Magritte
Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Rene Francois Ghislain Magritteродился – 21 ноября 1898, Лессин, умер – 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист.
Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Ты проник в зазеркалье, но остался. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. В их числе и картина Голконда (1953). В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм».
На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту.
- Как смотреть (и понимать) картины Рене Магритта
- Вероломство Рене Магритта: 5 загадок сюрреализма
- Магритт РенеКартины и биография
- Рене Магритт: чужой среди других
- Бельгийский художник – сюрреалист Рене Магритт – жизнь и творчество
- Рене Магритт: биография и лучшие работы
- Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт.
В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Стеклянный ключ, Свершение невозможного, Человеческий удел, Препятствие пустоты, Прекрасный мир, Империя света – поэтичные и таинственные, они почти никогда не описывают то, что видит на холсте зритель, а о том, какой смысл хотел вложить в название художник, в каждом отдельном случае приходится только догадываться. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.
Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире).
- Человек без лица и голубь в рукаве
- Рене Магритт: самые популярные картины (топ 12)
- Рене Магритт – картины с названиями и описанием по алфавиту
- Краткая информация о художнике и его картинах
- Картины Магритта с отдельным описанием (открытие в отдельном окне)
- Каким человеком был Рене Магритт
- Гидпоэтике: какпонять, чтопсихотерапевт нарушает личные границы ивредит вам
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея.
Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Это ничего, что на одной из них лицо Джеймса превратилось в подобие электролампочки, а во второй — он дважды нарисован с затылка. Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»20. Впрочем, эти заявления абсолютно не умерили пыла самих психоаналитиков. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира».
- «Уменя начинается новая эратворчества»: посмотрите последнее интервью Децла
- «Люблю тебя каждой нашей общей клеточкой»: письма больных лейкозом донорам костного мозга
- 14 хороших кофеен внеобычных местах: монастыре, поликлинике ихимчистке
- Зачтостоит сказать спасибо Децлу
- Картины Рене Магритта с названиями
На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений». Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Публике всегда нужны простые и понятные символы.
Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров».
- Сюрреализм как иллюзорное направление в живописи и литературе века
- Отличительные характеристики сюрреализма
- Бассеку Куяте и древний инструмент силы
- Мартин МакДона: талантливый киллер и незаурядный психопат
- Евгений Пивень «апокалипсис это степь» (фрагменты)
- Клеман Кожитор: «Я не был уверен, что Белютин и его жена реально существуют»
В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. В период с 1932 по 1945 гг.
Художник блистательно умел режиссировать их чувствами. Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно».
«Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Образ «Сына человеческого» был многократно15 использован в кинематографе. Человек в котелке это господин Посредственность при всей своей анонимности. А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать».
Но и тебе не дано ничего увидеть. Он даже работал не так, как «нормальные» художники: всегда прерывался на обед писал по расписанию не имел мастерской, предпочитая использовать для этого гостиную. Такие картины оправдывают метод. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». До четырнадцати лет месье Магритт был просто наблюдателем: ему нравились шахматные фигуры, рыбы, воздушные шары (и однажды на крышу их дома упал один из аэронавтов, вместе с корзиной и шаром).
- Елена Сальмистраро: «Мой дизайн — как из детской сказки»
- Евгений Асс: «Лучше один уродливый дом в Подмосковье, чем на Большой Никитской»
- Марсель Вандерс: «Я горжусь, когда мой дизайн не могут датировать»
- Десять новых книг по искусству и архитектуре
- Переписка Кандинского с Шёнбергом
Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»14. Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»19.
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей.
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – Пронзенное время, 1938). В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе.
Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме. Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. Но наиболее ярко эта мысль выражена на одной из самых знаменитых и программных работ Магритта — «Вероломство образов» — где обыкновенную трубку сопровождает ироничная подпись «Это — не трубка».
- Витторио Згарби о «Беременной мадонне» Пьеро делла Франческа
- Десять книг по искусству и архитектуре
- Татьяна Мунтян о пасхальной теме Фаберже в Музеях Кремля
- Как большевики продавали иконы Третьяковки и других музеев
- Десмонд Моррис о сюрреалисте Роберто Матте
- Мэри Розелл о факторах, влияющих на цену произведения искусства
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Это всегда тайна.
Делалось это намеренно. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет.
- Альберто Анджела о рождении и развенчании мифов о «Моне Лизе»
- Аркадий Ипполитов о выставке русского искусства в Ватикане
- Наталия Семенова о первых шагах коллекции Ивана Морозова
- Наталья Мюррей: как футурист Пунин руководил Эрмитажем
А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
Критики разнесли ее в пух и прах. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены.
Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица. Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Иконография художника стала источником вдохновения для таких режиссёров, как Жан-Люк Годар, Бернардо Бертолуччи, Ален Роб-Грийе, Терри Гиллиам, Николас Роуг.
- Ход работ над копией Рене Магритта "Сын человеческий"
- Сын человеческий или история о пальто и котелках
- Напишите отзыв о статье Магритт, Рене
- Отрывок, характеризующий Магритт, Рене
- Словари и энциклопедии на Академике
Одна изних— про яйцо иптицу. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Жоржетта говорила, обращаясь к мужу: В одном ты ошибался – в конечности собственной жизни, в победе смерти надо всем.
На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
«Жизнь обязывает меня делать что-нибудь, вот таким образом я рисую» — вот единственная мотивация, которая была сформулирована Магриттом для того, чтобы объяснить, почему он пишет. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни.
Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности.
За несколько десятков лет до Магритта по таким же городам странствовал в качестве проповедника Винсент ван Гог. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта. Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими.
В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Ему также нравилась вода, жокеи и скачки, карусели и рыбы. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения.
Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт. Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». ред. ). По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса.
Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Она же вдохновила авторов постера к фильму1617. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм.
Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя.
Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»). Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Его работами восхищались и брали с них пример Мартин Киппенбергер, Марсель Брутхаерс, Джаспер Джонс, Эд Руша, Энди Уорхол, Джон Балдессари и другие.
Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом яркого солнца (plein soleil).
– Настаивал он. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати. После того, как Пьер одолжил ему каталог работ художников-футуристов, мировоззрение и взгляды Рене на искусство кардинальным образом изменились. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. То же самое он проделал с двумя портретами парижской светской львицы мадам Рекамье – Жак-Луи Давида и Франсуа Жерара. Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. – Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок.
Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг14. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой.
Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов.
В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. О детстве Рене Магритта известно немного.
Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами.
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950).
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). А разве любовь — это не слепота. Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников.
Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Его похоронили на Схарбекском кладбище. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. С этого момента он – сюрреалист.
В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Картины, на которых внизу ночь, а сверху – день русалки с рыбьими головами и женскими ногами гроб в позе мадам Рекамье – все то, что пугало, вызывало мурашки и неотвязные образы, от которых не отмахнешься, просто закрыв глаза – все, что в период между войнами казалось слишком раздражающим и необычным, стало единственным возможным отражением реальности после Освенцима. Люди наего картинах смотрят взеркало ивидят внем свою спину: Магритт говорил, что сделать портрет незнакомого человека просто невозможно, так как вынезнаете его ииллюзия сходства останется просто иллюзией.
Повторить это можно очень легко». Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно». Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий.
В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим». Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. Послевоенный Магритт продолжал заниматься тем, что он делал до войны – но изменилась конъюнктура: теперь даже не таким поэтическим и метафизически настроенным натурам как бельгиец, стала очевидной хрупкость иллюзорность стабильности, упорядоченности, фикция предсказуемости реальности. Но способен ли он «выдержать экзамен».
Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Это довольно типичная работа для художника: в1930-х годах его сюжеты изменились иесли раньше накартинах онобъединял вещи, укоторых, казалось, нет ничего общего, топотом онзаинтересовался логическими проблемами. —Прим. ред. ) идаже период vache отвечал духу времени— стремлению кудовольствию, сексуальности. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. «Я не знаю настоящих причин живописи, так же как не знаю, зачем мы живем, страдаем и умираем».
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными.
Вот, что значит концептуальность. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его.
Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
«Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира».
Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз.
Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Более забавен тот малотиражируемый факт, что мирный буржуа Магритт какое-то время состоял в Бельгийской компартии и публиковался (под псевдонимом своего тестя Флорана Берже) в газете «Глас народа». У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне.
Рене Магритт (21 ноября 1898, Лессин, Бельгия — 15 августа 1967, Брюссель, Бельгия)– полная противоположность и самому Дали и его пониманию сюрреализма: все предметы на полотнах Магритта никогда не теряли своих четких форм являются именно тем, чем кажутся обычно. Недаром одну из своих картин, где изображен глаз с плывущими по роговице облаками, художник назвал «Фальшивое зеркало». Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. Кстати, о хорроре – Магритт многое любил, причем как настоящий поэт, любил мелочи и впечатления: «Люблю то, что скрыто, ямочки на щеках, женские колена, длинные волосы, смех детей, когда им никто не мешает, девочку, куда-то бегущую вдоль улицы» — и ко всему этому беззаветно любил кино. В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована.
Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к неодадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок.
«Я не люблю самопожертвование, профессиональный героизм, терпение, украшательство, фольклор, рекламу, голоса радиоведущих, бойскаутов, пьяниц и выпуски новостей», — говорил он. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Конечно, помешает: самые трогательные работы Магритта, пожалуй, это серия посткубистких ню, которые он написал в 1922–1923 годах.
Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины). Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму».
Все они вызывали различные эмоции у разных людей. —Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949).
Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»13. Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись.
Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься.
В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства. И даже запечатлел своего покровителя на нескольких картинах. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт.
Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины». Кроме того, он достойно избегал большой опасности, подстерегающей любого, кто проводит много времени в раздумьях об одном и том же художнике, — а именно чрезмерной уверенности. На знаменитой картине «Сын человеческий» (безликий джентльмен в котелке) – похоже, он сам. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе.
Он называл направление «не слишком серьезным и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. 18 В свою очередь, многие из представителей поп-арта, не отрицая косвенного влияния Магритта на свои произведения, подчеркивали отсутствие прямолинейных отсылок14. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Он был старшим из четырёх сыновей.
Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Магритт использовал, в основном, обычные повседневные образы – деревья, окна, двери, фрукты, фигуры людей – однако его картины не менее абсурдны и загадочны, чем работы его эксцентричных коллег по цеху. ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили. Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936).
Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». —Прим. ред. ) иего идеи повлияли инахудожников-минималистов инаконцептуалистов: особенно вотношении кмиру иобъекту, хотя американских художников больше интересовал общественный договор— то, как общество вносит свой вклад ввосприятие объекта. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью.
Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. Образ «Сына человеческого» был многократно9 использован в кинематографе. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Главное, что натурщик остался доволен. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. НетоМагритт.
Он искал ответы на вопросы, поставленные своими современниками, философами-экзистенциалистами сам же опирался на труды Ницше и Бергсона, презирал Фрейда. Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели. Всвоих рассуждениях онбыл очень близок основателю концептуализма Джозефу Кошуту, который мог выставить рядом объект иего словарное описание. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Защита эстетики».
После выставки Бретон официально простил «отступника». Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Ты победил смерть.
Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Под этим я понимаю весь традиционный набор из очаровательных вещей, женщин, цветов, птиц, деревьев, радостной атмосферы и т. д». Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц.
В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954).
Обратите внимание на движение покрывал на головах фигур: складки направляются к краям картины. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. К сожалению, он так и не был опубликован. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Образы Магритта узнаваемы во всем мире.
Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв. Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт.
Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг8. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954).
Она же вдохновила авторов постера к фильму2122. Магритту в ту пору было всего четырнадцать — вот она детская психологическая травма. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга.
В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Большинство снимков являются постановочными. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ.