Википедия Пластова

Отсюда и началась династия Пластовых-иконописцев. Картины Колхозный праздник (1937). По-своему столь же уникальная серия, как и Русь уходящая Павла Корина.

По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. В реализации этой задачи Пластов следовал анти-академической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём. Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века.

Знал о Пластове, как об одном из самых самобытных мастеров цвета. Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля.

Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»15). Искусствоведы предполагают, что это одна семья— старик с сыном, снохой и внуком». По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 113см инвентарный номер — ж-130429) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнёт один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости.

  • Пластов Аркадий Александрович – художник, биография
  • Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)
  • Аркадий Александрович Пластов, краткая биография
  • Аркадий Александрович Пластов: биография
  • Пластов Аркадий Александрович картины
  • Пластов Аркадий Александрович (1893 – 1972)
  • Пластов Аркадий Александрович – Биография
  • Краткое описание Творчества Пластова
  • Напишите отзыв о статье Пластов, Аркадий Александрович

«Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. Мгновение, запечатлённое на картине «Сенокос», благодаря монументальности приобретает возвышенный смысл5. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Закончил духовное училище и семинарию.

Фон Вика – Наталье. Пластова. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. «Я у него полностью только на портрете Валя Волкова. В бане», однако в настоящее время они не используется1715.

В том же году поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1912–1914) занимался под руководством Ф. Ф. Федоровского. После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню.

  • Отрывок, характеризующий Пластов, Аркадий Александрович
  • Картины Пластова как характерные портреты окружающего мира
  • История создания и судьба картины
  • Сюжет картины и особенности его трактовки художником
  • Искусствоведы и зрители о картине
  • Аркадий Александрович Пластов, советский художник
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картины художника Аркадия Александровича Пластова

Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле – Сенокос (1945). Это важное событие в жизни деревенских детей. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье. Первое достоверно известное имя – Гаврила Степанович Пластов (1801 – ок. 1843), чей отец тоже был священником.

Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945 (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе6). Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Взгляд девочки на запрокинутом навстречу падающему снегу лице «полон тихой радости и наивного удивления», в нём зритель, по мнению искусствоведа, легко прочитает переживания, которые испытывал в детские годы, ожидая зиму, а вместе с ней — катание на салазках, коньках, праздничную ёлку и уютные вечера в натопленных избах22. Отмечалось, что якобы полотно «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Это действие напоминало ритуал10.

На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Пластова – Е. Н. Пейзаж первого плана детально проработан.

Творчество супруги Н. А. Н. А. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны22. Единственный и горячо любимый внук А. А. Весна будто вспоминает об осени». Пластов – великий художник крестьянской России. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым2).

  1. Военный и послевоенный период творчества
  2. Описание картины Пластова «Летом»
  3. Описание главных героев картины
  4. 0 Пластов Аркадий Александрович картины
  5. О жизни и творчестве выдающихся художников
  6. О знаменитости:Советский художник, педагог, профессор

Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»19. В картине «Сенокос» воплотились надежды художника на лучшее будущее, вера в новое начало, в радость мирной жизни, наступающей после войны13. Да, не все в его огромном наследии равноценно. В 1912 году он приехал в Москву.

  1. Главная О сайте От автора Контакты Рекомендую
  2. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

О реакции зрителей на «Сенокос» на выставке Пластов писал: «Сам я недоволен то тем, то этим, а зритель, всякий вдобавок, восторгается и картину величает то гимном, то песней, то поэмой. Макаров, Е. Л. Гаврила учился в Казанской духовной академии (но не закончил ее), обучался и в Арзамасской школе живописи, основанной в 1802 году художником А. В. Некоторые критики требовали переименовать картину678.

Пластов Аркадий 
Александрович – 
художник, биография

Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. В его судьбе словно сплелись две стези его рода – священство и искусство.

В 1912 с целью получения художественного образования уехал в Москву. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. В основном это портреты односельчан. По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живет в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Наталья Безденежных предлагает сочинение по этой картине в 3 классе29. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»14.

Большая порубка, оставлены несколько деревьев – сосен. И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни – классически сдержанная и прекрасная Жатва (1945). Искусствовед сопоставляла «Первый снег», где изображён первый день прихода зимы и другую картину художника — «Весну» (ещё одно её название — «Старая деревня»), где запечатлён день неотвратимого ухода зимы.

В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году1. С точки зрения искусствоведа Инги Филипповой, «Первый снег» — одно из самых поэтичных произведений Пластова, где «в синтезе пейзажа и жанровой картины найдена очень тонкая объединяющая линия».

Дед был любителем густых, насыщенных до предела тонов. Ярким примером служит картина «Весна» (1954). Он закончил Московский художественный институт имени В. И. Надо было восстанавливать погибшее и в темпах чрезвычайных» 6.

В 1948 году председатель правления Ленинградского отделения Союза художников Я. С. Николаев, участвуя в дискуссии, посвящённой проблемам советского искусства, говорил: «Я усматриваю натуралистический момент в работе Пластова Сенокос, где сенокоса не видишь, а видишь иллюминацию из цветов, которая настолько сильнее образа косцов, что они смотрятся как добавочный аксессуар к этому фейерверку разноцветных мазков. На картине «Жатва» изображено поле, где сидит дед с девочкой и внуком, рядом с ними собака, крестьяне кушают из большого котелка (на вопрос о сюжете Пластов однажды ответил: «Какой сюжет.

Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76318. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно6. Она выполнена в технике масляной живописи на холсте8. Но полотно и краски манили к себе. С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. Как художник Н. А. До замужества Наталья Алексеевна прислуживала в церкви и мечтала уйти в монастырь.

с. ) января 1893 года родился шестой ребенок, крещеный Аркадием. Нищета крестьянского быта в картине (баня топится по-чёрному, нет электричества, минимум удобств) имела второстепенное значение для автора, но её изображение в 1950-е годы было также воспринято неодобрительно11. Источник освещения зрителю неизвестен. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, существует «перекличка настроений» между картинами Аркадия Пластова «Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, холст, масло, 146 х 113 инвентарный номер — ж-130428) и «Весна»: «в потоке ярких солнечных весенних дней мелькнет один такой вот — тихий, освещённый блёклым ровным светом, полный осенней задумчивости. Леоновым, И. С.

Грицая, А. П. К таким картинам относятся, например, Лето (1958) и Полдень (1961). Инвентарный номер картины в собрании галереи — ЖС-76316. Родился в 1893 году в Ульяновской области, с. Прислониха. Все это передалось, а точнее, было воспитано в нем с юных лет.

На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек и свят, чья жизнь для Пластова – воплощенная гармония природы и человека. Они очень близки по мировосприятию его картинам. Среди графических работ: иллюстрации к рассказам А. П. Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова Мороз, красный нос (издание 1949), к рассказу Л. Н. Толстого Холстомер (акварель, гуашь, 1952-54, ГТГ). Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе.

Степанова, С. М. Сокурсниками и друзьями по институту Н. А. Высокая стена многоцветного разнотравья, прекрасная даль перелесков и неба2. Это действие напоминало ритуал5.

Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос). Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. Старая деревня», в негодовании он сорвал с неё надпись «Старая деревня», оставив только «Весна»20. Много лет назад я начал собирать этюды сенокоса к будущей картине.

Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице6. Женские фигуры с мужскими объединяют лишь общий труд и его результаты.

В музее экспонируются более 50 подлинных произведений великого живописца, охватывающих период с 1920-х до начала 1970-х гг. Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Старая деревня»1. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи.

Сын Григория Гавриловича – Александр Пластов (1862 – 1908) – систематического образования не получил, но был человеком грамотным и «большим любителем чтения». Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Живопись иконостаса я помню отлично, она вся в памяти. Не все художественные критики приняли картину. Ступиным.

Пластов безусловно принадлежал к той плеяде представителей московской школы, которая наряду с живописцами «сурового стиля» определяла лицо отечественного искусства 60-80-х годов. Мария Николаевна Шарымова, мать девочки, была племянницей няни Пластовых Екатерины Васильевны Шарымовой, часто бывала в семье художника, позировала ему иногда многие часы подряд (в том числе, для картин «Гуртовщица Маня Шарымова» и «Мама»13). Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы.

Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия – Фашист пролетел (1942). По мнению искусствоведа Натальи Александровой, вместе с полотном «Жатва» (холст, масло, 166 219см, Государственная Третьяковская галерея инвентарный номер— 2765021), созданным в этот же 1945 год, картина «Сенокос» составляла единый цикл. На картинах изображающих эту сцену, свет иногда представлен в виде дождя из монет. Художник-плакатист и искусствовед Игорь Долгополов о картине «Сенокос» писал: «Мы словно слышим, как звучит каждый цветок из этого тысячецветного букета и как звенят нежными аккордами сиреневые, голубые, лазоревые, бирюзовые, жёлтые, шафранные, пунцово-багряные, пурпурные и золотые колеры. В них нет физического контакта.

Художник был разочарован полотном, на котором он попытался разместить столько «милых его сердцу подробностей», что не сумел найти их правильное соотношение9. Одним из его наставников был Ф. Федоровский. Значимая деталь, дополняющая эффект случайности в композиции, — выделяющаяся цветом зелёная рукавица на соломе, которая играет роль горячего камертона в общей тональной структуре произведения6.

Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Весна будто вспоминает об осени». Кориным, Л. М. Темные доспехи римского воина играют на изгибах тонкой золотой штриховкой, золотое узорочье окаймляет одежду, рдяный плащ, колеблемый нездешними стихиями, развевается по накладному золоту фона.

Все богатство мировой живописной культуры было им освоено. Однажды, увидев работу иконописцев в сельской церкви, юный Пластов уже не мог мечтать о другой судьбе. От опушки берёзового леса идут четверо косарей: «седобородый старик, рыжеватый поставистый мужик, не старая, но много поработавшая женщина и крепкий подросток, почти юноша. Аркадий Пластов даёт понять зрителям, «что желанная пора ещё не наступила, как и прежде, повсюду властвует суровая необходимость, напоминают о себе жестокие последствия недавней войны»36. Картина «Весна» была завершена в 1954 году. При этом искусствовед считает, что пейзаж интересен Пластову «постольку, поскольку он созвучен детскому восторженному состоянию». Радость и волнение детей изображённых на картине, не затуманены грустью жизненного опыта, взрослым ощущением многократного повторения одних и тех же событий Для них «всё внове, для них первый день зимы полон щедрых обещаний, неясных предчувствий больших радостей».

Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны21. Помню в 80-90-х было принято насмехаться над стилем «соцреализма». В 1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени.

Зверьков, А. Н. Художник вёз оба полотна в Москву из Прислонихи сам на подножке переполненного поезда, в пронизывающем холодом ноябре, как он писал жене: «на одной ноге, зацепившись одной рукой, не зная, что держать— себя или свёрток с картинами, который так и не успел привязать»22. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. Нашлись «знатоки», утверждавшие, что так много цветов в лесу не бывает в конце июня, что тенденциозно подобраны косцы, они слишком близко находятся друг к другу, вот таким образом могут друг другу порезать пятки30. 5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды— это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»7.

Их предки жили где-то недалеко от Арзамаса, многие были духовного звания. Они были созданы во время войны (1942—1943). Тема обнажённого женского тела долгое время была слабо представлена в советской живописи. Центральными в картине, по мнению словацкого искусствоведа Мартина Лизоня, оказываются как природа, так и косари.

Картина Сенокос была написана художником летом 1945 года. По мнению Долгополова, «Сенокос»— симфоническая поэма, гимн родной земле и народу, победившему в войне. По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». Григорий Гаврилович Пластов вместе с сыном Александром (отцом А. А.

В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. «Первый снег» изображает приход зимы. Браговский, ставшие впоследствии превосходными мастерами. Гонит в высоком небе рваные облака.

В бане», однако в настоящее время они не используются1917. Из крестьянской семьи первоначальные художественные навыки приобрел под руководством отца и деда — иконописцев. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия»16. Посещал школу-студию И. И. Машкова (1912).

— Сидят и едят»)1. При этом полотно наполнено лирикой, а образы поэтичны4. По мнению профессора В. П. Сысоева, картина «Сенокос» поражает живописными деталями, «которые были подняты на уровень одухотворённых, хорошо пригнанных частиц излучающих полноту беспредельной вещественной стихии, животворную силу земли и солнца, заставляющую поверить в необратимое торжество правды и справедливости».

После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром. Пространственное решение картины «Сенокос» строится на сопоставлении ближнего и дальнего планов. Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был признан классиком советского искусства. Он снова начал собирать материал, но эту работу остановило начало войны. Он считает, что к пространству картин Пластова можно применить характеристику Аркадии автора книги «Словарь сюжетов и символов в искусстве» историка искусства Джеймса Холла: «Аркадия. В их семье 31 (18 ст. Жил и работал на родине, в селе Прислониха (ныне Ульяновской области). Другое яркое произведение— «Колхозное стадо» (1938).

В 1930 году в семье Пластовых родился сын Николай. На ней в предбаннике деревенской баньки изображена девушка, которая одевает младшую сестрёнку. Архангел величав и значителен.

Федоровского, Л. О. В ответ на последнее замечание Пластов отвечал, что он намеренно сблизил героев, что должно было, по его замыслу, передать коллективность труда, единый трудовой порыв12. Одна из задач жанра «ню» — поиск идеала телесной и духовной красоты. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Произведения Пластова отличаются стремлением к безыскуссности и простоте.

Колористические поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне Ужин трактористов (1951). Первый мой эскиз на тему сенокоса я сделал лет двадцать пять— двадцать семь назад. Молодая девушка, выбежав из деревенской баньки, заботливо одевает маленькую девочку. Объектом восхищения оказывается не внешность героини, а гармония в отношениях между женщиной и ребёнком, радость их существования и встречи6. Машкова, Ф. Ф. Мать стегала их соседям, добиваясь лишней десятки.

Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Манухин, Э. Г. Вместе с П. Д. Продолжил образование в МУЖВЗ (1914–1917) на скульптурном отделении у С. М. Волнухина посещал также занятия в мастерских А. М. Корина, А. М. Васнецова, А. Е. Архипова, А. С. Степанова, Л. О. Пастернака. В них всегда чувствуется большой живописный талант художника.

За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье. Пластова) и художником Грошевым расписали церковь. Бытовой жанр и пейзаж находятся в тесной связи с общей концепцией картины, которая является смысловым центром полотна. В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать.

В воздухе парят шмели, бабочки, бронзовки. Именно мотив бани делает эту попытку жизненно оправданной. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда.

С выставками картина объехала многие страны мира. Ощущение тепла даёт идущий из бани пар, а покрытая снегом земля создаёт иллюзию холода11.

Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 60-е годы6. В учебнике, соответствующем ФГОС, рекомендованном Министерством образования и науки Российской Федерации и включённом в Федеральный перечень, картина «Первый снег» иллюстрирует способность художника в статичных картинах передавать сильные эмоциональные состояния30.

После обучения Аркадий Пластов решил не оставаться в Москве и вернулся в родное село, где и прожил до конца своей жизни (умер в 1972 году). Одним из первых Пластов возвратил изображение обнажённого женского тела в советскую живопись10. Николай Аркадьевич Пластов (сын А. А. «Весна» была представлена на некоторых первых выставках под другими названиями — «Старая деревня», «В старой деревне», «Весна в старой деревне», «В бане», «Весна. Но такие мастера, как Пластов поднимают этот стиль до таких высот, какие и не снились многим современным «постмодернистам».

Для обучения художественному ремеслу в 1912 году уехал из родного села в Москву. Яркие цвета его работ будто утверждают: жизнь прекрасна и каждый её миг важен. Галина Леонтьева отмечает «светлое чувство покоя и грядущего отдохновения природы», рождающее в душе «волнение и радость». Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.

Рыбаковым, Г. В. Художник показал в картине буйные заросли пёстрых и ярких полевых цветов и трав. Художник, по словам Филипповой, получает удовольствие от возможности прислушаться «к замершей в ожидании волшебства природе или к тому, что подспудно зреет в собственной душе и так созвучно с происходящим вокруг». В «Весне» же: «образно-смысловая линия строится на тонких эмоциональных направлениях, связующих действие в единое целое, которое невозможно расчленить или прервать. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например) подчёркивает её метафоричность31.

Случилось так, что эти «портретики» увидел преподаватель философии, психологии логики и французского языка Вишняков, который решил взять талантливого подростка под свою опеку и начал заниматься с Аркадием теорией живописи. Пластова были Е. И. Это настроение и определило содержание новой моей картины «Сенокос» Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь. И это придаёт многим его картинам лирическое звучание.

Маленький Аркадий даже не думает о карьере живописца. Пластова) так оценивал эти работы: «Письмо «Гавриила» тяжеловато и скованно. С юности мечтал стать живописцем. Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета. Вот откуда эти смелые яркие краски — от иконописной школы. «Сенокосную работу я люблю до самозабвения, сам лет с семнадцати косец. Они носили тогда фамилию Синицыны. За частным он теперь стремился передать общее.

Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы. Холодилиной – по праву может считаться частью наследия этой династии. Стадо (1938), Купание коней (1938) принесли ему известность. На полотне изображена обнажённая девушка (тема, длительное время слабо представленная в советской живописи), которая одевает после бани девочку. Она выполнена в технике масляной живописи на холсте11.

В экспозицию вошли также личные вещи А. А. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым7).

В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) вернутся лишь человек 20. Картина «Весна» была завершена в 1954 году. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни.

В домашнем и дружеском обиходе был поразительно острым карикатуристом. Конечно, большое влияние на творческое становление Н. Пластова оказала живопись деда и отца. Дружеские, почти братские и творческие отношения связали их на всю жизнь. Моё неуклюжее детище, как вспоминаю, встретило самый радушный приём и меня всячески хвалили. Художник-реалист Пластов выбирает сюжет, где нагота естественна: он изображает молодую женщину в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по-черному».

Густые насыщенные цвета, звучность в соединении близких по тону красок, глубокие прозрачные тона – все это создавало словно живую, дышащую поверхность. Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. В картине «Весна» запечатлён день, когда зима уже уходит. Пасторальный рай, которым правит Пан (бог овец и рогатого скота) и который населён пастухами и пастушками, нимфами и сатирами, — все они пребывают в атмосфере экзальтированной любви». Необычный сюжет спровоцировал противоречивые мнения. Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки».

Учился в сельской школе, Симбирском духовном училище, Симбирской духовной семинарии. Среди них такие известные как«Деревенский март», «Костёр в поле», «Мартовское утро», «Рим. Леонтьева считала, что благодаря картине «мы будто переселяемся в сказочное, волшебно-прекрасное, полное чудес царство — детство»5. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии. Пастернака, А. М. Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову.

Некоторые части холста превращены как бы в живой цветочный ковёр, напоминающий произведения русского народного декоративного искусства». Почти восемь лет он жил в Прислонихе, был секретарем сельсовета, трудился в поле вместе с односельчанами. Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему. Эта идеология оказалась созвучна собственным идейным исканиям художника5.

Видимо, жили мы в то время крайне бедно, все было на счету. Туржанский, П. И. Одним из учителей Пластова был известный художник Фёдор Федоровский. Сурикова, мастерскую Д. К. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны17. «С этого года я перестал принимать участие в полевых работах.

Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (постоянная экспозиция отечественного искусства ХХ и XXI веков в Новой Третьяковке, зал 283). Родился будущий художник в деревне Прислониха (сейчас – территория Ульяновской области), в январе 1893 года, в небогатой семье. Пластов – прекрасный рисовальщик. Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно Фашист пролетел (1942). Пластов сказал: «Нет. Очень интересно было прочитать выдержки из книги А. Пластова.

Стены были обтянуты холстами с росписями на библейские сюжеты (утрачены в тридцатые годы). Источник освещения зрителю неизвестен. Одних портретов – несколько сотен.

Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. В. И. Костин отмечает лиричность образов и эмоциональную выразительность колорита картины. Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье26. Галина Шубина уточняла, что нагота в советском искусстве трактовалась как «форма одежды спортсменов и трудящихся», но в картине Пластова она оправдывается только намёком на особый статус героини, которая аллегорически представляет раннюю весну28. Параллельно учился живописи. Глазуновым, Б. А. Красоту и жизненную силу своих героев он раскрывает именно через связь с ней. В долгие зимние вечера я так и засыпал на лоскутах под крышей, а отец и мать сидели допоздна и выстегивали терпеливо очередного павлина» 7.

Аппиева дорога»и любезно предоставленная семьёй художника картина«Родник» (авторское повторение). Еще страшно болели раны и время не притупило горечь утрат ушедшей войны. С выставками картина объехала многие страны мира. Аллегорический характер придаёт картине русская природа25. В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич1. Молодая женщина на картине становится олицетворением русской весны19. Однако при оптимистической тональности содержание картины не идеализировало своё время.

Ощущение тепла создаёт идущий из бани пар, а холода — покрытая снегом земля. Сурикова, мастерскую Д. К. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но его приняли лишь на скульптурное отделение. После окончания художественного училища поступил на скульптурное отделение в МУЖВЗ. В качестве подмастерья он помогал отцу расписывать храмы, а после его смерти стал «исправлять должность псаломщика» в прислонишенской церкви.

Человек и природа предстают здесь в неразрывной связи. Родители мечтали видеть сына священником. Десяти лет Аркадий был отдан в симбирское духовное училище, а затем поступает в семинарию. Как и отец, он видел пластику и живописный смысл в каждом проявлении жизни, он видел мир только как художник (мог сказать, например, о якобы красивом человеке, что «он плохо нарисован»). Пластов был выдающимся общественным и культурным деятелем. Пейзаж стал ее главным жанром.

Обнажённое тело («розово-перламутровых тонов») молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Её размер — 123 на 210 сантиметров. Свиридовым Н. А.

Художник позже запечатлел её на картине «Молодые», где она с мужем идёт по сельской улице1. Григорий Гаврилович окончил Алатырское духовное училище, служил во многих храмах (дольше всего – в Никольской церкви села Тетюши Ардатовского уезда Симбирской губернии и в Богоявленской церкви села Прислониха). По мнению искусствоведа, эта деталь соотносит «Весну» с мифом о Данае, который является классическим для жанра «ню». Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году11.

Поэтическим ощущением жизни веет от этого полотна. Зато добротно прописанный, густого темного колера – прозрачные умбры, сиены – «Бог Саваоф» – внушителен и необычен по композиции и, видимо, повторяет один из серьезных академических образцов храмовой живописи первой четверти XIX века, тональное решение выдержано, рисунок определен и строг. Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Но еще сорок лет неустанного труда – и число его произведений приблизилось к 10 000.

Да и отход этюдов был громадный. Мочальского, затем стажировался в Академии художеств у замечательных мастеров – А. М. В ранние годы он работал в «Детгизе» и в детских журналах как иллюстратор. Картина «Первый снег» характерна для первых послевоенных работ Пластова.

Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта. После смерти И. В. Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света.

Одна из задач жанра ню — поиск идеала телесной и духовной красоты. В детстве дедушка ставил ему натюрморты, «учил словом, не поправлял кистью» : жесткий и строгий учитель, он старался привить внуку главное – любовь к живописи, наслаждение искусством. В реализации этой задачи Пластов следовал антиакадемической традиции (она представлена такими картинами, как «Олимпия» Эдуарда Мане и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова) — общепринятому идеалу он противопоставлял собственное представление о нём. Жуковский, Л. В. Все головы писались какой-то огненной сиеной, тени – зеленой землей. Благодаря Вашему рассказу узнал и полюбил его еще больше.

Но вскоре она смиренно, но твердо избрала свой путь в искусстве. Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова па третьем курсе.

Среди работ Пластова также выделяется и картина Весна (1051). С этой целью он уезжает в Москву, где поступает в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где учится всего два года. Картина «Сенокос» написана в 1945 году по этюдам, собранным задолго до этого2. Никифоров сопоставлял картину с фрагментом поэмы А. Т. Твардовского «Дом у дороги» изображающим сенокос29. Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель. Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии.

В 20-х – начале 30-х гг. Можно расценивать творчество А. А. Пластова как идеологическое, называть художника «певцом эпохи коллективизации», но внимательный зритель увидит в его полотнах ту Россию, которой она больше никогда не будет. Лизонь утверждает, что в работах Пластова чувствуется «эротическое напряжение», но персонажи его картин как будто лишены плотского, сексуального начала. Театрализация, планирование сюжетных линий, характерные для некоторых работ художника, здесь только намечены, но композиция картины и её цветовое решение детально продуманы37. В начале 50-х годов Пластов достиг творческой зрелости. Мальчиком Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию.

На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»9. Изменилась стилистика его работ— он отошёл от социально обозначенного сюжета. Здесь его учителями были скульптор С. Волнухин, художники А. Васнецов, А. Степанов, А. Архипов и другие видные мастера того времени.

Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. «Первый снег» изображает приход зимы. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Зимы художник жил в Москве, в деревне оставались жена и маленький сын.

Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. Буквальный «текст» картины (обнажённая девушка одевает после бани девочку) перекрывается «подтекстом» (красота юности, её энергия, жизнеутверждающий пафос). Первый снег воспринимается самим художником как чудо. Старая деревня»6. Её размер — 210 123см.

И среди всего этого царства деловито топая пробирается еж. Не надо писать красиво, надо писать правду и она будет прекраснее любых фантазий. Самое противоположное было одинаково пленительным и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Они были созданы во время войны (1942—1943).

В годы Великой отечественной войны художник создал картину Немец пролетел (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Вверху картины, над колхозным застольем и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. Это безусловно натуралистический момент»31. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты погибших односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера: Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин и другие портреты односельчан.

Замысел был заброшен, к нему художник вернулся только в 1944 году1011. работал главным образом над политическими плакатами и книжными иллюстрациями. Н. А. Пластов – природный реалист. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы1.

Его ранние традиционно реалистические работы сменились в зрелые годы осознанным уходом от подробностей натуры в сторону усиления цветового воздействия и стремлением к утрированной, максимально выразительной по рисунку форме. Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Её очарование — в молодости, простоте, целомудрии, здоровье8. Сюжет в картине — средство выражения мысли, а не самоцель.

Красочное цветение природы созвучно атмосфере праздника. и С. П. Надо будет найти и прочитать. Хитрость моя, как видишь, удалась. Всегда хотелось «поселить» в пейзаже кого-то живого.

И вот, после трех классов образования, полученного в сельской школе, десятилетнего парня принимают на обучение в Симбирское духовное училище. А. Пластов учился у И. И. Научная сотрудница Третьяковской галереи Э. А. Полищук настаивала (не называя имени), что и этот персонаж имел конкретный прототип — пятнадцатилетнюю девочку из Прислонихи, которая с малых лет неоднократно позировала Пластову. Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Полные грубой чувственности или утончённой эротики картины в жанре «ню», представленные в дореволюционных салонах, не отвечали цели, поставленной перед искусством новой эпохи, — быть носителем передовых идей современности.

Но у Николая Аркадьевича были и другие учителя. Научный сотрудник Третьяковской галереи Евгения Яркова отмечает, что скромность быта героев картины «перебивается» потоком золотого света. Большое внимание в школе уделялось иконописи. Его палитра становится здесь еще более яркой.

В картине На колхозном току (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Вся история мирового искусства была в его зрительном арсенале, когда он смотрел на натуру. Ранние его опыты в этом жанре — картины «Суббота» и «Трактористки».

Созданная по академическому принципу (сам А. В. Аллегорический характер придаёт картине русская природа24. Проучившись три года, Аркадий поступил в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) на отделение скульптуры. Его работы попали даже в школьные учебники.

В пожар 1931 года вместе с прочим добром погорели и этюды и первые наброски многочисленных композиций. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов. По преданиям, один из рода был священником у мордовского народа эрзя.

Отец был для Николая Пластова первым и главным учителем на всю жизнь. Аркадий Пластов— «певец советского крестьянства». Крылатый «Михаил Архангел» – несомненно, лучшая из этих трех работ Григория Пластова. Он жил в мире и любовался его красотой. Сурикова.

По быстрому этюду потом написала большой пейзаж и назвала «Время, когда бродят ежи» 9. Аркадий Пластов даже размышлял над сменой названия, так как боялся, что картине будет закрыта дорога к зрителю7, но остановился на его дополнении, которое также в настоящее время не используется: «Весна. Жена сына Пластова, Елена Николаевна, считала образы детей с картины «Первый снег» собирательными. Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Но летом 1908 года случилось то, что определило всю его будущую жизнь.

И. И. Филиппова отмечала, что в основе композиции картины лежит сопоставление диагонали (по абрису группы косарей в центре полотна) и вертикали (по направлению стволов берёз в правой части холста). В ней проявились умиротворённость и «особая, завораживающая тишина». Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Он отмечает метафоричность языка живописца— за самым древним сюжетом из сельской жизни, сенокосом, «за всей этой бурлящей радостью жизни», зритель того времени представлял страдания и смерть, которые преодолел народ в годы недавно закончившейся войны15. Проучившись в нём с 1912 по 1914 год, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение.

Пластов гармонично распределяет на плоскости картины тёмные и светлые пятна. На картине нет ярких контрастов, отсутствует дисгармония. 5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо»2. В частности, она вошла в экспозицию выставки в Мраморном дворце Русского музея, приуроченной к саммиту «Большой семёрки» в 2006 году3. Леонова, Я. Н.

Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек Девушка с велосипедом (1955-1956), Девушка с граблями (1957), Ванюшка Репин (1958) и др. В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Буйство природных красок придает особый лиризм произведению.

Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Пластов Аркадий Александрович (1893-1972), советский художник. Произведения: Фашист пролетел (1942, ГТГ), Сенокос и Жатва (оба – 1945, ГТГ, Государственная премия СССР, 1946) цикл картин Люди колхозной деревни (1951-65, Ленинская премия, 1966 в том числе Ужин трактористов, 1951, Иркутский областной художественный музей, Витя-подпасок, 1951, ГРМ, Весна, 1954 и Мама, 1964, – оба в ГТГ). Учился в СХПУ (1912-14) и на скульптурном отделении МУЖВЗ (1914-17) у С. М. Болнухина.

Взаимодействие света и воздуха в пространстве картины даёт эффект сиюминутности. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребенка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви, а авторское название «Весна» (а не «В старой бане», например), подчеркивает её метафоричность30. Аркадий Александрович вспоминал в автобиографии, что до пожара 1931 «в бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинял и чертил Григорий Пластов». Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней— к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе1).

Его отец – деревенский книгочей, а дед – местный иконописец. На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Очень интересный и искренний человек открывается. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич6.

Васнецова, А. С. Род Пластовых – старинный русский род. Как и его родители, Николай Пластов окончил художественный институт имени В. И. Отец делал рисунки павлинов для этого, что поражало односельчан до крайности.

Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году8. Вместе картины были представлены в 1946 году на I Всесоюзной художественной выставке. Свет у Пластова — не сюжетный элемент, как в картинах с изображением Данаи (под видом золотого дождя к своей возлюбленной проник Зевс), а композиционный приём.

Его полотна 50-х и 60-х годов представляли собой, по словам художественного критика, «сокровенный, страстный шёпот души художника»12. Ткачевых. Она близка к жанровой живописи. Петровичев.

Кандидат искусствоведения И. И. Филиппова в своей диссертации, посвящённой позднему периоду творчества художника, отмечает, что в отличие от других работ Пластова, где персонажи существуют независимо друг от друга, находятся во власти собственных раздумий, в картине «Весна» драматургия строится на взаимодействии героев — матери и ребёнка. Облик маленького Коли запечатлен в замечательных пластовских портретах, таких как «Портрет внука (У окна)», «Внук рисует», картине «Кружечка молока». Она является одной из вершин творчества художника, этапным произведением Аркадия Пластова. Тема эта, хотя и второстепенная для советского искусства, всё же должна получить художественное отражение, отвечающее этическим и эстетическим представлениям советских людей. Во время посещения галереи Аркадий Пластов увидел табличку «Весна.

Картина «Весна», с этой точки зрения, стала одной из первых попыток решить эту художественную проблему. После экспрессивности и неистовости картин, характерных для 1930-х годов, насыщенных «страстью и яростью», вслед за драматичными «Сенокосом» и «Жатвой», созданными в 40-е годы, Пластов перешёл к созданию картин, проникнутых гармонией человека с миром. Позанимавшись в мастерской И. Машкова, поступил в Строгановку (Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище).

Бесконечно много можно увидеть здесь и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем. Он выделяет на полотне обнажённую фигуру женщины. Картина неоднократно демонстрировалась в начале XXI века на выставках. Замысел «Сенокоса» существовал ещё до начала Великой Отечественной войны, но так и остался без воплощения на холсте8. В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Сын Гаврилы Степановича и дед Аркадия Александровича Григорий Гаврилович (1831 – 1887) – иконописец, архитектор, строитель храма в Прислонихе.