Кафтан Подпоясанный Кушаком

Праздничной одеждой имевшейся не у всех крестьян, был приталенный кафтан, подпоясанный кушаком – длиной до колен, застегнутый спереди на пуговицы.

Подпоясанный кушаком кафтан мужика

Так, на миниатюре из лицевого летописного свода XVI в. «Шитье кафтана» показано, что кафтан изготовляют 11 человек: мастера, подмастерья, ученики. XVIIв., эта работа содержит описание быта, внешности, образа жизни казаков запорожских, некоторые приводимые им сведения соотносимы с более поздними о донских казаках XVIIIв. : «Одежду их составляют две перемены белья, сорочек и шаровар, плохой кафтан и шапка». Иногда коробьи окрашивали одной краской 151 красной или желтой.

Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Костюмы были белого, черного, зеленого иногда красного цветов (одежды такого цвета носил сам пророк Мухаммед). Отнюдь нет – на Тришкином кафтане были фалды, которых крестьянский кафтан никогда не имел. Поверх него одевался шугай – кофта с узкими рукавами, отделанная мехом, бахромой.

По размеру корпуса короба из елового дерева выстругивали дно и крышку. Мальчика назвали Самсоном. В отличие от привозных они были двусторонними. Некоторые имели сложные застежки (боковые и плечевые), пуговицы тоже служили украшением. Комплекс костюма с кубелеком встречается все реже.

Праздничный шубор прямоспинного типа, подпоясывавшийся красивым тканым поясом, носил предводитель свадьбы (манкеру халаче). Наиболее распространенным костюмом крестьян был русский КАФТАН. Платок складывали углом, завязывали под подбородком или на темени.

  • Турецкий костюм в Османской империи
  • Иван Царевич Иван Царевич является
  • Предложения со словосочетанием «шёлковый кушак»
  • Читать онлайн Красная книга вещей автора Буровик Ким Александрович – – Страница 11

Основным комплексом повсеместно становятся юбка с кофтой. Выходя на улицу, надевали охабень – длинную широкую одежду с рукавами чуть не до земли. На улице голову и плечи казачки покрывали шалью – шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Девушки одевались почти так же, как женщины вместо рогатого головного убора носили повязку (челау. А на выход — из шелка, дорогого сукна, подбивали и оторачивали дорогим мехом.

Царские облачения настолько живописны, ярки и богаты, что в описаниях иностранцев их сравнивали с «солнцем, убранным звездами». «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастями жемчужными, а поверх оных высокие кички с сороками». Наиболее престижными являлись нижние юбки из зона (коленкора), называемые зоновками. Ноги турчанки закрывали штанами, а голову и лицо — покрывалом («марама»), состоявшим из двух больших полос кисеи.

  • ГДЗ Учебник по русскому языку 5 класс Разумовская
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Универсальный русско-английский словарь
  • Региональные традиции русского народного песенного творчества
  • Мы используем файлы для нормального функционирования сайта
  • Кафтан русского кучера 5 букв сканворд

Рубаха состоит из щефлика – верхней части, подола – юбки, обшитой по низу красной каймой (кырмызом) и пышных рукавов на манжете. Снять с человека пояс значило обесчестить его. Очень разнообразны были женские украшения. Вся фигура повернута к зрителю в фас, а ноги 151 в профиль.

Цвет и отделка фередже зависели от звания и должности носившего. Но сначала мы снова обратимся к дереву и вот почему. 161).

Ширинок требовалось много: нужно было одарить ими всю родню жениха. Но вот уже в начале романа Достоевского «Идиот» мы узнаем о князе Мышкине: «На ногах его были толстоподошвенные башмаки со штиблетами – все не по русски «. Скатерть и рушники вышивала моя жена. Поверх юбки в районах Хопра и Медведицы надевали фартук-«завеску», отделанную изящной полосой вышитого орнамента, лентами, сплетенным вручную кружевом. Такие белые коробьи были куплены, например, в 1626 году для хранения царской казны. Чтобы показать невесту жениху, устраивали смотрины: жених и его отец шли к невесте в дом с дарами. Кубелек шился из дорогостоящих тканей (парчи, шелка), застегивался только до пояса серебряными или позолоченными пуговицами.

  • Портрет Якова Федоровича Тургенева, жильца рейтарского строя
  • Султан моего сердцаОбсужденияПросмотр темы4

Более дорогой считалась настрафиль ярко малинового (черчать, червчатый), желтого, синего (тмосинь), а более дешевой – голубого и зеленого цветов). С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, декорированные на подъеме вышивкой серебряными нитями и мишурой (Мишура – металлические, посеребренные или позолоченные нити идущие на изготовление галунов, парчовых тканей, разного рода украшений). х), вязаных домашних носках.

Турецкий костюм 
в Османской империи

Сделан он из крепкого дуба и окован еще полосами железа. Костюм царя и царицы отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Праздничные юбки шили из покупных тканей: ситца, сатина, кашемира, репса, батиста, бенгалина (Ситец (от голландского sits) – легкая хлопчатобумажная ткань, получаемая отделкой сурового миткаля. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка.

Это была длинная широкая одежда с длинными широкими иногда разрезными рукавами. Верхней одеждой крестьян (не только мужчин, но и женщин) служил АРМЯК – тоже разновидность кафтана, сшитая из фабричной материи – толстого сукна или грубой шерсти. К иконам, миниатюрам, нарождающейся светской живописи добавились литературные описания и рисунки иностранных купцов, послов, дипломатов. Из названий коробей 151 «ноугороцкая», «вологоцкая», «колмогорская» 151 мы узнаем, что привозили их в Москву из далеких северных городов: Новгорода, Вологды, Холмогор. СПб., 1849). Волосы они носили только длинные и могли остричь их только в знак печали.

Наружные стенки коробьи расписывали или окрашивали не всегда. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Только в отдаленных станицах Дона сохраняли верность традициям. Женский головной убор некрасовки представлял собой более сложную композицию. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Описание этой одежды почти полностью совпадает с одеждой молодцев на коробье: прямой черточкой выше локтя художник показал конец рукава кафтана, а из-под него виден более длинный рукав сорочки раскошенные полы расширяются книзу, четко отмечены и опояска кафтана и его круглый ворот. Мужчины поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с узкими рукавами. (Свиньин П. П. Картины России и разноплеменных ее народов из путешествий П. П. Свиньина. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Хорошие шубы имели множество сборок иногда до 90.

Богатые армяки выделывались из верблюжьей шерсти. Пояс, надеваемый выше талии, украшался серебряными и золотыми бляшками (на каждой было какое-либо изображение или орнамент). Носили и кружевные черные шали и полушалки коклюшной работы. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала).

Иногда их насчитывалось несколько: четыре, пять. Зимой для тепла в лапти клали сено. Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен.

Форма определялась материалом и способом изготовления. 160). Из-за драгоценного пояса князя Василия Косого в 1433 г. разгорелась феодальная война. Головной убор некрасовки ярко демонстрировал ее статус.

Под юбку надевалась одна или несколько нижних юбок, которые шили из зона (коленкора – хлопчатобумажной ткани). Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло). Для выхода из дома поверх кубелька надевали каврак (кафтан), который также застегивался до пояса.

Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Пройма была прямой, рукав не имел оката. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Художник не пытался сделать изображение объемным: у стола и стоящих на нем сосудов показаны только передние стенки, на одеждах нет ни одной складки. Низ балахона отделывали черным шерстяным шнуром – гарусом.

Коленкор (зон) использовался на Дону в швейном деле). Так же, как и мужчины, они носили штаны, которые шились из кисеи, шелка, полотна желтого цвета или в полоску. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Одежда духовенства по силуэту и покрою от светской не отличалась.

Представленный на картине Маковского К. Е. Эти детали отделки ценились особо. иногда без них. Этот убор назывался чело кичное или венец.

Он имел покрой с прямой или приталенной спинкой со сборками, с запахом справа налево. Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Во время службы на повседневное (ходильное) платье надевалось специальное облачение: стихарь — прямоугольный кусок ткани, не сшитый по бокам, орарь — широкая, с крестами, лента на левое плечо до пояса, фелонь — круглая накидка с вырезом для головы. Именно этот комплекс в настоящее время считается народным костюмом на Дону, благодаря его описаниям в произведениях М. А. Шолохова, а также экспозициям музеев имеющих в своих собраниях в основном только последние образцы элементов донского костюма. Это вид распашной одежды типа кубелека, с застежкой до талии на пуговицы и воздушные (пришитые по краю ткани) петли, с узким коротким рукавом.

С. 160). Широким концом вошву прикрепляли у запястья, острый свешивался вниз. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). В XXв.

Осенью мужчины носили кафтаны (сахман) из толстого сукна длиной ниже колена, с отложным воротником. Вот таким образом нижняя (широкая) часть приталенной одежды, так же как и в росписи, напоминает треугольник. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Они становятся экспонатами многочисленных городских и сельских музеев.

В XVI—XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Но, может быть, это просто жених, выезжающий к невесте. СПб., 1839. Держат они ширинки за уголок развернутыми так, чтобы видна была нарядная вышивка. Как видно, окованные коробьи стоили много дороже.

Слева и справа над всадником надписи в фигурных рамках: «Соловей Разбойник 151 силны богатырь». Среди степенных, достойных казаков. Некоторые достигали размеров куриного яйца.

Легкий ус образовывал над верхнею губой не черную полосу, но лишь темную тень. Исторический очерк. Строгие нравы не позволяли средневековой женщине подчеркивать фигуру одеждой. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Они расшивались жемчугом и шелками. Такая ситуация объяснялась и продолжавшейся в пореформенный период социальной дифференциацией среди казаков на зажиточную верхушку, справных середняков и бедноту в ходе втягивания казачьих хозяйств в товарно-денежные, рыночные отношения. Бенгалин – миткаль, выкрашенный (набитый) с помощью индулинов, т. е. группы синих, фиолетовых, серых и черных анилиновых красок.

Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Много лет тому назад, говорится в этой легенде, жил человек по имени Маной. Рукава шуб были длинными и узкими. У него также мог быть отложной воротник, а впереди — шнуры и пуговицы. Богатство украшений некоторых ширинок делало их очень ценными.

Иногда картузы были теплыми, с наушниками. Для придания пышности костюму носили нижние юбки из ситца и миткаля, постольку они хорошо сохраняли форму. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались декоративной полосой.

Значит, перед нами Соловей-разбойник 151 один из известных былинных богатырей. Традиционная женская одежда сохранялась дольше, чем мужская. Долго у него не было детей и это его очень огорчало.

Под кафтан надевали полотняную сорочку и такие же штаны. Имеет набивной рисунок различной формы (пестрый миткаль веселенький ситец, т. е. с ярким и приятным рисунком). Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. «Завески» были и цветными из покупных тканей и белые, полотняные.

Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками. Каков был первый кафтан, с которым мы познакомились вскоре после того, как научились читать, – знаменитый «Тришкин кафтан» у Крылова. В XVI —XVII вв. Абсолютные соответствия данному фразеологизму имеются в украинском языке —заткнуты за пояс (пасок) и в бело русском —затыкать за пояс. Немецкий историк Олеарий в своем «Путешествии в Московию» рассказывает, что боярыня Черкесская отказалась белиться и румяниться, так как имела очень красивый естественный цвет лица.

Георги добавляет к этому, что шапки казаки носят с крупными из овчинок высокими околышами. Мужчины надевали их на голое тело и стягивали вокруг пояса шнурком с вышитыми концами. Ведь на передней стенке этого же сундучка справа и слева от замка стоят две девицы в горлатных шапках с заздравными кубками и ширинками в руках. Один из видов кафтана — охабень.

Вокруг головы повязывали ленту. Выгнув крутую шею и упершись ногами в землю, как вкопанный стоит конь. Его шили приталенным, по груди и спине обшивали серебряным или золотым rалуном.

«Изношенный картуз» – на Евгении, герое «Медного всадника» Пушкина. Ригельману. Форма шапки, высокая и прямая, напоминала столб. Сверху надевался сарафан (известно 5 его разновидностей). Рабочие кафтаны были короче (до колен) и имели обычный темно-коричневый цвет.

Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIXв. Иногда картузом называлась и форменная фуражка, даже офицерская: Бунин, например, вместо слова «фуражка» употреблял «картуз».

Портки отличались по цвету. Соответственно применялись различные ткани: камка, тафта, сукно.

В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Отсюда другое ее название 151 столбунец. Среди населения Руси в XVII веке значительно более распространенной одеждой был кафтан. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер.

Темный армяк носил тургеневский «Касьян с Красивой Мечи». Изображение самое крупное по масштабу, следовательно, оно главное, расположено слева. Именно такую одежду мы видим на главных фигурах второй коробьи. В косы вплетались различные украшения.

Другие (польский, терлик) были прилегающего силуэта с отрезной линией талии, с широкой сборчатой нижней частью (рис. Женский костюм в XV-XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Женский костюм в XV — XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Узнать его имя нам поможет не лубочная картинка, а роспись на крышке сундучка-подголовка.

Они расшивались жемчугом и шелками. Это была заготовка для короба. В картузах ходят Николай Кирсанов и Евгений Базаров («Отцы и дети» Тургенева). Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. Атаман имел символы власти, выделявшие его из среды казачества: насеку и пернач.

Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. На ногах у них были «чулочки или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые».

Другой лубок 151 другой богатырь, совсем не похожий на первого. Под лапти на ногу наматывали кусок ткани – онуч и обвязывали его шнурком – обором. Различные конструктивные варианты кафтанов показаны на рис. Такие шапки носили только представители боярских родов. Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти. 157).

Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Костюм шили из ткани одного цвета (парочка) или разного цвета и текстуры. Лиф плотно облегал тело и застегивался серебряными или позолоченными пуговицами (параллельно располагался и ряд декоративных). Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью (рис. В костюме донских казачек до XVII-XVIII вв.

В XIX в. использовали для производства и ряда других тканей. Основным видом платья был кубелек. Однако и этот конь удался художнику, пожалуй, больше, чем всадник: повернутая в фас морда животного с огромными глазами смотрит на нас «человеческим взглядом». Казачки увлекались украшениями и носили, кроме упомянутых чикиликов, жемчужные ожерелья, серьги, подвески, на запястьях браслеты (бизилики, бязилики), перстни.

Кафтан изготовлялся из парчи, бархата, атласа. Военные вместо кушака носили ремень или окованный металлом кожаный пояс. Верхней одеждой у турок было «фередже». Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Затем появился еще один их фасон: они укоротились до колен. Русские женщины злоупотребляли косметикой, показываться на люди без нее было не принято.

В зимнее время костюм дополнялся шапкой (у богатых собольей) и шубой (крытой материалом и мехом внутрь). 8, д). Шился с пышными у плеча и узкими от локтя рукавами, застёгивался серебряными или позолоченными пуговицами. Основными видами ее были подрясник типа кафтана и верхняя ряса типа шубы (рис.

Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Полы балахона ниже талии (полики) делались из другого материала, так как под завеской их не было видно, а ткань могла пригодиться для изготовления иных деталей одежды. В романе «Князь Серебряный» А. К. Толстой описывает костюм Елены — жены боярина Морозова: «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Длина еш варьировалась от середины коленей и выше. Ригельмана и В. Д. Легкую обувь по-прежнему называют «чириками».

Поверх кафтана или зипуна надевали однорядку – длинную одежду с широкими рукавами, шившуюся без подкладки, то есть «в один ряд». Лубочную картинку также сначала мастер резал на доске, а потом оттискивал на бумаге. Зимой духовники носили шубу.

Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды. Это было широкое, долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат. Верхней одеждой служил овчинный тулуп вветреную погоду надевали башлык (съемный капюшон с длинными концами) или зипун, вытесненный в XXв. Полный женский костюм некрасовки включает рубаху, которая надевается прямо на тело. На зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Рукав узкий до запястья.

Самыми дорогими материями считались алтабас и аксамит, расшитые золотыми нитями. Венец мог быть малым и большим, праздничным. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Все части рубахи шились из материала разного качества и расцветки.

Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Ходить без него считалось неприличным («распоясался»). Колпак, как предписано у мусульман, был красным, а сам тюрбан — белым. рис. Вот таким образом рядом со «славным и сильным богатырем Усыней Горынычем» едет такой же «славный и сильный богатырь Еруслан Лазаревич» 151 герой одноименной переводной повести.

Парадным головным убором был кокошник. Его надевали после первой брачной ночи и затем ежедневно носили до конца жизни. часто изображали женщин в этой живописной красочной одежде.

духовники начали соперничать в роскоши своих одежд с московскими царями и их двором. Стан Вяземского был высок и строен вид молод и весел. Украшением костюма было множество пуговиц, часто драгоценных. На голове девушки — высокая горлатная шапка. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент – золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками.

Кафтан подпоясывали кушаком. Несмотря на универсальность одежды, казаки сохраняли индивидуальность в способе ношения. Вот еще одна запись: «У Ивана Емельянова куплена коробка с замком и с прутьем. А узор наносился на нее 151 набивался деревянными досками с вырезанным на них узором. И. И. На свадьбы и в праздники надевали богато украшенный кафтан (пустарла щупар). Вокруг головы повязывали ленту, богато украшенную спереди.

Надпись раскрывает имя героя: «Силный богатырь Алешка Поповичъ». Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Одежду для нас тоже она сшила. одежда претерпевает существенные изменения. Эти шапки назывались горлатными, столбунцами или черевьими.

Он отмечает и отличия в одежде рядовых казаков и старшины. чь) с чикили. Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси. 156).

Служебная форма казаков этих полков включала: верхний суконный кафтан, подпоясанный цветным кушаком, суконный бешмет (полукафтан), суконные шаровары, заправленные в короткие сапоги и шапку из смушки с суконным верхом. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками (чалха). Он закрашен другим цветом и заштрихован. В росписи сундучка Самсон представлен полностью «обрусевшим» : как русский богатырь и одет в русское платье. На каждый день его шили из толстой шерстяной ткани синего или зеленого цвета.

Левый рукав свисал до пола (рис. В названиях обуви особых изменений не произошло. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги из юфти – коровьей кожи. Женская одежда испытала заметное влияние европейской моды. Посмотрите: около руки девушки очерчен предмет, напоминающий по форме листок.

Также богатые люди носили множество ювелирных украшений – перстни, ожерелья, цепи, серьги. Горлатными потому, что мех из которого они шились, брался от шеи 151 горла 151 пушного зверька (бобра или лисицы). Таково было еще одно назначение коробьи. Боярин на картине К. Е.

С. 251). Короткий кафтан назывался ПОЛУКАФТАНОМ или ПОЛУКАФТАНЬЕМ. Девочки и девушки-невесты ежедневно с самого рождения носили связку – сложенную в несколько раз полоску ткани определенной расцветки (бордово-оранжево-черной), украшенную бисером (Бисер (от арабского буера – стеклярус) – мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на предметах быта, женской одежды и т. д. ), раковинами каури (Каури – семейство морских брюхоногих моллюсков подкласса переднежаберных их раковина (длиной до 15 см) овальная, блестящая, пестрая, вот таким образом используется для изготовления украшений), вышитую крестиками. Под эти штаны надевали чулки. Поверх штанов турки носили длинную рубашку («каис») с длинными широкими рукавами, доходившую до середины икр или до лодыжек. Лицо бритое, без бороды его украшают усы.

Рядовые подпоясываются сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, старшины имеют шелковые персидские и польские (так называемые слуцкие) пояса. 153). Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина. Художник показал также туго обтягивающий шею воротник нарядной рубахи с «ожерельем» и вышивкой на груди, которая видна из-под кафтана. Кашемир (от Кашмир – историческая область в Азии, в бассейне верхнего Инда) – легкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань с наклонными рубчиками. Художник показал ее силуэт и лишь несколькими мазками отметил самые характерные детали.

Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка – опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). Облик одного особенно интересен. Его надевали поверх остального платья. Голенища спереди срезали углом и спускали складками до середины икр.

Неповторимую красоту старинного русского женского костюма, поиски национального образа и его эстетическое осмысление мы находим в произведениях изобразительного искусства (Рябушкин «Русские женщины XVII столетия», «Семья купца XVII века», «Московская девушка XVII века», Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» и многие другие) и художественной литературы. О покупке одной из них в расходной книге за 1626 год такая запись: «Генваря 26 царицыну чеботнику 133 дано 2 гривны : купил в коробейном ряду коробью осиновую писаную с замком взята коробья на дары государыни царицы». Мужчины носят платье «совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтан или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки заправляли в короткие сапоги».

О том, насколько красочным и декоративным был русский костюм, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»: «На князе был белый атласный кафтан. Турецкие султаны одевались только в белые одежды военные — в белые и зеленые. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона. Всадник на другой коробье исполненный в той же манере, отличается от первого.

Приток большого количества людей для работы на строящихся промышленных предприятиях привел к распространению модной для того времени одежды и вытеснил традиционные ее формы. Для любителей делались сапоги «со скрипом» – для этого под задник клали полоску бересты. Тонкой штриховкой по краям изображения намечаются те его части, которые находятся в тени и фигуры, как бы вырываясь из плоскости, получают объемность. Застегивали шубу на шнуры. К началу XVIII в. сложился традиционный тип мужской одежды, обязательной принадлежностью которой являлся зипун, с ним носили рубахи, бешметы, шаровары, сапоги.

Кроме того, атаман носил трехменку – серую папаху с красным шлыком (верхом). Богачи подпоясывались низко, чтобы выпирал живот. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун являлся кафтан. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан. эти пиджачники, пропившие казачье звание, горланили на сходах, пьянствовали и буйствовали. Однако и в этом случае художник отразил существовавшие в его время обычаи.

Тщательно изучая эту эпоху, они оставили нам замечательные произведения с образами старины (Репин, Суриков, Васнецов, Головин, Билибин, Рябушкин, Коровин, А. К. Толстой и др. ). Так, в книге расходов устюжского архиерейского дома за 1682 год записано: «Для таможенных книг куплена коробка с замком, дано 6 алтын». Существовали строгие предписания, определявшие ее форму. В XVI в. женский головной убор был похож на мужской тюрбан, но уже к концу столетия появились небольшие шапочки из бархата, шелка, парчи. Женский костюм. В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем. Декоративное решение зипуна сосредоточивалось в основном на линии застежки, съемном воротнике «ожерелье», рукавах из другой ткани, вышитом поясе.

Каблуки к ним прикреплялись серебряными или железными скобами, подошвы — гвоздями. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью. Он рос прямо на глазах и стал таким сильным, что никто не мог его победить. Кафтаны подпоясывают кушаками, волосы подстригают «вокруг», ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы.

Надетые на уровне талии «добрыми молодцами» и воинами, они подчеркивали стройность фигуры спущенные на линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали полноту, дородность, высоко ценимые в эстетических представлениях боярства. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. Большое значение в женском костюме при-надлежало головным уборам и декоративной косметике. Спина прилегала к фигуре, а полы лежали свободно, не находя друг на друга. Поверх кафтана надевали черкеску с разрезанными рукавами. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи.

Сухорукова, мы можем судить и о женской одежде. В теплом картузе путешествует Чичиков. Вместо лица кружок, глаза и брови обозначены двумя запятыми, а нос и рот 151 прямыми черточками. Маковского. Стихотворение Некрасова «Влас» начинается так: «В армяке с открытым воротом, / С обнаженной головой, / Медленно проходит городом / Дядя Влас – старик седой «. Благодаря этим портретам, а не только словесным описаниям А. И. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерелок. Ч. 1.

Сатин (от французского satin) – хлопчатобумажная или химического волокна ткань с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Парадным, богато украшенным головным убором на каркасе был кокошник. Безусое лицо миловидно, фигура тонкая, даже несколько хрупкая, «ожерелье» воротника, высокая шапка придают его наряду щеголеватость, а упершаяся в бок рука 151 некоторую торжественность и праздничность.

149). Наиболее ранние сведения по этнографии казачества содержатся в работе Г. де Боплана. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. По прочности и отделке этот сундучок не чета лубяной коробье.

Сверху рубахи надевали бешмет – стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Пернач – ударное холодное оружие, разновидность булавы состоял из короткого древка длиною около 80 сантиметров, оковываемого в более поздние времена серебром и металлического навершия (медного, серебряного или серебряного с позолотой) грушевидной формы, делившегося на 8-10 и более долей напоминавших птичьи перья (отсюда и название). Посмотрите внимательно на молодцев 151 и вы ощутите, как уперлось в подбородок жесткое «ожерелье» воротника, заставляя человека высоко держать голову и глядеть прямо перед собой.

Балахоны вначале шились из полосатой набойки (грубая хлопчатобумажная ткань, холст для последующей набойки, окраски, обычно одним цветом), затем из полосатой ткани фабричного производства, а с 50-х гг. Там тоже две фигуры стоят по сторонам столика и обе они показаны также лишь силуэтами. Особую роль в русском костюме играл пояс. В XIX в. был шерстяной атласистой тканью. йша, матене. Царские служители носили терлик – форменный кафтан с гербом на груди.

Т. 2. По вечерам и в прохладные дни летом мужчины надевали легкий кафтан (шупар) из белого холста и пустав из тонкого сукна черного или синего цвета. В такой праздничной процессии участвовало обычно все население деревни. Праздничный шубор украшался богатой вышивкой по воротнику, на груди вдоль края пол и сзади в виде треугольника. са, ге.

Как говорят надписи, все они сильные и славные богатыри. И девушки и женщины ходили в портках. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Новочеркасск, 1892.

Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др. ), с блестящим рисунком на матовом фоне. На голове боярина — вышитая тафья. В суровых климатических условиях северных областей Руси шубу носили все классы. Разновидностью шугая была душегрея, которая могла не иметь рукавов и держалась на лямках. Армяки мы часто видим на некрасовских мужиках.

Верхние рубашки шились из цветных тканей. Многое зависело от местных говоров. Подклети у нас нет, домашнего скота тоже. По материалу, украшениям, форме и способу ношения они были разнообразны.

Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые. Верхняя часть шубора и рукава делались из красного сатина, а нижняя – из черного. Делались коробьи чаще всего из липового луба, реже из осины или ясеня. Как-то раз, прогуливаясь по тропинке среди виноградников, Самсон встретился со львом. И очень редки упоминания о коробьях расписанных 151 в хоромах царицы их было всего две. Позы, жесты, особенности одежды 151 все художник сумел передать линиями и штрихами.

Костюм турецких женщин был похож на мужской. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Они шились прямоспинные, длиной до щиколоток, с большим воротником и глубоким запахом. 151. Усаживались в нарядные возки, запряженные парой или тройкой лошадей. В моду вошли пиджаки, брюки, жилеты, костюмы-тройки, пальто.

Манилов («Мертвые души») появляется «в теплом картузе с ушами «. За веревочку заправлялась заве-ска – фартук из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-то красным (кырмызом).

покупались шали русского производства. Вслед за ними 151 «Янычарский начальник Амурат», «Царь Салтан Салтановичъ», «Король Гвидон и Александр Македонский». Нижняя одежда, как и у крестьян, состояла из порток и рубахи, только из дорогих материй. Балахон на талии подвязывался веревочкой.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках. Хотя изданная на французском языке в 80-х гг. Ригельман упоминает «кички с сороками» (головные уборы), поневы (род запашной юбки из ткани в клетку), на ногах – лапти-портни (поршни) и даже «мужнины» сапоги. Батист (от французского batiste) -тонкая полупрозрачная слегка блестящая льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Остается добавить, что крестьянский кафтан отличался большим разнообразием.

Вот как описывает выходные костюмы казаков донской историк В. Д. Сухорукое:. Одежда знати была более разнообразна. Художники XIX и XX вв. В изображении этого всадника особенно заметна наивность рисунка.

Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Весной и осенью в качестве будничного наряда использовали куфаенку – короткую до талии, запашную одежду с короткими рукавами, стеганую, черную. Основу женского древнерусского костюма составляла рубаха до пят, без ворота и подоплеки. Одна полоса завязывалась под подбородком, а другой закрывалось лицо до самых глаз.

Для праздничного выхода к воротнику вышитой сорочки пристегивалось «ожерелье» 151 высокий, до десяти сантиметров, стоячий воротник, богато расшитый шелком, жемчугом или даже драгоценными камнями. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло). С конца прошлого века стало традицией покупать сыну к свадьбе кожаные сапоги (саран ата), а дочери – кожаныеботинки (саран пушмак). Распашной камзол шился из синего или красного сукна, украшался вышивкой, а по бортам пуговицами и доходил длиной до бедер. Только эмир носил зеленый тюрбан (цвет знамени Магомета). Тюрбан украшали драгоценными камнями, жемчугом, перьями. Девушка изображенная на картине А. П.

А вот как выглядят некрасовские мужички, дожидающиеся «у парадного подъезда»: «Загорелые лица и руки, / Армячишко худой на плечах, / По котомке на спинах согнутых, / Крест на шее и кровь на ногах» Тургеневский Герасим, выполняя волю барыни, «накрыл Муму своим тяжелым армяком «. 155). Полотняная рубашка походила на мужскую, но короче. Миткаль (от персидского меткал) – суровая (грубая, небеленная, неотделанная) тонкая хлопчатобумажная ткань. стали появляться пьяницы-пиджачники, променявшие военную одежду дедов на немецкий пиджак. Это встречало в более консервативной казачьей среде сопротивление, о чем свидетельствует презрительная кличка франта – «пиджачник». Об отличии западноевропейского кафтана от русского уже говорилось в начале этой главы.

Общую структуру имеют рубашки луговых марийцев и анат енчи, головные полотенца шарпан марийцев и сурпан вирьял и анат енчи, налобные повязки, поясные подвески солык и слк, женские украшения из бисера и монет почкама (мар. ) и ама (чув. ), ошпу и хушпу с открытым верхом, такия и тухъя и т. д. Пласт параллелей, существующий в одежде и украшениях луговых марийцев и чувашей анат енчи и анатри, относится, надо полагать, к болгарскому времени. Украинский полукафтан именовался СВИТКОЙ, это слово часто можно встретить у Гоголя. Наиболее популярными в Турции у некрасовок были уруминские или урумельские платки (вероятно, от названия местности, где они производились). Конь, прогнувшийся под тяжестью седока, еще больше подчеркивает могучую силу последнего. Блузы различного кроя получили своеобразные наименования: кира. Каждый из художников по-своему представлял себе внешний облик Самсона.

Самой примечательной частью турецкого костюма был головной убор — «тюрбан». Тюрбан состоял из двух частей — колпака различной величины и формы и длинного куска тонкого мягкого шелка или муслина. Белилось и румянилось лицо, красились брови и ресницы, шея и руки тоже белились. Под стать коню и всадник с пикой в руках. Так оно и случилось.

Юбка имела большое количество сборок, украшалась оборками, бисером, лентами, кружевами. На охабень был похож опашень, но он носился нараспашку, без кушака. Длина была различна— длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) — полукафтан.

Вот таким образом все женские наряды были многослойными, застегнутыми сверху донизу и не подпоясывались. Один из видов кафтана — охабень. С древних времён у девушек головным убором.

Это ему удалось: молодцы стоят, вызывающе подбоченясь, заломив на сторону шапки. Зимой женщины носили шубы. У этого сказочного хищника человеческие глаза из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Надписи гласят: «Самсонъ» и «Левъ». Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками.

Это может показаться странным: ведь действие происходит в помещении, а не на улице. Стало можно слышать на Дону и Конфетку и Последний нынешний денечек – позорную песню о тоске при отправлении на службу. венцерадой (длинным плащом-накидкой с капюшоном). В числе вещей были однорядка и шушун (верхняя одежда из сукна), бархатная шапка, серебряные серьги с сердоликом и шелковая ширинка. В качестве браслетов использовались зарукавья – съемные манжеты.

Кафтаны запахивали и подпоясывали кушаком (писиххи). Набойка 151 это украшенная узором ткань. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень.

Теперь же можно сказать с уверенностью: у обеих девушек в руках по ширинке. Мужчины всех сословий носили штаны, рубашку, камзол, куртку или кафтан, верхний кафтан, кушак. Штаны («дзагшин») шили из тонкого шелка или полотна. Дно вставляли, когда луб был сырым или распаренным: высыхая, стенки сжимались, прочно закрепляя днище. Женщины юго-восточных районов носили также суконные гетры (кеске чалха). Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета.

За тое коробку плачено ему Ивану 13 алтын 2 деньги». Следовательно, Тришка перекраивает «немецкий кафтан», подаренный ему барином. Стало быть, речь идет о простом русском кафтане. Очищенный от верхней коры луб затем распрямляли. 150).

Это было непременной частью свадебного обряда, оговоренного специально в «Домострое» : «Как завесят покрывалом княгиню (т. Настрафиль как особого рода сукно имела яркую окраску. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Поверх сапожек надевали туфли из сафьяна ярких расцветок на невысоком каблуке.

Вирьялы лапти носили с черными толсто намотанными онучами (тала), вот таким образом оборы (сапата кантри) делали до 2 м длиной. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Живем мы в деревянной избе. был металлический обруч. Вот таким образом до начала 90-х гг., когда оформилось движение возрождения казачества, военная форма и женская «парочка» (костюм из длинной юбки с кофтой) были принадлежностью сцены или праздника. Роспись помещена вот таким образом не на наружных стенках, как коробьи, а внутри. Отдельные детали гардероба, продиктованные условиями быта, все же сохраняются. Более длинная куртка надевалась поверх камзола. Кафтан и камзол (но не куртку) турки подпоясывали кушаком, который сворачивали из шали или из большого куска узорчатого шелка и обшивали его концы кистями и бахромой.

Вот таким образом под тюрбан надевали небольшую шапочку — «фес». Вначале штаны были широкие и длинные, они складками спускались на ступню. Рукава балахона украшали наставками – 5-6-цветными лентами. включительно прослеживается влияние Востока, поскольку многие из них были полонянками. Головным убором служил белый или черный (в зависимости от сана) клобук типа капюшона или мягкая шляпа.

С. 43). Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и неотрезные по линии талии (рис. Коленкор, а в XIX в. каленкор (от французского calencar – индийская или персидская хлопчатобумажная материя), переплетный материал, полученный из миткаля путем пропитывания его крахмальным аппретом и красителем. На обеих девицах надеты высокие шапки. Количество перьев было строго определено. У всех шелковые турецкие кушаки и на них булатные ножи с черенками из рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. С этим вместе почти вывелись между ними и старинные головные уборы. Рядовые казаки носят красные шаровары, полусапоги черного сафьяна или простой кожи старшина – цветные сапоги (красные, желтые) и шаровары под цвет.

Особо тонкая, дорогая кожа для сапог и другой обуви называлась ВЫРОСТКОВОЙ (из шкуры теленка менее чем годичного возраста) и ОПОЙКОВОЙ – из шкуры теленка, еще не перешедшего на растительный корм. 148). Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. Зимней одеждой являлись шубы (керек) из овчин желтой или черной окраски.

Полы кафтана можно было заворачивать и прикреплять к поясу. Даже имущество царя и царицы часто хранилось в белых коробьях. Чапаны носили нараспашку или подпоясывали кушаками. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом.

Рубаха подвязывалась на талии веревочкой. Но они все же нуждались и в штатской – рубахах, просторных штанах, легкой обуви (чирика. Красивый светловолосый юноша в красном кафтане и полосатых «набойчатых» штанах сидит на таком же звере и разрывает руками его пасть.

Однажды явился к Маною ангел и сказал, что вскоре у него родится сын. Облик этого героя напоминает богатыря Алешу Поповича. XX в. – из шелка. Кожаную обувь очень берегли.

Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток. Во второй половине, конце XIX – начале XXв. Стоит поднять крышку 151 и как по волшебству из мрака сундука появится живописная картина. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Для казаков, людей военных, одеждой служила форма, которая постоянно видоизменялась.

Отдельные элементы росписи опять показывают ее родство с резьбой по дереву: уголки 151 «галочки», обозначающие шерсть коня, точно повторяют треугольные выемки, вырезавшиеся в дереве острием ножа. Рассмотрим сначала всадников на лубочной картинке. ками (жемчужными лопастями). XIX в. : На Дону в это время по станицам творилось много нехорошего. На голову надета тафья. Такие широкие укороченные штаны носили воины-янычары. Основной верхней одеждой служил кафтан или одна из его разновидностей – зипун.

Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Зимой носили валенки (пимы). Старики носили длиннополые до пят халаты и высокие меховые шапки. Очертания его массивного корпуса, нетерпеливый наклон головы говорят о мощи и сдерживаемой силе. Оба кафтана имели глубокий вырез ворота. Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Шили его из холста, шелка или парчи. Такой убор назывался чело кичное или венец.

Нижние части рукавов свободно свисали. Это подтверждается и русской классической литературой, где понятия «кафтан», «армяк», «азям», «зипун» и другие нередко смешиваются иногда даже у одного и того же автора. Крестьянская девушка начинала готовить ширинки вместе с приданым с раннего детства. Юфть была черная, белая и красная.

М., 1992. В южных районах с рубахой носили поневу – несшитую по швам юбку из 2-3-х кусков ткани. Автор росписи коробьи изобразил его «иностранцем» с кудрявыми волосами и усами, без головного убора. Сзади за веревочку заправлялись мутозоки (или мотузок, от слов мотать или вязать) – завязки, которые шились из разных кусочков тканей и заканчивались на конце пушистой кистью из шерстяных нитей различного цвета. Об одежде того времени – мужской и женской – мы знаем благодаря А. И. На уровне локтей в них делались прорези – «окошки».

158). Янычары собирали их сзади в широкие складки. Валенки (кaсaтa) в прошлом носили состоятельные крестьяне.

У военных были кафтаны с короткими, до локтя, рукавами или вообще без рукавов. В конце XVI в. кафтан сменился камзолом («субун») и курткой («суджери»). С ними мы еще не раз встретимся, а теперь вернемся к всадникам на коробьях. Поверх рубахи одевался балахон, который девочки начинали носить с 13-14 лет. Художник передал нам представление о богатырских конях как о существах не совсем обычных: в былинах они действуют заодно с героями, разговаривают «человеческим голосом», дают мудрые советы и в трудных случаях всегда выручают из беды.

Авторы росписи коробьи и подголовка хорошо передали ту легкость, с которой Самсон побеждает льва. Эти нетрадиционные антикультурные явления отражали процесс разложения общинно-этнических связей и усиливающуюся тенденцию саморасказачивания. Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту.

В таком значении мы встречаем это слово у Горького и Бунина. ска (оборка или волан). е. невесту), то снимают шапку и начнут чесать голову, как расчешут голову 151 расплести косу и окрутить (т. Не зная ничего об обычае того времени, мы не обратили бы на эту деталь должного внимания. Шубы шили длинные со складками или сборками на талии, с меховой отделкой по вороту и рукавам (хантар).

В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. Маковского одет в ферязь и шубу. Пояс, по традиционным представлениям, повышал силу мужчины. Жены других бояр были возмущены этим и уговаривали ее не пренебрегать народными обычаями. архатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги, с серебряными скобами на каблуках, с голенищами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икор.

От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Крышка оказалась для художника достаточно большим «полотном», чтобы разместить на нем несколько сюжетов. Обертывание онучей и оплетание их оборами требовало времени и умения. На поясе носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны.

Женщины низовых станиц и Черкасска одевались на восточный манер. Появляться без балахона, завески, мутозоков на людях считалось для казачек неприличным. Обувью служили сапоги из сафьяна, бархата (рис. Зипун носили бояре (как домашнюю одежду), горожане, крестьяне — мужчиныи женщины. Очертив силуэт животного, художник подрисовал затем фигуру сидящего на нем человека.

На Инсарове («Накануне» Тургенева) «странный, ушастый картуз «. Традиционные черты одежды казачек верховых станиц сохранились в одежде некрасовок. Праздничный наряд молодцев дополняют красные сафьяновые сапожки на каблуках и высокая шапка из узорного атласа. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук.

Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом. В сырую погоду или в дорогу поверх кафтана или шубы надевали чапан (асам), епанчу (юпанча), дождевик (сумарлах) из плотного сукна. На нем знакомый нам старинный кафтан и круглая опушенная мехом шапка. Для большей ширины в бока внизу вшивались клинья.

По фигуре кроился лишь становой кафтан. Она у меня мастерица. Коробья отличается от современного сундука: у нее скругленные углы. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам.