Гойя Рисунки
Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал. Один из самых известных испанских художников Франсиско Гойя писал фрески, создавал гравюры и рисунки, оставив после себя богатое художественное наследие и навсегда изменив испанскую живопись.
«Черная живопись» изДома глухого
От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. По возвращению в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. 97 х 190 см.
И, конечно же, он был совершенно прав, ведь речь шла об одном из наиболее загадочных и фантасмагорических произведений в истории искусства – «Los Caprichos» («Капричос»). Быть больше махой, чем Серафина. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
огромен. Один из них, писатель и драматург Леандро де Моратин, писал тогда своему корреспонденту Мелону, что в Бордо приехал Гойя, «глухой, старый, неуклюжий и слабый, ни слова не говорящий по-французски, без слуги (а уж он-то нуждается в слуге больше, чем кто бы то ни было) и такой довольный и такой ненасытный в своем стремлении познать мир». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Эти композиции полны мрачной фантазии и устрашающей безнадежности. И в представлении художника они побеждали добродетели.
«Все мы, все мы в этом мире тленны», писал один известный русский поэт. Его хитростью завлекли во Францию. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. После смерти Гойи так стали называть и его дом, который, к сожалению, не сохранился.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Обратите внимание на композицию — в центре картины расположена супруга монарха, Мария-Луиса, а сам Карл находиться сбоку. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. "Уже пора"На рассвете разбегаются в разные стороны ведьмы, домовые, привидения и призраки. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Франсиско Байеу был шурином Гойи. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Франсиско де Гойя, биография и картины
В картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» художник представляет образ врага в виде группы бездушных, автоматически действующих солдат. В небольшом полотне того же года Гойя запечатлел Альбу с её дуэньей в довольно фарсовой бытовой сцене. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Это его серия офортов «Капричос». Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Пороки и распутство мужчин и женщин – офорт Один другого стоит. А он-то рассчитывал, что портрет поможет ему стать первым королевским живописцем. Осталось последнее мгновение перед залпом. Вся серия была выполнена в крайне мрачной тональности, которая полностью соответствовала болезненному состоянию художника. Свою жену Франсиско называет «Пепой». Свадьба состоялась в Мадриде. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида.
Правящим принцемПармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короляКарла III. И тем более не будет, когда снимет с себя последние покровы. Как всем известно, работы были признаны настоящими. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Сердито смотрел он на Мигеля.
Гойя ФрансискоКартины и биография
Само же название «Caprichos» переводится с испанского приблизительно как каприз, фантазия игра воображения. Ф. Гойя. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. И тогда Гойя предложил дописать его.
В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Все рисунки происходят из знаменитых личных альбомов художника. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
Плафоны в Сарагосе, шпалеры в Мадриде
Узнал также «шептунов и наушников», самых гнусных из всех призраков, не зря носящих те же прозвища, что и шпионы при полиции и священном судилище. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Никогда прежде личная драма художника не становилась содержанием его искусства.
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана». Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента».
Краткая информация о художнике и его картинах
В «Капричос» впервые в европейском искусстве было сказано о беззащитности человека в его отношении к судьбе. У него не осталось ни капли страха перед привидениями. 27 июня единственная премия присвоенаПаоло Борони за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигурыГаннибала».
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
Силой гения он выразил это мгновение, правдиво запечатлев гамму переживаний. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В апреле1787 года Франсиско передал в Аламеду 7 своих картин для украшения Малого дворца, резиденциигерцога Осуна. Портрет понравился и был благосклонно принят. В 1793 году Гойя стал делать первые наброски к серии, планируя озаглавить её «Сны разума» по названию одного из рисунков. 1814).
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Франциска Великого в Мадриде. В октябре1784 года он получает от инфанта 30 000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Гойя начал свой творческий путь с создания монументальных росписей в церквах. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Леокадия уговаривала его эмигрировать, но бегство грозило конфискацией имущества.
Великий романтик: биография Франсиско Гойя
Гойя уже начал беспокоиться. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. И на полотне у него возникает не маха. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая».
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. В свое время такой пост занимал знаменитый Веласкес.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Это 14 картин. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812 году. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Но тут донья Мария-Луиза открыла рот.
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли»Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Исчезает очарование беззаботного праздника. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. И хотя первоначально серию должна была открывать наиболее знаменитая гравюра из этой серии – «Сон разума рождает чудовищ», всё же высокопоставленные приятели Гойи отговорили его от этого, ведь сборник и так носил слишком провокационный характер.
- Известные картины Франсиско Гойи
- Картины — Гойя-и-Лусьентес, Франсиско де
- Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души
- Исследователи расположили ведьм Гойи в нужном порядке
- Франсиско Гойя ( ) – величайший испанский художник
- Гойя, офорты: описание, особенности, темы
- Картины и репродукции Франсиско Гойя
- Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес ( ) (477 работ)
Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Фонарь поставлен для того, чтобы лучше видеть тех, кого нужно убить. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Правда, узнал он и duendes u duendecitos — проказников кобольдов, которые из благодарности спешат услужить тем, кто, неведомо для себя, приютил их и за ночь исполняют всю домашнюю работу. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
Но в картине очень много воздуха и света. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Гойя зло и саркастически высмеял Испанию: пороки простых людей, лицемерие дворянства, придворные круги, правящую чету, церковь инквизицию. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
- «Черные полотна» – 1821-1823 Картины Гойи
- Франсиско де Гойя: самые популярные картины (топ 12)
- Франсиско де Гойя – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя
В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Картины с описанием будут представлены ниже. Существует предположение, впрочем, неоднократно опровергнутое, что автором фресок Кинта дель Сордо является не Гойя, а его сын Хавьер. У Гойи родились чудовища, не отпускавшие его уже до самого конца жизни.
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Это как работать скальпелем по граниту — камню все равно, а инструмент затупится. Франсиско, ухаживающий за умирающем», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Гойя написал только один ее портрет. Никто не рождается гением. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. В1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Вторая работа—«Комендант Лампиньос, зашитый в лошадиное брюхо»—происходит из Альбома F, который называется «Образы Испании». Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника. Штрихи его иглы острые, царапающие.
- «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
- «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
- «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
- «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
- «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
- «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Через несколько месяцев после рождения Франсиско, семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Работает Гойя быстро и под руководствомБайеу. Из этого царственного великолепия выступают оцепенелые фигуры, но особенно обнаженно и остро написаны лица — ничтожные, оплывшие, самодовольные. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Молчание длилось долго. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Мир полнился рассказами об ужасах «Якобинского террора».
Гойя писал с остервенением. Целый ряд листов посвящен современным нравам. По возвращению в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо», в котором воскресают его любовь к человеку, светлое, радостное приятие жизни. Блистательное завершение раннего периода творчества, ощущение себя «как самого счастливого человека», по словам самого Гойи, вскоре сменяется постигшим его огромным несчастьем — после тяжелой болезни он глохнет на всю жизнь. Как просто и как чудовищно – поставить фонарь и расстреливать одну группу за другой.
- «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
- Франсиско Гойя: последние новости
- Несколько интересных и полезных тем
- «Капричос», что переводится как причуды
- Франсиско Хосе Гойя, также Гойя-и-Лусьентес (1746-1828)
- Депрессия по Гойя – чёрная живопись
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
Тем было освещено великое множество. Гойя стал внимательнее присматриваться к окружающим и внезапно осознал, что существующий традиционный уклад испанского общества грешит эфемерностью, а весь внешний лоск испанского двора (да и не только) скрывает свою уродливую сущность под маской добродетели. Вот когда в сыне ремесленника проснулся настоящий творец. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. 6 и 19 февраля1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Да, это красивые, здоровые, умные дети, они унаследовали красивую наружность от ее любовника, а ум от нее. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. 30 мая разрешение было получено и уже в июне Гойя уехал – правда, не в Пломбьер, а в Бордо, где в тот момент скрывались многие его друзья. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием.
Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Эта обыденная деталь обладает огромной силой художественной выразительности. Художник больше не работал кистями.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Сам Гойя назвал серию «Сюитой офортов на причудливые сюжеты», проведя аналогии с музыкальной формой. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная).
Падавший слева свет вполне годился для одетой махи. Летом того же года он был вПариже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовалЛюдовик ХVIII (а с 16 сентября1824 года —Карл Х).
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Первым в истории искусства Гойя отобразил события жестокой расправы и народного страдания. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок).
Вторая картина пользуется мировой известностью. Жить ей осталось недолго. А вокруг стоят ее дети. Холст, масло.
Старый, одинокий, глухой и больной, Гойя расписывает стены своего дома, так называемого «Дома глухого». Холст, масло. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Каждой из них он давал краткие сатирические и порой даже слишком грубые названия.
В сорок три года Гойя становится придворным художником короля Карла IV. Картины Гойя рисовал для себя. Пора бы, кажется, открыть рот этому дуралею и его потаскухе. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Стены двух больших комнат художник расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Кроме того, чтобы загладить вину перед Карлом IV Гойя передал ему собрание репродукций своих работ, а также 80 тех самых подготовленных для «Капричос» типографских пластин и все непроданные их копии вместе с рукописными листами.
В1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). Мгновение осталось жить стоящим под дулами ружей. Он писал пейзажи и натюрморты.
В июле1781 года Гойя наряду сФрансиско Байеу иМаэллой работает по украшениюцеркви св. Но другие его чувства значительно обострились. В1812 году в Мадрид входитВеллингтон, Гойе поручили написать его портрет. В них он нанес удар академической школе.
В жизни обласканного славой придворного живописца все изменила болезнь. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. А что если их величества на самом деле найдут, что он изобразил их слишком уж неприглядными.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Это очень известные картины живописца. В том же году умирает его мать (отец скончался в1781 году).
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Он пишет «Проповедь св. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Дородный дон Карлос стоял в центре и на картине и в зале.
На нем изображено, как Лампиньосу делают смертельную инъекцию. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. У этой женщины некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
Девы Марии. К «черным картинам» мы еще вернемся. Женщина смотрит в противоположную сторону. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Ей никогда не выбраться. Никогда художник не был так пессимистичен, никогда так остро не ощущал себя беспомощной игрушкой темных сил мироздания, как Гойя в «Капричос».
В 1877 году они появились на аукционе «105 рисунков Гойи» в Париже. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. он призывал и тех из них, которые раньше держались в стороне и вскоре узнал всех до одного. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
Но именно эта гравюра стала лейтмотивом всей серии. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Среди этих работ выделяются «Прачки», «Продавец посуды», «Врач» или «Мяч». Обе Махи принадлежат к числу самых известных произведений Гойи, окруженных романтическим ореолом и разнообразными домыслами.
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Значение этого диптиха огромно для развития прогрессивной художественной мысли XIX века.
Некоторые из них были написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты, как, например, «Сатурн, пожирающий своего сына». Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Мать— Грасиа Лусиентес— дочь бедного арагонского идальго. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Он написал ее в этом дорогом ярком наряде и уже тут изобразил нагой под прозрачной тканью.
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Но эго ей не удастся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Сегодня на его месте находится станция метро, которая носит имя художника – «Гойя». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет. Слово Capriccio имеет два значения. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Это место назвали «Дом Глухого», правда, больше он походил на дом ужасов. Привидения любили являться в виде монахов или судей священного трибунала и прелатов. На Christies рисунок Гойи «Комендант Лампиньос, зашитый в лошадиное брюхо» ушел за 769, 2 тысячи фунтов.
Гойя создал «Капричос», что называется, на одном дыхании, всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Так он вызвал ненависть Жозефа. В центре он поставил королеву с детьми. «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений», – таким пояснением Гойя сопроводил этот офорт.
Всего Гойя выпустил 300 комплектов гравюр из которых продано было лишь 27. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Эти произведения не имели аналогов в тогдашней живописи.
Наступает новый период творческой активности художника. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Под ее одеждой скрыт нож. И именно в этот момент Франсиско Гойя создал свои первые работы, написанные не на заказ. Каждый безумствует по-своему.
Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с1799 года. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Он писал в той комнате, для которой картины были предназначены.
Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса на тему «Поклонение имени Бога». Сейчас его офорты выставлены в Музее Прадо и во дворце де Лириа в Мадриде. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Жизнь провела Гойя от успешных королевских дворов к самым низам, что отразилось на психическом и психологическом состоянии художника. И автором его был знаменитый художник и гравёр Франсиско де Гойя Лусиентес.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Состарившийся мастер купил себе дом недалеко от Мадрида на берегу реки Мансанарес. У Гойи не было любимого жанра.
В начале1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Здесь героизм и трагедия целого народа. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. В июне1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Когда мастеру было 46, он внезапно заболел.
Когда она вот так лежит перед ним, уже не он — ее пелеле, а наконец-то она – его игрушка. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. У Гойи начинается депрессия.
Действительность раскрывает перед ним зловещую и трагическую правду. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Обличая свою сущность лишь ночью, они превращались в ведьм, демонов, домовых и прочую нечисть, а днём становились вполне примерными гражданами. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Картина в целом ему нравилась, он сам себе нравился. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтареймонастыря Санта-Ана де Вальядолид в несвойственной емунеоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Он навсегда остался практически глухим.
В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Гойя был напуган.
268 347 см. В луже крови, распростертые на земле, лежат казненные. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями.
Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. До сих пор никто не сумел узнать где они прячутся днем. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины».
Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Другой рисунок из этой серии хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Сын Гойи Хавьер в 1823 году был членом революционной милиции. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Между июлем1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско вРиме остается загадкой. Паломничество к св. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов.
Хорошо, что это племя показывается только ночью и в темноте. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
Тот, кому удалось бы захватить логово домовых, поместить его в клетку и показывать в десять часов утра на Пуэрта дель Соль, не нуждался бы ни в каком наследстве. Название серии восходи к итальянскому слову «Каприччи» – искусство, открывающее новые способы восприятия мира. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Предположительно, это было отравление свинцом (сатурнизм), но некоторые исследователи склоняются к версии тяжелого инсульта., вот таким образом местные жители называли его жилище «quinta del sordo» – «дом глухого». К июню1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Неужели же и на этот раз не выгорит. В начале1820 года Гойя тяжёло заболел.
Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. По возвращению в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Никакого разума, никакого детального изображения, зато какая экспрессия. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Художник поселился там со своей «экономкой», а фактически подругой и спутницей жизни последних лет, Леокадией Соррильей Вейс. В основе рисунка лежит история, произошедшая в Сарагосе в середине XVIII века.
Там Гойя жил последние годы, периодически продлевая отпуск по болезни. В 1793 году Гойю разбил паралич. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Любили они также подражать церковным обрядам причастию, миропомазанию, соборованию. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. В этом отношении мне очень повезло: когда я впервые видел поздние картины Гойи, выставленные в Прадо, я был по-настоящему (со всей сверхчувствительностью пятнадцатилетнего подростка) несчастен из-за первой любви, закончившейся неудачей.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
К празднику св. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
В начале1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Его отец— Хосе Гойя— был баск. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100 000 реалов. В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные.
В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо. 19 марта 1823 года умер кардинал Луис Бурбон, младший брат короля Карла III, покровительствовавший Гойе семья другого его покровителя и свата, коммерсанта Мартина Мигеля де Гойкоэчеа (сын Гойи Хавьер был женат на дочери Гойкоэчеа Гумерсинде), была скомпрометирована. Воля к жизни пробудила жажду борьбы. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
Гениальность — это очень долгий путь и каждый проходит его по-своему. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Ныне оба портрета висят друг против друга вЛувре. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Но его картина была отвергнута. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.
Паломничество к св. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага.
В феврале 1819 года 72-летний художник купил за 60 тысяч реалов сельский дом и 22 акра земли в пригороде Мадрида, за мостом, ведущим в Сеговию, со стороны луга Сан-Исидро (сегодня это почти центр города) и жил отшельником, никого не принимая. Но протокол допроса не сохранился. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
В музыке впервые это сделал Л. Бетховен, в изобразительном искусстве – Гойя. Второе, что поражает в «Капричос» – отчаянная смелость художника. Теперь, преодолевая страх. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Досадно только, что ее Мануэль не попал вместе с ними на полотно. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). И все же затея была рискованная такого рода дела в конце концов непременно выходят наружу.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Как ни старайся, она никогда не будет махой. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Раз ей так хочется, пусть так и будет. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало.
В нем поднималось злорадство. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Художник широко использует контрасты света и тени. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Как выяснилось 50 лет спустя, там он расписывал стены своего дома: сначала написал несколько обширных пейзажей, а затем, предположительно, весной или летом 1823 года поверх старых фресок отштукатурил стены и написал на них маслом 14 или 15 картин, которые позднее стали называть «черной живописью» (pinturas negras) за их мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. «Как скала, — думает он. — Yo el Rey de las Espanas у de Francia», — думает он. — «Очень внушительный портрет».
Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Девочка получила фамилию Вейс, хотя многие полагают, что она была дочерью Гойи: во всяком случае, Гойя до конца своих дней относился к ней как к дочери, много занимался с ней живописью и рисунком (Росарио стала художницей, после смерти Гойи она даже была приближена ко двору и давала уроки рисунка королеве Изабелле II). После этого ни одна из серий Гойи не был выпущена в свет при жизни мастера. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Фантастический образ истолковывался по-разному. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.
Во Франции того времени кипела революция. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови.
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Уединившись на вилле, Гойя работал. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел.
1797). Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
«Капричос» – не были всего лишь набором графических изображений, объединённых одной темой, они стали настоящей симфонией испанского народного искусства, социально-политических карикатур Французской революции, средневековой демонологии и испанской сатирической традиции «золотого века». Это обострило его восприимчивость к страданиям других людей. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII.
К личным бедствиям добавились еще и другие факторы. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. После этих торгов следы работ затерялись, но в этом году рисунки неожиданно обнаружились: некие коллекционеры из Швейцарии обратились к специалистам Christies с просьбой определить, подлинники это или нет. Холст, масло. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе.
Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия.