Панно Врубеля

В 1897 году Врубель написал три больших декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», для одного из интерьеров московского дома С. Т. Врубель избрал темами панно «Принцессу Грезу» и «Микулу Селяниновича». Витте сделал у Врубеля заказ на живописное панно для Нижегородской художественно-промышленной выставки. В 1896 году, незадолго до свадьбы, Михаил Врубель получает заказ на два монументальных панно.

Панно Михаила Врубеля «Утро» было создано в 1897 году. Вердикт – оставить врубелевские панно в Художественном отделе комиссия «сочла невозможным». «врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью красок и письма в буквальном смысле убивали расставленные внизу в золоченых рамах произведения других художников». Открытие Нижегородской выставки, намеченное первоначально на 10 мая, состоялось чуть позже – 28-го, но уже без панно Врубеля.

Немногие обращают внимание на фасад легендарной гостиницы «Метрополь», а если и обращают, то не знают, что именно там красуется, пожалуй, самое известное декоративное панно М. Врубеля, «Принцесса Грёза». Особенно сильно сказалось воздействие модернизма на декоративных работах Врубеля (панно, скульптура, эскизы витражей и т. п. ). Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля. По предположению некоторых москвоведов, панно были выполнены по эскизам Врубеля.

Альберт Бенуа телеграфирует в Санкт-Петербург: «Панно Врубеля чудовищны, необходимо убрать, ждем жюри». Долгое время Врубель был неизвестен публике, только в конце 90-х годов после демонстрации больших панно Принцесса Греза и Микула Селянинович его заметили, стали интересоваться творчеством художника. В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 205м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Стилистика этого панно несколько отлична от почерка Врубеля в его станковых картинах.

Это панно Врубель выполнил на полотне в 1896 г. для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. По заказу Саввы Мамонтова Врубель в 1896 году работал над декоративными панно для украшения интерьера художественного павильона на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Под самой кровлей находится керамическое панно изображающее девушку в окружении чудес подводного мира, по предположению исследователей изготовленное по отливкам Михаила Врубеля. Это керамическое панно художника Михаила Врубеля, живописный аналог которого сегодня экспонируется в Третьяковской галерее.

Врубель на ней пррредставлял два панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» и именно вторррая ррработа легла в основу эскизов камина.

Сюжет панно изображает восточную принцессу, склонившуюся над умирающим рыцарем. Мамонтова (оба – 1897).

Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям.

В 1896 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера пьесы, появился вальс «Принцесса Грёза» и даже духи и шоколад с таким названием. По сюжету, трубадур Жоффруа Рюдель полюбил заморскую принцессу и, хотя он ее ни разу не видел, был поражен рассказами о ее красоте и великодушии. В 1900 году на сцене Императорского московского нового театра, а затем и в Мариинском театре была поставлена лирическая опера Ю. И. Блейхмана «Принцесса Грёза». Встреча принца с его возлюбленной невозможна на земле. Она подлинно монументальна. Утро.

  • Описание картины «Принцесса Грёза»
  • О чём-то большем, чем просто Нижний Новгород
  • Принцесса Греза – 1896 Михаил Врубель
  • 7 московских особняков, руку к которым приложил Михаил Врубель
  • Самые знаменитые картины Врубеля

Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. В центре — с арфой в руках умирающий рыцарь. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. У него она сложилась так: Кавказ, к сорока трем годам орден Святого Георгия 4-го класса «за выслугу» (25 лет в офицерской полевой службе и боевой опыт), к пятидесяти — звание генерал-майора и финальный виток — почти десяток лет в должности наказного атамана Астраханского казачьего войска.

В Академии он работал по двенадцать часов в день. музей русского искусства, Киев). Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Персонажи врубелевской «Принцессы Грёзы» также наполнены «до краёв», как и их прототипы из пьесы. Однако публика отнеслась к творениям художника крайне холодно.

  • Михаил Александрович Врубель: эмоциональная и чувственная керамика
  • 10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
  • Описание картины Врубеля «Принцесса Греза»
  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • Наборы открыток к 125-летию Михаила Булгакова
  • Эмоциональная керамика Михаила Врубеля
  • Керамическая мастерская Абрамцево — феномен русской культуры

Право, это развенчание "гения", думаю, справедливо» «. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». О портрете Арцыбушева говорит Н. В.

Его даже невозможно было развернуть — такой он был огромный. Следы же «Микулы Селяниновича» затерялись полностью. Но и не только это.

  • Врубель — непризнанный гений эпохи
  • Новые события нижнего новгорода
  • Онлайн-журнал Нижнего Новгорода
  • Блог о моих ощущениях этого Мира

Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону. Тогда Мамонтов соорудил вблизи входа на выставку собственный деревянный павильон с огромными буквами на крыше «Панно Врубеля» и выставил композиции там. – Он гений, Савва Иванович, – засмеялся Коровин. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.

Вся меблировка два простых табурета и кровать. Онемевший Мамонтов вытащил Коровина на террасу: Костя, кто он такой. Возглавлял работу реставратор Алексей Петрович Ковалев. Было решено отправить его в Петербургский университет на юридический факультет.

  • Городская усадьба Казакова-Дункер-Цетлина
  • Добавить комментарий Отменить ответ
  • Смеется тот, кто смеется последним
  • Немного биографии иособенности творчества
  • Майолика из Абрамцево: «керамическая живопись»
  • Мистический гений Михаила Врубеля

Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Врубель выполняет иллюстрации к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», но не останавливает своё внимание на уже созданном герое, а ищет свой образ. Однако его творения у многих вызывали насмешки. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы.

Описание картины 
«Принцесса Грёза»

Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Лермонтова. Устроили штуку, черт возьми».

В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Биография художника, созданная писателем и переводчиком Верой Домитеевой, – способ увидеть за образом «творца не от мира сего» – человека.

Искусство Врубеля стоит вне каких-либо рамок: временных, пространственных или жанровых. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. Вынудив царя подписать ряд крайне невыгодных для России пунктов, Бонапарт подсластил пилюлю: самовластно подарил русскому государю принадлежавшее на тот момент Пруссии польское Белостокское воеводство. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Такой шедевр можно сейчас увидеть на выставке, называемой Третьяковской. После закрытия выставки судьба обоих панно туманна.

Слышатся громогласные замечания, хохот: маститые мастера без стеснения высказываются насчет панно – «наивно, нескладно, дико». «Грёза» вчерне закончена, но с «Микулой» проблема. продолжение.

Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Врубель провел в Венеции около полугода. Ничего внешнего, бросающегося вглаза. Здесь его вдохновение сковано бессилием. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Зимина, где, видимо использовалось как элемент декорации.

Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. и мы уже предвкушали неудачу художника. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.

На крыше укрепили большую вывеску «Выставка декоративных панно художника М. А. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. В 1807 году Наполеон и Александр 1 на личной встрече заключили Тильзитский мир. И он со всей страстью берется за работу, найдя источник вдохновения в поэзии Гете.

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Практически же, кроме «сомнительной» фамилии, никакой привязки к гипотетическим семитским праотцам не обнаружить. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В духе символизма Врубель изменяет сюжет Ростана. В конце концов увидели на холсте подпись: М. Врубель. Конечно, написать их в одиночку Врубель не мог. Именно таких мастеров очень ценили в эпоху Возрождения.

Как-то не очень ясно, являлось назначение атаманом в Астрахань наградой доблестному старому служаке или же своеобразной ссылкой. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Рождается ощущение первозданности.

Зря – избалованный любимец петербургского высшего света был чрезвычайно оскорблен. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Толстой, вице-президент Академии художеств, докладывает ее президенту, великому князю Владимиру Александровичу, содержание беседы Витте с государем, который «изволил найти желательным подвергнуть произведения Врубеля суждению наилучших художников, соблаговолив при этом указать на двух – Васнецова и Поленова и повелев обратиться к Вашему Высочеству с предложением назначить еще двух художников от себя». Предложение я принял, конечно, охотно.

И всю дальнейшую жизнь он посвящает познанию прекрасного и созиданию. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Блестящие примеры портретной живописи Врубеля – портреты К. Д.

Виктор Васнецов приехать из Киева накануне освящения Владимирского собора не может, у него в августе сдача десятилетних колоссальных трудов над росписью, но письменно свое мнение он изложил четко – «что бы Врубель ни нарисовал, он нарисовал прекрасно». Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли – это настоящий русский богатырь. Однако в пути заболел и. умер.

Ему поручают написание четырех панно для готического кабинета в особняке А. В. Морозова. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника — майоликовую мозаику. Во–первых, холст нужно было дублировать. Аристократия Российской империи негодовала — дар Наполеона выглядел подачкой сеньора своему вассалу.

Подмалевки делали его помощники, а художник завершал работу. Из воспоминаний Н. А. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.

Принцесса после случившегося решает стать монахиней. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Он пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм.

Длина вала должна была соответствовать высоте холста, а высота панно в самой высокой точке полукруга — 7, 5 метра, длина — 14 метров. (1906), необычайно выразительный. Баранов, трудно усомниться в исполнении высказанной через Витте монаршей воли. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Об этой находке сообщили в Третьяковскую галерею. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. А внизу грохочут молотками, сколачивают стенды плотники. С самого рождения мальчик болел и через два года умер.

Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Правда ли это. сказок и опер Н. А. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Оснований тут чуть больше, нежели в разоблачениях Пушкина-«Пушкинда».

На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик – знак рока и фатума. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Род. Академия художеств, приславшая в Нижний Новгород комиссию, чтобы разобраться, что там за панно пишет какой–то никому не известный Врубель, сочла их «нехудожественными» и запретила показывать. Потом панно необходимо было очистить — убрать всю грязь.

«Своим» сделали Врубеля художники икритики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять наэкспозициях мирискусников идягилевских ретроспективах ивначалеХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. «И даже если бы он не написал ни одной картины, он все же остался бы великим человеком, необыкновенно сложным и прекрасным», — утверждал лично знавший Врубеля его первый биограф. У его апостолов были живые прототипы. За несколько дней там вырос просторный тесовый барак, вместивший «Грёзу» и «Микулу».

Позже Врубель обрисует сестре тогдашнее свое состояние: «Работал и приходил в отчаяние кроме того, Академия воздвигла на меня настоящую травлю так что я все время слышал за спиной шиканье». И вряд ли опытный предприниматель Мамонтов полагал, что его действия в обход заведующего отделом останутся без внимания. Весь мир подчиняется звукам это музыки. Врубель умеет извлечь красивые, красочные созвучия из самых обыкновенных предметов. Изначально картина не пользовалась успехом. Врубель довел до совершенства свою систему рисунка.

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Так прошел почти год, прежде чем «Принцесса Греза» наконец попала в Третьяковскую галерею. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.

Но врубелевский метод был абсолютно иной в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Летом 1901 года в семье Врубелей появился первенец – Саввочка.

Но Мамонтов на этом не остановился и выставил «Принцессу Грезу» в самом центре Москвы – на фасаде гостиницы «Метрополь», где полюбоваться врубелевским шедевром мог уже каждый прохожий. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам.

Тогда он приобрел кусок земли перед входом на выставку. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Картины Врубеля должны были украшать торцы павильона художественного отдела. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Ждем жюри» — телеграфировал в столицу уполномоченный Академии художеств А. Н. Бенуа. И увидев на холсте подпись Врубеля, сообщили в Третьяковскую галерею и с тех пор панно «Принцесса Грёза» экспонируется в зале Врубеля. И когда в 50-е гг.

Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Но больно уж заманчиво было всем явить талант Врубеля и посрамить мелких художников в больших чинах. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Ниже из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «фея» (по выражению Врубеля), олицетворяющая пробуждение от сна. Известно об этом Врубеле немного. Панно передали в музей.

Впоследствии этот камин был не раз повторён автором и другими художниками-керамистами мастерской Абрамцево по эскизу Михаила Александровича. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.

Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. читаю еще в "Новостях дня", что панно Врубеля содраны со своих мест как негодные.

В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную прекрасной принцессе. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Вот таким образом ихудожественные средства выбраны Врубелем соответственные. Заспиной этажерка тоже скнигами иделовыми бумагами. Особых неприятностей со стороны светски общительного, беззаботного, пустовато изящного и в жизни и в щедром производстве «симпатичных» акварельных видов Альберта Бенуа Савва Иванович не ждал. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Он учился чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму вплоть до малейших ее изгибов.

И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. – говорил о ней художник. Не принимать же во внимание аргументы вроде излюбленного живописцем Врубелем «иудейского типажа», что вынудило бы причислить к евреям бесчисленное количество мастеров, включая всех иконописцев. Врубель тем временем с утра до ночи на строительных лесах. Алпатов: «Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые потому нетрудно передать словами такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899), лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна Лебедь (1900), большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками.

После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. Врубель М. А. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Царевна-Лебедь – героиня Сказки о царе Салтане А. С.

Начал он с головы лошади. Но во время путешествия юноша сильно заболевает. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Панно «Микула» и наполовину не написано. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Изображение Демона – становится одной из ключевых тем в творчестве художника.

Он учился у И. Репина и был любимым учеником П. Чистякова. «.

Сюжеты его произведений зачастую навеяны музыкой, театром и литературой. Сергей Юльевич Витте уступать не намерен, он твердо заявил, что в этом случае «немедленно доложит кому следует и получит приказание поставить панно на место». В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.

Интересна судьба панно «Принцесса Греза». Теоретически не исключено. Картина Жемчужина стала поистине жемчужиной в творчестве художника.

Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. В 1917 году оно оказалось в Оперном театре С. И. Как было его сохранить. Конечно, Врубель писал не просто портрет.

Уже съезжаются участники выставки. Неудача с панно не стала препятствием на творческом пути Врубеля. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.

Ведь это скандал. Вторую стену было решено украсить панно «Микула Селянинович», символизирующим дух и силу русской земли. В храме «Принцесса Греза» простояла целых тридцать лет, вопреки всем музейным правилам. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Победа Витте и Мамонтова длится менее суток. Хотя одновременно другой весьма авторитетный автор сделал другой вывод — «значение личности Врубеля велико не только для истории искусства, но и для истории идей». Эта большая акварель поразительна. Известно, что «Принцессу Грезу» перевезли в Мамонтовскую оперу и вроде бы она украшала там фойе, но никаких документальных подтверждений этому нет. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске.

«Часто приходилось ему слезать по зыбкой лестнице, – пишет Прахов, – чтобы проверить снизу всю композицию, главным образом – перспективное сокращение фигур. Поразительна пластическая лепка лица и рук. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Певица Надежда Ивановна Забела-Врубель была женой и музой художника. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.

Сообщили в Третьяковскую галерею, оттуда пришли реставраторы и научные сотрудники. Брюсова. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.

Последние пять слов по настоянию администрации пришлось закрасить, однако даже к лучшему: ненужные, склочные слова, чище без них. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. В этих работах художника ощущается сильное влияние модерна.

По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». В Академии художеств Врубель пробыл четыре года, в течение которых его работы были отмечены несколькими медалями. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. В основе сюжета – встреча двух героев былины, столкновение двух характеров. Михаил Александрович, родившийся в семье военного, с самого детства увлекается книгами и живописью.

Ассистентами его в написании данной картины стали Константин Коровин и Василий Поленов. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Сохранилось письмо художника из Венеции к его товарищу по Академии В. Е. Савинскому, где он с явным напряжением мысли силится изложить новые и важные для него выводы, к которым пришел в Италии. – А вот когда нарисуешь, тогда и рассуждай об искусстве. «. Искусствовед Н. М. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Брошен клич старым друзьям. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).

Четвертая фигура дана фрагментарно: правый край полотна обрезает изображение женской головы с выражением страха на лице или крика отчаяния, будто «русалка» увидела нечто ужасное. В результате на стыке их плоскостей будто возникают причудливые калейдоскопические миры. А истинные ценители искусства заявили, что картина Врубеля чересчур декоративная. Ведь двойной холст плюс грунт и краска «Принцессы Грезы» — около 300 кг., да еще вес самого вала. Врубеля, забракованных жюри Императорской академии художеств». Это мне нравится.

К этому образу Михаил Александрович обращается и в керамике, кажется, что он одержим им. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. Сильное, грозное произведение.

На следующий день Врубель приступил к писанию красками. «Заизвестность нахудожественном поприще» 28ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз кмоменту полного прекращения художественной активности. Но вряд ли многие из вас знают, что на фасаде гостиницы «Метрополь» красуется невероятное панно «Принцесса Грёза», а в Доме Черткова находится камин, виртуозно оформленный художником в стиле модерн. Художник Врубель сотворил полотно «Принцесса Греза» еще в 1986 году. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.

Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Абсолютным новшеством в творчестве художника-керамиста появляется камин «Микула Селянинович и Вольга», который Врубель создаёт по заказу Саввы Ивановича Мамонтова. Действительно, польская фамилия Врубель (по-русски — «воробей») популярна у польских евреев, особенно уроженцев Белостока и прилегающих земель. Пересекать границу и вообще перемещаться ему ради этого не пришлось. Но, тем не менее, он попадает во дворец и, встретив Мелисандру, умирает.

Герой низвергнут в хаос небытия. Но теперь Кирилловский храм вошел в историю еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. На самом дне сарайчика валялся невообразимых размеров грязный скомканный холст и никто не мог сказать, что это такое. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.

А вот автору, наиболее тонко писавшему о Врубеле в советскую эпоху, виделось, что «масштаб дарования превышал масштаб личности», что «высшие стремления его как художника тормозились некоторыми свойствами его человеческого характера». Мало того – и это уже зафиксировано официально – перед самым приездом царя Альберт Николаевич Бенуа был вынужден принять непосредственно в экспозицию своего отдела еще несколько произведений кошмарного Врубеля, включая «Суд Париса», «Испанию», «Портрет Арцыбушева», средиземноморские пейзажи, цветную скульптуру «Голова Демона» и «Голову великана». Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Художник показал своего первого, так называемого «Демона (сидящего)» уже в Москве, куда он переехал в 1889 году. Самой известной работой Врубеля в области облицовки фасадов является панно «Принцесса Грёза», украшающее гостиницу Метрополь. С восторженным изумлением встречает она восходящий свет, разливающейся на небе и олицетворенный «лучом», как художник называл другую героиню, причудливо изогнувшуюся и устремляющуюся из лесных зарослей вверх.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Трубадур знал истории о прекрасной внешности упомянутой принцессы.

Переменив холст, Врубель прямо на чистом полотне начинает чертить новый вариант. 17 мая. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.

Он нанял корабль и отправился к возлюбленной. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Его Демон в майолике также глубок и многогранен, как и на холсте. Врубель писал картины на темы pyc. Это не было случайностью в его творчестве.

Все певицы поют, как птицы, а Надя – как человек. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева ичуть сборенного ковра наполу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Это вот, эти копны сена. Панно славится большим количеством полутонов и глубиной цвета. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.

Лишь в надмирной реальности, творимой волшебной музыкой, встречаются их сердца. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1900). Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.

Это стихотворное произведение, действие которого происходит в 12 веке. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. И захотел написать на одной стене зала «Принцессу Грезу» — как воплощение красивой вселенской художественной мечты.

Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Героями новых панно стали Фауст, Мефистофель и Маргарита.

Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Здесь он знакомится с Репиным и Серовым, что, безусловно, находит отражение в его живописной манере. В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. В панно Врубеля корабль взлетает над волнами, похожими на крылья. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле.

Прахова, сына архитектора А. В. В 1906 художник ослеп. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил».

Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Во время реконструкции Галереи было решено сделать специальный зал Врубеля с расчетом на «Принцессу Греза». Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.

1897В принадлежащем Русскому музею панно «Утро» пробуждающаяся природа олицетворена в виде четырех аллегорических фигур, подобных сказочным русалкам. Жюри отвергло незаконченные вещи. Может быть, в закладе. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

величавый. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Полный чувственности и трагизма изображён короткий миг единения двух влюблённых. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». А. Блок сказал на похоронах Врубеля: Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Обстановка нервозная. Интриги Академии (а заказ был отдан Врубелю без ее согласия) завершились тем, что панно были убраны.

Не меньше трудностей представляло управление весьма склонным к дерзкой вольности почти трехтысячным войском, включавшим помимо основной массы волжских казаков-станичников отряды калмыков и ногайцев и не зря вызвавшим необходимость сменить здесь традиционно выборных казацких атаманов «наказными» — назначаемыми из высшего офицерства Кавказского корпуса. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Площадь каждого панно была равна ста квадратным метрам.

Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Он — типичный универсалист. И. И. Холодный колорит панно, сотканный из зеленых тонов – от светлых, разбавленных белилами, до темно-изумрудных, создает ощущение прохладной освещенности раннего утра, когда диск солнца вот-вот появится из-за невидимого горизонта. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Но этим двум личностям суждено встретиться, но эта встреча окажется скоротечной.

Федорова. У Демона Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия. Его Царевна-Лебедь – существо двойственной природы. Подтверждением того служат иллюстрации к Демону М. Ю. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. И после этого что. В нем поднимался богоборческий бунт.

Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. «Панно Врубеля чудовищны.

Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Болезнь прогрессировала, но в периоды ясного сознания художник снова работал. Демон низринут в ущелье среди скал.

Прусский король Фридрих ВильгельмIII плакал от обиды и вероломства «друга, брата и союзника» Александра. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. В 1899 году он пишет «Демона летящего», перед которым вспоминаются слова Блока: «Летим, летим над бездной, среди сгущающейся тьмы» Но Врубель не завершает это полотно и приступает к упорной работе над иным образом Демона, который получил название «Демон поверженный». Туда и поместили панно Врубеля, прямо в купольную, самую высокую часть храма.

Панно «Принцесса Греза» заказал тогда еще малоизвестному Михаилу Врубелю Савва Мамонтов, курировавший художественно–оформительские работы на Всероссийской промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Арцыбушев сидит застолом сразложенными книгами всвоём кабинете. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). И именно благодаря ему Врубель научился применять в живописи «структурный анализ формы». В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». мне было все это видеть.

– Простите его. Смотря на это произведение искусства – словно попадаешь в волшебный и сказочный мир. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Необходимо было изготовить специальный вал, на который в виде рулона накатывается холст. Синими искрами загораются стекла пенсне. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.

Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал вКиев еёпосмотреть исокрушался, что неможет приобрести для своей коллекции, акритик игалерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля вКирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» иподчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в«нерусском (польском) происхождении» и«эстетическом космополитизме» иискусствовед икритик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля иподчёркивал, что всравнении сработами Врубеля вКирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы – белые ирисы. Из воспоминаний Б. К. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Именно в качестве декоратора Врубель получил свою известность среди современников, а многие известные люди стремились видеть художника «дизайнером» своих шикарных особняков.

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Вал пришлось специально заказывать, ждать (все это время холст хранился в Большом театре, закрытом тогда на реставрацию), потом еще найти нужных размеров машину для транспортировки, дождаться хорошей погоды.

Современники считали Михаила Врубеля «странным». Да ведь до них несколько верст. Художник показывает на холсте сюжет известного творения Эдмона Ростана, написанный в поэтическом жанре. С нее он писал большинство женских образов.

Больно, горько до слез. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе— «Микула Селянинович»— на былинный сюжет. Пропорции былинных фигур крестьянина и воина-дружинника, на взгляд автора, не удались. Вся цветовая композиция приведена в единство. Это один из его несомненных шедевров.

Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Но картина не стала костюмированным портретом супруги Михаила Александровича. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб.

Он не смог прочувствовать, как насмешки и хула постепенно уступают место интересу. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).

Художник для выставки выбрал сюжеты «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович». Но эти две картины вызвали скандал еще тогда, когда Врубель их даже не успел завершить. Мастер Врубель сотворил действительно истинный шедевр, которым восхищаются миллионы людей. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями.

Холст был в ужасном состоянии. Общее руководство работами принадлежало Прахову. «Юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Но простые люди оценили работу живописца по достоинству. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.

Всем стало ясна, что на асфальте лежит знаменитое панно Врубеля «Принцесса Греза». Предстояло переправить панно в Третьяковскую галерею. Керамика для печей и каминов — еще одна обширная ветвь творчества М. Врубеля. Смеялись над ними не только помощники, но и администрация выставки. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей и детство болезненного мальчика было счастливым. Тему для первого панно Михаил Врубель взял из модной пьесы французского автора Эдмона Ростана «Принцесса Греза». Художник не стал свидетелем своего первого успеха у публики.

Арцыбушева и С. И. Впоследствии он безумно в нее влюбляется. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. часы досуга.

Во всяком случае, традиционно ссыльный Прикаспийский край — с тяжелым климатом (сорокаградусный зной летом, тридцатиградусные холода черными бесснежными зимами), унылым ландшафтом голых степей, периодическими эпидемиями то чумы, то холеры — комфортом для проживания не отличался. Для певца, поэта, ведомого небесной любовью, мир реальный — временное пристанище. Вовремя создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».

В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Полотно обладает некоей мистикой. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.

У Врубеля линия шва более выразительна, чем линия разграничения краской. В колорите картины – контрасты. Полотно художник создал, применяя лишь только мелки и уголь. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. Появились вальс «Принцесса Грёза», а также духи и шоколад с таким названием1.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Но в дороге трубадур заболел и к принцессе его привезли уже в беспамятстве.

и государю они совсем не понравились. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Михаил Врубель (1856-1910) — личность, бесспорно, неординарная даже по меркам рубежа XIX—XX веков, богатого на таланты, художественные объединения и новые течения как в русском, так и в европейском искусстве. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.

Травля не прекращалась, о чем Михаил Врубель с горечью писал сестре. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Врубель черпает свою творческую энергию в классическом искусстве итальянского Ренессанса, но при этом художника постоянно манит экзотический Восток. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого.