И Э Грабаря

При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Гоголя («Сорочинская ярмарка» изд. Частная коллекция превратилась в музей европейского типа.

Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. После октябрьского переворота Н. Э. Грабарь, оставшийся фактически руководителем Московского совета по делам искусств (М. В. Челноков бежал из Москвы еще до октября 1917 г. ), обратился к художественным кругам с призывом: «не проводить. Сурикова.

  1. Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями интересные факты
  2. Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
  3. Игорь Грабарь: жизнь и творчество художника
  4. Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
  5. Лучшие книги Игоря Эммануиловича Грабаря
  6. Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество

То же продолжалось и в начале Октябрьской революции» 8. Талант мастера проявился не только в живописи и графике, но и в архитектуре. В 1913 году Игорь Грабарь возглавил Третьяковскую галерею.

На одной из московских выставок он встретил художника Николая Мещерина и тот пригласил Грабаря в свою гостеприимную усадьбу Дугино. Вместо создания эпической картины с красочным небом и насыщенным дальним планом, он заставлял зрителя рассматривать детали объекта. Рябины и березы (1906 г. ) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901.

худ. Монументальный труд «История русского искусства» стал важным этапом в отечественном искусствоведении. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Сотрудники музея провели перепланировку части залов, убрали щиты и перегородки. (1871 – 1960), сов. Врангеля, П. П. Баженова, И. П.

  1. Методический материал для сочинения-описания по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»
  2. Игорь Эммануилович Грабарь, картина «Февральская лазурь»
  3. «Сладостный, чудесный запах свежей краски»
  4. «Фантастическая красота»: зимние пейзажи и натюрморты

В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). ГРАБАРЬ (до 1893 Грабарь-Храбров) Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт– 16. 5. 1960, Москва), рос. Чл.

К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ) историко-революц. галерея совр. В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В. И. та самая группа, .

Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи. В письме к жене Валентине он говорил: «И вот теперь я организовал работы по расчистке всех циклов фресок и икон Рублева, а одновременно по расчистке стен владимирских храмов и главным образом знаменитых чудотворных икон Боголюбской Богоматери, Максимовской и Владимирской И должен сказать, результаты превзошли самые смелые надежды: мы уже сейчас знаем вещи, о которых недавно и не снилось Всю историю древнерусской живописи приходится переделывать». орденами, а также медалями. политики в области культурного строительства. А именно такая природа играла для него насыщенными красками. В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Г., круг тем и мотивов его творчества.

Г. выступал с худож. -критич. Все лето занимался живописью» Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954). «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), чл. -учредитель Об-ва моск.

Именно это произведение и предлагается вниманию читателя. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).

Он рисовал педагогов и работников лицея, знакомых и одноклассников. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Жил в С. -Петербурге и Москве (с 1903). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). В 1882 году 11-летний Игорь Грабарь отправился на учебу в Московский Императорский лицей в память цесаревича Николая.

Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Захарьинской больницы в Химках, близ Москвы. Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор) институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор).

В 1928 г. началась яростная травля Григория Степановича Ятманова, с 1917 г. руководившего петроградским отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины. С начала 1890-х гг. После завершения проекта он хотел вновь заняться архитектурой, но пришлось выбирать между зодчеством и наукой: на тот момент он вел обширную работу над многотомной «Историей русского искусства». Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Он с увлечением принялся за проект. Г. осуществлялись расчистка и реставрация памятников др. -рус. В начале 1913г.

Так в разное время родились пейзажи «Баллюстрада», «Золотые листья», «Осень. 6 июля 1918 г. Коллегия преобразуется в Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины (32-й отдел Наркомпроса), где И. Э. Грабарь занимает должности: заместителя заведующего Музейным отделом, заведующего реставрационным подотделом или ЦРМ, (с 1924 г. – ЦГРМ), а также председателя подотдела Государственных музейных фондов (Национального музейного фонда)13. В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната— для этого были проведены исследования для установления имен изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. в Россию переехали его жена с сыновьями. С 1916 г. на постоянной основе начали работать реставрационные мастерские. Он ушел с головой в живопись и рисование: «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры».

Г. – редактор и один из авторов Истории русского искусства (т. 1–13, 1953–1969). Тогда они выступали под флагом Шмакова, Гучкова со товарищи. Большое значение сыграло «Открытое письмо» В. И. Сурикова: «Я вполне согласен с настоящей развеской картин. Это время стало одним из самых трудных периодов в жизни Грабаря.

Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». журналов «Адская почта» и «Жупел». Грабаря. Д. чл.

После 1917 Г. стал, наряду с А. В. Он собирал архивные материалы по всей стране и практически не занимался живописью. В августе 1928 г. руководителем Главнауки (которой подчинялся Музейный отдел) был назначен ректор Коммунистического университета М. Н. Лядов, после реформ которого отдел был преобразован в «разряд», без должности заведующего и всего с шестью сотрудниками в штате. издания первой научной «Истории русского искусства» (1909 – 1916) монографии о русских художниках. Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой Война и мир, 1941, – оба в Третьяковской галерее М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба Абрамцево).

Он уделял большое внимание так называемым чайным, цветочным и фруктовым натюрмортам. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью.

  1. Архитектор искусствовед и руководитель Третьяковской галереи
  2. «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
  3. Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
  4. Игорь Грабарь – певец снега и инея
  5. Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
  6. Цена картин Грабаря, уходы на аукционах
  7. Экспертиза и продажа картин Грабаря

Руководители партии и государства думали иначе ими было решено использовать художественные ценности для пополнения государственной казны, но на пути решения этой задачи стоял Музейный отдел и широчайшая сеть его местных органов. Практически сразу после описанных событий в Москву «приехал Луначарский «спасать Грабаря» 12 и предложил ему взяться за организацию московского отдела Всероссийской коллегии по делам музеев, каковая и была учреждена 28 мая 1918 г. под названием Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины. в живописи Г. на смену импрессионистич. В науч. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Не только люди интересующиеся искусством, но и любители словесности получат величайшее удовольствие от чтения этой книги, написанной изумительным языком, ярко, образно, с огромной любовью. Летом он пробует заняться пейзажной живописью.

пр. 1890-хгг. Стены в залах галереи до прихода Грабаря были от пола до потолка загружены картинами, без какой-либо логики — «крошечные этюдики рядом с огромными холстами». Вокруг усадьбы располагались живописные места, русская природа очень вдохновляла художника.

Полотно Осень. ред. Он был там «живущим стипендиатом», а окружали его мальчики из состоятельных семей, которые не упускали возможности подшутить над бедностью Грабаря. Начиная работу, он тут же вставал на место публики.

Муратова и др. Бенуа, Н. Н. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Жизнь в лицее оказалась непростой.

И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Мастер мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. реставрации памятников иск-ва в 1918 организовал в Москве Центр. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой.

Основатель и директор (1944–60) Ин-та истории иск-в АН СССР (ныне Институт искусствознания РАН). После этого события художник несколько месяцев не мог работать. СССР, 1941) и множество статей о творчестве рус. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством иллюстрирует издание Нива. Эмм.

  • Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями
  • Грабарь Игорь Эммануилович 1871-1960
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Игорь Грабарь картины с названиями
  • Реставрационный центр имени Грабаря
  • О знаменитости:русский художник историк искусства, музейный деятель
  • Краткое описание творчества Игоря Грабаря
  • История создания «Февральской лазури»

В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Брат В. Э. Грабаря. Выходные дни он проводил в Третьяковской галерее и на московских выставках. СССР (1941)». Заместителем Головина по Москве был назначен М. В. Челноков, а его заместителем – И. Э. Грабарь.

И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является Февральская лазурь. Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Ленин у прямого провода», 1927–33, Музей совр. Гос. деятелей науки и культуры (академики Н. Д.

  • Картина «Февральская лазурь» : описание и анализ

Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). Имя И. Э. Грабаря вошло во многие энциклопедические и справочные издания.

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. политехникума в Мюнхене. Неоднократно посещал страны Европы (1895–1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924).

И. Э. Грабарем и воплощенного в жизнь им и его коллегами: вышли декреты и постановления, противоречащие изданным ранее, в противовес Национальному музейному фонду создается Государственный фонд ценностей для внешней торговли (ГОХРАН), большая часть музеев и вся местная сеть охраны памятников выводится из системы республиканского бюджетного финансирования на хозяйственный расчет или финансирование из местных бюджетов, вообще не предусматривавших денег на культуру, что привело к резкому сокращению штатов сотрудников местной сети охраны памятников и закрытию музеев. вреднейшего саботажа, а идти работать, . Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). И. Е. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9.

Грамоте Игорь обучался в таком привилегированном заведении, как Императорский лицей в память цесаревича Николая и показал прекрасные результаты, окончив учебное заведение с золотой медалью. Преобразования поддержали деятели искусства: художник Илья Репин говорил, что «была проделана огромная и сложная работа на славу галереи Павла Третьякова». реформ в Трет галерее несколько лет тому назад.

Грабарь Игорь Эммануилович: 
биография, картины 
художника с названиями,

Так же вдохновенно работали и другие. В 1901–1908 писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ) используя приёмы импрессионизма и пуантилизма в них заметно влияние нем. И как часто это бывает именно с талантливыми и неординарными людьми, сама личность И. Э. В ней прослеживаются две характерные для работ Грабаря черты: так называемая оптическая вибрация изображения и инверсия плоскостей.

СССР (1956), акад. ун-та (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петерб.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И.

С утра до вечера в нем кишел народ. Художник восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Вот что написано о нем в «Советском энциклопедическом словаре» (М., 1989): «Грабарь Иг. Репине (1937, Гос. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». И с осени 1921 г. начинается планомерное уничтожение всего задуманного в 1917-1918 гг.

1-13, 1953-69). петерб. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). Государственная премия СССР (1941).

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). росписей инекоторых икон Андрея Рублёва. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы (Ясный осенний вечер, 1923, Зимний солнечный день, 1941, – обе в Третьяковской галерее).

Вернадский, 1935, РАН «С. С. что достигнуто с большой затратой энергии, труда и высокого вкуса. с1921), преподавал вМХИ (1937–42 директор), ИЖСА (1943–46 директор). этюдности приходит стремление к реалистич.

Рук. идеологов гос. Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946). югендстиля.

Его избрание («Мое избрание. Иногда Г. включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Нац. Первый выпуск «Истории» вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного.

Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преим. Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890–1891) иллюстрировал повести Н. В. В сов.

С конца 1920-х гг. «Эта «История искусства» есть в сущности почти уже история русской культуры. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево» В. И. Основоположник науч.

С 1920-хгг. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Репина (1924–29).

иск-ва 11–15вв., в т. ч. в 1894 «Шинель» изд. Не будем подробно на этом останавливаться: на эту тему есть добротные документально обоснованные публикации15. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Систематическая фотофиксация коллекции заложила основы будущей научной фототеки галереи.

иск-ва, Рим «За самоваром», 1905, ГТГ). реставрац. Весной 1900 года Игорь Грабарь побывал на Всемирной выставке в Париже. В 1903 году художник переехал из Петербурга в Москву.

Луначарским, одним из гл. Левитане (1913, совм. Он оставался на этой должности вплоть до 1925г. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке.

Глаголем) и В. А. С кон. Такая инверсия плоскостей позволяет абсолютно иначе взглянуть на возможности пейзажа. Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. После 1925 г. в документах ЦГРМ, наряду с научно-исследовательской, обследовательской и реставрационной работой, все чаще и чаще указывается: «практическое осуществление работ по охране памятников», «принятие мер охраны памятников», «выработка научно-технических приемов по уходу за памятниками», «обследование состояния музейного хранения», «инструктирование местных работников», а в структуре ЦГРМ появляется Отделение учета памятников27. Это произведение Грабарь написал в то время, когда выполнял свои любимые «натюрмортные зарядки». полотна («В. И. факультет С. -Петерб.

произвело в союзнически-хоругвеносно-художественных кругах Москвы ошеломляющее впечатление») 3, как и его реформы («превращение собрания частновладельческого характера в организованный музей европейского типа») 4, вызывали активное обсуждение в прессе, где полемика порой перерастала в откровенную травлю5. пр. Лицеист был принят в качестве «живущего стипендиата», это автоматически накладывало на него клеймо бедности и вызывало презрение у богатых одноклассников. Кнебеля), предпринятого по инициативе и при самом активном участии Грабаря. Первый уход относится к картине «Дельфиниумы», которая была представлена на аукционе Sothebys в 2010 году. В своих письмах он говорил, что согласился на эту должность, чтобы изучать искусство художников не через стекло, «а вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей». СССР (1956).

Этот период был, пожалуй, самым сложным и противоречивым не только для И. Э. Грабаря, но и для других деятелей культуры и искусства: время величайших иллюзий, больших надежд и полного их краха, время активной сумасшедшей работы по созданию в короткий срок (3 – 3, 5 года) стройной системы выявления, учета, охраны, реставрации исследования и музейного показа памятников искусства и культуры и практически полного (к 1927 г. ) разрушения партийно-государственной тоталитарной властью всего созданного Грабарем и его коллегами. историк искусства, реставратор, музейный деятель, художник, нар. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Вкусивший света не захочет тьмы» 6. Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920–27 проф. время опубликовал монографию о И. Е.

Третья продажа состоялась в аукционном доме «Русская эмаль» в июне 2012 года, когда здесь появилась картина «Груши на красной скатерти». Самым поразительным было то, что эту «бурю» организовала. Тем не менее работа спорилась и дела вершились большие. статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников.

Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. руководитель). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель).

Выполнил также историко-революционные картины В. И. Ленин у прямого провода (1933) и Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина (1938 обе – в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко. Автор книг о И. И. Под рук.

Так, написав натюрморт «Сирень и незабудки», который привел в восторг всех, кто его видел, художник остался недоволен своими упущениями в работе. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале Мир искусства). в 1895 и др. ), в1905–06 принимал участие в издании сатирич.

Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Грабаря поддержали многие художники. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». В 1913–17 возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 каталог собрания (директор ГТГ в 1918–25). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских).

В 1901 года Грабарь вернулся на родину. Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель. худ. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Характеристика И. Э. Грабаря такова: «Политическими вопросами не интересуется, свои обязанности по своей специальности выполняет с исключительной энергией и добросовестностью» 25.

В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). с С. С. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». АХ (1894–96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896–98 преподавал там же до 1901) прослушал также курс Архит.

Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». По мере того как Музейный отдел все больше и больше утрачивал свое значение (сокращения штатов, отсутствие финансирования и т. п. ), И. Э. Грабарь «перетянул» ряд его функций в ЦГРМ. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В 1909–14 по проекту Г. был построен комплекс т. н. В течение 1879—1880гг. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. которая подняла поход против. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. и. надо выбирать особый художественный «Совдеп» при Галерее», а Грабаря «выгнать, как ставленника буржуазии, а потом эсеровской думы» 11. Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. 1–13, 1953–69, гл.

В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Художник, преподаватель живописи и рисунка, несколько лет руководивший студией в Мюнхене, И. Э. Грабарь как искусствовед и историк искусств много времени уделял изучению памятников отечественной культуры для многотомного исследования «История русского искусства», одним из авторов которого был.

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). В столице он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников иск-ва и др. Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи.

АХ (1913), АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Кого только там не было: художники и антиквары, писатели и музейные работники. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни.

Рябина и березы», «Разгар осени», «Ясный осенний вечер» и другие. Награжден 2 орденами Ленина, 2 др.

«Всякий музей, согласно последним выводам музееведения, преследует две задачи: научное хранение и научное изучение своих коллекций», – писал И. Э. Грабарь в Городскую управу 30 января 1915 г. 2. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Брат В. Э. художников (1927–32, первый пред.

По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». Тем более что «головинский совет, в значительной степени «обязанный» своим возникновением стихийному отливу художественных ценностей из России за границу испугавшему Временное правительство» 1, для пресечения вывоза ничего не предпринял: «В дни Керенского увозили целыми поездами обстановку, картины, скульптуры, драгоценности. Грабарь писал: «Ведь потому-то я и вынужден был прекратить выпуск «Истории», что все негативы — до 20 000 штук — снятые под моим руководством, а в значительной степени и мною лично, были уничтожены. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». художник и искусствовед, нар. Окончил юридич.

АН СССР (1943) и д. ч. АХ СССР (1947). В марте 2001 г. исполнилось 130 лет со дня рождения И. Э. Грабаря. правления), Объединения (Об-ва) художников им.

1 – 13, 1953 – 1969).