Иванов Александр Художник Википедия
Русский художник Иванов биография и картины
Люди, теперь здесь во главе стоящие, грозят все зажечь и погрести себя под пеплом. Во исполнение «инструкции» художник сделал картон с «Сотворения человека» с плафона Сикстинской капеллы Микеланджело. Через несколько часов после похорон на квартиру Иванова пожалует важный лакей с вестью благой и торжественной: Его Величество Государь Император Александр II награждает художника Александра Иванова орденом святого Владимира в петлицу, за 15 тысяч серебром покупает Явление Христа народу и присваивает ему звание академика. Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма.
В течение нескольких лет он исполнил две картины. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. По его мнению, «кропатели» гениями не бывают.
С выставкой картины в Академии художеств бесконечно тянут. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Каждый день ожидаешь тревоги. Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом Библейских эскизов (акварель, ГТГ и ГРМ), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Сам Иванов любил эту картину. Бывают минуты, когда мастер сам, как от чумы, шарахается от своего творения. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве. Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей. Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина (1831-33). Испытал влияние искусства итальянского Возрождения среди художников-современников ему были особенно близки немецкие назарейцы (их лидер И. Овербек входил в круг близких друзей Иванова).
Александр Иванов — художник одной картины
Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Таким сюжетом явилось гигантское полотно Явление Мессии (Явление Христа народу, 1837–1857, Третьяковская галерея), – с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя. В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном "Явление Христа народу" (1837--1857, ГТГ). Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям.
А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура». Машковцев рассказывает о картине «Явление Мессии»: «Иванов создает образы идеальной, праксителевской красоты, бесконечно превосходя в этом отношении все, что до него было сделано в живописи. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением Явление воскресшего Христа Марии Магдалине (1834 г. ). В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело».
Александр Иванов был старшим ребёнком. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону.
- Иванов Александр АндреевичКартины и биография
- Александр Андреевич Иванов, картины и биография
- Иванов Александр Андреевич картины
- Иванов Александр Андреевич (1806-1858)
- Художник Иванов Александр Геннадьевич
В 1848 году в Европе грянула революция. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. Иванов принялся за «Явление Христа народу».
Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма (Воскресение, гуашь, 1845, там же). Однако в итоге романтическая эстетика берет верх над религией (к тому же мастер испытывал и воздействие рационалистического критицизма Д. Ф. Штрауса с его Жизнью Иисуса) Иванов несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довел его до конца. У ног Иоанна Крестителя -- две сидящие фигуры: господин и его раб. Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую.
Те же, что хотели остаться и далее, пускались в самостоятельное плавание. В этом творческом процессе более всего поражает нынче то, о чем тогда не подозревал никто. То была своеобразнейшая биржа труда. Резкая и несправедливая критика обрушилась на художника.
Сюжет картины был взят из Евангелия. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. И самое страшное: Иванову кажется, что он теряет веру во Христа.
Стремление Иванова создать программное монументальное произведение, выдвигающее проблемы историко-философского характера, отражает идеалы романтизма, но исполнение в основных своих чертах классицистично (симметричность, уравновешенность и замкнутость композиции, барельефный принцип расположения фигур на плоскости и др. ). В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Простые мотивы типа ветки на фоне неба (Ветка, конец 1840-х – начало 1850-х годов Третьяковская галерея) или обнаженных мальчиков на фоне Неаполитанского залива (этюды 1850-х годов), решенные с беспрецедентным для русского искусства мастерством пленэрной живописи, обретают необычайную значительность.
В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Иванов Александр Андреевич (1806-1858), русский художник. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика.
- Художник Александр Иванов, картины-предсказания
- Краткая биография Александра Иванова
- Художник Иванов Александр Геннадьевич (40 работ)
- Иванов Александр Андреевич – Биография
- Напишите отзыв о статье Иванов, Александр Андреевич
Разрабатывая собственную философию искусства, Иванов соприкасается со славянофильской философией, перенимает идеи кружка Д. В. Веневитинова. Он был недоверчивым и замкнутым человеком. Поздним соболезнованием откликнутся Крамской и Стасов. Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет.
До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. Однако Иванов не спускается до мелочной жанровой обыденности. По пути он останавливается в Дрездене и посещает местную галерею. За время работы художником создано огромное множество этюдов с головами персонажей картины, среди которых Иванов даже изобразил своего друга писателя Гоголя.
Ответ Иванова оказался двусмысленным. В то время он усердно изучал музеи Рима, занимаясь рисунком с натуры и усиленно изыскивая тему для большой картины, которая должна была стать итогом его пребывания за границей. В 1827 году получил большую золотую медаль5 и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». В 1830-40-х годах Иванов находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры и представителями передовой русской интеллигенции, размышляет над путями разрешения глубоких социальных противоречий.
Работая над картиной он глубоко вдумывался в сюжет, детально изучая тему, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности. По его мнению, предел технического совершенства уже достигнут художниками Эпохи Возрождения и задача современного художника заключается в соединении этой техники с идеями нового времени, неизвестными итальянцам XVI века. попутно изучая основы библии. При отправлении из России художник был снабжен обширной «инструкцией», в которой Комитет Общества поощрения художников, командировавший Иванова, предусматривал распорядок его занятий на все три года пенсионерства.
Такой же предельности достиг он в выражениях человеческих лиц, особенно Иоанна Крестителя. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе.
Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». На измученном лице раба изборожденном морщинами, -- заметно подобие улыбки.
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости". Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем (Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824, ГТГ). и у меня едва достает духу, чтобы более совершенствовать ее исполнение".
- Отрывок, характеризующий Иванов, Александр Андреевич
- 16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 год, Петербург – 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 год, Петербург
- Известные произведения Иванова Александра Андреевича
- Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-1834)
Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. И, потрясенный, Александр Андреевич бежит из холодного, бездушного Петербурга в Москву. Ничуть не бывало.
Кажется, что здесь он дошел до пределов пластического выражения этих вещей в живописи. "Далеко ушли мы. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. Окрыленный успехом картины Явление воскресшего Христа Марии Магдалине, Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения Явление Христа народу (1837-57), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам.
Всякий художник, желающий обрести себя, стремился сюда. А роскошная шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов. Однако, поездка чуть не сорвалась. Картина говорит зрителю о прекрасном. Выехав в 1830 за границу как «пенсионер» Общества поощрения художеств, Иванов почти на всю жизнь поселился в Риме.
- «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836)
- Аппиева дорога при закате солнца (1845)
- Иванов Александр Андреевич, русский художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-1858)
Его обучала мать и для него нанимали учителей. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Художник мечтал о том, чтобы поместить Мессию в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма (Воскресение, гуашь, 1845, там же). В мае 1830 года он покинул Петербург. «По своим стилистическим качествам библейские эскизы не имеют аналогий в мировом искусстве. Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем.
Интриги завистников, тупость публики, бюрократическая канитель буквально добили художника. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Вся семья жила художественными интересами. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека.
Учился в петербургской Академии художеств (1817-28) у своего отца – А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. Брюллов называл Иванова «кропателем». Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался.
- Описание картины Александра Иванова «Море» (1850 годы)
- Описание картины Александра Иванова «Деревья у ручья»
- Описание картины Александра Иванова «Портрет Гоголя»
- Описание картины Александра Иванова «Автопортрет»
- Описание картины Александра Иванова «Вирсавия»
Но и туда не успевает. Русских художников-пенсионеров посылала на стажировку Академия сроком на три года. В безукоризненном декоративном чутье Иванова ощущаются традиции фрески с ее линейными и цветовыми ритмами, контурной выразительностью рисунка, гармонией и контрастами цвета. Сюжет картины взят из евангельского писания, в нём Христос явился Марии Макдалине после смерти, сначала принявшей его за садовника. В пейзажных этюдах Иванов добился огромных успехов в изображении пространства.
По-своему эпохальны многочисленные этюды к Мессии. Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза. Иванов в 1830 году отправился в Европу и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. Жизнь А. А. Иванова оборвалась внезапно, он умер от холеры в июле 1858 года.
Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками. "Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада", -- писал Иванов о рабе. Сын повторял судьбу отца. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Убегает из мастерской, бродит по улицам, бросая кисть на целые недели.
- Описание картины Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине»
- Описание картины Александра Иванова «Облака над побережьем»
- Описание картины Александра Иванова «Хождение по водам»
- Описание картины Александра Иванова «Аппиева дорога при закате солнца»
Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». Гоголь во многом повлиял на представления Иванова о просветительских задачах искусства. Иванов трактовал древние легенды как историю духовного и нравственного развития человечества. Он сгорит за три дня. Под руководством профессора Егорова Ф. Е. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах.
Н. Г. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. В картине, как известно, присутствуют только мужчины, но самые выразительные черты мужских лиц списаны были Ивановым си женских.
Весной 1858 года художник вернулся на родину, в Петербург. Мастер поддерживал также дружеские отношения с Н. В. Гоголем и А. И. Герценом, перенял идеи русского (С. П. Шевырев и др. ) и немецкого (Ф. Шеллинг) философско-эстетического романтизма сам он был настоящим художником-философом. И словно последняя насмешка судьбы. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской.
Его мировоззрение формировалось под влиянием Н. В. Гоголя, с которым художник дружил в эти годы. Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. Так создавалась самобытнейшая толпа Явления (каждый из персонажей на картине чуть ли не в полтора человеческого роста. ) посреди сожженного солнцем пейзажа Кампаньи, которая, как считал автор, воскрешает Древнюю Палестину. Картина была написана в Обществу поощрения художников.
Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века. Мы видим приход Спасителя к толпе лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. После недавней провальной Крымской войны простым людям (на восприятие которых автор возлагал все свои надежды) не до высоких философских идей, даже не до спасения души.
Эта картина стала жизненным подвигом художника. Картина поглотила художника целиком.
Рим осажден французскими, неаполитанскими и испанскими войсками, а Болонья – австрийскими. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств.
Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной Явление Христа народу (1837-57, ГТГ). Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Реалистические достижения Иванова раскрываются в правдивой передаче пространственных соотношений, элементов пейзажа, что особенно видно в исполненных философской глубины подготовительных этюдах к картине (Аппиева дорога при закате солнца, 1845, На берегу Неаполитанского залива, конец 40-х гг., – оба в ГТГ). Однако в итоге романтическая эстетика берет верх над религией (к тому же мастер испытывал и воздействие рационалистического критицизма Д. Ф. Штрауса с его Жизнью Иисуса) Иванов несколько охладел к своему честолюбивому замыслу, хотя и довел его до конца. Заехав в Италию прогуляться и посетив чудака-художника (о котором уже судачила вся Россия), Тургенев был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал студеной водой.
В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.
А прибыв, первым делом навещал Испанскую лестницу. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Поразил Тургенева и метод художника. Идя вглубь натуры в ее первозданной простоте, Иванов предваряет не какие-то отдельные направления, но первые рубежи современного искусства в целом (недаром полагают, что его этюды могли повлиять на творчество молодого Э. Дега).
Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Их угощает седой старик в грубой одежде, с пастушеским посохом в руках. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург. Лишь для одного художника, поразившего воображение самого царя, сделали исключение.
Двадцать лет работал А. Иванов над своим произведением. Таким сюжетом явилось гигантское полотно Явление Мессии (Явление Христа народу, 1837-1857, Третьяковская галерея), – с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». Но уже две недели, как абсолютно все остановилось. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью.
Написанная уже в Италии картина Аполлон, Гиацинт и Кипарис (1831-34, ГТГ) отличается гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. К 1840 году в близкий круг общения художника входили Иордан, Н. В. Гоголь и пенсионер Ф. Моллер, только что приехавший в Рим. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает.
Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Рим в то время считался самой экзотической столицей Европы.
Израненная неудачной любовью душа художника внезапно заражается идеями революции. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам.