Картина Репина Фото

7 знаменитых картин Ильи Репина

Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Публике картина понравилась.

Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.

К тому же и погода благоприятствовала работе. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев.

Каждый персонаж переживает что-то своё. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим.

Опубликовано фото 
поврежденной картины 
Ильи Репина

Опубликовано фото поврежденной картины Ильи Репина

Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57.

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.

Портрет производит яркое и сильное впечатление. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Больше всего художника восхищали бескрайние волжские пространства и их резкий контраст с несчастными людьми, вынужденными заниматься непосильной работой. Вот только создал его не Илья Репин, а художник Лев Григорьевич Соловьев. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.

Внимание художника тяготит их. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Они словно противопоставлены друг другу. В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Тайны полотна, которое так часто вспоминают Наверняка большинство из нас слышало о таком произведении искусства, как картина Репина «Приплыли».

Творчество художника 
в фотографиях

Творчество художника в фотографиях

К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В его глазах читается печаль, тоска. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины 
 (1844- 1930)

Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)

К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».

Думаю, многим понятно, что у Ильи Ефимовича нет картины с таким названием. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Это лучше всех ваших академических работ. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.

Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев – Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Мы должны изучать мир вокруг нас, стремиться улучшить общество и свои качества. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.

— Да это превосходно. О чем эта история. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.

Черная энергетика 
картин Ильи Репина 
 (4 фото)

Черная энергетика картин Ильи Репина (4 фото)

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Глаза ясные и добрые.

Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.

Но есть и другая версия, как нам кажется, она более интересна. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин встречал их по средам. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Эти художники сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. «Как. Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Неизвестная деталь 
известной картины 
Ильи Репина «Запорожцы»

Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)

Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Вегетарианцем стал и сам Репин. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин дважды подавал прошения об отставке.

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.

Известные люди на 
портретах кисти 
Репина и на фотографиях

Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Америка—Франция—Россия. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.

Рисунок уверенный, лепка твердая. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче.

Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Общественность начала сбор пожертвований. Жил в Италии и Франции (1873–1876).

Л. Н. Толстого». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.

В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».

К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.

Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

Илья Репин: самые 
популярные картины 
 (топ 12)

Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Она ушла из жизни в 1931 году55. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ».

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Первый факт. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Написан портрет вдохновенно. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.

Это вы сами. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Не туда заехали».

Илья Репин – картины 
с названиями и описанием 
по алфавиту

Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту

Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.

Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. По этой версии на самом деле полотно это существует.

Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.

Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».

Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.

Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Тут больше любви к делу, — пояснил он.

Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. Источник назвали «Колодец Посейдона». Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Картины Репина (фото) с названиями

Пятый факт. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Мы все прежде всего должны осознать что культура это всечеловеческая религия означающая растущее понимание того, что существует некая высшая мудрость, божественная реальность, в которой мы все — одно: что человечество — это высшее ныне существующее создание её на Земле. Нынешнее устройство мира установлено экономическими силами, политической дипломатией, договорами, торговлей и военными акциями без учёта каких-либо моральных принципов. Свободная личность — это сознательный, прогрессивно мыслящий человек но только в том случае, если он несёт свое собственное творческое сознание в массы, возникают условия для создания прогрессивного общества. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.

После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.

Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Это сделано мастерски. — сказал Крамской. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.

  1. Персоны и личности (интересное о известных)
  2. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  3. Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  4. Илья Репин: биография и факты из жизни
  5. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
  6. Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом

Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. -— И. Г. ), они много смеялись». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

Третьяков»109. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.

  1. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  2. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  3. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  4. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  5. Путешествие по России: Самарская область
  6. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  7. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Человек – творческая натура и это творчество должно развиваться всесторонне. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины.

В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. Краткая характеристика творчества
  3. Биография художника Ильи Репина
  4. Художник о таинственной красоте женщины

Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. — И. Г. ) посидеть мне смирно.

  1. Фотоджоин — Информационный ресурс интересных историй

К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Труд — вот что определяет и украшает человека.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.

Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

И называется полотно не «Приплыли», а «Монахи. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. М. Бунакову. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.

Репин был очень дружен с Мамонтовым. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Они жили в Пенатах в течение двух недель.

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

Поставленная перед художником задача была очень трудной. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Написано полотно в 1870-х и до 1938 года картина поступила в Сумской художественный музей.

Именно ее мы сегодня и хотим поведать. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. А свеча становилась ниже и тени менялись.

Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.

Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.

Вдохновлённый атмосферой, созданной музыкой, он непременно решил запечатлеть свои эмоции на холсте. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Именно об этом полотне мы сегодня и поговорим.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Картина Репина «Приплыли». Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.

Общение с прежними друзьями было только заочным. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108.

Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Вся центральная часть написана самим Репиным.

Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали».

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассмотрим "ближний круг". Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Репин никуда не делся.

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». По одной из версий эта идиома возникла в связи с другой картиной Репина «Не ждали». После революции Репин больше ни разу не был в России. Тема крестного хода — одна из популярнейших в русской живописи.

«Пенаты» стали его малой родиной. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В его взгляде осуждение и тревога. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.

Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.