Художник Тропинин
Небольшое количество сохранившихся эскизов Тропинина, разрабатывающих мотивы бытового жанра («У гадалки», «Сбитенщик» и др. ), дополняют представление о нем как о художнике-реалисте, сложившееся на основании рассмотрения основной группы его произведений — портретов. По ее освящении Тропинин был обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не побоялась выйти замуж за крепостного художника. Не случайно в 1971 году в Москве был открыт музей Василия Андреевича Тропинина и других московских художников его времени. Тропинин Василий Андреевич (1776 г. – 1857 г. ) – выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи.
Тропинин официально не числился преподавателем, но принимал самое живое и непосредственное участие в воспитании молодых художников — постоянно посещал классы, давал советы ученикам. Однако, как уже было отмечено, романтические черты в раннем творчестве Тропинина сосуществуют с гораздо более органичными для художника сентименталистскими началами. В сентябре 1823 года Тропинин представил совету Академии художеств свою «Кружевницу» и другие работы, получил звание назначенного художника, а на следующий год — академика. Еще со школьных лет мы учимся улавливать разницу между тем, как изобразили А. С. Пушкина художники Кипренский и Тропинин.
При поддержке Щукина и издателя Свиньина, неоднократно помогавшего художнику, Тропинин в сентябре 1823 года представил свои работы Совету петербургской Академии художеств и вскоре был удостоен звания назначенного в академики за картины Кружевница, Нищий старик и Портрет гравера Е. О. Скотникова. Юный художник, по существу, композиционный портрет с выраженным жанровым началом, занимает в творчестве Тропинина как бы промежуточное положение между типизированными и собственно портретными образами. Неслучайно именно в Москве открыт потрясающий музей В. А. Тропинина и художников его времени.
Василий Тропинин: жизнь и творчество художника
Подобные работы есть у О. А. Кипренского (Ворожея со свечой, Читающий у свечи, обе 1830 г. ), К. П. Брюллова (Гадающая Светлана, 1840-е гг. ). В Кружевнице и Золотошвейке Тропинин, по всей вероятности изобразил крепостных ремесленниц, работающих в помещичьих или кустарных мастерских. В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву.
Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен. Композиция явно восходит к излюбленному Тропининым типу декоративных полуфигур. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. Таков Ямщик, опирающийся на кнутовище (1820-е гг. ) – образ, который проходит через русскую литературу, песенную лирику и фольклор. Вольную получил в 1823 г. Учился в Академии художеств с 1798 по 1804 г. у С. С.
Прием этот противоположен такому принятому в романтическом портрете подходу, когда душевное благородство (и шире – духовное начало изображенного) передавалось через пренебрежительное отношение к условностям моды. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников.
Трудно проследить, как окрепли в Тропинине подобные убеждения. Тип двойного портрета, впервые появившийся в русской живописи в Автопортрете с женой А. Матвеева (1729), получает особенное распространение в искусстве сентиментализма, где наряду с двойными появляются также тройные и групповые изображения. Вальдмюллер (портреты Жозефины Шаумбург, 1834 графини Кинской, 1840). Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике.
Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. Пластическая моделировка форм усиливается, приближаясь к иллюзионистическому эффекту. Более других использовал его самый романтический русский портретист Кипренский (Портрет Е. С. Авдулиной, 1822 Читатели газет в Неаполе, 1831 Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки, середина 1830-х гг. ). Этот тип изображений, расцвет которого в России связан с живописью XVIII века, затем постепенно сходит на нет, хотя еще встречается в первой половине XIX века.
Они хорошо известны. И если сентименталистская ориентация, определенно сказавшаяся в раннем творчестве Тропинина, сближает его с Боровиковским, то другой – сильный реалистический поток его творчества, все более крепнущий с годами, в числе прочих истоков имеет живопись Д. Г. Левицкого (через Левицкого Тропинин глубже воспринял и колористические традиции фламандцев). Тропинин создал серию полотен, отразивших образы «незаметных» жителей Москвы.
В 1830-х годах написан Портрет П. М. Васильева, бухгалтера московского Малого театра, прекрасного музыканта, на котором он представлен с гитарой. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой. В том же году Тропинин избирается академией в «назначенные а в следующем – академиком.
Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. Её подлинность была подтверждена Тропининым. Подобно ему, выросший в деревне, Сережа Багров склонен к созерцательности и жизнь природы, подчиненная естественным и чистым законам, органично воспринимается им как часть собственной жизни.
Мотив окна часто присутствует в голландской живописи XVII века, в частности, у Вермеера. Это очень скромные и правдивые изображения людей, лишенные каких-либо устремлений к внешним эффектам: таковы, например, портреты (1823) и К. Г. Равича (1825). Этим отличается Портрет А. А. Тучкова (1843). Пушкина, 1827, Всероссийский музей А. С. В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью.
В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную. Пушкин после опубликования в 1829 году Полтавы задумал написать Историю Украины.
Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Оболенского (1840-е гг. ) схема романтического портрета и сугубо романтического образа разбойника практически исчерпали себя, придя в резкое столкновение с натурно-реалистической трактовкой изображенного., 1850-1851 Игроки, 1852). Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского. С этого времени жил в Москве.
Караччи, с рисунков А. П. Лосенко, холстов А. Е. Егорова и неоклассициста Р. Менгса. Витали, акварелиста П. Ф. Однако оно очевидно и в мужских портретах. Тропинину было тогда сорок семь лет. В его семье Тропинин и поселился. Вместе с тем по своей идее тропининская Женщина в окне (Казначейша) сродни Итальянке, снимающей виноград (Итальянский полдень) К. П. Брюллова и, возможно, вдохновлена этой работой. В тропининском портрете П. Н. Зубова (1830-1840-е гг. ) окно и занавес существуют абсолютно обособленно, а в 1840-1850-е годы художник все чаще изображает в интерьере широкий оконный проем.
В России процесс капитализации начался на рубеже XVIII-XIX веков. В пределах данного жанра он обнаружил очень большую широту.
Забытые имена русских художников — Василий Андреевич Тропинин
Одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми напоминает одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков — Автопортрет Щукина. Только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело.
Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. В доме Морковых художник занял место повара-кондитера одновременно личного лакея графа. Позой подчеркнута уникальность, гордая независимость человеческой личности. Портрет подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно. Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина — великого русского поэта.
Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. Он пользовался определенной известностью. Уже оба изображенных старика, по сути дела, могут быть отнесены к этому типу произведений. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом. В том же 1827 году Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф» писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог абсолютно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.
Краткое описание творчество художника Тропинина и его известные картины
Мальчики-слуги и мальчики с книгами, швеи и прачки, золотошвейки и кружевницы, гитаристы и девушки с цветами – в каждом из этих образов ощущается неповторимая личность. Именно просветители начинают придавать столь большое внимание раннему возрасту, объявляя ум ребенка tabula raza (чистой доской) и объясняя многие пороки современного им общества отсутствием разумной системы воспитания. Этот портрет Тропинин не только знал, но и копировал в графике. По эмоциональной атмосфере – сопоставление сходных, а не противоположных характеров – и по композиции портрет братьев Морковых близок портрету супругов Митрофановых А. Г. Левицкого (1790-е гг. ). Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина.
Лицо и руки Самарина активно выделяются, разрушая тональную живописную систему работы. В некоторых случаях к столь обычной для Тропинина доброжелательности характеристики модели прибавляется очень хорошая искренняя поэтизация ее (например портрет Шереметьевской, 1841). относятся к «портрету-типу». Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника. Щукина, откуда был отозван своим помещиком. Права А. М. Амшинская, считающая, что работа создана под влиянием О. А. Кипренского (его Портрета Е. П. Ростопчиной) и принадлежит новому, прогрессивному направлению в русской портретной живописи начала XIX века, которое отличали естественность и повышенное внимание к духовной сфере человеческого бытия.
В 1832 году художник перебрался в левый флигель той же усадьбы – на Ленивку (на фотографии). Семейные портреты в первой четверти XIX века широко бытовали и в живописи и в графике. В русской живописи, современной Тропинину, мотив окна в интерьере присутствует нечасто и, как правило, в работах романтически окрашенных (упомянутый выше Портрет А. А. Перовского К. П. Брюллова, Портрет О. В. Васиной П. В. Васина).
- Тропинин Василий АндреевичКартины и биография
- Художник Василий Андреевич Тропинин биография картины
- Тропинин Василий Андреевич картины
- Сила таланта (о Василии Тропинине)
- Картины — Тропинин, Василий Андреевич
Несколько иной поворот получила тема в работе Девушка с горшком роз. Зубова). Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Обе являются попыткой найти новый тип группового портрета. Этот опыт еще не совсем удачен.
Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. В отличие от этих приподнято героических холстов, варьирующих известную схему военного парадного портрета первой половины XIX века, большая жизненность присуща карандашным изображениям военачальников – А. С. Фигнера, А. П. Урусова, Ф. И. Талызина (все 1810-е гг. ). Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Один из которых – подарок Е. К.
- ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
- Известные произведения Тропинина Василия Андреевича
- Словари и энциклопедии на Академике
- Биография и творчество Василия Тропинина
- Детские образы в творчестве Тропинина
«Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать. Постепенно из едва намеченного пейзажного задника, приоткрытого за тяжелой драпировкой (портреты И. Л. Лазарева, Н. А. Майкова), выкристаллизовывается прямоугольник окна, переданного условно, в виде проема в стене (Портрет неизвестной с книгой, 1837).
Среди этих работ стоит выделить Мальчика с книгой (1825) и особенно Юного художника (1820-е гг. ), в котором также предполагается портрет Арсения. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические основы живописи Тропинина.
- Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Общееколичествопросмотровстраницы
Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта. Зубова). Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Это нищие, отставные солдаты-ветераны, старики и старухи.
Интереснейший материал, позволяющий проследить, как развивались мысли Тропинина в этом направлении, дают беглые карандашные наброски, сделанные в 1812 году во время его странствия с обозом, груженным имуществом Морковых. Портреты 1820-х годов – Н. А. Тщательно и с любовью написан натюрморт — кружева, коклюшки, ящик для рукоделия.
Этот призыв находил живой отклик, в частности, у учителя Тропинина Щукина. Портреты современников составляют большую часть художественного наследия Тропинина. Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Наиболее распространены у Тропинина портреты в интерьере с окном. Там он женился на вольной поселенке.
Они разнятся не только творческим темпераментом, манерой письма (несомненно живописной у Тропинина и более жесткой, с преобладанием графического начала у Варнека), но самим отношением к людям, в конечном счете обусловливающим и принадлежность портрета к определенному художественному направлению. В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной.
Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. Но различие масштабов здесь еще большее, нежели между произведениями Тропинина и физиологическим очерком и уже не в пользу Тропинина. Среди них можно выделить Портрет С. С. Кушникова (1828) — бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М. Голицына (после 1828) — последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета. С этой точки зрения интересен завершенный этюд Девушка в белом платье и красной шали (конец 1830-х – начало 1840-х гг. ), который проясняет взаимосвязи двух основных областей творчества художника. Рамазанов вспоминает: Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его.
Оба они глубоко интересовались украинской историей. Однако он оказал неоспоримое, стойкое влияние на формирование московской живописной школы. Однако после получения личной свободы возникла необходимость официально упрочить свое право заниматься живописью и художник пишет Щукину с просьбой оказать содействие для представления своих работ в петербургскую Академию художеств.
В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов. Портрет Арсения Тропинина (1818 г. ) написан рукой уже зрелого мастера. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Брюллов изображен на фоне эффектной панорамы, завершаемой подножием Везувия. Боровиковский, которого высоко ценил Щукин, часто бывал в его доме и мастерской.
В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств. Все здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Это натурно-пластическое направление тропининской живописи становится господствующим в 1840-1850-е годы, однако уже в предшествующем десятилетии оно дает своего рода классические образы в портрет Н. А. Зубовой (1834) и А. Ф. Мазуриной (1839).
Греза, 1820-1830-е гг. ), птицами (Девочка с канарейкой, Девочка с попугаем, оба 1810-е гг. С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. На страницах «Капитанской дочки» или «Станционного смотрителя» читатель встретится с людьми, показанными с той же теплотой И мягкостью, сердечностью и особенным добродушием, с какими писал их Тропинин.
Тропининой, жены художника, 1809 Портрет сына Арсения, около 1818, оба – в ГТГ). Воронцовой. В украинском цикле женские образы погружены в атмосферу лирического, поэтического настроения, мужские переданы отчетливее, более характерно. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Когда же был организован музей А. С.
По сути это несколько доработанный натурный этюд. Воздействие последнего представляется особенно вероятным и в силу повышенного интереса Тропинина к фламандской живописи и в силу того, что на портрете Н. А. Майкова изображен художник (так же, как в Автопортретах Ван Дейка и Брюллова). У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.
Художник и исследователь изобразительного искусства А. Н. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами той эпохи. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. И хотя одно из них является портретом конкретного человека – в свое время знамитого каменотеса и ваятеля-самоучки, работавшего на строительстве крупнейших столичных сооружений первой половины XIX века, оба по сути представляют тот в значительной степени идеализированный образ добродетельного русского мужика, который сложился в живописи и литературе русского сентиментализма (характерны Крестьянин, греющий руки у огня.
Кондитерское дело того времени требовало способности изображать фигуры людей и животных. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Самые ранние из них (не считая миниатюрных свадебных изображений самого художника и его жены) датированы 1826 годом – это портреты А. П. и П. И. Сапожниковых.
Плотная кладка сплавленных мазков сообщает им фарфоровый характер. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно. И в этих поисках характер дарования Тропинина оказывается в наибольшей степени созвучен новым устремлениям эпохи — художника интересует не просто исключительная личность, а человек, реально существующий в предложенных обстоятельствах интересный не антуражем, а сам по себе.
Во многом оно порождено громом пушек на Сенатской площади. Очень часто портретируемые представлены, как и Пушкин, «в халате, растрепанными». Майкова, П. А.
Оба художника используют систему освещения, не связанную с рассеянным светом в природе. Украинский период жизни художника был разнообразен и плодотворен. Сухово-Кобылина). Здесь уместно вспомнить изображение Левицким дочери Агаши (1785).
Этим и ограничилось «систематическое» образование Тропинина. Если, например, Нищий старик еще всецело отвечает сентименталистски-просветительской эстетике Н. М. Карамзина и его школы, то изображения слуги со штофом, странников, старых солдат (1840-е гг. ) сродни образам сложившейся тогда же натуральной школы – критического (или отрицательного) направления в русской литературе. Но наиболее ярким примером является «Кружевница» (1823). Но и здесь перед нами образы, проникнутые глубокой человечностью. Тропинин писал парные портреты на протяжении всего московского периода творчества. Об одежде следует сказать особо.
Своеобразный итог творчества Тропинина и его неразрывная связь с Москвой выражены в «Автопортрете на фоне Кремля». Здесь до 1812 года он женился у него появился сын — Арсений. На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.
Этюдный портрет Натальи – одна из самых романтических работ Тропинина. Г. Левицкий) и его последующие модификации (Н. Говоря о романтических реминисценциях в творчестве Тропинина, надо указать на акварельный оплечный Портрет Боцигетти-дочери (1810-е гг. ).
Портрет воспринимается почти как гротеск, как развенчание романтического героя. Однако Тропинину не совсем удалось справиться с большой портретной формой. Грёз, П. -А. Однако образы Пушкина, созданные обоими знаменитыми художниками имеют много общего. В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе Нищего старика (для сравнения можно посмотреть, например, одноименную работу В. К. Шебуева 1808 года). Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
и И. И. Морковых (1813 г. ). Не случайно именно на него ориентируется Тропинин в своих первых живописных опытах.
И если пейзажный фон, например, в портрете Брюллова создает впечатление некоторой искусственности, то тут, наоборот, широкий вид на Москву, столь любимую художником, на Кремль, освещенный ласковыми лучами вечернего солнца, оказывается существеннейшим элементом произведения, помогающим по-настоящему воспринять и почувствовать образ мастера. Разумеется, традиции голландского искусства сказались в рукодельницах Тропинина опосредованно, пройдя сквозь призму времени и моды. Но теперь это гармония того подчеркнуто русского начала, которое воспевал Тропинин. Однако психологически его вполне объясняют обстоятельства жизни Тропинина.
Князь Голицын покровительствовал Тропинину. Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности.
В свободное время художник продолжал свое образование и много рисовал, писал с натуры. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Однако несколько произведений такого рода все же написаны им в зрелый период творчества. Использование подобного приема заметно в образе Саваофа из Кукавской церкви, простонародным обликом схожего со Стариком, пьющим воду из ковша (1818. ).
Конечно, Кипренский показывает живого, реального Пушкина, но и его костюм и его поза, Тропинин, напротив, пишет Пушкина таким, «как он есть»: «в домашнем халате, растрепанным». Тут нельзя не вспомнить о пушкинской прозе. С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Однако, расценивая явления искусства прошлого, мы должны подходить к ним исторически.
В то же время у обоих живописцев романтическое решение не идет далее аксессуаров. Родился в селе Карпово, Новгородской губернии, в семье крепостных графа Миниха: позднее в качестве «приданого» за дочерью Миниха был отправлен во владение графа И. И. Моркова. Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762).
Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. При этом пейзаж за окном решается довольно условно и носит символический характер. Прожив немного в более демократичной Москве, под давлением современников граф решается дать свободу уже не молодому художнику Тропинину, но в рассвете творческих сил и способностей.
В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. 1813 г. ), где представлена все та же семья. Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё. Самый факт изображения человека в процессе работы является для того времени прогрессивным.
С 1821 года художник постоянно жил в Москве, где быстро приобрел славу портретиста. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой.
Этим работам принадлежит важное место в демократическом потоке русского искусства. Василий Тропинин (1776-1857). Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. Дмитриев.
Особенно объемно вылеплены девичьи лица и красивые по форме обнаженные руки. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Тему развивает глубокий и как бы все более поглощаемый тенями цвет.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Именно эта работа Тропинина более других сродни идеалам бидермейера. Характером образа, выражающего прежде всего женское начало (это подчеркивает аллегорический плод в ее руке), казначейше наиболее близка Девушка с яблоком. Крупнейший мастер портретного жанра.
На первом плане – обломки какого-то античного сооружения. Здесь замечается та особо обостренная симпатия к «маленькому человеку», обездоленному и морально приниженному в условиях современной ему действительности, к «человеческому» в нем, которая так характерна для ранних произведений Достоевского. Важная роль в семантике образа принадлежит распустившимся в цветочном горшке розам. К объемно-пластической трактовке тяготеют и некоторые полотна учителя Энгра Давида: парные портреты четы Пекуль (1784), портреты г-жи дОрвийе и г-жи Сорси-Телюссон (оба 1790 г. ), г-жи Вернинак (1799), Купера Пенроза (1802) и другие. В картине этой впоследствии усматривали целый ряд недостатков.
Попытка не удалась художнику, создавшему в целом довольно эклектичные произведения. Раннее творчество Тропинина весьма неровно. Облик Мосолова (мечтательное выражение лица, непринужденно-барственная поза, неторопливые жесты, домашний, свободного кроя костюм) к тому же обнаруживает скорее просвещенного вельможу екатериненских времен, чем энергичного, делового человека XIX столетия. Здесь преемственность прямая и непосредственная.
И хотя композиция и рисунок довольно слабы, благодаря колористическому дару художнику удалось создать цельный по живописи, выразительный по настроению пейзаж, в котором сказалось влияние романтизма. Краски положены прозрачными слоями так, что во многих местах просвечивает холст. Произведение получило много лесных отзывов у современников.
Этот прием часто использовал П. А. Федотов (Портрет Е. Г. Флуга, 1840 Офицер и денщик, 1850 (. ) Анкор, еще анкор. Портрет М. А. Оболенского (. ), 1810-е гг. Самые ранние, относящиеся к украинскому периоду творчества, связаны с кругом его семьи и родни. усложняется композиция (Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль, 1846, ГТГ).
Основатель Лазаревского института восточных языков в Москве, он держит лист с изображением здания института – несомненная связь образной трактовки с парадным портретом XVIII века (например, с портретами А. Ф. Кокоринова и П. А. Демидова, написанными Левицким в конце 1760-х – начале 1770-х годов). В пожаре 1812 года погибли многие из его ранних работ. Таков диапазон женских образов Тропинина. Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Общий вид усадьбы О. Клодта, 1822 и другие).
По внутреннему состоянию брюлловским портретам второй половины 1830-х годов ближе изображение Ю. Ф. Самарина (1844). Тропинин знал и самого Левицкого и его работы. После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными. Картина сильно пострадала. С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина.
Этим приемом (надо полагать, сознательно) Тропинин не только закрепляет социальную принадлежность изображенной, но и поэтизирует ее. Портрет не сохранился в первоначальном виде. Своего рода выражением авторского кредо является «Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» (1844), на котором Тропинин изобразил себя на фоне национальной русской святыни.
Тематический диапазон этого первого периода его творчества широк: многочисленные портреты (интимные, репрезентативные, групповые) перемежаются с религиозной живописью (убранство церкви в Кукавке), пейзажами, разработками жанровых сцен. Лучшим ранним портретом художника является изображение А. И. Тропининой (1809). Во время своего триумфального возвращения из-за границы на родину К. П. Брюллов задержался в течение нескольких месяцев в Москве.
Сохранились убедительные свидетельства о связях Тропинина с кругом славянофилов. У этого портрета была странная судьба. Казалось, судьба улыбнулась Тропинину. Торжественно выглядят стоящие, поколенно срезанные фигуры (например, Портрет А. В. Каратыгина, 1842).
Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. Фридриха). Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Работы он переслал в столицу. Также типичен Портрет Е. В. Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне.
Жизненная правда автопортрета на фоне Кремля утверждается и его колористическим решением. Вместе с тем сугубо партикулярная одежда, соотнесенная с атмосферой времени (все возрастающей дворянской оппозицией первой половины 1820-х годов и наступлением правительственной реакции – во второй), дает основание ассоциировать костюм со свободным образом мыслей изображенных. Для Тропинина не характерны двух-фигурные семейные и групповые портреты. Внизу веден фрагмент тонких кружев.
И в этом процессе Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) является настоящим художественным открытием. Пушкин. Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля.
В портретах 1830 – 1840-х гг. Характером, а отчасти и композиционным решением, портрет Самарина напоминает брюлловское изображение Н. В. Кукольника (1836). Однако ряд более конкретных его положений находили в Тропинине своего сторонника (кроме любовного отношения к национальным традициям Тропинина, например, необычайно привлекало резкое неприятие славянофилами крепостного рабства). В общей концепции произведения особенно важна роль пейзажного фона, представляющего собой панораму кремлевских палат и церквей. М. А. Венецианова, жена художника, рубеж 1810-1820-х гг. ).
Аналогичных картин Тропинин написал много. И действительно, «истинное понятие» об облике Пушкина мы имеем не на основе одного портрета, а двух. Примером могут служить Кружевницы Тропинина и Я. Вермеера Дельфтского (в данном случае мы сознательно упрощаем вопрос, не принимая во внимание возможного символического значения живописи Вермеера). Иными словами, Россия начала XIX века переживает некоторое сходство общественных отношений (выражение Г. В. Плеханова) с теми, что существовали в Голландии XVII столетия. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу.
Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. С этой целью в 1798 году Тропинин приехал в Петербург, но, по академическому уставу тех лет, крепостные в Академию не принимались лишь в отдельных случаях особо одаренным позволяли посещать академические классы на правах «стороннего ученика».
Это достигнуто прежде всего точно рассчитанным соотношением фигуры и пейзажа. Портрет неизвестного с трубкой (1840 — 1850) — одно из лучших поздних произведений художника. Портрет не удался Тропинину. Но, несмотря на это, ко всем им приложимы замечательные слова, сказанные Белинским о Пушкине: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит ее способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека, как человека. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. (В то же время Портрет А. А. Перовского в халате у окна мог быть написан Брюлловым под влиянием московских впечатлений и в частности от произведений Тропинина. ) Особенно необычна для Тропинина условно-романтическая характеристика персонажа: Зубов смотрит в сторону, никак не общаясь со зрителем. У Тропинина и его друзей появилась надежда, что теперь-то он несомненно получит «вольную».
в нем было много детски кроткого, мягкого и нежного». Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Голубизна глаз в сочетании с нежным румянцем щек, круглящийся овал полноватого лица, подчеркнутый мягкими движениями кисти, оставляют впечатление юности, еще не сформировавшегося характера, хотя в действительности Тропинину было около тридцати лет. Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием.
Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. Подобных работ Тропинина не сохранилось. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже.
Типологическое начало в большей степени присуще женским образам художника, что отчетливо видно, например, в работе Головка девушки-украинки (1810-е – начало 1820-х гг. ), являющейся фрагментом некогда большого полотна. Но особой популярностью пользуется Грез. Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
Художник изобразил себя фронтально, на первом плане, против света избрав точку зрения снизу вверх, отчего его достаточно крупная, рельефно промоделированная фигура обрела монументальность. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника. Портрет П. Н. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Наряду с подобными сугубо учебными работами, Тропинин копировал и Корреджо, С. Розу.
Многие пейзажные окна Тропинина прямо соотносятся с настроением изображенных, усиливают или проясняют его (портреты старших Морковых, Самарина, Селивановской). В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира.
Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Отсюда — определенное сходство палитр художников.
Написав ряд так называемых «портретов в халатах» (П. Ф. Соколова (1838), П. Н. Зубова (1839), Тропинин показал характер московской жизни, ее размеренность, неспешность. Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. Лишь к середине столетия в образах Николеньки Иртеньева (Детство Л. Н. Толстого) и Сережи Багрова (Детские годы Багрова-внука С. Т. Аксакова) русская литература придет к такой глубине передачи внутреннего мира ребенка, какой достиг Тропинин в портрете сына. В 1820-1830-е годы мастерство Тропинина развилось в полной мере. Колорит выполнен в сближенных тонах. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому.
Напротив, образу Равича придана сугубо бытовая трактовка. 1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. После окончания войны Тропинин пишет А. И. Лазарева (1810-е гг. ), П. И. Багратиона (1816).
В данном случае Тропинин создал самоценный образ, близкий Страннику с палкой (1847), написанному с того же натурщика и в том же ракурсе. По времени ближе всех к Тропинину стоят В. Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий. По типу это разные произведения: скромные поясные на нейтральном или близком к нейтральному фону (портреты Е. О. Скотникова, 1821 П. Ф. Соколова, 1833 И. К. Айвазовского, 1853).
В пользу такого предположения свидетельствуют и преклонный возраст персонажа (известен интерес Рембрандта к изображению стариков) и примененная в работе система контрастной светотени, напоминающая систему великого голландца. В 1830-е годы портрет окончательно установился как основной жанр в творчестве Тропинина. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Его работы имеются также в открытом в 1969 г. Музее Т. и московских художников его времени, музеях Архангельска, Астрахани, Барнаула, Владивостока, Воронежа, Истры, Костромы, Великого Новгорода, Перми, Пскова, Самары, Саратова, Смоленска, Сыктывкара, Тамбова, Тюмени, Ульяновска, Уфы, Челябинска, Ярославля и других.
Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Самарина — в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846). Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В. Голицын. Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств.
Правда, это относится не ко всем подобным изображениям. Картина выставляется в академии в 1824 году и Василию Андреевичу Тропинину присваивают почетное звание академика. Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. Будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века – верность натуре, аналитический взгляд на мир – и вплотную подошел к критическому реализму второй половины столетия. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Искусство в России всегда было делом государственным.
Прославление – даже несколько вызывающее – женской красоты в счастливую пору расцвета составляет содержание работы Женщина в окне. Написав ряд так называемых халатных портретов (Булакова, 1823 Ф. П. Крашенинникова, 1824 П. Ф. Соколова, 1838 молодого человека в зеленом халате), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность и неспешность. Парные портреты Протасьевых решены как парадные. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. С. И. Гагарина, Портрет писательницы Л. Н. Кожиной, оба 1836 г. ).
В данном случае очевидно решающее влияние общих характеристик творчества двух художников. Сердечная тоска определяет эмоциональную доминанту образа, созданного Тропининым. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. Среди современных художнику работ свое классическое воплощение она получила в Портрете Бертена Старшего Энгра (1832). В 1804 году появляется на выставке его произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке».
Сходство налицо. И все же в русском изобразительном искусстве существует ряд мастеров, творчество которых, вместе взятое, как бы соответствует тому, что сделано было в области художественной литературы Пушкиным.
Портрет Л. К. Маковской дает интересный аналог брюлловскому портрету Е. И. Дурновой. и другие). Другую группу составляют работы с более или менее развитым жанровым началом (портреты Н. И. Уткина, 1824 Л. С. Бороздны перед мольбертом, 1831 И. П. Витали, 183 (3).
Образ Барышникова отмечен явными чертами своего времени. Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». В этом нетрудно убедиться, посмотрев работы Боровиковского, Греза и других мастеров.
Сравнительно, например, с более ранней работой А. Г. Венецианова Старая крестьянка с клюкой (1830-е гг. ), представляющей в сущности натурный этюд, тропининские образы воспринимаются типическим портретом старости. Холст с изображением Е. В. Киреевской вызывает в памяти работы Кипренского. В изобразительное искусство XVIII века сентиментализм также привносит интерес к детскому портрету.
В поздних портретах — М. Ф. Протасьева и Е. П. Протасьевой (1840-е), Е. А. Селивановской (1852), Левицкой-Волконской (. ) (1852) Тропинину удалось достичь редкой гармонии трезвой объективности с повествованием о бытовом окружении моделей. До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Строгий погрудный портрет написан с большой любовью. Рунге) или носить утилитарный характер, помогая раскрыть личность изображенного (Портрет Фердинанда Вегенера Ю. Шоппе, 1830-е гг. ) – функция, восходящая к репрезентативным портретам XVIII века.
Мужской образ знаком по Портрету пожилого украинца, только теперь он окрашен иным, благодушным настроением и изображен в зеркальном повороте. В том же году Академия художеств выдвинула его за портрет Булахова в «назначенные» (то есть кандидатом на получение звания академика), а в следующем году утвердила его в звании академика за портрет Булахова и жанровую картину «Кружевница». Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. 1831 годом датирован Портрет В. И. Ершовой с дочерью – один из лучших у художника.
Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. Портрет Левицкой-Волконской столь же гармоничен. Энгр (Семья Форестье, 1806 Семья Люсьена Бонапарта, 1815 наконец, признанный шедевр художника – Семья Стамати, 1818). Каждый типический образ художника заключает повесть целой человеческой жизни. В портретах Тропинина современники отмечали его умение передать «характерность» каждого жизненного типа.
Уникален для Тропинина большой холст – Портрет А. И. Барышникова (1829), сохранился хорошо разработанный эскиз маслом. Ничего равного ему художник не создал, хотя продолжал писать детей и подростков. Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «Кружевница» особенно ему удалась.
Что же касается формального решения Свадьбы в селе Кукавке, то оно скорее восходит к так называемым архитектурным пейзажам. В 1799 году Тропинин был определен в Академию «посторонним учеником», учился искусству портрета у С. С. Щукина, однако по воле хозяина вынужден был прервать обучение и отправиться на Украину, в Подолье, в новое имение Морковых. Реалистическое начало упрочивает и характер живописи большинства портретов: пластически-объемная моделировка форм (портреты Н. А. Майкова и К. Г. Равича), тщательная, тяготеющая к живописной системе XVIII века передача материальных фактур (Портрет молодого человека в зеленом халате).
Одна из первых русских психологических повестей связана с именем Н. М. Карамзина. В 1840 — 1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин — Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856). Это своеобразное одухотворение природы, поиск ее созвучности человеческим чувствам показывают конкретное преломление романтической эстетики в творчестве Тропинина. В Академию он пришел двадцати двух лет от роду.
Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Вместе с тем трактовка образа сближает этот портрет с некоторыми ранними работами О. А. Кипренского (портреты И. В. Кусова, 1808 А. И. Кусова, В. Д. Давыдова, оба 1809 г. ). Романтики полагали тьмо-свет одним из важнейших выразительных средств живописи. Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) – высшее достижение Тропинина в сфере детского портрета. В европейском искусстве нового времени изображение женщины (как правило из средних слоев общества), занятой повседневным делом – хозяйством, рукоделием, чтением письма, музицированием, примериванием украшений, – впервые обретает статус одной из многих разновидностей бытового жанра в Голландии середины XVII века.
Истоки подобных портретов Тропинина восходят к изображению Н. А. Майкова. Ему шел сорок восьмой год. Переезд означал и возвращение в прежнее подневольное положение. Тропинин и на склоне лет желал оставаться верным своим принципам изображения счастливой жизни портретируемых.
Искренняя задушевность присуща другой, более поздней работе — «Слуга со штофом». Образ иной, сильной и сложной натуры создан в портрете сибирского купца В. М. Яковлева. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения.
Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах. Он первым исполнил алябьевского «соловья». Причем вводит ряд аксессуаров, сообщающих образам жанризованный характер. Своего рода отрицательный результат, к которому приходит Тропинин на пути развития нового реалистического образа в рамках портрета романтического типа, дает изображение А. А. Сапожникова (1852).
Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. Вслед за «Кружевницей», принесшей ему популярность мастера женских образов, Тропинин пишет картины «Золотошвейка» (1825), «За прошивками» (1830).
В 1812-18 годах Тропинин жил с Морковыми в Москве, где выполнил два семейных групповых портрета и исполненный внутренней значительности портрет историка Н. М. Оба портрета дополняют друг друга. Тропининым написано огромное количество портретов.
Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой. К работам этого круга следует отнести и великолепную в живописном отношении, свободно выполненную Голову старика (1825). Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Несомненно, художник стремился создать возвышенный образ поэта. Обаятельную простоту и скромность замещает активное женское начало, выраженное чертами расцветшей красоты, скульптурной пластикой развитых форм (Портрет неизвестной в плаще, 1840-е гг. ). В конце 1830-х – начале 1840-х годов Тропинин написал групповые портреты: Ф. С. Мосолова со служащими коннозаводства (1830-е гг. ) и Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок (1842). Тропинин очень любил «жанровый портрет». Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина.
Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Зато другие персонажи (особенно тот, к кому обращается Мосолов) представляют собой резко очерченные типы чиновников, характерные для русской жизни 1830-1850-х годов. В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов.
Портрет довольно точно передает стиль времени – тяжеловесный, эклектично-помпезный. В них чувствуется сильное влияние романтического военного портрета, в частности, Портрета Е. В. Давыдова (1809) кисти О. А. Кипренского. Оно поступило от президента И. И. Бецкого. На Украине Тропинин прожил с 1804 по 1821 год. 20 сентября 1823 года за картины «Кружевница», «Портрет художника Е. Скотникова» и «Старик-нищий» Тропинин получил звание «назначенного академика», а 6 октября 1824 года был единодушно избран академиком за картину «Портрет медальера К. Леберехта».
Очевидно влияние на эту работу написанного Брюлловым портрета А. А. Перовского (1836). Таковы работы, написанные на рубеже 1810-1820-х годов, Украинский парубок, Портрет пожилого украинца, Портрет украинца с усами.
Образ женщины за прошивками – иной. Но общий романтический замысел Тропинин снимает, вдумчиво вглядываясь в реальные черты модели, отыскивая в лице российского философа историка, публициста отражение насыщенной духовной интеллектуальной жизни. Это повести О. Сомова, И. Кулжинского, романы В. Нарежного, поэмы К. Рылеева и другие.
С рассмотренными выше портретами Тропинина любопытно сопоставить детские портреты его товарища по петербургской Академии художеств А. Г. Варнека (Мальчик с болонкой, портреты Ф. А., Н. А. и А. А. Томиловых в детстве, все 1825 г. ). Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Художник создал целую галерею образов своих современников: портреты В. М. Яковлева (начало 1830-х), молодого человека в зеленом халате (1839), П. С. Мосолова (1856) и др.
Не последняя роль в этом процессе принадлежит Москве, в которой художник провел большую часть сознательной жизни. Популярность Тропинина как портретиста начинает расти. Тропинина и московских художников его времени, Москва) представляет собой жанровую сценку. Думается, дело здесь не в воздействиях отдельных мастеров, а в том, что уже в академический период, копируя художников разных школ, Тропинин был хорошо осведомлен о разных манерах рисования. Среди множества изображений всадников, встречавшихся в то время на дорогах и жанровых сцен (женщина, склонившаяся к солдату молодцеватый гусар подле разгоряченного коня и другие) здесь имеются карандашные, подцвеченные сангиной, эскизы портретов, поколенных или в рост.
Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Портрете кн.
Майкова, П. А. Копия картины Ж. -Б. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. Гораздо чаще художник изображает купцов, вполне приобщившихся к современной цивилизации и даже достигших высокого положения в обществе.
Итогом развития натурных изображений украинцев стали жанровые полуфигуры – Украинец с палкой (1820-е гг. ) и Пряха (1820-е гг. ). Именно сюда зимой 1826 – 27 годов приходил позировать для своего портрета А. С. (Начиная с середины 1810-х годов большой интерес к изображению рук проявляет в своих работах О. А. Кипренский. ) Поиск параллелей в прошлом приводит к итальянской традиции (Леонардо, Рафаэль, Корреджо, Пармиджанино) и творчеству Ван Дейка. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Мочалова, драматурга А. В. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.
Девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. Рукодельницы свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. Здесь отразилось увлечение высшего общества стилем la rus (псевдорусским), получившим официальную поддержку. Пушкина).
Генезис этой небольшой работы довольно сложен. Все его «девушки-садовницы», «кружевницы», «швеи», «молочницы», «гитаристы» и прочие предвещали своими «жанровыми» ужимками, почти анекдотическим заигрыванием последующее блуждание москвичей в «типах» и «рассказиках» и являлись прямой параллелью той непосредственности взгляда на природу, которая была драгоценнейшей чертой, например, в венециановском творчестве». Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне.
В 1830 — 1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Леберехта», Тропинин получил звание академика.
1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Появляются работы Розальбы Каррьеры, Анджелики Кауфман. В Москве с ее консервативностью дольше сохранялись традиционные художественные формы. Можно, конечно, указать и на такую работу, как Портрет петербургского почт-директора К. Я. Булгакова (1830) кисти обрусевшего итальянца В. И. Бриоски, где картинка за окном носит характер врезки изображающей почтовые тройки и дилижанс. Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта.
Здесь Н. М. Карамзин предстает как великий современник: облик его очищен, дух успокоен. С 1824 г. – академик.
Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Тропинину пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. Тропининский портрет А. В. Каратыгина далеко отстоит от такого, например, прекрасного произведения, как портрет А. Ф. Кокоринова (1769-1770) Левицкого, хотя оба художника изображали лучших людей своего времени, творческих деятелей.
Ранние портреты Т. отличаются интимностью, романтической приподнятостью (Портрет А. И. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке.
Небольшую по размерам работу отличает живописная свобода исполнения. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется. Самые поздние – портреты М. Ф. и Е. П. Протасьевых относятся к 1847 году. Моркова. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским.
Вид с берега реки И. И. Подчаского, 1818 Михаиловское. Существует мнение, что и мальчик в серой курточке изображает маленького сына Тропинина. И чисто личный — в Москве жила семья его бывшего владельца графа И. Моркова, крепостным которого оставался сын художника и явно ощущаемое Тропининым чувство свободы, которое дарила ему московская жизнь, а также новое для художественной жизни России стремление художника обеспечить себе независимое профессиональное положение. Известны два тропининских изображения гитаристок, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов.
Портреты 1820-х годов – Н. А. Самостоятельную группу составляют мужские типические портреты. Им присуща высокая степень обобщения. Созданный художником образ на первый взгляд мало отличен от его же работы Мальчик с пушкой. Портрет Е. И. Карзинкиной в русском костюме (1838) на первый взгляд можно связать с сентиментально-идеализированными представлениями о чистоте и цельности народных характеров, породившими в свое время в обществе моду на русский народный костюм.
По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Тропинин прожил долгую творческую жизнь. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Портрет Ираклия Моркова (1810-е).
Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. К 1836 относится портрет Брюллова, написанный Тропининым. В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). 1820-30-е годы – время творческого расцвета Тропинина. Однако влияния распространялись и опосредованно. Это был тяжелый удар для художника, который только начал приобщаться к большому искусству.
Содержание портрета Лизогуб соответствует наиболее распространенной тенденции в женских портретах Тропинина 1840-х годов – любованию расцветшей, демонстрирующей себя красотой. Будучи изображением конкретного лица (в ряде случаев известного), они тем не менее остаются девочками с куклой или птичкой, мальчиками с игрушкой, книгой и т. д. Такая мера соотношения индивидуального и общего характерна для искусства XVIII века, как и набор атрибутов – изображений животных и особенно птиц, распространенных у сентименталистов. В руке девушка держит коклюши. Художник изображал Ю. Ф. Самарина, Е. В. Киреевскую, И. В. (П. При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле.
Вот таким образом интересно рассмотреть рукодельниц Тропинина не только с точки зрения генезиса, но и в аспекте соотношения с предшествующей и современной художнику западноевропейской живописью. Несколько особняком стоит в творчестве Тропинина Портрет супругов Н. И. и Н. М. Бер (1850). Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. Карамзин был привлечен Новиковым к участию в журнале Детское чтение для сердца и разума (1785-1789), носившем определенную просветительско-сентименталистскую окраску. Художник писал их в основном для себя.
Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. Портрет Е. И. Карзинкиной (после 1839) решен как парадный. Происходят серьезнейшие сдвиги в идейной жизни передовых слоев русского общества. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. В портрете Тропинина А. С. Музей Дульвич). Тишбейном, Семейство Всеволожских в парке кисти француза Буальи, другие подобные работы.
Девочка с куклой, 1840), книгами (Мальчик с книгой, 1810-е гг. ), а также костюмированные портреты. Юный художник относится к типу изображений, хорошо известному в истории искусства. Вот таким образом в модном духе выполнен «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» (1850, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Своего рода классические образцы произведений этого типа оставил Ж. -О. -Д. Постепенно она сделалась противоположностью чиновному бюрократическому Петербургу.
Более прозаический характер имеют такие работы, как «Старик-нищий» (1823) или «Старик с палкой» (1834). И хотя по сравнению с более острой характеристикой мужских портретов женские образы художника несут печать идеала, они тоже не страдают однообразием благодаря вариациям поз индивидуальным костюмам, а главное – особой атмосфере, присущей каждому изображению (портреты А. А. Тропининой, сестры художника, 1825 Е. Д. Щепкиной, 1826 неизвестной, 1828 Е. В. Киреевской, 1839 Л. К. Маковской, 1830-е гг. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). После окончания школы юношу взяли в господский дом для выполнения мелких поручений — «на побегушки».
Картина «Девушка с горшком роз» (1850, Музей В. А. К образу гитариста, повторяя и варьируя его, художник возвращался на протяжении всего творчества. В тот же год он представил Совету Петербургской Академии художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» (обе 1823) и «Портрет художника Е. О. Скотникова» (1821), получив за них звание назначенного, а через год становится академиком. Выразительные произведения подобного плана создал австриец Ф. -Г. Творчество Т. сыграло важную роль в формировании художественных традиций в Москве.
Пронзительно-щемящее чувство рождает образ старухи с курицей (1856). Вибрирующий мазок рождает ощущение особой светоносной глубины пространства. Интересны также живописные портреты штабс-капитана артиллерии И. В. Алымова (1819), С. Г. Волконского (1824), Л. Я. Неклюдова (1825. ), по типу сходные с мемориальными портретами Галереи 1812 года в Зимнем дворце. Родом из Новгородской губернии. В нем действительно так много «детски кроткого, мягкого и нежного».
К 1825 году относится восстание декабристов, подготовлявшееся в течение ряда лет. Таковы же и задуманные, но неосуществленные композиции, о которых можно судить на основании живописных этюдов, – Сплетница, Гадалка, Покупка яблок у разносчика, Сбитенщик (конец 1820-х – начало 1830-х г. ), Кройка, Сматывание шерсти (1840-е гг. ). Все это свидетельствует о подвижности изобразительной системы художника. К. П. Брюллова, 1836).
Правдивость передачи облика художника подтверждает сохранившийся в воспоминаниях Т. А. Астраковой его словесный портрет: Передо мною стоял пожилой человек (так мне тогда казалось), среднего роста, с умною, открытою физиономией, в очках, с добродушною улыбкою, в халате, с палитрой в руке. Много произведений, посвященных Украине, печаталось в 1820-е годы. Создал ряд этюдов-портретов украинских крестьян, разрабатывал тип полупортретного жанрового изображения (Кружевница, 1823, ГТГ Женщина в окне (Казначейша), 1841, ГРМ).
Детские образы были для Тропинина особенно привлекательны. Происходит как бы освобождение от эстетических представлений XVIII века, где занавес (завеса), скрывая, приоткрывал некую символически составленную сцену или пейзаж, пояснявшие идею произведения.
Нет никаких сомнений: не будь он крепостным, это официальное признание заслуг мастера, пришло бы гораздо раньше. В самом Брюллове художник сумел разглядеть черты душевной теплоты, увидел не тем горделивым и несколько надменным создателем «Последнего дня Помпеи», каким он обычно изображался на многочисленных портретах. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург.
Здесь он занимался у С. С. Щукина. По глубине замысла, строгости и ясности идеи тропининская работа предвосхищает психологические образы передвижников, которые часто использовали композицию поколенного изображения: например, принадлежащие кисти И. Н. Крамского портреты И. И. Шишкина (1880) и А. С. Суворина (1881), написанный Н. Н. Ге портрет П. А. Костычева (1892).
Кружевница (1823) — одно из самых популярных произведений Тропинина. В 1762 году в Париже был опубликован педагогический роман-трактат Ж. -Ж. Василий Тропинин одновременно занимался в живописном и рисовальном классах, но обучение продолжалось лишь до 1804 г. Это было граничит с тем, что в 1804 году, появившаяся на выставке картин а Тропинина, еще академического ученика, «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», дала повод говорить о способностях Тропинина очень влиятельным лицам, вхожим в высшие круги Петербурга. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Многократно варьирует он и свои автопортреты. Сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли В. А.
Во многом это достигается живописным решением. Дальнейшее развитие этот тип изображений получил в натурном этюде Украинка в намитке (1820). Они формируют эмоциональную атмосферу Гитаристки (1839), Женщины в окне (Казначейши) (1841) изображений девушек – с яблоком, с горшком роз, со свечой и кофейником (все 1850-е гг. ). В Портрете писательницы В. И. Лизогуб (1847) богатый костюм и обилие драгоценных украшений уже не выдерживают пробу на чистоту национального стиля. Давида.
К тому времени русскому читающему обществу было известно об Украине из Истории государства Российского Н. М. Карамзина и Истории Малой России Д. Н. Бантыш-Каменского (новое ее издание вышло в свет в 1830 году). Не просто бытовой мотив, но нечто гораздо большее звучит в этом произведении.
1809 г. ) О. А. Кипренского и испытать его влияние. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Следовательно, Тропинин имел возможность общения с ним.
Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Пейзаж в портрете Зубова тоже неопределенен, хотя прорисован более четко. Панорама Кремля, напротив, взята сверху, отсюда – широта охвата пейзажа. И здесь обнаруживаются прочные связи художника с искусством XVIII века. Аксессуары портрета вполне укладываются в стилистику романтического образа.
Это обстоятельство следует иметь в виду, говоря о графике Тропинина. Это миниатюры, выполненные на бумаге акварелью и гуашью. Любопытное развитие в творчестве Тропинина получили парные портреты. Сколько старинных вельможеских домов перешло теперь в собственность купечества.
Здесь он занимался у С. С. Щукина. Н. И. Новиков и Н. М. Карамзин стоят и у истоков национальной литературы для детей. На Украине по существу произошло рождение Тропинина как художника.
Единство этих качеств и обеспечило работам успех во всех слоях общества. Несравненно более скромные во всех отношениях работы Тропинина не оказали такого очевидного влияния на последующую русскую живопись, как работы Венецианова, однако художник стоит у истоков того же прогрессивного направления, связанного с изображением народной жизни. Наконец, Академия располагала великолепным собранием рисунков Греза, составлявшим примерно треть его графического наследия (ныне – в Государственном Эрмитаже). Живописная фактура приобретает плотность. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха.
Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. С переходом портретного класса к Щукину подобные задания становятся основными. Маковский привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Вскоре после начала занятий он стал получать за свои рисунки премии и медали.
Добавим, что общие черты с отдельными персонажами Записок охотника еще нагляднее обнаруживает Охотник в окрестностях Москвы (1840-е гг. ). Здесь он и написал знаменитый портрет А. С. Пушкина. Художник Василий Андреевич Тропинин биография.
На особую высоту поднимают тему Пушкин и Гоголь. В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном: античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием.
Теперь мы располагаем лишь единичными его пейзажами. Они часто встречаются в современной Тропинину живописи: Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером А. Г. Варнека, принадлежащие неизвестным авторам Портрет молодого художника с палитрой и кистью в руках (1820-е гг. ), Портрет молодого художника (1830-е гг. ) и целый ряд других. Работа эта произвела чрезвычайно благоприятное впечатление на посетителей выставки. Отсюда повышенная пластически объемная моделировка крупной женской фигуры (уже знакомая изобразительная метафора, уподобляющая расцветшую красоту пышному букету) и возвращение к аксессуарам XVIII века: колоннаде, бархатному занавесу, глубокому креслу.
В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Наиболее интересна гуашь Гроза над деревней. Индивидуальность подчиняет аксессуары, раскрываясь через них все новыми гранями. Полнокровность натуры хорошо выявляет открытый красный цвет халата. Мы все прежде всего должны осознать что культура это всечеловеческая религия означающая растущее понимание того, что существует некая высшая мудрость, божественная реальность, в которой мы все — одно: что человечество — это высшее ныне существующее создание её на Земле. Нынешнее устройство мира установлено экономическими силами, политической дипломатией, договорами, торговлей и военными акциями без учёта каких-либо моральных принципов. Свободная личность — это сознательный, прогрессивно мыслящий человек но только в том случае, если он несёт свое собственное творческое сознание в массы, возникают условия для создания прогрессивного общества.
Особенно выразителен Украинец средних лет – работа, неоднократно повторенная художником.
В 1843 году Московское художественное общество избрало Тропинина своим почетным членом за ревностное содействие к пользе и процветанию Общества и училища, при нем состоящего. Карамзина. Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника.
Окно в мир впервые широко вводится в живопись мастерами Возрождения. Пространство комнаты уплощено, аксессуары сведены до минимума, окно в виде прямоугольного проема без рам помещено за спиной изображенного. Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Причем мотив окна – он может быть трактован символически (окна в мир Ф. -О. Принятый в Академию в качестве «стороннего ученика», Тропинин усердно занимается под руководством известного в то время художника-портретиста С. Щукина.
Иной характер носит Портрет И. Л. Лазарева (для него сохранился превосходный карандашный эскиз). В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, около Большого Каменного моста. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, — говорил он. По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии, мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и искусством композиции.
Портрет полно передает и внешность и духовную сущность поэта. Встречается подобная композиция и у Рембрандта (Девочка у окна. Левицкий – учитель Щукина. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина.
Его авторитет среди молодых художников был чрезвычайно высок. В числе лиц, одобривших упомянутую работу, были люди очень влиятельные. Один из самых обаятельных – портрет сестры Тропинина – сродни образам Венецианова (графиня Н. П. Строганова (. ), 1810-е гг. Крепостной.
Подобная традиция в 1820-е годы сохраняется и у А. Г. Венецианова (Старик с овцой, 1827). Однако при сходстве общей схемы решения портретов (поясные, небольшие по размерам, где дети представлены с атрибутами чувствительной души), а иногда и при прямом повторении композиций французского мастера (Девочка с яблоком, Девочка с собакой) тропининские образы обладают художественной самостоятельностью. Соколова, актера П. С. В Разбойнике.
Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка. Несколько необычна для Тропинина композиция портрета П. Н. Зубова: довольно глубокое пространство интерьера (уплощенное в последующих работах) окно, расположенное сбоку, а не за спиной изображенного (что в дальнейшем станет обязательным).
Здесь он занимался у С. С. Щукина. По-прежнему сохраняются две основные линии: мужские и женские образы. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина.
Такие произведения, как портрет графини Зубовой (1834), показывают вместе с тем, что умение видеть в человеке в первую очередь положительное ничего общего не имело у Тропинина с какими-либо проявлениями лести художника по отношению к порой весьма влиятельным заказчикам и заказчицам портретов. Достаточно посмотреть, как с помощью рефлексов приведен к цветовому единству костюм. Нейтральный фон портрета по цвету почти сливается с фигурой. В данном случае эволюция еще ощутимее. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ.
Обязательно нужно вспомнить тропининский «Автопортрет» 1846 года, художник показал себя здесь именно таким, каким мы представляем его воспоминаниям современников и, главное, по самому характеру его творчества. Между ними были выполнены изображения четы Киселевых (начало 1830-х годов), Мазуриных (1839), Тутолминых (рубеж 1830-1840-х гг. ), Егоровых (1840), других Киселевых (1841) и еще целый ряд подобных портретов. В ранних вещах художника красочная гамма построена на нежных переходах легчайших оттенков.
На портрете мальчику около десяти лет. Пряха дает классический для Тропинина тип жанровой полуфигуры. Портреты сына, Булакова, Пушкина – великолепные достижения художника в этом направлении.
Здесь его творчество достигло наивысшего расцвета. Непосредственным преемником Тропинина стал В. Г. Перов. Однако уже в повторениях Кружевницы (1824) и Золотошвейки (1826) цветовые отношения взяты более активно и определенно. В портретах преобладает тот же настрой, что и в типических женских образах Тропинина. Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке.
На деле же все получилось иначе. Современники стали наперебой говорить о поразительном сходстве портрета с оригиналом.
Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.