Munk Edward
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
Осенью он едет в Париж. Проект остался нереализованным. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Это было для него открытием. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
- Как смотреть картины Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Она называлась «Дорога никуда».
Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она – средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Как пишет Ж. Сельц: «Крик заполняет собой всю картину: он рвется из глаз, через открытый рот, образующий центр композиции фигура на переднем плане, сжимая голову руками, движется навстречу зрителю, повторяя движение бегущих линий улицы, а за ее спиной, в пейзаже, мрачная темно-голубая плоскость воды резко контрастирует с пронизанным красными полосами желтым небом. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Темы «Фриза жизни» художник варьировал во многих рисунках и гравюрах («Крик», литография, 1895 год «Тоска», цветная литография, 1896 год). Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Рейтинг книг оГарри Поттере: отхудшей клучшей
- Интересные факты из жизни художника
Но, осознав свое художественное призвание, он бросил школу и начал изучать основы художественной грамоты у известного скульптора Юлиуса Миддельтуна. Он не успевает на похороны и впадает в длительную депрессию. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
Его портреты превосходно отражали характер человека. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Благодаря Кристиану Крогу, Эдвард знакомится с писателем-анархистом Хансом Егером. Но основная линия творчества меняет свой характер и развивается теперь с небольшими отклонениями.
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
- Детство и юность норвежского художника
- Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В 1921-1922 гг. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Лишенные индивидуальности, безликие образы людей – своеобразный гротеск, к которому прибегает художник. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. De gustibus non est disputandum. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Также считается, что он боялся рыжеволосых женщин. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Но и этот роман заканчивается трудным расставанием из-за странного поведения Мунка. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). В его судьбу вторглась война.
- Память и отражение в мировой культуре
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению10. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Словари и энциклопедии на Академике
- О жизни и творчестве выдающихся художников
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения и своего рода навязчивой идеей. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Неприятие смутило Мунка и следующие его картины были консервативны. Рядом с ней — мать. Я всего лишь добавила немного информации и абсолютно не говорила ничего о том как сама отношусь к художники и его творчеству. На мой взгляд Эдвард Мунк был безумным гением. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Биография Эдварда Мунка продолжается годами становления. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
- Биография и творчество художника
- Напишите отзыв о статье Мунк, Эдвард
- Отрывок, характеризующий Мунк, Эдвард
Преступники плохо продумали кражу, вот таким образом через пару месяцев картина была возращена. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Первая дата – 1888–1889 годы. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. В 1883 году случился публичный дебют Эдварда – он презентовал картину «Этюд головы».
Хрен редьки не слаще. Эдвард Мунк, творчество которого переживало времена застоя, вышел из депрессии и создает одну из самых известных картин – «Ночь в Сен-Клу». Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Также совершалась кража картины Мунка «Вампир». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Но больше всего его раздражали пальцы.
В них – судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Его произведения искусства очень часто становились предметом дележки злоумышленников. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Всего он провёл там более полугода. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
Тематика некоторых произведений отражает тяжёлые впечатления детства, вызванные смертью матери и сестры («Больной ребёнок», 1885-1886 годы, «Весна», 1889 год, обе – Национальная галерея, Осло). В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
Любовников как будто скрывает мгла. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Художник страдал бессонницей и паранойей. Создана картина в Берлине. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
Из последней картины вскоре вырастет знаменитый «Крик». Здесь он проживёт остаток жизни. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Вскоре у него завязываются еще одни отношения с виолончелисткой. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
23 января 1944г. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Реставраторы сделали все, что могли, но некоторые пятна остались видны.
Родился в семье военного врача. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 2004 году группа воров вынесла из Музея Мунка вариации картин «Мадонна» и «Крик». Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Вскоре семья переселилась в столицу. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Достоевского «Преступление и наказание». Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». «Я почувствовал крик Природы»).
Он называл это «лошадиным лечением». Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Последние годы он жил со страхом, что его картины конфискуют из собственного дома. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Написанный крик по определению немой, застрявший в горле черное отверстие лишено голоса, который мог бы его смягчить, заполнить, наделить смыслом, вот таким образом его резонанс еще больше.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Вскоре отношение нацистов к Эдварду изменилось и его заклеймили. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Он проводит там полгода, активно занимаясь творчеством. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Осенью он едет в Париж.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Так, его часто мучали галлюцинации, которые он описывал в своем дневнике. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. В 1994 году была похищена его знаменитая картина «Крик» из Национальной галереи. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну.
Умер художник в 1944 году, через месяц после 80-летия. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Семья жила довольно скромно, можно даже сказать бедно.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Живое побеждает смерть. Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». И ровно через 10 лет от этого же заболевания умерла старшая сестра Софи. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Правы все. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Парень часто болеет, но старается не пропускать занятия. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Он казался странным. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. В 80-е гг.
В конце следующего года он получил стипендию, на которую отправился во Францию. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
В 1930 у него случились проблемы со зрением из-за чего он почти прекратил писать. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Всего он провёл там более полугода. Пластический язык обретает исключительную силу.
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Оборачивался, как бы ища другой дороги. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Шел он не как все. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вернувшись в Норвегию, он пишет картины «Меланхолия» и «Фриз жизни». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Уже в середине 80-х гг. Вскоре Эдвард узнает о смерти отца и это известие наносит ему сильный удар. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Это происходило из-за долга службы отца, а также из-за того, что недостаток денежных средств регулярно принуждал семью искать более дешевое жилье. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Картины Мунка все так же участвовали в выставках. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Они свободны от излишней повествовательности. носят пейзажный характер. В Германии у Мунка было много друзей.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. Поиски заняли целых два года. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. При этом обе картины были повреждены. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз20, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу21. Все они основаны на личных переживаниях художника. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Всего он провёл там более полугода. В 2006 году они были возращены в Музей, а злоумышленники получили свое наказание. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние54, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Пейзаж по ту сторону перил изображен с помощью извивающихся линий бесконтурные, неопределенные разводы краски символизируют неточность и неопределенность мятущейся мысли, которая берет начало в человеческом страдании и развивается с нарастающей удушливой силой». С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. Осенью он едет в Париж.
Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу.
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Завещал собрание своих работ (около 1 тысячи картин, свыше 15 тысяч гравюр, 5 тысяч акварелей и рисунков, 6 скульптур) столичному муниципалитету на основе этой коллекции в 1963 году создан Музей Мунка в Осло.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Уже через два года он заболевает «испанкой», но быстро выздоравливает. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Биография Эдварда Мунка продолжается и сегодня, ведь в его картинах есть он сам.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Вполне вероятно, что это так: сцены с любовно-сексуальным подтекстом на картинах Мунка происходят ночью в присутствии странной колонны-луны. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк— выдающимся историком. Он оставил после себя огромный архив. М., 2007. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. музей Атенеум, Хельсинки Музей Мунка).
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. А сам художник после небольшого перерыва отправился во Францию. Реставраторы приняли нелёгкое решение отказаться от восстановления и законсервировали полотна. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Он издает вопль.
В них запечатлен духовный путь мастера. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Делал несколько шагов. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Что за чертовщину они там плетут. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
В 1886 году Мунк представил свою картину «Больная девочка», критики восприняли её очень негативно. Нападки со стороны прессы будут преследовать его ещё, как минимум, 15 лет. В 1889 году Мунк осел в Европе и стал жить за счёт стипендии. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Он быстро познакомил молодого человека со столичной богемой. В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. В нем многое привлекало внимание. Он начинает все чаще проявлять агрессивность и подозрительность. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Помимо литографий, создал также много гравюр на дереве и на металле работал в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался фотографией (с 1892 года) и литературным творчеством. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Племянник П. А. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Мунк отказался от перспективы и светотеневой моделировки, композицией и отсутствием формы картина отдалённо напоминала икону.
В течение всего детства Эдварда его семья часто переезжала с места на место. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В 1881-1883 годах учился в Школе рисования в Кристиании (ныне Осло) у скульптора Ю. Миддельтуна, брал уроки у живописца К. Крога (1882 год), с 1883 года учился в «Академии свободного света» Ф. Таулова. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. Мунк упорно учился.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В 1900-х гг.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Портреты художника – исследование человеческой души. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Здесь посещал уроки Леона Бонна, ходил на выставки. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». На смену приходит пафос утверждения жизни. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Это были первые опыты художника. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Чаще всего семья находилась в Христиании, Норвегия (ныне Осло). Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Всего он провёл там более полугода. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Мунк вырос в очень религиозной семье. В 1881 он поступает в Королевскую школу рисования в Христиании.
Его отец, Кристиан, был военным врачом. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Получается лучшая гармония красок. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах — Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. Завидев его, прохожие оборачивались даже тогда, когда его имя еще не было известно. Встречные оглядывались на Эдварда Мунка не только потому, что он был красив. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Его наставником становится художник-натуралист Кристиан Крог.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Правда правоохранительным органам удалось провести успешное расследование, благодаря чему «Вампир» был найден. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Когда Норвегия была оккупирована, Мунка называли «истинно нордическим» художником. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о).
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. В него вошло около трехсот листов.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В 1909 г. Мунк после пребывания в клинике, вызванного многомесячной нервной депрессией, возвращается на родину. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Создал также фриз (серию из 12 полотен) по заказу М. Рейнхардта для театра «Каммершпильхаус» в Берлине (1907 год ныне – в Новой национальной галерее, Берлин), триптих «Три возраста жизни» (1907-1908 годы собрание Р. Мейера, Берген Худож. Он поступает в технический колледж, где отлично изучает точные науки.
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Мунк. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Останавливался, думая о чем-то. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В течение 1909-1916 гг. С 1884 года сблизился с писателями и художниками натуралистического направления под влиянием учителей уже в ранних работах использовал приёмы импрессионизма («Утро», 1884 год, собрание Р. Мейера, Берген).
В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин. Автопортреты Мунка отмечены скептическим самоанализом и имеют характер дневниковых записей («Автопортрет у окна», около 1940 года «Автопортрет между часами и кроватью», 1940-1942 годы, оба – Музей Мунка).
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом28.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Лицо человека — застывшая безликая маска. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27.
Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Ей 26 лет и она замужем. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мунка.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. Богатый покровитель устраивает Мунку персональные выставки в Берлине.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Некоторые из них — своего рода монологи-исповеди, обнажающие чувства, другие — сдержанные, отмеченные некоей формой отчуждения, затрудняющей проникновение в глубину.
Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Некоторые исследователи У. Бишофф. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Портреты художника — исследование человеческой души. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Ребенком он пережил и смерть матери.
Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В сущности его картины 80-х гг. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. ориентация норвежского искусства меняется.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В 1916 он покупает виллу, где занимается садоводством. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.