Картины Кранах
К счастью, все картины Кранаха в Эрмитаже принадлежат к эпохе его расцвета. Среди приобретенных полотен была и знаменитая картина Венера и Амур Кранаха, которая до того момента находилась в частной коллекции одного из немецких ценителей искусства. Кранах изображая обнаженное женское тело, будто желая оправдаться, помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослепленной душой не овладела Венера". Среди поздних и несколько однообразных работ Лукаса Кранаха Старшего выделяется картина «Рай».
Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины. Картины Лукаса Кранаха Старшего являются бесспорными шедеврами живописи эпохи Возрождения.
Художник Лукас Кранах Старший, картины и биография
Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Однако это приносит и неожиданные результаты.
Лукас Кранах Старший: картины в Эрмитаже и Дрезденской картинной галерее
Еще одна интересная деталь – почти все женские персонажи у Кранаха рыжеволосые. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть» изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Источник молодости, 1546. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно.
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Учился, по-видимому, у своего отца.
Лукас Кранах Старший: самые популярные картины (топ 12)
Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472.
Франциска» и «Покаяние Св. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V).
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись состарой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии.
Возможно, у него была одна модель, с которой он их писал. В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. 1530, Вена, Музей истории искусства). Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Так, мы знаем, что художник начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы.
Лукас Кранах Старший – картины с названиями и описанием по алфавиту
Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. В 2008 году одна из них, принадлежащая франкфуртскому музею Штедель, устроила небольшой скандал в Лондоне. Известно, что у художника было еще три дочери.
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Для них он написал портреты. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Картинная галерея, Берлин. В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса.
Год спустя художник скончался в Веймаре. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей.
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти.
Краткая информация о художнике и его картинах
Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Множатся картины на античные сюжеты. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона.
Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
В течение всей жизни Кранах исполнил и немало портретов, весьма разнообразных по характеру. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Постепенно художник стал самым состоятельным бюргером города Виттенберга и несколько раз избирался его бургомистром. В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
Сюжетные картинки как дань моде
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Примечание. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время.
- Два Лукаса, Два Кранаха – художники на службе у Саксонских курфюрстов и Реформации
- Кранах Лукас СтаршийКартины и биография
- Картины — Кранах Старший, Лукас
- Гид Кранахи в Пушкинском музее: Что нужно знать о живописи династии
- 10 неизвестных: как отличить работы Лукаса Кранаха таршего от его мастерской
- Кранахи: династия художников-реформаторов
Лувр, Париж. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Картина Большая Мадонна с младенцем под яблоней приехала в Москву из Санкт-Петербургского Эрмитажа.
- Немецкий художник Лукас Кранах Старший (108 работ)
- Кранахи в Пушкинском: что нужно знать перед просмотром
- Политика и эротика в полотнах Лукаса Кранаха Старшего
- Лукас Кранах старший — немецкий художник и гравер эпохи раннего Ренессанса
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Солидное годовое жалованье в 100 гульденов — в два раза больше, чем у университетского профессора, — предполагает, что мастер не только пишет портреты своих покровителей, но и работает, как сказали бы теперь, над визуальным решением двора: декорирует интерьеры замка, оформляет турниры и свадьбы, консультирует портных насчет дизайна костюмов. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Лукас Кранах Старший (нем.
В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
- Мастерская Лукаса Кранаха Старшего
- Сферы деятельности Лукаса Кранаха Старшего
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- История проникновения искусства Кранаха в Россию
- Подражание итальянским мастерам
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. В центре композиции – младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью.
В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи.
И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Дерево, масло, 3822 см. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
- «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», 1520
- «Фридрих Мудрый, курфюрст Саксонский», 1536
- «Плоды ревности (Серебряный век)», 1530
- «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа», 1529
- «30 летсовести»: фильм опервой вСССР акции, посвященной жертвам политических репрессий
В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок.
- 12 любопытных фактов о«Фаворитке», которые вымогли незнать
- Как устроен роман «Ложится мгла на старые ступени»: рассказывает Олег Лекманов
- «Каждый по-своему фетишист»: какрежиссер-дебютант снял первый русский фильм проАСМР
Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Его супруга как будто бы светится изнутри. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Лукас Кранах Старший родился в 1472 году в небольшом городке Кронах (Северная Бавария). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». В основу созданного полотна легла следующая легенда. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Венера, 1529.
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»).
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график.
Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. У художника имелось еще три дочери. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. На картине мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного скалистого пейзажа северной природы и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве.
Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников.
Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Искусствоведы продолжают спорить. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.