Портрет Четы Арнольфини Символы
Главным символическим элементом изображенным на полотне «Портрет четы Арнольфини», является зеркало.
Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить.
Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
В 1815 году полковник британской армии Джеймс Хей лечился в Брюсселе после ранения, полученного в битве при Ватерлоо. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. У окна лежат апельсины. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини.
История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы16. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Загадки легендарного «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка
Но ванЭйк так подыскивает им место в этой комнате, что они помимо символического смысла обладают и значением бытовой обстановки. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. В 1815 году полковник британской армии Джеймс Хей лечился в Брюсселе9 после ранения, полученного в битве при Ватерлоо. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
Еще в ранней молодости Джованни Арнольфини отправился в Брюгге, где основал несколько текстильных мануфактур, занимающихся производством дорогой одежды для аристократов. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus15. В зеркале пара главных персонажей отражается со спины, показана также дверь в противоположной стене комнаты и два человека на её пороге — в красном и синем одеяниях.
Скорее всего картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка.
С тех пор среди ученых царит разброд. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Над зеркалом художник оставил необычную подпись: «Ян ван Эйк был здесь в 1434 году».
Картина «Портрет четы Арнольфини»
Это особенно заметно по одежде. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Это Ян ван Эйк.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Учитывая этот факт, Лорн Кемпбелл предположил, что на двойном портрете 1434 года изображены Джованни ди Николао и, вероятно, его вторая жена.
В конце работы художник выполнил также и надпись. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Выпуклые зеркала были более доступны. Фламандская манера многослойного письма позволяла достигнуть глубины и богатства цвета. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434».
Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений40.
Описание картины «Портрет четы Арнольфини»
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, Бартоломея сообщает о смерти своей дочери Констанцы. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Ван Эйк использовал преимущество того, что масло сохнет значительно дольше темперы, применив технику мокрого по мокрому. Наоборот. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Около 90 трофейных полотен легли в основу коллекции лондонского Эпсли-хауса, резиденции Веллингтона. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем). Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С.
Жилинский» позволили исследовать различные композиционные и образные размышления художника. Манина «Д. Д. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Наоборот. Так же поступил и ванЭйк. поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене17.
Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей.
Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно передавалась женихом невесте. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. На женщине платье (т.
Возможно, художник намеренно изменил пропорции фигур персонажей, чтобы выделить их головы и руки и приблизить их внешность к идеалу красоты той эпохи. Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля. Это особенно заметно по одежде. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»80, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8182. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
В конце работы художник выполнил также и надпись. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка) дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Cама формулировка необычна.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8767. Во-первых, это первый известный парный портрет — Ян ван Эйк создал его в 1434 году в Брюгге. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина87. Семья Трента была связана с флорентийскими Медичи: мать Констанцы, Бартоломея, приходилась родной сестрой жене Лоренцо Медичи Старшего.
Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1).
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. На задней стене висит круглое выпуклое зеркало в резной раме, а в зеркале отражается окно, семейная пара и, что интригует более всего, две едва заметные фигуры, стоящие на пороге, то есть точно там, где вы бы оказались, загляни вы в эту комнату. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки».
Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. Художник подписывает свою работу не как автор, а как свидетель. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он присутствовал при церемонии. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. В то же время многие нюансы указывают на то, что пара уже давно жената: волосы женщины собраны и спрятаны под убором (невесты изображались с распущенными локонами), а её поза свидетельствует о возможной беременности. Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу.
Объясните на пальцах: «Портрет четы Арнольфини» ван Эйка
Так кто же все-таки герой картины. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)20. Мужчины носили тюрбаны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. «Портрет четы Арнольфини» — одна из наиболее загадочных картин в истории европейской живописи. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом»— приём, традиционный для средневековых живописцев.
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Историк искусства Лорн Кемпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене.
Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. 1434». ). Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала36. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк71. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
1434. ).
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни-Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние) необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Больше лично я ничего не увидел и возможно не так понял. Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с 1419 года. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям».
«И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
В зеркале по центру можно увидеть отражение двух свидетелей брачной церемонии. По одной версии, апельсины, находящиеся на подоконнике и на табурете у окна, могут рассматриваться как знак плодовитости. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство.
Живопись Италии и Нидерландов. В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года. Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо.
Судьба портрета после наполеоновских войн
На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Считается, что художник запечатлел момент заключения брака, но, по одной из версий, это вовсе не бракосочетание, а лишь обручение жениха и невесты или даже пара, которая уже несколько лет состоит в брачном союзе — волосы девушки на картине убраны как у замужней дамы, а рука лежит на округлившемся животе (она как будто ждёт ребёнка). Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей».
1434». н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета34.
История одной семьи и одного портрета
Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти анфас, она — в трёхчетвертном повороте влево. Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени35.
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8586. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Такой человек действительно существовал, он был зажиточным купцом из Брюгге. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Эта картина была не просто новой, она была революционной. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»
Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства. Однако она по-городскому узка. Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Любой в обещаниях может стать богатым). Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета83.
Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа.
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кемпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. А женщина. И дело тут вот в чем, если беременна, то тогда выходит, что свадьба то эта покрыта смрадным пятном порока и вообще ай-ай как плохо и не хорошо. На нем великолепная шуба и изысканный головной убор, только туфли сброшены им с ног при входе в дом.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434
- Портрет Джованни Арнольфини и его жены
- ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
- Самое интересное в виде мозаики
- БИБЛЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ В КАРТИНЕ ЯНА ВАН ЭЙКА ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ
- Виртуальное фото-путешествие в Россию 1922года
- Литературный портфельчик Искуссницы
Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»31. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук74. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- вспомним прошлое, вернемся к истокам
- Одежда мужчины на картине ван Эйка
- Некоторые детали женского образа
- Новый бестселлер: Удивительно проникновенные истории с посвящением Вере Глаголевой
- Свидетельство о заключении брака
- Словари и энциклопедии на Академике
- Проблема идентификации персонажей
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»78. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. А женщина.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе37. На женщине платье, подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и, вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Он клянется свое жене в супружеской верности. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «еще одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой67 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)68 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Вместо— «Ян ван Эйк сделал» (лат. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, стоит— «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434). Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3839, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей39.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь.
Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент52. Неизвестно не только, кто изображён на портрете, но и что именно происходит на картине. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Арнольфини и его супруга изображены без обуви.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака— морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры.
В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры. Хрустальные четки — излюбленный в те времена подарок жене, — символ благочестия, а так-же метелка — символ чистоты тела и духа — символизируют христианские добродетели — мир и труд. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. По мнению некоторых исследователей, левая рука, поддерживающая на животе тяжёлые складки платья, — это не более чем ритуальный жест, соответствующий отношениям к семье и браку и обозначает плодовитость, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары22. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». В одной из своих статей он писал: «Всмотритесь в лица участников событий, обратите внимание на то, как торжественно стоит мужчина, держа за руку нежно и доверчиво глядящую на него женщину. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц.
Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла5051. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк».
В пользу этого предположения говорят некоторые детали картины. О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. В одной из своих статей он писал: Всмотритесь в лица участников событий, обратите внимание на то, как торжественно стоит мужчина, держа за руку нежно и доверчиво глядящую на него женщину. Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину10.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины».
Это особенно важно для церемонии без священника. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)70. Это особенно заметно по одежде.
Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Это подпись художника. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Любой в обещаниях может стать богатым). На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя70. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев31.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Однако она по-городскому узка. Восточный ковёр на полу, люстра, зеркало, остеклённая верхняя часть окна, на столе под окном дорогие апельсиныK 3 — вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина. нидерл.
В зеркале отражается художник и еще один свидетель. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 219. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам. Ц. Г. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
До сих пор вопрос остается открытым. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум.