Лев Леон Бакст

В 1909 году Леон Бакст окончательно поселился в Париже и сотрудничал с Сергеем Дягилевым до тех пока, пока напряженность в отношениях не переросла в открытый конфликт. Для Леона Бакста эти годы, особенно первые десять лет, до разрыва с Дягилевым, стали вершиной его творчества. Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич или Лев Самойлович Розенберг 1866—1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики. В один из таких визитов из Парижа в Петербург состоялась судьбоносная встреча знаменитой троицы: Александра Бенуа, Сергея Дягилева и Леона Бакста, вошедшие в кружок «Мир искусства».

Сердцем и мотором журнала был Сергей Дягилев, руководителем художественного отдела – Леон Бакст. В начале 1910-х годов Леон Бакст создал целую галерею портретов своих современников — Филиппа Малявина и Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус и Жана Кокто, Сергея Дягилева и Айседоры Дункан.

Он был большим театралом и привил эту страсть Льву. Ее начали преследовать страшные видения. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис8. После возвращения дягилевской антрепризы (1917 г. ) Бакст с горечью осознает, что его место отдано другим художникам, а старый друг ведет себя более чем некорректно – то поручает оформление спектаклей, то отдает работу другим. Он много занимается архаикой.

Изящный портрет-рисунок М. Г. Савиной (1899 г. ) является лучшим изображением актрисы. Нити жемчуга, золотые браслеты и другие украшения усиливали сверкание. Сказывалось многолетнее переутомление. Он нередко придумывал костюмы и не только для сцены.

  1. Лев Бакст — художник изменивший мировую моду
  2. Лев Самойлович Бакст – биография и картины
  3. Бакст Лев СамойловичКартины и биография
  4. Художник Бакст Лев Самойлович: биография, творчество
  5. Картины — Бакст, Лев Самойлович
  6. Леон Бакст: жизнь и творчество художника

Удовольствия эта работа ему не доставляла, но деньги приносила. Словно «черный жук, завалившийся в глубокое кресло» изображен погруженный в чтение А. Н. Бенуа (1898 г. ). Бакст для этого слишком экспрессивен, эмоционален. В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов.

Бакст оформляет «Снежную маску» Блока (1907 г. ) и «Нос» Гоголя (1904 г. ) создает проекты ваз для императорского фарфорового завода. То она слышала звуки похоронных маршей, то ею ощущался запах тубероз – цветов, которые приносят на похороны, то мерещились два детских гробика посреди сугробов. Коллекция Никиты и Нины Лобановых-Ростовских), «Юноша, сопровождающий Орфея в храм. Примирение произошло и возникло ощущение идиллии. Бакста сейчас абсолютно забыты.

  1. Леон Бакст Русские сезоны Модерн
  2. Учитель рисования в императорской семье
  3. Модный дизайнер известный всему миру
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Напишите отзыв о статье Леон Бакст
  6. Отрывок, характеризующий Леон Бакст

Бакст оформляет спектакли не только в Париже, но и в Лондоне и в Риме. Несколько лет назад руководство Института решило продать этот ценный актив.

Европейскую известность Бакст приобрёл как один из ведущих декораторов Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. Полотно перечеркнули крест-накрест.

  • О знаменитости:русский художник и декоратор
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Описание картины Леона Бакста «Древний ужас»
  • Описание картины Леона Бакста «Портрет Александра Бенуа»
  • Описание картины Леона Бакста «Портрет будущей графини Анри де Буажелен»
  • Описание картины Леона Бакста «Портрет Зинаиды Гиппиус»
  • Описание картины Леона Бакста «Ужин»

Кустодиева " Групповой портрет членов объединения Мир искусства Бакста нет – там изображены слева направо: Грабарь, Рерих, Лансере, сам Кустодиев (сидит на переднем плане), Билибин (стоит на заднем плане), Остроумова-Лебедева, Бенуа, Нарбут (стоит сзади) Петров-Водкин (стоит на переднем плане, держится за стул), Милиоти, Сомов, Добужинский. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства12. Так и в его узорах для шелка. Публика аплодировала декорациям, лишь только взлетел занавес. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Белоруссию (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь).

Чуждый чванства и слепого упрямства, Бакст был очень искренним и простым человеком». Другой орнамент состоит из цветных треугольников в шахматном порядке, но эти треугольники на самом деле – то ли стилизованные мохнатые ели, то ли жилки засушенных листьев из гербария. В эскизе модель запечатлена в порыве. Через год брак распался в очередной раз, перечеркнув надежды Айседоры на семейное счастье. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Она закончилась только благодаря отъезду художника из Парижа. С 1910 года художник живет в Париже и сотрудничает с театром С. Дягилева. Семья была большой, с патриархальными устоями. Но эта область декоративного искусства особого интереса у Бакста не вызывала. Проблема была в том, что он был женат. Более всего свои таланты Бакст Лев Самойлович проявил в театральных работах.

Старик был заядлым театралом и привил эту страсть внуку. Графика изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. Он с блеском оформляет балеты «Шахерезада», «Клеопатра», «Нарцисс», «Жар-птица». Жерома, Р. Жюльена и А. Эдельфельта. В 1902 г. Лев Самойлович познакомился со вдовой художника H. Н. Грищенко, Любовью Павловной (дочерью П. М. Третьякова).

Он был в центре художественной жизни Парижа. Творчество Бакста противоречиво. Это были молодые художники-единомышленники. Отец, Самуил Розенберг, пользовавшийся авторитетом знаток талмуда. По широте охвата современного состояния культуры Мир искусства выходит за рамки художественного журнала, его деятельность можно рассматривать как общекультурное явление.

  1. Описание картины Леона Бакста «Элизиум»
  2. Наиболее известные работы художника

Бакст также трудился над созданием выставочных экспозиций. Также он оказался хорошим педагогом. абриель ДАннунцио.

Костюм становится как бы одушевленным и активно участвует в спектакле. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Эскиз костюма к балету «Нарцисс» (около 1911, СПМТиМ), «Вакханка. Синтез музыкальных, ритмических и художественных достижений позволял создавать неповторимые зрелища, потрясая зрителей от спектакля к спектаклю («Карнавал», 1910 г. «Нарцисс», «Видение розы», «Пери», все в 1911 г. «Дафнис и Хлоя», «Синий бог», «Послеполуденный отдых фавна», все в XII г. ).

Наибольший успех Льва Бакста в этой области связан с так называемыми «Русскими сезонами» – гастролями русских артистов в Париже, организованными Сергеем Дягилевым и деятельностью балетной антрепризы «Русский балет Дягилева» (1909 – 1929). В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922).

В работах над «Ипполитом» и «Эдипом в Колоне» раскрылся талант непревзойденного ретроспективного стилиста. «Единственно кто имел успех – это Бакст, – вспоминал Мейерхольд, – в зале стоял стон. Трагически звучит контрастный графический «Портрет И. И. Левитана» (1899 г. ). Ошеломляющее впечатление исходило от всех спектаклей. Графика изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. «Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия.

И только виновник торжества «чувствовал себя постыло равнодушным и почти унылым среди этого успеха». Какая боль и затаенное страдание во взгляде обреченного, безнадежно больного художника. В "Жар-птице" геометрию образовывали трафаретные птицы и звезды. Но все же, отбросив горечь обид и неприязнь к Дягилеву, он создает для этого театра свою лебединую песню – необычайно эффектный спектакль «Спящая красавица» (6 декораций и около 300 костюмов). Но асимметрична только цветовая гамма. На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст— укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В нем не было второстепенных мелочей, все выполнялось первоклассно. Сильное впечатление оставляют «огромные широко разверстые глаза, бушующие костры на бледном изможденном лице» А. Белого (1905 г. ). В композициях Б. часто видны греческие мотивы, например в Vision Antique (1906), Креон (1906) и Антигона (1904). Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

С 1893 по 1896 год он занимается в студии французских художников в Париже. Продолжая заниматься станковой живописью и графикой, много работал как сценограф. Бакста (Золотое Руно, 1906 год, 4) С. Маковский Страницы художественной критики, т. II Александр Бенуа История русской живописи в XIX веке его же Русская школа живописи (1904). Лев Розенберг родился 10 мая 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста.

Лев Бакст — художник, 
изменивший мировую 
моду

С 1909 по 1914 гг. Бакст оформил 12 спектаклей в «Русских балетах» Дягилева, а также несколько постановок для И. Рубинштейн и А. Павловой. Он очень любил этот вид искусства. Выше: что вы искали.

Графические работы он еще долгое время подписывал своей фамилией Розенберг, хотя под первыми живописными пробами уже ставил псевдоним Бакст, сократив фамилию бабушки по матери (Бакстер). Он создает свой, особый, бакстовский стиль. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922). В 1893 году Леон посещает Париж, где и знакомится с модернизмом в искусстве. Он жил и работал в Женеве, хотя труппа с успехом гастролировала по Америке. Но особенно удаются художнику портреты друзей.

Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно. Именно этот кружок, который потом перерастет в художественное объединение «Мир искусства», сформировал взгляды Бакста и его направление в живописи. Его вкусу доверяли при оформлении выставок. Для обучения искусству живописи переехал в Санкт-Петербург, где был вольнослушателем в Академии художеств. На ней изображена Анна Бенуа (в девичестве Анна Кид) супруга русского художника историка искусства, основателя и главного идеолога объединения «Мир искусства» Александра Бенуа.

Начало ХХ века прошло в Европепод знаком Русских сезонов Сергея Павловича Дягилева из которых позже (c 1909 г. по 1929 г. ) выросла его же балетная антреприза Русский балет С. Дягилева. А. С. Пушкина воздает должное богатому и многообразному творческому потенциалу этого удивительного человека, одного из самых влиятельных художников своего времени и главного культурного посла России Серебряного века. В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Покладистый и терпеливый Бакст очень страдал от наполеоновских замашек директора антрепризы от того, что «не позволяют сделать для родины самое лучшее, самое зрелое, самое вдохновенное» от разлуки с сыном.

Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Белоруссию 9 (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). Искусство Бакста было граничит с течением символизма. Из-за ревности любовные отношения дали трещину. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». Никто до него не уделял костюму такого внимания. Именно он первым увидел талант в своем ученике – Марке Шагале. А представленную художником на выставке «Современное искусство» (1903 г. ) изящную мебель для будуара в стиле модерн приобрел барон фон Мекк.

Но поэт, который был младше жены на 18 лет, был просто увлечен иностранной знаменитостью (впоследствии он писал: «У меня была страсть, большая страсть. В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства». В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. Айседора Дункан родилась в мае 1878 года в Америке.

Глубоко психологичны портреты К. А. Соловьева (1906 г. ), М. А. Балакирева (1907 г. ). Там обсуждались вопросы живописи, театра, музыки, литературы, философии. После нескольких лет жизни он возвращается во Францию, всеми обласканный и знаменитый.

Среди экспонатов выставки следует упомянуть такие работы, как «Беотиец. В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Его принципы живописного оформления были безоговорочно приняты критиками.

Свои взгляды на взаимоотношения современного искусства и древности Б. высказал в статье: Пути классицизма в искусстве (Аполлон, 1909 год, 2 и 3). За успех в карьере Дункан пришлось заплатить ужасную цену. Этот выдающийся стилиэатор, по выражению М. Волошина, «ученый, элегантный, многоликий, переимчивый напоминает любезного археолога, который в зале «Коллеж де Франс» перед великосветской аудиторией толкует тайны женского туалета древних вавилонянок и карфагенянок. Под их влиянием художник увлекается акварелью. Жизнь необычной женщины оборвалась трагично.

Результатом поездки стали публикация дорожных записок «Серов и я в Греции» и большое декоративное панно архаико-символического звучания «Terror antiquus» («Древний ужас», 1908 г. ). Но несомненными шедеврами являются его работы «Ужин», «В кафе», «Древний ужас». Но огромное количество не атрибутированных образцов тканей, названных авторами «Ткань в русско-восточном стиле», может означать, что перед нами ткань, напечатанная и вытканная по одному из 96 эскизов, которые Бакст продал текстильным фабрикантам в конце 1920-х годов и за которые получил огромную сумму – более 80 тысяч франков. За головокружительные удачи в карьере танцовщица начала платить неудачами в личной жизни.

Это был трудный период в жизни юноши. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста «Terror Antiquus» (1908) соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. В это время Лев приобретает первую известность как хороший акварелист. В работах «Близ Ниццы», «Оливковая роща», «Подсолнухи под солнцем» ощущается свет и воздух природы, передается оптимистическое мировоззрение автора.

Теперь уже Баксту аплодирует Америка. Имя Леон Бакст стало звучать как парижское. История не сохранила условий, на которых Бакст в итоге подписал с Пуаре контракт и год поставлял ему идеи. В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». Последним ее любовью стал молодой русский пианист Виктор Серов. Он мог писать густыми мазками, а мог создавать сложное полотно с помощью лессировки.

Первая мировая война прервала спектакли «Русских сезонов». Декорации Бакста представляли собой огромные живописные панно. И как коммерсант. Он слишком легко поддавался влиянию извне и не выработал четкой, собственной манеры письма.

Весь свой живописный темперамент, полный чувства театральности, Бакст выплеснул, оформляя балет «Шахеразада» (1910 г. ). В журнале Мир искусства Бакст возглавлял художественный отдел. Эскиз костюма к балету «Синий Бог» (1912, Центр Помпиду), эскиз костюма для Вацлава Нижинского в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых Фавна» (1912, частное собрание, Париж), «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, Русский музей), «Автопортрет» (1893, Русский музей), Эскиз костюма для Иды Рубинштейн в партии Клеопатры (балет «Клеопатра»), 1909 СПМТиМ (Дар Международного благотворительного фонда «Константиновский», 2013. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Белоруссию (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). фамилия Розенберг, 1866 – 1924) знаменит, прежде всего, своими потрясающими проектами для дягилевских «Русских сезонов» в Париже и Лондоне.

Айседора четко решила изменить Судьбу избежать трагедии любой ценой. Для него самым важным остаются человеческие позы, украшения и одежды». Помимо театральных работ он создал великолепные панно на тему «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. Бакст был не только художником театра, но и знаменитым живописцем (его картина «Ужин» имела скандальный успех в 1902, в то время как «Древний Ужас» 1908 вызывал тревожный призрак Апокалипсиса), портретистом (его изображения Сергея Дягилева, Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус – драгоценные свидетельства Серебряного века) иллюстратором великолепных книг, дизайнером интерьеров и создателем высокой моды в 1910-ых, близко стоящим к Вурт, Шанел и Пуаре.

I акт» (1914, ГМИИ им. К 150-летию со дня рождения», ГМИИ им. Но не всегда талант художника был востребован. В роскошных альбомах, посвященных французскому и американскому текстилю первой четверти XX века (Schoeser Rufey, 1989), места для Бакста не находится. Лев Самойлович был не только постоянным участником выставок «Мир искусства», но и художником их интерьеров.

Кстати, на картине Б. М. Отец его занимался торговлей, мать воспитывала детей и вела хозяйство. Первая мировая война прервала спектакли Русских сезонов. Погибли два самых дорогих ее существа – шестилетняя Дидре и трехлетний Патрик. Все это – желтое, оранжевое, красное, зеленое. – См.

Отдыхал и воплощал свои замыслы он в портретах, которые постепенно становятся популярными. Так, художественное оформление балета «Жар-птица» (музыка Стравинского) взял на себя Головин, но исключительно трудный наряд Жар-птицы создал Бакст. Бакст стал настоящим соавтором зрелищ, органично воплощая замысел постановщика в декорациях, освещении, костюмах. Бакст, находившийся в это время в Швейцарии, оказался отрезанным от Дягилева и его труппы. Навыки академического рисунка, полученные в академии, пригодятся ему в будущем.

Постановкам его стали подражать, его идеи варьировали до бесконечности. При участии Бакста были осуществлены постановки балетов: «Клеопатра» (1909, театр Шатле), «Шехеразада» (1910, Гранд-опера), «Жар-птица» (1910, Гранд-опера), «Видение розы» (1911, Монте Карло, Казино), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино), «Дафнис и Хлоя» (1912, театр Шатле), «Синий Бог» (1912, театр Шатле), «Послеполуденный отдых фавна» (1912, театр Шатле), «Легенда об Иосифе» (1914, Гранд-опера), «Шутницы» (1917, Рим, театр Констанци), «Спящая красавица» (1921, Лондон, театр Альгамбра), другие.

Бакст, которого часто упрекали в «похожести на других живописцев», виртуозно использовал это качество для создания исторически достоверных костюмов и декораций, органично соединяя его с требованиями зарождающегося модерна. Художник часто жаловался, что вынужден выполнять неинтересные заказы только ради материального благополучия (копия с портрета царя – поездка в Испанию заказ Военно-морского министерства – обучение в Париже преподавал рисование детям великого князя Владимира и писал портреты всего его семейства). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922) 10. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Художник в дягилевских балетах был полноправным партнером режиссера и балетмейстера.

Они изучали и искусство прошедших веков и новые течения в искусстве Европы. Это не приносило ему творческого удовлетворения. Теперь уже Баксту аплодирует Америка.

В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Бакст также разрабатывал дизайн причесок (париков), драгоценностей, сумочек и других модных аксессуаров, писал статьи о современном дизайне, о танце и о женщине, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующими подробностями автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Она была, по признанию критики и публики, лучше самого балета. У танцовщицы в очередной раз было разбито сердце. От этой утраты она так и не оправилась до конца жизни. Это были молодые художники-единомышленники.

Но в его интерпретации античность имеет мало общего с Классицизмом. В декорациях и картинах всегда склонный к архаике художник великолепно передал «грандиозную и священную красоту Древнего Египта». В 12 лет он стал победителем конкурса в гимназии, лучше всех нарисовав портрет Жуковского.

Бакст предложение Селига встретил с энтузиазмом. Через некоторое время Дункан познакомилась с сыном миллионера Зингера — Юджином. Душа великой и талантливой женщины была опустошена, уж слишком большая плата (гибель детей и неудачи в личной жизни) пришлось заплатить за прекрасные мгновенья, которые она пережила танцуя. Юный художник был вынужден покинуть Академию под предлогом прогрессирующей близорукости. Он всегда был полон замыслов и исканий. Хиромант подолгу беседовал с русским художником, показывал мастерство, делился секретами.

Талант Бакста-графика и его опыт иллюстратора был полной мерой востребован, когда он возглавил художественный отдел журнала «Мир искусства» (1898 г. ). Отец, в меру сил, противился. М. Волошин Архаизм в русской живописи (Аполлон, 1909 год, 1) Вячеслав Иванов Древний ужас (Золотое Руно, 1909 год, 4), 33 снимка с произведений Л. С. Даже сложнейшие на первый взгляд узоры упорядочены. К лучшим достижениям в жанре портрета относятся ранние: «Уриэль Акоста» (1892 г. ), «Голова араба» (1893 г. ), «Молодой дагомеец» (1895 г. ).

Бакст, находившийся в это время в Швейцарии, оказался отрезанным от Дягилева и его труппы. Такая трактовка для жюри была просто немыслима. Острота видения людей позволяет ему в образованном, веселом, остроумном В. Ф. Нувеле (1895 г. ) одновременно показать «паршивого сноба» и позера.

А краеугольным камнем бакстовского орнамента была геометрия. Иванова «Древний ужас» 2. Бакст Лев не только проявил себя в живописи и сценографии, по сути, он был дизайнером.

Однако, проиграв конкурс академии на серебряную медаль, юноша покидает учебное заведение. В 1883 году юноша поступает вольнослушателем в Петербургскую академию художеств. Дом бывшего известного парижского портного больше напоминал парижский салон.

Через четыре года в семье родился сын Андрей (впоследствии стал известным театральным декоратором в Париже), которого отец горячо любил, впрочем, как и свою приемную дочь Марину Грищенко. Работы Бакста купила русская коллекционер и галеристка Наталия Курникова. Художник максимально использовал игру света и цветов. Бакст принимает лютеранство, для того чтобы жениться на возлюбленной. Успех был потрясающий. А еще он находил время участвовать во всех начинаниях «мирискуссников», ведь этот «нежный Бакст с розовой улыбкой» долго был одинок. Единственной преградой между ними было различие в вероисповедании.

А. С. Пушкина), «Древний ужас (Terror Antiquus)» (1905 – 1908, Русский музей). каждый занавес сопровождался громом аплодисментов». Из всех художников «Мира искусства» он был самым восприимчивым к колебаниям моды и настроениям времени и вот таким образом ближе всех подходил к «стилю модерн» и некоторым тенденциям модернизма, особенно в последние годы. После нескольких лет жизни он возвращается во Францию, всеми обласканный и знаменитый. Затем (1893-1896 гг. ) занимался в парижских студиях Ж. -Л.

Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Они изучали и искусство прошедших веков и новые течения в искусстве Европы.

Теперь я ничего не чувствую к Дункан»). Его яркие, динамические и провокационные декорации и костюмы обеспечили успех таких легендарных постановок, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий Бог» и «Спящая Принцесса» и оказали влияние на общее представление о сценическом дизайне. Отойдя от дягилевской антрепризы, Бакст остался не у дел. С той же силой непосредственного художественного впечатления и мастерством исполнены более поздние портреты И. Рубинштейн (1921 г. ), Ж. Кокто (1911 г. ), М. Казата (1912 г. ), Л. Мясина (1914 г. ), В. Цукини (1917 г. ).

Имя Леон Бакст стало звучать как наиболее парижское из всех парижских имен. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Взять хотя бы изображающий негритенка: на нем и пиктограмма человека и солнце и птицы и парафраз на ионические капители и "елочка". Использовал художник и русские мотивы. Его называли «арбитром элегантности и хорошего вкуса», с его мнением считались не только художники, но и артисты и музыканты.

Как художник он еще не сложился, а ему приходилось искать заработок, чтобы помочь семье после смерти отца (часть расходов взял на себя дед). В журнальной графике Бакст раскрылся как превосходный стилист. П. Дягилев с няней», 1906 г. ). Вскоре они переехали в Петербург.

Однако личное счастье было недолгим. В 1883 г. Лев стал вольнослушателем Академии художеств.

Самая известная и выдающаяся картина Леона Бакста "Ужин". Именно он придумал эмблему, как сегодня сказали бы, логотип, для журнала «Мир искусства». Таковы грустные реалии того, да и не только того, времени. «Это прямое, сладострастное, яркое, как ткани Востока и самоцветные камни, раздушенное ароматами Востока творчество Бакста» выплеснулось за пределы театра.

В 1909 г. Бакст принял приглашение С. Дягилева стать художником-сценографом в его антрепризе и оформил балет «Клеопатра». В школе Бакст проповедовал обращение к натуре. Эскиз костюма к балету «Нарцисс» (1911, Центр Помпиду), «Храмовая танцовщица. «Сезоны» не просто гремели на весь Париж, в конечном счёте они стали синтезом творчества в целом: танца, музыки, актерского мастерства, оформления декораций, костюмов. В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета Спящая красавица» (1922)17.

Как талмудист – не еврейское это дело «человечков малевать». Узор с малороссийских вышивок рубашек стал на эскизах фоном, жостовские цветы – наоборот, вышли на первый план, лишившись черного задника, как и хохломские лебеди и листья рябины. В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов.

За двенадцать рисунков платьев он как-то предложил Баксту двенадцать тысяч франков. Париж был подлинно пьян Бакстом», – писал А. Левинсон в журнале «Жар-птица». Картина, созданная по мифу о гибели Атлантиды, принесла Баксту большой успех на выставке в Париже (1909 г. ). Необычайно зрелищным стал спектакль «Пизанелла», созданный Мейерхольдом для Иды Рубинштейн в 1913 г. Это самая большая, сложная постановка Бакста. На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер).

Лев родился в Гродно в большой еврейской семье. В Петербурге Бакстер оформил развод с первой женой и женился вторично". «Бакст изумительный каллиграф русского искусства. Это длилось целый год Мой Бог, каким же слепцом я был. Растущая популярность сделала художника желанным сотрудником в редакциях многих журналов: «Нива», «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», «Жупел», «Сатирикон» и др. Бакст вскоре стал одним из самых активных деятелей кружка, а затем и общества «Мир искусства» и журнала под тем же названием.

В своей работе «Богоматерь, оплакивающая Христа» он изобразил мать Иисуса старой измученной женщиной с покрасневшими от слез глазами, а остальные персонажи наделил явно выраженными еврейскими чертами. Самыми яркими впечатлениями мальчика стали встречи и общение с дедом. Отец был ученым-талмудистом, также занимался торговлей, доход имел невысокий, вот таким образом сын часто гостил у деда в Петербурге. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. Париж забыл, что Бакст иностранец, что он корнями своими в России. Дункан тяжело заболела.

Увлекался античностью. Супруги много времени проводили в разлуке и в конце концов развелись в 1910 году. И хотя в творческой манере Бакст часто наследовал стиль других художников, вскоре он приобрел известность как интересный акварелист и талантливый портретист.

Брак был неудачным, хотя в нем родился сын художника – Андрей. Эскиз костюма. Оформленная подобным образом «Выставка русского искусства», организованная Дягилевым, пользовалась неизменным успехом в Париже, Берлине и Венеции. Выступал с лекциями «Искусство одежды», «Театр завтра», «Новые формы классического танца» в Америке. Работы, представленные на выставке, охватывают ряд наиболее важных для художника тем.

Одним из знакомых Леона был и знаменитый хиромант Кейро, часто посещающий Париж. Все чаще и чаще его нервная система давала сбои. Но чувство одиночества и тоски изводило этого обаятельнейшего человека. Журнал был примером высочайшей культуры художественного оформления и полиграфии. Занятие живописью считалось малоприбыльным.

В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. По возвращении Бакст начинает преподавательскую деятельность в школе E. Н. Званцевой (1906-1910 гг. ). Дягилев умел выжимать из подчиненных последние силы. Этого художник стерпеть не смог. Первая его любовь к французской актрисе Марсель Жоссе была очень несчастливой.

В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной к тому пути, с которого всегда начинают большие школы – к стилю грубому, лапидарному». Н. Гиппиус (1906 г. ). Мастерство и изысканный вкус Бакста проявились в портретных работах, пейзажах и графике. В своих стилизациях под античность он пришел к архаике.

Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер.