Картинки Репина

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Так ли это – судить зрителям.

  1. Персоны и личности (интересное о известных)
  2. Творчество художника в фотографиях
  3. 7 знаменитых картин Ильи Репина
  4. Илья Ефимович Репин – биография и картины
  5. Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  6. Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

  1. Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  2. Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
  3. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Репин Илья Ефимович (1844-1930), часть 1
  4. Илья Репин: биография и факты из жизни
  5. Картины Ильи Репина – мастерство художественного маэстро
  6. Загадочный Репин — 10 интересных фактов

Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды.

  1. Неизвестная деталь известной картины Ильи Репина «Запорожцы» (4 фото)
  2. Илья Репин: самые популярные картины (топ 12)
  3. Илья Репин – картины с названиями и описанием по алфавиту
  4. Краткая информация о художнике и его картинах
  5. «Отступничество» в картинах Ильи Репина
  6. Топограф иконописец, студент Академии художеств
  7. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин дважды подавал прошения об отставке. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Казалось, она спит.

Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Глаза ясные и добрые. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  3. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  4. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  5. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)

Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Третьяков»109.

Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

  • Путешествие по России: Самарская область
  • Картины Репина (фото) с названиями
  • Краткая характеристика творчества
  • Биография художника Ильи Репина
  • Увеличим поток клиентов на 40-300 всего за 1 месяц за счет внедрения эффективных маркетинговых решений
  • Всё самое интересное: новости, рабочие моменты и жизнь участников команды можно посмотреть в нашем
  • Путеводитель по Перми и Пермскому краю

Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.

Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

  • Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
  • Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • Описание картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»
  • Описание картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии»
  • Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Они словно противопоставлены друг другу. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Вегетарианцем стал и сам Репин. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца.

Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.

Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Не доносчик ли.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.

Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.

В его взгляде осуждение и тревога. Комната небогатой интеллигентной семьи. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.

Публике картина понравилась. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

  • Описание картины Ильи Репина «Садко»

В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Репин никуда не делся. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Работал весь день, не замечая времени. Рассеянный свет, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.

А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.

Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Америка—Франция—Россия. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.

Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.

В последние годы он обратился к библейским сюжетам. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Вдохновлённый атмосферой, созданной музыкой, он непременно решил запечатлеть свои эмоции на холсте. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.

Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Все заняты. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.

По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.

За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские.

Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Репин встречал их по средам. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.

Нужно сказать, что выбор Пороховщикова был продиктован скорее меркантильными соображениями – художник Маковский за эту картину запросил 25000. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Она ушла из жизни в 1931 году55. Портрет производит яркое и сильное впечатление.

Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Общение с прежними друзьями было только заочным. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Пятый факт.

Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.

В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.

С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.

Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. И вот уже перед нами не царь, а отец. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.

В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Берег Волги.

В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).

Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151.

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.

В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. О чем эта история. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В эту минуту в комнату вошел Христос. Внимание художника тяготит их.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.

Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества.

Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Он идет прямо к матери. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Этюд получился превосходный.

Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В его глазах читается печаль, тоска. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.

Судьбы детей Репина сложились по-разному. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Репин был очень дружен с Мамонтовым. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Вся центральная часть написана самим Репиным.

В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Убийство свершилось. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).

А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Стасов присылает ему все, что он просит. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.

Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.

Л. Н. Толстого». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Рисовать начал благодаря своему двоюродному брату Трофиму – когда он рисовал, Илья любил сидеть рядом и наблюдать, как на бумаге появляются цветы и фрукты. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.

Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1500 рублей. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Рассмотрим "ближний круг". Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».

» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.

Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.

Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.

Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

М. Бунакову. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.

Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.

Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.

Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена.

Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.

В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».

Первый факт. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Репин считал сам эту картину красивой. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

За окном летний день. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.