Герника Пабло Пикассо Предупреждение Человечеству
«Друзья, бомбы уничтожают целые города. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов». Известно, что здесь не было сосредоточения войск, крупных штабов или соединений. Погибли солдаты республиканской армии, мирные жители. Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Холст, масло.
Они были обычно мирными и беспрецедентными, но 28 февраля 1974, Тони Шэфрэзи – якобы возражение прошению Второго лейтенанта Уильяма Калли для судебного приказа о передаче арестованного в суд после его обвинительного акта и приговора для убийства 109 вьетнамских гражданских лиц во время Моей резни Лая – стерло живопись с красной окраской распылением, рисовать слова «УБИВАЕТ, НАХОДИТСЯ ВСЕ» краска была удалена с относительной непринужденностью от лакированной поверхности. Это язык символов (а не фактов). После того как картина была представлена на Всемирной выставке в Париже, в адрес Пикассо посыпались не самые лестные высказывания. Это простирается, например, к двум доминирующим элементам фрески: бык и лошадь. Когда мир пережил ужасы Второй мировой, пророческий смысл «Герники» обрел новое звучание. Так они познакомились с Дорой Маар. Действие происходит на площади, языки пламени охватили дом, тела жертв смешались испуганная женщина сталкивается с убитой, на них из окна падает горящая женщина с распростертыми руками.
- «Герника» Пикассо: описание и фото
- Картина «Герника» — протест против войны и насилия
- Картина Герника, Пабло Пикассо, 1937
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- Анализ картины Пабло Пикассо «Герника»
- ЭТЮД О ГЕРНИКЕ, ПИКАССО И ДЕТСКИХ СЛЕЗАХ
В 1937 году, во время гражданской войны в Испании, Гернику контролировали республиканцы. Она стала катализатором, взрывом, выбившим Пикассо из кризиса — в работу. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко.
Проблематика данного художественного произведения привлекает внимание и вызывает интерес у зрителя. Анализ картины, главным образом, заключается в соотношении форм и средств художественной выразительности автора. Такое совпадение не может быть случайностью. В период работы над «Герникой» он все еще женат на Ольге Хохловой, но юная Мари-Терез Вальтер только что родила ему дочь Майю, а новая муза Дора Маар активно участвует в работе над картиной.
- КАРТИНА ПАБЛО ПИКАССО «ГЕРНИКА» 1937 Причиной
- 75-летие картины Пабло Пикассо "Герника"
- Символы в искусстве «Герника» Пикассо
- «Герника» — картина-легенда или аллегория войны
- Исторические события, которые легли в основу картины «Герника»
- «Герника» Пикассо легла в основу сюжета фильма Эмира Кустурицы «Герника»
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: Герника – страшное обвинение фашизму и Франко. На фасаде — мемориальная доска: «Пикассо жил здесь с 1936 по 1955 год. 26 апреля 1937 года была осуществлена операция «Рюген» – авиационная бомбардировка города Герника силами немецкого легиона «Кондор» и итальянского экспедиционного корпуса. Администрация Джорджа Буша-младшего, чувствуя бессилие перед убедительностью антивоенного шедевра, настояла, чтобы работники ООН завесили «Гернику».
Но Герника, как вспоминал Рафаэль Альберти, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога». И она сама и вся её история не подарят вам приятных впечатлений, но такого рода «пессимистичный» или «мрачный» туризм тоже имеет право на существование и до сих пор люди едут увидеть места горя и скорби – по разным причинам. Герника была окрашена в Париже, где это было сначала показано, прежде чем быть помещенным на попечении Музея современного искусства (MoMA), поскольку это было желание экспресса Пикассо, что живопись не должна быть обеспечена Испании до свободы и демократия была установлена в стране.
Уже в 1968 Франко выразил интерес к наличию возвращения Герники в Испанию. В уничтожении Герники люди увидели подтверждение своих страхов и первый звонок грядущих катастроф. Зато Пикассо, как и следовало ожидать, не согласился. «Нет, — ответил он, — это сделали вы».
- Хед Мартин Джонсон, «Голубая бабочка»
- Винсент Ван Гог, «Цветущие ветки миндаля»
- 20 фотографий для новогоднего настроения
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
Однако друзей было больше. Бомбардировка вызвала огромный резонанс как в стране, так и в мире. «Во время 25 апреля, многие деморализованные (республиканские) войска от Marquina возвратились к Гернике, которые кладут 10 километров позади линий». Постепенно война в Испании забывалась и «Герника» стала символом протеста против любых войн.
Погибли несколько сотен человек – в основном, мирные жители. Споры начались, как только 4 июня работа покинула мастерскую и заняла свое место в главном зале павильона Испании. В этом и опасность "высовывания" (хозяева жизни не любят высовывающихся), в этом и подвиг художника – автоматом можно десяток уложить, а кистью/словом – тысячи призвать. Художник ответил: «Нет, это вы сделали».
А вместе с ним от 200 до 1 тысячи человек. Приковывает внимание к картине женщина, летящая из открытого окна. Генерал Франко пытался привнести военную диктатуру. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. Бесстрашный человек в белой рубахе вскидывает руки. Глаза у человека изображенного на переднем плане, находятся с одной стороны.
Ключевыми фигурами на картине являются бык и лошадь. Пресса восторженно писала о павильонах Германии и СССР (последний был увенчан «Рабочим и колхозницей»), а павильон Испании — построенный выдающимися архитекторами Луисом Лакасой и Хосе Луисом Сертом (последним знаковым проектом Серта станет Фонд Жоана Миро в Барселоне) — даже не был упомянут в каталоге «главных объектов выставки». Сам Пикассо говорил, что писал эту работу в «состоянии транса», не останавливаясь, по 14 часов в день.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- Японская мудрость гласит: «Измена всегда верностью прикрывается»
- 29 января в Киеве отметили День памяти Героев Крут
Пикассо показал свою живопись размера фрески в испанском показе в Exposition Internationale des Arts et Techniques dans la Vie Moderne (Париж Международная Выставка) на Всемирной выставке 1937 года в Париже и затем в других местах проведения во всем мире. Однако друзей было больше.
Тогда немецкие дирижабли и аэропланы бомбили ряд городов и стремительное развитие авиации в двадцатые-тридцатые подсказывало, что в следующей войне это будет происходить ещё ужаснее и разрушительнее. 5 февраля журналисты заметили, что репродукция была накрыта покрывалом. Другие искусствоведы (например, Н. Д. Условность предельная. Это контраст страдания и равнодушия был в первых набросках к «Гернике» едва ли не главной опорой всего целого картины.
- Лучшие фильмы производства студии Довженко
- Брошь Глаз времени работы Сальвадора Дали
- Я люблю Высоцкого: фильмы с участием Владимира Семеновича, в которых он исполнил свои песни
- Владимир Высоцкий и Марина Влади: 12 лет их любовь преодолевала расстояния
- Какое событие изображено на картине «Герника»
- Описание картины Пабло Пикассо «Герника»
- Большой Человек: в селе Туръя отметили 130-летие Питирима Сорокина
Художник в своих работах «по мотивам Герники» варьирует основные композиционные элементы, обнажая через них фанатизм культа потребления, глобализма и корпоративной культуры – новой формы войны в условиях современного мира, замаскированного под тотальное развлечение. В ногах у лошади в неестественной позе лежит солдат, широко раскинув руки. Да и расположен этот бык-Минотавр совсем как Веласкес в «Менинах». Сложное впечатление о картине.
В июне 1937 года Герника была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда. Но всеобщее внимание привлекала только Герника. Но есть среди этих мрачных образов и положительные, внушающие надежду. Перед этим деревом испанские короли испокон веков торжественно клялись служить верой и правдой баскскому народу и уважать те вольности, которые даровала ему корона.
Также бык отсылает нас к образу минотавра как символу разрушительного звериного начала. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. В 1937 году мирная Европа хотела видеть иное: прогресс, торжество техники, светлое будущее, еще не обернувшееся зияющими высотами, которые провидел в своей «Гернике» Пикассо. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «"Герника" видела в основном спины посетителей». «Герника» явно заслуживает оптики Данте. Сказался копящийся ещё со времён Первой мировой страх перед воздушными налётами.
26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стёрта с лица земли немецкой авиацией, легионом «Кондор». Особое значение бомбардировке Герники придал репортёр The Times Джордж Стир, который описал авианалёт и дал начало нескольким спорным теориям, связанным с этим событием. Художественный музей Сан-Франциско (позже SFMOMA) дал работе свое первое общественное, свободное появление в Соединенных Штатах с 27 августа – 19 сентября 1939. Какие силы ее выбросили.
Картина «Герника» была написана в 1937 году. Там по проекту Сугасы должны были расположиться все три шедевра (тем более что «Сдача Бреды» для Салон-де-Рейнос и была написана). Но самого огня не видно. Это было расположено в 39комнате Герники39, которая была первоначально частью старой Библиотеки Уайтчепел.
От реальности первого плана к реальностям «высшего порядка». Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Понимание войны Пикассо отлично от других. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Michael, чувствовать коньюктуру (держать нос по ветру, войти с миром в резонанс) по жизни должен каждый активный человек – это залог более-менее нормального выживания в этом мире противоречий. Из этого можно сделать вывод о том, что художник не ограничивает тематику (проблематику) картины определенным историческим периодом.
- Конкурс творческих и исследовательских работ
- К 80-летию бомбардировки Герники и создания одноименной картины
- Культурный код: «Герника» Пабло Пикассо
- «Герника» картина Пабло Пикассо
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Словари и энциклопедии на Академике
В основе сюжета картины лежит бомбардировка города Герника немецким «Легионом Кондор» в ходе гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года. Сам же художник утверждал, что бык – это символ жестокости, а конь – это народ. С разрешения Франко, 26 апреля 1937 годанемецко-фашистская эскадрилья «Кондор» совершила ночную бомбардировку баскского городка Герника, в котором проживало около 5000 тысяч человек.
После Парижа «Герника» отправится в мировое турне по Англии, Скандинавии, США, а затем обретет временную резиденцию — «до наступления в Испании демократии», как завещал Пикассо, — в нью-йоркском MоMA. После налета Герника горела еще трое суток. Про миссию художника. Электрифицированное солнце на картине – тоже весьма полисемический образ.
Если бы картины могли звучать, мы бы услышали пронзительный крик быка, лошади и женщины с ребёнком. Но мы уверены, что имеют место все упомянутые выше факторы. За четыре месяца художник, пребывающий в творческом кризисе, не пишет ничего. Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Если предложенное вам удастся (а это, т. е. «Герника» была там представлена в виде гобелена и висела на стене комнаты, через которую дипломаты проходили на заседания Совета безопасности ООН.
Например изображение женщины с лампой в руке (один из немногих образов, сохранившихся от первого наброска до окончательного варианта полотна), возможно, было для Пикассо символом неприкосновенного священного дуба Герники, не пострадавшего после уничтожения города. Музей современного искусства в Нью-Йорке тогда организовал важную выставку Пикассо 15 ноября 1939, которая осталась выставленной для обозрения до 7 января 1940, названной: Пикассо: 40 Лет Его Искусства, которое было организовано Альфредом Х. Барром (1902–1981) в сотрудничестве с Институтом Искусства Чикаго. Обращается к «Гернике» и американский художник современности Рон Иншлиш, который считает работу Пикассо важнейшим произведением искусства XX века, преломляя её изначальный посыл сквозь злободневность сегодняшнего дня. Эта демография отражена в живописи, так как, как Рудольф Арнхайм пишет для Пикассо: «Женщины и дети делают Гернику изображением невинного, беззащитного человечества преследуемый. На город обрушились бомбы, средний вес которых составлял 40 тонн. Французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии, вспоминал: «Герника» видела в основном спины посетителей», а сам художник позднее писал: «Чего только не довелось мне услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов». Хотя еще до бомбардировки внимание европейцев было притянуто к Испании.
Многие не понимали его, боялись, но игнорировать не могли.
Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Вследствие бомбардировки и пожара было разрушено порядка 75 построек города. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция Герники строго и точно организована. Узнав об этом, художник, который писал для Парижа другую картину, поменял концепцию.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». Это история про бесконечность и незавершенность искусства. «Герника» написана в черно-белой гамме, но большинство зрителей вспоминают ее цветной. Они не знали, что для их города самое страшное ещё впереди. Искусствовед Гейс ван Хенсберген считает, что «Герника» кажется абсурдной корридой с нарушенными правилами: лошадь ранена и быком и копьем пикадора. И вот бык (чем-то напоминающий автопортреты Пикассо) взирает и на женщину, падающую из горящего дома и на женщину с ребенком и на «маску», освещающую путь.
Герои Бальзака видят в углу картины «кончик прелестной ноги, живой ноги» — «обломок, уцелевший от невероятного, медленного, постепенного разрушения», он возникает «как торс Венеры посреди руин сожженного города». Это еще одна загадка картины. То есть, ее свет – это свет внутренний. Или она выпрыгнула сама.
В одной из последних версий «Герники» вместо нарисованной бумаги появляется кусок бумаги настоящей — приклеенный к левой руке. Кто-то утверждает, что мастерскую Пикассо посетила делегация баскских политиков и один из них воскликнул: «Это же Герника. » Другие свидетели уверяют, что название предложил Поль Элюар, который как раз писал поэму «Victoire de Guernica» или Кристиан Зервос, главный редактор журнала Cahiers d39Art, по заказу которого Дора Маар фотографировала этапы работы. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Пикассо. «Герника» была написана Пикассо в 1937 году. История этого знакомства описана у многих биографов.
К середине июня 1937 Пикассо закончил живопись. Гойя презирал войну испытывая к ней глубокое отвращение. Прошу парижских друзей прислать фотографию дома. Ультраправая испанская газета «Арриба», например, утверждала в январе 1970 года, что в Гернике погибло всего двенадцать человек. А также гонорар. С развитием эпохи модернизма развивается множество новых конкурирующих течений: импрессионизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм, которые вызывают интерес и привлекают к себе внимание последователей.
Титул «главного антивоенного шедевра ХХ века» звучит формально, но отражает суть. Но, как это часто бывает, цели были откорректированы – основной удар «Легиона Кондор» пришёлся на местную рыночную площадь.
Про боль неуслышанности. Республиканское отступление к Бильбао действительно проходило через Гернику, прежде и после бомбежки и, как Beevor указывает, «В Гернике Батальон коммуниста Розы Люксембург при майоре Кристобале сдержал националистов какое-то время». Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Это самое трудное и обычно не удается.
Пикассо не был исключением: события, происходящие в Испании, бомбежка мирного города, поразили его до глубины души. Юстин Нассауский, губернатор Бреды, взятой испанцами после длительной осады (это была одна из немногих побед в череде множества поражений в войне с Нидерландами и «духоподъемная» роль события была первостепенной), вручает ключи от города главнокомандующему испанцев Амброзио Спиноле. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры.
В руке оно держит горящую свечу и в ужасе смотрит на происходящее. Оказалось, что госсекретарь Колин Пауэлл, рассказывавший о необходимости войны в Ираке, говорил это на фоне «Герники», которая становилась зловещей иллюстрацией к его словам. Военная запись в дневнике Wolfram von Richthofen на 26 апреля 1937 заявляет, «K/88 была предназначена для Герники, чтобы остановить и разрушить Красный отказ, который должен пройти сюда». Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли.
Нападение на женщин и детей, с точки зрения Пикассо, направленной на ядро человечества». Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Все события разворачиваются в темном помещении, в подполье. После долгих переговоров (дочь Пикассо требовала, чтобы в Испании сначала разрешили аборты и разводы) 10 сентября 1981 года «Герника» прибыла в Испанию на борту боинга «Лопе де Вега».
Рядом с матерью, держащей на руках мертвого ребенка с запрокинутой головой, — бык с выражением мрачного равнодушия. В правом углу изображено окно из которого только что выпала женщина. Ему было тогда 55 лет.
А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. А, вспомнил, Павел Моржовый. К тому времени у Пикассо была публика, продажа была. Однако это было только 1 мая, прочитав рассказ очевидца Джорджа Стира (первоначально изданный и в «Таймс» и в Нью-Йорк Таймс 28 апреля), что он оставил свой первоначальный проект и начал делать набросок ряда предварительных рисунков для живописи размера фрески и который он закончит в начале июня 1937. Жертвами бомбардировки, по разным подсчётам, являются от 120 до 300 человек. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.
А на месте обрубленного дерева (единственной прямой — и очень быстро исчезнувшей — отсылки к конкретике Герники) возникает угол стола с раненой птицей. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей». «Сдача Бреды» написана в 1635 году, за 300 лет до «Герники». Франко, как утверждали, был не против.
Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. И здесь художнику нужно мужество устоять. тоже ведь человек. Ну и что бы немного по личности Пикассо, как таковой, так предлагаю прочесть места из книги Ильи Эренбурга "Жизнь, события, люди" (Iкн. ), где он описывает встречи с Пикассо в Париже в период собственной эмиграции. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Как «Дон Кихот» родился из замысла пародийной повести, так и «Герника» должна была стать не более чем шедевром агитпропа.
И вот какой путь избирает Пикассо, чтобы всесторонне изобразить разыгравшуюся трагедию. Фиаско с «Залом мира» было одной из причин. В 1937 году республиканцы сдерживали под Герникой наступление мятежников генерала Франко. Это самый первый акт воздушного террора в истории человечества и один из наиболее известных эпизодов гражданской войны в Испании. Над обломками меча прорастает цветок.
Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Это торжество распятия, но это торжество. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Картина «Герника» представлена в жанре кубизма неслучайно, стиль помогает глубже прочувствовать и проникнуть в картину, донести до зрителя ее смысл, бедственное положение людей. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов». Напрасно взывает к нему и гений света: бык ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути.
И тут в историю вмешалась Герника, точнее — наоборот. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал Пикассо. Однако у картины оказалось и немало приверженцев, способных понять всю глубину замысла художника, который при помощи образов и символов смог передать не только ужас войны, но также характер и некоторые тонкости тех событий. «Герника», выполненная в манере кубизма, представляет собой огромное полотно впечатляющих размеров, написанное масляными красками в черно-белых тонах. Выбор такой формы и цветовой гаммы обусловлен несколькими причинами. Желая выразить в своем творении боль, отчаяние, агонию и гнев невинно пострадавших людей, Пикассо обезличивает их, передавая лишь основные черты, по которым можно узнать мать, рыдающую над телом мертвого ребенка, разорванное на части тело солдата, падающую в агонии белую лошадь, растерзанную голубку, женщину со светильником, гибнущего в огне человека и яростного быка. Деформация объектов, помещения и цветов объясняется ужасом, который внезапно постиг ночью испанский город.
Испанский историк Хавьер Тусель был одним из посредников. Он позже добавил другие условия, такие как восстановление «общественных привилегий и демократических институтов». Тогда он и начал писать свое произведение к Парижской выставке.
В эту эпоху война — главное мужское дело. Исчезает мертвая женщина, в композиции все более явно проступают треугольники, построение античного фриза с античной же ясностью. Герника — символ традиционных свобод баскского народа (под местным дубом короли Испании приносили клятву свободы эти уважать) — становится символов ужасов войны ХХ века. Эту монументальную фреску Пабло Пикассо написал в 1937 году для Всемирной выставки. Цифры погибших колеблются от 200 человек до тысячи.
Первые сообщения, появившиеся непосредственно после налёта, называют чудовищные цифры: правительство басков заявило о 1654 убитых и 889 раненых, британский журналист Джордж Стир, первым опубликовавший статью с сообщением о бомбёжке, писал в ней, что число погибших составляет до трёх тысяч человек. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». То из раны на боку коня вылетает крылатый Пегас, а сам конь корчится от боли, то он топчет копытами раненого воина, то превращается в понурую детскую лошадку (недаром именно в эти годы Пикассо мечтает «писать как ребенок»), то встает на дыбы с пугающим оскалом. Пабло Пикассо написал «Гернику» — холст размером 3, 5 на 7, 8 м — за 33 дня. Единственный вооружённый воин на картине уже не может никого защитить – он убит, «съеден» изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча.
Мировая общественность гневно осудила действия немецкого командования. Картина внушает неподдельный ужас и страх от происходящего, запредельный и безграничный. Так уж повелось, что испанская земля дала миру много гениальных имен. Он полностью отверг реализм с его изобразительно-познавательной функцией. Смысловое поле «Герники» вмещает все поиски Пикассо: «Авиньонских девиц» и сцены корриды, «Минотавромахию» и «Распятие», треугольные композиции голубого периода и острые углы кубизма. 1 мая появляется первый набросок: бык, раненый конь, женщина со светильником в руке.
Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Он «руководит» музеем на расстоянии, но очень гордится титулом. Пабло никогда в жизни не бывал в этом городе. Оказалось, что факт общеизвестный.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. На следующий день Ричтофен написал в своем военном дневнике, «Горение Герники». О городе Герника в Стране Басков знает весь мир. Но новость о его уничтожении повергла художника в шок.
И все-таки средневековые схоласты соотносили «анагогическое», возвышенное, толкование текстов с надеждой. Блаженны изобретатели велосипедов. Детали эскизов варьируются. Тогда Европа замерла от ужаса. Несмотря на то, что мотивом к созданию «Герники» послужила бомбардировка города, на самой картине нет ни авиа налетов, ни взрывов, ни разрушений. Вся моя жизнь художника посвящена ежедневной борьбе против реакционеров и против смерти искусства.
«Это сделали вы. » — задали мастеру риторический вопрос о картине. Более 1600 человек погибли в ту ночь. Мрачное, драматическое настроение«Герники»подчеркивается использованием художником монотонных цветов — различные оттенки серого, черного и белого. Фигуры на картине корчатся, падают, кричат, наих лицах застыли выражения боли и отчаяния. Среди жертв находятся как люди, так и животные. На левой стороне изображения в отчаянии женщина, держащая в руках своего мертвого ребенка. Перед ней горы умирающих воинов (обратите внимание на цветок, который растет из сломанного меча), а выше вы можете увидеть ревущего быка. Фигуры на правой стороне изображения просят о помощи, раскинув руки в жесте ужаса, стоя на коленях и пытаясь облегчить темноту, держа свечу в руке. Все зря. В центральной части изображения является дикая лошадь. Над ее головой появляется предмет типа лампы, с глазами вместо лампочки. Возможно, это является символом падающих бомб или может глаза принадлежат неким сверхъестественным существам, которые смотрят на ужасающие сцены, но ничего не делают, чтобы остановить все это. Здесь версии расходятся. Была особая атмосфера.
Созданная на основе испанских событий, «Герника» выходила за конкретные исторические и временные рамки, предвосхищала события, которым тогда не было даже названия. Историко-культурная среда оказывает сильное воздействие на творчество любого автора, художника, писателя или поэта, вот таким образом так важно проанализировать культурную среду, в которой творил П. Пикассо. Все летит, бежит и рассыпается. Её значение и сила подтвердились в 2003 году в здании ООН. Впервые «Герника» увидела свет в том же 1937 году на Всемирной выставке в Париже.
После налёта город горел на протяжении трёх суток. Война – это уничтожение цивилизации, уничтожение разума. 9 мая датирован первый эскиз всей композиции. Это не кубизм и не сюрреализм: это хаос, это гибель самой материи. Ближе к финалу остаются только фрагменты цвета — красные слезы на щеке бегущей и рана на шее мертвого ребенка.
Интерпретации Герники значительно различаются и противоречат друг другу. Всего за три часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб. Можете взять себе на память». Речь сразу зашла о «Гернике».
Как кто-то мог поверить хоть на минуту, что я присоединился к реакционерам и смерти. Быть может история потаенного цвета «Герники» — еще одна притча Пикассо. Хотя упоминание часто делается из «возвращения» живописи в Испанию, это не фактически правильно. Дмитриева) предположили, что, может быть, бык – не носитель злой воли, а только неведение, непонимание, глухота и слепота.
Но франкистский режим отнял эту автономию. В одной из них он держит цветок и обломок меча. Ныне два смотрителя неусыпно охраняют ее от фотографов.
Даже если кто-то уничтожил бы все документы, все воспоминания об этом авианалёте, всю память, то осталась бы картина и каждый, увидевший её, спрашивал бы: «Что это. Впоследствии олицетворение фашизма стали видеть в образе быка, которому гибнущая лошадь обращает свое предсмертное проклятие. Эпическая пьеса близилась к финалу.
Нуазезы из «Герники». Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника видела в основном спины посетителей». То есть, это даже не насилие, на котором делал акцент Гойя в XVIII веке, а ужас начала третьего тысячелетия, который навис над очередной «Генрикой». Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа. В 1992 году «Герника» переедет из Прадо в Центр искусств королевы Софии и станет его главным, знаковым экспонатом.
26 апреля, в понедельник, самолеты немецкого легиона «Кондор», союзники Франко, в течение трех с половиной часов бомбят мирный город. В настоящее время находится в Музее королевы Софии в Мадриде. Но по мере работы лобовые политические высказывания, язык плаката, уходят из картины. Мечтой Мигеля Сугасы, директора Прадо до марта 2017 года, было создание «Зала мира» в Салон-де-Рейнос, втором филиале музея, конкурс на реконструкцию которого недавно завершился.
Главная достопримечательность Герники — «герникако арбола», легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). Глаза людей передают гамму чувств: страх и боль, мужество и решимость. У нечисти «Капричос» и солдат «Бедствий войны» один и тот же демонический оскал. Желтый, красный и синий — академическая «трехцветка» из которой рождаются все цвета радуги, все цвета мира.
Франко, десять лет юниор Пикассо, умер два года спустя в 1975. Время задает призму восприятия. В этой статье будет идти речь о Музее королевы Софии, вернее о ее гордости, картине «Гернике», которая принадлежит кисти Пабло Пикассо.
Неизвестно почему фашисты оставили этот ответ без последствий. Сама «Герника» представляет из себя полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3, 5 м высотой и 7, 8 м длиной. «Ищу человека. » – отвечал синопский киник на вопрос «что он делает с фонарем в руке при свете дня. ». В 1973 Пикассо умер.
Астрологи утверждают, что над Испанией пересекаются мощные энергетические потоки. В 1937 году весь мир и Европа в частности, следили за ходомгражданской войны в Испании. Сама материя мира жива, зло преходяще.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: Герника видела в основном спины посетителей. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». В этой мастерской он написал Гернику.
Это сделало задачу из интерпретации определенного значения быка и лошади очень жесткой. Один из офицеров, указав на открытки, спросил с неприязнью: «Это сделали вы. » На что Пикассо ответил: «Нет. Чуть ниже – женщина в лохмотьях движется к центру, её взгляд направлен вверх.
А мадридский журнал «Сбадо грфикo» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. «В Гернике осталось лишь пять целых домов», «Не виданная миром трагедия» — подобными заголовками пестрят парижские газеты. Ей пришлось это сделать, так как огонь подступал все ближе и ближе. Вот таким образом налёт был вполне ожидаем. После новаторских приемов в цвете, художник занялся поиском идеальной формы.
Мадридский журнал «Sbado Grfico» даже писал: «Герника— полотно огромных размеров— ужасна. Про все главное в «Гернике». Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением.
11 мая Дора Маар, муза Пикассо времен «Герники», фотографирует первую композицию на холсте — в новой мастерской на Rue des Grands Augustin, 7. В контексте испанского искусства шедевр Пикассо встал в ряд со «Сдачей Бреды» Веласкеса и «Расстрелом 3 мая» Гойи. В этом заключается специфика и талант испанского художника. Испанский парижанин никогда не писал политических картин (голубь мира родится в 1949 году, «вылетев» как раз из «Герники»), но заказ принимает. Причиной создания «Герники» Пикассо стала бомбардировка города страны басков — Герники.
Этот период является достаточно многогранным и разнородным: начиная с «розового» периода в его творчестве и заканчивая сюрреализмом, кубизмом и другими формами изобразительности. Художник, тем не менее, продолжит с остервенением работать. Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога».
Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины только рамками конкретного события и видели в ней только изображение трагедии баскского народа. После создания «Герники» Пикассо проживет еще почти сорок лет, однако именно эту картину будут называть последним его шедевром, славу которого не смогут затмить последующие творения. О чём это. » и искал бы ответы и находил их.
В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. За этими событиями наблюдал весь мир, в том числе и Пабло Руис Пикассо. В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда.
Не все были готовы воспринять тот ужас и хаос войны, описываемый автором. Его олицетворяют их языки в форме острых кинжалов. Трагически относительно. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна.
У бегущей женщины с обнаженными ягодицами на первых этапах работы в руке был изображен кусок туалетной бумаги — эта физиологичность отсылала к серии гротескных сатирических гравюр «Сон и ложь Франко», которую Пикассо заканчивал в то же время. Острие то попадало между пальцами, то впивалось в руку. Мир еще не лишился целостности, война все еще достойна парадного портрета.
Невероятное, невозможное совпадение. Во-первых, весь ужас и безумие творятся при свете, не тайком (актуализация Минотавра) во-вторых, несмотря на «яркий свет» научно-технического прогресса, люди все равно погрязли во тьме неведения. Уже в 18-20 лет не работали на стройке, а что-то делали в искусстве имели возможность делать, толкать сделанное среди богатеньких друзей, а те, в свою очередь, дальше.
Известна история, что когда в 1940 году к Пикассо пришли люди из гестапо, они увидели на его столе открытки с репродукцией «Герники». В центре композиции находится лошадь. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Не было бомбоубежищ. Никакого военного преимущества этот налет не давал, фашисты хотели нанести «психологический удар» для запугивания. В 1937 г. солнечную Испанию захватила гражданская война.
И всего за месяц создал полотно, ставшее одним из главных антивоенных символов в истории искусства. Над головой лошади фонарь или лампа в виде бычьего глаза. Мы поможем вам расставить акценты во всем разнообразии шедевров испанских живописцев. Это тогда поехало вперед в Лидс, Ливерпуль и в начале 1939 Манчестер.
Бомбардировка Герники послужила толчком к созданию знаменитого полотна. Справа через открытое окно в комнату вплывает лицо, похожее на античную маску. И только бык кажется не соответствует общей атмосфере. У Гойи война уже явлена как метафизическое зло.
Ее просто не поняли. Но Пикассо не остановился на этом и в правой части картины (рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх) вскоре появились два человеческих лица — встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов. «Герника» началась, разумеется, в одноимённом городе, который и дал название полотну. Я немедленно ответил согласием по почте. Все зааплодировали.
25 октября, в день столетия со дня рождения Пикассо, в Прадо открылась новая экспозиция — в Касон-дель-Буэн-Ретро, филиале музея: «Герника» и десятки эскизов. Судя по всему, бык олицетворяет фашизм в целом. Выставку посетил почти миллион человек на первом году.
Фрагмент «прекрасной Нуазезы» ХХ века. Гестапо явилось не арестовывать художника, а для ознакомительного визита – «в гости». Луи Арагон сетовал, что чрезмерная склонность к авангарду лишила работу «семантической действенности соцреализма». Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью — всего за месяц. «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин.
Но его сияние не проливает свет на кромешную тьму общего фона. Мало кто подозревал восемьдесят лет назад, что имя этого городка прогремит на весь мир. Действие перемещается внутрь комнаты — точнее, символического изломанного внутреннего пространства, — где сбоку открыта дверь, пол расчерчен (то ли плитка, то ли карта военных действий), а время застыло. Фр. Название «Герника» также возникло лишь в финале работы.
TweetСохранитьЦентр искусств королевы Софии в Мадриде подготовил масштабный проект, посвященный 80-летию создания «Герники». Оценка работы Пабло Пикассо была неоднозначной. «Я не выпускал из рук кисточки, как республиканские солдаты — ружья», — признается он в одном из интервью. 26 апреля 1937 года немецкая авиация подвергла город бомбардировкам, практически полностью уничтожив всю инфраструктуру и оставив около двух тысяч его жителей под завалами. Но для полноты картины просматриваю биографию Батая и вдруг невероятная деталь: тот самый чердак, «штаб» Contre-Attaque, был описан Бальзаком в «Неведомом шедевре». Страшную, уродливую искалеченную женскую ногу. Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержанием картины только рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа.
Другие искусствоведы (например, Н. Д. Поначалу Пабло экспериментировал с цветом, чередуя «голубые» и «розовые» периоды творчества. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой — отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса.
В июне 1937 года «Герника» была выставлена в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже и толпы народа сразу же устремились сюда. Например, в своем масштабном полотне 2015 года «Генрика», художник, восстанавливая композиционные и смысловые составляющие одноименной работы, продолжает манифест Пикассо: война – это распад материи. Увидев на столике открытки с репродукцией «Герники», мягко говоря, не самой приятной для фашистского режима картины, фицер спросил Пикассо: «Это вы сделали. ». В макете победившего в конкурсе проекта Нормана Фостера и Карлоса Рубио мечта директора Прадо (а также воля самого Пикассо, что неоднократно подчеркивал Сугаса) была воплощена.
Испанский поэт и видный общественный деятель Рафаэль Альберти впоследствии вспоминал: «Пикассо никогда не бывал в Гернике, но весть об уничтожении города сразила его, как удар бычьего рога». Что мы видим в правом углу «Герники». Для павильона воюющей страны (главная задача которого — заявить о жизнеспособности республики и собрать средства для народной армии) участие Пикассо — важнейший козырь. Центральный план занимает лошадь, чьё тело падает в агонии.
Это тогда продолжалось в Чикаго и Филадельфию. Город охватил пожар, который его убил. Великий архитектор Ле Корбюзье написал в своем отзыве, что Герника видела лишь спины посетителей. Здесь можно прочитать сразу несколько смыслов.
Позже он говорил, что оба животных означают жертву. «Герника» Пикассо — трагическое и невероятное прозрение — и предостережение человечеству. Пол в комнате напоминает карту боевых действий.
Все, конечно, относительно. А вот что на обороте холста. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Этим течением он взорвал искусство, создал его заново, как демиург.
В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Потому для передачи «момента разрушения, отчаяния и горя», художник широко использует изломанные линии и строит рассказ через элементы кубизма, что придает дополнительной эмоциональной напряженности. Однако друзей было больше. Но и этот жанр был изобретен художником не случайно. Когда в шесть всё стихло, местные жители перевели дух и стали оценивать масштабы ущерба.
В июне делегация республиканского правительства инспектирует работу. Это было время Гражданской войны в Испании. Репортажи Стира сначала были опубликованы в лондонской «Таймс», затем были куплены и напечатаны «Нью-Йорк Таймс» и после этого публиковались во многих других источниках в разных странах. Франко поддерживали фашистская Италия, нацистская Германия и Португалия. Значит, «Герника» была создана там, где Бальзак поместил действие повести, в которой в 1831 году предсказал рождение авангардной живописи, описав портрет «Прекрасной Нуазезы» — «беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий, образующих как бы ограду из красок хаос красок, тонов, неопределенных оттенков, образующих некую бесформенную туманность» — то, что осталось от шедевра, над которым персонаж Бальзака, гениальный художник Френхофер, работал 10 лет. Остается вглядываться.
В его поваре d39oeuvre, Пикассо, кажется, пытается определить свою роль и свою власть как художник перед лицом политической власти и насилия. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Пикассо соглашается, однако идей, которые он бы хотел воплотить и выразить, у него нет. По всей Испании разбросаны тысячи братских и безымянных могил.
Ведь и жертва Христа статистически мала по сравнению с бойнями Аттилы или Чингисхана. Складывается ощущение, будто ее пронзили мечом. Но здесь были фабрики, которые использовались республиканцами для производства боеприпасов. В те времена люди ещё не привыкли, что небо может нести угрозу.
Её поза и взгляд выглядят так, будто она бьётся в агонии и вот-вот упадёт замертво. В критическом анализе покрытия обозреватель Алехандро Эскалона выдвинул гипотезу, что «непривлекательный mnage Герники искалеченных тел и исказил лица, которые, как доказывают, были слишком сильны для артикулирования к миру, почему США шли на войну в Ираке» именуя работу как «неудобный шедевр». Событие потрясло жителей Европы, найдя отражение в работах многих творцов. Однако то, что предстало их глазам, смутило многих и вызвало самые различные споры. Первой же в этом списке стала Герника.
Это событие вызвало резкий общественный резонанс во всем мире, а для Пикассо стало и вовсе «вестью, подобной удару бычьего рога», как вспоминал впоследствии испанский поэт Рафаэль Альберти. Однако Пикассо отказался позволять это, пока испанцы снова не наслаждались республикой. Бунюэль, Лорка, кто там еще. Спасибо за пост. Было сброшено более 20 тонн бомб. Впоследствии Пабло Пикассо, говоря о судьбе своего детища, заметил: «Чего только не довелось мне услышать о моей Гернике и от друзей и от врагов».
Это сделали вы. Так, Рон Инглиш берет за основу иконографию «Герники», возводя её до уровня универсальной ценности и неоспоримого шедевра. На создание у художника ушло прядка месяца. В этом же доме Бальзак поместил действие своей повести Неведомый шедевр». Явно замешана в аллегорическом хоре и личная жизнь Пикассо. К тому же Пикассо иллюстрировал «Неведомый шедевр» Бальзака в 1927 году.
В дальнейшем под давлением доказательств операция «Рюген» была признана, но количество её жертв симпатизирующие Франко занижают и до сих пор. Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп считал «Гернику» самым значительным антивоенным произведением. Нарисовано лишь то, без чего нельзя обойтись, что прямо входит в содержание картины — все остальное отброшено. «Предчувствие глобальной катастрофы, атмосфера грядущего смертоносного конфликта в человеческом обществе»присутствует у каждого.
Так каждый образ художника начинает символизировать определенный архетип языком поп-арта. На первой фотографии в центре композиции акцентирован поднятый кулак раненого — но торжествующего — солдата, визуальная метафора республиканского лозунга «No pasarn» («Они не пройдут»). «Не виданная миру трагедия» — таким был заголовок одной из главных парижских газет. На Гернику было сброшено 24 тонны бомб, большинство из них были зажигательными. Там же происходили выступления перед прессой. С точки зрения туризма, «Герника» очень богата. «Нужно стараться постоянно меняться.
Всем удачи. Преступление немецкого командования состояло не в том, что оно выбрало для бомбёжки мирный город без единой военной цели – военные цели в городе были. Она мобилизовывала и поднимала на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли.
Некоторые считают, что он, напротив, олицетворяет триумф Испании, а лошадь – её страдания. Трагедия, обрушившаяся на Гернику, стала сущностью общей реальности. Не видно и тех, кто виновен в этом пожаре. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Но кто же их будет возрождать из пепла. », — писал художник в письме своему другу.
Это работа, в художественной форме запечатлевшая факт. Реакция многих была совсем не такой, на какую рассчитывал П. Пикассо. Про угрожающий хаос. Три эскадрильи бомбардировщиков «Кондора», восемнадцать «Юнкерсов», утюжили Гернику, проходя по прямой звеньями по три машины и высыпая свой смертоносный груз на всё, что попадалось на пути. Подобно Френхоферу, Пикассо не может завершить свой шедевр.
Интересно отметить, однако, что при его обнародовании в Парижском приложении тем летом, это собрало мало внимания. Долорес Ибаррури, например, сразу высоко оценила картину Пикассо: «Герника» — страшное обвинение фашизму и Франко. Всё действие картины происходит в комнате.
В июне 1937 года картина была представлена на выставке во Франции. Притча о том, что жизнь все равно побеждает смерть неизвестным науке способом. И это главным образом жертвы того налета. Возможно, это всего лишь красивая байка, тем более, что Пикассо после этого не арестовали и не отправили в застенки, но она очень хорошо передаёт смысл «Герники».
А уж тем более художник (да и не только), который хочет быть на острие общественных явлений/проблем. Веласкес пишет не ужас бойни, а благородство истинной победы. Это тогда возвратилось кратко во Францию. Следующими появились три бомбардировщика «Савойя-Маркети» SM. 79 из итальянского экспедиционного корпуса – их задачей было разрушение дорог и моста к востоку от города с целью затруднить отход республиканцев, но некоторое количество из сброшенных ими бомб попали и в город.
Мы видим, что вполне реальное событие изображено в откровенной мифологической форме. Герника (а если полностью – то Герника-Лумо) – небольшой город на севере Испании, находящийся практически в центре Басконии, автономной территории, населённой басками, гордым и свободолюбивым народом. Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей. С начала 1970-х обсуждается возвращение картины. В 16:30 над городом появился одинокий «Дорнье» Do. 17, который сбросил дюжину пятидесятикилограммовых бомб.
Пикассо до последнего пытался ввести в свою работу элементы цвета: приклеивал к лицам красные слезы из обоев и пестрой бумаги кроил платья трем женщинам (горящей, бегущей и рыдающей над ребенком). К Гражданской войне в Испании (исп. Guerra Civil Espaola) привел конфликт между Второй Испанской республикой в лице правительства испанского Народного фронта (республиканцы, лоялисты) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежники). Экспонаты должны были быть посвящены теме современности. Еще годы он пишет «эскизы» к законченной работе, бесконечных «Плакальщиц», «Рыдающих женщин», «Женщин с мертвым ребенком», еще более жестких и пугающих, чем персонажи «Герники».
Каждое такое звено «обрабатывало» полосу шириной в 150 метров и, следуя одно за другим, они практически полностью зачистили центр города. Он оставил свою оригинальную идею и 1 мая 1937, начал на Гернике. В искусствоведческих текстах о «Гернике» повторяется одна и та же ошибка: правительство республики не заказывало картину о трагедии Герники, заказ был получен за четыре месяца до бомбардировки и тема не оговаривалась. Число жертв, по разным оценкам, достигает от нескольких сотен до 2 тысяч человек. Картина «Герника» это пророчество, которое грозит обществу, если оно не попытается измениться исправиться, понять, для чего оно действительно существует. В более зрелый период он склоняется к сюрреализму и постепенно из него открывает кубизм. По воспоминаниям Ле Корбюзье известного французского архитектора, на открытии испанского павильона «Герника» видела в основном спины посетителей", а также подверглась резкой критике со стороны некоторых знатоков.
С другой стороны, даже несмотря на то, что это некое «техническое соднце», оно все же выполняет функцию освещения.
Его взгляд совершенно ничего не выражает, при этом он топчет копытами упавшего человека. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Такое «покушение на шедевр» породило скандал между музеями, король Испании заверил, что «Герника» не покинет Центр искусств королевы Софии, а Сугаса вскоре ушел в отставку. Республиканцы говорят о «даре» Пикассо, которому всего лишь оплатили холст и краски. Под большим давлением от многих наблюдателей MoMA наконец уступил живопись Испании в 1981. Идет гражданская война.
Она роняла его вертикально на раскрытую на столе ладонь. «Мы видели, как Герника обрела потрясающую сдержанность, достойную монастырской сдержанности Эскориала, но погруженного в ужас хаоса», — вспоминал один из присутствовавших. Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии павильона, писал: «Герника видела в основном спины посетителей, она казалась им отталкивающей».
Очень хотелось бы в это верить. Но раз в разговор вклинился Данте, вспомним о его идее «многомысленного» толкования поэзии из письма к Кангранде делла Скала: толкования исторического, морального, аллегорического и «анагогического» (возвышенного). Тогда шла Гражданская война.
349 776 см. Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь. Война – это один из самых жесточайших и разрушительных феноменов, «бессмысленная и беспощадная», как часто пишут о ней. Первые отзывы о картине стали, отчасти, холодным душем для художника, движимого порывом.
Оценки числа погибших разнятся – от 25. 000 до 2000. 000 человек. Про недостижимость идеала и воплощения, про глухоту к пророчествам. Фактически «земную жизнь пройдя до половины» (Данте считал «половиной» своего пути 35, цифры рифмуются), Пикассо создает свою главную картину. Не стоит забывать и о том, что в городе располагалась оружейная фабрика «Астра» – одна из крупнейших в стране, – и её руководство отнюдь не придерживалось политически нейтральных позиций, занимаясь поставками и ремонтом стрелкового вооружения для республиканцев. А мадридский журнал «Сабадо графике» даже писал: «Герника — полотно огромных размеров — ужасна. Последний изгнанник прибыл на родину».
Работа выполнена на холсте 349 х 776, 6 см маслом. «Герника» – полотно, полное иносказаний. Особо стойкие марксисты требовали убрать это «кубистское нечто».
Главная достопримечательность Герники – герникако арбола, легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). Реальность и искусство сошлись в это мгновение. Все приводимые ниже документы имеют, как водится, гриф «Абсолютно секретно». То есть была атмосфера что-то делать. Мадридский журнал «Сабадо графико» даже написал, что «Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь».
«Гернику» относят к зрелому периоду творчества Пикассо, который начинается с его переезда в Париж. Этот контраст равнодушия и страдания в первых набросках к «Гернике» был едва ли не главной опорой всей картины, но Пикассо не остановился на этом и в правой части полотна, рядом с мужчиной, выбросившим руки вверх, появились два человеческих лица – встревоженных, напряженных, но с чертами неискаженными, прекрасными и полными решимости. Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. В результате чего весь центр города был полностью разрушен.
Вопреки утверждениям некоторых публицистов, Герника не была полностью мирным городом. Будущее, в котором нет ничего прекрасного, возвышенного, доброго, а только всепоглощающие ужас и хаос и корчащиеся в тяжелых мучениях люди. «Герника» была представлена в Испанском павильоне на выставке во Франции.
При всей тотальной новизне в «Гернике» можно найти отзвуки «Страшного суда» Микеланджело, «Комментария на Апокалипсис» Беата Льебанского, мозаик Равенны, романской живописи, картин Бальдунга Грина, «Распятия» Порденоне и «Ужасов войны» Рубенса (там и женщина с поднятыми руками и мать с мертвым младенцем и лежащий ниц мужчина и Венера, простирающая длань почти так же, как «маска» со светильником). Пчелка. Ее морда напоминает человеческий череп, тем самым символизируя смерть. Выставка содержала 344 работы, включая Гернику и ее исследования. После заказа полотна на тему разрушенной Герники, Пикассо сразу приступил к её написанию. Лампочка под потолком является символом лампочки в камере пыток. Вся его жизнь была связана с живописью.
С одной стороны – это указание на технологизацию эпохи (которая приводит к милитаризации), когда даже естественный свет солнца представлен электрической лампочкой. Разгорится ли этот огонек в мощное пламя, которое разгонит тьму, зависит от самих людей. В «Гернике» я выражаю ясно мой ужас перед милитаристскими группировками, которые повергли Испанию в океан боли и смерти».
Известный французский архитектор Ле Корбюзье, присутствовавший на открытии испанского павильона, вспоминал потом: «Герника» видела в основном спины посетителей». Там, где есть война, всегда есть военные преступления. Опередившее время, тот метафизический ужас, который явит Вторая мировая, Хиросима, все те грядущие бойни и теракты, что неминуемо оказываются в поле притяжения «Герники». Возможно, это худшее, что создал Пабло Пикассо за свою жизнь». Их лица нарисованы так же не логично, как и все части тела.
Причиной основных разрушений стали не взрывы и осколки, а пожары, возникшие в результате бомбёжки, в том числе и из-за того, что в финальной, шестой волне налёта использовались зажигательные термитные боеприпасы ECB1. А всякая связь со злодеяниями фашизма тут – фикция. Но мало кто помнит сюжет повести историю с абстракцией и еще одну важную деталь. Это событие было настолько неожиданным, что не могло никого оставить равнодушным.
Цвет жив, но он скрыт под пепельно-черным ужасом разрушения. Высокомерие и жестокость обеих сторон обрушили страдания на всю страну. Пикассо выпросил в подарок окровавленную перчатку. Второе значение: свеча все-таки горит среди бела дня.
Пикассо входил в кружок (КРУГ) самых прогрессивных деятелей искусства своего времени, причем не из бедных семей. Начнем с того, что данный период в творчестве П. Пикассо (1937 год), как он сам говорил об этом «худшее время в его жизни». Испанцы победили, но Спинола не позволяет губернатору опуститься на колени. Прямой носитель зла в картине не персонифицирован, сами по себе диктатор Франко и Гитлер, «эти всадники на свинье с вошью на знамени», слишком ничтожны, чтобы быть ее единственной причиной. Интересная фигура быка находится слева. «Герника» – это не просто исторический документ, фиксирующий хронику военной Европы.
Неоднозначной была и реакция публики. Множество обстоятельств послужило причиной написания данной картины. Вершиной творчества Пикассо стал кубизм. Красно-золотое одеяние рыдающей переместилось в коллаж «Femmes leur toilette», который ныне украшает резиденцию посла Франции в Мадриде (глядя на эту работу, понимаешь, что дуэнде Герники уберег шедевр от дурновкусия). Далеко не все специалисты приняли «Гернику»: одни критики отказывали картине в художественности, называя полотно «пропагандистским документом», другие пытались ограничить содержание картины рамками конкретного события и видели в ней лишь изображение трагедии баскского народа.
Ряды французов, убивающих мадридских повстанцев в «Расстреле 3 мая», сливаются в безликое многоногое чудовище. Однако друзей было больше. По мнению историка искусств Роланда Пенроуза, «такой подход является пророческой отсылкой к безличности современной войны, которая предоставляет своим жертвам все меньше шансов узнать чья рука несет им смерть».
Жестокая ирония состоит в том, что практически все промышленные предприятия города, в том числе и оружейная фабрика «Астра», почти не пострадали во время налёта. Гобелен Герники был частью витрины для великого повторного открытия Галереи Уайтчепел.