Портрет Из Фруктов
В статье – об удивительных и оригинальных портретах из овощей и фруктов. Соберите с ребенком портрет из целых овощей и фруктов, как это сделала художница. Создавая столь прекрасные картины и портреты из овощей и фруктов, мастер своего дела дарит ощущение счастья людям, делая их жизнь ярче, красивее и добрее. Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции используются изображенияфруктов, овощей и других органических элементов. Теперь из овощей и фруктов можно не только готовить полезные блюда, но и создавать забавные портреты.
Клаус Энрике Джердес, фотограф из Нью-Йорка, который создал серию оригинальных портретов, сделанных исключительно из овощей, фруктов и цветов. Видя эти невероятные художественные работы впервые, я подумала, что эти работы являются шедеврами известного Джузеппе Арсимбольдо (1527 – 1593) – итальянского художника, который известен своими образными портретами, сделанными полностью из фруктов, овощей и цветов. Меня зовут Анна Токарска, а я – польский художник и фотограф, создающий реалистичные портреты, состоящие из фруктов и овощей.
Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В 1575—1576 годах ему было пожаловано 65 гульденов и 75 талеров за живописные работы для покоев императора и для двора саксонского курфюрста.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Необычные портреты из овощей и фруктов от Анны Токарской (8 фото)
И художник это выразил в портретах. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Монарх бесконечно благоволит ему и даже жалует дворянский титул, с правом иметь собственный герб.
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. По словам создателей каждое фруктово-овощное лицо имеет имя и личность. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Арчимбольдо показал, как тесно связаны между собой человек и природа. Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. Существует версия, что росписи в церкви св. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Фотограф Эмили Драйден (Emily Dryden) из Нью-Йорка и скульптор Захиде Пиетри (Zahyd Pietri) из Пуэрто-Рико запустили необычный фотопроект «Fresh Faces» (Свежие лица), в рамках которого они создали необычные портреты, объединяя в них творчество с фруктами и овощами. Дата рождения художника неизвестна. Добавить цветы в свои портреты фотограф решил после серии работ с листьями. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Мы решили не рассказывать их, чтобы не портить зрителям удовольствие, — сказала Эмили.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В 1575 году Максимилиан II узаконил положение внебрачного сына Арчимбольдо — Бенедетто, а в 1576 году художник удостоился последнего дара императора в размере 200 гульденов2829. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Стоит представить себе насколько сильно должно быть развито воображение. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. У нас есть истории для каждого из них, которые вы можете видеть в их выражениях лиц. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Портрет из овощей и фруктов для детей сделает трапезу незабываемой.
В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века, а помогли вернуть интерес к полотнам — сюрреалисты, которые оценили его новаторские идеи.
Даже оторопь берет. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Помимо исполнения обязанностей придворного живописца и декоратора, курировал приобретение предметов искусства, занимался организацией праздников и вёл инженерные работы. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Вы значительно увеличите словарный запас ребенка.
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. И наконец в 1588 году Арчимбольдовозвращается в Милан, где получает ещё один почётный титул — пфальцграфа, что поставило его в один ряд с великим Тицианом. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Прослужив при дворе Габсбургов около 25 лет, в 1587 году художник вышел в отставку и вернулся в Милан, однако продолжал создавать произведения в избранном им стиле, которые отсылал в Прагу. Юное лицо Весны как будто соткано из нежных цветов.
Свежие лица: художник создает портреты, объединяя творчество с овощами и фруктами
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Вообще художнику очень повезло с покровителями.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Картин Джузеппе Арчимбольдо дошло до нас чрезвычайно мало. Также вполне вероятно его пребывание на родине в 1581 году, поскольку в одной из записей городского архива от 17 марта упоминается, что тогда его сыну Бенедетто ещё не исполнилось 18 лет36.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Но главное здесь заключено не в передаче возраста. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Портреты из овощей и фруктов, оригинальные идеи гения
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Публиковались и другие работы20. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. КартиныАрчимбольдо могут казаться шутливыми, гротескными, но благодаря тому, что флора и фауна выписана вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищаются на протяжении столетий.
Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Более того, ребенок зрительно запомнит, как выглядят овощи и фрукты. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Создавая вместе «съедобные картинки», вы можете включить приятную детскую музыку и ваш малыш будет эстетически развиваться.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Презентация по ИЗО на тему Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Лето – женское лицо, составленное из колосьев, фруктов и овощей, а Зима – лицо старика. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. У того же Мориджиа упоминается, что прапрадед Джузеппе — Гвидо Антонио Арчимбольдо — овдовев, стал в 1489 году архиепископом Милана, унаследовав сан от покойного брата Джованни.
Вариантов «Времен года» было несколько. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. На воинственное начало указывают и пушки.
Ведь создание таких «съедобных картин» не только полезно для здоровья малыша, но и чрезвычайно занимательно и познавательно в плане развития. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».