Федор Алексеев: 
жизнь и творчество

За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». С 1802 г. Ф. Я. И художник выполнил превосходную копию с картины Каналетто «Архитектурная фантазия. Последние годы жизни Алексеева были омрачены тяжелыми недугами – «Расслаблением от старости и параличной болезни». Самые известные из них: «Площадь в Херсоне» 1796 г. (находится в собрании Херсонского краеведческого музея), «Вид города Бахчисарая» 1798 г., «Вид города Николаева» 1799 г. (находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве) и «Магистратская площадь в Николаеве» (находится в собрании Государственного Русского музея в Петербурге). Отец мальчика, отставной солдат, нес службу сторожа в Императорской Академии наук и художеств.

Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи. Сначала Федор Алексеев занимался в классе натюрморта. Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора».

Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. Это уже не миражи, легко парящие на горизонте между небом и землей. Алексеев впервые в своем творчестве использует для оживления городского пейзажа бытовые сценки, фигуры людей и животных (стаффаж).

Фигурки изображены очень живо, образуя занимательные жанровые сценки. «В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». Марка.

В академии Алексеев выказывал большие успехи, его работы долго сохранялись как образцовые. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Работал также как акварелист, рисовальщик и театральный художник.

В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». В 1800 году появились еще две значительные работы: акварель «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и созданная на ее основе живописная композиция.

Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. В 1766- 73 гг. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари.

Алексеева приняли в учебное заведение в 1766 году. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. И еще одна характерная особенность южных картин состоит в появлении стаффажа.

Теперь люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773 – 1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Он замыкает горизонт горой, помещает на открытом пространстве моря корабли с парусами, декоративные облака на небе. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».

В теплой гамме, с тонкой прорисовкой мельчайших деталей. Это специальный вид написания декораций для театра. Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением. Изображенные художником городские виды заселяются. «Программа» – итоговая работа Алексеева до нас не дошла.

(Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Его картины ценятся очень высоко. Вскоре художник получил заказ на написание крымских и новороссийских городов и мест (Николаев, Херсон, Бахчисарай и др. ), посещенных Екатериной II во время путешествия в 1787 году. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность.

Умер Ф. Я. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари.

создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей). За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Был первым мастером городского пейзажа в русской живописи. И когда в 1794 году Алексеев написал свой первый городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» – это была работа зрелого художника. Алексеев действительно выступает здесь новатором изобразив не документально снятый вид местности, как это было принято до него, а художественно преображенную картину реальности – «архитектуру в пейзаже». Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». Ф. Я. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста.

Зато его работы оказали заметное влияние на развитие городского пейзажа в графике. Художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Этим молодой художник навлек на себя недовольство академического начальства, по мнению которого эти занятия отвлекали «пенсиолнера» от выполнения его академической программы. Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия».

Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Воробьев. В дальнейшем городская архитектура все больше превращалась в его картинах в фон, для «мира живых людей». Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».

И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». В 1800 – 1810-х гг.

Среди его учеников – М. Н. В картине «Магистратская площадь в Николаеве» именно эти детали становятся центром композиции, привлекая основное внимание зрителей. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге.

В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Алексеевым создано значительное число графических произведений (рисунки, акварели, гравюры).

Наряду с живописными полотнами. В это время художник создает свои самые известные картины: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова». С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи.

Вместе с помощниками из числа академических воспитанников, А. Кунавиным и И. Мошковым, художник провел в первопрестольной столице более года. Очень характерно и сильное потепление гаммы. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов. В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея).

«Большой формат картин придает им монументальность. В 1795 г. художник, по поручению императрицы Екатерины, командирован в Малороссию и Крым «для снятия видов» новых городов Российской империи. Уже в Италии художником созданы первые самостоятельные городские пейзажи. Художник в совершенстве овладел классической техникой письма лессировками, позволявшей придать цветовому решению особую прозрачность и глубину. В 1766 его отец обратился с прошением о зачислении сына в Академию художеств и его просьба была исполнена. Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики.

Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж. В его работах словно появился шум города. Лучшие качества живописца проявились в сюитах, посвященных Петербургу и Москве. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет.

С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Он был гравирован С. Ф. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа.

Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. Самой известной работой Ф. Я. Алексеева этого периода «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793), за которую он получил звание академика перспективной живописи. «Сравнивая московские акварели Алексеева с картинами маслом, мы находим между ними знакомое нам различие: картины маслом статичнее, проще по живописи, но материальнее и конкретнее. В 1794 году Федор Яковлевич Алексеев за написание ряда полотен с изображением видов Петербурга получил почетный чин – «академик перспективной живописи».

Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр. он становится уже признанным мастером. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794).

Оригинальные работы исполненные Алексеевым для театра, к сожалению, не сохранились. Еще одной, важной сферой деятельности художника в 1780-е годы стало копирование произведений западноевропейских пейзажистов, в том числе уже хорошо знакомых ему Каналетто и Беллото. Лучшие из копий Алексеева поражают исключительным проникновением в существо и манеру живописи копируемых художников». Поскольку станковый пейзаж в то время имел много общего с искусством театральных декораций, Алексеева отправили в Венецию совершенствоваться в области декорационной живописи. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Люди с их повседневными делами, повозки, рабочие.

«За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист». В то время как в акварелях самого мастера мы видим знакомую уже нам легкую мастерскую кладку акварели, прозрачность голубых и розовых тонов». Талантливый художник Федор Алексеев учился в Императорской Академии художеств, до 1773 года в так называемом классе «живописи цветов и плодов», а позже был переведен в «пейзажный класс».

В начале 1779 года Алексеев был определен в Дирекцию Императорских театров «живописцем при театральном училище». М. Теребенев. По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766).

В 1800-х гг. Начинается так называемый второй петербургский период в его творчестве.

Все больше художник изображает людей. В 1800 г. император Павел I дает художнику задание написать виды Москвы.

Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. Он сразу же покоряет и пленяет зрителя. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века.

Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797 – 1800, Русский музей). В лиричных картинах запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), своеобразную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1802, ИРЛИ РАН). особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793 г. ) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 г. ). Линейная перспектива возобладала над световоздушной. Архитектура передана не издали, как это было в ранних картинах, а изнутри, как бы «входя» на улицы и площади городов.

Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). В 1800-х гг. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Сильно отличаясь от петербургских видов, картины с изображением городов Новороссии и Крыма знаменуют новый этап в развитии творчества Алексеева».

В 1810 годы Алексеев возвращается к изображению Петербурга. учился в Академии Художеств, сначала в классе живописи цветов и плодов, затем в пейзажном. Алексеев Федор ЯковлевичФедор Яковлевич Алексеев – замечательный художник, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа. Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. Пейзажист увлекся непривычной для него старой русской архитектурой. Впоследствии использование этого приема становится «визитной карточкой» городских пейзажей Ф. Я. Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста».

Среди его работ 1790-х гг. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. «Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев». Советник Императорской Академии художеств (с 1802).

Сначала он рисовал город с натуры. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой».

Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. «Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). В его работах словно появился шум города.

Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).

Они выходят на передний план полотен с дворцами, набережными и улицами. «Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. В его творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов».

В изображении московской архитектуры («Соборная площадь в Кремле с Гранатовой палатой» 1800г, «Красная площадь в Москве» 1801г, «Парад в Московском Кремле. Соборная площадь» 1810, «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы» 1811 и др. ) художник допустил масштабные просчеты и искажения. На картине «Вид города Николаева» город изображен со стороны реки Ингул. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Там он проучился семь лет. Алексеев родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году.

В 1790-х гг. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Этот успех, очевидно, подвигнул Алексеева перейти к писанию оригинальных пейзажей Петербурга и, наконец, добиться официального признания себя пейзажистом». По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).

В 1773 году Алексеев закончил учебу в Академии, получив малую золотую медаль за живописный пейзаж, содержание которого, к сожалению, не известно. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. «Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга. Учился в Академии художеств с 1766. Ф. Я. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера.

Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Алексеев самовольно покинул своих венецианских учителей и, не дожидаясь разрешения Академии, отправился в Рим, где надеялся освоить новое пейзажное направление. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века.

Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. В письме президенту Академии художеств А. С. Заказывала копии императрица Екатерина II. «Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева».

Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев. Параллельно, он много копировал в открывшемся Эрмитаже, в основном картины пейзажистов. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы.

Пиранези. Марка в Венеции.