Портрет Екатерины Ii Федор Степанович Рокотов
Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Федора Степановича Рокотова в области парадного портрета.
Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи
Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Её образ – словно воздушный полунамек. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона изысканные цветовые сочетания.
Свадебное настроение тоже и вот наступают будни. Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. в Академию художеств. В результате изображенные воспринимаются светлыми силуэтами на тёмном фоне. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Впервые имя Рокотова упоминается в 1757 году в письме М. В.
Шувалову, основателю и первому куратору Московского Университета (ныне МГУ), а также Академии художеств и Эрмитажа. Это была эпоха столетия ее царствования. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б.
Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. Земная судьба А. П. Но в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 г., в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников. Струйский умудрялся отбивать поклоны и Вольтеру и Екатерине II, за что профессор Ключевский назвал его отвратительным цветом русско-французской цивилизации XVIII века». Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. Духовный мир ее богат и сложен.
Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой
При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных.
Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684-1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.
Выражения лиц моделей Рокотова сложны, подчас неуловимы. Цвета — белые, розовые, жемчужные, чувствуется легкость, воздушность ткани. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).
Вот таким образом у Ф. С. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».
Источник света теперь помещен не сбоку, а прямо перед портретируемым. На губах едва заметная полуулыбка. В годы юности первая известная работа русского художника «Портрет неизвестного в гвардейском мундире», написанная в 1757 году. И хотя это еще далеко не психологический портрет, тончайшие градации цвета воспринимаются как намек на внутреннюю богатую духовную жизнь героини.
А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного. При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг.
10 неизвестных: история России в портретах Федора Рокотова
Это тоже XVIII век. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Живопись приобретает плотность, фактуры разнообразных материалов – определённость. Так, в 1760 году Рокотов по словесному приказанию И. И.
Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Гениальный крепостной, ставший академиком. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.
Федор Степанович Рокотов парадный портрет Екатерины
Лессировки создают впечатление особой глубины и прозрачности поверхности. У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. На смену манящей полумгле приходят более отчетливые красочные тона, объемы становятся более определёнными. Тема «просвещенного барина», начатая еще Никитиным в портрете С. Г. Строгонова, находит продолжение в творчестве Рокотова: И. Орлов, Воронцовы, Голицыны – это люди, вносящие свой вклад в развитие культуры России. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте.
На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Его происхождение не совсем выяснено. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III).
Рокотов написал один из самых лучших портретов Екатерины II, по её же заказу. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Ему этого и не дали сделать.
Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. Из Преображенского полка он вышел в отставку прапорщиком и навсегда осел в своей вотчине. Лицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова».
Художник Федор Степанович Рокотов (1735-1808) – портреты 18 века
Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. юность проходит быстро.
Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. Художник больше не пишет парадных изображений и выбирает сферу камерного портрета. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716-1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. Он пришел к власти с надеждой благих преобразований, но для их осуществления у него уже не было сил – слишком долго ждал он престола, почти 35 лет. Ни семьи, ни детей, только портреты, где взгляд притягивают лица, а не кружева и шелка. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям.
«Золотой век» екатерининской эпохи
Более неестественное изображение и представить себе сложно. Здесь парадный стиль портретов сменяется на более камерный. Могила его затерялась. До начала XX в. творчество художника было почти забыто.
Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Фигуру государыни украшают мантии с орденом Андрея Первозванного, лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Лучшие русские граверы резали для Рузаевки на медных досках виньетки, заставки, узоры и рамки, чтобы украсить ими бездарные стихи богатого заказчика.
А лучшим и самым известным портретом И. И. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру. Ф. С. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Портретом Алесандры Струйской восхищались все современники. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».
Высшее достижение в области парадного портрета
И вот зал 4. По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно.
Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Художественные ценности из дома Струйских будут вывезены, проданы и перепроданы.
А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же -в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). Возможно именно вот таким образом её портрет, созданный почти 250 лет назад, притягивает к ней до сих пор. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой.
Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Но несмотря на столь сдержанную творческую манеру художника, Екатерина II любила портрет работы Эриксена, где она изображена в момент переворота на любимом коне Бриллианте, в платье по форме Преображенского полка. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна.
Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Освещение, по-прежнему выполняющее важную роль в характеристике образов, меняется. С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года.
Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). В 1762 году русский художник назначен в адъютанты Петербургской Академии художеств, благодаря написанным им картинам: «Венера» и «Портрет Петра Фёдоровича в будущем Петра III». Ломоносова к И. И. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Его моделями становятся представители старой московской знати. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9.
Другое дело, что далеко не всем она шла.
Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760г. На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец.
Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) -1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль.
Парадные портреты петербургского периода
Но свое законченное воплощение величественная приятность государыни получила, конечно, на портретах работы Дмитрия Левицкого (1735-1822), среди которых выделяется образ Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия (1783). Это движение на первом плане контрастирует с уходящим вдаль в глубине картины Петром III, также сопровождаемым придворными, причем контраст достигается не только разными векторами двигающихся групп и соотнесением планов полотна, но и цветовым решением. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. При этом известно, что работал он не очень быстро. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних— ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Любопытно, что на стенах зала, где разворачивается торжество, Якоби «развесил» картины екатерининского времени, в том числе аллегорические портреты императрицы кисти Торелли (в образе Минервы) и Левицкого (в образе жрицы богини Правосудия), хотя ни того, ни другого портрета в 1765 году еще не существовало.
На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833-1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Растрелли.
На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. По его протекции Ф. С. Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза.
Судьба Струйской была не очень удачной. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Рокотова было много заказов от знатных особ.
- Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
- Описание картины «Портрет Екатерины »
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
- Портреты женщин века художника Рокотова
- Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)
Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г. Г. Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же вариант – в Дворце-музее Павловска). Рокотов работает в жанре камерного портрета и его разновидности – интимного изображения. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, вот таким образом «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. формируется классический «рокотовский» стиль.
Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729-1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716-1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни.
Струйский был одной из самых причудливых и странных личностей XVIII столетия. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Женские портреты, как правило, овальной формы. Вообще художники XVIII века старались писать портреты улыбающихся моделей, когда работали на заказ. Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление.
- Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
- Сочинение-описание картины Рокотова «Портрет Екатерины 2»
- Портреты Екатерины и ее приближенных
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Фигура великой императрицы: путь к правлению
Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751-1830) и Владимир Боровиковский (1757-1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Его часто приглашали ко двору. Контуры фигур растворены, они как бы сплавляются с густым мерцающим фоном. С конца 1760-х гг.
В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722 – 1782). В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии.
- Лик Екатерины 2: традиции изображения
- Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
- Рядом расположены достопримечательности
- О жизни и творчестве выдающихся художников
На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Удивительно красивые лица. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707 – 1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным.
Так возникает эффект мерцания, ощущение особой призрачной атмосферы. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Но она была человеком своего времени. Но это Рокотов. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск).
Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Художника привлекает внутренняя красота человека. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка.
Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям.
- Отправить запрос на изготовление копии
- Сочинения по картинам 5-9 класс
- Портретная галерея Фёдора Рокотова
- Фёдор Степанович Рокотов (1735-1808)
Судьба его очень необычна и до сих пор не все в биографии выяснено. При этом художник остается верен натуре. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами. Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Но. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым— отныне он работал только для частных клиентов. Именно Ф. С.
В начале 1770-х Рокотов, устав от придворных скандалов, уезжает в Москву. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Если мы обратимся к воспоминаниям о ней современников, то в большинстве случаев найдем описание именно этой доброжелательной, милостивой, располагающей к себе улыбки. Н. Е.
- Портреты последнего периода жизни
Но уже в 1920-х годах в государственные музеи стали поступать картины Рокотова из национализированных частных коллекций. Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения.
Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. Он был человеком начитанным, знавшим языки. На портрете ему примерно 23 года. Рокотов хорошо знал Струйского и вот таким образом можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура. А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. В конце 1780-х годов в творчестве Рокотова вновь начинает преобладать парадный портрет. Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». Но об этом чуть ниже.
Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Его автор Михаил Микешин (1835-1896) уже один раз изобразил великую императрицу- на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Возможно, у художника слабело зрение.
«Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Императрица изображена в профиль в полный рост в царской обстановке. Наконец, та же Анна Розина де Гаек написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-па-жом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер.
Более неестественное изображение и представить себе сложно. Художники прославляли правление Екатерины Алексеевны, представляли ее мудрой и просвещенной монархиней, создавали желаемый образ. А на рисунке Валентина Серова (1865-1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. 1780-е – нач. 1790-х – новый период творчества художника. В 1770-е для Рокотова становится характерным раскованная манера письма.
Знаменитый и загадочный Федор Степанович Рокотов, даже дата его рождения остается неизвестной, а дату смерти установили недавно. Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря.
Это была эпоха столетия ее царствования. Шувалова был принят в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге (ИАХ). Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712-1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни.
Источник света помещен сбоку. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играёт одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831-1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874).
В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Живописное начало преобладает над рисунком. Изысканная цветовая гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета.
Рокотова от его современников. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Рокотов, Федор Степанович, Портрет Прасковьи Николаевны Ланской Начало 1790-х 74 x 53 (овал) см Холст, масло Россия Москва. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Свободно положенные мазки обозначают абрис формы, не совпадая с ее границами.
Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Переплетчики обертывали книги в глазет, в сафьян, в пергамент. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами.