Попков Художник Картины
Рабочая тема, отраженная и в других колоритных картинах художника, была не единственной, к которой обращался Попков Виктор Ефимович во время своего творческого вдохновения.
К 80-летию известного художника: вышла книга «Виктор Попков»
«Иногда казалось, что художник писал все, открывающееся глазу, не производил отбора», – отмечает В. Манин. Судьбу его матери, Степаниды Ивановны (1909 – 1986) во многом определили события, выстраивающиеся в длинный трагический ряд и фатально повторяющие друг друга: ранние смерти отца, мужа и четверых детей, ни один из которых не дожил до своего пятидесятилетия. Когда писал «Шинель отца»— плакал. В 1975 году Виктору Попкову посмертно была присуждена Государственная премия.
Но не уехал. Еще подростком в деревне он решил бодаться с местным бычком, а тот ему рогом саданул в переносицу. Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое посвоему проявлению».
Каждая изстарух ушла внутрь себя, вспоминая, чем изболелась инарадовалась душа задолгие годы. И она его не щадила. (Студенты сами оплачивали работу натурщиков и поездки на этюды). А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно).
Всегда занимал очень независимую позицию поотношению кнаиболее реакционной части руководства Академии художеств иСоюза художников. Когда мы это услышали, Вити снами уже не было. Накакое-то время онобращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека. Его вообще не должно было быть в этот день в Москве.
Страшно. Он сам не знал, какую линию выбрать— у него их было несколько. Вэтом не было для него внутреннего конформизма, не было ни интеллектуальных, ни нравственных соблазнов. А Попков именно об этом и говорил – и не стеснялся.
Советский художник Виктор Попков
Он умел учиться, а это верный признак таланта. Замуж не выходи, четверо у тебя их. Была слышна трансляция.
Был героем дня. Общественная жизнь стала оживать. Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека уми рать на мостовой. В результате творческой командировки на Кавказ и появились работы: «Строительство кабельного завода» и «Волочильный цех. Мы стояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Результатом этих поездок был ряд картин, в частности — «Братская ГЭС». Попков).
В мире отныне существует герой Виктора Попкова, так же точно, как существует герой Петрова-Водкина (рабочий интеллигент) или герой Корина (смятенный священник), герой Фалька (городской безбытный интеллектуал) или герой Филонова (пролетарий-строитель мира). Не помешала даже «двойка» за сочинение – Виктора все-таки принимают на курс, на котором вместе с ним оказались такие будущие мастера, как Купряшин, Калинычева, Насонов, Ткаченко. Одну из вещей – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», сопроводив прекрасным отзывом. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас уменя перед глазами». Выполненная в лучших реалистических традициях, эта работа изображающая молодых мастеров, ремонтирующих линию электропередачи, отмечена почти дейнековской композиционной энергией и наполнена ликующе-светлой атмосферой, ощущением взлета: земли не видно, силуэты рабочих выразительно рисуются на фоне неба, один из них, распластавшийся на едва заметных тонких линиях проводов, кажется парящим.
За их плечами многозаботная жизнь стяжелыми буднями, Попков акцентирует руки тружениц, непропорционально большие— такими чугунные котлы да мешки таскать. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова. Начался отход назад. Пространство передано плоскостно, условно. Ряд листов посвятил строительству Абакан-Тайшетской трассы. Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. Осенние дожди (Пушкин 1974) – все в ГТГ.
Работы художника Виктора Попкова в моей школе
В каждой картине – характер и судьба. Вот и они сами тоже не знали. Их стараниями – живопись объявили анахронизмом. Сурово возвышенные по эмоциональному строю картины Попкова начала 60-х гг.
Июль», задуманное здесь, в Мытищах, где прошло его детство и юность. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. Показательна была его реакция на ввод советских войск вЧехословакию в1968 году. Картина раскрывается перед зрителем постепенно. Рисуя ребенка, легко сделать вещь пошловатой и Попков часто срывался, – но продолжал рисовать иногда у него получались шедевры.
Работы художника Юрия Попкова (50 фото)
Постепенно устраивавшуюся жизнь прервала война, на которую отца провожали всей семьей. Понимая, как трудно приходится матери, дети во всем слушались ее, старались помогать. И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть их горя. В конце 60-х гг.
В 27лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. Иэтот красный цвет внарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа иначе звучит вся тема картины «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. И ВОСХИЩАТЬСЯ НЕЧЕМ.
«Суровый стиль» в картинах Виктора Попкова
Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках. Другое детское потрясение вполне могло стоить мальчику жизни. Главным своим учителем Попков считал замечательного мастера Евгения Кибрика. Персональные выставки художники проходили в 1976 г. в Москве и Ленинграде. Лауреат Государственной премии СССР 1975 г. за серию картин «Размышление о жизни». Последнее слово, которое нужно сказать в заключение, обошлось без всхлипываний. В 1967 году за картину «Двое» Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной выставке молодых художников в Париже. Нацелине написал ряд картин изсерии «Люди целины». Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться додома.
Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником. Однако главное место в творчестве художника заняла близкая ему военная тема. Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Работы художника заставляют зрителя думать. Виктор Ефимович Попков принадлежит к числу художников-шестидесятников.
Рекорды продаж, уходы, цена картин Попкова
Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта ижизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется— отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150работ мастера. Ведь им, молодым актерам, писателям, художникам, доверили работу в Комитете по премиям.
Государственная премия СССР (1975). Однако автопортреты художника нельзя назвать идиллическими – у него связаны руки (Сон, 1970), ощущение свободы появляется только на крыше многоэтажного дома (Воскресенье, 1967), его обезглавленное тело лежит на земле, а голова находится в руках архангела (Мне 40 лет, 1972). В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на ули це Горького. Рука так и лезла почесать в голове или тронуть нос, надувал и без того надутые желваки.
Приступ отчаяния. Однако нерв, энергия Попкова непозволяли задержаться вэтой нише надолго. После этой встречи уПопкова рождается тема для новой картины. Художника Виктора Ефимовича Попкова относят к символам шестидесятых годов прошлого века. Художник выработал свою живописную манеру, у него интересные стилистические находки. Он вошел вискусство вконце пятидесятых, вкороткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой исуровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ вполитике— либерализации режима, ав искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Многие искусствоведы отмечали, что вобразе сына просвечивает ссылка киконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка свечной темой Богоматери смладенцем— темой жертвенной материнской любви имолитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души иона замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной икрасотой небесного пейзажа. Как-то очень жестоко. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы.
Экспертиза и продажа картин Попкова
Но не уехал. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач.
Несмотря на такую высокую оценку его творчества, Виктора Попкова трудно назвать «певцом социализма», для этого он слишком талантлив, слишком искренен и вот таким образом в его работах так много печали. В 1972 году в картинах «Тишина» и «Майский праздник» символико-психологический язык Попкова обрел чистоту и законченность. Прощание проходило вДоме художника на Кузнецком мосту. Виктор Попков был удостоен Государственной премии СССР за цикл произведений «Размышления о жизни», куда и входили перечисленные выше полотна. Прощание проходило вДоме художника наКузнецком мосту.
Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать исын», где изображает себя исвою мать. Пушкин». Отчужденность персонажей мы видим в их позах, в выражении лица девушки.
Можно без преувеличения сказать, что символами жизни и творчества Попкова стали его известные натюрморты с лоскутными одеялами, где среди обрезков ткани (тогда еще не называвшейся элегантным словом пэтчворк) появляются фрагменты полотен старых мастеров и фотографии президента Кеннеди. Здесь единый образ— поэта иРоссии— земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Это не напрямую религиозные сюжеты, но вэтих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека. Сидел, то бледнел, то краснел, а в целом был зеленый. Все это позволяет считать Виктора Попкова одним из самых ярких художников второй половины XX века.
Тогда в этом издательстве работали многие художники-нонконформисты (Оскар Рабин, Олег Васильев и др. ): работа с детской иллюстрацией была возможностью зарабатывать для художников, которым были закрыты пути для участия в официальных выставках. Что такое соцреализм. Через некоторое время Попков предложил всей компании поехать к нему домой. В конце 1960-х годов автопортреты стали появляться в числе работ художника все чаще.
В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого ибыл сам Виктор Попков. Напредложение работать наКГБ «вежливо» уклонился: «Нурадбы служить, нопью. » Онбыл одним изнемногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына наЛенинскую премию, хотя голосовать занего втовремя требовало определенного мужества.
Защита прошла с блеском. Он был единственным, кто сказал об этом открыто. Но художник, как его ни уговаривали, все же отказался от роли «модного» портретиста, осознавая, как губителен для творчества такой конвейерный подход.
Попков неслучайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону. К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики. Но самое главное произведение Попкова— его судьба. Перед исследователем ранних лет жизни Виктора Попкова стоит непростая задача – ушли из жизни современники, остались драгоценные крупицы воспоминаний После смерти отца семья жила очень бедно, но дружно.
Описание картины Виктора Попкова «Строители Братска»
Официоз сталинской эпохи, выражавший государственную идеологию, начал понемногу уходить. Это правда. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. ЖАЛЬ ЧЕЛОВЕКА.
Впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл «Мезенские вдовы» (1965-1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. 1966 В 1966-1968 гг. На свадьбу сестры, несмотря на протесты матери, отдал все деньги, выданные ему на натуру. Налицо был большой социальный успех. Где счастье, на которое они имели полное право. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли за грабителя ивыстрелили вупор. Известность молодому Попкову принесли Строители Братской ГЭС (1961), один из изо-манифестов «сурового стиля» – с его острой, жесткой ритмикой в духе искусства А. А. Дейнеки. Однако наряды с продолжавшей производственную тему картиной Бригада отдыхает (1962-1965), полотна Попкова стали экспрессивно–лаконичными (Мост в Архангельске, Белая лошадь, 1961), тяготеющими к лубочной манере (Полдень, Студенты на практике, 1964), зазвенели драматическими нотами непонимания между людьми – Развод (1966), Ссора (1967).
Приступ отчаяния. Художник отмечал, что «Строители Братска» вдохновлены Кориным и Корнелиу Баба, «Бригада отдыхает» – русской иконой, «Двое» – Средневековьем и Боттичелли, «Мезенские вдовы» – графикой Гурия Захарова и живописью Эль Греко. Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Художник выбрал пейзажное решение темы. Для того, чтобы разобраться в особенностях творчества В. Попкова, обратимся к биографии художника. На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей истилистически итематически. Президиум взамешательстве.
На переднем плане ребенок, который еще не может вникнуть всуть происходящего, он стоит спиной кмогиле илицом кзрителю— жизнь продолжается. На итоговой выставке студенческих работ Попков поразил всех и количеством и, главное, качеством своих произведений: это не были сырые ученические «пробы пера», как у многих его однокурсников, в картинах Виктора ощущался настоящий художественный потенциал и творческая энергия. Бабка Анисья была «хорошим человеком» иоттого жизнь еевенчается полнотой, она плодоносна. Бытовая реальность узнаваема водежде, втипажах, кладбищенских памятниках.
Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»
Это было время «оттепели», время серьезных перемен. Похороны происходят вмаленькой северной деревушке иодновременно на широчайшем фоне, вогромном мире. Была слышна трансляция. Учеба в Суриковском стала важным этапом в формировании Попкова-художника. К этому времени, расцвету художника, относится и знаменитый Мезенский цикл: «Воспоминания. Безусловно, первые шаги молодого художника были на редкость успешными.
в творчестве Попкова усиливается интерес к глубоко психологичным, многоплановым образам, раздумьям о смысле бытия, утверждению нравственных идеалов простого человека: Северная песня (1968), цикл Размышления о жизни (в том числе Шинель отца, 1960-70-е гг. ), Хороший человек была бабка Анисья (1973). Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками»— алым, малиновым, огневым. В СССР, в стране «победившего пролетариата», рабоче-крестьянское происхождение будущего художника, как ни странно имело не только свои плюсы, но и минусы.
Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Здесь обратное: силуэты фигур четко очерчены, фигуры словно вырезаны из дерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. Агде их мужья, дети.
Описание картины Виктора Попкова «Осенние дожди»
Пропустив год обучения из-за рождения сына, Клара окончила институт двумя годами позже, подготовив в качестве дипломной работы замечательную серию цветных литографий «Зоопарк». Одним из центральных произведений этого стиля считается полотно «Строители Братской ГЭС». Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни.
Не в последнюю очередь по настоянию своего учителя Попков стал все больше уделять внимание не только профессиональному образованию, но и изучению истории искусства. правда, он и этого не умел. Плывущие по небу облака придают пейзажу динамичность. Вместе со студентами туда приехал замечательный педагог Юрий Рейнер, не просто хорошо относившийся к Попкову, но по-настоящему веривший в его призвание художника.
Кибрика (1948-1952). После окончания института много ездил по стране: на строительство Иркутской ГЭС (1956), на строительство железной дороги Абакан—Тайшет (1959), на строительство Братской ГЭС («Строители Братской ГЭС»), на целину, по русскому северу (цикл «Мезенские вдовы»). Работал в особом жанре драматической картины- метафоры. «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны и сейчас и будут современны всегда. «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти напринципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. «Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам он вто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать вэкспозицию выставки вМанеже на том основании, что Попков изобразил там себя вботинках импортного производства.
Вторая половина 60-х отмечена тонким психологизмом картин живописца на тему разобщенности близких людей: «Развод» (1966), «Семья Болотовых» (1968), «Ссора» (1970). Да почему они одни. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение). На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью. » Он был одним из немногих, кто поднял руку иподдержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него вто время требовало определенного мужества.
- Надежды маленький оркестрик под управлением любви
- Художник Попков Виктор Ефимович
- Виктор Попков: Художник на вдовьей земле
- ПОПКОВ ВИКТОР ЕФИМОВИЧ (1932-1974) – РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ И ГРАФИК
- Виктор Попков: Художник навдовьей земле
Попков вместе сдругими художниками тоже ездил на ударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь». Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». Эти работы ранее нигде не публиковались. Чекист (1963), Звонок в дверь (1964), воссоздающие атмосферу годов репрессий, не оставили камня на камне от былой репутации певца соцреализма. Почему. »— «Дождь в душе», — ответил Попков. Ранее мы выяснили, что произведения художника могут стоить более полумиллиона долларов.
В обществе, которое, как декларировалось, поддерживало человека «из народа», художник с биографией Виктора Попкова должен был получить «зеленую улицу» для реализации своего таланта. Пушкин»— Попков работал над этой абсолютно изумительной вещью вМихайловском икажется, будто он написал все как было, снатуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, вкотором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Художник обратился к трагизму русской деревни, воплотил её боль и лишения. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России.
Попков поднимает ноту скорби довысокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, совсеми его «соками»— алым, малиновым, огневым. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки. Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Отделение травильное.
Председательствующий говорит, что мы подходим коценке деятельности прошлого Правления. Когда семья ложилась спать, он, чтобы не мешать родным, выходил в общий коридор барака и там продолжал работать. Защитил диплом на отлично. Дипломной работой Попкова в училище стал портрет писателя Николая Островского, работающего над романом «Как закалялась сталь». ВАЛЕРИЙ КОМАРОВ.
Линия легко и свободно подчиняется ему. Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего.
- Виктор Попков — рыцарь печального образа эпохи соцреализма
- Темы дня: Березовский – Китайская поэзия – «Юби» – Хармс – Балканы – Соковнин – Азадовский
- Виктор Попков: Я все равно буду живописцем
- Первые шаги на творческой стезе
Онкак Гагарин шпарит покрасному ковру споднятым вверх мандатом. По сути, он всю жизнь бодался с властью. Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления.
В любой картине он сам незримо присутствует как персонаж. Приезжал из института и сразу садился рисовать. Одна из самых знаковых картин живописца— «Осенние дожди. Практически все завоевания, совершенные советской культурой за короткий период оттепели, были подвергнуты серьезной опале. В его композициях много энергии, молодого задора.
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Попков Виктор Ефимович, художник
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Жил в Москве. Все это станет в будущем чертой, отличающей Попкова от многих коллег-художников. Искусствовед Г. Анисимов как-то показал мне альбом, подаренный ему Виктором. Пускай вуглу вместо иконы портрет Карла Маркса— деталь достоверная: «рисунок смоей хозяйки, укоторой от мужа остались его убежденность, его чистота веры впартию, выраженная всвято оберегаемых идорогих портретах Маркса иЛенина вуглах избы» (В. Виктор энергичным шагом поднимается на трибуну: Япредлагаю работу считать неудовлетворительной.
В то время большинство абитуриентов старались поступить «на живопись» и дирекция института сознательно решила перебросить часть сильных ребят «на графику». Такси не останавливались. Вот и они сами тоже не знали. Серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и в итоге тоже попала в фонды Третьяковки. Алексич, Г. Б.
- Антикварный салон, Санкт-Петербург
- Словари и энциклопедии на Академике
Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Сохранившийся альбом набросков Попкова за 1947 – 1949 годы (преимущественно натюрморты и портреты) демонстрирует впечатляющую быстроту обретения навыков: поначалу это совсем беспомощные рисунки, но очень быстро их сменяют более техничные и грамотные работы. На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин). Сам Кибрик вспоминал о Попкове с удовлетворением наставника, ожидания которого оправдались: «Яркая личность всегда привлекает внимание и, вероятно, вот таким образом я хорошо помню многое, что граничит с его творческой юностью. Потребовалось множество этюдов изменение ракурсов, освещения, выбор вместе с Рейнером лучшего варианта композиции – пока, наконец, решение не было найдено и картина не обрела идеальную завершенность.
В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем».
Время не помогло этого художника разглядеть. Благодаря условности изобразительного языка картина выглядит символично. В1966 году впоследний момент тесть Попкова вытащил его изпетли. Общеизвестны ее иллюстрации к «Усатому-полосатому», «Галке» и многим другим.
Например, полотно «Лето. Но ксередине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Читать ещё – ЭТО НЕ Я СКАЗАЛ. Пушкин» и«Хороший человек была бабка Анисья»— последнюю значительную работу Попкова, которую онуспел завершить перед смертью.
Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей повсей русской земле. «Трагичность радостная»— любимое попковское выражение. А Творчество Попкова глубоко национально. Это было такое вопиюще немодное творчество, постыдно искреннее.
Наказ мужа она выполнила, никогда больше не выйдя замуж и полностью посвятив себя детям. В 1966 году он едет втворческую поездку на Север, вМезень итам начинает знаменитый «Мезенский цикл». Попков Виктор Ефимович (1932-1974), советский художник и график. Лестница вниз, летящие осенние листья, лужи дождя. Это был настоящий успех. «Осенние дожди.
Большая часть интеллигенции его поколения существовала поинерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, ноте, кто хоть как-то задумывались, дактомуже имели талант отБога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», неумея, незная, как сохраниться отсебя, своих страстей иотбезбожного времени. Попков тогда взнак протеста толивсерьез, толи вшутку постригся наголо. И в том, что Виктор посвятил себя творчеству, несомненная заслуга Степаниды Ивановны.
Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры», в которой появляются аллегорические и символические мотивы. Повсюду в интеллигентных компаниях усталые юноши говорили, что живопись умерла. Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде. Для живописи Виктора Ефимовича характерна эта удивительная человечность шестидесятников, свой независимый от «линии коммунистической партии» взгляд на мир, на роль человека в обществе.
В поэзии, живописи, вкинематографе не случайно вэто время рождаются похожие образы— впесне Высоцкого: «Образа вуглу ите перекошены», уПопкова вкартине «Тишина»— полуразрушенные церкви сдырявым куполом, уШукшина вфильме «Калина красная»— затопленный храм. В. И. Запомнилась его молниеносная реакция, когда от дружеской беседы, может быть пустой, он моментально оказался на трибуне».
Он из поколения, которое называют «шестидесятниками», пришедшими в искусство в конце 50-х годов XX века. Например по той картине что размещенна как заглавная.
Сам «суровый стиль» с его надеждами на политическое обновление ощутимо распадается в попковской живописи – характерна не раз возникающая в его полотнах автопортретная фигура, застывшая в тяжелом сне – оцепенении («Работа окончена», 1972, ГРМ). Она плакала, да и не только она». Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться вэтой нише надолго. Художник Виктор Попков, яркий и самобытный художник «сурового стиля».
Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение от жизни ксмерти. Двое. Попков с удовольствием писал старух.
С отличным дипломом его поздравляли все – от уборщицы до директора. «На Севере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иуж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно ивоздействие их обостренно выразительное» (В. Художнику удалось уйти от однозначности «сурового стиля», во второй половине 1960-х годов он демонстрировал гораздо большую творческую свободу. Он органически не принимал лжи и несправедливости. Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. строго лапидарны по композиции, скупы по цветовому решению (Строители Братской ГЭС, 1961, ГТГ).
Он видел, как девушка выскочила из дома, поругавшись с матерью и бросила на снег ключ. Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна. Строительство Кабельного завода. Взнаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению. Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. Еле жив остался.
В 11 часов вечера 12 ноября 1974 года Виктор Попков ловил машину на улице Горького. Артур Христианович Эбер». Но время и ее не пощадило.
Его работа над композицией поражала: он обладал удивительным даром делать основой настоящего произведения искусства абсолютно простые и непритязательные сюжеты. Работы были навеяны произведениями классиков русского авангарда (в частности, Кандинского): абстрактная «Композиция» (1965-1966) и «Вариация на тему Ороско», вдохновленная работами мексиканского монументалиста. Его последнее неотправленное письмо семье было датировано октябрем 1941 года и написано под Смоленском позднее Попков воспроизведет это послание в картине Шинель отца. И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна или серии».
Происходило осмысление недавней истории страны. Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны. Самым ярким впечатлением о работе в Комитете был серьезный разговор с членом ЦК скульптором Е. Вучетичем после голосования по поводу присуждения премии А. Солженицыну. В это время родился ряд картин в так называемом суровом стиле с характерным минимализмом красок и лаконичностью деталей. Он собирался уезжать. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе – Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов – отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства.
Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах «Шинель отца» (1972) и «Хороший человек была бабка Анисья» (1973 все – в Третьяковской галерее). Получилось, написал реквием самому себе. Ранние работы Попкова «Весна вдепо» (1958 год), «Наработу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени— объявлять вискусстве овеликих победах коммунизма, прославлять людей труда— строителей новой жизни. Председательствующий говорит, что мыподходим коценке деятельности прошлого Правления. Попков писал, что ему хочется вкартинах «наряду сконкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое».
Выучи детей, если сможешь». Есть жизнь, которая будет счастливой, мечты, которые сбываются, несмотря на все трудности – так же как в депо (на переднем плане картины) прорастает деревце с нежными зелеными листьями, чья хрупкость подчеркнута мощью огромных колес паровоза. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку.
Мыстояли сВитей идрузьями вфойе иразговаривали. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы. Бытовые сцены превращались у него в бытийные. На картине— фигура мальчика, застывшего впроеме дверей увхода вчасовню. На одном из них осталась фраза: "Трагичность радостная".
Для него родная земля не была пустым понятием. В последние годы жизни Виктор Попков работал над большим полотном Хороший человек была бабка Аксинья (1973), которую можно назвать философско-этическим трактатом на тему жизни и смерти. Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. Может быть именно здесь Попков впервые вступил в творческое состязание, одно из многих за всю его жизнь: под руководством Рейнера студенты должны были устроить для коллектива рабочих выставку и показать свои лучшие работы.
Картина «Воспоминания. Особое место в творчестве Виктора Попкова заняла историческая память. Вэтих голосах эпохи— вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960–1970-х. Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания инехитрых законов приспособленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да ктому же имели талант от Бога, — они зачастую срывались взапой, подходили к«краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей иот безбожного времени. Это правда, которая нам нужна».
В этом был «драйв», азарт настоящего художника: не надо брать подсмотренных готовых сюжетов – это слишком просто. Фигуры героев отделены пространством. Вэтом стремлении ккамерности сказывается опустошенность, усталость отсоветской риторики иидеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, — это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от«больших тем». Однако здесь нет тяжеловесности и пафоса «большого стиля» предыдущих десятилетий.
Приняв за такси инкассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. «НаСевере пейзаж идеревня вцвете очень сдержанны иужесли появляется цветок или красное платье, тоони смотрятся значительно ивоздействие ихобостренно выразительное» (В. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере.
Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества. В будущем эта кажущаяся «неудача» с поступлением на факультет живописи даст Попкову возможность не только стать прекрасным художником-графиком с узнаваемой сильной и уверенной манерой рисунка, но и во многом заложит основу его неповторимой индивидуальности живописца. Выступление Попкова на этом собрании принесло свои плоды – ситуация в институте изменилась к лучшему.
Онбыл единственным, кто сказал обэтом открыто. Другая важная тема – размышления о месте художника в мире и о природе вдохновения: «Владимирские художники», «Художник в деревне» (1967), «Воскресенье» (1967) и «Мой день» (1968). Мать Попкова, Степанида Ивановна, вспоминала, как Виктор мальчишкой, впервые увидев наулице художницу замольбертом, немедленно стал проситься кней вученики имать, простая, безграмотная женщина, внутренним чутьем доверяя сыну, непрепятствовала его желанию ивскоре они вместе сосвоим другом поступили взаводскую художественную студию. Обнажен, так как открыт для всех и искренен в своем творчестве. Когда мыэто услышали, Вити снами уже небыло. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающим о свободе. На защите были мать, Коля, Клара, Витька Барвенко.
Это— жизнеутверждение, хотя итрагическое по своему проявлению». Первое пришедшее от него письмо оказалось письмом-завещанием: «Ежели что, Стеша, помни мой наказ. Картина «Мой день» тому свидетельство. Попков вместе сдругими художниками тоже ездил наударные стройки— Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «высматривал жизнь».
«Художник призван писать обольших явлениях жизни»— такая формула есть вдневнике Попкова, тогда онискренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости исам онвто время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям вобществе. Вдовы, уйдя мысленно вмолодое, счастливое время, хотят впрошлом набраться сил для сегодняшнего дня идня завтрашнего. Насцене поставили картины «Осенние дожди. Как и все "шестидесятники", Виктор Попков много ездил по стране. Внимание к персоне живописца не случайно. Все портреты – Старость, Ожидание, Одна и др., написанные в конце 60-х – начале 70-х годов, звучат особой, полной боли и трагизма нотой. Получилось, написал реквием самому себе.
Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в «Северной часовне», 1972, Русский музей А. С. Пушкин в «Осенних дождях», 1974, Третьяковская галерея). В искусстве появилось выражение личного отношения к миру и человеку. Запомнилась его молниеносная реакция, когда отдружеской беседы, может быть пустой, онмоментально оказался натрибуне».
Попков тогда взнак протеста то ли всерьез, то ли вшутку постригся наголо. Искусство очень долго оглупляли, вместо искусствоведов плодили кураторов. Учился в МХИ (1952-58) у Е. А. Кибрика. На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли.
Все его программные полотна об этом. Виктор Попков родился в многодетной семье московских рабочих 9 марта 1932 года. В то же время, его творчеству присущ проникновенный лиризм.
Он собирался уезжать. Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания.
Картина «Весна в депо», созданная художником в 1958 году, на излете «оттепели», по своему оптимизму, ощущению радости жизни близка работам из серии «Транспорт», которые были приобретены Третьяковской галереей. Судьба Попкова— это случай ясно выраженного, сдетства услышанного призвания. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234). Попков не случайно берет ракурс свысоты птичьего полета ирешает писать «Бабку Анисью» как цветную икону «Лица, как виконах— охра, лепка, пробела», — чтобы перейти на принципиально другой язык— язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени. Случайно подошел кинкассаторской машине, его приняли заграбителя ивыстрелили вупор.
Интерес к выставке спровоцировал недовольство ортодоксально настроенных деятелей искусства, призвавших закрыть антисоветскую, по их мнению, выставку, а к Попкову пришла слава оппозиционера.
Картину «Двое» он посвятил теме любви, показывая ее, как сложные человеческие взаимоотношения. Тема осени традиционна вмировом искусстве— это нота грусти, элегии, предощущения расставания ивремя сбора урожая ивземном исимволически вдуховном смысле— время собирать сеянное. Президиум взамешательстве. Сурикова в мастерской Е. А. Наступало время последних шедевров: «Работа окончена» (1972), «Мне 40 лет» (1972), «Северная часовня» (1972), «Больной художник» (1972), автопортрет «Шинель отца» (1972), приобретенный Третьяковской галереей. Он мне объяснил смысл своего замысла так.
В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Такси не останавливались. Утрачен сам язык – нет искусствоведа, который умел бы сегодня анализировать картину, красочный слой, движение пальцев. Некоторые его вещи (Мезенские вдовы, После работы, Мать и сын, Шинель отца) являются несомненными шедеврами живописи – он сделал то, чего не может сделать заурядный талант, а именно: он создал своего героя. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда втридцатые годы.
Итолько я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Это была не всеядность и не легковесность, а бережно-внимательное отношение к миру, радостное желание всмотреться в окружающую жизнь, сохранить для вечности ее мельчайшие подробности. Неожиданно выглядит в этом ряду немного хулиганская картина «Зимняя выпивка». Но не скорбь ипамять обылом задают тональность всей картины. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля напереднем плане усыпана багряными листьями иэто «пышное природы увядание» есть движение отжизни ксмерти.
«Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы идоверяться им». Приятели прислонили раненого художника к дереву и разбежались. На Всемирной биеннале молодых художников в Париже в 1961 г. получил ГранПри за картины «Двое» и «Бригада отдыхает». За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно вцентре композиции— прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха. И здесь Попков высказал что-то из «главного».
Он как Гагарин шпарит по красному ковру споднятым вверх мандатом. Все, что касается русской национальной культуры имеет огромный интерес. Трудный быт, нужда— мать одна поднимала детей: отец погиб вначале войны. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок. Количество и расположение цветов на венке намёк на массонство.
Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков. » Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе. Показательна была его реакция наввод советских войск вЧехословакию в1968 году.
Попков). Больше писем не было. Один из наиболее ярких представителей «сурового стиля» 1960-х гг. Учился в Московском государственном графическом училище (1948-1952), затем в МГХИ им. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих региональных музеях.
А было бы забавно начать изобличать Попкова по той же схеме что и в случае с Васильевым. Вдовы» (1966), «Одна» (1966), «Северная песня» («Ой, как всех мужей побрали на войну», 1968), «Старость» (1969). Слева старушка, справа молодая девушка. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Три из тринадцати его линогравюр приобрела Третьяковская галерея, серия «Транспорт» экспонировалась на многих крупных выставках и, наконец, тоже была приобретена Третьяковкой. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. И давняя студенческая композиция с бетонщицей – хорошее тому подтверждение.
Небо— «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих— этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории» иуже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичности, обыденности жанровой сцены ксмысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь скистью вруках». Для матери это один из самых счастливых дней. Но главная задача была выполнена.
В 1969 г. Попков принял участие в выставке «ГДР глазами советских художников» : была представлена его картина «В окрестностях Берлина». Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности. Учитывая стоимость его полотен, рекомендуем проводить оценку в экспертных центрах. Требовательный к себе, прекрасно учившийся и всегда стремившийся получить максимум знаний и практического опыта (вплоть до того, что, будучи на втором курсе, ездил на практику вместе с четвертым), Попков не был оторванным от жизни, погруженным только в свою работу художником. Кажется, все происходящее происходило прямо перед ним, чему он был свидетель. Соединяет все три плана грунтовая дорога, уходящая вдаль, в будущее. Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал вработу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке».
Стыдно, правда. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Еще в годы учебы Попков начал путешествовать по стране, посещая строящиеся объекты и внимательно наблюдая за обыденными вещами. Их объединяет лишь зеленоватая цветовая гамма окружающего поля.
Здесь обратное: силуэты фигур четко очерчены, фигуры словно вырезаны издерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. Попков регулярно экспонировался на выставках в СССР и за рубежом. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание».
Вспоминал отца, погибшего на фронте. «Быть взамысле свободным ивольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, нослушать свои порывы идоверяться им». В больницу Попкова привезли как бандита, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» удалось прояснить благодаря случайным свидетелям. Так, впечатления от поездок на русский Север сложились в цикл Мезенские вдовы (1965–1968), символически выражающий не только память о войне, но и крайнюю нищету современной русской деревни. Красный абажур, перекличка красного водежде ив вещах создают внутреннюю напряженность образа— здесь сосредоточенное постижение Смысла. Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь сматерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением— сочетанием белого икрасного вобразе матери исына.
Именно за эти работы он был позже удостоен неофициального звания создателя и классика «сурового стиля». — обижался Попков». Так, например, родилась работа «Мой день», в которой художник изобразил себя по центру, слева от себя он представил образ пожилой женщины, символизирующей его картины о старости, а справа — молодой, как символ работ о молодости.
Художник и его жена и жили и работали в одной комнате, параметры которой некоторым образом вошли в историю искусства: размер знаменитой картины «Строители Братской ГЭС» точно соответствует размерам стены комнаты в Молочном, невольно заставляя вспомнить Александра Дейнеку, написавшего одну из лучших своих работ – «Будущие летчики» – в крошечной пятиметровой мастерской. Работы Попкова интересны, уютны, талантливы, по своему самобытны и поэтичны. Его вообще не должно было быть в этот день в Мо скве. Виктор Попков много путешествовал, любил Русский Север. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни наСевере.
Герои «Весны», занятые тяжелым трудом, в будущем займут место на полотнах сурового стиля, который прославит мастера. Хорошего человека с четырьмя не найдешь, а с плохим намаешься.
Узнав, что его работу опубликовали, Попков, по его собственному признанию, «плакал слезами радости» и в этой искренней, почти по-детски счастливой реакции на первую известность, есть какое-то чисто попковское обаяние: ни показного равнодушия к собственному успеху, ни сдержанного сознания своих достижений, вместо этого – переполняющая его трогательная чистосердечная радость, которую не смогло омрачить неизбежное самоедство художника. Рьяно боролись сформалистическим, как они называли искусством». Приняв за такси ин кассаторскую «Волгу», художник попытался остановить ее. В 1972 году закончена «Северная часовня».
Впереди – ее сотрудничество с различными издательствами и особенно плодотворное с издательством «Малыш», где она работала над оформлением книг Р. Киплинга, С. Маршака, Б. Житкова и многих других. На какое-то время он обращается клирической тематике, ккамерным, психологическим работам— «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника»— вних частная жизнь простого, невыдающегося человека. Одной из лучших картин Попкова в «суровом стиле» считается работа «Строители Братской ГЭС», благодаря которой его относят к числу лучших представителей этого стиля.
Вы знаете, кого любила группа "Коллективные действия" или "Мухоморы". Одну из них – «Монтажники на проводах» – напечатали в «Комсомольской правде», три линогравюры приобрела Третьяковская галерея. Программные произведения Вдовы (1966), Одна (1967), Северная песня (1968) и наконец, Шинель отца (1972) – это не просто память современников о войне. А Виктор Попков остался. 1973 В 1973 г. Виктор Попков побывал на Северном Кавказе, в городе Прохладный. Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, кпостижению тайн человеческой души», — вспоминал художник Игорь Обросов. «Северную часовню» удалось отстоять. Картина «Вдовы»— это память овойне иэти пять женщин, как разные ипостаси одной души— трагический обобщенный образ вдовьей доли, — сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле.
Нонескорбь ипамять обылом задают тональность всей картины. Там он вырос, там состоялась свадьба со Степанидой Ивановной. Судьба этой картины была печальной – разрешения на ее экспозицию художнику не давали. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». Пугающий распад связи поколений воплотился в полотнах Шинель отца (1972) и Хороший человек была бабка Анисья (1973 все – в Третьяковской галерее). Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину «Строители Братской ГЭС» обласкан властями.
Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. Художники сурового стиля вцелом были вписаны всистему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма сего декларативной агитационностью. На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят вряд рабочие— сдержанные, мужественные, волевые. Такая замечательная картина, аты молчишь. Его отец, уходя в 1941 году на войну, просил жену в случае его гибели не выходить замуж (хороший тебя с четырьмя детьми не возьмет, а плохой тебе не нужен) и по возможности дать детям образование. Тайшет (1959), на стройку Братской ГЭС (1960), на целину Казахстана (1961) и многие другие.
Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались втридцатые-сороковые годы, познакомиться ссовременными течениями западноевропейской живописи— словом, стало возможным прикоснуться ккультурной традиции, доступ ккоторой был перекрыт жестким идеологическим контролем вгоды сталинского правления. Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей идевушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм— это молодость мира иего возводить молодым». Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Попков попросил водителя подвезти их.
В его творчестве сочетаются лиризм и драматичность. В это время в творчестве Попкова можно выделить несколько линий. Впрочем всё это я пишу в шукту. Виктор прошел с первого раза в 1952 году, Клара – со второго. И в искусстве начались изменения.
В каждой картине – характер и судьба. Он родился в Москве, в семье рабочего. Ей хлопали за такого сына. А еще через некоторое время появился на свет младший сын Анатолий.
В больницу Попкова привезли как банди та, совершившего разбойное нападение на инкассаторскую машину и лишь позднее обстоятельства «нападения» уда лось прояснить благодаря случайным свидетелям. В том же 1958 году, когда состоялась защита, Виктор вместе с женой переехал из Подмосковья в коммунальную квартиру дома в Молочном переулке, на стене которого сейчас висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил и работал художник Виктор Ефимович Попков». В своем дневнике об этом дне художник писал так: «Защищался последним из графиков. Последней надеждой представало само искусство – его образы у Попкова мечтательно-романтичны (древние фрески в Северной часовне, 1972, Русский музей А. С. Пушкин в Осенних дождях, 1974, Третьяковская галерея). В 1957м отпраздновали свадьбу, а еще через год родился сын Алексей. В середине 60-х Попков писал «в стол», его работы этого времени практически не выставлялись.
Художника-трибуна все касалось: и радость и боль общества. Вы знаете, кого любила группа Коллективные действия или Мухоморы. Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «ВСоборе» (1974 год).
Инкассатор (как выяснилось впоследствии, он был пьян) выстрелил и бросил смертельно раненного человека умирать на мостовой. Редкая для официальных выставок откровенность уже при жизни сделала мастера человеком-легендой. Власть, втом числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания».
30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Он был создателем «сурового стиля», в котором воплотились образы строителей «Строители Братска», женщин, лишившихся во время Великой Отечественной войны своих мужей и сыновей — полотно «Вдовы», потомков героев прошедшей войны, задумывающихся, а достойны ли они их славы — картина «Шинель отца».