Картина Менины

Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, – главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров кпасхе1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линииимператора Священной Римской империи Леопольда I. Картина Веласкеса Менины подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание, усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так, стоя перед зеркалом, мы способны увидеть в ней своё отражение. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо.

Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. «менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году. Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел именуемый Портрет семьи Филлипа IV, впоследствии названного Менины, а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву. Это сказывается в двух склонившихся менинах, в соответствии зеркала и двери и двух мифологических картин на задней стене.

Впервые в музее Прадо картина упоминается под названием «Менины» в каталоге 1843 года. Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Самая известная и загадочная его работа — картина «Менины», предположительно написанная в 1656 году. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». «менины» (исп. Las Meninas, «фрейлины», 1656)— картина Диего Веласкеса.

В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». Есть произведения искусства, которые ставшие загадкой, сразу же после их возникновения. Таким произведением и является картина Менины. Продолжая проект, отдел культуры Института Сервантеса, его руководитель Татьяна Пигарева предложили художникам обратиться к творчеству Веласкеса, создавать свои интерпретации картины «Менины» – одного из самых выдающихся творений мировой живописи. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины.

Картина «Менины» Веласкеса оставила после себя много загадок. В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Франциско Гойя выполнил с картины гравюру в 1778 году49 и позже использовал мотивы «Менин» при написании портрета семьи Карла IV, в частности, разместив королевскую семью в мастерской художника, а самого себя— в левой части полотна.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления.

Инфанта являемся функцией короля. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Верхняя свободна, более воздушна и легка. светотенью, красками. Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Обыкновенно Веласкес писал свои портреты на темном нейтральном фоне.

С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. В годы кризиса Испании такой всеобъемлющий взгляд на мир имел большой общественный смысл. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

Но смотрит и художник. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах». В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

История одной картины: 
«Менины» Веласкеса

История одной картины: «Менины» Веласкеса

По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

«Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Ситуация поменялась после 1819 года, когда Фердинанд VII открыл королевскую коллекцию живописи для публичного доступа50.

Какие тайны скрывает 
самая известная 
картина Диего Веласкеса

Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

«Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины». У голландцев и особенно Питера де Хооха, нередко встречаются такие фигуры «посторонних». Картина оказывается местом скрещения двух сфер. В «Менинах» — это гофмаршал и карлики.

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Это была как бы программа создания эпопеи из современной жизни. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Менины»

Описание картины Диего Веласкеса «Менины»

Лондон. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Между тем, она построена на сложной казуистике элементов «возвеличения» и «низведения» и только их крайняя запутанность избавила мастера от неприятностей, которые незадолго до того доставила Рембрандту перетасовка фигур в «Ночном дозоре». Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это.

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. Наоборот, в «Менинах» столкновение двух планов заключает в себе нечто от многопланности в новом европейском романе. В «Ткачихах» он как бы возвращается к исходной позиции своей молодости. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения.

Менины (картина, 
Веласкес, 1656)

Менины (картина, Веласкес, 1656)

Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной – там, куда смотрят придворные и сам Веласкес. Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом. Загадка заключается в другом.

Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. В Испании XVII века художники редко имели высокий социальный статус.

Загадки картины 
Веласкеса Менины 
1656

Загадки картины Веласкеса Менины 1656

Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса. На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. В «Венере» Веласкеса зритель видит ее фигуру только со спины, а ее лицо только в зеркале, этим образ Венеры разлагается на два различных ее аспекта.

Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.

С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.

Два светлых пятна на полутемной стене: открытая дверь уводит вдаль, за пределы сумеречного зала, зеркало ловит отблеск из мира, находящегося перед холстом. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Нац. На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. После того как в нише на ковре было обнаружено изображение «Похищения Европы», скопированное с одноименной картины Тициана, вся эта картина поставлена была в связь с заимствованным у Овидия мотивом «Наказания Арахны», легендарной ткачихи, за дерзкое самомнение превращенной Афиной в паука. Другой поздний шедевр Веласкеса, его «Ткачихи», ставит перед историком не менее спорные вопросы и помогает понять круг тех задач, которые интересовали Веласкеса при создании его «Менин». Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

«Менины» Веласкеса: 
картина о картине

«Менины» Веласкеса: картина о картине

Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

О композиции картины 
Менины Веласкеса

О композиции картины Менины Веласкеса

Во всяком случае, в золотистой атмосфере «Ткачих» как бы растворяется вещественность всех образов. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.

Веласкеса привлекала и задача расширения рамок картины и признания простого человека и поэзия легенды и изящество «галантных цен». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. В портрете «Менины» фоном служат не условные декорации, а то, что находится за кулисами, нечто такое, чего не замечали при этом фон стал основным предметом внимания художника, захватил все полотно и как бы вытеснил главных действующих лиц за его пределы. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.

Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Все это важные и необходимые персоны свиты испанского королевского двора, которых очень правдиво изобразил Веласкес.

Было высказано предположение, что на холсте, стоящем перед художником, следует предполагать не изображение Филиппа с супругой, а инфанты в кругу придворных, то есть всего того, что видно на холсте «Менины», причем художник позволил себе вольность: чтобы показать свою принадлежность ко двору, он перевернул свой холст и изобразил себя рядом с инфантой, между тем как должен был стоять перед ней. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу. Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В отношении действия в ней соединяется несколько сюжетных узлов. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. С одной стороны, показаны не Филипп и Анна, а только то, что находится за ними с другой стороны, они возвеличены тем, что вся картина и даже сам художник служат объектами их восприятия восприятие их утверждается как субъективное, поскольку и художник, писавший реальную картину и зритель, рассматривающий ее, могут встать на точку зрения королевской четы как простых смертных. Но следует решительно возражать против самой постановки вопроса.

Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Картина переносит нас в пространство измеримое, в царство золотого сечения. Нельзя сказать, что «Менины» не были замечены потомством. Итак, в отношении пространства картина Веласкеса образует скрещение двух сфер.

Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Нужно внимательно всмотреться в их соотношения.

Но при всем его преобладающем положении, бог вина все же принадлежит пьяной компании. Однако это положение требует оговорок и поправок. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.

В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.

Но зеркало в «Менинах» имеет еще другое значение. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Как в «Дон Кихоте», этом романе о романе, сего вставными новеллами, различными пересказами одного события, отрывками из книг, цитатами, пародиями, — это как бы разные стадии познания средствами искусства жизненной правды и вместе с тем обманчивые иллюзии, заблуждения, предубеждения, с которыми искатель правды должен вести неустанную борьбу.

Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Не будь ее, картина потеряла бы последнюю точку опоры и распалась бы на части. В «Менинах» ей принадлежит второе по значению место. Ими же он вдохновлялся в своем групповом портрете Карла IV с семьей.

Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.

Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. Но Веласкес все гениально обдумал и взвесил в своей картине.

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Отзвук темы «Менин» —«изображение и реальность» — можно видеть в «Лавке Жерсена» Ватто.

Вспоминается «Сикстинская мадонна», в которой бережно поставленная в углу тиара служит точкой опоры и вносит в это небесное видение кусочек реальности. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства.

Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты.

Описание картины 
Веласкеса «Менины»

Описание картины Веласкеса «Менины»

Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Стиль его живописи в этой серии – воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. Прежде толкователи видели в «Ткачихах» всего лишь результат случайного впечатления художника при посещении королевской ткацкой мастерской.

Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Но правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. В основе его лежит художественный замысел, а не фотографическое воспроизведение случайной ситуации. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Картина «Менины» явным образом построена. На первом плане художник пишет портрет, менины прислуживают инфанте, резвится карлик.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Невообразимый эксперимент Веласкеса
  • Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  • Самое интересное в виде мозаики

Картина «Менины» настолько замечательна, так поднимается над средним уровнем групповых портретов XVII века, что она дает едва ли не более полное представление о миросозерцании Веласкеса, чем многие другие его произведения. В этом отразилась их привязанность к световым и красочным эффектам. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. И творчество побеждает. Он взирает на то, что происходит при дворе и на античных героев из близкого ему мира «кухонного жанра». Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. А почему в мастерской находится инфанта. С точки зрения каждой меняется значение целого.

  • «Мы не зрители, мы участники действия»
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Сравнение изобразительных средств
  • «Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение
  • Хуан Карлос, "Менины", тайное посвящение, Россия-Европа – пока ничья

На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. Разумеется, нет. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Оба произведения выполнены в разных манерах.

Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Уже венецианцы любили изображать Венеру перед зеркалом.

Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.

Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Инфанта, напротив, ярко освещена. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Недаром картина называется «Borachos», что значит по-испански пропойцы.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Среди произведений Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа и Анны, а сведений о нем не имеется и в старинных дворцовых описях. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Сюжет «Вакха» не имеет ничего общего с «Менинами».

По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. И на этот раз нужно вспомнить «Дон Кихота», произведение, в которое наряду с мотивами плутовского романа вошли и мотивы пасторали и новеллы и сцены придворной жизни и театральные сцены.

Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения. галерея), но и их соотношение не вполне отчетливо. Нижняя половина картины занята фигурами. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. В «Менинах» Веласкес пытался выйти за пределы королевского дворца, отступить от норм парадного портрета. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа.

Художник за писанием королевской четы — эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

«Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Есть точка зрения Филиппа и Анны, есть точка зрения художника, есть точка зрения зрителя. Совсем вдали виднеется фигура гофмаршала дон Хосе Нието. Рядом с ним, среди комнаты, стоит крошечная инфанта Маргарита, которую привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Однако это положение требует оговорок и поправок.

Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Та же сложная казуистика «возвеличения» и «низведения» лежит в основе образа маленькой инфанты. И эту «двусмысленность» нельзя считать следствием простой небрежности мастера. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Вместе с тем Веласкес не боится проведенных прямых линий и геометричности форм. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В пользу этого говорит сравнение картины «Ткачихи» с некоторыми другими произведениями того времени, в частности самого Веласкеса.

Их парафраз в гравюре дал Гойя, коренным образом изменив композиционную структуру картины. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Но, конечно, образного выражения Готье нельзя понимать буквально: картина Веласкеса — это картина и как таковая она подчиняется общим закономерностям построения каждой картины. Ему 57 лет. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время.

В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Картина Веласкеса «Менины» привлекала до сих пор внимание главным образом своим сюжетом. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.

Эта мирно дремлющая собака написана как чудный кусок натюрморта. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Но стоит поставить рядом с «Менинами» любую картину Питера де Хооха или даже Вермеера, чтобы почувствовать, как далеко было голландцам до «живописной диалектики» Веласкеса. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. Мы как бы восходим ко все более высокой степени реальности, но никогда не достигаем совершенного. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Однако в обоих случаях сходным приемом «прекрасное» снижается сближением с «безобразным». Можно сказать, что не только король, но и вообще человек не является в «Менинах» главным действующим лицом, каким он был в классическом искусстве.

«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

В основе его лежит художественный замысел, а не фотографическое воспроизведение случайной ситуации. Быть может, то, что вижу, — сон. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

За спиной художника висит зеркало, в котором на фоне алой драпировки отражаются король Испании Филипп IV и его супруга Марианна Австрийская. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Она вызвала на состязание Афину.

Вместе с тем ее бесстрастность служит знаком ее высшего достоинства. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи. Непредубежденный зритель вообще не сразу замечает ее центральное положение.

Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. В «Венере с зеркалом» (ок. Однако это положение требует оговорок и поправок. Может быть, Лука Джордано имел в виду это глубокомыслие картины в соединении с ее артистическим совершенством, называя «Менины» теологией живописи.

«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Короля и королевы не видно. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. А с другой – сам бросает вызов богам.

Итак, время действия – 1656 год. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Но что он рисует. Георг V, наблюдавший работу Лавери над портретом, возможно, вспомнил легенду о написании креста Святого Иакова рукой Филиппа IV и спросил художника о возможности внести свой собственный вклад в портрет.

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Куколка-инфанта — самая застылая фигура во всей картине. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Свита и менины обусловлены маленькой инфантой.

Правильные прямоугольники картин и окон напоминают ковры «Тайной вечери» Леонардо. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. «Где же картина. » — будто бы спросил Теофиль Готье при виде полотна «Менины».

Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Заключительные слова канцоны Лопе де Бега способны дать оправдание того прекрасного зрелища, которое Веласкес увековечил в «Ткачихах». Все случайное и непреднамеренное, весь закулисный беспорядок облекается в «Менинах» в стройный образ, в ясную архитектурную оправу, от которой веет классическим холодом «Афинской школы» Рафаэля. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

Отмечалось, что картина могла служить прославлению испанской шерстяной промышленности, которая приходила в те годы в упадок (как в упадок приходило и военное дело, которое Веласкес прославил в своей «Сдаче Бреды»). Но, правда портрета — правда поэтическая, а не документальная. Веласкес не решился нарушить ее и в «Менинах».

На это указывает отражение в зеркале. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино. Драматизм излучаемый этим «черным человеком» – лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Это толкование так же трудно доказать, как и опровергнуть. Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин.

Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. У Веласкеса главные фигуры отступают перед второстепенными.

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.

Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство». Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». И эта принадлежность Вакха к обществу его почитателей прекрасно выражена в том, что его голова приходится по левую сторону от средней оси картины симметрично по отношению к характерной голове пьяницы, с его циничной усмешкой и широкополой шляпой, пародирующей венок самого Вакха. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. В этом можно видеть аналогию с испанским понятием о чести, как о чем-то основанном не только на личной доблести, но и на мнении других. Она, пятилетняя, берет кувшин, не глядя на него, что очень необычно для её возраста. У Рембрандта — девочка и собачка, самые светлые пятна во всей полутемной картине.

Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»).

Зато на первом плане картины запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Правда, Рембрандт идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало недовольство заказчиков). Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».

Очень возможно, что прямое пародирование не входило в замыслы художника. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Все зависит от точки зрения. Импрессионисты оценили Веласкеса как пленэриста, но недооценили в нем мастера композиции.

Но самое главное, выяснение бытовых подробностей запечатленной в картине сцены и ее большей или меньшей верности овидиевой легенде уводит от понимания картины как от поэтического живописного образа великого мастера. Казалось бы и здесь соблюдаются все условности и приичия. Между тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором».

Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Но не это главное в полотне. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Короля и королевы не видно. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Тот же бессмысленный взгляд, та же смешная степенность, почти тот же наряд. В «Менинах» разложение приобрело еще большую остроту. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Впоследствии в холсте Курбе «Мастерcкая художника» развешанные по стенам пейзажи сливаются с пространством мастерской и создают ту поэтическую атмосферу, в которой изображение способно слиться с реальностью.

Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой живописи. Вся картина построена на парных противопоставлениях. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Прежде всего, вся картина, так же как и один из двух пейзажей Веласкеса «Вилла Медичи», делится на две равные части, причем границей между ними служит узкая полоса стены между картинами верхнего ряда и дверью. Высказывалось мнение, что она является главным действующим лицом. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Короля и королевы не видно. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Отражая фигуру художника, оно всего лишь приобщает его к мирному уюту бюргерского дома, на что намекает и надпись: «Здесь был я». Вместе с тем в «Менинах» применен еще один прием, лишающий образ инфанты ее царственного ореола. За пределами холста или внутри него.

Но зеркало у ван Эйка не расширяет пространства. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Каждая обладает своей правомерностью. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Выяснение этих вопросов затрудняется тем, что художник в большей степени, чем в «Менинах», слил ее отдельные планы воедино.

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV».

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. светотенью, красками. Но даже королевская чета не абсолютна. Это толкование сюжета вызывает некоторые недоумения. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

Недаром картина была названа по имени второстепенных персонажей — менин. Выставленный вперед холст отсекает слева узкую полосу картины. И все-таки у Тициана самое главное — это реальные тела богини и амура, зеркало не прибавляет ничего существенного к изображению в картине. Голова беспутника — рядом с головой бога карлица — рядом с инфантой.