Francisco Goya
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну, где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции, пропал интерес к украшению дворцов— и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Для банка св.
- Франсиско де Гойя: жизнь и творчество художника
- Франсиско Гойя ( ) – величайший испанский художник
- Франциско Гойя и Каэтана Альба: испанские страсти
- Франсиско Гойя: последние новости
Однако разводиться с ней не стал и они пробыли в браке до самой ее смерти. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В августе он закончил «Последнее причастие св. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв.
Франциска Великого в Мадриде. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
- Франсиско Гойя: портрет художника
- Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества
- Франсиско Гойя: известные картины
- Словари и энциклопедии на Академике
- Болезнь и творчество в 1793—1799-е годы
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
- Жизнь Гойи в первые годы века (1799—1808)
- Реставрация Испанских Бурбонов (1814—1819)
- «Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)
- Напишите отзыв о статье Гойя, Франсиско
- Отрывок, характеризующий Гойя, Франсиско
- О знаменитости:Испанский художник
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Он также украсил фресками ее загородный дворец. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Руководство церкви быстро одобрило все его эскизы и предложило начать работу. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Девы Марии.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты20. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Художник появился на светв 1746 году в северо-восточной части Испании.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Он пишет «Проповедь св. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами.
Антония, благословляющего больного. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения13. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта – Барбара на картоны для шпалер с изображением сцен из испанской жизни. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Франсиско безуспешно просил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4000 реалов.
Девы Марии. В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года— директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. За эту работу Гойя получил 16 000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»21. Он был младшим из трех сыновей в семье.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Уязвленный этим происшествием, он вернулся в Мадрид, где получил заказ написать портреты членов королевской семьи. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». 1814, Мадрид, Прадо). Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
1802). В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»).
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. К празднику св. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 годах 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса. 1797) и Маха одетая (ок.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «». В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия16: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Ему предложилизанятьсяросписью капеллы в церкви дель-Пилар. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1., чей портрет он создал.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога». Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной15. В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде.
и Гаспара Ховельяноса. огромен. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Это стало началом известности и процветания Гойи.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В августе он закончил «Последнее Причастие св. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе ок.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. У двора, напряжённо следящего за событиями Французской революции, пропал интерес к украшению дворцов— и теперь у Гойи нет заказов на картоны для шпалер.
Его отец— Хосе Гойя— был баскК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Для банка св. Франциска Великого в Мадриде.
В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Никто себя не знает». В это же время Гойя расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов Диспаратес.
В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». А уже через месяц она позировала и для конного портрета. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме и Гойя возвращается в Сарагосу.
Франсиско безуспешно попросил Мануэля Годоя обратиться с ходатайством к королю о месте первого придворного живописца, зато он избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо с жалованием в 4 000 реалов., чей портрет он создал. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. работает по украшению церкви св.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги10. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи12. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Гойя написал только один её портрет.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»4. На этой работе Гойя изобразил себя с сияющим лицом слева от святого, это изображение он повторил и в последующем автопортрете. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «» и «». В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Вскоре у них родился мальчик, но он умер в младенчестве. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. На тот момент художнику было 27 лет. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
на тему «Поклонение имени Бога». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии. 4 января 1796 года Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. В 1816 году он создал новую серию офортов «». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Летом того же года он возвратился в Мадрид и тут же послал Бернардо де Ириарте, вице-попечителю Академии Сан-Фернандо, серию станковых картин на медных пластинах на народную тематику.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I18, отображены и в полотнах того периода у Гойи. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «». Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Свадьба состоялась в Мадриде. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. Согласно статье русского искусствоведа Сомова А. И., в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»3. К празднику св. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. За всю историю своего творчества, художник создалединственный портрет жены. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
В августе он закончил «Последнее Причастие св. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «». Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов., чей портрет он создал.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Он пишет «». В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Его отец был прославленным мастером по работе с позолотой. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
На этой работе Гойя изобразил себя с сияющим лицом слева от святого, это изображение он повторил и в последующем автопортрете. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Прославившимся художником быстро заинтересовались новые заказчики, поручившие ему роспись одного из залов местного дворца.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «». В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с юношеским максимализмом, вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля – стиля Франсиско Гойя. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Гойя написал только один ее портрет. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы15.
В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик ХVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро.
Эти работы принесли Гойе известность. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Он сумел вывернуть всего себя наизнанку, показав самые страшные и гнетущие уголки своего разума.
.