Мозаика Ломоносов

Неизвестная ломоносовская мозаика в Гатчине. Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным. Мозаика Ломоносовской мастерской.

Ломоносов обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. 5) Ряд документов из архива Министерства двора, говорящих о судьбе мастерской после смерти Ломоносова (до 1769 г. ) и о последней группе мозаик, выполненных «под смотрением» инспектора Ивана Вельского. В 1949 г. Русский музей издал краткий очерк ломоносовского мозаичного дела. 57 В настоящей работе датировка некоторых мозаик уточнена. Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, безошибочным художественным чутьем.

Презентация для школьников на тему Мозаика Ломоносов по физике. Мозаика Ломоносовской мастерской. Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, безошибочным художественным чутьем. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины.

Получив возможность проверять на своей фабрике результаты предыдущих лабораторных опытов, Ломоносов продолжал совершенствовать технологию производства цветного стекла и особенно смальты для мозаики. Итак, «Полтавская баталия» явилась завершением всех трудов М. В. Ломоносова в области мозаики. Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, безошибочным художественным чутьем. Ломоносова увлекала мысль, что мозаики гораздо долговечней всякой живописи.

В Москве, в Историческом Музее хранится мозаика «Нерукотворный Спас» на обороте выгравировано: «Сложен Михаилом Ломоносовым в начинании опытов мозаичного художества в Санкт-Петербурге 1753 года». Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Историк, ритор, механик, минералог, художник и. Ломоносов и его мозаика. Нерукотворный Спас – пробная мозаика М. В. Ломоносова 1753 г. О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751) и в "Предложении о учреждении здесь мозаичного дела" (1752).

Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова. Мозаики Ломоносова М. В.

Она принадлежит к группе последних русских мозаик XVIII в. В печати впервые об этой мозаике сообщил Н. И. Сидоров в своей статье «Из истории мозаичных составов М. В. Ломоносова» в «Известиях Академии Наук СССР» за 1930 г. (Отделение физико-математических наук), ссылаясь на рукописный бюллетень научной работы Гатчинского дворца-музея. Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. М. в. ломоносов прекрасно понимал необходимость достичь в мозаике обобщенного художественного впечатления. Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России.

Императрица Елизавета Петровна Мозаика Ломоносовской мастерской Государственный Русский музей. Нерукотворный Спас – пробная мозаика М. В. Ломоносова 1753 г. Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Перевод статьи появился в «Ежемесячных сочинениях», выходивших при Академии Наук, в мае этого же года. 8 В статье упомянуты лишь две мозаики: первая работа Ломоносова – «Мадонна» с Солимены и «Полтавская баталия». Документы, опубликованные Злотниковым, помогли определить значение одной из мозаик издавна находившейся в собрании Фроловых в Ленинграде – у наследников В. А. Фролова. 52 Эта мозаичная икона – «Александр Невский» (небольшой овал) – причислялась к «ломоносовским» только предположительно.

Современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России.

Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова

Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. Сравнительно небольшая по размерам мозаика (2 фута на 19 дюймов или 80, 76 на 47, 23 см) оказалась чрезвычайно трудоемкой в изготовлении. Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). В сентябре 1752г. В декабре 1948 г. она обнаружена в частном собрании в Ленинграде.

Екатерину» и «Голову старика». 35 Местонахождение и сюжеты трех других остались ему неизвестными. Эта мозаика изображает Петра Великого победителем Карла XII в славной Полтавской битве. «Изображение Полтавской Победы набрано из мозаичных составов в медной плоской сковороде, весом в 3000 фунтов, обложенную железом, которое весит около 2000 фунтов. Еще Ломоносов придумал классический русский четырехстопный ямб, построив его по немецкому образцу (этот язык он знал в совершенстве, долгие годы проучившись в Германии). Постройка в 1748г.

Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды (на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов), рифмованные надписи по случаю иллюминаций и всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии идиллии и героические поэмы. Во время опытов соратника Ломоносова, Рихмана 26 июля 1753 года убило молнией. В связи с этим М. В. Ломоносов писал: «Всех составленных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи». В церкви св. Одно только это говорит о многом.

Он разрабатывал теорию цветов исходя из своего понимания физической природы света. Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А. Наводит порою на ложный след историка искусства». 16 Страницы, посвященные Ломоносову, Петров начинает с ошибки: «Один экземпляр такой мозаики (ватиканской, точно копирующей живопись, – Б. М. ), увиденный Ломоносовым М. В. в доме покровителя его вице-канцлера М. Л. Воронцова, – портрет императрицы Елизаветы Петровны настолько подстрекнул его любознательность, что он изобрел свою смальту». 17 Из биографии Ломоносова, написанной Веревкиным известно, что первой мозаикой, привлекшей зоркое внимание Ломоносова, была мозаичная картина «Плачущий апостол Петр». Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому.

Это подтверждается надписью и датой (1745) на обороте мозаики). 18 Но все же на основании архивных данных, на которые П. Н. Петров не ссылается, автор впервые наметил главные моменты истории ломоносовской мастерской. Ломоносов считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности грызение не боятся». Набор в мозаиках М. В. Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным.

Потом непрестанно занимался сим художеством. Однако правители России были глухи к призывам ученого. При помощи окисей меди и других металлов М. В. Ломоносов получил стекло: «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «красное берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу», «хрустальное синеватое», «сине-зеленое» и т. д. Окись железа дала Ломоносову в стекле желтые тона, золото – рубиновое стекло». Но итальянские мозаичисты хранили в тайне приготовление смальт. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами» 7.

Мастер класс по 
мозаике в Сестрорецке

Мастер класс по мозаике в Сестрорецке

Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. «Св. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. 4 сентября этого же года он подносит его Елизавете Петровне. Она соглашается.

Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Один экземпляр ее был подарен Екатериной владельцу оригинала. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. копию итальянского текста корреспонденции в архиве Я. Штелина (Архив АН СССР), а также письмо, 1764 г., Франческо Алъгаротти М. И. Воронцову, напечатанное вместо предисловия в V томе ливорнского издания сочинений Альгаротти.

ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны – ". В 1746 году несколько мозаичных работ привез из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал М. В. Ломоносов. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г.

  1. Создание производства цветного стекла Ломоносовым
  2. Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»
  3. Презентация, доклад Мозаики Ломоносова
  4. Мозаическое творчество Ломоносова

Это были два необычайно даровитых юноши, сын матроса Матвей Васильев, которому тогда едва исполнилось 16 лет и сын мастерового придворной конторы Ефим Мельников, который был еще моложе. Он приводился в движение при помощи блоков, как для удобства мастеров, так и для лучшего обозрения. Летом 1756 г. Ломоносов получил во владение «погорелое место» в Адмиралтейской части Петербурга, на правом берегу Мойки, где построил каменный двухэтажный дом и отдельно от него – мозаичную мастерскую. Только в 1946г. Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики. Его план экспериментальных работ строго продуман он ставит опыты последовательными сериями, постепенно усложняет состав смальты, доведя число компонентов до шести, вводит их в различных весовых соотношениях и в различных сочетаниях.

вПетербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. В апреле 1764г. Она имеет десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти.

  1. Презентация на тему: Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова
  2. Презентация на тему "Мозаика Ломоносов"
  3. Создание производства цветного стекла в России Ломоносовым
  4. Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова
  5. Презентация, доклад Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова

Но, как говорится, что дозволено Юпитеру. Он открывает способ получать смальты любого цвета, любых оттенков.

Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. Мозаика находилась до революции в частной коллекции в Ленинграде. Ответа на этот вопрос дать он не мог. В 1757г. Петра, где покоятся его останки.

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разработал состав фарфоровой массы. Следует отметить опубликование в 1867 г. в «Чтениях Общества истории и древностей российских» 21 группы важнейших документов, касающихся мозаичных работ для Петропавловского собора. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись.

Среди них – текст описания «Полтавской баталии», составленный самим Ломоносовым. Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова– образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова– придворного покровителя Ломоносова. В своем небольшом по объему «Слове» М. В. Ломоносов сумел высказать много интересных идей, связанных с природой света. «Представляется город Азов, – писал М. В. Ломоносов, – окруженный российским войском. Полученные опытные образцы Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октябре 1750 года от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стекол».

Так, в 1763 г. в Петербурге вышла в свет книга М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел», где ученый-помор собственноручно сделал много рисунков. На выставке 1770 г. в Академии художеств были две работы, учеников Ломоносова: «Св. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. Там же находился, по указанию П. Н. Петрова, мозаичный образ «Саваофа». Проблема света и цвета получала здесь как бы идеальное разрешение.

  • Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
  • Возрождая знания Византии на новом уровне
  • Первые трудности и первые успехи
  • мотреть все презентации по физике

Но особенно нас заинтересовала одна, на которой изображен великий ученый. В 2011 году мы все вместе празднуем 300-летие со дня рождения М. В. Ломоносова. В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». И тогда он решил сам наладить это производство. Местонахождение же остальных 17 неизвестно.

Он создал для своих мозаичных работ собственные смальты красочнее итальянских. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. В отзыве комиссии отмечалось: « со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как и в самом Риме и в других землях едва в несколько сот лет происходить могло». Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за другим преждевременно гибли. З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин. Но, к сожалению, стала единственной законченной работой.

Создание производства 
цветного стекла 
Ломоносовым

63). См. Она поражает смелостью чисто декоративных приемов набора. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело.

Ломоносов в это время приступил к работе над мозаичным портретом Петра Великого, причем тот час же привлек «к набиранию оного портрета» и своих учеников. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. «Каталог») видно, что только две из них могут быть отнесены к роду «мелких». А всегда хочется, чтобы их было намного больше. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне.

Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Но из этой попытки ничего не вышло. 13 Упомянутые выше – перевод статьи из «Ученых флорентийских ведомостей» и «Биография Ломоносова», написанная Веревкиным, – надолго становятся главными источниками для авторов небольших журнальных заметок, от времени до времени вспоминающих о художественных работах Ломоносова. и др. Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. В октябре 1752 г. Ломоносов просит Сенат разрешить ему «к пользе и славе Российской империи» завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекал и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят иза моря великое количество, ценою на многие тысячи.

В октябре 1757г. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. «За то терплю, – писал он в конце своей жизни, – что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство». 2 И русская мозаика XVIII в. под его руководством отнюдь не была подражанием древним образцам Византии еще меньше хотел Ломоносов повторять современные ему ватиканские мозаики, рабски копирующие станковые оригиналы болонской и римской школ. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин.

Вторая часть книги целиком посвящена рудным месторождениям и их поискам. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Александр Невский (1757 – 1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758 – 1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758 – 1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765 – 1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба.

Он писал: «Итак, сколько испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж или еще больше, примеры римской мозаики побудило меня предпринять снискание мозаического художества». Картина работы Л. Токке, по которому художник Ф. Рокотов изготовил картон под мозаику. В апреле 1764г. Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств).

Они, помимо своего основного занятия – набора мозаик, обучали и других этому ремеслу. Итак, сегодня мы поговорим о великом человеке, о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Рубенса).

кусков стекла.

Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором ученый и художник изображен на фоне его знаменитой мозаики «Полтавская баталия». На свете не так уж и много таких людей. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви.

Шувалов и М. И. Со временем техника Ломоносовских мозаик оттачивается и совершенствуется. Подзаголовок: «О мозаическом художестве». Канцелярия от строения поднесла ее Сенату.

Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны». В середине 40 годов XVIII века, еще до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. В церкви св. Он не занимался простым копированием живописных образцов, как это делали в его время даже самые прославленные итальянские мастера. Необходимый минимум — ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», достаточно бойкая и простая по языку.

Ломоносов хотел отразить знатнейшие дела историческим образом, подразумевая под ними начало правления Петра избавление от стрельцов историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Полтавскую баталию и т. д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешёвый. Это искажало картину ее деятельности. В 1864 г., в связи с окончанием постройки нового здания Мозаичного отделения Академии художеств, П. Н. Петров, много работавший в архиве Академии, напечатал «Краткое обозрение мозаичного дела преимущественно в России». Еще во время работы над «Полтавской баталией», высоко оценивая созданные М. В. Ломоносовым произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почетным членом. П. Н. Петров сообщил, что две последние работы ломоносовских учеников (1769) «Апостол Павел» и «Св. Но результат оказался грандиозным.

М. В. В пятой части речь идет также и о плавильных печах и процессах, в них происходящих. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр» – работа неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола.

Россия славится многими выдающимися людьми. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени– «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр. Теперь эта вещь в Русском музее. Ему поручено украсить восемью мозаичными картинами памятник Петру Великому. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г.

В 1745г. Этот важный для нас документ был переведен на русский язык с пропусками. И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет.

В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята». Из них Н. Е. Макаренко опубликовал «Апостола Павла», «Св. В те же годы была определена и встала на свое место в растущем списке «ломоносовских мозаик» вещь исключительно интересная – «Апостол Петр по римскому примеру». В начале 1758г.

Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. кусков стекла. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты.

Павел» и «Св. Затем подготавливают бумагу, разрезая ее на мелкие кусочки, каждый цвет отдельно. В середине 40 годов XVIII века, еще до того, как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Оставляя небольшие просветы.

Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук.

4сентября этого же года он подносит его Елизавете Петровне. Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. Предпринял наконец, по сенатскому указу, сочинение большой мозаичной картины». «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова.

Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. В статье М. П. Соловьева «Мозаика на западе и в России» (Вестник изящных искусств, 1885, стр.

В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаиле Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. А еще — перевод «Carmina III XXX» Горация, знаменитого «Памятника». Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». При создании этого произведения было использовано 13650 фрагментов.

Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». В. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он «делал химические опыты до крашения стекол надлежащие». Затем приготовил медную сковороду весом в 3000 фунтов, обложенную железом, котороевесит около 2000 фунтов. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св.

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Мозаичный портрет Ломоносова до сих пор не найден. «Дело порцеляна химию за основание и за главнейшего своего предводителя имеет», – писал он. Это «Голова старика» с оригинала, выполненного в манере Рембрандта, но отнюдь не с оригинала самого Рембрандта.

Также шесть мозаик, выполненных в конце 60-х годов, когда мастерская перешла в ведение Канцелярии от строения и ею руководил художник И. И. Вельский. Сюжет шестой – «Мария Магдалина». Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр»– работа неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия».

Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. Пётр (с картины П. -П. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты. В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели.

Он вновь и вновь обращается к правительству с «Предложением» организовать производство смальт для мозаик художественных и бытовых вещей из цветного стекла, уверяя, что качество изобретенных им мозаичных составов ничем не уступает римским, а ценой они даже дешевле. Датируется дело 1769 – 1786 гг. 55 В нем не раз «инспектор мозаичного художества» И. Вельский говорит о работоспособности мастерской и ссылается на последние шесть мозаик 1766 – 1769 гг. Петров значительно увеличил список названных раньше него мозаичных картин. Она оказалась как бы висящей в воздухе.

Он писал: «Итак, сколько испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж или еще больше, примеры римской мозаики побудило меня предпринять снискание мозаического художества». В это время М. В.

Петр I изображен на ней в латах и порфире. В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Так, в 1763г. Такая техника свойственна только личным работам Ломоносова.

Вслед за «Полтавской баталией» Ломоносовым была начата другая работа – «Азовское взятие». Время подтвердило правоту слов Ломоносова., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. В октябре 1757 г. была создана комиссия из членов Академии художеств.

Линии должны быть тонкими, еле заметными. Стремясь к этому, господин Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов изобрел инструменты для резки и металлические формы (для отливки), точильные камни, а также приспособления, которыми можно смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их Великодушная государыня, в знак своего одобрения и удовольствия, доставленного этой работой, осыпала уважаемого автора наградами, а именно дала ему исключительную привилегию и имение в Ингрии, где выстроена фабрика именно такого рода цветных стекол, работающая успешно при этом обучены стеклянному мастерству местные жители.

В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Пётр (с картины П. -П.

В своем небольшом по объему «Слове» М. В. Ломоносов сумел высказать много интересных идей, связанных с природой света. канцлер привёз из Рима несколько мозаичных картин. с картины «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами: ее длина — 6, 4 м, высота — 4, 8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. 31) автор такой заметки, подписавшийся буквами И. И., указал на противоречие в этих статьях по вопросу о том, какая же мозаика была набрана Ломоносовым первой – «Мадонна» с Соли мены или портрет Петра Первого с Дангауера (Таннауера). Франциск из Паулы», с оригинала Пьяпетты, обнаруженная в 1924 г. в Гатчине. Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора.

При помощи окисей меди и других металлов М. В. Ломоносов получил стекло: «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «красное берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу», «хрустальное синеватое», «сине-зеленое» ит. д. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой.

Уж он-то не стал бы тратить своё время на пустяки. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. Время подтвердило правоту слов Ломоносова.

В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. О них мы скажем ниже. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Не менее похожи и фигуры его генералов изображенных на картине вокруг императора, как это было во время знаменитой битвы: Шереметева, Меншикова, Голицына.

«То что Вы, славнейший муж исследовали относительно наведения разных цветов на стекла, достойно Вас. Он очертил границы Куростровской и Ровдогорской волостей, указал местоположение города Холмогоры, Вавчугской верфи и Спасского монастыря (на Анновой горе), пометив крестами находившиеся здесь церкви. Только Максим Щоткин – сын «учителя грамоты», а Семен Романов происходил из мелкопоместных костромских дворян. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». Никакого интереса к мозаичному делу Ломоносова эта публикация не вызвала.

Летом 1756г. Ломоносов неукротим в стремлении воплотить в жизнь результаты своей научной деятельности. Получив столь благоприятное заключение о мозаичных работах М. В. Ломоносова, Сенат предписал всем учреждениям и ведомствам, занимающимся возведением публичных зданий, представлять ученому заказы на изготовление мозаичных картин для украшения новых сооружений. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх. Сенат не принял мозаики. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд».

Однако правители России были глухи к призывам ученого. В отзыве комиссии отмечалось: « со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как и в самом Риме и в других землях едва в несколько сот лет происходить могло». Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св.

После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств. Д. И. Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762г.

Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Скорее можно было думать, что все они пропали. Он считается драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века.

Архитектор А. Ф. Кокоринов, представляя академическому собранию нового академика, сказал, что М. В. Ломоносов «не только приобрел славное имя, простираясь в науках, но и по склонности к художествам открыл, к славе России, толь редкое еще в свете мозаичное искусство». Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он открывает способ получать смальты любого цвета, любых оттенков.

В античной Греции её делали из гальки. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. М. В. Ломоносов был величайшим поклонником мозаики.

Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737 г. уже освоил все три части этого руководства и, во-вторых, не передал в своем рисунке всех деталей оригинала, главным образом не воспроизвел фона и перспективы лежащей фигуры. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли». Никто ее перечитывать не любит, но на цитаты она разошлась, одна из них: «может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». Лицо Петра сделано чрезвычайно похожим, так как скопировано с гипсовой маски, отлитой с натуры и лучших портретов этого государя. 21 Вокруг царя изображены фигуры его приближенных: Шереметева, Меньшикова, Голицына.

В августе 1751 г Ломоносов решился представить императрице пробы мозаичных составов. Он создал для своих мозаичных работ собственные смальты красочнее итальянских. Вскоре после смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Сюжет мозаики – окончание битвы русских войск со шведами под Полтавой.

Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Был нанят хороший городской художникЛ.

О них стали забывать. Вот таким образом Ломоносов не мог иметь готовых рецептов. Заключительная, пятая, часть «Первых оснований металлургии» посвящена основным процессам извлечения железа и цветных металлов из руд. Самый даровитый из них – Матвей Васильев, выполнявший наиболее ответственные части картины и, по-видимому, «лицо самой главной особы», получал от Ломоносова 150 рублей жалованья в год, Ефим Мельников – 120, Яков Шалауров – 60, Михайло Мешков – 54, Нестеров и Щоткин – по 48 рублей, а Романов – всего 18 рублей в год. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Так, в 1751г.

Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у деревни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцветных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов». Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому.

В это время М. В. Это я увидела в следующих его работах. Однако никаких «милостей» ни от императрицы, ни от ее приближенных Ломоносов не получил. В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра» 26.

В течение многих лет мозаика подвергалась разнообразным испытаниям: побывала в пожаре, хранилась под открытым небом, перевозилась с места на место, многократно реставрировалась. На торжественном собрании, отвечая на приветственную речь директора этой Академии архитектора А. Ф. Кокоринова, М. В. Ломоносов заявил, что он приложит все усилия, чтобы «показать себя достойным такового присвоения, особливо по наукам, которые, с художествами тесным союзом сродства соединяясь, всегда требуют друг от друга взаимного вспомоществования». Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. 538, 844) называет две ломоносовские мозаики, находившиеся тогда в Академии художеств: «Мозаичной живописи есть портрет императрицы Елизаветы Петровны Ломоносовым и глава апостола Петра с наипревосходнейшим искусством писанная». Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. Имеется в виду «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее».

В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Ленинграде. Он ищет возможности связать физиологическое ощущение цвета с химизмом нервной ткани глаза, утверждая в своем «Слове о происхождении Света», что порожденные взаимодействием эфира и вещества цвета, в свою очередь действуя «в оптических нервах» на содержащиеся в них «материи», произведут соответственно «чувствие» (ощущение) того или иного основного или смешанного цвета. В 1768г. Один из них Ломоносов поднес Сенату. В декабре 1761г. Ломоносов прокладывал новые материалистические пути познания явлений физиологической оптики.

На ее изготовление пошло около 900 тыс. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Он вновь и вновь обращается к правительству с «Предложением» организовать производство смальт для мозаик художественных и бытовых вещей из цветного стекла, уверяя, что качество изобретенных им мозаичных составов ничем не уступает римским, а ценой они даже дешевле. Воронцов. Написанная «запутанным стилем» ломоносовского недоброжелателя – В. Тредиаковского – и напечатанная в «Трудолюбивой пчеле» в 1759 г. статья «О мозаике» не упоминала ни об одной работе современных автору русских мозаичистов, несмотря на то, что к этому времени мозаик было выполнено больше двадцати и заканчивался отличный большой портрет Елизаветы Петровны для Московского университета. Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения.

Она вернулась в Канцелярию и след ее в дальнейшем был затерян. Образок был сделан для жены графа Петра Ивановича Шувалова. Натье. Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св.

Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. Во всяком случае именно Якоб Штелин, конечно, будучи потрясён, но и желая верить в целесообразность задуманного, предостерегал М. В. Ломоносова от создания мозаики по той жалкой картине, которую представляла собой подготовленная работа с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не способен был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В. Ломоносову и уже созданное, в конце концов, своими масштабами и выразительностью ошеломившее Я. Штелина не умея рисовать, М. В. Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения и способность к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального — свободу от натуралистического буквализма. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии.

Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Проделав не менее семидесяти опытных плавок с применением золотых соединений, тщательно изучив все способы введения золота в стекло в сочетании с различными компонентами (суриком, магнезией, оловянной известью, роговым ребром и т. д. ), учитывая значение температуры плавки и роль последующего отжига, Ломоносов самостоятельно разработал всю методику получения «золотого рубина», оказывавшуюся не под силу его многим западноевропейским современникам. Первой мозаичной работой, сделанной самим Ломоносовым, была копия богоматери составленная с оригинала итальянского художника Франческо Солимены (16571747). Ломоносов получил во владение «погорелое место» вАдмиралтейской части Петербурга, на правом берегу Мойки, где построил каменный двухэтажный дом и отдельно от него – мозаичную мастерскую.

Вот что он про нее писал: «Всех составных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретенья составов делано тысяча сто восемьдесят опытов в стеклянной печи». В начале 1758г. Екатерина» и «Св. Мы уже не раз упоминали об этой группе мозаик, выполненных «под смотрением» Ивана Вельского.

В архивных документах, напечатанных у Макаренко в «Приложениях», упоминаются еще несколько мозаик, среди них портрет самого Ломоносова, выполнявшийся его учениками после смерти учителя и уже «приходивший к окончанию». Произнесено Ломоносовым в Академии Наук 1 июля 1756 г. Корреспонденция в «Ученых флорентийских ведомостях» является выдержкой (estratto) из недошедшей до нас статьи Ломоносова, переведенной на итальянский язык. В 1758г. Из перечня всех работ мастерской (см. Пётр (с картины П. -П.

Всё это усложняло работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Великий русский учёный, художник и просветитель М. В. В 1750г. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Господину Ломоносову поручено выполнение этого заказа.

В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Императрица на нём была изображена в рост. Немало потрудился Ломоносов и для того, чтобы добиться пучения «золотого рубинового стекла», приготовлением которого славился известный немецкий химик-практик XVII века Иоганн Кункель. Для создания мозаичных картин ему нужно было еще научиться изготавливать брусочки из цветного непрозрачного стекла – смальты (эмаль) и делать скрепляющий раствор. В феврале 1758 г императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. По воле империатрицы Елизаветы и по указу Сената, воздвигается в Петербурге великолепный мавзолей ее бессмерт ному родителю императору Петру Великому – в церкви св.

В 1757 г. из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Окись железа дала Ломоносову в стекле желтые тона, золото – рубиновое стекло». Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики.

Тревога была не напрасной. 10. Позади трупы солдат, лошадей, стрелковое оружие. В результате было получено стекло «бледно-пурпурового цвета». Эти документы опубликовал позднее Н. Е. Макаренко (1917).

И тогда он решил сам наладить это производство. Сюда он переводит мастеров из Усть-Рудицы, где продолжают приготавливать смальту. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. В связи с этим М. В. Ломоносов писал: «Всех составленных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи».

Ломоносов видел эти картины и они произвели на него сильное впечатление.

В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. Пётр (с картины П. -П. Уже в мае г. М. Природой света и теорией цветов М. В. Ломоносов заинтересовался также с самого начала своей научной деятельности.

А для придания соответствующей роли простых людей в исходе сражения, Ломоносов разместил в центре работы фигуру солдата, спасающего от смерти своего царя-полководца. из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создает радостное, торжествующее настроение.

Академик И. Г. Георги в «Описании столичного города Санкт-Петербурга» (ч. «Западники» 19в. Особое значение приобретает это «Дело» как единственный источник сведений о том, что же было с мозаичной мастерской в годы 1769 – 1786.

Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Вороненые латы, муаровая лента ордена Андрея Первозванного, горностаевый мех мантии набраны яркими, многоцветными смальтами. Прежде, чем набрать мозаику, Ломоносов выполнил рисунок в цвете со знаменитых живописных изображений Петра I: (Слайд 13) лицо – с портрета работы Л. Каравакка, а доспехи – с портрета кисти Ж. М.

Екатерина» были на выставке в Академии художеств в 1770 г. Судьба «Полтавской баталии», действительно, в подробностях рисуется документами Архива Академии художеств – в нынешнем Центральном историческом архиве в Ленинграде. Мозаичные миниатюры не были характерны для ломоносовской мастерской. Ломоносов написал учебник по риторике (1748), придумал делить литературу на три штиля (высокий, средний и низкий), сочинил одну из первых русских грамматик (1755) и обзорных исторических трудов «Древняя российская история» (1766), первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация.

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон). Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой. Зыблющееся (волновое) движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы». Счастливая случайность спасла Ломоносова от такой же печальной участи. Граф М. И. Воронцов показывал в своем доме итальянскую мозаику «Плачущий апостол Петр», привезенную из Рима и там же выполненную по живописному оригиналу Гвидо Реви, а кроме того, заказанный там же мозаичный портрет императрицы Елизаветы.

Все семь мастеров, работавших над «Полтавской баталией» вместе с М. В. Ломоносовым, жили у него в доме. Он видел здесь не личную выгоду, а «пользу всенародную». Одна из первых работ мозаика собственноручного набора образок «Нерукотворного Спаса» (Слайд 11). Работа хранится в Историческом музее в Москве. Так называл Ломоносов эту работу своих учеников (оконч. Сюда он переводит мастеров из Усть-Рудицы, где продолжают приготавливать смальту.

Государь повелевает Шеину нападающих сзади на лагерь неприятелей отогнать. Пятеро из них были солдатские дети и дети рабочих. Получив столь благоприятное заключение о мозаичных работах М. В. Ломоносова, Сенат предписал всем учреждениям и ведомствам, занимающимся возведением публичных зданий, представлять ученому заказы на изготовление мозаичных картин для украшения новых сооружений. Первая картина почти абсолютно закончена.

ниже, стр. Екатерина». В том же году в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» издававшемся в Петербургской Академии наук, сообщалось: «Не подлежит сомневаться, что книга, показывающая добывать, пробовать и выплавлять металлы, с большой охотой от российской публики была принята».

М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Такая сковорода предохраняла мозаичный набор от перегибов. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами». назовут ПетраI «первым проявлением личности в русской истории», как в 20в. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия».

В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все ево руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Приношу благодарность Ф. Я. Прийме (Государственная Публичная библиотека), указавшему мне на письмо Альгаротти. Тревога была не напрасной.

Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Вот таким образом Ломоносов не мог иметь готовых рецептов. Он говорит о ссоре вдовы Ломоносова с мозаичистами, о передаче мастерской в ведение Конторы строения, об инспекторе мозаичного художества Иване Вельском, под «смотрением» которого были исполнены последние работы мастерской – мозаики «Св. «Анализируя развитие цветоведения, – отмечает исследователь К. С. Ляликов, – мы должны признать, что именно с опубликованием ломоносовского «Слова» начало складываться цветоведение в современном понимании этой науки». Он оказался также в доме Воронцовых-Дашковых. Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики.

Работая со своими учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Картина была набрана в кованую медную «сковороду». Сравнительно небольшая по размерам мозаика (2 фута на 19 дюймов или 80, 76 на 47, 23см) оказалась чрезвычайно трудоемкой в изготовлении. (Слайд 10)Ломоносов работал над этой мозаикой полгода. Панно выполнено в уникальной технике -"Эмалевая мозаика Андрея Манджоса".

Вот таким образом он продолжает совершенствовать технологию. Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах. В своей химической лаборатории Ломоносов в течение трех лет сумел создать рецептуру изготовления цветных стекол, нужных ему «для разработки учения о цветах». Уже в первой серии опытов, записанной в «Лабораторном журнале» Ломоносова, впервые в качестве красителя была применена ртуть, «растворенная в крепкой водке», осаждаемая «животной щелочью» или иными словами, азотнокислая ртуть, осаждаемая аммиаком. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». М. В.

Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда. 1735 год памятен в жизни Ломоносова тем, что в этом году он написал одну из своих замечательных работ: «Слово о явлении воздушных, от электрической силы происходящих». Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752). «Анализируя развитие цветоведения, – отмечает исследователь К. С. Ляликов, – мы должны признать, что именно с опубликованием ломоносовского «Слова» начало складываться цветоведение в современном понимании этой науки». сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. В интернете мы увидели много красивых мозаик, созданных разными художниками-мозаичистами с современной России.

Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. В музеях страны хранятся 23 произведения, шесть из которых в Эрмитаже. Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Один из них Ломоносов поднес Сенату. В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого.

В октябре 1752г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Через М. И. Воронцова и И. И. Шувалова он пытался заинтересовать императрицу развитием мозаичного дела в масштабе государства, а также добиться более благоприятных условий для своей научной работы, чтобы «удобнее было производить в действие мои в науках предприятия ибо хотя голова моя и много зачинает, да руки одне и хотя во многих случаях можно бы употребить чужие, да приказать не имею власти». Она высоко оценила деятельность М. В. Ломоносова и его мастеров в искусстве мозаики. Для мозаики используют глянцевую, бархатную, настольную и другие виды бумаги. Работа резко отличается от мозаик итальянских мастеров.

Правда, в 1829 г. вспомнили, что на задворках Академии художеств, в деревянном сарае, стоит заброшенная «Полтавская баталия» и сделали попытку, приведя ее в порядокТ выставить для обозрения. Эти поводы – столетие со дня рождения (1811) и открытие памятника Ломоносову работы Мартоса в Архангельске (в 1829 г. ).

Однако для понимания истории литературы ознакомиться с некоторыми его трудами нужно. Его интерес к наукам не утих.

Но итальянские мозаичисты хранили в тайне приготовление смальт. За Петром следует его соратники – Б. П. Шереметев, А. Д. Меньшиков, М. М. Голицын и др. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд» 2.

Сковорода поддерживалась бревенчатым станком. Место было выбрано удачно. Пятая мозаика – «Св. В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломоносов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учеников» Академии наук изготовлявшие мозаику и обучающие этому искусству других выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса гончар Петр Андреев заготовитель материалов Андрей Яковлев бисерник Михаил Филиппов пронизочник Андрей Никитин Кирилл Матвеев изготовлявший четырехугольные куски массы для мозаики Григорий Ефимов – гранильщик, отделывавший мозаичные композиции рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали) Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мельницы» и лесопилки. «Михайло Ломоносов» – это единственный мозаичный портрет был выполнен в 21 веке мозаичистом Андреем Манджосом.

Сюжет мозаики символичен. Она оказалась как бы висящей в воздухе. Но поражает мастерство, с которым Ломоносов передал цвет и объем изображения.

В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора. Рубенса). Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Несмотря на некоторые пропуски в отчетах- «рапортах», Н. И. Сидорову удалось дать достаточно полную и ясную картину работы Усть-Рудицкой фабрики в кратком очерке. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С. -Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ». Она высоко оценила деятельность М. В. Ломоносова и его мастеров в искусстве мозаики.

В изданной Академией Наук в 1784 г. «Жизни покойного» М. В. Ломоносова» (автор М. И. Веревкин)11 о мозаиках сказано так: «Ломоносов, увидев в первый раз в жизни своей мозаичную картину изображающую плачущего апостола Петра, подаренную в Риме папою Климентом12 Ламбертином канцлеру графу Воронцову, восхотел такую же сделать и в России. Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Главным образом – это бисер.

В 1758 г. великому ученому-помору приходилось изыскивать разные способы, чтобы расплатиться с долгами, связанными с расходами по Усть-Рудицкой фабрике. «Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер. Макаренко знал эту вещь лишь по документу. Среди мастеров- «мозаичистов» выделялись уже упомянутые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Куски смальты очень крупные. В настоящее время этот портрет находится в ленинградском Эрмитаже. "Все материалы, — писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготавливаются на сильном огне".

Без всякого основания П. Н. Петров назвал «множество» мелких мозаичных образов «Спасителя» и «Богоматери», будто бы вышедших из ломоносовской мастерской. Отношение Пекарского к мозаикам Ломоносова можно объяснить тем, что Пекарский их не видел. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь – «выложить мозаичными картинами». Между тем в городе пороховую казну взорвало и выставлен белый флаг к сдаче». В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны и др. Создатель многих памятных медалей. ) сообщает о созданных в 1756 году погрудном портрете Петра I и его дочери – блаженной памяти герцогини Голштинской, как достоинства он отмечает то, что в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика (стекла имитирующего драгоценный камень. ) и вообще швы набора или промежутки междукусочками смальтыне видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец.

Рубенса). В рапорте в Академическую канцелярию он писал, что в работе над этой мозаикой «всех составляющих кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов сделано 2174 опыта в стеклянной печи».

Тревога была ненапрасной. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Он советовал рассматривать образок издали.

Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. Их число (шесть) и некоторые указания на характер изображенного мы имели в документах, опубликованных Макаренко дважды была набрана «мозаика с оригинала Рембрандта», принадлежащего Строганову. II, 1794 г., стр. Екатерина» и «Апостол Павел» (обе в 1769 г. ). Рубенса) 2.

Набор в мозаиках М. В. Ломоносова производился ускоренным способом им изобретенным. (Слайд 12). Вариант Ломоносова начинался со строк «Я знак бессмертия себе воздвигнул / Превыше пирамид и крепче меди» и положил начало длинной череде русских переводов — помимо классического пушкинского, тут отметились Державин, Батюшков, Фет, Брюсов и множество других (почти сорок авторов).

Мастика в ней медленно высыхала и склеивала кусочки смальт. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. была создана комиссия из членов Академии художеств. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил. Воронцов.

В декабре 1764г. Лишь на основании этих дел Петров мог говорить о мозаичном портрете М. И. Воронцова (1766), о работе над мозаикой изображающей самого Ломоносова, об иконе Богоматери. Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него. Крупнейший знаток оптических явлений академик С. И. Вавилов писал о теории цветов Ломоносова: «Нельзя не оценить ее остроумия, глубокой оригинальности, а главное — интуитивного угадывания факта связи, резонанса между светом и веществом». Эта своеобразная «стеклотека» весьма пригодилась Ломоносову, когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией".

Ломоносов просит Сенат разрешить ему «к пользе и славе Российской империи» завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекал и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят иза моря великое количество, ценою на многие тысячи. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д. Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол, Ломоносов вовсе не ограничивался теми из них, которые применялись раньше в стеклоделии, но постоянно испытывал новые.

Если еще в вопросах о ссудах и о фабричных крестьянах владельцы предприятий были кровно заинтересованы, то на отчетность они смотрели, как на тягостную, досадную и неприятную обязанность. В «Вестнике Европы» (1806, ч. XXVIII, 13, стр. Тогда он обращается к императрице. Выполненный Ломоносовым портрет Петра I набран крупными (2см), неправильной формы кусками колотой смальты. Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. Современники его с большим интересом встретили выход в свет этого труда.

Сравнивая рисунок М. В. Ломоносова с гравюрой из книги И. Д. Прейслера «Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству», становится очевидным, что Ломоносов, во-первых, к сентябрю 1737г. Уже в мае г. М. В. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он «делал химические опыты до крашения стекол надлежащие».