Остроухов Художник

Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Последние свои работы, как старый художник, Остроухов Илья Семенович создавал не на пленэре, а по памяти использую те образы и мгновенные образы, что остались в его воображении. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929)- русский художник-пейзажист, коллекционер.

Остроухов представлял собой редкий образец художника-коллекционера. Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века.

Илья Остроухов – московский художник и собиратель

В середине 1880-х гг. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Поначалу бестолково. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре.

В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). В более ранних этюдах Остроухов предпочитал серенькие осенние либо весенние дни, что давало ему возможность строить колорит в этюдах на тончайших отношениях теплых коричневатых и холодных сероватых тонов. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана.

Друг П. М. Третьякова, в 1898-1903 фактический руководитель, в 1905-13 попечитель Третьяковской галереи. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Все работы Остроухова 1880-х гг. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.

Остроухов уже добивается успеха. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Васнецова, С. В. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.

Музей участвовал в выставке «Москва— Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). Киселева и многих других. Работал в Торговом доме Боткиных. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи.

Действительный член Императорского археологического общества (с 1887 года), член Московсокого архит. ектурного общества (с 1905 года). Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Серову, К. А. Очерки понравились, понравился и юный автор.

Из богатой купеческой семьи. П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. На грязной дороге» или «Годовой поминальный митинг у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» и даже в портретах, которые он приобретал, например, в портрете дочери Репина Нади – «На солнце».

Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». В середине 1880-х гг.

Пополнение музея снова пошло планомерно. С 1905 года член-корреспондент, с 1906 года – действительный член Императорского Московского археологического общества. Дом Остроухова в Москве (Трубниковский переулок, 17) стал настоящим центром художественной и музыкальной жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции руссской (работы М. А. Следовать примеру Третьякова и покупать все лучшее и значительное в современном ему искусстве он не мог: на это не хватило бы его, даже сильно возросших, финансовых средств (нельзя забывать, что братья Третьяковы были одними из богатейших людей России), да и дом в Трубниковском был не достаточно велик, чтобы вместить в себя даже десяток больших картин, а на специальную пристройку опять- таки требовались немалые средства. Ублать. Но еще большую финансовую свободу Остроухов получил, став, как член семьи Боткиных, акционером или, как говорили тогда в России, «пайщиком» их торгового дома и получив в управление солидную сахаропроизводящую фабрику близ Харькова, на территории нынешней Украины. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.

Миллиоти, «Женский силуэт» Ф. В. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Коровину, М. А. Константинополь» М. С. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова.

Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).

В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. не имевшую себе равных.

В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Сурикову, В. М. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана.

Русский художник 
Остроухов Илья Семенович 
 (1858-1929)

Русский художник Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Сомова, акварели А. Н. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1873). Крамскому, В. И. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С 1906 г. – д. чл.

Первое же произведение — копию пейзажа Льва Львовича Каменева — Остроухов выполнил маслом. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Ни ветерка.

произведений. С 1891 года – участник Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1903 года – Союза русских художников. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ).

В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Остроухов как бы все сказал. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Венецианова – «Девушка с теленком» и пастель «Крестьянская девушка с серпом».

Илья Остроухов – 
русский художник-пейзажист 
и коллекционер

Илья Остроухов – русский художник-пейзажист и коллекционер

Современники даже одно время (в конце 1880-х – начале 1890-х гг. ) возлагали на него большие надежды, чем на И. И. Левитана. Остроухов происходил из очень богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три иностранных языка играл на рояле. Такие демарши жестоко карались. В эти годы Остроухов вновь обратился к творчеству, к живописи, которой долгое время не мог заниматься, будучи захвачен собирательской и общественной деятельностью.

Тем не менее он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Одну за другой (1912 и 1914 гг. ) совершает он длительные поездки в Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Вологду, Кириллов и Ферапонтово, в Старую и Новую Ладогу, Псков, Новгород, Тверь и другие древние российские города, еще хранившие в то время почти нетронутыми сокровища древней русской культуры.

В июле 1925 года Наркомпрос переименовал Музей иконописи и живописи в Музей И. С. Остроухова и утвердил Остроухова почетным пожизненным хранителем и заведующим музеем, предоставив пожизненную пенсию и закрепив за ним квартиру в здании музея. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Бенуа). Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.

Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. В 1914 году известным искусствоведом и писателем П. П. Продолжения не было. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.

Остроухов собирал иконы, живопись. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище.

Наиболее известна картина Сиверко (1890). Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».

Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им. Иванова, С. В. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. и уникальная подборка древнерусских икон. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».

Как признается сам Остроухов в своих автобиографических заметках, насколько он себя помнит, он всегда что-нибудь собирал: в детстве – детские книжки с картинками, в отрочестве, увлекшись биологией, – птичьи яйца и гнезда, став художником – этюды и эскизы к картинам своих друзей и наставников, активных, как и он сам, участников Абрамцевского художественного кружка: И. Е. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Репина «Не ждали», то у Остроухова – прекрасный эскиз, вариант ее если у Третьякова картина того же Репина «Крестный ход в Курской губернии», то у Остроухова – впечатляющий к ней этюд «Голова горбуна». После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Большая коллекция пейзажных этюдов Ф. А. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко.

Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Перову, И. Н. Собрание Остроухова обладало столь высоким качеством икон, что по нему можно было составить настоящую историю русской иконописи. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Серовым и братьями М. А.

Серов Валентин Александрович 
 (художник)

Серов Валентин Александрович (художник)

Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Остроухов указал единственно верный путь к познанию древнего искусства — чисто эстетический путь. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи.

Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Теперь значительная часть перекочевала в «круг Рублева» или в «рублевскую легенду».

Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.

  1. Остроухов Илья СеменовичКартины и биография
  2. Остроухов Илья Семенович – художник и коллекционер
  3. Остроухов Илья Семенович – художник и признанный знаток искусства
  4. ХУДОЖНИК ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ ОСТРОУХОВ (1858-1929)
  5. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  6. Значение ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Служил в Торговом доме Боткиных. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова.

Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. И из битков жил не блызжет.

Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись.

Странно, что высоко ценя творчество французских импрессионистов и постимпрессионистов, с интересом наблюдая за покупками С. И. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Однако следует упомянуть еще об одном художнике — это Василий Дмитриевич Поленов.

Здесь первоисточник художественных исканий. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым.

  • Остроухов Илья Семенович (1858-1929)
  • Остроухов, Илья Семёнович: биография
  • Остроухов Илья Семёнович – Биография
  • Илья Семенович Остроухов: «Золотая осень» (1886)
  • История Коллекционеры Остроухов Илья Семенович
  • Описание картины Ильи Остроухова «Ранняя весна»

Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Чутье художника подсказывало ему, что часто этот «вторичный» материал бывает качественнее самого оригинала. Морозов, в 1921 году). и уникальная подборка древнерусских икон. Зимой 1882-1883 гг. Лихачев выполнил первую научную систематизацию и подготовил каталог этого собрания.

После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Не составлял исключения и Остроухов, но, умный человек, он понимал, что состязаться с Третьяковым бессмысленно, а продолжать его дело в области новой, «посттретьяковской» истории русского искусства он был призван и по просьбе самого Третьякова и по уговору друзей и по избранию Московской городской Думы: после смерти Третьякова (1898 год) Остроухов до середины 1913 года постоянно избирался в состав Совета попечителей Третьяковской галереи, а с 1904 года – и главой этого Совета, отвечавшего не только за порядок в музее, но главным образом за приобретение новых произведений в него. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Щукин, В. О. Остроухов уже добивается успеха.

и т. п». Родился в купеческой семье. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Саврасова, В. А.

  • Описание картины Ильи Остроухова «Речка в полдень»
  • Описание картины Ильи Остроухова «В Абрамцевском парке»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Первая зелень»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Сиверко»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Осенний пейзаж»
  • Описание картины Ильи Остроухова «Золотая осень»
  • Добавить комментарий Отменить ответ

Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. было подлинным откровением. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С.

В декабре 1918 года было национализировано и собрание Остроухова. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова.

Его картины "Золотая осень" (1886-87), "Первая зелень" (1887-88) -"пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия.

Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Киселев, И. Е.

  1. Краткая биографическая энциклопедия
  2. Словари и энциклопедии на Академике
  3. Остроухов Илья Семёнович, русский художник
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Остроухов Илья Семёнович в книгах

Октябрьский переворот резко изменил весь уклад российской жизни. Семенского в Тверской губернии»). две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Разногласия в совете стали обсуждаться в печати, появились критические статьи, направленные против деятельности художников в галерее.

Пав., также иконного собирателя. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).

В хаосе революционного террора многие известные коллекционеры (С. И. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера у И. Е. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды.

Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Остроухов пользовался непререкаемым авторитетом знатока живописи у художников и собирателей. Репина, брал уроки у П. П. В середине 1880-х гг. Врубеля, А. А. С 1901 года гласный Московской городской думы.

  1. О знаменитости:Художник-пейзажист

1880-е гг. Васильева, И. И. Толгует подделками. Его декорация к Кармен очень понравилась». В18981511902 входил в Комиссию Московского археологического общества по реставрации Смоленского собора Новодевичьего монастыря участвовал в работах по реставрации Архангельского, Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной.

Остроухов Илья СеменовичКартины 
и биография

И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Боткина. Их листва – желтовато-зеленоватая. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Саввинская слобода».

С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. В этюдах конца 1890-х гг. В 1889 году И. С. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.

В библиотеку Остроухова допускались немногие. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Щедрина и других) и западноевропейской (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и другого.

и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Это было худшее время за всю историю музея. Дебют Остроухова, состоявшийся в 1886 году у передвижников, был успешен. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Остроухов уже добивается успеха.

Остроухов как бы все сказал. Однако копившийся опыт оказался благотворным – в коллекции Остроухова стали появляться полотна Коро, Жерико, Дега, Мане, Кипренского и Щедрина, Венецианова и Александра Иванова, а также рисунки и акварели художников-друзей по мамонтовскому кружку – Серова, Коровина, Врубеля. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.

В 1887, 1888 и 1890 годах Павел Михайлович Третьяков приобрел несколько работ Остроухова, в том числе и лучшее его творение – картину «Сиверко», признанную впоследствии одним из хрестоматийных образцов русского реалистического пейзажа конца XIX века. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах.

Мамонтовым в 1874 году, начал заниматься живописью – брал уроки у А. А. Славянский «В комнатах у А. А. Васнецову, В. Д.

Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Иванова, И. И.

Серова, Ф. П. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Академии художеств. и Ю. А. Новые времена привносили в собирательскую деятельность Остроухова и новые веяния.

Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Всего у Остроухова было пять работ Венецианова, больше – только в Третьяковской галерее. Здание музея— особняк XIX века.

Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг.

Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. В картине нет рассказа.

Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений — знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Поленова, И. Е. Но, к сожалению, это не спасало Остроухова от постоянных посягательств различного рода ревнителей, требовавших ликвидации музея и жилищного уплотнения «буржуев», что и произошло почти сразу же после смерти Остроухова, наступившей 8 июля 1929 года. Остроухов собирал живопись ради живописи.

Сарьяна, «Портрет Л. Н. Киселёва, И. Е. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И.

К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова — пейзаж «Сиверко». Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.

Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Осенний лес буквально захватил художника необычайно яркой насыщенной гаммой желтеющей листвы, а он решает этюд плоскостно-декоративно, разворачивая основное изображение на переднем плане. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. После выставок русских символистов, организованных журналом «Золотое руно», – «Алая роза», «Голубая роза» – у Остроухова появляются «Балет» Н. И. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».

Поленова, И. И. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев.

В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.

Остроухов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа. Бакста, «Портрет девочки» Ф. А. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Этот ряд можно продолжить перечислением этюдов и эскизов к репинским картинам, находящимся ныне в Третьяковской галерее, Русском музее – «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ), «Иван Грозный и сын его Иван» (ГТГ), «Прием волостных старшин императором Александром III» (ГТГ) и другие. Пока на один из дней рождения друзья не подарили ему икону его святого – Илью Пророка XV века.

Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886). Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» — гордость собрания Остроухова. Живописью Остроухов продолжал заниматься до конца своих дней, однако начиная с 1890-х годов эти занятия сильно потеснили многие другие увлечения художника и особенно страсть к коллекционированию. и С. М. Третьяковых (1905–1913). Репин, П. П. Третьякова – член Совета (1898-1903 годы), затем попечитель (1905-1913 годы) Третьяковской галереи.

Луначарского, был назначен пожизненным хранителем музея. Оно бледное, серовато-голубое. Государственная дума неоднократно занималась делами совета.

Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Со второй половины 1890-х гг.

В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). А. Серов). Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Муратовым было составлено первое описание и выпущен альбом иконного собрания Остроухова. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.

Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Удалось перегнать Рябушинского (Ст. Врубелю. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.

В отборе икон Остроухов руководствовался основным принципом своего собирательства – высоким художественным качеством произведения. По просьбе Остроухова крупнейший ученый-медиевист Н. И. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова.

Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» — эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Архипова, Ап. М. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Это не мгновенно схваченный однозначный этюд, а сложное, богатое эмоциональным содержанием, обобщающее многие оттенки восприятия картинное изображение. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). Проблемы передачи воздуха, света, движения, поиски выразительности в построении пространства картины, колористические задачи вышли в пейзаже на главное место.

Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. С 1901— гласный Московской городской думы. В 1889 после женитьбы на Надежде Петровне Боткиной оставил службу и посвятил себя художественному собирательству, составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства.

и всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. ». Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Или: «Мне удалось уже осмотреть в Москве коллекцию г-на Остроухова. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг.

Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Купил длянь. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье.

Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Был попечителем Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых, Гласным Московской городской думы. Достаточно назвать подлинный шедевр «русского Хогарта» 1830-1840-х годов П. А. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.

Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Чистяков. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Оно насчитывало в ту пору почти 2000 произведений, не считая библиотеки. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Остроухов, живя летом в Абрамцеве, писал с натуры так упорно и много, что это стало даже предметом шуток у Мамонтовых и их друзей.

Почти все его время занимало коллекционирование. Левитану, В. А. Остроухова (с 1924 года на правах филиала ГТГ Остроухов оставался пожизненным хранителем музея). Спустя год после первой покупки он сообщал все той же А. П. Поленова, А. А. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А.

Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Остроухов первым взялся за очистку картин от грязи и копоти, при нем была произведена квалифицированная реставрация лучших картин галереи. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы.

Западноевропейская часть коллекции (ок. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Зеленцов «В комнатах» или Ф. М.

А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Ею стала, с большой долей вероятности икона, датируемая ныне второй половиной XVI века, «Огненное восхождение пророка Ильи, с житием».

Страсть к собиранию икон со свойственной натуре Остроухова «лавинностью» обрушилась на него, на десятилетие подчинив себе все желания и помыслы. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. И все-таки в коллекции Остроухова появился один из шедевров Врубеля – лучший вариант картины 1900 года «Сирень». В коллекции появляются «Весна на берегу моря» К. А.

По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Гауш» Н. Д. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888).

К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Как крупнейший знаток древнерусского искусства Остроухов входил в комиссию по реставрации росписей Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, собора Василия Блаженного, Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и других. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу.

было подлинным откровением. Нет, не уступает. Вдове художника (умерла в 1935 году) были оставлены две небольшие комнатки на втором этаже, а вся коллекция в спешном порядке вывезена в Третьяковскую галерею, где осенью- зимой того же года срочно произвели ее перераспределение: русская часть почти целиком осталась в Третьяковской галерее, старое западное искусство передали в Музей изобразительных искусств, восточное прикладное искусство – в Музей восточных культур. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.

Пожалуй, наиболее важным для Остроухова-живописца было путешествие в Италию в 1887 г. с художником В. А. Серовым и братьями М. А. Правда, уместно заметить, что ко времени наступления авангардной «эры» в России Остроухов-коллекционер был целиком и полностью поглощен своим новым увлечением, новым художественным открытием – древней русской иконой. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Левитана, а также друзей собирателя – художников К. А.

Так, началом своей коллекции Остроухов считал подаренный ему в Абрамцеве в 1883 году этюд Поленова «Лодка». Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.

К октябрю 1911 года, ко времени приезда в Москву по приглашению С. И. Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). Коллегия единогласно постановила предложить Остроухову быть пожизненным хранителем собранного им музея. Зимой 1882-1883 гг. От этюда Остроухов сохранил в картине центральную часть — два клена с пышной кроной опадающих, четко прорисованных резных листьев. Остроухов вел активную общественную деятельность. Летом они вместе ходили на этюды, а зимой Репин продолжал заниматься с ним в своей мастерской, ставил постановки, давал советы. После смерти Остроухова музей был закрыт, основная часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового западного искусства, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и научную библиотеку ГТГ.

Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Левитана, В. Д. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.

В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. и уникальная подборка древнерусских икон. Чистякова в Санкт-Петербурге (1882-1884 годы), пользовался советами В. Д. Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Мастер лирического пейзажа (преимущественно Подмосковья), сочетающего реалистическое видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все – в ГТГ).

Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».

Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Экспонент (с 1886 года) и член ТПХВ (1891-1903 годы), член-учредитель СРХ (с 1903 года), член выставочной группы «36 художников» (1901-1903 годы), один из организаторов и член Московского литературно-художественного кружка (1899-1917 годы) и общества «Свободная эстетика» (1907-1910 годы).

На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Врубелю и многим другим. Поленову, И. И.

Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901-1909 годы). Из купеческой семьи. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.

Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. – Л. И. ), посланных Харитоненко и других москвичей, что едут следом». После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.

Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Репина, А. К.

Путешествовал по странам Европы (в том числе с В. А. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища.

На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Боткиной (смотри Боткины).

Остроухов стараниями друзей и в первую очередь наркома А. В. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».

Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). В лесу тишина. Здание музея – особняк XIX века.

Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. В начале 1900-х годов он сблизился с С. П. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Репина, В. Д. Служил в Торговом доме Боткиных. Бенуа и Л. С.

Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». чтобы хоть несколько попридержать себя, заразил этой страстью всю Москву». Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. С середины 1890-х гг. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.

Молодой художник был замечен критиками. Родился Остроухов в 1858 году в небогатой купеческой семье. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией.

Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Малявина. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Продолжения не было. Так, если в Третьяковской галерее находилась (и находится) большая картина И. Е. Кое-что попало и в провинцию. учился у П. П. Чистякова в Петербурге.

Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Сапунова, «Фруктовая лавка. Боткиной: «. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.

Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. В области русского искусства «этюдно-эскизные» дары предшествующего десятилетия, а также близкое знакомство и даже дружба с глубоко почитаемым Павлом Михайловичем Третьяковым привели Остроухова к четкому осознанию цели и задач своего собирательства. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.

И. С. Врожденное чувство цвета, усиленное и развитое работой на пленэре, помогало Остроухову добиваться гармонии и цельности видения как в натурных этюдах, так и в созданных на основании этюдов картинах. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ.

Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Однако интерес к русской иконе существовал у Остроухова, по- видимому и раньше. Современный художник должен черпать свои вдохновения в этих примитивах». И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.

Саврасова. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. С1905 член-корреспондент, с 1906 действительный член Императорского Московского археологического общества. Сложнее было его отношение к М. А. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Черногубова. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.

Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».

В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Вершина творчества Остроухова – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное и скромное изображение русской природы» (А. Н. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.

И. С. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. Познакомившись с С. И. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.

молодого Коро можно было сопоставить с Сильвестром Щедриным, дать шебуевской «Смерти Фаэтона» в pendant композицию Жерико, соединить Серова и Дега, Гойю и Мане там голубой пейзаж Александра Иванова взывал к отсутствующему Сезанну, а «Стена коммунаров» Репина – к Менцелю там XVIII век и XX объединялись портретами и отталкивались природой и т. д. Таких, к сожалению, не так уж и много. 40 живописи и графики и ок. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского.

Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В 1889 годуженился на Н. П. Страсть эта была, что называется, у него «в крови».

С 1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.

Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухова». Однако со второй половины 1890-х гг. Дягилевым и группой художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». Остроухов, по видимому, не ставил перед собой больших композиционных задач, ограничиваясь передачей определенного состояния природы, заостряя внимание на колорите.

В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах «серебряного века», в том числе об О. Мандельштаме, А. Ахматовой, С. Есенине, В. Маяковском, Н. Бердяеве. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Талант в сочетании с упорством, работоспособностью сделали его в короткое время одним из ведущих пейзажистов России. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве.

Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Должность эта считалась выборной — кандидатов утверждала Государственная дума. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.

В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова.

Репина (1881-1882 годы), частную мастерскую П. П. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной.

Жил в Москве, с середины 1870-х годов служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 года пайщик Товарищества чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. С 1890 года частный музей Остроухова был открыт для свободного посещения (в 1905 году осуществил пристройки к дому, в 1914 году надстроил этаж для коллекции). Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. И. С.

Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Щукина и И. А. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Мамонтовыми по Италии в 1887 году).

Ныне в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова расположены выставочные залы Государственного литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках»). Остальное перешло просто в московскую школу XIV-XVI веков. Участник Абрамцевского художественного кружка. Федотова – картину «Анкор, еще анкор. », воспринимавшуюся собирателем как эскиз неосуществленной картины под названием «Офицер, расквартированный в деревне» или крестьянские жанры не менее редкого родоначальника русского «бидермайера» А. Г. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.

Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей — такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». перечень).

Музей участвовал в выставке «Москва – Берлин», «Булгаков» (Париж), «Мандельштам» (Париж). И. С. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.

В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.

В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Толстого, П. А. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова.

В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Был знаком с А. Матиссом. При этом он и здесь ухитрялся отыскивать нечто редкостное и необычное. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». С 1905 по 1913 гг.

Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.

В московской школе очень много икон связывалось с именем Андрея Рублева. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись.

Федотова, С. Ф. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Едва ли не каждая икона его собрания была маленьким шедевром. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.

Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Саввинская слобода». Систематического художественного образования не получил.

С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». «Ранней весной» — это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Друг П. М. Третьякова.