Кустодиев Произведения

Сам Репин порой не отличал в этом произведении свои и кустодиевские этюды. Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Незадолго до кончины Кустодиев создает одно из самых значительных своих произведений -«Русскую Венеру» (1925—1926). По заказу Госиздата Кустодиев выполнил в 1925 году рисунки для обложек произведений Горького. Борис Кустодиев создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого, Островского, Лескова.

Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. В этом отношении особо заметно одно из кустодиевских произведений, написанное художником в 1918 году «Лошади во время грозы». В своих произведениях Кустодиев стремился раскрыть традиции и устои патриархальной России. Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).

Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922 «Леди Макбет Мценского уезда», 1923). Яркая плеяда русских художников потеряла бы многие свои оттенки, если бы в нее не вошли произведения Бориса Михайловича Кустодиева. Однако смакование сытого, бездумного существования сопровождается здесь, как и в других произведениях Кустодиева, легкой иронией и беззлобной усмешкой.

В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Начались страшные головные боли. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. В 1916 году наступил полный паралич ног. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.

Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Художник – без рук.

Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Натурщицей Кустодиева была скромная девушка, жившая неподалеку. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Горячо откликнувшись на революционные события 1905 года, он помещает в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» ряд острых рисунков, бичующих царских сановников, создает несколько значительных произведений, среди которых картины «Манифестация» и «Демонстрация у Путиловского завода». Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию.

Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Большинство жанровых картин показывают церковные праздники, народные гуляния.

  • Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
  • Борис Кустодиев: картины с названиями, описание работ, фото
  • Борис Кустодиев: жизнь и творчество художника
  • Художник Кустодиев – биография и описание картин

Подавление революции Кустодиев показал в живописной аллегории смерти. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос.

Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. На первой из них – праздничная Дворцовая площадь Ленинграда. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.

  1. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  2. Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  3. Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
  4. Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
  5. Книжная графика Бориса Кустодиева
  6. Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)

Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »).

И художник не мог охватить фигуру целиком. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника.

Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. А расчет на деле оказался изумительным. А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю Вражья Сила. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.

Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом.

  1. Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
  2. Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
  3. Литературно-исторические заметки юного техника
  4. Борис Михайлович Кустодиев и круг его интересов
  5. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  6. Картины Бориса Михайловича Кустодиева

Работа над картиной «Торжественное заседание Государственного совета» была сопряжена с большими трудностями. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Вступление» (1905) над крышами беснуется смерть, солдаты расстреливают баррикаду. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.

Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Осознавая, что смерть уже рядом, Кустодиев по-прежнему творил в присущей ему праздничной манере, краски его оставались яркими, насыщенными, сочными. Вот одна из них. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902).

Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета».

На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».

  1. Наиболее известные картины Бориса Кустодиева
  2. Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
  3. Книги, графика, плакат, календари, декорации
  4. Астраханское детство Бориса Кустодиева
  5. Словари и энциклопедии на Академике
  6. Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
  7. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  8. Сайт о жизни и творчестве художника

Зашел с мороза прямо в шубе.

Что должен чувствовать всемирно знаменитый художник в вольере с животными. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Древние понятия о небожителях тут резко меняются. В Костромской губернии Кустодиевы купили землю и художник построил деревянный «Терем».

В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Кустодиев был и блестящим портретистом: достаточно вспомнить его знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина, фоном которому служит все то же безудержное русское разгулье. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки».

  1. Детские образы в творчестве Кустодиева
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вот кого рисовать-то. И снова торжество смерти, на этот раз подчеркнутое минимумом цвета и движения. В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. Как-то он ехал из Выборга в Петроград в инвалидной коляске из-за чего был помещен в «собачий» вагон.

Лучшие картины русского 
художника Бориса 
Кустодиева

Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. А он говорит: Вот и эта медаль (международной выставки в Мюнхене) – я очень рад, что она на меня не повлияла. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы.

В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня.

Чего стоят знаменитые «кустодиевские» женщины, являющие собой народный идеал красоты. В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга.

На самом деле тем, кто знаком с личностью Бориса Михайловича, это совсем неудивительно. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. В октябре 1909 г. Собрание Академии художеств избирает Бориса Михайловича Кустодиева академиком живописи. В 1910 г. Кустодиев становится членом художественного объединения «Мир искусства», группы русских художников-новаторов и, впоследствии, принимает участие во всех выставках объединения. В 1912 г. по заказу министерства культуры Италии художник пишет свой автопортрет для галереи Уффици. Еще в 1909 г. у Кустодиева обнаружилась опухоль спинного мозга и, несмотря на интенсивное лечение, в 1916 г. ему ампутировали ноги. Тем не менее, прикованный к инвалидному креслу, художник продолжает активно работать: в этот период созданы великолепные иллюстрации к произведениям «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова и «Русь» Е. И. Замятина. После революции художник участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого»). В 1920 г. в Петроградском Доме искусств с успехом прошла первая и единственная прижизненная персональная выставка произведений Бориса Михайловича Кустодиева. В 1923 г. Кустодиев вступил в Ассоциацию художников революционной России. Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву.

И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Еще в 19 лет он обронил в письме к матери: Опять что-то поет, как это у меня иногда бывает. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.

Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.

Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. Картина вызывает страх и тревогу.

Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. К болям в руке прибавились сильнейшие головные боли со рвотой. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Эти рисунки отличаются правдивостью. академический театр оперы и балета им. Чертовски трудно.

Ему нужна была обнаженная натура. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.

Успех декораций и костюмов был только началом. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках.

После окончания первого курса Борис Кустодиев становится учеником Ильи Ефимовича Репина. В апреле 1901 г. Репин начинает работу над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета» и приглашает в качестве помощников своих лучших студентов Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.

Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера».

Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Только на этот раз быт новый, складывающийся, советский.

Радостные, возбужденные, красными флагами и транспарантами проходят по ней демонстранты. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию.

Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Полотно «Масленица» показывает зрителям отличный праздник дореволюционной России. Сюжет исключал возможность свободы поз и жестов, регламентировал костюм. Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать.

В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. В рисунке «Москва. И тут же: «Был в Эрмитаже и совсем раздавили меня нетленные вещи стариков. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Он писал портрет участками, не видя целого.

К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике. Забывал, когда удавалось забывать.

Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Это была работа наугад, на ощупь. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг.

В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Расцвет графического творчества Бориса Михайловича Кустодиева пришелся на первые послереволюционные годы. Мальчик рос наблюдательным. Главной темой творчества художника стала семья. Постепенно жизнь входила в обычное русло.

Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). Любой звук усиливал страдания. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Быт, провинциальный ли, купеческий ли, при всех его реальнейших приметах на картинах Кустодиева превращается в такую же условность, как «купеческая дочь», «добрый молодец», «царевна» да «царь с царицей» в русских сказках. Вдруг заболевала рука и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели.

Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). В статье «Как я работал над Блохой» Кустодиев рассказывает: «. Все происходит как бы в балагане изображенном на лубочной народной картинке, все яркое, пестрое, ситцевое, «Тульское»: и «Питер» и сама «Тула» и «Англия».

Нельзя, наконец, не отметить значительную работу в области скульптуры. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре.

От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов.

Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю. Творческий диапазон Кустодиева удивительно широк. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Особенно его тревожит обстановка в Академии художеств: «Непостижимо, что там делается. «На Кустодиева я возлагаю большие надежды, — говорил знаменитый художник. — Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность они служат залогом крепкого и прочного успеха». В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.

В 1915 —1916 годах Кустодиев создал такие выдающиеся произведения, как «Девушка на Волге», «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», три варианта «Масленицы», наполненные любовью к Родине, оптимизмом и радостью бытия. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. С 1916г.

С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». 4 мая сдал 24 (. ) гравюры для выставки в Государственном Русском музее. Комнат пять, все они располагались анфиладой. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком.

Вместо этого — лечение, мучительные операции, долгое пребывание в клиниках за границей. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Высота комнат необычная. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. К этому времени написаны такие такие картины, как Базар в русской деревне, Ярмарка (1906), Ярмарка (1908), Ярмарка (1910), Праздник в деревне (1907), Деревенский праздник (1910), Гулянье (1909), Провинция (1910) и т. д.

Наступил полный паралич ног. Футуристы и декаденты ругали мастера за несовременность и нежелание «разорвать пуповину реализма». Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. «Серьезные» критики 10-х годов XXв.

Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. И было на что смотреть – яркие впечатления окружали со всех сторон. Нет, его идеал вовсе не такие дебелые женщины. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.

н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Увидеть эту прекрасную картину можно в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Подобное «накопление материала только и может дать здоровую жизненную почву для настоящего искусства композиции» — эти слова художника раскрывают секрет его творческого метода. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Он жить не сможет». Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года.

И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. сотрудничает с журналами «Жупел», «Адская почта». В 1905 г. Кустодиев впервые обратился к книжной иллюстрации, жанру. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины.

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Кончина художника была тяжелой утратой для советского искусства.

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Революцию Кустодиев принял радостно, с открытым сердцем. Болезнь изменила образ жизни художника. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).

Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920).

Через пять месяцев он вернулся в Россию. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет.

По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная. Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ). (Картина «Портрет художника И. Я. Билибина» была отмечена медалью Международной Мюнхенской выставки 1901 г., а «Портрет землевладельца А. П. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.

Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу. Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году.

В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Находясь в Швейцарии, получил приглашение написать декорации к «Горячему сердцу» А. Островского — одной из самых веселых комедий русской сцены. Привлеченные пением, сгрудились вокруг люди: одни подпевают, другие слушают, третьи просто так глазеют, но всем интересно, всем весело.

56 картин, созданных с 1900 г. по 1917 г. Раздел 2. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». И на улицах родного города впечатлений хоть отбавляй.

Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.

Он иллюстрировал многие произведения классической русской литературы, в том числе «Мертвые души» и «Шинель» Н. В. Гоголя, «Песню о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова, «Как чертенок краюшку выкупал» Л. Н. Толстого. В 1907 г. на VII Международной художественной выставке в Венеции награждается большой золотой медалью за «Портрет В. В. Матэ». В этой картине художник вновь изобразил праздничный быт народа. Это одна из первых больших работ Кустодиева после пережитых операций на позвоночнике.

Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Поступил в студию Рене Менара. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки.

На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета».

Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Природа наделила Кустодиева поразительно острым глазом и изумительной зрительной памятью. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой— 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской.

Я этого не знаю. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Вместе с семьей отправляется в Париж. Какое самомнение, какая бестолковость».

В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». За этими иллюстрациями последовали другие, среди которых выделяются рисунки к стихотворениям и поэмам Некрасова, к произведениям Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923).

Одна из главных тем – шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. В 1909г. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Сияет небо.

Пасха, церковь и вера в творчестве Бориса Кустодиева занимает основное место. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Искусство требует всей жизни. Небольшие детали быта, прописанные аккуратными мазками, создали отдельный солнечный мир, наполненный иллюзиями радужной круговерти, заключенной бытовой статичностью. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину.

Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским иконой, фреской». В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Кустодиев писал это за год до смерти — в Эрмитаж его несли на руках. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.

Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». И ученик оправдал надежды.

Здесь все фантазия и быль. Какова шуба на нем. Почему уговаривает. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.

Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. С чарующей живописной силой раскрыл в них художник чертъ.

Вот прославленная «Масленица» — пленительная и яркая, почти сказочная картина веселого зимнего праздника. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов.

Бегали в прятки. – Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Будто впервые. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) родился в Астрахани в семье Михаила Лукича Кустодиева, профессора местной духовной семинарии, преподававшего философию историю литературы и логику. Кустодиев был избран академиком живописи — его творчество признали коллеги.

Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Только щеки да нос краснеют». Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки. » А правая рука стала слабеть и усыхать. В картине много того, что можно назвать типично кустодиевским: лиц, типажей, целых сценок.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Но остался на родине и продолжал исступленно работать. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Городок словно подернут легким туманом, какой бывает только в хороший мороз. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Через год он готовит «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.

Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. музей Революции СССР). Портрет получился огромный – более двух метров в высоту. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Борис Михайлович работал над портретами, применяя разную технику: масло, темперу, цветные карандаши, пастель.

Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Работа была заказной. С 1907 года — член Союза русских художников.

Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Развал, неразбериха. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого (ГРМ) и Ночной праздник на Неве (Гос. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).

С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. В 1905—1907 гг. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. – Так как это обнаженная натура. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.

Приходилось по нескольку дней лежать, закутав голову теплым платком. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930).

Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. В 20-е годы искусствоведы навесили на живописца ярлык «последнего певца купеческо-кулацкой среды» — притом, что Кустодиев восторженно принял революцию, создав яркие образы в своих картинах. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла.

Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Картина «Русская Венера», созданная 1926-го, поразила искусствоведов. Веселый и крепкий язык пьесы требовал таких же красок: красный кумач, синий ситец в белый горошек (он же снег), платки с алыми цветками — вот мой фон, на котором движется пестрая вереница баб, англичан, мужиков, гармонистов, девок, генералов с глуповатым царем на придачу».

Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. считали работы Кустодиева «лубочными» и недостаточно реалистичными. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Кустодиев был лучше.

А шуба. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Шаляпин высоко оценил портрет. Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн.

Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). После разгона демонстрации» (1906)— черно-серый тон, голые зимние улицы Петербурга, тишина и пустота, спины уходящих строем солдат, мертвые тела. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества.

В создании полотна участвовала семья. В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Яркие краски придают картине мажорное звучание.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Тема современности становится для него основной.

Его работы переполнены бьющей через край яркой, «масленичной» Россией. С увлечением работал художник над образом великого вождя революции.

«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. И. Шаляпин». Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Кустодиев стал признанным мастером, на него сыплются заказы, медали, награды, но он при первой возможности стремится сбежать в свой «Терем» — единственное место, где по-настоящему счастлив.

А художник был одинаково далек как от авангардных веяний, так и от строгого реализма. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Работая вместе с Репиным, Кустодиев не оставляет и самостоятельное творчество. Потом он мог «свободно распоряжаться своим материалом, работать легко и свободно без натуры». Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. Вот его «Московский трактир». Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». В этом ценность портретного наследия художника. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта.

Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Нет, конечно. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Этюд с нее лег в основу картины. Кончились его странствия по России, верховые прогулки, охота, все, что он страстно любил.

Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II. Болезнь прогрессировала. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Совсем в ином духе выполнен рисунок «Февраль.

В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. русского характера – величавое достоинство, цельность и широту натуры, душевную чистоту. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».

Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). В 1931 году он становится академиком, о нем восторженно пишет Репин.

художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Узрел я прелесть и ласковость «Красавицы» и забыл посты и бдения.

Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г. ). Иду в монастырь замаливать грехи свои». После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.

Мы жили на третьем этаже. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.

Вот насколько мы уголок можем видеть. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Он задумал новый образ народного героя.

Что заставило его поменять манеру письма – нежелание быть одним из. Дубасова и других. В 1904 году он иллюстрирует «Мертвые души», а в 1905 году — повести «Коляску» и «Шинель». Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Одна из последних работ Кустодиева – «Русская Венера».

Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Внезапная смерть 26 мая 1927 года оборвала творческие замыслы мастера. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Увидеть эту картину можно в петербургском Государственном Русском музее. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен.

Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать.

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Аи да молодец твой отец. » И это действительно одна из лучших его работ.

Картина эта, к сожалению, завершена не была. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика. К этому времени у них уже родился сын. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. Вскоре он создает яркое историческое полотно «27 февраля 1917 года».

Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Переливаются всеми цветами радуги их шелковые платья, сверкают звучными красками расписные шали. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов.

Отца своего он почти совсем не помнил. Если он и негодует, то только по поводу ниспровергателей искусства. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.