Картины Сталина

Очень свежа и необычна по построению картина художника М. Тоидзе «Товарищ Сталин беседует с крестьянами в Цхалтубо». Об этой же боевой деятельности товарища Сталина говорит картина Грекова «Товарищ И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в окопах под Царицыном». Неюношеской серьезностью отмечено лицо мальчика в портретах-картинах художников Какабадзе — «Товарищ Сталин семинарист» и Гзелишвили — «Coco Джугашвили в юные годы».

«и. в. сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (или «Иосиф Виссарионович Сталин и Климент Ефремович Ворошилов на прогулке в Кремле»)— картина советского художника Александра Герасимова, созданная в 1938 году. В эпоху сталинизма эта картина (вместе с полотном Михаила Авилова «Приезд товарища Сталина в Первую Конную») была самой распространённой на репродукциях, с неё были сделаны многочисленные копии для государственных учреждений3.

Плакаты, картины и рисунки о Сталине

Срок исполнения работы устанавливался в полгода. Скорее всего, срисовал с фотографии — и даже можно предположить, какой именно. Жизнь этого революционера была очень коротка, но насыщена.

«Он был беспощаден. Постепенно выяснилось, что полное отсутствие у Бродского политических принципов и идейности вовсе не отталкивает советскую власть, а наоборот, притягивает. Помню, как он однажды указал одному из студентов на ошибку в пропорции. По силе таланта и степени влияния Бродского часто сравнивают с профессором Преображенским из «Собачьего сердца» Михаила Булгакова.

Художникам было передано по 1500 рублей на расходы. Германский историк Ян Плампер предполагает, что слова Герасимова о грозе натолкнули Владимира Садовеня, создателя текста для экскурсоводов Третьяковской галереи, к заключению о том, что тротуар, по которому идут Сталин и Ворошилов, влажен «от только что прошедшего дождя». Пространственная структура полотна основана на системе концентрических кругов и на картине «Сталин и Ворошилов в Кремле» Александра Герасимова. Опубликованная в 1941 году в 2 журнала «Искусство» статья о лауреатах Сталинской премии «Праздник социалистической культуры» утверждала, что название «На страже мира» придумал не Александр Герасимов.

Нижняя треть полотна занята знаменитым френчем английского фасона с отложным воротником. Впрочем, Бродский далеко не сразу выдал общественности этот «забронзовевший» образ вождя. Эта машинка была самой дорогой инвентарной единицей Союза. Получилось вполне логично — одному из авторов Ленинианы орден Ленина. По 600 рублей получали ответсек правления и главный бухгалтер. Однако мы ни в коем случае не станем давать оценку творчеству Исаака Израилевича и личному выбору, который он сделал. Мало кто знает, что конец жизни Бродского был омрачен уголовном процессом.

В картине много патетики и движения. Мы же попытаемся рассказать о самых ярких эпизодах его жизни. Такие вот бывали исключения в СССР. С марта 1989 года и до сего дня эта организация называется «Санкт-Петербургский Союз художников» (СПбСХ). Весьма занятной личностью был и Владимир Володарский (урожденный Моисей Гольдштейн) имя которого носила ленинградская типография на Фонтанке.

Есть все основания предполагать, что главным «поставщиком» ученических работ для досуга Иосифа Виссарионовича был Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Его назвали Иосифом». И. Сталин». «И. Естественно, Репин оказал на молодого художника огромное влияние.

Они его не касаются. Бродскому это удается», — рассказывает искусствовед Аркадий Ипполитов. Бродского. С сохранением индивидуальных особенностей и в то же время типизированно написаны лица женщин-делегаток, окружающих товарища Сталина. Причем сделал это абсолютно осознанно: если его коллеги стремились к новаторству, экспериментировали в фовизме, кубизме, лучизме и прочих «измах», то Бродский, впитавший репинские реалистические традиции, не рвется к славе и признанию. Снимок также выдает весьма внушительные габариты картины — более двух метров в высоту. Обратим внимание, что балансовая стоимость всех книг этой солидной библиотеки, хранившей редкие и дорогие издания по искусству, примерно равнялась цене одной пишущей машинки марки «Ремингтон», которая числилась за секретариатом издательства (16, 6 тысяч рублей).

Из последних больших жанровых портретных композиций выделяется картина Шегаля «Вождь, учитель, друг (товарищ Сталин на сезде колхозников)». У товарища Ворошилова— много раз. На приеме делегатов советской Грузии товарищ Сталин жмет руку маленькой отличнице учебы. Не удивительно, что любимчик Репина скоро стал изгоем в некоторых художественных кругах. В конце концов, к 2008 году производственные мощности типографии отошли новому «Ленинградскому издательству». Однако верить «на слово» надписи на плакате, уверяющей, что оригиналом этой репродукции является картина заслуженного деятеля искусств СССР И. И. Понятно, почему».

Однако все почести и заслуги не спасли Бродского от пристального внимания со стороны «органов». Завещание быстро вступило в силу: в августе 1939 года в возрасте 54 лет Бродский умер от лейкемии, оставив последующим поколениям советских людей свою квартиру-музей, в которой хранится более 200 живописных и графических работ самого живописца, а также собранная им богатейшая коллекция живописных и графических работ русских художников XVIII-XX веков (более 500 произведений). Другими словами, за счет каждых пяти художников содержалась одна штатная единица.

Описание картины 
«Иосиф Виссарионович 
Сталин»

Описание картины «Иосиф Виссарионович Сталин»

Исаак Израилевич использует эту уникальную возможность на все 100, он без устали пишет одну за другой картины с Ильчом: «Ленин на фоне Кремля» (1923), «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1924), «Ленин на фоне Смольного» (1925), «Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929). Впервые в подобный френч Иосиф Виссарионович облачился еще до Октябрьской революции, будучи не Сталиным, а просто Кобой. В качестве авторского гонорара художникам и искусствоведам было выдано 154 тысячи рублей. Что взамен.

А ведь автором этой работы был не кто-нибудь, а сам Исаак Бродский, которого называли не иначе как художником 1 Советского Союза и даже «главным вельможей советского искусства». Следует заметить, что главным цензором своих портретов «отец народов»был сам.

Имя Бродского скоро становится нарицательным. Переезд совпал с его звездным часом — председательством на полулегальном VI съезде РСДРП. Изогиза) и Васильева «Ленин», где вместе с Лениным художник изображает гениального продолжателя его дела, товарища Сталина. В плакатах последующих лет Дени несколько раз возвращается к портрету товарища Сталина. Единственным заказчиком стало государство.

Сталин на плакатах 
и картинах советских 
художников 30-х

Сталин на плакатах и картинах советских художников 30-х годов

По мнению автора статьи, так картину стали называть зрители15. Он неоднократно писал портреты наркома. Однако в полной версии этот снимок просуществовал недолго. Он обладал своей абсолютно особой системой проверки рисунка. Картина «Ленин и манифестация», написанная еще в 1919 году, положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю мирового пролетариата.

Условия конкурса, однако, допускали и возможность самостоятельного определения темы, сами художники были «вправе предложить издательству собственную тему, не идущую вразрез с установкой конкурса»6. Так, в 1930-е Бродский пригласил к себе на обед опального и крайне нуждающегося в ту пору Павла Филонова. Конкурс являлся закрытым, к участию в нём были приглашены только 50 художников. Что же касается тиражирования «расстрелов» (речь идет о картине «Расстрел 26 бакинских комиссаров», оригинал которой был создан в 1925 году), то, позволим себе напомнить, что и Рубенс штамповал свои мифологические сюжеты, да и у многих других великих живописцев творчество было поставлено «на поток».

Но у Кобы на тот момент была только одна ситцевая рубашка и потрепанный пиджак. Неимоверная воля отпечаталась на этом лице и столь же безграничная самоуверенность. Володарский был террорист. Сердобольные Аллилуевы решили, что «чудесный грузин» не может руководить съездом в таком жалком виде. Похоронен Володарский на Марсовом поле.

Очень многие пеняли Бродскому на то, что он утратил «тонкую талию и бледный цвет лица», а попросту «забронзовел» в унисон с теми, чьи портреты рисовал. Однако в среде историков есть мнение, что Моисей Маркович был убит за то, что пустил часть порученных ему партией ценностей «налево», а большевики просто списали эту расправу на эсеров. Что же касается жарких дискуссий о том, могут ли портреты Сталина или Ленина, созданные Исааком Бродским или любым другим художником, считаться «подлинным искусством», тоне следует забывать, чтосоцреалистические полотна создавались вовсе не с тем, чтобы их рассматривали в музейном контексте или сравнивали с произведениями традиционной живописи.

МБРБ «Дело Сталина»Все 
фотографииФотографии 
и картины Сталина108

МБРБ «Дело Сталина»Все фотографииФотографии и картины Сталина108

Причем мандат для присутствия на конгрессе с надписью «этически и политически вполне надежен» Бродскому выписал лично нарком просвещения Луначарский. Ненависть к нему в Петрограде была столь сильной, что первый памятник ему, установленный у Зимнего дворца, в 1919 году был взорван представителями войска Юденича.

Работы могли быть исполнены «любой техникой», но они должны были иметь размер не менее 50 на 60 сантиметров и «удовлетворять требованиям репродуцирования массовой печати». Таким «человечным» Сталин в исполнении Бродского уже не будет никогда. Он смотрит не на весь советский народ сразу, а заглядывает в душу каждого гражданина Страны Советов в отдельности — кажется, что от этого прямого, ледяного взгляда ничего не утаить.

Бродский, будучи гениальным художником (необходимость писать портреты советских вождей ничуть не умаляет уникальный живописный талант этого ученика Ильи Репина), детально прорабатывает буквально каждую черту на лице своего непростого героя — замечает глубокие морщины под глазами и на переносице, волевую линию рта, передает хитрый прищур, делает акцент на редких седых прядях еще довольно моложавого вождя, не скрывает бугристость его большого восточного носа, поворачивает его голову чуть вправо, подчеркивает идеальную выбритость, аккуратную стрижку и умело концентрирует внимание зрителя на почти дьявольском блеске черных глаз. Здесь будущий генсек еще сравнительно молод, до культа личности пока довольно далеко. Он мне позировал с натуры»2. Через 19 лет со снимка были стерты ВСЕ взрослые и часть детей.

  1. «Любимый художник Сталина» тайно рисовал обнаженку
  2. Герасимов – придворный художник Сталина
  3. Новости по запросу: портрет Сталина
  4. Советская реалистическая живопись – 3
  5. Сторонники Концепции Общественной Безопасности
  6. Сообщество «Иосиф Виссарионович Сталин»
  7. Фотопортрет Иосифа Сталина с большим разрешением
  8. Иосиф Сталин в профиль — фото с большим разрешением

Горького». Художник ответил: «Писан с натуры, но для композиции мне пришлось два характерных домика приблизить»13. Таким образом, государство находится под защитой армии. Нагрузка большая. Став во главе Академии художеств именно Бродский по поручению руководства страны определит советским художникам новую цель — реалистически изображать успехи СССР в построении коммунистического будущего.

Показать его, как вождя непреклонной воли и безграничной энергии, замечательного теоретика, ученого, трибуна, который, по меткому определению Барбюса, «подобно Ленину, привязывает к себе, убеждает и потрясает содержанием своих речей, которые и в напечатанном виде сохраняют все свое величие, всю свою архитектурную логику». Следовательно, плакат мог быть выпущен в период с 1932 по 1939 годы. Советский и партийный аппарат улучшается и подтягивается. Семья художника не только избежала репрессий, но и сохранила за собой обширную усадьбу.

  • Фото (портрет) Иосифа Сталина с большим разрешением в кителе
  • Черно-белая фотография Сталина Иосифа Виссарионовича с большим разрешением
  • Портреты Сталина для печати формата А4

Столько же платили секретарям творческих секций Союза и слесарю-водопроводчику. Всем было известно, что он входит в «ближний круг». По-другому интерпретируют картину искусствоведы Мэттью Куллерне Боун и Брэндон Тейлор, авторы книги «Искусство Советов», хотя они также признают аллегорическое значение изображённой на полотне погоды.

«Любимый художник 
Сталина» тайно рисовал 
обнаженку

Таковы «Портрет жены» (1910), «Сказка» (1911), «Автопортрет с дочерью» (1911), «Италия» (1911), «Портрет Талалаевой» (1913). Достаточно взглянуть на красноречивый снимок М. А. Нельзя было сделать ни шага, чтобы не встретить его справа, слева или впереди. В следующие концентрические зоны попадают на картине: а) кремлёвская башня и Кремлёвская стена (по мнению искусствоведа Катерины Кларк, художник идентифицирует Сталина и Ворошилова с этими оборонительными сооружениями изображая их в непосредственной близости друг от друга24), б) Москва-река, в) толпы людей на набережной за рекой, г) дальняя панорама Москвы25.

Лицо выполнено легкой светотенью, живописна смелая штриховка куртки и фона. Самый высокий оклад был у председателя правления – 700 рублей плюс хлебная надбавка в 20. Мать сделала ему высокие вставки наподобие мундира, френча», — вспоминал Федор Аллилуев, которого от репрессий «благодарного» Кобы позже спасла только душевная болезнь.

К сожалению, нам не удалось выяснить, когда именно было снято это редчайшее видео (полагаем, что на рубеже 30-х годов, поскольку на более поздних картинах Бродского шевелюра Сталина подернута благородной сединой уже гораздо сильнее). Потому, наверное, в нем и проглядывают такие непривычные для «позднего» Сталина черты «обычного» человека.

Частные заказы почти прекратились. Эти произведения привлекают изысканной красочностью, ювелирной проработкой деталей, оптимизмом мироощущения. Хорошо известный цикл работ грузинских художников, выполненных по инициативе товарища Берия — «К истории большевистских организаций в Грузии» дает образ товарища Сталина в органической связи с зарождением и ростом большевизма в Грузии. Сакральность Сталина подчёркивается размером его фигуры, неподвижностью, отсутствием наград и званий. Вместе с Троцким и Бухариным издавал во время I Мировой войны газету «Новый Мир». Солидный паек, прекрасная двухъярусная квартира в центре Ленинграда в бывших апартаментах Вильегорских, где в пушкинское время был знаменитый литературно-музыкальный салон, огромная мастерская, личная дружба с сильными мира сего (например, с Кировым и Горьким), должность руководителя Академии художеств, сотни учеников, выставки и заказы, заказы, заказы Позиция Бродского чрезвычайно проста: «Делай, что велит начальство и наслаждайся теми благами, которые оно предлагает взамен». Например, Жак-Луи Давид был официальным живописцем первой французской республики, тем не менее мы сегодня вспоминаем, в первую очередь, о том, что он был основоположником французского неоклассицизма.

Но революция решительно поменяла соотношение сил в художественном мире России. Везде мы видим горящие, страстные глаза, полные убеждающей воли и энергии. Впрочем, кабинеты советских чиновников самых разных рангов этим портретом тоже декорировали — правда, уже в виде небольших плакатов, аналогичных тому, что представлен в коллекции «Маленьких историй». Его убийство стало предлогом для репрессий по всей России. Александр Герасимов был близок с семьёй Ворошилова. Это невероятно, но третьей по значению в Петербурге после собраний Русского музея и Эрмитажа была частная коллекция русской живописи Бродского.

(Новый Оскал, 1919 г. )». Эпическим спокойствием проникнут пейзаж Георгадзе «Дом в Гори, где родился товарищ Сталин». Он не любил галстуки. Этот костюм и вошел в историю как полувоенный френч Сталина (подробнее о манере Сталина одеваться и стричься читайте в истории «Весомый знак»). Считается, что соратники позировали перед фотокамерой после разгрома на очередном съезде так называемой «ленинградской оппозиции».

«И. Но портреты Бродского аллергии у Сталина, видимо, не вызывали. Живописные шедевры тогда стоили копейки или вовсе отдавались бесплатно.

А вскоре отпадет необходимость и в почившем Кирове. Мастера даже хотели судить за скупку антиквариата (говорят, что он увел у одногоиз высокопоставленных партийцев ценную картину). После трагической гибели «лучшего друга» Сталина от снимка отрежут Николая Шверника (он, к счастью, благополучно переживет и годы репрессий и культ личности Сталина, да и самого вождя) — отныне будущий генсек предпочитает публиковаться в печати вдвоем с покойным соратником, героически погибшим от пули врагов советской власти.

Государство заказывает — художник выполняет заказ. «Прежде всего, Исаак Израилевич указывал на ошибки рисунка. В результате тысячи работ «осели» в его квартире-мастерской-салоне.

В ленинградской художественной среде 1920-х так называли художников, живущих по принципу: «Чего изволите. » Это, разумеется, в корне противоречило традициям русского искусства, сформированным романтиками, для которых эстетические и этические убеждения были незыблемы и святы. И это в смутные предреволюционные годы. Предлагаемые художникам темы включали: «портрет / бюст» Сталина, Сталин «на трибуне Чрезвычайного съезда Советов», «на трибуне Мавзолея», «с поднятой рукой на вечере открытия метро или на Съезде Советов Вперед к новым победам», «На канале Москва-Волга», «среди детей, лётчиков, героев Советского Союза» и «В Парке культуры и отдыха им. Причем удается это Бродскому весьма скоро.

Полотно символически размыкает «ближний круг» в сторону зрителя, потенциально включая и его в число самых близких соратников Сталина. Но наиболее знаковым становится полотно «Ленин в Смольном» 1930 года. Так, достоверно известно, что Ленинградский областной Союз советских художников (ЛОССХ), заказавший печать представленного артефакта, был образован 2 августа 1932 года. Тогда же было избрано его первое правление во главе с автором картины «Купание красного коня» Кузьмой Петровым-Водкиным. Лучшим пейзажем, в котором выразилось и особое пристрастие художника к красоте северной русской природы и его стремление к большому стилю, стала картина «Зимний пейзаж» (1918—1920). А уже в 1921 году художник получает право рисовать Ильича с натуры и становится официальным хроникером II Конгресса Коминтерна. Ворошилов наделён регалиями высшего командного состава (например, маршальские звезды на петлицах), Сталин же в них не нуждается как сакральный центр общества, он одет чрезвычайно просто— в серую шинель, фуражку и армейские сапоги25. По-настоящему успешные картины, как, например, некоторые полотна Александра Герасимова или Исаака Бродского, можно было увидеть по всему СССР. И если кому-то из отечественных критиков хочется пожурить Бродского-живописца словами Бродского-поэта «пускай Художник, паразит, другой пейзаж изобразит», то позволим себе еще раз напомнить, что творчество Исаака Израилевича не исчерпывается портретами вождей.

Эта историческая фотография — вовсе неслучайный снимок, а постановочный кадр из архивной видеохроники, отдельные эпизоды которой были использованы в документальном фильме«Парадный портрет власти». Зато абсолютно очевидно, что историческая хроника была сделана прямо в ленинградской художественной мастерской Исаака Израилевича, а, следовательно, работа над портретом не была выездной (что случалось довольно часто). А под мышкой у Бродского только что купленная работа самого Кустодиева. Он жаждет обеспеченной жизни, а потому работает почти исключительно на продажу.

Среди графических работ — портретов товарища Сталина последнего времени — видное место заняли две сюиты рисунков: художника Яр-Кравченко (альбом «Сталин» — изд. В советской России таким гофмалером был Исаак Бродский (позже эту эстафету у него примет Александр Герасимов). Ленин в этой версии олицетворяет поворотный момент истории28. «Мы купили ему новый костюм.

Организация долгое время оставалась второй в Санкт-Петербурге по мощности после «Печатного Двора». О великом революционере-борце рассказывают нам картины грузинских художников. Краткая записка наркома Калинину сохранилась. Когда натурщик принял опять свою прежнюю позу, Исаак Израилевич сказал студенту: «А вы проверьте по пустотам, посмотрите, какую форму приобретают пустые места между частями тела натурщика».

В течение самого короткого времени создаются дивизии, бригады и полки. На картине присутствуют одновременно «новая Москва», реконструированная по распоряжению Сталина («Дом правительства», Большой Каменный мост через Москву-реку у правого края картины, дымовые трубы позади них) и «старая Москва» (три купола православной церкви), которая отступила на задний план, что символизирует победу над царской Россией. Реалистическое искусство еще очень молодо у нас и оно еще страдает некоторыми «болезнями роста» (опасность натуралистических тенденций), но здоровая его сущность обеспечивается создавшей и бережно выносившей его живой советской действительностью, высоким социалистическим вкусом народных масс, для которых создаются лучшие его произведения. У Бродского и на этот раз все получилось. Известно, что после февраля 1917 года будущий «отец всех народов» приехал из туруханской ссылки в Петроград, где поселился в квартире Аллилуевых — в комнате, где незадолго до этого скрывались Ленин с Зиновьевым. Бродского, нам не придется.

Причем каждый из них был точно датирован. Зная, в каком бедственном положении пребывает Кустодиев, Бродский заказал ему целую серию изображений «русских типов».

Тогда же Герасимову задали вопрос о достоверности пейзажа на картине. Картина была представлена на «Конкурс ИЗОГИЗа на лучший портрет товарища Сталина и его ближайших соратников» (о проведении конкурса было объявлено в 1937 году, размер первой премии составлял 20 000 рублей5). Эту особенность выражения лица Сталина заметил и бывший узник ГУЛАГа писатель Даниил Андреев в своем сочинении «Роза мира»: «Тридцать лет повсеместно маячил перед нами портрет этого существа.

И все же хоть и немного, но идля души тоже. Ворошилов познакомил художника со Сталиным. В этот день Герасимов набросал в блокноте портрет Сталина7. Ещё одним символом защиты является ограда.

Салоном для его богатейшей экспозиции служила собственная квартира художника. Исаак Израилевич был крайне увлеченным коллекционером. Основную часть этих денег составили выплаты за «изопродукцию» – типографские и литографские портреты вождей, писателей и картины современных советских художников. Он дает его в шинели, с рукой, заложенной за борт, в фуражке, с внимательно устремленными вдаль глазами (плакат 1931 г. — «Шесть условий победы»), он рисует Сталина уверенным и радостным на фоне индустриального пейзажа (плакат 1930 г. — «Пятилетка в четыре года»). Сделали фотографии, напечатали альбомы, довольные депутаты увезли альбомы по домам.

В 1955 году типографию объединили с «Лениздатом». В Российской империи и вовсе была специальная должность — гофмалер или «придворный первый живописного дела мастер», в обязанность которого входило изображение носителей царской фамилии. Этот портрет довольно резко контрастирует с парадными изображениями вождя военных и послевоенных лет, где Сталин обретает фирменный светлый китель с погонами (и нередко звездой героя), фуражку и восторженный взгляд, устремленный в светлое будущее.

В 1920-30 годы здесь печаталась «Красная газета», журналы «Красная панорама», «Резец», «Бегемот», заводские многотиражки. Я имел высокую честь быть у товарища Сталина несколько раз. Действительно, за неполных 11 лет — с 1928-го по 1939 годы — Исаак Израилевич создал не один десяток знаменитых портретов Сталина (помоложе и постарше, на трибуне и в колонном зале, в профиль и в фас). Он стал первым в СССР художником, которому был вручен орден Ленина. Заметим лишь, что при любом дворе во все времена были свои придворные художники. Этого скрывать мы не будем.

Стоя на санях, призывающим к победам жестом руки, товарищ Сталин обращается к конникам. «Бродский был салонным художником, его мастерская представляла собой модный салон. 6 июля 1933 года Герасимов (вместе с двумя другими художниками Исааком Бродским и Евгением Кацманом) провёл целый день на даче Сталина. Снос храма завершился в декабре 1931 года, в фундамент нового здания был залит бетон, а ближайшая станция метро получила название «Дворец Советов», но сам Дворец Советов так и не был построен27. На такие «фокусы» с фотографиями советских вождей одним из первых обратил внимание английский фотограф Дэвид Кинг в книге «Пропавшие комиссары«.

Причем с этим снимком связана трагическая история. В 1939 году художественный критик предположил, что взгляд Сталина направлен на конкретный объект: «Сталин и Ворошилов стоят на Кремлевском холме, устремив взоры туда, где воздвигается грандиозный монумент в честь В. И. Ленина— Дворец Советов». В мае 1917 года вернулся в Петроград, где был избран членом президиума Петроградского Совета, позже назначен главным агитатором Петроградского комитета РКП (б). Комментировал вождь и собственные, неудачные, по его мнению изображения. Нужно хорошо знать человека, чтобы он был у вас в зрительной памяти, как живой. А вот в 1920 году Ленин с Крупской поехали открывать электростанцию в Кашине и сфотографировались с группой кулаков (на заднем плане) и детей (на переднем).

У Бродского Сталин более приземлен, спокоен, даже холоден. Они видят замысел Герасимова в изображении «штормового прошлого и голубого неба, пробивающегося сквозь облака»14. Так на Западе сохранились нетронутые свидетельства этого дня.

И произошло это как-то незаметно, само собой. Чуть позже от снимка отрежут стоящего по правую руку от Сталина наркома почт и телеграфов Николая Антипова — его репрессируют и приговорят к смерти в 1938-ом. Портреты Бродского тщательны по рисунку. Зрители, основываясь на трактовке Садовеня, дали этой картине своё название— «Два вождя после дождя»11. В 1943 году организация была переименована в «Ленинградский Союз советских художников» (ЛССХ)затем, после вхождения в 1959 году в состав Союза художников РСФСР, она стала называться «Ленинградское отделение Союза художников РСФСР», а с 1968 по 1989 год — «Ленинградская Организация Союза художников РСФСР». Вряд ли Бродский писал свой знаменитый портрет «вживую».

Как и другой диктатор того времени Сталин по-своему любил живопись. Он изображен ближе к зрителю и вот таким образом выглядит более высоким (в реальности Сталин был гораздо ниже Ворошилова12), рядом с ним, в первой концентрической зоне находится только Ворошилов. Плампер приводит два варианта трактовки такого взгляда: а) Ленин проторил путь к коммунизму (ещё не установленная статуя, на которую смотрят Сталин и Ворошилов), а Сталин завершает его дело и является его живым воплощением (фигура Сталина, пристально смотрящего на стройку), б) Сталин смотрит на Ленина как на воплощённое в человеке начало утопической новой эры. В нем было что-то от Марата.

» В 1918 году типография переехала в здание МВД на Фонтанке и получила имя Володарского. Но, как ни странно именно об этом, по сути, «каноническом» изображении Иосифа Виссарионовича, которое до середины 50-х годов печатали на советских плакатах многотысячными тиражами, почти ничего не известно.

Мы как-будто слышим срывающиеся с губ товарища Сталина слова, зовущие к борьбе, мы верим в непреклонность человеческой воли и в торжество победы, глядя на это худое, тонкое, вдохновенное лицо, на смелый жест руки, на устремленное всегда вперед движение. В России же с фотографий убрали всех, кроме самых главных. Позднее, однако, Герасимов на вопросы о позировании Сталина для этой картины говорил и писал уклончиво: «Посчастливилось кратковременно беседовать в майские сумерки на опустевшей после демонстрации Кремлёвской набережной»12. Это был поистине уникальный мастер и человек. Родился он в 1891 году, активную политическую деятельность начал с 16-ти лет в организациях БУНДа (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России), затем примкнул к меньшевистскому крылу РСДРП.

В начале нынешнего века предпринимались попытки создания на базе «Лениздата» коммерческого издательства «Ленинград». Мицкевича «Студенты Академии художеств работают над портретом Сталина для украшения города к 1 мая 1934 года». Ворошилов обратился за помощью к Председателю ЦИК СССР М. И. Калинину.