Гойя Франсиско Хосе Де Картины
Известные картины Франсиско Гойи
Гойя вдохновил художников своего и последующего века: Делакруа (фр. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Гойя также является главным персонажем в пьесе Клива Баркера Colossus. Giovanni Tiepolo), А еще больше благодаря его восторга от работ Диего Веласкеса (исп.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма. Как просто и как чудовищно – поставить фонарь и расстреливать одну группу за другой.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Свою жену Франсиско называет «Пепой». Картины с описанием будут представлены ниже.
Франсиско де Гойя: жизнь и творчество художника
В начале1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения.
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Однако, между ними возникла открытая неприязнь, вышедшая в недовольство модели работой Гойи и чуть ли не приведшая к резкой стычке между ними.
Мать— Грасиа Лусиентес— дочь бедного арагонского идальго. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Эта функция – борьба художников за общественную справедливость. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Картины — Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. В картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» художник представляет образ врага в виде группы бездушных, автоматически действующих солдат. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовалЛюдовик ХVIII (а с 16 сентября1824 года —Карл Х). И пусть Мастеру казалось, что это лишь ничего не значащие художественные капризы – время показало: он создал настоящий исторический портрет своей родины».
Гойя ФрансискоКартины и биография
Jos. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Он пишет «Проповедь св. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Франсиско де Гойя, биография и картины
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Между июлем1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско вРиме остается загадкой. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картинами. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Ближе к концу своей жизни Гойя стал отшельником и создал пугающие и мрачные картины безумия и больной фантазии.
Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. 268 347 см. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос».
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры. В луже крови, распростертые на земле, лежат казненные. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.
Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. В письме, датированном 7 июля того же года, художник сообщает: «Так случилось, что отныне я – придворный художник. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Девы Марии. Manet), Мунка (фр. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес.
В росписи купола изображена средневековая легенда о чудесном воскрешении в Лиссабоне Святым Антонием Падуанским убитого человека, назвавшего имя своего настоящего убийцы. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес ( ) (477 работ)
Это его серия офортов «Капричос». В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Diego Velazquez). Они – настоящие ангелы Я получил от них двадцать тысяч реалов, а моя жена – платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью, наверное, около тридцати тысяч реалов. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. 1814).
Этот брак и членство Франсиско Байе (с 1765 года) в Королевской академии художественных искусств помогли ему получить заказ от Королевской гобеленовой мастерской. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Но его картина была отвергнута. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
Pl. Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Художник широко использует контрасты света и тени. Начались годы странствий. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. В конце 1763 года Франсиско принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового Силена, но 15 января 1764 года за него не подали ни одного голоса. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. После этого его манера письма удивительным образом меняется. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Правящим принцемПармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короляКарла III. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
Испанская живопись с по век – Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо», в котором воскресают его любовь к человеку, светлое, радостное приятие жизни. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Отдельно Гойя написал почти монохромно портреты членов Компании: Мигеля де Лардисабаля, Иньясио Омульриана и Хосе Муньярриса. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе: в начале1779 года он не без успеха представляеткоролю 4 свои картины.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Летом того же года он был вПариже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Ныне оба портрета висят друг против друга вЛувре. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В мае1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости.
Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с1799 года. Anton Raphael Mengs), Художника, популярного при испанском королевском дворе. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В начале1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.
Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Он навсегда остался практически глухим. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана».
Escuelas Pias), Где он сдружился с Мартином Сапатеро (исп. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Исчезает очарование беззаботного праздника. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Эти композиции полны мрачной фантазии и устрашающей безнадежности.
Он также нарисовал полотна для алтаря в церкви San Francisco El Grande, что привело к его назначению членом Королевской академии художественных искусств. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей.
Франсиско Гойя: последние новости
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Революция во Франции и ее экспансия в Европу (в том числе в Испании) через солдат Наполеона исповедовала еще больший упадок добрых обычаев. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
Франциска Великого в Мадриде. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
К празднику св. Гойя доказал, что не было противоречия между классическим стилем и барочной традиции. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтареймонастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной емунеоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Для банка св. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Вторая картина пользуется мировой известностью. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Холст, масло. Luj. Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»). Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. 1797).
Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
«Капричос», что переводится как причуды
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Все это приводит к тому, что двадцатилетний Гойя имевший огромный опыт участия в лихих уличных побоищах, в результате одного из них вынужден покинуть город. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Это очень известные картины живописца. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.
В1812 году в Мадрид входитВеллингтон, Гойе поручили написать его портрет. Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ.
Франсиско Гойя: портрет художника
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Мгновение осталось жить стоящим под дулами ружей. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней.
И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Весной того же года Франсиско отказался от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо под предлогом плохого самочувствия.
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Картины Гойя рисовал для себя. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Francisco Jos de Goya y Lucientes) (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, Испания – 16 апреля 1828, Бордо, Франция) – испанский художник, гравёр. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании.
Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества
Гойя написал только один её портрет. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Старый, одинокий, глухой и больной, Гойя расписывает стены своего дома, так называемого «Дома глухого». С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Коррида (1825, Прадо) является одним из четырех полотен, написанных во Франции, которые представляют собой иллюстрации к опубликованной в 1777 году книги об отважных тореадоров. Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде.
Гойя ходил в школу Ескуелас Пиас (исп. Под ее одеждой скрыт нож.
Франсиско Гойя: известные картины
Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Время показало, что Франсиско Гойя был выдающимся испанским художником со времен так называемой испанской золотой эпохи (XVI-XVII вв. ).
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В случае, если верно этот диагноз именно развитием болезни можно объяснить проявление параноидальных черт в его поздних произведениях, достигший кульминации в его черных картинах и, особенно, в Сатурне, который пожирает своих сыновей (1821 – 1823 года, Музей Прадо). В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Но настал день и Гойя затосковал.
Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. n). В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Он писал пейзажи и натюрморты.
Pablo Picasso). Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Его хитростью завлекли во Францию. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.
Воля к жизни пробудила жажду борьбы. Delacroix), Мане (фр. Франсиско Гойя Лусиентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Но в картине очень много воздуха и света. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. На этой работе Гойя изобразил себя с сияющим лицом слева от святого, это изображение он повторил и в последующем автопортрете.
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Работает Гойя быстро и под руководствомБайеу.
В 1793 году Гойю разбил паралич. В сорок три года Гойя становится придворным художником короля Карла IV. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Его заметили среди участников драки, которая происходила во время религиозной процессии. В августе он закончил «Последнее Причастие св.
Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
В них он нанес удар академической школе. Уединившись на вилле, Гойя работал. Это обострило его восприимчивость к страданиям других людей. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс.
Болезнь и творчество в 1793—1799-е годы
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В начале1820 года Гойя тяжёло заболел. Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях.
В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». Здесь героизм и трагедия целого народа. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.
Жизнь Гойи в первые годы века (1799—1808)
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Ей никогда не выбраться. И тогда Гойя предложил дописать его.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом Глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. работает по украшению церкви св. Только представьте себе, каково находиться в помещении, где на всех стенах изображены такие картины. Caprichos).
Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. В 1774 году Гойя женился на сестре Байе Хосефа (исп. Значение этого диптиха огромно для развития прогрессивной художественной мысли XIX века. Осталось последнее мгновение перед залпом. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Это была рака для хранения мощей.
«Чёрные картины», жизнь в Бордо и смерть (1820—1828)
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). запрашивает 25000 реалов за ту же работу8.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Его отец— Хосе Гойя. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
Лондонская Национальная Галерея
У Гойи начинается депрессия. Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора». Благодаря таланту, смелости и их силе, он создал новое лицо живописи.
Эта обыденная деталь обладает огромной силой художественной выразительности. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. по заказу герцога Осуна: «Прощание св.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Можно сказать, что достичь этих изменений Гойи помогла болезнь – первая в 1792 году, вторая в 1819 году. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик.
В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Обе болезни обострили силу выражения его живописи. Фантастический образ истолковывался по-разному. Гойя начал свой творческий путь с создания монументальных росписей в церквах.
За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Великий испанский художник умер на руках у преданной жены, в окружении родственников, в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года, на семнадцатый день после своего 82-го дня рождения. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков.
Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Штрихи его иглы острые, царапающие. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Учение продлилось около трех лет. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него.
Известные картины Франциско де Гойи
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
97 х 190 см. Наступает новый период творческой активности художника. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
- Франсиско Гойя ( ) – величайший испанский художник
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
- Реставрация Испанских Бурбонов (1814—1819)
В том же году умирает его мать (отец скончался в1781 году). Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли»Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Холст, масло. В октябре1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
Josefa) (Он называл ее Пепа). Эта эволюция отражает то, как похмуришав его настроение. Трудно привыкнуть к мысли, что мой годовой доход теперь будет составлять более 15 тысяч реалов в год». 27 июня единственная премия присвоенаПаоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигурыГаннибала».
В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. К празднику св. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
cido Domingo), Сыгравший главную роль, спектакль транслировалась по телевидению. По возвращению в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Его отец— Хосе Гойя— был баск. Холст, масло. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон.
Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Гойя написал только один ее портрет. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго., чей портрет он создал.
На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Силой гения он выразил это мгновение, правдиво запечатлев гамму переживаний. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере.
Тем было освещено великое множество. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого».
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
Никто себя не знает». В июле1781 года Гойя наряду сФрансиско Байеу иМаэллой работает по украшениюцеркви св. На просвещенных испанцев начались гонения: ряд его друзей подвергаются аресту или находятся фактически в ссылке. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Женщина смотрит в противоположную сторону. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
Стены двухэтажного дома Гойя покрыл четырнадцатью темными исполненными маслом росписями фантастического характера. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию».
Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. В 1760 в возрасте 14 лет он поступил на обучение к художнику Хосе Лухан (исп. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск.
Художник больше не работал кистями. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком.
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля.
Позже этот проект разросся в целую графический цикл под названием тавромахия (Таврос – бык) изданный в 1816 году. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. 6 и 19 февраля1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно.
В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Ф. Гойя. Кроме гравюр, возникают также картины. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
В1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Это 14 картин. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Там, в течение пяти лет, он создал 42 образца (картоны), многие из которых были использованы, чтобы декорировать голые каменные стены в El Escorial и Palacio Real de El Pardo – вновь резиденциях испанских монархов. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». Так он вызвал ненависть Жозефа.
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. «Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. К июню1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы.
Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).
Он часто рисовал самого себя на переднем плане. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В свое время такой пост занимал знаменитый Веласкес. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
Свадьба состоялась в Мадриде. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни.
Гойе удалось познакомиться с герцогиней. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Жить ей осталось недолго. В1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами.
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей. В июне1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
Паломничество к св. Первым в истории искусства Гойя отобразил события жестокой расправы и народного страдания. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Сцены повседневной жизни и народных развлечений, для которых характерны насыщенность цветов и непринужденность композиции, проявили новые тенденции в творчестве художника. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма.
В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю». Темы он брал как мифологические, так и религиозные.
Стиль этих Черных картин стал прототипом экспрессионизма. Гойя остается совсем один. А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. Блистательное завершение раннего периода творчества, ощущение себя «как самого счастливого человека», по словам самого Гойи, вскоре сменяется постигшим его огромным несчастьем — после тяжелой болезни он глохнет на всю жизнь.
Портрет понравился и был благосклонно принят. Через несколько месяцев после рождения Франсиско, семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Каждый безумствует по-своему. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет.
Два года престарелый мастер прожил во Франции. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Действительность раскрывает перед ним зловещую и трагическую правду.
Паломничество к св. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Но тот старый мир себя уничтожил и такие вещи потеряли свою актуальность. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. В том же году Гойя написал портреты французского посла Фердинанда Гиймарде и его возлюбленной маркизы де Санта-Крус, урождённой Марианны Вальдштейн. Во Франции того времени кипела революция.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Никто не рождается гением. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. В результате он всё же их вносит, но из-за этой обиды на шурина и арагонское духовенство долгое время не будет появляться в родной Сарагосе. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Девы Марии. и Гаспара Ховельяноса. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. на тему «Поклонение имени Бога». 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Франциска Великого в Мадриде. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
У Гойи не было любимого жанра. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Фонарь поставлен для того, чтобы лучше видеть тех, кого нужно убить.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. огромен.
В центре он поставил королеву с детьми. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Свадьба состоялась в Мадриде. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Он пишет «Проповедь св. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
Но протокол допроса не сохранился. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Жан Карло Менотти написал биографическую оперу о нем Goya (1986) на заказ Пласидо Доминго (исп. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты.
Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». В1783 и1784 годах он бывает вАренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короляинфанта дона Луиса, его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. В мае Гойя пребывал в загородном дворце семьи Альба в Сан-Лукаре де Беррмеда, герцог же Альба скончался 9 июня в Севилье.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Среди этих картин был автопортрет Байеу.